Мусульмане что говорят больному
Мусульмане что говорят больному
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пять вещей входят в число обязанностей всех мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойного, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему» (Аль-Бухари; Муслим)
Дуа при посещении больного
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أَذْهِبِ البَاسَ، اشْفِهِ وَأَنْتَ الشَّافِي، لاَ شِفَاءَ إِلَّا شِفَاؤُكَ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا
Транслит: Аллахумма рабби-н-нас азхиби н-нас, ишфихи ва анташ-шафи, ля шифа’а илля шифаук, шифаа ля йугадиру сакама
Перевод: О, Аллах, Господь людей! Убери (от нас) трудности и исцели его (больного), ибо Ты Исцеляющий. Нет никакого исцеления, кроме Твоего, исцеления, которое не оставляет болезней
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!»
Тот человек, к которому Он обратится, ответит: «О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!»
Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!»
Человек ответит: «О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!»
Аллах скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня? О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!»
Человек скажет: «О Господь мой, как же я мог напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!»
Аллах скажет: «У тебя просил воды такой-то раб Мой, а ты не напоил его! Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?» (Муслим)
Дуа при посещении больного
أَسْـأَلُ اللهَ العَـظيـم، رَبَّ العَـرْشِ العَـظيـم أَنْ يَشْفـيك
Транслит: Ас’алю-Ллаха-ль-‘Азыма, Рабба- ль-‘арши-ль-‘азыми, ан йашфийа-кя
Перевод: Прошу Аллаха Великого, Господа Великого Трона, чтобы Он исцелил тебя.
Эти слова следует произнести семь раз. Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если любой раб, исповедующий ислам, навестит больного, срок жизни которого ещё не истек, и семь раз скажет: «Прошу Аллаха Великого, Господа Великого Трона, чтобы Он исцелил тебя», то больной обязательно будет исцелён».
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения» (Аль-Бухари)
Дуа при посещении больного
لا بأْسَ طَهـورٌ إِنْ شـاءَ الله
Транслит: Ля ба’са, тахурун, ин ша’а-Ллаху
Перевод: Не беда, очистишься с позволения Аллаxа.
Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернётся». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое «хурфату-ль-джанна»?», — и он сказал: «Райские плоды» (Муслим)
Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами к Аллаху до самого вечера за любого мусульманина, навестившего больного мусульманина утром, если же он навестит (больного) вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого утра, а в Раю для него будут собраны плоды» (ат-Тирмизи)
Молитвы, которые читал Пророк ﷺ для исцеления от всех болезней
Болезни приносят людям много неприятностей. Они являются причиной горестей, беспокойства, страха и волнений, которые делают печальной и невыносимой жизнь человека. Поэтому мы в этой статье расскажем о том, как избавиться от болезней и страданий.
От Абдул-азиза передаётся, что однажды, когда он вместе с Сабитом (один из выдающихся последователей сподвижников Сабит аль-Бунани (да будет доволен им Аллах)) зашёл к Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах), Сабит сказал ему: «О Абу Хамза, я заболел». Тогда Анас (да будет доволен им Аллах) сказал ему:
«Не прочитать ли над тобой заговор Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он сказал: «Конечно!», – и тогда Анас (да будет доволен им Аллах) прочитал:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ ، مُذْهِبَ البَأسِ ، اشْفِ أنْتَ الشَّافِي ، لاَ شَافِيَ إِلاَّ أنْتَ ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقماً
«Аллахумма, Рабба-н-наси, музхиба-ль-ба`си, ишфи Анта-ш-Шафи, ля шафия илля Анта шифаан ля йугадиру сакаман».
«О Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты – Исцеляющий, и нет целителя, кроме Тебя, исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни». (Имам Ахмад 3/151, Бухари 5742, Абу Дауд 3890, Тирмизи 973)
Также Имам Бухари в своём сборнике передаёт от Масрука и матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах), что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заклинал от болезни кого-либо из членов своей семьи, то натирал больное место правой рукой и говорил:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أذْهِبِ البأسَ ، اشْفِ أنْتَ الشَّافِي، لا شِفاءَ إِلاَّ شِفاؤُكَ شِفاءً لا يغادر سقما
«Аллахумма Рабба-н-наси азхиби-ль-баъса, (и)шфи Анта-ш-шафи, ля шифаа илля шифау-кя, шифаан ля йугадиру сакаман»
«О Аллах, Господь людей, удали эту болезнь и исцели! Ты – Исцеляющий, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни!» (Бухари, 5675 и 5750)
Также от матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заклинал от болезни кого-либо, он произносил такие слова:
امْسَحِ الباسَ رَبَّ النَّاسِ ، بِيَدِكَ الشِّفاءُ ، لا كاشِفَ لَهُ إِلاَّ أَنْتَ
«Имсахи-ль-ба’са, Рабба-н-наси, би-яди-ка-ш-шифау, ля кашифа ля-ху илля Анта».
«Сотри болезнь, Господь людей, в Твоей длани исцеление, и никто не дарует его, кроме Тебя». (Бухари, 5743 и Муслим, 2191)
Также в сборнике достоверных хадисов имама Муслима передаётся от ‘Усмана ибн Абу ‘Аль-Аса (да будет доволен им Аллах), что он пожаловался Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на боль в теле, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
ضَعْ يَدَكَ على الَّذِي تألم مِنْ جَسَدِكَ، وَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ ثَلاثاً، وَقُلْ سَبْعَ مَرَّاتٍ: أعُوذُ بِعِزَّةِ اللَّهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرّ ما أجِدُ وأُحاذِرُ
«Положи руку на то место своего тела, которое болит, и трижды скажи:
«Би-сми-Ллях» – «С именем Аллаха«, после чего скажи семь раз:
أعُوذُ بِعِزَّةِ اللَّهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرّ ما أجِدُ وأُحاذِرُ
«А‘узу би-‘иззати-Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухазир» – «Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!«» (Муслим 2202, Абу Дауд 3821, Ибн Маджах 3522)
Из вышеприведённого мы понимаем, что когда у человека возникают болезни и недомогания, от которых он желает избавиться, ему следует обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося у Него выздоровления. Это может привести к скорейшему исцелению, и он получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Исламский этикет отношения к больному
Что говорит об этом Шариат?
Навестить больного, даже если у человека болят лишь глаза, согласно Исламу является сунной. Даже если больной не является вашим знакомым.
Относительно посещения больного в хадисе, переданном Абу Давудом и аль-Хакимом со слов Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Если человек ночью отправится навестить больного, то вместе с ним выходят и семьдесят тысяч ангелов, которые до самого утра просят Всевышнего о прощении его грехов. Также отправляются семьдесят тысяч ангелов вместе с тем, кто вышел посетить больного утром, и они до наступления вечера просят об отпущении ему грехов».
Имам Абу Ханифа говорит, что целью упоминания в указанном хадисе количества ангелов является многочисленность просьб о прощении его грехов, а человек, который даже после того, как узнал о такой высокочтимости посещения больного, отказывается от него, является тем, кто лишился большого блага.
Случаи, когда навещать больного нежелательно.
Навещать больного-последователя запретных нововведений в религии является нежелательным.
Также нежелательно долго пребывать рядом с больным и часто ходить к нему, тем самым беспокоя его. Однако для родственника больного, друга, человека, который может утешить его, и для того, чьего ежедневного присутствия желает больной и чьё отсутствие станет тягостным для него, желательно всё же посещать больного и долго сидеть с ним.
Некоторые говорят, что якобы нехорошо посещать больного в среду, но это исходит от неверующих. Однако если, имея уважительную причину, в среду не получается навестить больного, то это совсем другое дело.
Действия, желательные при посещении больного.
Для навещающего больного сунной является сделать ему наставление, чтобы он проявлял терпение, и также желательно успокоить, утешить его, говоря, что по воле Аллаха он вылечится, рассказывать ему о большом вознаграждении, предназначенном ему за терпеливое перенесение этой болезни.
Относительно благого воздаяния больному один учёный говорил, что один час или день болезни для человека ценнее, чем даже сорокалетнее ночное бдение, в течение которого он занимался богослужением. Однако смысл этого не в том, чтобы просить у Всевышнего болезни для себя, напротив, у Создателя нужно просить лишь здоровья, сохранности и благополучия.
Также сунной является молить Всевышнего о ниспослании исцеления для больного, на выздоровление которого есть хотя бы небольшая надежда. И самой высокочтимой из подобных молитв является семикратное чтение следующей молитвы:
«Я прошу у Великого Аллаха, Господа великого Арша, о ниспослании тебе исцеления».
Однако, как пишет аш-Шабрамулси, если последующая жизнь больного принесёт мусульманам много вреда, то не является сунной читать мольбу о его выздоровлении, даже нет ничего возбраняемого, если просить даже о его смерти.
Если больной не желает лечиться, принимать еду и питьё, то нежелательно его заставлять делать это, ибо подобные насильственные действия вызовут ещё больше неудобств и тягости для него. В хадисе Пророка (алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится: «Не заставляйте больных насильно пить и есть, их кормит и поит Сам Аллах».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Этикет посещения больного
Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучил народ таким вещам, о которых ранее люди не знали. В частности, Пророк (мир ему и благословение) пояснил нам, что за посещение больного награда очень велика.
Он объяснил, что мы, выполняя обычные человеческие дела, сразу вступаем в большое дело – во взаимоотношения с Аллахом. Посланник (мир ему и благословение) сказал нам, и этому хадису необходимо придать огромное значение, размышлять о нём. Пророк (мир ему и благословение) передаёт, что Аллах говорит: «О сын Адама, Я заболел, а ты не посетил Меня». Человек скажет: «О Господи, как я посещу Тебя, ведь Ты – Господь миров». На это Аллах скажет: «Разве ты не знал, что такой-то Мой раб был болен? Ты ведь не посетил его. А если бы ты его посетил, то нашёл бы Меня у него. » (имам Муслим, № 2596).
На словах «то нашёл бы Меня у него» стоит остановиться: радость вселяется в сердце больного, Аллах близок к больному, а тот, кто посещает больного, знает, что сейчас подобен тому, кто посетил Аллаха.
В другом хадисе сказано: «Кто посетит больного утром, 70 ангелов будут благословлять его до наступления вечера. А кто посетит больного вечером, 70 тысяч ангелов будут благословлять его до рассвета» (имам ат-Тирмизи).
Это огромное количество ангелов просят прощения моих грехов, благословляют меня, молят о милости ко мне, когда я посещаю больного брата по вере.
Пророк (мир ему и благословение) посещал разных людей: больную женщину, детей, мусульман и не мусульман, храбрых сподвижников, а также обычных бедуинов. Какой бы человек из общества ни болел, Пророк (мир ему и благословение) посещал его, несмотря на то, в городе находился больной или в близлежащих сёлах.
Когда заболела Умму Саиб, Пророк (мир ему и благословение) посетил её. Войдя к ней, он застал её ругающей температуру, жар, как это делают некоторые люди. Тогда он ей сказал: «О Умму Саиб, не ругай свою болезнь, потому что она очищает тебя, как огонь очищает железо».
Пророк (мир ему и благословение) посещал больных, благословлял, обучал – именно таким должно быть посещение больного. Пророк (мир ему и благословение) обучил этому делу сподвижников и наставил их поступать именно так, более того, Пророк (мир ему и благословение) наделил больного особым статусом, очень высоким. Посланник (мир ему и благословение) повелел нашему господину Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «О Умар, когда посетишь больного, попроси его взмолиться за тебя – поистине его мольба подобна мольбе ангела».
Есть этика посещения больного. Её аспектам обучил нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Важный аспект этики посещения больного – это выбирать подходящее время для визита. Не посещайте больного, когда он в тревоге, если очень устал, поздно ночью, когда люди спят, потому что это очень утруждает того, кого вы посещаете.
Также этикой посещение больного является приносить ему радость. Радовать можно разными способами. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы входите к больному и подбадриваете его, то это ничего не меняет (из предопределения), но поднимает его дух» (имам ат-Тирмизи).
Мы говорим больному «иншааллах, долго будешь жить», «да продлит Аллах твою жизнь в здравии», – это поднимает дух больного. Сегодня исследователи говорят, что основная причина выздоровления больного – это внушение ему оптимизма.
Пророк (мир ему и благословение), когда посещал больного, делал за него дуа, а иногда клал руку на больное место и читал некоторые дуа. Пророк (мир ему и благословение) некоторым прочитал такое дуа:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ، أَذْهِبِ الْبَأْسَ، وَاشْفِ أَنْتَ الشَّافِي، لاَ شِفَاءَ إِلاَّ شِفَاؤُكَ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا
«О Аллах, Господь людей, удали зло и излечи, ведь Ты – Целитель, и нет лечения, кроме Твоего лечения, лечения, не оставляющего болезни».
Пророк (мир ему и благословение) рассказал, что если кто-либо посетит больного, срок жизни которого ещё не истёк, то есть он не на смертном ложе, и прочитает за него это дуа семь раз:
أسأل الله العظيم رب العرش العظيم أن يشفيك
«Прошу Аллаха Великого, Господа великого трона, чтобы Он исцелил Тебя», – то Аллах излечит его от этой болезни.
Все эти аспекты посещения больного показывают нам, что Пророк (мир ему и благословение), который всегда бывал очень занят, был учителем, наставником, у которого была большая семья, который помогал нуждающимся, был предводителем войск, не оставлял без внимания этот важный момент в жизни – посещение больного. Поэтому время от времени Пророк (мир ему и благословение) спрашивал: «Сегодня кто-либо из вас посетил больного?» – и всегда Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) отвечал: «Я посетил, о Посланник Аллаха», – и Пророк (мир ему и благословение) улыбался. Пророк (мир ему и благословение) спрашивал об этом у каждого человека. Вспомни и ты, что Пророк (мир ему и благословение) спрашивает тебя: «Посетил ли ты сегодня больного?»
Если ты будешь представлять такой вопрос от Пророка (мир ему и благословение) – это укрепит твоё следование Посланнику (мир ему и благословение) и связь с ним. Мы знаем смысл слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алу Имран», аят 31). Да наделит нас Аллах следованием за Его Пророком (мир ему и благословение) и любовью к нему!
Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа
Мусульмане что говорят больному
Когда человек болен он как никогда нуждается в милости Аллаха. Следовательно, нужно читать следующее дуа:
О Аллах, снизошли нам свою милость!
Посланник Аллаха (мир ему), когда его постигала болезнь, читал суру Фаляк, Ан-Нас, дул на ладони и протирал все тело. Когда Пророк (мир еу) был болен и лежал при смерти, Аиша читала эти суры и дула на Пророка.
Также рекомендуется читать:
«Бисмилляхи агузу би гиззат-иляхи ва кудратихи мин шарри ма аджиду мин уаджаги хаза».
«С именем Аллаха, полагаясь на величие и силу Аллаха ищу защиты у Него от этой болезни и ее угрозы, которая выпала на долю такого-то человека».
«Азхиб иль бас, Раббиль ннас, вашфи анта аль Шаафи ля шифа’а илля шифаау-ка шифа-ан ля йугхадиру сакама».
«Устрани вред, о Господь людей, и излечи его, ведь Ты излечивающий, и нет излечения, кроме Твоего излечения, излечения, которое не оставляет после себя болезни».
«Бисмиллях ир-рахман ир-рахим. Бисмиллях иль-карим. Ва агузу биллях иль-газим мин шарри кули гирки нарин ва мин шарри харр ин-нар».
«С именем милостивого и милосердного Аллаха, с именем щедрого Аллаха. Ищу Его защиты от угроз, которые таят в себе болезни и хвори, а также от пламени преисподней».
«Азхибил-баъса рабба-ннаси, ва-шфи Анта аш-Шафи, ля шифаа илля шифаука, шифаан ля йуг’адиру сакъаман».
«Излечи его болезнь, Господь людей, и исцели его, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления, исцеления, которое не оставляет болезнь».