Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Урок истории в 9-м классе «Государственная Дума – представительный законодательный орган Российской Федерации»

Цель урока: определить значение Государственной Думы для становления демократического правового государства.

Межпредметные связи: Конституция РФ, глава 5 «Федеральное Собрание».

Основные понятия: электорат, парламент, законопроект, парламентские «чтения».

Важнейшие даты:

27 апреля – 8 июня 1906 г. – I Дума
20 февраля – 2 июня 1907 г. – II Дума
1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г. – III Дума
15 ноября 1912 – 26 февраля 1917 г. – IV Дума

Личности: Муромцев С.А., Головин Ф.А., Хомяков Н.А., Гучков А.И., Родзянко М.В., Селезнев Г.Н.

Оборудование: фотографии заседаний II и IV Государственных Дум, фотографии Муромцева С.А., Родзянко М.В., комплект тестов, комплект материалов о Государственной Думе.

Рекомендуемая организация урока.

Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в начале 20 столетия сделала первый шаг к правовому государству, а в конце 20 столетия перешла к строительству демократического правового государства.

Беседа по 5 главе Конституции «Федеральное собрание»

Тест «Государственная Дума»

10.Образуйте логические пары:

1. Партия социалистов-революционеров
2. РСДРП (б)
3. Партия конституционных демократов
4. «Союз 17 октября»
а) П.Н. Милюков
б) А.И. Гучков
в) В.И. Ульянов (Ленин)
г) В.М. Чернов
д) Л. Мартов

11. Укажите, кто из перечисленных деятелей возглавлял крыло социал-демократов, названных «меньшевиками».

Дополнительный материал для учителя

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 1993 — 2005 годы

«Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».

Истоки отечественного парламентаризма можно искать в таких институтах народного представительства как вече, княжеские и боярские думы, земские соборы, которые на протяжении многовековой истории России служили диалогу между властью и обществом. Однако самостоятельная законодательная власть начинается с образованием в 1906 году Государственной думы – первого всероссийского представительного органа, наделенного законодательными полномочиями.
Десятилетия советского народовластия были далеки от современного понимания роли и места органов законодательной власти в политической системе общества. Съезды народных депутатов конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия заложили основы перехода от советской модели законодательной власти к парламентской демократии.
Самым принципиальным изменением в системе государственной власти того времени стало введение в 1991 году поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными органами власти.
Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, многие их права отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти.
Перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, стали причиной острых правовых и политических противоречий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. В сентябре-октябре 1993 года это привело к их открытому конфликту, который завершился роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета и ликвидацией системы Советов.
21 сентября 1993 года Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации». Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением 12 декабря 1993 года прошли первые выборы в Государственную Думу, – нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации, нового федерального органа законодательной власти страны.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1994-2005 ГОДЫ

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Российская Государственная Дума: история

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи

В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы

Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.

Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев — поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Первая Государственная Дума

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.

в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.

Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
— один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи;
— избирателей, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч;
— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.

Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов». Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее. В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

С.А. Муромцев, Председатель Первой Государственной Думы

Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

6 июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная Дума

Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.

Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Ф.А. Головин, Председатель Второй Государственной Думы

Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.

Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель. Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».

Третья Государственная Дума

В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

Н.А. Хомяков, Председатель Третьей Государственной Думы

Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет. В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.

За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

А.И. Гучков, Председатель Третьей Государственной Думы

Четвертая Государственная Дума

В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

М.В. Родзянко, Председатель Четвертой Государственной Думы

Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.

Подведем итоги

За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.

Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.

В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.

Источник

История 11 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

Задание 1

Какое событие часто именуется формальным началом политической раздробленности Русских земель?

Задание 2

В каком году был принят документ, отрывок из которого приведён ниже?

«А крестьяном отказыватись из волости в волость, из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в полех за двор рубль да два алтына, а в лесех, где десять веръст до хоромного лесу, за двор полтина да два алтына».

Задание 3

Слова «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» в ходе Великой Отечественной войны впервые были произнесены:

Ответ:

123
314

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Укажите, кто из перечисленных людей участвовал в обороне Севастополя в годы Крымской войны.

Задание 5

Какие из указанных понятий (явлений) появились в правление Александра II?

Задание 6

Какие из перечисленных событий всеобщей истории произошли во время правления Алексея Михайловича?

Ответ:

456
346245126

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. 1656 г., 1700 г., 1741 г., 1788 г.

7.2. С.А. Муромцев, Ф.А. Головин, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Ответ:

7.1. Даты начала войн России и Швеции.

7.2. Председатели Государственной думы Российской империи.

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Преображенский приказ, Верховный тайный совет, Канцелярия тайных розыскных дел, Тайная экспедиция при Сенате.

8.2. Г.К. Жуков, А.И. Антонов, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский.

Ответ:

8.1. Наименования органов политического сыска в России в XVIII в. Лишнее – Верховный тайный совет.

8.2. Начальники Генерального штаба Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Лишний – К.К. Рокоссовский, так как он никогда не был начальником Генерального штаба. (Допустимый ответ – А.И. Антонов, так как он не командовал фронтом в годы Великой Отечественной войны, или не Герой СССР, или не имел звания маршала.)

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Расположите в хронологической последовательности глав внешнеполитического ведомства Российской империи и СССР.

Ответ:

123456
ЕВБДГА

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Расположите в хронологической последовательности (от наиболее раннего к наиболее позднему) лозунги, выдвигавшиеся Советской властью.

А) «Догнать и перегнать Америку!»

Б) «Кадры решают всё»

Г) «Большевики должны овладеть техникой!»

Д) «Экономика должна быть экономной»

Е) «Где у безграмотного колос, у грамотного – два!»

Ответ:

123456
ЕГБАДВ

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 11

Установите соответствие между архитекторами и созданными ими сооружениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АРХИТЕКТОРЫСООРУЖЕНИЯ
А) Ф.-Б. Расстрелли

Ж) Р.И. Клейн1) Михайловский дворец

3) здание Музея изобразительных искусств в Москве

5) Таврический дворец

6) здание Сената в Московском Кремле

7) Исаакиевский собор

8) здание Исторического музея в Москве

Ответ:

АБВГДЕЖ
2461783

7 верных соответствий – 5 баллов;

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 12

Установите соответствие между налоговыми реформами и правителями, при которых они были проведены. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫПРАВИТЕЛИ
А) отмена винных откупов

Б) отмена круговой поруки в крестьянской общине при уплате налогов

В) введение посошного налогообложения

Г) введение подушной подати

Д) отмена подушной подати

Е) введение подворного налогообложения1) Иван IV Грозный

2) Фёдор Алексеевич

Ответ:

АБВГДЕ
571362

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 4 балла.

Задание 13

Установите соответствие между событиями отечественной и мировой истории, произошедшими в пределах одного десятилетия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИСОБЫТИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
А) окончание междоусобной войны в Московской Руси

Б) Судебник Ивана III

В) присоединение Смоленска к Московскому княжеству

Г) отмена опричнины

Д) Крымские походы В.В. Голицына

Е) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

Ж) образование городских дум и городских управ1) принятие в Англии Билля о правах

2) подписание Декларации независимости США

3) Варфоломеевская ночь во Франции

4) окончание Столетней войны

5) провозглашение Германской империи

6) завершение Реконкисты в Испании

7) Четвёртый крестовый поход

8) «95 тезисов» Мартина Лютера

Ответ:

АБВГДЕЖ
4683125

7 верных соответствий – 5 баллов;

6 верных соответствий – 4 балла;

5 верных соответствий – 3 балла;

3–4 верных соответствия – 2 балла;

1–2 верных соответствия – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Задание 14

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

По важнейшим делам великий князь (1 – имя и номер), получивший после присоединения (2 – название города) в 1485 г. титул (3 – название титула), советовался с (4 – название чина), входившими в (5 – название органа) – высший совещательный орган. Орган этот в XV в. был невелик: 6–12 думных (4), столько же (6 – название чина). Позже появились думные (7 – название чина) и думные (8 – название чина). Помимо этих чинов в (5) входили также бывшие (9 – название) князья, которые получили название бояре-княжата.

Важнейшим органом управления после (5) была (10 – название органа). В ней хранились государственные средства, а также печати и государственный архив. (10) контролировала сбор налогов и вела внешнюю политику. Руководил ей (11 – название должности).

Из органов великокняжеского вотчинного управления выросла система (12 – название органа). Так, хозяйством великого князя ведал Государев (12), а Новгородом управлял Новгородский (12). Возглавлялись эти учреждения (13 – название должности).

В рассматриваемый период также сложилось и новое административнотерриториальное устройство государства. Территория Руси делилась на (14 – название административно-территориальной единицы). Новгородская земля, как и в старину, делилась на (15 – название административнотерриториальной единицы). (14) включали в себя несколько (16 – название административно-территориальной единицы) и (17 – название административно-территориальной единицы).

Ответ:

1Иван III10Казна
2Твери11казначей
3государь всея Руси12дворцов
4боярами13дворецкими
5Боярскую Думу14уезды
6окольничих15пятины
7дворяне/дьяки16волостей/станов
8дьяки/дворяне17станов/волостей
9удельные

17 верных вставок – 10 баллов;

15‒16 верных вставок – 9 баллов;

13‒14 верных вставок – 8 баллов;

11‒12 верных вставок – 7 баллов;

9‒10 верных вставок – 6 баллов;

7‒8 верных вставок – 5 баллов;

5‒6 верных вставок – 4 балла;

3‒4 верные вставки – 3 балла;

2 верные вставки – 2 балла;

1 верная вставка – 1 балл.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.

Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Смотреть картинку Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Картинка про Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет. Фото Муромцев головин гучков родзянко что их объединяет

15.1. Назовите предводителя похода, обозначенного на схеме чёрными стрелками.

Ответ: Степан Разин (1 балл).

15.2. Укажите годы, когда произошёл данный поход.

Ответ: 1670–1671 гг. (1 балл).

15.3. Укажите цифру, обозначающую город, в котором в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий II.

Ответ: 1 (1 балл).

15.4. Укажите название обозначенной на схеме реки, которая столетием позже станет местом начала событий, подобных событиям, обозначенным на схеме.

Ответ: Яик (ответ «Урал» не принимать) (1 балл).

15.5. Напишите название площади в Москве, где был казнён предводитель похода, обозначенного на схеме чёрными стрелками.

Ответ: Болотная площадь. (1 балл)

15.6. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) События, отображённые на схеме, произошли в период правления Михаила Федоровича Романова.

Б) Участником похода, обозначенного на схеме чёрными стрелками, был рязанский служилый человек Прокопий Ляпунов.

В) Последним успехом обозначенного на схеме чёрными стрелками похода стало взятие Царицына.

Г) События, обозначенные на схеме, стали причиной принятия нового свода законов.

Д) Обозначенные на схеме события состоялись раньше, чем было отменено местничество.

Е) На схеме обозначен город – родина первого председателя Совета народных комиссаров СССР.

Ж)Цифрой 2 обозначен город, в декабре 1976 г. получивший статус городагероя.

З) Город, обозначенный цифрой 3, стал конечной точкой продвижения танковой группы Х. Гудериана в ходе наступления немецких войск на Москву.

Ответ:

АБВГДЕЖЗ
нетнетнетнетдададада

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 8 баллов.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 16

Внимательно рассмотрите представленные ниже иллюстрации. Из двух указанных в таблице для ответов дат, соотнесённых с цифровым обозначением иллюстрации, выберите ту, к которой изображённые события, или явления, или объекты, или персонажи НЕ могут быть отнесены, и кратко объясните своё решение. (Обведите ГОД, к которому НЕ может быть отнесено изображение)

Ответ:

Номер иллюстрацииГод (обведите ГОД, к которому НЕ может быть отнесено изображение)Объяснение
11927 г. / 1935 г.Звание Маршала Советского Союза было введено только в 1935 г. (на фотографии – первые маршалы, в петлицах знак различия маршала СССР)
21825 г. / 1840 г.Железная дорога Петербург – Царское Село была открыта в 1837 г.
31930 г. / 1936 г.Сухарева башня, представленная на фотографии, была снесена в 1934 г.
41682 г. / 1710 г.При Петре I стрелецкое войско было упразднено после бунта 1698 г.
51951 г. / 1957 г.И.В. Сталин умер в 1953 г.

По 3 балла за каждую верную строку в таблице. Ответ без объяснения не принимается.

Всего за задание 15 баллов.

Задание 17

Прочитайте приведённый ниже источник и ответьте на вопросы.

«Манифест, объявлявший волю народу, улучшив несколько благосостояние крестьян, не освободил их от крепостной зависимости и не уничтожил всех беззаконий, порожденных крепостным правом. Народ видит, что он со временем может освободиться только от обязанностей труда, но должен оставаться вечным оброчным, преданным во власть тех же помещиков, названных мировыми посредниками.

Государь! Мы признаемся откровенно, что сами не понимаем этого положения. В обязательном предоставлении земли в собственность крестьян мы не только не видим нарушения наших прав, но считаем это единственным средством обеспечить спокойствие страны и наши собственные имущественные интересы.

Мы просим привесть немедленно в исполнение эту меру общими силами государства, не полагая всей ее тяжести на одних крестьян, которые менее других виноваты в существовании крепостного права. Дворянство в силу сословных преимуществ избавлялось до сих пор от исполнения важнейших общественных повинностей. Государь! Мы считаем кровным грехом пользоваться благами общественного порядка за счет других сословий; неправеден тот порядок вещей, при котором один бедный платит рубль, а богатый – ни копейки.

Всеподданнейше просим ваше императорское величество разрешить нам принять на себя часть государственных податей, соответственных состоянию каждого. Кроме имущественных привилегий мы пользуемся исключительным правом поставлять людей для управления народом. В настоящее время мы считаем беззаконием исключительность этого права и просим распространить его на все сословия.

Всемилостивейший государь! Мы твердо уверены, что Вы искренно желаете блага России, и потому считаем священным долгом высказать откровенно, что между нами и правительством недоразумение, которое препятствует осуществлению ваших благих намерений. Вместо действительного осуществления обещанной Вами русскому народу воли Ваши сановники изобрели временнообязанное положение, невыносимое как для крестьян, так и для помещиков. Вместо одновременного и обязательного обращения крестьян в свободных поземельных собственников Ваши сановники изобрели систему добровольных соглашений, которые грозят довести до крайнего разорения и крестьян и помещиков. Они находят необходимым сохранение дворянских привилегий, тогда как мы сами, боле всех заинтересованные в этом деле, желаем их отменения.

Мы сами не беремся говорить за весь народ, несмотря на то, что стоим к нему ближе, и твердо уверены, что недостаточно одной благонамеренности не только для удовлетворения, но даже и для указания народных потребностей. Мы уверены, что все преобразования останутся безуспешными потому, что предпринимаются без спроса и ведома народа».

17.1. О каком времени идёт речь в тексте (с точностью до нескольких лет)? По каким признакам это можно определить? На основании текста назовите два признака.

Ответ:

На основе источника можно сделать вывод, что он был создан в 1861–1863 гг. 2 балла. Очевидно, что он появился после издания Манифеста об освобождении крестьян от 19 февраля 1861 г. и даже отражает некоторое переосмысление положений крестьянской реформы, в связи с чем 1861 г. можно считать нижней границей времени создания источника. Верхнюю границу времени создания источника позволяет определить данный фрагмент:

«Кроме имущественных привилегий мы пользуемся исключительным правом поставлять людей для управления народом. В настоящее время мы считаем беззаконием исключительность этого права и просим распространить его на все сословия». Исходя из данного фрагмента становится ясно, что источник был создан до начала проведения земской реформы, т. е. до издания 1 января 1864 г. Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В связи с этим верхней границей времени создания источника можно считать 1863 год. По 2 балла за обоснование каждой из границ времени создания источника.

Всего 6 баллов.

Примечание: ответ, основанный на знании участника о том, что данный документ – это адрес тверского дворянства, составленный в феврале 1862 г., не принимается.

17.2. Дайте определение выделенным в тексте источника терминам.

Ответ:

Мировой посредник – должностное лицо, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации положений крестьянской реформы, а также для составления и утверждения уставных грамот.

Временнообязанное положение – положение бывших помещичьих крестьян, вышедших из крепостной зависимости согласно Манифесту 19 февраля 1861 г., но ещё не переведённых на выкуп.

По 2 балла за каждое верно указанное определение. Всего 4 балла.

17.3. Какие требования выдвигают авторы данного источника к императору?

Назовите четыре требования.

Ответ:

По 2 балла за каждое верно названное требования. Всего 8 баллов.

17.4. В чём авторы источника видят причину того, что проводимые преобразования могут остаться безуспешными? Какие ошибки усматривают авторы источника в процедуре подготовки реформы? Укажите два положения.

Ответ:

Авторы источника видят причину возможной безуспешности преобразований в том, что они «предпринимаются без спроса и ведома народа». Авторы источника указывают на то, что, во-первых, разработка реформы представляла собой чисто бюрократическую процедуру («Ваши сановники изобрели…»), вовторых, основным принципом, который лёг в основу разработки реформы, явилась необходимость сохранения дворянских привилегий.

По 2 балла за каждое верно приведенное положение. Всего 6 баллов.

17.5. Каких политических взглядов придерживались авторы источника? Объясните свой ответ.

Ответ:

Безусловно, авторы источника придерживались либеральных политических взглядов. Они однозначно выступают за наделение крестьян землей, за недопущение превращения их в «вечно оброчных» в связи с тяжестью выкупа, за упразднение сословных привилегий в несении государственных повинностей и назначении на должности.

2 балла за указание на политические взгляды. 2 балла за обоснование.

Всего 4 балла.

Всего за задание – 28 баллов.

Задание 18

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего за задание 25 баллов.

Максимум за работу 130 баллов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *