Мусорная реформа в деревне за что платить
Новые правила вывоза мусора: еще одно основание законно не платить
Спешно принятая «мусорная реформа» до сих пор активно обсуждается среди людей, которые удивляются немалым суммам в квитанциях при относительно неудовлетворительном качестве оказания услуги. В итоге регулярно приходится латать дыры в законодательстве и исправлять допущенные ошибки.
Недавно были приняты очередные изменения, касающиеся правил вывоза мусора. Поскольку для миллионов граждан это достаточно серьезный вопрос, то предлагаю разобрать данные изменения в этой статье.
Что изменилось в 2021 году
С 1 марта 2021 года заработали новые правила, которые касаются установки мусорных контейнеров. Новые правила установлены СанПиНом 2.1.3684-21, утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ №3 от 28 января 2021 года.
Проблема весьма актуальная: по рассказам многих жильцов, в их дворах – серьезная нехватка мусорных контейнеров, а бывает так, что их нет вообще либо они расположены достаточно далеко. Еще хуже дела обстоят в сельской местности, а ведь платить за вывоз мусора заставляют регулярно.
Теперь же будут существовать четкие правила, которыми необходимо руководствоваться.
Во-вторых, сами площадки, где установлены контейнеры, должны иметь твердое покрытие, ограждены забором не менее 1 метра с трех сторон так, чтобы к нему возможно было беспрепятственно подъехать.
Когда можно не платить
Согласно законодательству, услуги должны оказываться качественно, это относится и к услуге по вывозу мусора, что подтверждается и сложившейся судебной практикой.
Не так давно Роспотребнадзор дал разъяснения, в котором указал: если услуга по вывозу мусора оказывается некачественно, в том числе, если некуда выкидывать мусор, так как отсутствуют площадки и контейнеры, либо мусор вывозят с большим перерывом, что ведет к серьезному накоплению отходов. Если допущены подобные нарушения, то жильцы имеют право потребовать перерасчет платы за вывоз ТКО.
Существуют определенные нормативы. Например, в зимнее время вывоз мусора должен осуществляться не реже одного раза в три дня с максимально допустимой задержкой 2 дня, а в летнее время – ежедневно с максимально допустимой задержкой в 1 день. Эти нормативы содержатся в Правилах, установленных Постановлением Правительства №354 от 6 мая 2011 года.
Если интервал не соблюдается, а также если отсутствует специальная площадка для сбора мусора вблизи дома, то можно смело обращаться к региональному оператору по вывозу мусора и требовать перерасчет платы, а в случае отказа – подавать в суд.
Информация для садоводов
Сейчас начинается дачный сезон, увеличилось количество вопросов по поводу того, куда девать растительный мусор (трава, ветки, сорняки и т.п.), ведь зачастую региональный оператор отказывается их забирать, мотивируя тем, что этот мусор не относится к ТКО.
Разъяснение было дано Государственной Думой, которая указала, что такие отходы образуются при уборке придомовой территории. Соответственно, именно региональный оператор обязан вывозить отходы наравне с обычным мусором, без взимания дополнительной платы. Так что в случае отказа забирать такой мусор, можно подавать претензию, поскольку отказ в этом случае будет незаконен.
Будьте здоровы и берегите себя!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна!
Нововведения в законе о мусоре в сельской местности
Уже несколько месяцев в стране действует реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Для жителей деревень закон о мусоре в сельской местности в новинку. Ведь частично твердые бытовые отходы (ТБО) они утилизируют самостоятельно. Следует разобраться, в чем состоит отличие проводимых мероприятий для селян.
Сбор и вывоз мусора в сельской местности: законодательство и нормативные акты, регулирующие каждый этап деятельности
«Мусорная реформа» на селе проводится в рамках действующего законодательства.
Правовое поле создается:
Наибольшие изменения коснулись документа, который регламентирует собственно обращение с отходами. Это закон от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ. Коррективы добавлялись к нормативному акту в июле и в декабре 2018 года. Но действовать они начали только с 1 января 2019 года.
Закон о вывозе мусора из деревни, как таковой, не существует. Правила обращения с ТКО прописаны в основных нормативных актах.
Наиболее важные положения нового законодательства
Новый закон внес серьезные изменения в жизнь сельских жителей. ТКО, с учетом всех поправок, признаются коммунальными отходами. Тарифы на них устанавливаются государством, а не управляющими компаниями.
Раньше в деревнях, удаленных от крупных населенных пунктов и автомобильных магистралей, вывоз мусора не проводился годами. Часть ТКО жители утилизировали самостоятельно. Остальное сваливали в овраги или на опушки леса.
С вступлением в силу законов, регламентирующих проведение реформы, такие свалки исчезнут. И ликвидировать их должны собственники территорий, а при их отсутствии — сами региональные операторы. Жители же начнут собирать мусор в контейнеры, которые будут установлены либо на их частной территории, либо на территории муниципалитетов.
Реформа коснется и горожан, которые имеют дома в деревнях. Раньше они не обязаны были заключать договор на вывоз мусора, если в доме никто не зарегистрирован. Теперь же собственники должны заключить договор и платить по установленному тарифу.
Реформа коснется и владельцев коттеджей, расположенных на селе и сдающихся внаем. Раньше хозяева отказывались вступать в правовые отношения с компанией, вывозящей ТБО. Они заставляли платить за вывоз отходов арендаторов. А последние также не горели желанием увеличивать расходы. В результате, мусор вывозился бесплатно. Теперь же арендодатели заключат договор в установленном законом порядке.
Важно помнить: жители деревень сохранят имеющиеся льготы, предусмотренные законом, на оплату услуг регоператоров. И горожане, которые проживают в доме не постоянно, тоже будут оплачивать только дни фактического нахождения в селе. Для этого они должны предоставить документы.
Нужно ли заключать договор на вывоз мусора, если на участке в деревне еще нет дома?
В соответствии с понятиями, установленными Законом, заключать договор должен собственник жилого помещения или его части. Если в собственности или аренде находится только земельный участок, то и договор на вывоз мусора заключать не требуется.
Но в соответствии с теми же законами, собственник или арендатор земли не освобождается от обязанности содержать прилежащую территорию в чистоте. Значит, мусор, возникающий в процессе пользования земельным участком, должен утилизироваться самостоятельно с соблюдением всех норм, установленных законодательством:
Прочие отходы следует забирать с собой в город и выбрасывать в контейнер, установленный на придомовой территории.
Можно ли сократить количество отходов из «частного жилого сектора»?
Бережное отношение к окружающей среде предполагает уменьшение бытовых отходов.
Жители деревень могут сократить количество выбрасываемого в контейнер мусора, если:
Важно понимать: грамотная самостоятельная утилизация ТКО не только уменьшит оплату за вывоз мусора, но и позволит получить ценные органические и минеральные удобрения (компост, золу).
Как должен быть организован сбор мусора в частном секторе?
В частном секторе сбор мусора определяется теми же законами, на которые опирается «мусорная реформа». Но из-за особенностей инфраструктуры села, отличия все-таки имеются.
Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату
Договор заключается регоператором с одной стороны и собственником жилого помещения или его части с другой. Если дом не находится в собственности, то договор заключается с зарегистрированными в нем гражданами.
Тарифы устанавливаются государством на несколько лет и в течение этого периода не меняются. Расчет суммы платежа производится путем умножения величины тарифа на количество зарегистрированных в доме граждан. Оплачивать услуги регоператора обязан гражданин, заключивший договор.
Правила заключения коллективного договора
Для жителей села имеется возможность заключить коллективный договор. В этом случае хозяева домов нескольких улиц или переулков объединяются в Территориальное Общественное Самоуправление (ТОС). Правление ТОС и заключает публичный договор на вывоз мусора для жителей частного сектора.
Уполномоченным лицом может стать старший по улице или переулку. Он заключает коллективный договор и производит оплату по квитанции. Деньги же собираются отдельно с каждого домовладения. Иногда функцию уполномоченного лица выполняет местная администрация.
Порядок обращения с ТКО и ТБО
Ранее действующие нормативные акты предполагали обращение с ТБО.
К этим отходам относили:
Теперь вводится понятие ТКО.
После того, как житель деревни заключит договор с региональным оператором по обращению с ТКО, начинается процесс обращения с мусором. Он регламентируется законом о сборе мусора в сельской местности.
Последовательность действий такова:
Важно помнить: при отсутствии жителя в течение нескольких дней производится перерасчет. Для этого требуется предоставить документальное подтверждение.
Правила вывоза строительного мусора
До 2019 года законом о мусоре в частном секторе 2018 не были предусмотрены штрафные санкции за самовольную утилизацию строительного мусора.
Сегодня для грамотного вывоза строительного мусора требуется выполнить определенные условия:
Некоторые жители деревни пытаются утилизировать строительный мусор самостоятельно. Но для этого им требуется оплатить выгрузку ТКО на полигон и найти спецтранспорт для вывоза.
Проблема раздельного сбора мусора
На региональных операторов возложена обязанность перехода на раздельный сбор мусора к 2022 году. Некоторые регионы (Татарстан) работают по этому принципу с 2016 года.
Но для сельского населения регионов раздельный сбор мусора является проблемным:
Получается, что региональный оператор готов принимать сортированные ТКО, а контейнерных площадок, приспособленных для раздельного сбора мусора на местах нет. И организовать их регоператор самостоятельно не может.
Реформа избавит село от стихийных свалок. Окрестности станут чище, но за оборот ТКО жителям деревень отныне придется платить.
Вывоз мусора в сельской местности (2 видео)
Вывоз мусора в деревне
Вывоз мусора в деревне с 2019 года – стандартная коммунальная услуга. Жители домов оплачивают работу оператора по обращению с отходами также, как платят за электроэнергию, газ и воду. Отличие одно – если водой и светом мы можем не пользоваться и, соответственно, не платить за неизрасходованные ресурсы, то вывоз мусора оплачивать придется в любом случае, даже если большую часть вы перерабатываете в компост или уничтожаете другим образом.
Оплата услуг по вывозу отходов – обязанность каждого гражданина РФ, так как расчет оплаты в большинстве случаев осуществляется по количеству проживающих в доме людей, и очень редко – по количеству квадратных метров жилой площади или объему отходов. Услуги по вывозу мусора с территорий ИЖС оказывают специальные компании с лицензиями – региональные операторы, с которыми органы муниципальной власти заключают контракты.
Как оплачивать услуги по вывозу мусора в частном доме
Оплата услуг по вывозу твердых коммунальных отходов гражданами, проживающими в сельской местности, производится двумя способами – выбор варианта зависит от лица, которое заключило договор с региональным оператором на оказание услуг:
Что говорит Закон о вывозе мусора из частного сектора
В России нет специального закона, контролирующего сферу вывоза мусора в сельской местности. Клиенты и провайдеры руководствуются правилами, прописанными в нескольких законодательных актах:
Коротко – основные мысли и задачи, заложенные в указанных постановлениях, отображают следующие тезисы:
В пункте 2 статьи 51 Федерального Закона № 89 говорится о том, что владельцам домов делать запрещено:
Правила вывоза отходов в частных домах
Сбор мусора на селе производится по схеме:
В сферу обращения с твердыми коммунальными отходами входят – сбор, перевозка, сортировка мусора с целью дальнейшей переработки или утилизации и захоронения.
Собственники домов обязаны оплачивать услуги, предоставляемые региональным оператором. В случае отказа от оплаты провайдер вправе обратиться в суд за взысканием задолженности. Самостоятельная переработка наказывается административными штрафами (по КоАП, статье 20.4):
Характер нарушения
Сумма штрафа, (руб.)
Сжигание мусора в емкости, предназначенной для других нужд
Не соблюдаются другие правила обращения с ТКО
Скопление отходов в нарушение санитарных норм
Каким образом будет происходить вывоз мусора, а также как будут производиться другие действия (например, приниматься решения о способе сбора отходов, размещении площадок) – решают местные власти.
Как рассчитывают плату за вывоз мусора
Основным компонентом расчета оплаты считается тариф, который формируют с учетом утвержденных нормативов накопления отходов. Тариф устанавливают из расчета:
Как правило, сумма оплаты не зависит от способа сбора отходов, так как выбор любой из используемых методик не дает существенной экономической разницы.
Полномочия и обязанности региональных операторов
Региональный оператор – юридическое лицо, ответственное за организацию полного процесса обращения с твердыми коммунальными отходами. То есть, провайдер услуг отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Регионального оператора выбирают по итогам конкурса, который проводят органы самоуправления субъекта Российской Федерации. Администрация заключает договор с компанией, победившей в конкурсе.
Зону ответственности регионального оператора определяют согласно разработанной территориальной схеме. Чтобы компания могла претендовать на работу в сфере обращения с отходами, она должна отвечать ряду требований:
После вступления в юридическую силу договора с органами администрации у регионального оператора возникает ряд обязанностей:
Конкретно – об обязанностях регионального оператора, с которым заключен договор, можно узнать на официальном сайте компании.
Правила обращения с ТКО – что нового
Постановление Правительства РФ от 18.03.2021 N 414 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами» – законодательный акт, в котором утверждены правила обращения с отходами, установлен порядок заключения договоров на оказание услуг, а также указаны причины, по которым региональный оператор может лишиться занимаемой должности путем расторжения договора с администрацией.
Основные изменения коснулись следующих вопросов:
Количество проживающих больше, чем прописанных – как платить за мусор
Случаи, когда в доме проживают не только прописанные люди, выявляются часто. Так называемые «резиновые» дома населяют арендаторы, люди, приехавшие на заработки, реже – гости. Безусловно, сами владельцы не спешат уведомить управляющую компанию или регионального оператора о необходимости провести перерасчет. Такие дома обнаруживают случайно. Представители контролирующих организаций составляю акт, в котором прописывают фактическое количество временно проживающих людей. На основании документа выполняется перерасчет оплаты услуг.
Главный закон региональных операторов и потребителей услуг – ФЗ № 89 о твердых бытовых отходах (ТБО): что регулирует
Полное название документа – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вступил в силу 24.06.1998 N 89-ФЗ. Считается основным правовым актом, в котором отражены главные нормативы и правила для отрасли по обращению с ТКО. В законе ясно отражена цель проводимых реформ и аспектов, связанных с ликвидацией мусора.
Цель закона N 89-ФЗ – создание таких условий сбора и уничтожения отходов, которые безопасны для человека и природы. Документ состоит из восьми глав. В них в частности отражены:
Отдельно даются переходные положения и другие сведения, касающиеся обработки, обеззараживания, захоронения отходов.
Новые тарифы на вывоз мусора в частном секторе
Расчет стоимости услуг производится по тарифу за квадратный метр площади в следующих регионах:
Сумму к оплате рассчитывают по формуле:
S(площадь дома) х региональный тариф.
Остальные регионы оплачивают вывоз мусора, исходя из количества проживающих в доме граждан. Далее приведем тарифы для некоторых регионов, установленные в 2019 году. Расценки, актуальные на время прочтения статьи, узнавайте на официальных сайтах региональных операторов:
Регион РФ
Тариф (рублей на человека)
Астраханская область
Башкортостан
Дагестан
Краснодарский край
Воронежская область
Самарская область
Калининградская область
Тульская область
Татарстан
Якутия
В регионах, где действует порядок расчета по фактически созданному объему мусора, начисление оплаты производится за каждый литр отходов.
Заключение договора с оператором в частном секторе
Ознакомиться с формой типового договора на оказание услуг по вывозу ТКО можно в законе №89-ФЗ, статье 24.7, пункте 1. В документе указывают:
На начальном этапе региональный оператор оповещает население о том, что необходимо заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО. Как правило, на урегулирование формальностей дается месяц со дня извещения. За это время собственники домовладений должны подать заявку на заключение договора. В свою очередь региональный оператор составляет договор и передает потребителю на подписание.
Отказаться от заключения договора невозможно
Отказ от заключения договора на вывоз ТКО рассматривается как административное правонарушение, и наказывается штрафами:
Вид нарушения
Сумма штрафа (руб.)
Отсутствие договора у собственника домовладения – частного лица
Отсутствие договора (для должностных лиц)
Отсутствие договора у юридического лица
Владелец может не оплачивать суммы по квитанциям только в том случае, если услуга фактически не была оказана. Например, когда региональный оператор составил график забора мусора с контейнерных площадок, но нарушает режим, а отходы остаются на месте долгое время, при этом провайдер требует производить ежемесячно оплату услуг.
Такие случаи расцениваются как нарушение обязанностей регионального оператора. По факту невыполнения работы собственники домов могут подать жалобу в местную администрацию, Роспотребнадзор и требовать перерасчета.
Льготы и скидки для ИЖС
Некоторым категориям граждан России начисление оплаты за коммунальные услуги производится с учетом льгот. Так как вывоз мусора прировняли к услугам ЖКХ, правила распространяются и на сферу обращения с ТКО. Начисление льготных сумм производится в процентах и составляет:
На услуги региональных операторов также распространяются скидки, льготы, субсидии, положенные Ветеранам ВОВ, инвалидам, малоимущим категориям граждан.
Может ли региональный оператор повысить тариф
Тарифы на услуги региональных операторов устанавливают органы местного самоуправления. Администрация уведомляет граждан о действующих расценках через официальный сайт и другие доступные источники информации. Если тарифы увеличили, при этом не было никаких уведомлений о предстоящем повышении цен, сначала необходимо связаться с региональным оператором и узнать причину повышения.
Куда жаловаться, если не вывозят мусор
В приложении 1 к Правительственному Постановлению №354 указаны требования к периодичности вывоза мусора, которые могут меняться с учетом региона предоставления услуги. На Москву и Подмосковье распространяются следующие нормы:
Если график, установленный законом, нарушается, собственники жилья могут обратиться с претензией в администрацию, управляющую компанию, департамент ЖКХ, государственную жилинспекцию, Роспотребнадзор. При злостных нарушениях законодательных требований можно направить претензию в прокуратуру.
Можно ли отказаться от оплаты за вывоз мусора в деревне
Многие собственники домов и теперь продолжают сжигать мусор у себя на участке, или вывозят отходы за пределы населенного пункта, тем самым нарушая требования закона и попадают под действие статьи об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ, штраф 2 000-3000 рублей).
Вывоз мусора в частном секторе – обязанность регионального оператора. Соответственно, так или иначе, всем гражданам приходится пользоваться услугами специализированной компании, а значит и оплачивать его работу.
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?
Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости
Зачем нужна мусорная реформа?
Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.
В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.
Как возникла мусорная проблема?
Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.
После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.
До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.
В чем суть мусорной реформы?
Реформа стартовала с 1 января 2019 г.
Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.
Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.
Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?
Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.
Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.
Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.
Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.
Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.
Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.
Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?
Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.
Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.
Можно ли получить льготы?
В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.
Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:
Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.
Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?
В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.
Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.
Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.
Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.
Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.
Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».
Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.
Изменилось ли что-то в обращении с мусором?
Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?
В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.
Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.
Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.
Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.
Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.
Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :
Так нужна ли мусорная реформа?
Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.
1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.