Муниципальное управление что означает
Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).
Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.
Местное самоуправление — это …
Разберем термин «местное самоуправление» дословно:
Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.
Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.
В чем заключается суть местного самоуправления:
При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.
Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.
А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).
Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.
Местное самоуправление как субъект структуры власти
Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:
Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.
Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131
Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.
Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.
В данном документе прописаны следующие моменты:
Органы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.
Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.
Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.
Глава МСУ избирается населением или представительным органом.
Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.
Какие вопросы решает местное самоуправление
Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):
Формы местного самоуправления
Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.
Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).
Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.
Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).
Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.
Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.
Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.
Краткое резюме
Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.
Читайте наш блог, получайте новую информацию!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.
Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90
Понятие муниципального управления
Содержание
1. Понятие муниципального управления…………………………………….…5
1.1 Муниципальное управление в РФ………………………………………..7
1.2 Цель и перечень задач муниципального управления……………….…10
1.3 Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели………………………………………………………………………..16
2. Анализ муниципального управления……………………………………….20
2.1 Проблемы эффективности муниципального управления……………..20
2.2 Развитие муниципального управления: МО «Город Йошкар- Ола». 24 3. Пути совершенствования системы муниципального управления в России
3.1. Основные векторы дальнейшего развития……………………….……31
Список используемых источников…………………………………. …39
Введение
Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.
Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным. Если использовать применительно к органам местного самоуправления терминологию П. Друкера, то они должны предоставлять «нужные, правильные услуги» (результативность), как следствие того, что услуги предоставляются «правильно» (эффективность).
Ядром управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешное решение то, которое реализуется результативно и эффективно.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления призваны разрешать проблемы тех, ради кого они «созданы» и работают. Проблема — это фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию объекта управления. Проблемы могут проявляться не только как фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию, но и как ситуация, когда находится под угрозой либо задача, требующая разрешения, либо потенциальная возможность.
Актуальность темы данной курсовой работы продиктована в первую очередь глобальными изменениями в эффективности органов муниципального управления.
Предмет: органы муниципального управления.
Объект: проблемы связанные с эффективностью работы органов муниципального управления.
Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— найти само понятие «управление»; разглядеть специфику муниципального управления; выявить составляющие эффективности муниципального управления; обозначить пути повышения эффективности муниципального управления в Российской Федерации.
— основы муниципального управления в г. Йошкар-Ола : работа органов муниципального управления г. Йошкар-Ола.
Структура работы: в соответствии с целью и поставленными задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно поэтому местное самоуправление призвано обеспечивать достижение этих целей, и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Понятие муниципального управления
Управление — это взятие субъектом управления на себя обязательств перед носителями проблемы, в качестве которых выступают личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению. При этом под качеством управления понимается степень соответствия результатов деятельности органа власти требованиям и ожиданиям личности, домашнего хозяйства, населения, бизнеса и т.п., измерителям, посредством которых они оценивают свои ожидания [7].
В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципального управления субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).
Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями
Объектом муниципального управления является муниципальное образование.
Следовательно, муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Внутри муниципального управления, также как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.
Эффективность муниципального управления — это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение [5].
Если подойти к вопросу эффективности управления с данных позиций, то можно сказать, что муниципальное управление находится в «эмбриональном, зачаточном» состоянии на пути к цивилизованному эффективному управлению.
Содержание понятий «государственное и муниципальное управление»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государственное и муниципальное управление – это виды публичной власти, распространяющиеся на государство, его регионы, муниципальные образования и призванные обеспечивать защиту интересов населения и удовлетворение его потребностей.
Понятие государственного управления
Государственное управление представляет собой вид публичной власти, реализуемый органами государственного управления федерального и регионального уровня с целью обеспечения социально-экономического развития государства и его укрупненных территориальных единиц в соответствии с интересами и потребностями населения.
Государственное управление является воплощением деятельности органов государственного управления и должностных лиц, состоящей в практической реализации стратегий развития общества и укрепления государства.
Понятие государственного управления носит дискуссионный характер, поскольку не имеет законодательно закрепленного содержания. Данное понятие трактуется специалистами как в широком, так и в узком смысле.
В первом случае под государственным управлением понимают целостную сферу деятельности государственной власти, различных ветвей этой власти, органов и должностных лиц. Государственное управление выступает в качестве воздействия государства практического, организующего и регулирующего характера на жизнедеятельность общества для ее сохранения, упорядочивания, преобразования на основе использования властной силы.
Также государственное управление характеризуется как воздействие целенаправленного организационно-регулирующего характера на различные процессы, протекающие в обществе, деятельность и отношения граждан.
Государственное управление также можно рассматривать как деятельность, направленную на реализацию полномочий законодательного, исполнительного, судебного и нового властного характера, осуществляемых для обеспечения исполнения функций государства по отношению к обществу или его отдельным частям.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственное управление представляет собой процесс регулирования внутригосударственных отношений за счет распределения сфер влияния между ветвями власти и территориальными уровнями управления.
Во втором случае понятие государственного управления призвано характеризовать управленческую деятельность, осуществляемую органами государственного управления их должностными лицами. В этом смысле государственное управление характеризует исполнительную ветвь власти.
Государственное управление в узком смысле представляет собой управленческую деятельность исполнительно-распорядительных органов, состоящую в воздействии этих органов на управляемый объект либо приведение его в состояние, соответствующее достижению определенных целей развития. Инструментами достижения цели в этом случае выступают нормативно-правовые акты, организационно-контрольные мероприятия.
Задачи государственного управления состоят в регулировании общественных отношений, управлении общественными и собственными делами.
Понятие муниципального управления
Муниципальное управление представляет собой нижний уровень публичной власти, суть которого сводится к осуществлению деятельности выборными и иными органами муниципального управления, направленной на развитие муниципального образования в социально-экономическом плане, управление муниципальным имуществом, муниципальным хозяйством, муниципальным бюджетом.
Муниципальное управление можно охарактеризовать следующим образом:
Среди специалистов существует дискуссия о тождественности понятий «муниципальное управление» и «местное самоуправление». Большинство склоняется к мнению, что муниципальное управление не тождественно местному самоуправлению. Местное самоуправление представляет собой более широкое понятие, включая в себя разнообразные формы реализации данной власти, в то время как муниципальное управление представляет собой часть местного самоуправления, реализуемого органами муниципального управления и их должностными лицами.
Объектом управления муниципального управления выступает муниципальное образование, его развитие в социально-экономическом плане. В качестве субъектов муниципального управления выступают органы муниципального управления и их должностные лица.
Главная цель муниципального управления состоит в обеспечении роста качества и уровня жизни населения муниципального образования.
Российское законодательство гарантирует муниципальному управлению обособленность от государственного управления, а также финансовую и иную самостоятельность. На практике муниципальное управление находится в зависимом положении по отношению к государственной власти, поскольку не обладает достаточными источниками финансовой независимости, что требует получения дополнительных средств на осуществление муниципального управления от федерального и региональных бюджетов.
Муниципальный уровень власти является наиболее приближенным к населению, за счет чего предполагается более эффективное решение задач развития местного сообщества. На сегодняшний день муниципальное управление в Российской Федерации является инструментом реализации государственной политики на местах, поскольку продолжает стратегию государственного управления на федеральном и региональном уровнях.
Система органов муниципального управления
Система муниципального управления: терминология
Начнем с расшифровки ряда определений, которые будут встречаться в статье:
Элементы системы муниципального управления
Как гласит Конституция РФ, местное самоуправление в России осуществляется гражданами в различных организационных формах.
Совокупность таких форм образует единую систему местного самоуправления, посредством которой и решаются вопросы локального значения.
В общей системе местного самоуправления можно выделить еще одну — совокупность органов муниципального управления, деятельность которых направлена (мы уже выше говорили об этом) на упорядочивание воздействия на происходящие в муниципальном образовании процессы.
Обратите внимание! Системой муниципального управления называют совокупность всех ее элементов и связей между ними, которые обеспечивают ее стабильное функционирование.
Перечислим элементы системы муниципального управления.
Субъекты системы
Субъекты системы — местное сообщество (население, проживающее на данной территории), органы муниципального управления (в т. ч. представительные органы МСУ, выборные представители населения, которым оно делегирует свои полномочия по управлению, должностные лица, местная администрация, муниципальные служащие).
Объекты системы
Объект системы — собственно муниципальное образование: территория МО, в т. ч. инфраструктура, объекты муниципального имущества, организации, предприятия и учреждения, средства местного бюджета. Также является объектом муниципального управления деятельность людей, их коллективов по производству материальных и духовных благ, социальная среда (т. е. потребительские ценности, которые удовлетворяют частные и общественные потребности).
Предмет регулирования
Предмет — это то, что именно регулирует система. Муниципальное управление регулирует социально-экономические процессы на территории МО в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
В основе системы муниципального управления лежит взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием). Определенный субъект муниципального управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов, и только в совокупности они образуют систему муниципального управления.
Ниже на схеме мы отобразили сущность системы муниципального управления.
Важно! Местное самоуправление и муниципальное управление — это не тождественные понятия. Так, первое гораздо шире по своему содержанию и включает в себя все формы реализации местного самоуправления. Муниципальное управление реализуется органами муниципального управления, наделенными для этого соответствующими полномочиями.
Дополнительно по теме рекомендуем прочитать статью на сайте КонсультантПлюс «Коррупция в системе муниципального управления: причины и способы противодействия». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Система органов муниципального управления
Рассмотрим, какие органы входят в структуру системы муниципального управления и чем они занимаются.
Органы муниципального управления — это властные органы, формируемые или создаваемые в муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального и местного законодательства с целью осуществления муниципального управления.
Обратите внимание! Органы муниципального управления не входят в систему органов государственной власти.
Органы муниципального управления формируются:
В структуру органов муниципального управления входят:
Глава муниципального образования
Это высшее должностное лицо МО, наделенное уставом МО и федеральным законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава МО может называться, например, мэром, главой местного самоуправления, руководителем МО и др. — официальное название будет определено уставом и законодательством соответствующего МО.
Представительный орган МО
Это выборный орган МСУ, наделенный правомочием представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Такой орган власти действует на территории конкретного МО. Это дума (городская, областная), совет депутатов, муниципальное собрание или совет и др.
В компетенцию представительного органа МО входят в т. ч. следующие полномочия:
Местная администрация
Является исполнительно-распорядительным органом в системе местного самоуправления. Наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных госполномочий.
Контрольный орган
Законодательством России предусматривается создание в МО специальных контрольных органов, которые осуществляют контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения и за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью муниципалитета.
Наименование контрольного органа определяется на местном уровне: контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.
Этот орган не является обязательным, создается по решению конкретного муниципалитета. Действует на основании положения, утверждаемого представительным органом МО.
Иные органы муниципального образования
В структуре органов управления МО могут быть и т. н. иные органы и должностные лица, предусмотренные уставом МО. Такие органы наделяются специальными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К ним относятся, например, избирательная комиссия МО, муниципальная полиция и др.
Итак, муниципальное управление и местное самоуправление — это не идентичные понятия. Второе гораздо шире и включает в себя первое. Система муниципального управления состоит из взаимосвязанных элементов, в т. ч. субъекта (местного населения и органов муниципального управления), объекта (МО) и устойчивых взаимосвязей между ними.
В систему органов муниципального управления входят глава муниципального образования, представительный орган, местная администрация (обязательные), а также могут входить контрольный орган и иные органы и должностные лица.