Муринг что это такое на лодке
Швартовка кормой
Форма и содержание. О проектировании корпуса яхты на примере Selene 58
Швартовка кормой — стандартная практика в большинстве средиземноморских марин. Она позволяет разместить больше лодок в ограниченном пространстве без установки длинных рядов дорогостоящих понтонов. Однако для многих яхтсменов, привыкших к такой роскоши, как швартовка лагом к собственному причалу, такая процедура может стать шоком. Зачастую персонал марины предлагает вам такое место, куда втиснуть яхту, кажется, физически невозможно. Но немного теории и практики — и вскоре вы научитесь «парковаться» в любой ситуации и почти везде.
В самой простой форме швартовка кормой подразумевает, что вам нужно отдать якорь на некотором расстоянии от причала, подойти к причалу задним ходом, закрепить кормовые швартовы, а затем натянуть якорную цепь, чтобы зафиксировать лодку в нужном положении. Схема работает, когда вокруг достаточно места для маневра. Однако в переполненной марине или бухте дело может закончиться распутыванием якорных цепей, когда кому-то придет время уходить. И это, поверьте, настоящая головная боль. Поэтому большинство марин сейчас оборудованы мертвыми якорями с собственными швартовными концами, которые заводятся на носовые утки яхты.
Конструкция представляет собой лежащий на дне толстый канат, к которому прикреплен более легкий трос: в российском яхтенном сообществе за ним закрепилось название «муринг» (от английского mooring line). Муринг необходимо выловить из воды в тот момент, когда вы подходите к причалу кормой. После того как вы закрепили на причале кормовые швартовы, нужно вытянуть муринг и завести на носовую утку вашей яхты.
Швартовка с якорем
Если марина, куда вы собираетесь встать, не оборудована мурингами, нужно отдать якорь и медленно подойти кормой к причалу. Отдайте якорь, когда до причала останется примерно четыре длины корпуса вашей яхты, и осторожно двигайтесь задним ходом. Когда дистанция сократится до одного корпуса, натяните якорную цепь, чтобы погасить инерцию и убедиться, что якорь держит. Затем продолжайте травить цепь, аккуратно продвигаясь к причалу, пока не подойдете достаточно близко, чтобы закрепить кормовые швартовы.
При боковом ветре отдавайте якорь чуть с наветра по отношению к месту, на которое собираетесь встать: тогда ветер не будет сносить нос лодки, пока вы движетесь к причалу. Главное — прежде чем начать что-то делать, объясните команде план швартовки. В процессе из-за грохота якорной лебедки общаться может быть затруднительно. И обязательно напомните всем, что если якорная цепь застряла, ни в коем случае нельзя пытаться ее распутывать или вытягивать руками!
Швартовка на муринг
Чтобы пришвартоваться к причалу с использованием муринга, нужны некоторые предварительные действия. Приготовьте кормовые швартовы и развесьте кранцы по обоим бортам, но немного выше, чем это требуется при швартовке лагом к понтону: при швартовке кормой вам может потребоваться слегка «растолкать» соседние лодки, чтобы встать на свое место. Если лодка оборудована кормовым трапом, выдвиньте его так, чтобы он оказался чуть выше уровня причала: это поможет кому-то из вашей команды сойти на берег, если там нет никого, кто готов принять швартовы.
Обычно проще сразу подходить к месту стоянки кормой и в нужный момент сделать разворот. В этом случае вы останавливаетесь, прежде чем сдать назад. Но можно попробовать сделать поворот с ходу. При боковом ветре постарайтесь, чтобы при подходе он дул вам в корму. Оказавшись напротив места швартовки, сбросьте скорость до минимума, а потом осторожно разворачивайте яхту кормой к причалу и медленно сдавайте назад. Сильный боковой ветер может сдвинуть соседние лодки, сужая пространство, в которое вам необходимо втиснуться. В таком случае лучше сдавать назад и чуть в сторону наветренной лодки, держа у самой кормы или у края купальной платформы большой кранец. С его помощью можно слегка надавить на соседнюю лодку, чтобы освободить пространство.
Когда примерно половина корпуса яхты уже втиснута, лодки по обоим бортам помогут вам удерживать яхту в нужном положении. Когда корма приблизится к причалу, кто-то из членов команды сможет либо накинуть швартов на причальную тумбу, либо бросить его помощнику, либо сойти на берег по трапу. Всегда первым крепите наветренный швартов, затем подветренный.
Когда оба кормовых швартова заведены, нужно подобрать муринг с причальной стенки и провести его на нос, убедившись, что он снаружи от релинга и кранцев. Удобнее делать это при помощи багра. Сам муринг представляет собой тонкую веревку, прикрепленную к лежащему под лодкой толстому канату, который, в свою очередь, крепится к мертвому якорю на дне. В воде все это может обрастать острыми ракушками, поэтому при работе используйте перчатки.
На местах для швартовки крупных яхт могут быть два соединенных между собой муринга, которые заводят на оба борта; они помогают держать нос яхты в стабильном положении. В этом случае проведите каждый муринг через клюз на правом и левом бортах и закрепите на соответствующих утках.
Когда вы успешно пришвартовались, самое время навести порядок. Проверьте натяжение муринга, а также длину кормовых швартовов — она должна быть достаточной, чтобы лодка не ударилась кормой о причал, но и не слишком большой, чтобы у вас была возможность сойти на берег. Смойте грязь и водоросли, которые попали на палубу с якорной цепи или муринга. Высохнув, грязь становится твердой, как бетон, и отмыть ее потом будет гораздо сложнее.
Несколько простых советов, которые помогут облегчить швартовку:
• прицелившись на «парковочное место», работайте ручками газа аккуратно и плавно;
• носовые и кормовые подрульки могут здорово помочь в прицеливании, но помните, что яхта разворачивается вокруг центра масс, поэтому лучше работать с подрулькой короткими нажатиями;
• если вы швартуетесь в очень узкое пространство, крепите кранцы к основанию леерных стоек, а не к самим леерам или поручням. Последние могут погнуться, когда лодки сильно трутся бортами друг о друга, прокручивая кранцы;
• первым всегда закрепляйте наветренный швартов;
• всегда держите кормовые швартовы немного провисшими, пока муринг не заведен на носовую утку;
• добавив перекрестные швартовы, вы обеспечите лодке более стабильное положение у причала;
• если присутствует волнение, оставляйте немного запаса на всех швартовах.
Швартовка яхты на мертвый якорь
Друзья, для многих новичков в яхтенном деле швартовка судна зачастую представляет собой довольно непростой процесс. Почему?
Все просто: банально не хватает сноровки и опыта. Именно поэтому об основных принципах и правилах швартовки парусной яхты мы уже писали ранее, надеемся, что тот материал был для вас полезен. В свою очередь, в этой статье мы хотели бы рассказать немного более подробнее об одном из популярных способов швартовки под названием «мертвый якорь» (или муринг).
Этот метод нашёл широкое применение при швартовке в крупных маринах, в частности, в местах расположения баз больших чартерных организаций. Суть данного метода заключается в следующем: в специализированных местах, отведенных под стоянку судна, на дно размещают какой ни будь большой и тяжелый предмет, например, бетонный блок или плиту. Затем к такой плите крепится прочный канат. В итоге груз выполняет функцию якоря, а канат используется в качестве якорной цепи. Среди яхтсменов такая конструкция получила название муринг, кроме того, мурингом принято называть непосредственно сам канат. Существует несколько способов организации швартовки методом муринга, вот некоторые из них:
• Швартовка кормой к причалу:
При таком способе швартовки канат, который закреплен на причальной стенке, подбирают с кормы с помощью отпорного крюка. Перебирая веревку и двигаясь к носовой части судна, поднимают ее из воды и крепят на носовой утке. В результате яхта растянута на муринге и двух кормовых швартовых.
• Швартовка на бочку
Такой способ распространён в том случае, когда остро стоит вопрос о сохранности и чистоте морского дна, например, в местах, которые имеют статус заповедника. В таком случае вместо стандартной якорной стоянки организовывают более надежную швартовку на бочку.
Статьи о яхтинге
При швартовке в больших маринах, где располагаются базы чартерных компаний, очень распространенным является использование так называемого мертвого якоря (Mooring). На организованных местах стоянок (в марине или в бухте) на дно кладется, например, тяжелая бетонная плита, к которой привязан прочный канат. Таким образом, плита является нашим якорем, а канат – якорной цепью. Как всю конструкцию целиком, так и собственно этот канат часто называют мурингом. С помощью муринга можно организовать несколько видов швартовок:
• Типичная швартовка в марине – на муринг кормой к причалу:
При швартовке муринг, закрепленный на причальной стенке, подбирают с кормы при помощи отпорного крюка. Перебирая веревку и перемещаясь к носу лодки, поднимают ее из воды и закрепляют на носовой утке. В итоге яхта растянута на муринге и двух кормовых швартовых.
Полный порядок такой швартовки вы узнаете и отработаете на практике, но один момент необходимо запомнить заранее: при наличии ветра первым необходимо задавать наветренный кормовой швартовый – это позволит, дав передний ход и повернув штурвал в сторону ветра, оттянуться на этом швартовом и удержать яхту ровно:
При отходе же со стоянки наветренный кормовой швартовый из тех же соображений следует постепенно отдавать последним.
• Довольно часто там, где местные власти беспокоятся о состоянии морского дна, например, в заповедниках, вместо обычной якорной стоянки организована гораздо более надежная швартовка на бочку:
Муринг что это такое на лодке
Обнаружив на карте бухты значок буя и надпись « mooring buoys zone » или « mooring service », все понимают, что якорь тут не потребуется, поскольку вставать нужно на муринговый буй или бочку. И на вопрос дилетантов «А на фига нужен муринговый буй, если есть якорь?» начинаем загибать пальцы.
Муринговые буи ставят на стоянках, если:
Ø Грунт на дне плохо держит якорь, особенно при свежем ветре;
Ø В бухте очень мало места, чтобы обеспечить нужный безопасный радиус циркуляции ( swinging room );
Ø Местные власти прониклись «зелёными» идеями и принимают меры к тому, чтобы уберечь от перепахивания якорями дно бухт и заливов в заказниках и заповедниках, да и просто в местах, где есть какая-то живность, которую беспокоят якоря и цепи;
Ø Местные власти хотят собрать максимум денег с тех, кто хочет встать в красивом месте, поэтому обеспечивают возможность максимально скученного размещения лодок в ограниченном пространстве живописной бухты, исходя из пункта 3.
Надо сказать, что швартовка на муринговый буй имеет много плюсов по сравнению с обычной якорной стоянкой. И только один минус.
Самый главный минус заключается в том, что есть некоторая неопределённость при стоянке на муринговом буе в незнакомом месте. Вы же не можете знать: насколько изношены канаты, петли и крепления в муринговой системе?
А потому – это минус. Хотя и небольшой.
Уже столько всего наговорил, а про сам муринговый буй – ни слова. Извините, исправляюсь, коротенько – в паре слов и схемке.
Буй представляет собой поплавок с двумя рымами – верхним и нижним. За верхний его можно извлечь из воды (а в некоторых случаях за него заводят швартов), а к нижнему прикреплён трос (буй-реп), второй конец которого крепится к «мёртвому» якорю на дне.
В верхней части буй-репа находятся одна или несколько швартовочных петель, сквозь которые пропускается швартов яхты, закреплённый на носовых утках (ф оринеры называют такую проводку конца – « extra line » ).
Таким образом, яхта как бы стоит на этом «мёртвом» якоре.
К одному бую (или бочке) может быть ошвартовано несколько яхт, если это предусмотрено конструкцией буя.
Аналогичным образом устроена муринговая бочка. С той разницей, что размеры бочки в десятки раз больше буя и швартовные концы заводятся на стальные петли или рымы, закреплённые на самой бочке.
Муринговая (её ещё называют «швартовочная» или «рейдовая») бочка, конечно, более монументальное сооружение, чем муринговый буй, но принципиально устройство их систем ничем не отличается друг от друга.
И швартовка на бочку выполняется также, как и на буй. Не считая того, что подход носом к бочке дело ещё более непростое и опасное, чем подход носом к бую: можно не рассчитать скорость подхода и расстояние и протаранить форштевнем бочку.
Ну, всё. Со знакомством закончено. Теперь можно и под венец! В смысле – швартоваться. Каким же образом осуществляется швартовка на муринговый буй или бочку? Существует несколько вариантов такой швартовки. Поскольку яхта у нас парусно-моторная, начнём с простого: встаём на буй под мотором.
Методика проста, как огурец. На носовую утку заводится и крепится швартов, достаточно длинный, чтобы его можно было провести через швартовочную петлю или рым буя и, вернув ходовой конец швартова обратно на лодку, закрепить его на носовой утке противоположного борта.
Для этого на малом ходу подходят к бую, и когда он оказывается по носу возле борта яхты, её останавливают, поднимают буй багром и заводят швартов. После чего буй отправляется обратно на воду, длина швартовного конца регулируется, а его ходовой конец крепится на носовой утке противоположного борта ( extra line ). Как выглядит такой подход показано на снимках.
И всё круто и классно, пока нет существенного ветра и у вас не очень большая яхта, ну скажем, до 43 футов.
Но уже́ при ветре в 10-12 узлов подвести точно к бую на малом ходу яхту значительных размеров, имеющую парусящий высокий борт не такая простая задача, особенно для рулевого с небольшим опытом. Плюс к этому – доставать тяжёлый буй хлипким раздвижным багориком, которым укомплектованы чартерные лодки, тоже нелегко. Да и сделать это, находясь над водой на высоком борту – из области акробатических упражнений.
Я уже не говорю про подход к суровой стальной бочке, когда одно неосторожное движение оставляет дыру в носовой части и существенно облегчает страховой депозит. Ваш покорный слуга в начале своего капитанства во время швартовки на бочку у Санторини именно это и проделал, несмотря на то, что на баке было двое: один, орущий расстояние до бочки, второй – защищающий штевень кранцем. Не помогло. J
Кто-то напомнит, что есть вариант заведения швартова на тузике. И я соглашусь: есть такой вариант. Немного хлопотный, но – есть. Но у меня возникает встречный вопрос: а если бочка достаточно высокая? Проблема…
Рулевой начинает подводить яхту против ветра задним ходом к бую. Остановка кормой прямо у буя не вызовет никаких трудностей: против ветра яхта движется кормой очень устойчиво и контролируемо, а буй хорошо виден с рулевого поста.
Матрос багром поднимает буй (если невозможно протянуть швартовочную петлю буя без подъёма) и проводит ходовой конец швартова в швартовочную петлю или рым. После чего швартов отправляется на ту же носовую утку, откуда пришёл и заводится на неё «восьмёркой», но не крепится.
После этих манипуляций рулевой даёт яхте «Малый вперёд» и начинает разворачивать лодку носом к бую, помогая этому маневру рулём. Когда яхта развернётся можно спокойно и без спешки отрегулировать длину швартова и закрепить его на утке противоположного борта.
Единственное условие, чтобы вокруг буя (бочки) с подветренной стороны было свободное пространство в полтора корпуса лодки.
Тогда всё проделывается на «раз-два» и не требует сложных гимнастических упражнений, изображённых на фото (кроме того, даже в спасжилете, такой эквилибр на релинге небезопасен).
В общем, мне такой вариант подхода нравится и я его могу рекомендовать.
Ведь действительно: в течение всего маневрирования рулевой не только хорошо видит приближающуюся бочку, вполне адекватно оценивает расстояние до неё и может вовремя реагировать рулём и ручкой ГР, но и ещё имеет возможность накоротке контролировать действия экипажа, занятого на швартовке.
И заметьте: при таком способе швартовки не нужно кричать и переспрашивать друг друга, ведь все находятся до последнего момента в кормовой части кокпита.
Под занавес получите схему подхода к муринговому бую под парусами. Точнее, под парусом. Потому что стаксель нужно будет смайнать ещё на подходе к стоянке.
В зависимости от скорости яхты и остроты курса от поз.2, грот можно начать травить и чуть позже. В принципе, всё очень похоже на подход к МОВ («Человеку За Бортом») под парусами.
И ещё пару слов для любителей девайсов и технических приспособлений.
Всем желаю удачи в море и на суше!
При подготовке статьи были использованы материалы лекций яхтенной школы « KNK » и учебника «ШКОЛА ЯХТИНГА»
Швартовка кормой: полная версия
Ни один из видов швартовки не вызывает у начинающих яхтсменов столько проблем и разногласий, как швартовка кормой к причалу — или как её ещё называют швартовка «по-адмиральски» или «по-средиземноморски» («mooring med-style»):
Подготовка
При приёмке яхты убедитесь что задний и передний ход включаются легко и надёжно — отказывающий один раз из десяти реверс на коробке передач может наделать бед. Перед первой швартовкой на новой яхте, обязательно проверьте её поворотливость и заброс кормы (что такое заброс кормы — см здесь ) на заднем ходу на открытой воде, чтобы исключить сюрпризы. Обратите внимание на особенности коробки передач: например, гидравлическая коробка даёт неприятную длинную задержку при переключении с заднего хода на передний и наоборот.
Переключаясь с переднего хода на задний, сделайте мгновенную паузу в нейтрали — это избавит редуктор от слишком сильного удара при резком переключении хода и от возможной поломки.
Если яхта оснащена подруливающим устройством (bowthruster), уточните, есть ли на нём предохранители и где они расположены. Помните, что подрульку легко перегреть, в этом случае она может отключиться, оставив вас разбираться с швартовкой самостоятельно. Боу-трастер — полезнейшее изобретение, но главное не злоупотреблять им.
Перед началом швартовки кормой, убедитесь что яхта и экипаж готовы к предстоящему представлению.
Предупредите команду о предстоящем маневре, расставьте заранее матросов по местам и объясните что вы собираетесь делать. Если с берега вам никто не помогает, то неопытных членов команды обязательно предупредите о том, что ни в коем случае нельзя прыгать на берег или совать руки и ноги между вашей яхтой и другими объектами — будь то причальная стенка или другие яхты. Если у вас большая команда и её нечем занять — доверьте самом неопытному матросу роль «бродячего кранца»: кранец держат в руках и подставляют его в нужное место, если что-то идёт не так.
Запросите по УКВ офис марины, чтобы вам указали, куда швартоваться. Если «харбор-мастера», расставляющего яхты в гавани, нет — швартуйтесь куда вам удобнее, на любое разрешённое и свободное место. Если в порту есть другие яхты, советуем вставать так, чтобы после швартовки у вас был закрыт минимум один борт: таким образом вы сможете спокойно сойти на берег, не тревожась о том что вам в борт въедет другой такой же неопытный (или слишком самоуверенный) чартерист (шансов на такой поворот событий уже на 50% меньше 🙂
Следует избегать швартовных мест находящихся вплотную к причалам водных такси и паромов — они могут продолжать ходить до поздней ночи, мешая вам спать шумом двигателей и кильватерной волной!
Стратегия и тактика
Выбор последовательности действий при швартовке кормой не так очевиден как кажется и зависит от многих факторов, таких как заброс кормы, скорость ветра, поворотливость яхты и тд и тп. Невозможно предусмотреть заранее все сложности с которыми вы столкнётесь при швартовке и дать исчерпывающий список рекомендаций. Тем не менее, вот несколько советов.
В основном, все более-менее сложные швартовки в маринах проходят по одному и тому же сценарию. Есть два ряда яхт, в одном из которых находится указанное вам место:
Если проход узкий и напротив указанного вам месте нет пространства для разворота, то базовая тактика проста: двигаться к указанному вам месту кормой вперёд, в нужный момент начать поворот и подойти к понтону под 90 градусов.
Если проход широкий, то вариантов много и зависеть тут всё будет в основном от направления, в котором дует ветер.
Для выбора алгоритма действий рекомендуются следующие основные принципы (в порядке важности):
Если напротив вашего места или за ним есть место для разворота, то в случае если заброс кормы благоприятен, вы можете включить в свой план разворот напротив своего места :
Тем не менее помните, что только движение кормой вперёд позволит вам в случае возникновения непредвиденной ситуации (например, неожиданно выходящей в проход яхты) резко остановиться, выйти назад на чистую воду носом вперёд и попробовать зайти ещё раз. Если вы полезете в узкое место носом вперёд — выход назад задним ходом может быть затруднителен!
Исполнение
Спланировав заход, и расставив команду у пушек, начинайте приводить свой план по захвату марины в действие.
Если ветер очень сильный, то, напомню ещё раз, проще всего начать движение кормой вперёд из положения, когда яхта развернута кормой против ветра — в этой ситуации она будет вести себя наиболее предсказуемо, особенно в условиях когда пространство для маневрирования ограниченно. Если ветер несильный, то можно начать движение кормой в любой удобный для вас момент. На малом переднем ходу переведите рычаг газа в нейтраль, и, дав задний ход, немного поверните нос в сторону заброса на остатках переднего хода, чтобы компенсировать разворот кормы. Верните руль в ДП, когда яхта начнёт движение:
Поза рулевого
Рулёжка на заднем ходу
Это практический навык, которому вас научит (научил) ваш инструктор. Если вы учитесь самостоятельно, помните: набрав ход, большинство современных яхт довольно хорошо управляется на заднем ходу. Держите штурвал (или румпель) крепко, так как он будет стремиться вырваться у вас из рук, если вы его отпустите.
Нюансы
Скорость
Скорость движения по проходу должна быть необходимой и достаточной для данной силы ветра. Переводя на простой русский язык: чем сильнее ветер, тем быстрее приходится заходить на швартовку. В любом случае старайтесь не превышать на заднем ходу скорость в 3 узла: ваш покорный слуга однажды лишился управления на заднем ходу, на гоночном First 45 c катастрофическими последствиями из-за излишней скорости: из-за большой нагрузки на перо лопнула цепь рулевого привода, освобожденный от рулевых тяжей квадрант бросило вбок,. От удара о стопор разломилась отливка квадранта, а цилиндр автопилота пробил переборку в кормовую каюту. Всё это за доли секунды!
С другой стороны, при недостаточной скорости не только все повороты будут очень плавными и по большому радиусу — вас будет сильно сносить боковым ветром и лодка будет плохо управляться.
Торможение яхты на заднем ходу
Казалось бы, задача тривиальна: рычаг передач в нейтраль, затем импульс переднего хода, и яхта быстро остановиться. Помните об одном существенном нюансе: если вы движетесь на заднем ходу, то при торможении обязательно ставьте руль в ДП.
Посмотрите что произойдёт, если яхта движется кормой вперёд в крутом повороте.
Руль переложен на борт, лодка поворачивает так круто, насколько это возможно при данных условиях. Вы даёте передний ход, не перекладывая штурвал. Винт, начиная работать на передний ход гасит скорость, но струя винта, отброшенная рулём, забросит корму в сторону поворота. (рис) Если с этой стороны находится, например, яхта, то возможно столкновение. Чтобы этого не произошло, давая ход вперёд в ситуации торможения, переложите руль в ДП.
В какой момент поворачивать?
Итак, вы движетесь по проходу между яхтами к выбранному вами месту. В какой момент начинать перекладку руля, чтобы зайти в свой «карман»? В качестве опорной точки для большинства современных яхт мы рекомендуем начинать поворот к месту швартовки от промежутка между предыдущими яхтами (рис). Для яхт размера 42-49 футов, как правило, руль переложенный на циркуляцию на заднем ходу, приведёт вас точно в центр выбранного места.
Мы поворачиваем слишком круто/плавно! (рис)
Ещё раз: помните, что при резком торможении яхты, движущейся задним ходов в повороте руль нужно возвращать в ДП!
Итак, если вы недооценили поворотливость яхты и воздействие внешних условий и яхта поворачивает слишком круто (не вписывается в свободное место по внутреннему радиусу) — сгладьте поворот поворотом руля в обратную сторону. В 90% случаев это возможно — сделать поворот более плавным проще, чем более резким. Если работа рулём не помогает — прервите швартовку, ( руль в ДП, ход вперёд), (рис)
Мы зашли!
Завершение манёвра, если вы поворачиваете, положив руль на циркуляцию должно быть плавным, без резких прогазовок и перекладок руля. Выровняйте яхту перендикулярно понтону и затормозите яхту у причала. В третий раз — помните, давая газ вперёд при торможении обязательно выровняйте руль в ДП.
Помните: первым всегда задаётся наветренный швартов, затем остальные концы — муринги и подветренный швартов.
Боковой ветер
Боковой ветер при подходе может сильно осложнить процесс привязывания к берегу и растягивания: как только лодка останавливается, её начинает сдувать вбок. (рис) Швартуясь к берегу при боковом ветре первым заведите наветренный кормовой швартов.
Если ветер сильный, а с подветра от вас никого нет (т. е. есть угроза навалить раковиной или бортом на набережную), то переложите руль в сторону ветра и дайте ход вперёд. Отбрасываемая пером руля струя из-под винта будет работать как кормовая «подрулька», выравнивая вашу яхту против ветра. (рис) Кроме этого, если яхта достаточно широкая, то между швартовым на кормовой утке и винтом образуется плечо, которое можно использовать для выравнивания яхты. Эта же техника может использоваться и при отходе от набережной при сильном боковом ветре.
Отшвартовка
При сильном боковом ветре не только подход, но и отход может представлять существенные проблемы. Используйте шпринги, заводимые с центральной утки для удержания яхты перпендикулярно берегу.
При швартовке кормой в экстремально сильный боковой ветер на пустой набережной, вы можете завести первым не наветренный кормовой конец, а наветренный шпринг с центральной утки (рис). Такое положение наветренного швартова сильно облегчит процесс удержания яхты перпендикулярно берегу при помощи винта.
При отходе: заведите серьгой длинный шпринг на берег или на кормовую утку наветренной яхты (спросив разрешения у хозяев). Отдав кормовые и шпринг, ходом прижмитесь к наветренной яхте, и потихоньку продвигайтесь вперёд вдоль неё. Обычно когда ваш кормовой срез приближается входному люку наветренной яхты уже можно смело отдавать шпринг и давать ход вперёд (рис) Непредвиденные ситуации при швартовке кормой вперёд на муринге
Зацепились за муринг!
Чаще всего муринги цепляют килём. Если вы зацепили наветренный муринг — то в этом нет проблемы: резко остановитесь, стараясь не забрасывать ни нос, ни корму подождите пока вас отнесёт от муринга на 50 см под ветер и дайте ход вперёд чтобы выйти на чистую воду и начать сначала. Если вы уверены в своём искусстве дать задний ход на полностью остановленной яхте — можете продолжить маршрут без выхода на чистую воду. (рис)
В случае если вы зацепили подветренный муринг — дело плохо ( поэтому в ситуации навального ветра на швартовке старайтесь держаться поближе к наветренным яхтам). Яхта остановится и может навалится на стоящие яхты бортом — медлить тут нельзя. Не паникуйте, не дергайте ручку газа вперёд-назад, давая сильные прогазовки. Защитите подветренный борт кранцами: сниматься скорее всего придётся ходом вперёд и нужно обязательно смотреть и защищать кранцами подветренную раковину(рис).
Посадка на подветренные муринги может закончиться поцарапаным бортом, поэтому при движении кормой вперёд в сильный ветер обязательно контролируйте снос, поддерживайте хорошую скорость: если вы остановитесь, вас сразу понесёт на муринги.
Зацеп рулём более редкий случай и в исключительных случаях если муринг попал между рулем и килем сняться без посторонней помощи вам может не удастся. В случае если вы совсем застряли, на маленькой яхте попробуйте оттолкнуться руками и отпорным крюком; на большой яхте заведите швартовы на наветреные яхты, чтобы стянуться с мурингов или воспользуйтесь услугами служителей марины и их волшебного «тузика».
Намотали конец на винт!
Если вы поняли что наматываете на винт «муринг», немедленно переведите мотор в нейтраль, чтобы исключить повреждение винта, вала(или ноги сейл-драйва) и коробки передач. Следите за попытками «помогальщиков» протащить муринг у вас под днищем, обратите внимание ваших матросов на опасность наматывания на винт швартовов, бесконтрольно болтающихся в воде.
Вы улыбаетесь? Напрасно: по моей статистике большинство MOB-ов падают в воду на швартовке. Скользкий причал, неудобная обувь или элементарная беспечность и игнорирование приказа «не прыгать и не бегать» могут привести к тому, что ваш матрос с звуком «плюх» рухнет прямо под неумолимо надвигающийся на него кормовой свес, или в стремительно сужающйся проход между бортами яхт.
НЕМЕДЛЕННО остановитесь, без заброса кормы влево или вправо!
Особую опасность представляют в этом плане рвущиеся помогать дети. Поступайте как знаете, но мы обычно загоняем всех дошкольников в каюту, пока швартовка не будет окончена. Дети в возрасте от 8 уже более разумны и могут принимать участие в палубных работах.