Муралы что это такое простыми словами
Мурал (Mural) — что это такое, понятие, определение простыми словами с примерами.
Мурал (Mural) — это чрезвычайно большое произведение искусства, чаще всего картина или огромное «граффити», нанесенное на поверхность стены. Муралы — это современное уличное искусство, которое направлено на придание красоты зданиям.
Подобные изображения присутствуют во многих крупных городах. Как правило, их размещают на глухих стенах домов, на больших заборах или в подземных переходах. По сути, для создания мурала может подойти любая вертикальная поверхность независимо от того где она находится, снаружи здания или внутри.
Чем отличается мурал от граффити?
Следует понимать, что хоть мурал арт и граффити, это довольно схожие виды уличного искусства, разница между ними все-таки имеется. Дело в том, что муралы являются действительно произведениями искусства, которые помимо красивой картинки призваны передавать какую-то глубокую идею или смысл. Таким образом, данные изображения имеют гораздо больше общего с классическими фресками, на которых были изображены различные сцены из жизни или мифологии. Из этого можно сделать вывод, что муралы это эволюционировавшая форма фресок. Помимо этого, создание муралов является согласованным с властью действием.
Еще одним характерным отличим мурала является склонность к реалистичной картинки. Как правило, подобные настенные рисунки выглядят практически как фотографии, перенесенные на стены.
Похожие записи
Фейк (Дипфейк, Фейковые новости) — что это такое в интернете и жизни.
Пруф — что это такое, слово, термин в молодежном сленге. Что такое Пруфлинк.
Гендер — что это такое, понятие, суть, виды и признаки. Сколько есть гендеров.
2 Comments
Ваша цитата: «Следует понимать, что хоть мурал арт и граффити, это довольно схожие виды уличного искусства, разница между ними все-таки имеется. …»
Ответ: Ничего общего между этими видами искусства нет кроме технологии нанесения (и то не во всех случаях). К тому же не все граффити и ни все муралы можно назвать искуством.
«Ваша цитата: «Следует понимать, что хоть мурал арт и граффити, это довольно схожие виды уличного искусства, разница между ними все-таки имеется. …»
Ответ: Ничего общего между этими видами искусства нет кроме технологии нанесения (и то не во всех случаях). К тому же не все граффити и ни все муралы можно назвать искуством.»
Нууу… В определенном смысле вы правы, хотя, данный вопрос весьма многогранный. В нем присутствует много — «но». Где грань между искусством и не искусством — вопрос точки зрения. Что есть граффити, а что уже мазня? (каракули и похабные надписи на заборах в учет не берем) В общем, чтобы не скатываться в софистику, в цитате, демократически была проведена некая параллель, которая условно дает понять, что это разные вещи.
Мурал
Мурал — это огромное изображение, которое нанесено на стену здания или сооружения. Такого рода произведения искусства люди делали всю историю своего существования, начиная ещё с времён, когда предки современного человека жили в пещерах. Мурал может стать элементом интерьера или экстерьера. В первом случае — это большой рисунок, чаще всего полноформатный, выполненный во всю стену, который украшает холл, гостиную, вестибюль какого-то вместительного помещения. Во втором — мурал на стене обычно изображается с торцевой стороны здания.
Что такое мурал-арт
В современном мире создание таких изображений становится предметом усилий художников различных специализаций, но чаще всего привлекаются мастера уличного искусства. Конечно, те из них, кто имеет соответствующий опыт. Умения работать в стиле обычного граффити тут может быть недостаточно. Нужно обладать способность создавать очень большие произведения, а обрести соответствующие навыки не так уж и просто. Во-первых, нужно отыскать огромную стену, на которой можно было бы потренироваться. Во-вторых, не все могут достать специальное снаряжение и арендовать технику. И отметим, что работать придётся на высоте. Если заказ будет официальным, то потребуются соответствующие допуски, поэтому здоровье художника должно быть не хуже, чем у монтажников-высотников. В-третьих, муралы на домах должны быть по-настоящему красивыми и выразительными. Уровня «бомбинга», когда уличный художник пишет что-то второпях, тут явно недостаточно.
Все виды, на которые делится мурал-арт, можно классифицировать таким образом:
Последнее обычно требуется представителям духовенства. Однако, учитывая то, что религиозная тема в современном мире слишком часто тянет за собой политические мотивы, такое происходит всё реже и реже. Примером использования таланта уличного художника в создании муралов на темы темы, близкие к религиозным, является роспись стены церкви Сан-Антонио в Италии американским художником Китом Харингом.
Ежедневные подборки лучших муралов в наших социальных сетях:
Монументальная живопись и мурал
Формат непременно накладывает отпечаток на природу творчества. Изображать на стене что-то авангардное и спорное очень трудно и не всегда мудро. Уже по той причине, что масштабная работа должна быть согласована, иначе её вряд ли позволят выполнить. Поэтому отпечаток накладывают все художественные традиции создания мегаформатных произведений, начиная от росписи храмов гигантской величины, фрески и мозаика времён античности, что-то такое, что вселяло бы уверенность в том, что это настоящее искусство.
Самый большой мурал в мире в Рио-де-Жанейро символизирует одновременно мир, гуманизм, гармоничное существование на Земле основных этнических групп и посвящён Олимпийским играм. Его автором является Эдуардо Кобра. Вообще искусство мурала в Латинской Америке имеет более глубокие корни, чем в США или Европе. Относительно современные творение создавались ещё в первой половине 20-го столетия в Мексике и были посвящены прогрессу и борьбе народа за свои права.
Влияние муралов на стоимость недвижимости
Увеличение стоимости недвижимости, которое происходит из-за того, что на стене дома появляется mural, вполне реально. На него указывают публикации во многих изданиях, относящихся к рынку или культурной жизни. Но касается это исключительно Запада. У нас изображения на стенах ни на что не влияют, да и сама традиция их появления несколько иная. К примеру, в Москве муралы возникают в рамках каких-то фестивалей в среде уличных художников или проектов городского благоустройства.
Ежедневные подборки лучших муралов в наших социальных сетях:
В силу проведения фестиваля «Лучший город Земли», на стенах московских домов появилось несколько достойных работ. Это был поп-арт группы «310», портрет с Майей Плисецкой бразильца Эдуарда Кобры и многие другие работы. Но радовали они не долго, а в настоящее время уже закрашены. Сейчас на стенах домов красуется в основном то, что получилось в результате реализации проектов «Новатек Арт». Нельзя сказать, что это плохо. Некоторые работы вполне достойные, включая вызвавший столько споров мурал с белокурой девушкой, которой оказалась жена гендиректора компании, выступавшей в роли подрядчика. Иным является к ним отношение. Для нашего человека мурал остаётся чем-то более близким к плакату, временным явлением, которое может исчезнуть в любой момент по воле чиновников из соответствующего департамента. При этом сама стоимость работы может не иметь серьёзных отличий от той, что утвердилась в странах Европы и США.
Мурал — монументальное городское искусство с огромным размахом
Мурал (от испанского muro — «стена») — это разновидность монументальной живописи на габаритных зданиях и других архитектурных сооружениях. Мурал, обычно, представляет собой красочное выразительное изображение, нанесенное на вертикальную поверхность глухих стен жилых домов, коммерческих объектов или заборов. Гораздо реже объектом творчества для художников служит интерьер просторных помещений (вестибюль, зал или холл высотного здания).
Мурал в наши дни является востребованным видом уличного искусства в больших городах. Власти крупных мегаполисов охотно предоставляют художникам габаритные вертикальные площадки для росписи. Красивые картины эффектно смотрятся на фоне однообразной застройки и привлекают туристов из разных уголков Земли.
Классификация и особенности муралов
Мурал — это уникальный вид монументальной живописи, в котором присутствуют черты как традиционной фрески, так и современного стрит-арта. Созданные искусными художниками габаритные произведения искусства могут различаться по таким параметрам:
Среди множества разнообразных муральных тематик наибольшей популярностью в большинстве стран мира пользуются:
Муралы, как и обычные городские граффити создают с помощью нескольких различных живописных техник. Основными инструментами для нанесения изображений на стену служат:
От других форм уличного искусства муралы отличаются не только большими габаритами, но и тремя другими важными особенностями:
История мурала
История мурала как самостоятельного вида монументального искусства насчитывает около 100 лет. Хотя художественной росписью вертикальных стен грандиозными сценами на тематику охоты и жертвоприношений люди увлекались еще в доисторическую эпоху. До наших дней сохранились многочисленные образцы такого творчества в пещерах разных уголков Земли.
Родиной современного мурала по праву считается Мексика. Именно в этой латиноамериканской стране возник новый вид монументального искусства в ходе революционных событий 20-х годов прошлого века. Местные художники буквально восприняли призыв авангардистов выйти за пределы мастерской на улицу, нести революционное искусство в массы и безжалостно ломать классические традиции.
Одним из первых к написанию муралов подключился выдающийся мексиканский живописец Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco). В 1923 году он создал огромное художественное изображение на стене Национальной подготовительной школы в Мехико.
Новый подход к монументальному искусству был благосклонно воспринят властями Мексики. Министр просвещения даже заказал группе молодых революционных художников целый ряд росписей стен общественных зданий. К выполнению этой задачи подключились многие впоследствии широко известные мастера живописи:
Многие из перечисленных выше художников были коммунистами по убеждениям. Они привезли революционные творческие идеи в Советский Союз в 1930-х годах, где власти впоследствии широко использовали масштабные росписи стен для пропаганды социалистических идей.
В странах Западной Европы и США искусство мурала начало пользоваться популярностью гораздо позже — в середине 1980-х. В те времена настоящим бедствием больших городов было граффити. Уличные художники безжалостно разрисовывали стены домов, заборы и даже вагоны метро красками из аэрозольных баллончиков. Местные власти безуспешно боролись с художественным произволом на протяжении десятков лет.
Одним из способов решения острой проблемы стала компания по популяризации муралов, постепенно принятая в большинстве крупных мегаполисов. Ее реализация позволила не только заметно снизить количество граффити, но и предоставила широкие возможности для самореализации молодых художников.
Сегодня муралы занимают достойное место в мировой культуре. Они играют важную роль в формировании комфортного для проживания людей городского пространства, привлекают туристов и служат прекрасным средством для самовыражения талантливых живописцев.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. Наш сайт также предоставляет всем желающим отличную возможность напрямую купить картины у талантливых современных художников из разных стран.
Как муралы помогают продавать недвижимость и любить страну Сколько зарабатывают на стрит-арте художники Нью-Йорка и Москвы
Огромные рисунки, которые могут занимать целый фасад многоэтажного здания, за последние годы стали привычными для жителей больших российских городов. Такие изображения называют муралами и создают их исходя из разных целей — от творческих до рекламных и идеологических. The Village узнал, как на таком виде стрит-арта зарабатывают художники в Нью-Йорке, зачем их создают в Северной Корее и что не так с муралами в Москве.
Настенная живопись
Если вам не знакомо слово «мурал», то вспомните работу «Ласточкино гнездо» на одном из домов на Покровке. Наверняка вы видели огромную надпись «ГТО» на Никитском бульваре, заказанную «Трезвой Россией». Большинство людей называет эти картины, как и любые другие рисунки на стенах, — «граффити», хотя среди стрит-арт-художников принято разделять муралы и граффити. В муралах (от латинского mūrālis — «стена») важна сюжетность композиции и художественная сложность, которые создаются на стене или потолке помещения, на тротуаре, фасаде жилого здания и элементах промышленного объекта. Тогда как граффити — это маркировка городского пространства с помощью отдельного слова, подписи или знака, и оно может быть выполнено довольно примитивно.
Некоторые художники ставят под сомнение правильность употребления и слова «мурал». Например, на симпозиуме «Тезаурус», проведенном недавно российским Институтом исследований стрит-арта, участники пришли к выводу, что большие художественные работы, созданные на фасадах и брандмауэрах домов, правильнее называть «настенной росписью». Слово «мурал», по их мнению, применимо только к произведениям искусства, которые сохраняются на улицах городов на протяжении долгого времени. Но, несмотря на отдельные манифесты, в мире подобные масштабные художественные произведения называют именно муралами.
Идея взаимодействовать с горожанами с помощью стен появилась в начале ХХ века одновременно в разных частях света. Например, в Декрете № 1 российских футуристов «О демократизации искусства (заборная литература и площадная живопись)», который написали Маяковский, Бурлюк и Каменский в 1918 году, говорилось следующее: «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз прохожего». И лучше всего призыв русских поэтов расслышали, как ни странно, в Мексике, где в начале 20-х годов прошлого века и начал зарождаться мурализм.
Цели искусства
Муралы различаются тем, с какой целью и за чей счет они создаются. Они могут быть сделаны на собственные средства, спонсироваться некоммерческими организациями или финансироваться в рамках городских проектов. На независимом творчестве художники, как правило, зарабатывают немного, но зачастую создают себе имя. Работая независимо, художник может воплощать самые неожиданные и провокационные идеи. В идеале художник в таком случае сам ищет объект под работу, по своему вкусу выбирает тему произведения и технику исполнения.
Основную часть заработка художников составляют заказные работы. Это может быть оформление кафе, офиса, площадки для проведения мероприятий, квартиры или, опять же, целого здания. Свободу творчества чаще предоставляют уже известным художникам, которых приглашают специально, чтобы на стенах осталось именно их произведение и этим можно было бы, например, похвалиться в различных медиа.
Иногда художники сотрудничают напрямую с государством и создают заказные работы. Понятно, что такие муралы зачастую являются пропагандистскими и используются государствами с тоталитарными режимами, однако при этом им может быть сложно отказать в художественной ценности.
На возможность сотрудничества с уличными художниками уже давно обратили внимание бренды — компании часто заказывают рекламу в упаковке из стрит-арта. Существует немало агентств-посредников между заказчиком, который хочет получить работу художника, и исполнителями, которые хотят заработать на своем творчестве. Пожалуй, наиболее широко подобное сотрудничество распространено в Нью-Йорке — одной из главных мировых столиц стрит-арта.
Муралы на продажу
Поддержка создания муралов в Нью-Йорке началась в 1930-х годах. Инициатива пошла со стороны государства: Federal Art Project выделил деньги из бюджета на оформление жилых зданий города. Так правительство обеспечивало работой художников после Великой депрессии. По этой программе, например, художниками-абстракционистами была создана серия муралов в бруклинском Вильямсбурге.
Уличные художники Нью-Йорка сегодня располагают множеством возможностей заработать на умении рисовать на стенах. Например, за счет рекламных проектов. Одно из крупнейших международных агентств, занимающееся созданием коммерческих муралов для мировых брендов, — Colossal Media. Его штаб-квартира находится в Нью-Йорке, здесь компания начинала свой путь 14 лет назад, но сегодня она работает и далеко за пределами США. Среди заказчиков Colossal Media — бренды от Caddilac до телеканала HBO и Adidas. Кроме рекламных проектов, компания также поддерживает и независимые инициативы, например, восстанавливает утраченные муралы и финансирует создание новых.
Уличные художники Нью-Йорка также успешно сотрудничают с девелоперами. Как выяснилось, произведения искусства, расположенные напротив новостроек, могут существенно влиять на стоимость жилья в доме. Так, два мурала Eduardo Kobra в нью-йоркском районе Челси, нарисованные напротив жилого здания, подняли его стоимость с 880 тысяч долларов до 2,075 миллиона долларов. По словам местных риелторов, соседство муралов поднимает стоимость недвижимости в среднем на 15 %.
Такой же вывод следует из работы исследователей Уорикского университета в Британии. Проанализировав цены на недвижимость в различных районах Лондона с 2003 по 2014 год и сопоставив их с появлением там муралов и объектов стрит-арта, ученые сделали вывод, что чем выше концентрация стрит-арта в районе, тем быстрее растут цены на недвижимость. И примеров того, как в последние десять лет девелоперы эффективно использовали муралы для увеличения стоимости недвижимости в Нью-Йорке, очень много.
Кроме того, застройщики в Нью-Йорке могут привлечь художников для того, чтобы разрисовать строительные ограждения. Художники на этом зарабатывают, а застройщик привлекает внимание к своему проекту и повышает лояльность соседей к длительной стройке.
Бренды стали запускать рекламные компании вместе со стрит-арт-художниками еще в конце 90-х, и сегодня такими коллаборациями никого не удивить. При этом компании часто готовы идти значительно дальше банальных рекламных муралов и создавать изображения с социальным подтекстом. Например, проект, который воспринимается значительно толерантнее, чем банальная реклама, не так давно запустила Gucci вместе с Colossal Media.
Неплохо художники зарабатывают и на росписи офисов крупных компаний: создание муралов в корпоративных пространствах — заметный тренд города. Особенно такие интерьеры любят рекламные и креативные агентства — BBDO, Leo Burnette, RPA и другие.
Два мурала в нью-йоркском районе Челси, нарисованные напротив жилого здания, подняли его стоимость с 880 тысяч долларов до 2,075 миллиона долларов
Еще один способ заработать с помощью красок в Нью-Йорке — проект 100 Gates Project. Художники получают плату за оформление металлических жалюзи на магазинах, которые опускаются на ночь. Интересно, что для владельцев магазинов роспись предоставляется бесплатно, деньги выделяет местное сообщество и власти.
Поддержка создания муралов в Нью-Йорке со стороны города не редкость. Например, в 2016 году для создания муралов на зданиях, относящихся к социальному жилью для малообеспеченных, город выделил 500 тысяч евро.
В общем, способов зарабатывать на создании муралов в Нью-Йорке более чем достаточно. По данным хедхантинговой компании Indeed, в 2012 году средняя зарплата художника муралов в Нью-Йорке составляла 59 тысяч евро в год. Согласно сайту Pay Scale, медианная почасовая ставка художника в Нью-Йорке — 22,66 евро в час. А для поиска художника, который оформит небольшое пространство (например, детскую комнату), есть масса специальных сайтов, например Findamuralist.
Красота российских улиц
Несмотря на богатое советское наследие монументальной уличной живописи, в России муралы стали появляться сравнительно недавно. Широко заговорили об этом явлении в 2013 году, когда в Москве прошел фестиваль уличной культуры «Лучший город Земли», организованный департаментом культуры города. В результате на улицах Москвы появилось порядка 150 муралов.
Когда Капков был главой департамента культуры Москвы, в городе три месяца проходил фестиваль «Лучший город Земли», в рамках которого создали очень много муралов. Причем делали работы как наши, так и иностранные художники с мировым именем. Фестиваль финансировался из городского бюджета, и, по сути, все классные муралы, что есть сейчас в Москве, создали за те несколько месяцев.
После того как Капков ушел, работы начали закрашивать, а на их месте стали появляться рекламные и пропагандистские рисунки, часто очень низкого качества. Так, например, произошло, с работой «Цирк» на «Трубной», на месте которой появилась безобразная реклама Tommy Hilfiger и Джиджи Хадид.
В целом, кроме коммерчески или идеологически выгодных проектов, муралов в Москве сейчас практически не создают. Во многом причина в том, что получить согласование на работу от городских чиновников почти невозможно: их не интересует никакое искусство, они в нем не видят смысла. Другая проблема, что в России стрит-арт не финансируется никем и просто выживает на идее. Художники немного рисуют и зарабатывают деньги на фестивалях и отдельных площадках, но сравнить это с тем, что происходит в других странах, нельзя даже близко, мы очень сильно отстаем в плане развития уличного искусства. В первую очередь из-за того, что это совершенно никому не нужно на уровне властей. Ценность искусства в так называемом цивилизованном мире несравненно выше.
Заработать на художественной росписи стен можно и в России, правда, сделать это получается далеко не у всех, а гонорары отечественных художников несравнимо ниже, чем у их нью-йоркских коллег.
В России есть несколько агентств, которые занимаются коммерческими росписями. Можно сказать, что они уже прочно заняли свою нишу и работают только с теми художниками, с кем привыкли. Поэтому, чтобы получить от них коммерческий заказ, нужно иметь очень яркий и свежий авторский стиль. В общем, круг художников, которые зарабатывают на рекламных муралах, довольно ограничен.
В Москве реализуется много проектов с брендами. Но качественно росписи ничем не отличаются от любого другого рекламного носителя. Время от времени появляются неплохие коллаборации с известными марками одежды, но не более. Платят бренды неплохо, но сотрудничают они, опять же, с ограниченным количеством художников. Время от времени поступают заказы от застройщиков и архитектурных бюро. Чаще всего это роспись теплопунктов, каких-то ограждений или детских площадок, но бывают и большие проекты по комплексной росписи целых кварталов. Правда, последнее случается нечасто.
В среднем ставка хорошего состоявшегося художника в России — порядка 5 тысяч рублей за квадратный метр на небольших росписях. Если речь идет о масштабных муралах, ставка опускается до 2–3 тысяч рублей. Кроме того, на стадии составления сметы часто делается значительная скидка за большой объем.
Есть агентства, которые занимаются не столько коммерческой росписью, сколько организацией мероприятий в сфере уличного искусства, что качественно влияет на их подход. Они организуют росписи и продажи картин. Эти площадки работают как с уже известными художниками, так и с молодыми, оказывая им поддержку и продвигая их. Наиболее заметные среди них два московских агентства — стрит-арт-платформа FGA и творческое объединение АртМосСфера. Еще есть агентство StreetArt из Екатеринбурга, занимающее важную роль в этом регионе.
Когда в Москве стало сложно заниматься монументальной росписью, я стал работать с клубом Arma17, рисовать на территориях бывших заводов и прочих индустриальных площадках города, где проходили рейвы и музыкальные фестивали. Сильная сторона там в том, что согласование эскизов идет через собственника, а так как аренда стоит довольно больших денег, с одной стороны, и заводские здания обычно идут под снос, с другой, проблем с этим не возникает.
Сейчас в Москве, как бы странно это ни звучало, на муралах хорошо зарабатывают только чиновники. После ухода Капкова количество росписей с каждым годом становится все меньше. Старые классные росписи закрашивают, а коммерческих, наоборот, становится все больше, но не по количеству, а по частоте обновлений. Государство сейчас дает деньги только на откровенно пропагандистские проекты. Возможно, что-то выделят к чемпионату мира по футболу, но я ничего об этом не знаю.