Мушрик в исламе что такое
Кяфир и мушрик – это одно и то же?
Слово «ширк» означает неверие в то, что Аллах един, а также неискреннее богослужение. Ширк однозначно является куфром, поскольку это и есть отрицание единства Аллаха. Также это является и убеждением в лживости пророчества и шариата.
Понятие «кафир» является обобщённым, в отличие от понятия «мушрик». Местом обитания кафиров и мушриков является Ад, поэтому обзывать человека мушриком или кафиром – одно и то же и является одинаково греховным. (Рагиб Аль-Аласфани)
В своей книге «Аль-Азкар» Имам Ан-Навави пишет: «Строго запрещается обращаться к мусульманину со словами «о кафир» (о неверный)!»
От Ибн ʻУмара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذَا قالَ الرَّجُلُ لأخِيهِ يا كافِرٌ، فَقَدْ باءَ بِها أحَدُهُما، فإن كانَ كما قال، وَإِلاَّ رَجَعَتْ عَلَيْهِ
«Если человек скажет своему брату мусульманину: «О неверный!» – это вернётся к одному из них, и если тот таков, как о нём было сказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае сказанное вернётся к тому, кто это сказал». (Бухари, Муслим)
Отдел фетв при Муфтияте РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мушрик
Мушрик (араб. مشرك) — тот, кто избрал предметом своего поклонения кого- или чего-либо помимо Единого Бога.
Слово «мушрик» является производным от слова «ширк», которое в свою очередь означает «многобожие» или «язычество».
Многобожие (ширк) является одним из самых тяжких и непростительных грехов перед Богом. Поэтому все формы его проявления приравниваются к неверию (куфр).
Ученые-богословы поделили многобожие на два вида: большое и малое. Большое многобожие (ширк акбар) — это наделение божественной сущностью кого- или чего-либо помимо Единого Бога, а также совершение этому поклонения. Малое многобожие (ширк асгар), его еще называют «скрытое многобожие», — это проявление лицемерия, совершение поклонения Единому Богу напоказ или совершение чего-либо благого в ожидании похвалы от других и их высокой оценки.
Согласно мнению всех ученых-богословов, если какой-либо многобожник (мушрик) изъявит желание послушать Священный Коран с целью ознакомиться с Исламом, то остальные мусульмане должны предоставить ему такую возможность. Это мнение подтверждается аятом Священного Корана[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ширк // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 5. С. 6–11.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Ошибка в понимании шахады
Многие люди, которые относят себя к Исламу (в частности суфии), ошибочно полагают, что ширком является убеждение о существовании творца, который бы творил наряду с Аллахом или был бы равен Ему в господстве.
Безусловно, подобное убеждение является ширком, но это лишь один из его видов. Причем это — самый очевидный вид ширка, который редко кто совершает.
Фактически, такие люди ограничивают смысл слов «ля иляха илля лЛах» фразой «Нет творца (или господа), кроме Аллаха», что является грубейшей ошибкой, ведь такой смысл является сильно урезанным и не включает в себя утверждение о необходимости поклоняться только Аллаху, с чем и были посланы все пророки.
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах»» (39:38)
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?», — они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (29:61)
И аятов с подобным смыслом в Книге Аллаха много.
Обратите внимание: мушрики, которых призывал посланник Аллаха ﷺ, признавали господство Аллаха и то, что только Он является Творцом. Получается, они имели убеждение о том, что «нет творца, кроме Аллаха», однако это не сделало их мусульманами, а Аллах их описал заблуждением и ширком!
У них была другая проблема — то, что они обращали своё поклонение кому-то наряду с Аллахом. Именно этот вопрос в основном и объясняли все пророки!
ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِن دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ
«Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» (22:62)
Мушрики поклоняются Аллаху
Многие ошибочно полагают, что мушрики времен пророка не признавали существование Аллаха и не поклонялись Ему, что якобы и являлось причиной их противостояния с пророком. Однако это не так.
وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом»» (10:18)
أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى
«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»» (39:3)
Однажды пророк спросил одного из мекканских мушриков:
يَا حُصَيْنُ كَمْ تَعْبُدُ الْيَوْمَ إِلَهًا
« О Хусейн, скольким богам ты поклоняешься сегодня? »
سَبْعَةً سِتًّا فِي الأَرْضِ وَوَاحِدًا فِي السَّمَاءِ
« Семерым: шестерым на земле и Одному на небесах »
فَأَيُّهُمْ تَعُدُّ لِرَغْبَتِكَ وَرَهْبَتِكَ
« Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь? »
الَّذِي فِي السَّمَاءِ
« Того, Кто над небесами » (Тирмизи 3483).
Основная причина конфликта мушриков с пророком
Вот что Господь говорит об этом в Кур’ане:
أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّى
وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى
«Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью — Манат?» (53:19-20)
В этих аятах перечислены некоторые из популярных идолов, которым поклонялись мушрики времен пророка.
Относительно аль-Лат известный толкователь Кур’ана из числа сподвижников — Ибн Аббас сказал, что это был человек, который растирал ячмень и замешивал его с водой (готовил кашу) для паломников. Когда же он умер, то люди стали обожествлять его могилу и поклоняться ему.
Также среди арабов были известны и идолы, верующие свою историю ещё со времен Нуха, мир ему. О них Аллах говорит:
وَقَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَلَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَلَا سُوَاعًا وَلَا يَغُوثَ وَيَعُوقَ وَنَسْرًا
«И сказали (главы мушриков): «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра»» (71:21)
Ибн ‘Аббас сказал относительно этого аята:
صارت الأوثان التي كانت في قوم نوح في العرب بعد، أما ود كانت لكلب بدومة الجندل، وأما سواع كانت لهذيل، وأما يغوث فكانت لمراد ثم لبني غطيف بالجرف عند سبا، وأما يعوق فكانت لهمدان، وأما نسر فكانت لحمير، لآل ذي الكلاع. أسماء رجال صالحين من قوم نوح، فلما هلكوا أوحى الشيطان إلى قومهم أن انصبوا إلى مجالسهم التي كانوا يجلسون أنصابا، وسموها بأسمائهم ففعلوا فلم تعبد حتى إذا هلك أولئك وتنسخ العلم عبدت
« Идолы, которые существовали среди народа Нуха, впоследствии появились среди арабов.
Что касается Вадда, то он был идолом у племени Кельба, населявшего Думат аль-Джандаль. Сува был идолом племени Хузал. Йагусу поклонялись племя Мурада, а затем и племя Гатийф из аль-Джурф, недалеко от местности Сабаа. Йаука был идолом для племени Хамдана, а Наср — для Химьяра семейства Зу Киля.
Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср — это имена праведников, которые жили среди народа Нуха, мир ему.
Когда они умерли, шайтан внушил людям слепить их статуи, поставить их в том месте, где они обычно устраивали собрания и назвать их именами этих праведников.
Люди так и сделали, при этом статуям они не поклонялись, пока не умерли строители этих статуй и пока не было потеряно знание. После этого люди сделали эти статуи своими идолами (объектами поклонения — посредниками в мольбах между людьми и Аллахом) » (Бухари 4920).
В свою очередь, все пророки приходили к своим народам с одним и тем же: они объясняли людям, что Аллах — Милостивый, Милующий, Сострадательный и Принимающий покаяния. Пророки обучали людей, что нельзя сомневаться в Милости Аллаха и нужно просить о прощении и других нуждах только Его, отказавшись от своих просьб в пользу посредников — различных идолов и аулия, посредством дуа к которым мушрики надеялись приблизиться к Своему Господу.
Однако мушрики не желали внять призыву таухида и отказаться от поклонения своим аулия, не желая признавать свои ошибки и менять что либо, а предпочитая вместо этого оставаться на заблуждении своих предков.
Вот что говорится о возражениях мушриков пророку в Книге Аллаха:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
«Неужели он [пророк] обратил богов [наши объекты поклонения — идолы и аулия] в Единственного Бога [Аллаха, Единственного, к Кому следует обращать наши дуа]? Воистину, это — нечто удивительное!» (38:5)
مَا سَمِعْنَا بِهَذَا فِي الْمِلَّةِ الْآخِرَةِ إِنْ هَذَا إِلَّا اخْتِلَاقٌ
«Мы не слышали об этом в последней религии. Это — не что иное, как вымысел» (38:7)
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُوا كَمَا آمَنَ النَّاسُ قَالُوا أَنُؤْمِنُ كَمَا آمَنَ السُّفَهَاءُ أَلَا إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَاءُ وَلَكِن لَّا يَعْلَمُونَ
«Когда им говорят: «Уверуйте так, как уверовали люди [сподвижники пророка]», — они отвечают: «Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?». Воистину, именно они являются глупцами, но они не знают этого» (2:13)
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلَا يَهْتَدُونَ
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (2:170)
Отличие современных мушриков от мушриков времен пророка
Возникает закономерный вопрос: какова тогда разница между мушриками времен пророка и современными крайними суфиями и шиитами, которые делают зияраты на могилы своих аулия и устазов, где взывают к ним, в надежде что это приблизит их к Аллаху?
Ответ: принципиальной разницы никакой нет — и те и другие совершают ширк!
Однако есть и отличие: современные мушрики хуже чем мушрики, которые жили во времена пророка!
И вот почему это так:
1) Сегодняшние мушрики, в отличие от мушриков времен пророка, делают ширк не только в поклонении, но даже и в Господстве!
Так, некоторые крайние суфии и шииты убеждены, что их мертвые устазы и имамы якобы знают о положении своих мюридов и способны приносить вред или пользу, контролировать погоду на определенных территориях и так далее. Тем самым они приписывают некоторые Качества господства своим мертвым аулия.
2) Прошлые мушрики поклонялись только праведникам, в то время как современные мушрики поклоняются тем, кто известны при жизни своими грехами, призывом к ширку и нововведениями.
3) Самое главное же отличие заключается в том, что современные мушрики не знают правильный смысл свидетельства таухида!
Мушрики времен пророка прекрасно понимали смысл шахады. Им было известно, что если они произнесут её, то тем самым обяжут себя подчинением Аллаху и Его посланнику, будут вынуждены отречься от своих идолов и признать заблуждение своих отцов. Они не хотели на это идти, а поэтому отказывались произнести свидетельство таухида.
Современные мушрики стоят перед таким же выбором, однако пытаются при этом усидеть на двух стульях: они готовы по сто раз в день произносить шахаду, но уже в следующую минуту сделать дуа своему мертвому устазу, отказываясь признавать, что такая мольба является поклонением и упорно называя её «обыкновенной просьбой».
Пусть Аллах наставит и поведет прямым путём всех нас!
Мушрик в исламе что такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Вопрос: Ассаламу алейкум, брат, почему ты упустил этот момент в заявлении суфистов? Они же признали. «5. Поклонение могилам. В Исламе поклонение могилам запрещено. По единогласному мнению учёных, любой мусульманин, поклоняющийся кому-либо или чему-либо, помимо Аллаха, выходит из религии и становится многобожником»
Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Результат этого известен и очевиден, и очень не хочется, чтобы подобное повторялось в наших землях.
Такой вопрос, мой брат, не может исходить, кроме как от человека, у которого есть существенная доля пренебрежения в изучении таухида и его книг.
Потому что если бы он изучал, то знал бы, что современные мушрики никогда не говорят: «Мы поклоняемся могилам», или «мы поклоняемся авлия», или «мы поклоняемся праведникам».
Напротив, если ты скажешь им такое, то они начнут с тобой драться.
Однако они говорят: «мы делаем тавассуль», «табаррук», «отдаём должное праведникам», «делаем дозволенное истигаса», «и не поклоняемся никому кроме Аллаха».
Поэтому попытка выдать эти слова за покаяние суфистов от их ширка – это либо невежество, либо преднамеренная попытка ввести мусульман в заблуждение.
Суфисты и раньше не признавали, что истигаса, рабита, и абсолютное подчинение являются поклонением, и делали их и говорили: «Мы не поклоняемся никому кроме Аллаха».
Однако причина в нас, в нашем невежестве и небрежности, и нежелании из этого невежества выходить.
И всё это объясняют такие имамы как Ибн Теймия, шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб в своих книгах, и современные ученые, и всё это доступно даже на русском языке.
К примеру- сказал шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб в «Кашф аш шубухат» упоминая шубухаты мушриков суфистов:
«И из их шубухатов их слова: «Мы не поклоняемся ничему кроме Аллаха, напротив, мы свидетельствуем, что никто, кроме Аллаха, Одного, у которого нет сотоварища, не способен сотворить, наделить благами, принести пользу и нанести вред. Мы свидетельствуем, что Мухаммад не владеет ни пользой, ни вредом даже для себя самого, а тем более — Абд аль-Кадир и другие. Но я — грешник, а праведники занимают высокое положение у Аллаха, поэтому я прошу у Аллаха через них»
Также говорит шейх Мухаммад в «Кашф аш шубухат», упоминая их шубху:
فَإِنْ قَالَ : أَنَا لاَ أَعْبُدُ إِلاَّ اللَّهَ ، وَهَذَا الالْتِجَاءُ إِلَيْهِمْ وَدُعَاؤُهُمْ لَيْسَ بِعِبَادَةٍ
«А если скажет тебе суфист-мушрик: «Я не поклоняюсь никому кроме Аллаха, а это прибегание к праведникам и взывание к ним не является поклонением» – то ответь им. « и затем упомянул опровержение.
Если мы не понимаем таких простых вещей, то какая цена нам? И о какой победе может идти речь?
Сказал шейх аль-Хабдан в шархе этой фразы:
هذا من كيد الشيطان لهؤلاء ؛ أنه لما علم أن كل من قرأ القرآن أو سمعه ينفر من الشرك ، ومن عبادة غير الله تعالى ؛ ألقى في قلوب الجهال أن ما يفعلونه مع المقربين وغيرهم ليس عبادة لهم ؛ وإنما هو توسل وتشفع بهم والتجاء إليهم ونحو ذلك
«Это из козней шайтана в отношении этих мушриков, то, что он когда узнал что каждый кто читает Коран, или слышит его, пугается ширка, и поклонения не Всевышнему Аллаху, толкнул в сердца невежд шубху, о том, что то что они делают с теми к кому приближаются, и другими – не является поклонением им, а это лишь тавассуль, и ташаффу посредством их, и прибегание к ним, и тому подобное» см. «ат-Таудыхат аль-кашифат аля кафш аш шубухат», 1-131
Сказал шейх аль-Хазими:
См. «Шарх кашф аш шубухат», 2-14
И подобное объяснение можно найти в любом шархе на «Кашф аш шубухат», и можно вернуться к шархам шейхов Мухаммада Ибн Ибрахима, Абдуллаха Ибн Хумейда, Абдуль Азиза Ибн База, и других имамов.
Так что же изменилось и что же нового в этой их фразе? Как и раньше они признавали, что нельзя поклоняться не Аллаху, так и сейчас. И как и раньше они не признавали, что истигаса и т.д. является поклонением – так и сейчас не признают.
Поэтому призываем братьев уделять внимание изучению таухида. И тогда с позволения Аллаха ни один желающий обмануть и заблудить мусульман не сможет этого сделать.