Муниципальная и государственная собственность в чем разница
Государственная и муниципальная собственность
Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:
1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;
2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);
3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.
Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.
Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.
Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.
Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.
Энциклопедия решений. Государственное и муниципальное имущество
Государственное и муниципальное имущество
— числится в составе казны публично-правового образования;
— закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
— закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.
Данное правило в полной мере распространяется на имущество:
1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);
2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;
3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;
4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):
— с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);
— с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.
Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).
Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).
Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).
Особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов представлены в таблице:
Правовой режим имущества, учитываемого на балансе госучреждения
Статья 29. Муниципальная собственность
Статья 29. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
ГАРАНТ:
Об объектах, относящихся к муниципальной собственности, см.: Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
ГАРАНТ:
О приватизации государственного и муниципального имущества см. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.