Муниципальный жилищный контроль что это такое функции

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ». Жилищный фонд. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ». Жилищный фонд. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Жилищный фонд

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям и и гражданами обязательных требований.

Источник

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Источник

Статья 2. Цели, задачи и предмет муниципального жилищного контроля

1. Основными целями муниципального жилищного контроля являются:

— обеспечение безопасных и комфортных условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде;

— повышение эффективности использования и содержания муниципального жилищного фонда;

— обеспечение сохранности муниципального жилищного фонда;

— предупреждение процесса старения и разрушения муниципального жилищного фонда;

— предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере использования и сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

— соблюдение законодательства, требований по использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, соответствию жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа город Шарья Костромской области.

2. Основной задачей муниципального жилищного контроля является проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Костромской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами городского округа город Шарья.

1) к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе требований к муниципальным жилым помещениям городского округа город Шарья, их использованию и содержанию;

2) к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности городского округа город Шарья;

3) к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности городского округа город Шарья;

4) к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности городского округа город Шарья;

5) к предоставлению коммунальных услуг пользователям муниципальных жилых помещений;

6) энергетической эффективности и оснащенности муниципальных жилых помещений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Какие виды муниципального контроля органы МСУ вправе осуществлять с 1 июля

С 1 июля в ведении органов местного самоуправления осталось семь видов муниципального контроля. Три вида исключены из ведения местных властей. Законодатель привел положения отраслевых федеральных законов о видах контроля в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Для каждого вида установлено его наименование и предмет контроля. Кроме того, изменились правила, по которым инспекторы осуществляют выборочный контроль, выездные обследования и наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности). Об этих изменениях читайте в статье.

Какие виды контроля остались в ведении органов МСУ

По новым правилам к ведению органов МСУ относятся семь видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов. Посмотрите информацию об этих видах контроля и их уточненные названия в таблице ниже.

Виды контроля, которые с 1 июля находятся в ведении органов МСУ

Какой нормой установлен

Муниципальный контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Статья 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 27 ч.1 ст. 14, п. 22 ч. 1 ст. 15, п. 30 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение на особо охраняемых природных территориях местного значения:
режима таких территорий;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий
Муниципальный контроль в сфере благоустройства
Пункт 16 ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов…» (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг
Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
Статья 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:
к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;
осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них
Муниципальный земельный контроль
Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение обязательных требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По итогам проверки инспектор вправе составить акт и направить его копию в орган государственного земельного надзора. Последний примет решение и сообщит о нем в орган муниципального контроля
Муниципальный жилищный контроль
Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:
к использованию и сохранности жилфонда;
формированию фондов капитального ремонта;
созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.
Муниципальный лесной контроль
Статья 84 ЛК (п. 32 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения
Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (п. 4.1 ч. 1 ст. 14, п. 4.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение организацией в процессе строительства, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения требований Закона № 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных НПА

Документ: Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ

Полномочия органов муниципального контроля, закрепленные в отраслевом законодательстве, теперь соответствуют вопросам местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления…».

Какие виды контроля исключены из ведения органов МСУ

Одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, которые не относятся к их компетенции.

Пример. Статья 5 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусматривает контроль органов МСУ в сфере недр. Данные полномочия не относятся к вопросам местного значения, закрепленным в Законе № 131-ФЗ. Но прокуратура часто настаивала на принятии правовых актов и осуществлении муниципального контроля в этой сфере. Это требовало дополнительных расходов местного бюджета.

Теперь эта проблема решена. По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

Из ведения органов местного самоуправления исключены еще два вида контроля:

Документ: Утратили силу часть 1 статьи 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» и часть 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности…»

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования. Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Алексей Пахомов. советник руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве

Источник

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Методические рекомендации

по осуществлению муниципального жилищного контроля

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Более полно остановимся на полномочиях органов муниципального жилищного контроля и предмете проверок.

В целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, осуществляются следующие виды муниципального жилищного контроля:

1) контроль за техническим состоянием и использованием муниципального жилищного фонда, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту;

2) контроль за соблюдением правил пользования муниципальными жилыми (нежилыми) помещениями нанимателями и членами их семей, пользователями нежилых помещений, за использованием жилых (нежилых) помещений по целевому назначению и своевременной подготовкой их к сезонной эксплуатации;

3) контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях;

4) контроль за наличием в многоквартирных домах коллективных, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета энергетических и водных ресурсов (при наличии технической возможности) и соблюдением обязательных требований энергетической эффективности;

5) контроль за доведением до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Муниципальный контроль осуществляется в многоквартирных домах, в которых все жилые и (или) нежилые помещения либо их часть находятся в муниципальной собственности (ч. 4 ст.2 Закона-115-оз).

I. ПРОВЕРКИ, ПРОВОДИМЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНА № 294-ФЗ:

1. Контроль за техническим состоянием и использованием муниципального жилищного фонда, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту;

Кроме того, муниципальным образованиям на праве собственности могут принадлежать нежилые помещения, которые также должны эксплуатироваться надлежащим образом.

Поскольку муниципальные образования являются собственником данных помещений, то в силу требований ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации им принадлежит и общее имущество, которое должно обслуживаться и использоваться надлежащим образом.

а) собственниками помещений:

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

Таким образом, в зависимости от выбранного собственниками способа управления ответственность несут за содержания общего имущества:

— организация, заключившая с собственниками договор о содержании и ремонте общего имущества;

— ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

Вышеуказанные субъекты, ответственные за содержание общего имущества, подлежат проверке на предмет надлежащего содержания общего имущества.

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил содержания общего имущества ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен Правительством РФ от 3.04.2013 № 290. Перечень услуг, периодичность их исполнения, порядок изменения такого перечня должен быть предусмотрен договором управления многоквартирным домом (ч.3
ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае выявления нарушений, в содержании общего имущества выдается предписание на устранение выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушения.

Субъект проверки подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 7.22. КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС от 17.02.2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.

Вместе с тем при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей.

Муниципальный жилищный инспектор составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях РФ. Протокол направляется в Службу жилищного и строительного надзора для привлечения к административной ответственности.

2. Контроль за соблюдением правил пользования муниципальными жилыми (нежилыми) помещениями нанимателями и членами их семей, пользователями нежилых помещений, за использованием жилых (нежилых) помещений по целевому назначению и своевременной подготовкой их к сезонной эксплуатации;

Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации от 21.01.2006 № 25.

Субъектами проверок являются граждане, проживающие на праве социального найма в жилых помещениях. Поскольку на правоотношения, в которых участвуют наниматели жилых помещений, не распространяется Закон 294-ФЗ, составляется акт обследования муниципального жилищного фонда по форме, установленной актом органа муниципального жилищного контроля (п.3 ч.7 ст.2 Закона 115-оз).

Выявление нарушений Правил пользования жилыми помещениями влечет административную ответственность (ст.7.21 КоАП РФ).

Нормативные правовые акты, которые могут быть использованы при осуществлении контроля за соблюдением правил пользования жилыми помещениями:

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения».

Осуществление контроля за подготовкой жилищного фонда к сезонной эксплуатации

При осуществлении контроля за подготовкой жилищного фонда к сезонной эксплуатации необходимо проверять управляющие компании (ТСЖ, ЖСК, иные специализированные кооперативы, если они сами осуществляют управление многоквартирным домом) на предмет выполнения ими обязательных требований ПиН ТЭЖФ (пункт 2.6).

Контроль за подготовкой жилищного фонда возможен в рамках проведения плановых проверок (ч.9 ст.9 Закона № 294-ФЗ, ч. 4.1 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации), а также внеплановых проверок в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Иные нормативные правовые акты: Федеральный закон от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ст.20);

Приказ Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду».

3. Контроль за предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых (нежилых) помещениях.

Осуществляется при плановых проверках, а также внеплановых по заявлению граждан, чьи права нарушены проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (подпункт «в» пункта 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Предметом плановой проверки являются (п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354):

— анализ заключенных договоров между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями;

— анализ заключенных договоров между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в случаях предусмотренных законодательством;

— контроль качества предоставления коммунальных услуг (наличие жалоб на качество услуг, факт фиксации в журнале нарушения качества коммунальных услуг в порядке, установленном разделом X Постановления № 354);

контроль за порядком определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии;

контроль за порядком перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении;

контроль за порядком изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

контроль за основанием и порядком приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

При осуществлении контроля за предоставлением коммунальных услуг по обращениям граждан рассматриваются вопросы, которые поставлены в обращении.

Нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

2. «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»;

3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

4. Приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах»;

5. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124
«О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

6. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549
«О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;

7. Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

8. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения».

Правоприменительная судебная практика:

1. Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № АПЛ14-343
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.04.2014
№ АКПИ14-95, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 105, 106, 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

2. Решение Верховного Суда РФ от 02.07.2014 № АКПИ14-458
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 5.6.3, 5.6.19, 5.6.20, 5.6.21, 5.6.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, частично недействующим подпункта «е» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

3. Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2014 № АКПИ14-470
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

4. Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2014 № АКПИ14-471
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

5. Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2014 № АПЛ14-220
Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.01.2014 № АКПИ13-1156, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании абзаца третьего пункта 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и второго предложения пункта 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утв. Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 № 454;

6. Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2014 № АКПИ14-249
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

7. Решение Верховного Суда РФ от 05.05.2014 № АКПИ14-197
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

8. Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2014 № АПЛ14-134
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.01.2014
№ АКПИ13-1207, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев седьмого и двадцатого пункта 2, подпункта «а» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

9. Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2014 № АКПИ14-98
Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании формулы 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

10. Решение Верховного Суда РФ от 04.04.2014 № АКПИ14-95
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 105, 106, 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

11. Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2014 № АПЛ14-99
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.01.2014
№ АКПИ13-1116, которым было оказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

12. Иные определения и решения ВС РФ об обжаловании положений постановления № 354.

4. Контроль за наличием в многоквартирных домах коллективных, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета энергетических и водных ресурсов (при наличии технической возможности) и соблюдением обязательных требований энергетической эффективности.

Контроль осуществляется как в рамках плановых проверок, так и в рамках внеплановых проверок (по обращениям) по соблюдению обязательных требований законодательства об энергосбережении.

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета использования воды, электрической энергии.

После 1 июля 2012 года установку приборов учета должны осуществить ресурсоснабжающей организации, поставляющие соответствующие ресурсы.

При рассмотрении обращений необходимо уточнять: имеются или нет приборы учета (общедомовые и поквартирные). При отсутствии общедомовых приборов понуждать ресурсоснабжающие организации к установке. При выявлении таких фактов необходимо доводить до сведения антимонопольной службы (ч.6 и 12 ст.9.6, ст.23.48 КоАП РФ).

В части установки приборов учета ресурсов (общедомовых и поквартирных) необходимо уточнять имеется ли техническая возможность установки прибора учета и доводить до сведения жильцов (дабы побудить их к установке приборов учета), что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги будет определяться с учетом повышающего коэффициента.

При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды определяется с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

В процессе эксплуатации многоквартирного дома организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами также несут ответственность за оснащенность приборами учета используемых энергетических (ремонт, поверку), а также повышение энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (ч.4 ст.9.16 КоАП РФ). При проверках необходимо обращать внимание на наличие приборов учета, своевременность их поверки и исправность.

В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (ч.4 ст.12 Закона № 261-ФЗ).

Нормативные правовые акты:

2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

4. Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»;

5. Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»;

6. Приказ Минрегиона РФ от 13.07.2006 № 83 «Об утверждении Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа»;

7. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;

8. Письмо ФАС России от 13.12.2013 № КА/50647/13 «Разъяснения о возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета»;

9. Письмо Минрегиона России от 27.10.2011 № 29432-АП/14
«О заключении договоров, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета»

11. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034
«О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (в части ввода в эксплуатацию прибора учета).

12. «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936)

5. Контроль за доведением до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствии с частями 7-8 статьи 12 Закона № 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

При проведении плановых мероприятий необходимо обращать внимание имеются ли такие предложения.

II. Проверки, проводимые с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Плановые проверки проводятся на основании плана, утвержденного органами прокуратуры. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 4.1 ст.20 ЖК РФ).

Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований:

— к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;

— к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;

— к порядку внесения изменений в устав товарищества или кооператива;

— к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом:

решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— к порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;

— к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме;

— о фактах нарушений управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса;

— о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

— о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах,

— к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений).

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Сложностей по предмету проверок, указанных в ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации не должно возникнуть, так как все отношения практически регламентируются нормами Жилищного кодекса РФ. При этом необходимо помнить, что при рассмотрении обращения (например: по порядку создания товарищества собственников жилья) необходимо применять нормы законодательства, действующие на момент создания ТСЖ.

Например: норма, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие такого решения была введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ и вступила в законную силу через 10 дней после опубликования, и следовательно должна эта норма распространяться на правоотношения, возникшие после 17.06.2011 года.

Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Соломина Ирина Васильевна, тел.8(3467) 328-014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *