Мусорная реформа что это
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?
Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости
Зачем нужна мусорная реформа?
Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.
В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.
Как возникла мусорная проблема?
Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.
После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.
До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.
В чем суть мусорной реформы?
Реформа стартовала с 1 января 2019 г.
Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.
Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.
Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?
Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.
Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.
Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.
Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.
Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.
Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.
Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?
Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.
Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.
Можно ли получить льготы?
В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.
Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:
Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.
Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?
В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.
Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.
Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.
Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.
Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.
Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».
Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.
Изменилось ли что-то в обращении с мусором?
Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?
В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.
Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.
Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.
Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.
Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.
Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :
Так нужна ли мусорная реформа?
Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.
1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.
Мусорная реформа столкнулась с неплатежами
Операторы, занявшиеся утилизацией отходов по новой системе, на которую перешла Россия с 2019 г., испытывают сложности с получением платы за свою работу, говорится в черновике доклада министра природы Дмитрия Кобылкина для совещания у президента Владимира Путина, состоявшегося 11 апреля («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил человек, знакомый с текстом), – часть операторов может прекратить работу. Проблема низкой собираемости есть, согласился представитель Минприроды, но не стал комментировать выступление министра.
В среднем по стране собирают 50,3% платежей, сказано в бумаге. Остановить работу могут операторы Дагестана и Самарской области (собираемость 5%), Адыгеи (14%), Кабардино-Балкарии (15%), Пермского края (20%), Новосибирской области (23%), Алтайского (25%) и Красноярского (25%) края, Ульяновской области (30%).
Каждый регион должен был разработать схему, как собирать и что делать с мусором, и выбрать оператора. Не все успели, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 г. На новую систему перешло более 80% регионов, сказано в черновике: в 253 зонах деятельности операторов работает 158 компаний.
Средний тариф (сортировка, обработка, перевозка и расходы оператора) – 562 руб. за 1 куб. м мусора, подсчитала FinExpertiza, минимум – 93,48 руб., максимум – 2487,85 руб. Тариф выше из-за длинных перегонов мусоровозов и из-за новых мусороперерабатывающих заводов и сортировочных комплексов и ниже, если эксплуатируются близко расположенные старые объекты, объясняет директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. По тарифу рассчитывают плату: компании получают пропорционально количеству утилизированных отходов, а жильцы и управляющие компании платят пропорционально количеству жильцов или площади. С региональным оператором договоры должны заключить все физические и юридические лица, которые потребляют услугу, предупреждает председатель совета директоров ГК «Чистый город» (оператор в Астраханской, Ростовской областях, Калмыкии, Адыгее) Полина Вергун. Выставляет счет сам оператор или покупает такую услугу, но не всегда удается собрать актуальную информацию, сетует замдиректора оператора Саратовской области Алексей Калямин. Начисления где-то включены в единую платежку, но чаще выставляются отдельным документом. Как платить, решает расчетный центр, единого порядка нет и это дополнительно осложняет ситуацию, говорит Калямин.
Отсутствие доступа к актуальной базе приводит к ошибкам, говорится в черновике доклада. В Тверской области платежки выставлены дважды половине жителей – 641 000 человек, а в Калининградской – умершим. Это были пробные пустые платежки для уточнения базы, комментирует высокопоставленный чиновник Калининградской области.
В Адыгее сборы уже 60%, знает Вергун, а недоплата – ожидаемый результат для запуска, операторы должны иметь финансовую подушку на это время. В Астраханской области в первый год задолженность была сотни миллионов, 5-месячная неуплата, помнит Вергун, теперь снижается благодаря разъяснениям и судам. В Саратовской области собрано более 60%, говорит Калямин, ситуация исправилась в последние пару месяцев. В Московской области даже на начальном этапе кассовый разрыв небольшой, комментирует представитель «РТ-инвеста».
Неоплата квитанций – часть проблемы, из-за некачественных баз многим платежи вообще не начислены, констатирует Губайдуллин.
Что меняет мусорная реформа
В 2019 году начались серьезные изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Этот процесс называют «мусорной реформой». Формально федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ) был принят в 1998 году. В него многократно вносили различные поправки. Самые значительные поправки были внесены в 2014 году. Их целью стало сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Фактически это означает ликвидацию незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами.
Ожидаемые результаты этой реформы были прописаны в нацпроекте «Экология», который был создан после «майских» указов президента 2018 года. Там появилась цифра 36% утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) к 2024 году. Сейчас перерабатывается всего 3% ТКО в среднем по стране, 97% идет на полигон.
Реформа предполагает серьезные системные изменения на разных уровнях и развитие рынка утилизации ТКО.
На практике ее реализация встречает протесты и непонимание со стороны жителей и бизнеса по всей стране. Во многом это связано с несовершенством текущего законодательства. «Снижение полигонного захоронения не должно быть целью, а должно быть следствием минимизации потребления ресурсов. Мы должны снижать объем полигонного захоронения за счет превентивных мер — предотвращение образования отходов, упрощение процесса сбора, сортировки и переработки. На текущий момент главный вопрос к реформе: почему ничего не делается для уменьшения производства отходов», — говорит руководитель по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша.
Глава «РТ-Инвеста» Андрей Шипелов о реформе
Реформа очень масштабная, она охватывает не только территорию Российской Федерации, но и международные отношения, экспортные и импортные операции.
Реформа для крупных городов
Все города-миллионники в России заслуживают отдельного внимания в реформе. В них проживает основное население, плотность образования отходов выше, больше ресторанов, магазинов, которые создают много коммерческих отходов. И возникает естественный «конфликт» между объемами ТКО граждан и объемами коммерческого сектора.
Например, Москва и Московская область с точки зрения реформы должны быть единой агломерацией, где рождается единый социум в части проживания и перемещения людей. Здесь очень развита межсубъектовая торговля и перемещение товаров. И это всё влияет на образование отходов. То же самое касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и еще ряда крупных городов-миллионников. Это, в том числе, требует дальнейшей более тонкой законодательной настройки.
Модель замкнутого цикла
Ни один перспективный элемент реформы — к ним относятся сортировочные комплексы, комплексы по переработке отходов (КПО), раздельный сбор и транспортировка, переработка в электроэнергию или во вторичные материальные ресурсы — сам по себе не работает эффективно. Эффективна только комплексная система, модель замкнутого цикла. Все элементы развиваются параллельно, но приоритет — это сокращение потребления. Такую культуру потребления нужно подращивать.
Второй элемент — это внедрение простого раздельного сбора, чтобы не вызвать отторжения. Когда говорят, что в каком-то месте 11 баков и это лучше, чем два бака (для смешанных отходов и вторсырья), как сейчас внедряется в Московской области и Москве, надо помнить, что десять лет назад еще не применялись специальные лазерные опознаватели, которые при помощи машинного обучения распознают любой сорт фракций, а дальше сепараторы позволяют их разделить. Из-за этого уже нет необходимости ставить 11 баков, достаточно двух. Они дают лишь на 2–5% меньше вторичных ресурсов.
Потребление надо сокращать, но все равно отходов становится больше, потому что растет качество жизни. Если количество отходов снижается, это говорит о том, что мы начинаем хуже жить, поэтому дай бог, чтобы он рос. При этом надо учитывать среднегодовой темп роста — отходы больших городов растут в среднем на 3–5%. И этот темп не снижается.
Если будет все правильно сделано, будут сознательные предприниматели, а правительство — последовательно регулировать эту отрасль, то к 2030 году порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% — в электроэнергию. Оставшиеся 40% — это все равно пока полигонные захоронения. Это тот баланс, к которому мы можем стремиться.
Сегодня в среднем по стране перерабатывается лишь 3% отходов, а 97% отправляется на полигоны.
Эту реформу нельзя будет сделать без равноправного партнерства между бизнесом, населением и властью. Здесь союз трех сторон. Это очень важно. Если случится перекос в одну из этих сторон, реформа окажется неуспешной.
Государство знает, сколько зарабатывает бизнес, и помогает ему решать проблемы. Население должно понимать, что не все зависит от бизнеса, доверие к которому в нашей стране, к сожалению, очень низкое. В социально ответственный бизнес, особенно в отрасли с отходами, верить не хотят. Но надо опираться на факты. Поэтому первое, над чем нужно работать, — это доверие.
Если посмотреть вглубь, то законный бизнес по обращению с отходами абсолютно не богатый. Да, он стабильный, но доходы здесь умеренные, кратно ниже, чем в других отраслях. Огромные затраты и финансовые нагрузки, в том числе на строительство новой инфраструктуры, которой сейчас в нашей стране нет — она только формируется.
Москвичам определили тариф для новой строчки в платежке за ЖКХ
Департамент экономической политики и развития города Москвы утвердил единый тариф регионального оператора «Экотехпром» за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), который начнет действовать с 1 января 2022 года, — 839,23 руб. за 1 куб. м мусора. Для населения это означает плату за вывоз мусора в 7,27 руб. за 1 кв. м общей площади.
Это следует из приказа заместителя главы этого департамента Дмитрия Путина от 9 ноября. У РБК есть копия этого документа, его подлинность подтвердили два сотрудника крупных московских компаний по вывозу отходов и федеральный чиновник. Ранее на приказ обратил внимание Telegram-канал Trash Economy.
В 2020 году мэрия увеличила тариф для населения на вывоз отходов в 2,2 раза, с 2,34 до 5,23 руб. на 1 кв. м, из-за закрытия свалок в Подмосковье и роста транспортных расходов. В 2021 году он вырос на 26,8%, до 6,63 руб. за 1 кв. м, а со следующего года — еще на 9,7%. РБК направил запрос в департамент экономической политики и развития Москвы.
Как москвичи будут платить за вывоз мусора
До сих пор вывоз отходов в Москве включался в состав услуги по содержанию жилого помещения, которая устанавливается столичным правительством как ставка планово-нормативного расхода (ПНР, включает расходы примерно на 30 видов работ по содержанию многоквартирного дома). Но с 2022 года Москва вступает в мусорную реформу, которая уже два года действует в большинстве регионов, и для этого по результатам конкурсного отбора выбрала единого регионального оператора — «Экотехпром». Поэтому с начала следующего года платеж за вывоз мусора в столице будет выделяться отдельно.
В большинстве регионов, где реформа действует с 2019 года, плата за вывоз мусора начисляется за каждого жителя квартиры по специальному нормативу накопления. Но в некоторых из них, включая Московскую область, плату рассчитывают по квадратным метрам площади, как и в Москве. Для этого к тарифу региональных операторов (Подмосковье разделено на семь зон, подконтрольных разным операторам, средний тариф с 2022 года составит 870 руб. за 1 куб. м) применяется норматив накопления отходов 0,114 куб. м за 1 кв. м площади помещения. Со следующего года в Московской области владелец квартиры площадью 45 кв. м в среднем будет платить в месяц за вывоз мусора от 327 (Ногинский район, оператор — «Хартия») до 419 руб. (Рузский район, оператор — «дочка» компании «РТ-Инвест»), подсчитал член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.
В Москве норматив накопления отходов чуть ниже — 0,104 куб. м на 1 кв. м, следует из распоряжения главы департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Вячеслава Торсунова от 29 сентября (у РБК есть копия, его содержание подтвердили в департаменте). При тарифе регионального оператора «Экотехпром» за обращение с отходами в 839,23 руб. за 1 куб. м плата для населения составит 7,27 руб. за 1 кв. м, отмечает Микаелян. То есть ежемесячная плата за вывоз мусора из аналогичной квартиры (45 кв. м) составит 327 руб., оценивает он.
Что известно про реформу
Цель реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (мусорной реформы) — решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. Захоронение отходов на полигонах необходимо снизить к 2030 году с текущих 94 до 50% от образующихся, а также построить инфраструктуру для их сортировки и переработки, внедрить раздельный сбор отходов.
В большинстве регионов выбраны региональные операторы, установлены тарифы на вывоз отходов. В мусорную реформу пока не вступили Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, которые получили отсрочку до начала 2022 года в целях подготовки инфраструктуры и выбора региональных операторов.
Представитель департамента ЖКХ Москвы в ответ на запрос РБК назвал справедливым расчет платы за вывоз мусора по квадратным метрам, а не на каждого жителя столицы. «Администрирование населения, фактически проживающего по конкретному адресу, затруднено, а оплата услуг регионального оператора производится за фактически вывезенный объем ТКО. На зарегистрированных жителей домов ложится бремя оплачивать вывоз собственных бытовых отходов, а также образованных незарегистрированными гражданами», — пояснил он. РБК направил запрос в «Экотехпром».
По мнению Микаеляна, очередное повышение тарифа на вывоз мусора в Москве выглядит закономерным с учетом изначально более низкой платы по сравнению с Подмосковьем, высокого уровня образования отходов и общего недофинансирования мусорной отрасли. По данным, прописанным в территориальной схеме по обращению с отходами Москвы, в 2020 году в столице было образовано 8,1 млн т мусора.
Как рост тарифа отразится на собираемости платежей за мусор
По данным Российского экологического оператора (РЭО, куратор мусорной реформы), средний размер собираемости платежей за вывоз твердых коммунальных отходов в России составляет 87–88% от плана.
Доля собираемости платежей за вывоз мусора в Москве будет зависеть от того, как будет формироваться счет — как еще одна строчка в платежке за услуги ЖКХ или как отдельная квитанция, отмечает представитель РЭО. «Когда счет за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов приходит отдельной платежкой, то, как правило, в первые месяцы работы регионального оператора собираемость не превышает 25–30% от плана. Однако на конец года собираемость даже в таком случае вырастает до уровня 80%», — добавляет он. РБК направил запрос в департамент ЖКХ Москвы.
Представитель министерства ЖКХ Подмосковья утверждает, что на старте реформы в 2019 году практиковалась рассылка отдельных квитанций за вывоз мусора, что приводило к низким платежам за услугу. Люди забывали оплачивать счета или копили их несколько месяцев, а затем оплачивали. Но с 2020 года этот платеж включается либо в квитанцию по оплате электричества, либо в квитанцию за ЖКХ, что повысило собираемость платежей, добавил он. Собираемость платежей за вывоз отходов в зоне работы «РТ-Инвеста» в Подмосковье составляет свыше 90%, у «Хартии» — не менее 80%, говорят их представители.
Ко второму полугодию 2022 года собираемость платежей в Москве за вывоз мусора превысит 90% при условии, что плата будет включена в единую квитанцию по оплате услуг ЖКХ, считает член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева.