Муп и мбу в чем различие
Муп и мбу в чем различие
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Можно ли муниципальное унитарное предприятие (оказывающее жилищно-коммунальные услуги) преобразовать в бюджетное учреждение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное унитарное предприятие может быть преобразовано в бюджетное учреждение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елдошева Александра
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать
Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года. До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением. Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.
Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.
В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы
Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:
— осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
— работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
— обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:
— в муниципальные бюджетные учреждения;
— акционерные общества;
— общества с ограниченной ответственностью.
Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.
На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов
По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня. Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг. Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.
Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.
По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.
Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением
АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.
Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:
— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.
Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам. Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор. Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.
Глава 2. Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения
Глава 2. Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения
2.1. Муниципальные предприятия
Имущество муниципального предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (унитарное предприятие) или на праве оперативного управления (казенное предприятие), является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Муниципальное предприятие создается для:
— производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей района и получения прибыли;
— использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для техногенной, экологической или иной безопасности района, обеспечения функционирования транспорта, реализации стратегических интересов; осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам); осуществления отдельных дотируемых видов деятельности;
— обеспечения стабильного функционирования инфраструктуры района, а также рынка основных потребительских товаров, работ и услуг;
— производства отдельных видов продукции;
— иных целей, определенных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления района.
Муниципальное казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд района;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
необходимости производства отдельных видов продукции;
необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Управление муниципальным предприятием предполагает:
оптимизацию структуры и количества муниципальных предприятий;
мониторинг результатов уставной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на основе данных статистического учета;
контроль сохранности, реновации и целевого использования муниципального имущества, переданного муниципальным предприятиям в хозяйственное ведение или оперативное управление, согласование сделок муниципального предприятия в установленных законодательством случаях;
оценку деятельности руководителя муниципального предприятия;
отчет руководителя муниципального предприятия на балансовой комиссии администрации района;
принятие решений о внесении изменений в учредительные документы, в трудовой договор с руководителем, о проведении внутренней и внешней реструктуризации, реформировании и (или) реорганизации муниципального предприятия, о смене руководителя муниципального предприятия.
Управление муниципальными предприятиями осуществляется Советом, администрацией района в рамках их компетенции, установленной правовыми актами, определяющими статус этих органов и настоящим Положением.
Совет определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;
определяет порядок, размер и сроки перечисления в районный бюджет части прибыли муниципальных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
дает согласие на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного за муниципальным предприятием;
определяет порядок распределения доходов муниципального казенного предприятия.
Администрация района, используя права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, переданные ей собственником имущества:
— формирует уставный фонд муниципального предприятия;
— утверждает устав муниципального предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;
— назначает на должность руководителя муниципального предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, утверждает порядок проведения аттестации руководителя муниципального предприятия;
— заслушивает отчеты руководителей муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера муниципального предприятия;
— дает согласие на участие муниципального предприятия в коммерческих или некоммерческих организациях, ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
— утверждает показатели экономической эффективности деятельности муниципального предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств муниципального предприятия;
— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
— дает согласие на распоряжение муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальным предприятием, за исключением случаев отчуждения недвижимого имущества, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия, на совершение иных сделок;
— дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, на совершение крупных сделок, сделок, в которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
— вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
— доводит до муниципального казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
— утверждает смету доходов и расходов муниципального казенного предприятия;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, переданного муниципальному предприятию;
— осуществляет иные права и обязанности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.
Полномочия администрации района по управлению муниципальными предприятиями осуществляются непосредственно Главой администрации района либо через уполномоченное лицо.
Муниципальное предприятие может быть образовано путем учреждения (создания), либо путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования действующего юридического лица.
Муниципальное предприятие считается созданными и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации.
Муниципальное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с действующим законодательством и своим уставом.
Решение о создании или реорганизации муниципального предприятия принимается Главой администрации района. Проект данного решения направляется на согласование председателю Совета.
Инициатива в создании муниципального предприятия, реорганизации или ликвидации существующих муниципальных предприятий может принадлежать Совету, Главе администрации района, структурным подразделениям администрации района (отделам, управлениям).
Предложение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий направляются инициирующим лицом на имя Главы администрации района для принятия решения о создании, реорганизации или ликвидации муниципального предприятия.
Решение о ликвидации муниципального предприятия принимает Глава администрации района по согласованию с Советом.
Постановление администрации района о создании муниципального предприятия должно содержать в себе:
— решение о создании;
— сведения о полном фирменном наименовании и месте нахождения муниципального предприятия;
— сведения о порядке формирования уставного фонда муниципального предприятия;
— поручение МУ «Финансовое управление Администрации Лямбирского муниципального района» наделить муниципальное предприятие денежными средствами, если уставный фонд предприятия полностью или частично формируется за счет денежных средств.
Учредительным документом муниципального предприятия является устав. Устав муниципального предприятия должен содержать:
полное и сокращенное фирменные наименования муниципального предприятия: указание на место нахождения муниципального предприятия; цели, предмет, виды деятельности муниципального предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества муниципального предприятия;
наименование органа муниципального предприятия (руководитель, директор, генеральный директор), порядок назначения на должность руководителя муниципального предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения с ним трудового договора;
перечень фондов, создаваемых муниципальным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
сведения о размере уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также направлениях использования прибыли; иные предусмотренные законодательством сведения.
Муниципальное предприятие наделяется Уставным фондом в размере не менее суммы, установленной федеральным законодательством на момент регистрации предприятия.
Уставный фонд муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия.
В муниципальном казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Оплата уставного фонда муниципального предприятия имущественным взносом (имущественными правами, имеющими денежную оценку) производится путем составления и подписания передаточного акта, утверждаемого Главой администрации района и прилагаемого к уставу.
Компетенция и порядок деятельности единоличного исполнительного органа муниципального предприятия устанавливаются уставом предприятия, трудовым договором с руководителем предприятия.
В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в муниципальном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Структура таких органов, их состав и компетенция определяются уставом муниципального предприятия.
Реорганизация муниципального предприятия может быть осуществлена в форме:
— слияния двух или нескольких предприятий;
— присоединения к предприятию одного или нескольких муниципальных предприятий;
— разделения предприятия на два или несколько муниципальных предприятий;
— выделения из предприятия одного или нескольких муниципальных предприятий;
При реорганизации муниципального предприятия обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств в соответствии с федеральным законом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского учета.
При реорганизации муниципального предприятия составляется разделительный баланс или передаточный акт, содержащий положение о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого предприятия, утверждаемый Главой администрации района.
Постановление администрации района о ликвидации муниципального предприятия должно содержать в себе решение о ликвидации, состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации, срок заявления требований кредиторов (не менее двух месяцев).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого муниципального предприятия. Полномочия ликвидационной комиссии прекращаются с момента исключения муниципального предприятия из единого государственного реестра юридических лиц.
Промежуточный и окончательный ликвидационные балансы муниципального предприятия утверждает Глава администрации района.
В случае, если при проведении ликвидации муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, ликвидационная комиссия предприятия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
2.2. Управление и распоряжение имуществом района, закрепленного на праве хозяйственного ведения
Имущество закрепляется за муниципальным предприятием во владение, пользование и распоряжение в порядке и на условиях, определяемых Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и настоящим Положением.
Имущество муниципального предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества, доходов муниципального предприятия от его деятельности, иных не противоречащих законодательству источников.
Закрепление имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, а также владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется в порядке, определяемом статьями 12, 13 настоящего Положения.
В хозяйственном ведении муниципального предприятия может находиться:
движимое имущество (оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности), объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся на земельном участке, закрепленном за муниципальным предприятием, недвижимое имущество (здания, сооружения, нежилые помещения).
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное муниципальным предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.
Муниципальное имущество, принадлежащее муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, отражается в балансе предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за муниципальным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными нормативными актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.
Закрепление муниципального имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения осуществляется как при его создании, так и в период его деятельности на основании постановления Главы администрации района.
Право хозяйственного ведения на недвижимое муниципальное имущество возникает у муниципального предприятия с момента государственной регистрации права в установленном законом порядке.
Право хозяйственного ведения на движимое муниципальное имущество, закрепляемое за муниципальным предприятием, возникает с момента передачи имущества по передаточному акту, разделительному балансу или иному документу.
Право хозяйственного ведения на движимое, вновь приобретенное муниципальное имущество муниципального предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, возникает с момента его фактического поступления во владение предприятия, которое подтверждается бухгалтерским балансом за отчетный период.
С момента фактической передачи муниципального имущества муниципальному предприятию переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.
Муниципальное предприятие обязано оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено переданное ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество и объекты инженерной инфраструктуры.
2.3. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия
Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.
Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.
Движимым и недвижимым муниципальным имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Сделки, совершаемые муниципальным предприятием, и подлежащие согласованию с собственником его имущества в силу требований законодательства Российской Федерации или устава, подлежат согласованию Главой администрации района путем издания постановления.
Согласие собственника на ниже перечисленные сделки считается полученным без издания отдельного постановления путем внесения указанного перечня сделок в устав муниципального предприятия и в случае их совершения в соответствии с уставными целями и предметом деятельности предприятия (в пределах специальной правоспособности предприятия):
сделки, относящиеся к обычной хозяйственной деятельности, в том числе направленные на приобретение сырья, материалов и оборудования, на реализацию продукции, работ и услуг предприятий и обладающих установленными статьей 23 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» признаками крупной сделки;
сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды предприятием, в том числе на приобретение имущества в порядке дарения, наследования, получение безвозмездных займов;
крупные сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью приобретения прямо или косвенно имущества, стоимость которого менее 25% стоимости чистых активов предприятия на последнюю отчетную дату, но не более 10000 минимальных размеров оплаты труда;
возмездная уступка права требования, а также перевод долга по сделкам, для совершения которых не требуется отдельного согласования собственника.
Под сделки, указанные в п. 6., не подпадают сделки, подлежащие согласованию по иным основаниям (например, сделки с недвижимым имуществом, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность).
Муниципальное имущество, принадлежащее муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, подлежит страхованию за счет средств предприятия.
Уплата налогов и сборов производится муниципальным предприятием самостоятельно в соответствии с налоговым законодательством.
Муниципальное предприятие самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности ежегодно перечисляет в районный бюджет на часть прибыли от использования муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов (в том числе налога на прибыль) и иных обязательных платежей. Фиксированный процент от прибыли для начисления платежей, а также порядок и сроки ее перечисления, устанавливается ежегодно на основании решения Совета о бюджете.
Бухгалтерская отчетность муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, если:
объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда.
Постановлением администрации района могут быть определены иные случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности муниципального предприятия.
Аудиторская проверка осуществляется не позднее первого квартала года, следующего за отчетным годом.
Обязательные аудиторские проверки, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
В случаях неэффективного использования муниципального имущества, либо использования его не в соответствии с целями и видами деятельности, определенными уставом, лица, указанные в п. 9 ст. 8 настоящего Положения, вправе инициировать вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия к руководителю муниципального предприятия, реорганизации, ликвидации предприятия, изменений в его устав.
Муниципальное предприятие, как имущественный комплекс, является объектом учета и наблюдения реестра.
2.4. Типы муниципальных учреждений и особенности их правового положения
2.4.1. Муниципальные бюджетные учреждения
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в подпункте 8.1 настоящего пункта.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, полномочия соответственно органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных подпунктом 8.5 настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются органом местного самоуправления муниципального образования.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
2.4.2. Муниципальные казенные учреждения
Муниципальное казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие муниципального казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета Лямбирского муниципального района на основании бюджетной сметы.
Муниципальное казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в бюджет Лямбирского муниципального района.
Муниципальное казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
Заключение и оплата муниципальным казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных муниципальному казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение муниципальным казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении муниципальных контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это муниципальное казенное учреждение.
В случае уменьшения муниципальному казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения муниципальным казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им муниципальных контрактов, иных договоров, муниципальное казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) муниципальных контрактов, иных договоров.
Сторона муниципального контракта, иного договора вправе потребовать от муниципального казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий муниципального контракта, иного договора.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных муниципальному казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится муниципальное казенное учреждение.
Муниципальное казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
Муниципальное казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.
Муниципальное казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты муниципальному казенному учреждению не предоставляются.
2.4.3. Муниципальные автономные учреждения
Муниципальное автономное учреждение осуществляет свои функции в качестве юридического лица, наделенного определенными имущественными и личными неимущественными правами. Имущество муниципального автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления с особенностями его распоряжения, что повысит эффективность использования муниципальным автономным учреждением принадлежащего ему имущества для достижения поставленных целей. Муниципальное автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным муниципальным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Виды особо ценного движимого имущества (имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено), определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Земельный участок, необходимый для осуществления муниципальным автономным учреждением своих уставных задач, закрепляется за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. Имущество данного учреждения используется только для решения задач, определенных его уставом. Муниципальное автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества. Муниципальное автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться муниципальным бюджетным учреждением. Оно получает в обязательном порядке задание учредителя или исполняет обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, а также осуществляет деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ).
Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется из бюджета Лямбирского муниципального района в форме субсидий и субвенций, и иных источников, не запрещенных законом. Также оно может выполнять услуги на возмездной основе на договорном принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе муниципального автономного учреждения. Органами управления согласно # являются наблюдательный совет, руководитель муниципального автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В муниципальном автономном учреждении создается наблюдательный совет. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер, как для учредителя, так и для исполнительного органа. Наблюдательный совет муниципального автономного учреждения одобряет предложения руководителя муниципального автономного учреждения по таким вопросам, как совершение крупных сделок с имуществом или сделок с заинтересованностью. Таким образом, присутствие наблюдательного совета как коллегиального органа, нисколько не умаляет роли учредителя муниципального автономного учреждения, отведенной ему Гражданским кодексом Российской Федерации.
2.5. Закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями
Муниципальное учреждение осуществляет в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования, распоряжения этим имуществом в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, уставом учреждения.
В оперативном управлении могут находиться:
движимое имущество (оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности);
объекты инженерной инфраструктуры;
недвижимое имущество (здания, сооружения, нежилые помещения).
Имущество, принадлежащее муниципальному учреждению на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью и отражается на балансе учреждения в порядке, установленном действующим законодательством.
Плоды, продукция и доходы от использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное по договорам или иным законным основаниям, поступает в оперативное управление муниципального учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за муниципальным учреждением, возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, нормативными актами или решением собственника.
Право оперативного управления муниципальным имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества.
Закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления осуществляется как при создании, так и в период деятельности муниципального учреждения на основании постановления Главы администрации района.
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у муниципального учреждения с момента государственной регистрации права, в государственном учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента передачи имущества по передаточному акту и (или) разделительному балансу.
Право оперативного управления на движимое, вновь приобретенное имущество в процессе деятельности муниципального учреждения, возникает с момента его фактического поступления во владение, которое подтверждается данными бухгалтерского баланса за отчетный налоговый период.
С момента фактической передачи на праве оперативного управления муниципальному учреждению муниципального имущества к нему переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности закрепленного имущества.
Муниципальное учреждение несет ответственность за сохранность и целевое использование закрепленного за ним имущества.
В случае использования муниципального имущества не в соответствии с целями и видами деятельности, определенными учредительными документами, уполномоченное лицо вправе инициировать вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия к руководителю учреждения, его реорганизации, ликвидации, внесения изменении и дополнений в устав.
Неиспользуемое, используемое не по назначению муниципальное имущество закрепленное на праве оперативного управления, либо не отраженное в балансе имущество, может быть изъято в установленном законом порядке по решению Главы администрации района.
При передаче муниципальному учреждению недвижимого имущества и объектов инженерной инфраструктуры обязанность по оформлению соответствующих правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположены недвижимое имущество и объекты инженерной инфраструктуры, лежит на учреждении.
Изменения и дополнения в состав муниципального имущества вносятся на основании данных бухгалтерской отчетности и иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
2.6. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в оперативном управлении
Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним муниципальным имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Муниципальное учреждение, которому в соответствии с учредительными документами предоставлено право выполнять приносящую доходы деятельность, вправе самостоятельно распоряжаться доходами от такой деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом, и обязано учитывать его на отдельном балансе.
Списание муниципального имущества (недвижимого, движимого), закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных по смете, осуществляется в установленном порядке.
Бремя содержания, а также риски ответственности за уничтожение, повреждение и утрату муниципального имущества (недвижимого и движимого), закрепленного за учреждением, как в период создания, так и в процессе его деятельности, наступает у учреждения со дня подписания передаточного акта и (или) разделительного баланса.
На имущество, вновь приобретенное муниципальным учреждением в процессе его предпринимательской деятельности, разрешенной учредительными документами, бремя содержания и риски ответственности наступают с момента его фактического поступления во владение учреждения.
Уплата налогов и сборов производится муниципальным учреждением самостоятельно в соответствии с налоговым законодательством.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.