Муравей и голубка толстой чему учит
Муравей и Голубка. Басня Толстого
Басня Толстого «Муравей и Голубка» – это восхваление бескорыстной помощи, которая вознаграждается добром, это история о некоем бумеранге событий, где совершенные тобой поступки всегда возвращаются назад с еще большей силой, которая, возможно, проявит свою мощь именно тогда, когда этого совсем не ожидаешь.
Басня «Муравей и Голубка»
Мораль басни Толстого «Муравей и Голубка»
Мораль басни «Муравей и Голубка» дарит добро и светлые мысли, веру в прекрасное и справедливое. Она призывает к чистоте помыслов и деяний:
Анализ басни «Муравей и Голубка»
В басне «Муравей и Голубка» автор рассказывает небольшую историю о том, как Голубка спасла Муравья, после чего тот выручил своего спасителя. Все просто, пусть и весьма поучительно.
«Муравей и Голубка» – несомненно, важное произведение в воспитательной литературе не только для детей, но и для взрослых. Многие большие дяди и тети давно уже забыли, что значит помочь просто так, выручить за «спасибо» и не ждать от кого-то материальных либо иных одобрительных подарков. Почему-то часто можно услышать фразы о том, что кто-то больше достоин чьей-то поддержки и помощи, а кто-то меньше, все зависит от того, насколько выгодным будет такое «сотрудничество».
К сожалению, человечество постепенно превращается в алчное общество, где с бешеной скоростью вживается в сознание понятие «идеальная во всех смыслах сделка». Однако наряду с деградирующим сознанием, внушительное количество социально-активного общества еще готово бороться за честность и доброту. В помощь ему как раз таки и встанут вот такие произведения, полные глубины и душевной простоты.
Разработка урока развития связной речи по басне Муравей и голубка
Урок развития связной речи на тему «…»
Цели: 1) совершенствовать умение учащихся конструировать и анализировать текст; умение переводить текст с русского на тувинский язык; 2 ) развивать логическое мышление, способность чётко формулировать свои мысли; 3 ) способствовать нравственному воспитанию школьников.
1 ) Постановка цели.
— Ребята, на сегодняшнем уроке будем совершенствовать умение правильно составлять и анализировать текст; переведём с русского языка на тувинский басню Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».
— Какой материал мы должны повторить, чтобы успешно справиться с данной задачей? (Вспомним, что такое текст, тема, основная мысль текста, какие бывают типы речи).
2 ) Проверка домашнего задания.
— На прошлом занятии я дала индивидуальные задания нескольким учащимся, готовы ли вы? (Сообщения о Л.Н.Толстом и о его «Азбуке»).
3 ) Актуализация знаний учащихся по теме «Текст. Типы речи». (Блиц-опрос).
— Давайте повторим основные понятия раздела «Текст. Типы речи». Я даю толкование, а вы отвечаете одним словом.
— То, о ком или о чём говорится в тексте. (Тема).
— Чему учит читателей автор, к чему он призывает. (Основная мысль, идея).
— Если к тексту можно поставить вопрос «Что произошло?», в нём развёртываются какие-то события и по его содержанию можно сделать несколько фотографий, то какой тип речи перед нами? (Повествование).
— Структура какого типа речи состоит из предмета и его признаков? (Описания).
— По тексту какого типа речи нельзя сделать фотографии? (Рассуждения).
II . Тренировочные упражнения.
1 ) Конструирование текста.
— Вчера я попросила своего племянника напечатать небольшой текст, а он, оказывается, порядок предложений перепутал, помогите, пожалуйста, мне восстановить данный текст (Слайд 2), записываем только номера предложений.
1 ) Пролетала мимо голубка. 2 ) Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. 3 ) Муравью захотелось пить. 4 ) Муравей взобрался на ветку и спасся. 5) Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. 6 ) Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. 7 ) А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. 8 ) Голубка вспорхнула и улетела.
— Кто хочет прочитать восстановленный текст? (Слайд 3).
-Что же у нас получилось? (Рассказ).
— Это, ребята, басня Л.Н.Толстого «Муравей и голубка». Спасибо вам, вы мне очень помогли, выручили меня.(Слайд 4).
— А что же такое басня? (Ученик читает по словарю)
2 ) Работа по басне Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».
— Есть ли в тексте непонятные слова?
б ) Словарная работа ( На доске )
источник – ключ – кара суг, суг бажы
расставить сеть – четки салыр
вспорхнуть – далбаш дээр
взаимовыручка – бот-боттарынга дузалажыры
в ) Списывание текста.
— А теперь спишите данный текст красиво и разборчиво. (Слайд 13).
Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
— Как бы вы озаглавили данный текст?
— О ком говорится в тексте? Что же это мы с вами определили?
— А если я спрошу, о чём говорится в басне, как бы вы ответили?
— Какой тип речи использован автором?
— Какова основная мысль текста? Чему учит автор?
д ) Чтение пословиц и объяснение их значений. (Слайд 14).
— Отступите строчку и перепишите пословицы.
— 2 ваших товарища должны были перевести на тувинский язык пословицы и объяснить их значение, давайте послушаем их. Можете дополнить их ответы.
— Как вы думаете, какая из этих пословиц может послужить темой нашего занятия? Выбранную тему записываем в тетради.
3 ) Перевод басни на тувинский язык.(Можно перенести не следующее занятие).
— А теперь вы на 2 минутки станете переводчиками. Переведите на тувинский язык данную басню. (По 1 предложению. Сильным учащимся дать предложения подлиннее).
III . Подведение итогов урока.
Какая мораль в басне «Муравей и голубка», краткое содержание?
Мораль здесь незамысловатая,- выручай ближнего и тебя выручат из беды.- голубка бросила веточку тонущему муравью,( которая ей нужна была для гнезда, возможно,) а муравей спас голубку от сети охотника, укусив его в чувствительное место,( вот такая взаимовыручка. ))
Краткое содержание басни Толстого «Муравей и голубка» таково:
голубка спасла муравья, бросив ему веточку в воду, а муравей спас голубку, укусив охотника.
Впрочем сам текст басни чуть больше ее краткого пересказа, поэтому можно и самому прочитать ее полностью.
Чему учит басня (мораль басни)?
Учит она взаимовыручке, дружбе, помощи в беде.
Голубка, возможно, и не предполагала, что ей понадобится помощь муравья. Она увидела, что муравей тонет и бросила ему спасительную веточку. Ее помощь, доброе дело возымело ответную реакцию со стороны спасенного ею муравья. Он пришел на помощь к голубке и голубка была спасена от рук птицелова.
Мораль басни такова, за добро платят добром, как ты отнесешься к попавшему в беду человека, так и тебе помогут или пройдут мимо. Мир держится на взаимовыручке, сострадании, уважении. Нужно помогать, если человек попал в беду, ведь есть очень хорошая пословица «От сумы да тюрьмы не зарекайся», никогда не знаешь, что тебя ждет в будущем.
Текст басни «Муравей и голубка»
В сюжет повести «Граф Калиостро» положены приключения известного в те времена мистика, колдуна, волшебника Графа Калиостро. Прототипом этого персонажа стал Жозеф Бальзамо 1743 г.р., прославившийся как известнейший авантюрист и мистик. В поместье в смоленской глуши попадает описанный нами граф со своей свитой. О нем известно, что он наделал много шума при дворе, а теперь спасается от преследования властей. В усадьбе, куда он приехал, его приезду рады, там выясняется, что молодой хозяин давно влюблен в девушку, которая запечатлена на портрете и отказывается встречаться с настоящими девушками. Приключения повести складываются таким образом, что молодой человек все таки полюбил одушевленную представительницу прекрасного пола, а граф отбывает восвояси творить чудеса и магию в других местах.
Коротенькая басня Толстого «Волк и коза» учит нас не доверять словам всех и каждого, возможно, они хотят иметь свою выгоду, и неприятные последствия, если послушаемся совета такого человека. Здесь говорится о том, что не стоит всем подряд доверять.
Волк позвал козу с каменистого склона, где она паслась, на более ровный, с более густой травой. Но коза сообразила, что волк печется не о её благе, а о своём и хочет её съесть.
Название произведения: «Ворон и лисица».
Ворон нашел кусок мяса, лисица решила мясо отнять. Она сказала ворону, что он красив как царь, ворон каркнул и лисица утащила мясо, а ворону сказала, что был бы у него ум, он точно был бы царем.
Главные герои: ворон, лисица.
Мне басня очень понравилась. Толстой смог показать, что ум дороже красоты. Если бы ворон был умной птицей, он бы не стал слушать хитрую лису, и не выронил кусок мяса. Лиса оказалась хитрой, она сразу поняла, как легко отнять мясо у ворона.
Толстой хотел показать этой басней важность ума у человека. Умный человек не попадет впросак.
Три богатыря на страже границ
Сюжет картины сказочный и символический, при этом зрителю знакома и понятна каждая деталь полотна, мы все знаем имена трех богатырей. Мы понимаем, что былина о трех богатырях относит нас к тому времени, когда над Русью нависло монголо-татарское иго. Но символичность картины состоит и в том, что она напоминает: в русской земле всегда было достаточно героев. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.
БУДУ РАДА ЕСЛИ СДЕЛАЕШЬ ЛУЧШИМ ОТВЕТОМ 🙂
Мартин Боруля — головний персонаж комедiï. Це людина iз заможноï верхiвки села, не заслiплений жадобою збагачення, не позбавлений рис гуманностi. Однак, це натура, скалiчена духовно нездоланним прагненням вийти «на дворянську лiнiю». Коли б його спитали, навiщо йому те дворянство, вiн, певно, не змiг би пояснити як слiд своє дивне бажання. Мартин — гарний сiм’янин, у домi порядок i достаток; i авторитет, i гроші — все це у нього є. Виявляється, герою треба дворянського титула, який, на думку Мартина, зробить його паном.
У своєму домi цей «міщанин-шляхтич» (так назвав свого героя Журдена французький драматург Мольєр) заводить дворянськi порядки, сам мучиться через своï химери, але терпить, бо вважає таку «домашню перебудову» шляхом до полiтично-правового мiсця в помiщицько-капiталiстичнiй державi, яке мало дворянство.
Мартин велить своïм дiтям називати себе не татом, а «папiнькою», а маму «мамiнькою». Вiн довго вранцi вилежується в лiжку, як пан, хоча в нього, трудящоï людини, вiд довгого лежання з незвички болять боки. Дочку Марисю хоче вiддати замiж за «образованого чоловiка», сина Степана мрiє бачити знатним чиновником. Смiшно дивитися, як «правила» дворянського побуту суперечать традицiйним порядкам сiм’ï Мартина, викликають нерозумiння i подив членiв родини.
Конспект занятия по развитию речи дошкольников на тему: Басня Л.Н.Толстого «Муравей и голубка»
Занятие по развитию речи дошкольников на тему: Басня Л.Н. Толстого «Муравей и голубка».
Способствовать полноценному восприятию басни;
Формировать первоначальное представление о жанре басни: поучительность, наличие иносказания, обусловленность выбора героев. Наблюдать за близостью идеи произведений при разных сюжетах, формировать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость.
Формировать систему читательских умений;
Обучать выразительности чтения: познакомить с паузой как выразительным средством, учить передавать в чтении одобрение или неодобрение персонажей.
Любите ли вы слушать, когда вам читают книги? А сами читать? Правда, это очень увлекательное занятие – чтение?
Басню, которую я вам прочитаю, придумал больше двух с половиной тысяч лет назад человек по имени Эзоп. Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель, написал эту басню для детей. Послушайте её.
Первичное восприятие. Чтение учителем басни «Муравей и голубка»
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Выявление первичного восприятия.
Понравились ли вам герои басни? Почему?
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать. Что значит – читать выразительно? Чьи чувства мы будем выражать? (Чувства автора). А как автор относится к своим героям? Для чего он рассказывает эту басню? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте еще раз перечитаем басню.
Вторичное восприятие. Чтение учащихся.
Как же автор относится к муравью и голубке? (Вероятнее всего, дети ответят: «Хорошо».) Достаточно ли одного слова, чтобы определить это отношение? Прочтите первое предложение. Можно ли сказать что-либо об отношении автора к муравью? (Нет). С какой интонацией надо читать это предложение? (Спокойно. В нём только дается информация.) В первом предложении только стоит двоеточие. Перечитайте это предложение про себя и подумайте, о какой интонации предупреждает этот знак? (Вторая часть предложения – «захотел напиться» объясняет, почему муравей спустился к ручью). Прочитайте выразительно первое предложение.
Прочитайте второе предложение. Чувствуется ли, как автор относится к муравью? (Да. Автор сочувствует муравью). Прочитайте выразительно это предложение, покажите голосом, что вы переживаете за муравья.
Прочитайте 3 и 4 предложения. Чьи чувства нужно передать при чтении третьего предложения? (Голубки. Она увидела, что муравей тонет, и испугалась за него. И чувства автора. Он одобрительно относится к голубке.) В этом предложении стоит тире. Этот знак предупреждает, что нужно сделать паузу при чтении, он подчеркивает, что события быстро сменяют друг друга
Прочитайте третье предложение выразительно: передайте беспокойство голубки и одобрение автора.
Прочитайте четвертое предложение. Сохраняется ли интонация обеспокоенности? (Нет. Муравей спасся. Прочесть нужно радостно, с облегчением).
Знаете ли вы, что такое пословица? Это короткое (обычно всего одно предложение) народное изречение, которое хранится в народной памяти, передается от отца к сыну. В этих изречениях запечатлен народный опыт, представление о жизни.
Прочитайте пословицы, написанные на доске. Как аукнется, так и откликнется. Долг платежом красен. Делай другим добро – будешь сам без беды.
Л.Н.Толстой рассказал о муравье и голубке, а в чем он хотел убедить людей?
Мораль басни «Муравей и Голубка»
Верно подмечено, что любой из нас может оказаться полезным друг другу даже в самых неожиданных ситуациях.
Смотрите, какие разные герои басни: маленькое насекомое и птица, а ведь смогли прийти на выручку один другому.
Всегда помогай ближнему – вот о чем речь в морали басни Муравей и Голубка.
А еще «долг красен платежом», то есть нельзя позабыть добрые дела, которые были сделаны ради тебя и всегда стараться отблагодарить человека, и также выручить из беды, если вдруг с ним случилось горе.