Ислам и христианство — основные различия двух мировых религий
В мире много самых разных верований, но самыми распространёнными из них являются ислам и христианство. На протяжении веков христиане и мусульмане испытывали друг к другу неприязнь, нередко доходящую до открытых конфликтов. И это несмотря на то, что эти две религии имеют между собой немало общего. Но, к сожалению, далеко не все мусульмане и христиане принимают этот факт в расчёт, и больше обращают внимание на существующие различия.
В чем заключается разница
Давайте попробуем разобраться, чем отличается христианство от мусульманства, и прослеживается у этих двух религий антагонизм, являющийся поводом для религиозных конфликтов. Для этого следует проанализировать и сравнить их основные положения.
У христиан Бог имеет тройственную природу — является одновременно Отцом, Сыном и Духом. Богословы по-разному трактуют эту тройственность. Возможно, под ней подразумевается единство Божественного Разума, Воли и Духа. В то же время, христианскому Богу нельзя приписывать какие-либо человеческие качества. Утверждения, что он «слышит» или «видит», носят фигуральный характер. Его основное качество — огромная и безусловная любовь ко всему сущему.
Ислам, в отличие от христианства, наделяет Бога (Аллаха) многочисленными физическими и моральными качествами, присущими обычным смертным. Аллах, по мнению адептов этой религии, может видеть и слышать в прямом смысле слова. Он также способен проявлять такие черты характера как гордость, хитрость, гневливость. Про духовную сущность Бога ислам умалчивает, не акцентируя внимания на этом моменте.
Описание процесса сотворения всего сущего — одно из основных положений, наглядно демонстрирующих, чем содержание Корана отличается от Библии. Согласно христианству, Бог создал материальный мир за 7 дней. Он сам является Творцом всего сущего. Никто не помогал ему создавать людей или Вселенную.
Ислам утверждает, что сперва Аллах материализовал перо, которым затем было записано в книгу всё, что планировалось сотворить. И только после этого он приступил к сотворению мира. Ангелы были созданы им из света, а джины, способные принимать любой облик — из огня. Создавая человека, он якобы прибегнул к помощи ангелов.
Христиане утверждают, что Творец наделил людей свободной волей и возможностью самостоятельно выбирать между добром и злом. Христианский Бог исключительно терпелив и милосерден, готов простить раскаявшегося грешника. Он всегда отвечает на искреннюю и горячую молитву.
По утверждениям мусульман, у человека нет свободной воли, так как все его действия предначертаны заранее Аллахом. И только Аллах волен решать, кого покарать и отправить в ад, а кому предоставить все радости рая. Провинившихся он отталкивает от себя, не давая шансов на прощение.
В мусульманстве мужчинам разрешается иметь четыре жены и какое угодно количество наложниц. Верность вменяется в обязанность только слабому полу. Жена, изменившая мужу, будет подвергнута суровому общественному порицанию и унизительному физическому наказанию. Для большинства мусульманских стран характерна вопиющая женская бесправность.
Важно! И всё же, при глубоком анализе обеих религий становится очевидным, что общего у них больше, чем различий. Например, в Коране, как и в Библии, есть упоминания о сыне Божьем Иисусе, которого мусульмане называют Иса. Ислам и христианство проповедуют идеалы добра и любви, запрещают убивать и воровать — в этом проявляется их единство.
Кого больше — мусульман или христиан
Социологические исследования показали, что в мире преобладают верующие люди. Убеждённых атеистов среди нас не более 16%. Среди религиозного населения планеты, на первом месте по численности находятся христиане — их насчитывается около 33%. Мусульмане занимают второе почётное место — численность последователей пророка Мухаммеда составляет около 23%.
Интересно! Предполагается, что в будущем число мусульман будет расти, а количество христиан, наоборот, сократится. Это объясняется прежде всего тем, что в мусульманских семьях в последние десятилетия рождается значительно большее количество детей, чем в христианских.
Практикуется ли переход из одной религии в другую
Ещё каких-то 200 лет тому назад крайне редко случалось, чтобы мусульманин отказывался от своей веры и принимал христианство, или, наоборот, христианин переходил на сторону ислама. Это объясняется прежде всего тем, что отказ от религии предков сурово порицался в любом обществе. Теперь же подобные случаи давно перестали быть редкостью.
Относительно часто переходят их христианства в ислам девушки христианки, выходящие замуж за турков и арабов. Особенно, если после свадьбы планируется переезд в страну жениха. Среди мужчин, исповедующих христианство, подобная смена вероисповедания — крайне редкое явление. Наверное потому, что браки между женщинами мусульманками и мужчинами христианами почти не практикуются.
Мусульмане, принявшие христианство, в большом количестве встречаются среди беженцев и эмигрантов, заполонивших в последние годы Европу. Это позволяет им избежать конфликтов с местным населением и лучше адаптироваться в чужой стране. Следует заметить, что мусульмане, которые приняли христианство, стараются не приезжать после этого к себе на Родину, так как бывшие единоверцы могут встретить их весьма неприветливо.
Самый сильный стереотип, что якобы Коран был переписан с Библии аргументируется довольно сильной схожестью в смыслах их текстов. Давайте посмотрим в чем же сходства и различия между Исламом и Христианством.
Сходства между Исламом и Христианством.
На этом самые большие сходства между Христианством и Исламом заканчиваются. Наверняка можно найти еще много сходств, но это уже тема для более серьезных исследований. А теперь перейдем ко второй части.
Различия между Исламом и Христианством.
Но все же, несмотря на большую схожесть между Исламом и Христианством, есть и серьезные различия.
Так же как и сходства, не все различия однозначны, и в некоторых вопросах условны. Это связано с тем, что как в Христианстве, так и в Исламе существуют различные течения.
Так, например, не все Христиане считают Иисуса Богом (сыном Бога). Поэтому, данная статья дает лишь общее представление о различиях и сходствах между двумя Авраамистическими религиями — Исламом и Христианством.
И напоследок. Ислам и Коран, конечно же не переписан с Библии. Если бы это было так, кто мы нашли бы в нем еще больше ошибок и противоречий, чем в Библии. Но это не так. Ислам и Коран — это последняя, обновленная, если хотите, расширенная версия одной и той же религии — религии Адама, Нуха, Ибрахима, Моисея, Иисуса и Мухаммада ﷺ. И автор всех этих священных писаний (Псалтырь, Тора, Евангелие, Коран) — один и тот же — Всевышний Господь.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Христианство и ислам: в чём главные различия между двумя религиями?
Ислам и христианство – похожие друг на друга религии. Они основаны на вере в единого Бога, воспитывают схожие моральные принципы и ведут истоки вероучения от общих библейских персонажей. Тексты Библии и Корана во многом похожи.
Тем не менее, в этих религиях есть много различий, а многие верующие выделяют свою религию как главную. Чем же отличаются эти вероучения?
Разница в восприятии Бога
Главное отличие религий заключено в понимании сущности Бога. С точки зрения христианства, природа Бога кроется в трех Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе.
В исламе Аллах представлен в одном Лице, а его природа непостижима для осознания человеком. К слову, «Аллах» – это не имя собственное, а арабский перевод слова «Бог».
Иисус Христос в исламе не признается Богом, однако считается одним из величайших пророков. Также мусульмане согласны со многими пунктами Писания Нового Завета, например, о возможности непорочного зачатия Марии. Но идеология не допускает приравнивание человека к Аллаху.
Верующие христиане убеждены, что священники – это приемники апостолов, посредники между Богом и людьми. Также почитаются иконы – воплощение Бога, и святые мощи – часть божественной благодати, сохранившаяся в костях, прахе или фрагментах одежды святых личностей.
Мусульмане отрицают наличие каких либо посредников между людьми и Богом. Каждый человек может общаться с Господом лично, для этого даже не обязательно приходить в мечеть. Тем не менее, люди нуждаются в толкователях Корана, которые могут разъяснить непонятный текст и прочитать молитву.
Иконы рассматриваются как идолопоклонство. Человечество не знает, как именно выглядел Бог, его посланник Иисус или Мухаммед. Поэтому их изображения – это святотатство, оскорбление религии.
В исламе нет священных атрибутов. Святые мощи – проявление фетишизма, то есть наделение неодушевленных предметов сверхъестественными силами. Подобное отношение существует и к крестикам.
Вопреки распространенному мнению, полумесяц не является религиозным символом ислама, но является украшением мусульманина. Однако значение имеет только Слово – молитва.
В христианстве Бог не единожды общался с человеком напрямую. Например, с Моисеем. В исламе желания Аллаха передают его ангелы.
Люди должны подчиняться воле Бога, но в христианстве они наделены правом свободы и действий. А согласно мусульманским теологам, за человека уже всё продумано, он не властен над своей судьбой и может лишь сделать выбор из предложенных действий.
Почему Бог допустил существование разных религий?
По мнению христианских теологов, существование ислама обусловлено свободой выбора, подаренному человеку. Человек написал Коран и объявил его текст новой религией. То же и с другими верованиями.
По мнению исламских теологов, текст Корана диктовали лично ангелы. Имамы уверены, что все люди молятся одному и тому же Богу, но только мусульмане делают это правильно. Им попал «нужный» проповедник – Муххамед. Пророки других религий неверно истолковали посыл Бога и поэтому не могут быть истинными.
Это далеко не все отличия христианства от ислама. Также в обеих религиях существуют десятки течений, отличающихся в деталях и трактующих события по-разному. Однако их объединяет куда больше: история, мораль и общий смысл.
Христианство и ислам относятся к наиболее распространенным на земле верованиям. Каждый человек волен следовать вере предков. И то, что свято одним, не может быть попираемо другим.
Определение
Христианство – вера в Бога третьей части населения земного шара, в основе которой лежит учение о единстве Святой Троицы, Искуплении и Иисусе Христе – Спасителе мира. Христианское богослужение построено на Священном Писании и Священном Предании.
Ислам – религия значительной чати населения Земли, в основном, жителей Востока, буквально означающая «покорность Богу». Основатель религии – пророк Мухаммед. Главные принципы содержатся в Коране. Основные догматы этой религии– поклонение Аллаху и пророку Мухаммеду.
Краткое сравнение
Вера в единого Бога. И христиане, и мусульмане верят в единого Бога. Но в христианстве Бог есть Всесовершенный и Неограниченный, природа Его нетварна. В исламе к Аллаху не применимо понятие духовности, которое всего лишь является атрибутом тварной человеческой души, а сам Бог в понимании мусульман, наделен тварными качествами. Конечно же, эти два Бога совершенно различны и нет никаких оснований их отождествлять.
Столпы веры. Христианское верование изложено в Символе Веры. Вера в ислам имеет пять столпов – объявление ее, ежедневная пятиразовая молитва, помощь нуждающимся в виде пожертвования, ежегодный пост и паломничество в Мекку.
Внутренняя природа Бога в христианстве утверждена учением о Святой Троице. Три ипостаси Бога неразделимы. В исламе внутренняя, духовная, природа Аллаха остается нераскрытой.
Священники. В христианстве для совершение Таинств, служб и треб есть священники. В исламе их нет. Молитва (намаз) может быть совершена индивидуально любым верующим или коллективно под руковдством того, кто больше всех знает Коран.
Пост. Христиане имеют четыре длительных поста на протяжении года, а также постятся каждую среду и пятницу. Мусульмане в месяц Рамадан от рассвета до заката воздерживаются от пищи и от выполнения супружеских обязанностей.
Благотворительность. И христиане, и мусульмане жертвуют в пользу бедных. Но если в христианстве это занятие добровольное, то в исламе такая деятельность вознесена в ранг столпа веры. Жертвенностью во имя бедных освящается имущество мусульманина и его сердце.
Молитвенный дом христианина называется храмом, мусульманина – мечетью.
Божьи создания. В христианстве это ангелы и люди. Человеку дана Богом свободная воля. Мужчина и женщина перед Богом равны. Муж и жена в браке становятся одной плотью и живут в мире и согласии. В исламе Аллах создал еще и джиннов – существ, похожих на людей и могущих принимать любое обличие. Своей воли человек не имеет. Мужчины в духовном отношении имеют преимущество перед женщинами и могут иметь до четырех жен. Коран позволяет бить жену, если она провинилась.
Природа человека. Создан человек по образу Бога и Его подобию, — утверждают христиане. Адам и Ева до грехопадения задумывались бессмертными и нетленными. Грехопадение прародителей повлияло на всю историю человечества. Мусульмане считают, что у человека свой образ, отличный от Аллаха. Прародители были смертными, мир после их грехопадения не исказился.
Понятие Святого Духа. В христианстве Святой Дух в Троице неразделимый является одним из ипостасей Бога. В исламе ангел Джибрил назван Святым духом.
Священные книги. Христиане основывают свое учение на Священном Писании и Священном Предании. Учение ислама основывается на Коране и священном предании Сунна (описание жизни пророка Мухаммеда).
Иисус Христос и святые. Для Христиан Он Бог-Сын, который пришел на землю спасти человеческий род. В исламе его считают одним из пророков. Также пророчицей считают мусульмане Пресвятую Богородицу. Заступничество святых, так почитаемо в христианстве, Кораном отвергается. Орудием победы над сатаной христиане считают крест, мусульмане – черный камень в Мекке. Иконы почитаются христианами и хулятся мусульманами.
Существенная разница между христианством и исламом
Христианство и мусульманство: сходства и различия. Детально про религии, их сходства и отличия.
С древнейших времен люди разделились на десятки религий, но в настоящее время, если не учитывать небольшой процент населения земли, люди разделены на мусульман и христиан. Обе религии верят в единого Бога и в сотворение Земли, но на этом сходство между верованиями заканчивается. В этой статье мы приведем наглядные примеры сходства и различий между двумя религиями, а также о том, как религия влияет как на нас, так и на страну в целом.
Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам?
Устои в семье — четкий отголосок религии, укрепленный многовековыми порядками в государстве. Христиане всегда были равны с женщинами, согласно религии у мужчины должна быть всего одна живая жена (в случае смерти ему разрешено взять новую), с которой он будет жить и в горе и в радости, деля и славу и беды вместе. А вот у мусульман может быть несколько жен, и даже несколько наложниц. Но прежде чем взять жену, он обязан подтвердить свою состоятельность и тот факт, что он сможет достойно содержать свою жену/жен и детей, которые появятся в браке.
Мышление христианина и мусульманина
Казалось бы, однозначно женщинам христианкам повезло больше, особенно в настоящее время, где выступает полное равноправие. Но в настоящее время женщины, вновь взглянув на ситуацию, все чаще заявляют, что преимущества не столь и хороши, ведь на них возлагается не только домашнее хозяйство и воспитание детей, но зачастую они же становятся кормильцами в семьях.
В мусульманских странах, как и в христианских допустимы на сегодня разводы. Но в исламских странах дети остаются с отцом, который их содержит, воспитывает и готовит во взрослую жизнь. А вот в христианских странах отцы после развода зачастую охладевают к детям и не уделяют им должного внимания. За содержание и воспитание в большинстве случаев полностью несет ответственность мать.
К родителям христиане относятся с почтением, но вылетев с родительского гнезда, отправляются в свой жизненный путь, помогая родителям больше дистанционно. А вот ислам напротив, проповедует полное почитание и послушание родителей. До тех пор пока родители живы, мужчины советуются с ними по всем важным поводам, тем самым подчеркивая их значимость.
Христианство и ислам
В феврале нынешнего года я был приглашен в Московский Дом национальностей на Круглый стол «Духовный диалог конфессий как залог стабильного социального развития и межнационального согласия в России». В работе Круглого стола принимали участие представители различных конфессий. Тема Круглого стола, безусловно, очень актуальна в наше время и мы решили продолжить ее обсуждение у нас на приходе, пригласив одного из участников диалога — студентку МГУ К., мусульманку, исповедующую традиционный ислам.
В нашей общине, как мне кажется, есть определённая близость для восприятия мусульман, она существует в большей степени, чем в другом храме. Почему? Мы старообрядный приход Московского Патриархата. У нас приветствуется облик женщины: длинные сарафаны, платки. Прихожанки говорили, что их даже за мусульманок принимали. Мужчины преимущественно с бородами. На богослужении нет расхлябанности, строгий чин, люди стоят рядами, одновременно совершают поклоны, часто земные. Когда совершается чин прощения (это происходит за каждым богослужением) молящиеся находятся в положении ниц. Внешне это близко мусульманам.
В начале беседы мы немного поговорили об общих моментах, связывающих наши религии и имеющиеся расхождения.
Мусульманский закон, как известно, запрещает употребление вина и алкогольных напитков. Мусульмане видят в этом преимущество в сравнении с христианством. Однако христианство также строго-настрого запрещает пьянство. Апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефес.5:18) и еще «…пьяницы… Царства Божьего не наследуют» (1Кор.6:9-10). Другое дело, как мы относимся к этому? Приведу слова из песни, которую крутят по ТВ: «Давайте выпьем за здоровый образ жизни», «Давай объявим пьянству бой мы с понедельника с тобой, но это дело надо всё-таки обмыть». Мы не критически все это воспринимаем, а между тем это влагается в наше сознание. Величайшее зло — что закладывается в сознание установка на пьянство, на алкоголизм. Известно, что в исламе этот запрет был установлен потому, что произошло братоубийство в пьяном виде, тогда было запрещено правоверным употреблять спиртное. Но я слышал, что есть какие-то заменители, какие-то курительные смеси, которые создают такой же эффект, кайфа, как говорят.
Какова была реакция Спасителя, когда к Нему привели женщину, уличенную в прелюбодеянии? «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». В это время Он что-то писал на песке. Это были грехи тех — судивших женщину. И они ушли, будучи обличаемые совестью. «Женщина, тебя никто не осуждает». Где твои обвинители, кто они? «Иди, и больше не греши».
По поводу первородного греха. Мы говорим, что произошла катастрофа, первые люди преступили заповедь Творца. Грех нарушил гармонию мироздания, разрушил союз с Богом и как из зараженного источника течет зараженная вода, так, начиная с Адама и Евы, на всех нас печать первородного греха. Нужно было это исправить, искупить, очистить. В этом заключается миссия Христа. В Коране иначе это трактуется, да грех — это проблема в отношениях с Богом, но сущность человека не греховна. Грех Адама — это только ошибка, он просто забыл о приказании не есть плодов. То есть, совершенно другая трактовка, которая в нашем понимании подрывает почву для миссии Христа, исправления последствий первородного греха. В исламе поражает отсутствие идеи безконечного духовного совершенствования. Заповеди в нем скупы, ограничены, несовершенны. Бог в нем воспринимается не как Отец, а скорее, как некий шах, который может помиловать, но может и разгневаться. В системе ислама не присутствуют отношения между Богом и человеком, похожие на взаимоотношения между отцом и его чадом. Для ислама характерен очень сильный элемент предопределения. Он признает пророческое достоинство ветхозаветных праведников, Марию — Мать Исуса — признает как Деву. Христианское представление о триипостасности Божества представляется язычеством. Категорически отвергается мысль о возможности боговоплощения и искупления. Поразительно, что ислам не знает покаяния пред Богом, не знает Церкви и иерархии, нет даже намеков на таинства. В тоже время жизнь арабских племен была упорядочена, они были избавлены от грубого язычества, когда были даже человеческие жертвоприношения. Несмотря на это, мы вынуждены констатировать, что это все-таки рецидив ветхозаветной религии, что в сравнении с христианством, ислам не имеет такого потенциала нравственного и духовного возрождения. Монашество в исламе принципиально исключается.
Почему возник ислам, как трактуют богословы это явление? Если вспомнить, как говорили нам в духовных школах — была такая трактовка, например профессора Осипова: прежде всего, положительный момент для язычников — проповедь единобожия, монотеизма. То есть, язычники отошли от многобожия и стали поклоняться Единому Богу, хотя и не в христианской трактовке.
Мухаммед путешествовал по Сирии и Палестине, где соприкасался с иудаизмом и христианством. Ислам — синтетическая религия из элементов иудаизма, христианства и народной арабской религии.
Есть другая версия, что это происки тех, кто хотел, чтобы арабский мир не воспринял Евангельское откровение и поэтому они увели в сторону от христианства, отсюда возникновение ислама. Более того, когда мы говорим об ИГИЛе, есть такие данные, что глава этого образования отнюдь не арабского происхождения. Животная ненависть к христианам — один из последних случаев: 25 коптам были отрезаны головы на берегу моря, и оно обагрилось кровью христиан. У меня возникла мысль, что это скрытый талмудизм, рядящийся в какие-то исламские формы, а по сути своей направлен против христиан как таковых, независимо от их конфессии и национальности, вот здесь кроется причина такого зверства. Что касается обвинений в многобожии. Многобожие в Коране прилагается к язычникам, а у исламских фундаменталистов расширяется толкование на основании приверженности христиан к доктрине Троицы — они обвиняются в многобожии. Это непременная, неотвратимая жестокость, как, например, было при Каддафи. Последнее слово обвиненных в особо тяжких преступлениях. Они, уже с петлей на шее просят прощения, признают свою вину. Правитель выслушал и дал знак казнить. Вот эта жестокость, рецидив ветхозаветной жестокости, которая чужда евангельскому духу.
По сути, ислам — это реанимация Ветхого Завета. О.Даниил Сысоев говорил, что для мусульманина очень трудно понять некоторые евангельские вещи. У нас мало сведущих людей об исламе. Миссионерство недостаточно развито. Немало среди мусульман тех, которые знают содержание Корана. Они могут пространно его цитировать. У православных, к сожалению, недостаточно знание Священного Писания, Библейского Откровения. Есть мусульмане, которые уважают нашу религию, но немало тех, которые настроены отнюдь не положительно.
В исламе мы наблюдаем пассионарность, ему свойственен жесткий характер. Могу признать, что в исламе есть определённая чёткость в позициях, в реакциях. Мы, не имея сейчас царя, в этом плане больше плаваем. Когда была христианская государственность, тогда мы были более пассионарны, более основательны.
Фильм «Мусульманин» хвалили, но там уродство русской деревни показано. Мы связаны с деревней четверть века, знаем все её язвы, её вымирание, её пьянство и т.д. Но в фильме такой контраст, очень подчеркнуто: вот — обретший истину (принявший ислам русский парень), а вот — вымирающая русская деревня. Гротескность бросается в глаза в этом фильме.
В отношении Троицы. Мы говорим, что Бог изначально в полноте бытия, в цельности, самодостаточен. Наше познание Его — оно постепенно, или, скажем по-другому: Бог постепенно Себя открывает по мере вместимости человека. Жестоковыйному ветхозаветному человеку, у которого были рецидивы в язычество, многобожие, что обличал пророк Моисей — было в тот период небезопасно и нецелесообразно в полноте открывать истину о Боге, Едином в Троице. Там были только прикровенные намеки: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему», явление Аврааму в виде трёх Ангелов и т.д. В полноте же эта Истина была явлена в Новом Завете, когда новозаветная благодать позволила человеку вместить эту Истину, насколько это возможно для ограниченного человеческого естества. Поэтому: идите во все концы вселенной, проповедуете Евангелие; крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа. При Богоявлении в момент крещения — глас Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», и Дух в виде голубине, сходящий на Христа, Выходящего из Иорданской купели.
Если сравнивать Библию и Коран. Отклонений от Библии в Коране немало — более сорока разночтений (изменение лиц и событий) насчитают специалисты в описании священных событий. Скорее всего, Мухаммед лично не был знаком с Библией. Причина этого, видимо та, что она еще не была переведена на арабский язык. Он, несомненно, встречался с христианами, а что это были за христиане? Это не были православные христиане, скорее всего, это были представители каких-то сектантских образований, у которых были свои представления, расходящиеся с каноническим учением Церкви. Коран признаёт, что последователи Исуса, то есть христиане, выше всех остальных, они — люди Писания. Сам Мухаммед возвышал христиан, а его последователи сегодня обвиняют их в фальсификации Библии. Нигде в Коране Мухаммед не сомневается в достоверности Библии и не критикует ее. Но современные последователи говорят, что есть какие-то искажения в Библии в отличие от Корана — «книги, спущенной с небес», Библия имеет какие-то искажения, не равна кораническому откровению. Мухаммед же выступал против тех, кто говорил, что люди Писания искривляют Писание.
Коран называет Христа Словом Бога и Мессией. Сразу вспоминается начало Евангелия от Иоанна. Как известно, в Новом Завете 4 Евангелия. Ислам воспринимает Евангелие как одну Книгу. По сути, эти четыре Евангелия представляют собой единое благовестие, они взаимодополняют друг друга, дают не противоречивый, а объемный взгляд, когда несколько свидетелей событий рассказывают о них. Несколько особняком стоит Евангелие от Иоанна, где более глубокий богословский подход, поэтому евангелисту Иоанну усвояется символ орла: парящий над землей орел, оторванность от земной стихии. Символизирует полет богословской мысли. Итак, Слово Бога и Мессия. «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» — так гласит первый стих Евангелия от Иоанна, один из 17 стихов, который читается в пасхальную ночь. Мессия — это слово прилагается ко Христу в священной книге мусульман Коране. Говоря о трактовке Исуса в Коране при всем положительном, что мы уже отметили, мы видим, что здесь все-таки сомнительный Христос изображается, а не Тот, Который нам открывается со страниц Священного Писания. Возможно, это объясняется тем, что не было Писания на арабском языке, понятном жителям Востока, что между появлением Библии на арабском языке и появлением в 7 веке Корана — большой временной отрезок.
Есть суры о том, что Христос всего лишь один из пророков, но есть суры, которые говорят о его Рождестве, Голгофе, Пасхе: «и мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!» (Сур. 19). Т.е. подтверждается факт воскрешения Исуса из мертвых, ведь перед вознесением живого, необходимо воскресение из мертвых.
О Деве Марии в Коране говорится вполне положительно. Именование Девы Марии Богородицей у мусульман вызывает смущение, недоумение и отторжение. Также как и именование Христа Сыном Божиим. Они искренне заблуждаются, понимая это в каком-то физиологическом плане. Что касается почитания христианами Девы Марии Богородицей, то, как известно, в Древней Церкви были споры о том, как воспринимать Деву Марию. Были такие позиции: Человекородица, Христородица, Богородица. Последнее именование Церковь на 3 Вселенском Соборе закрепила. Дева Мария послужила орудием нашего спасения, от Нее по плоти родился Спаситель мира. Апостол Иоанн Богослов называет Его «Истинным Богом и Жизнью вечной». Не в том смысле мы понимаем, что Бог был от Нее рожден — онтологически Он вечный. Сын Божий родился от Отца «прежде всех век». Не было такого времени, когда Его не было. Богочеловеческая личность Христа — основа христианства. «…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16) — во времени, для своей спасительной миссии. Неразрывны во Христе Божественная и человеческая природы с момента зачатия, поэтому такое наименование: «Богородица».
В исламе мы встречаем упреки в обожествлении Девы Марии. По-видимому, здесь речь идет о какой-то секте. С. Путилов («Крест в мире полумесяца») считает, что Мухаммед встречался с сектантами-мариамистами, которые говорили, что христиане, т.е. они, исповедуют веру в 3-х Богов: Бога-Отца (Аллах), Мариам (Мать Сына) и Сына. Т.е. упоминание в Коране имеет своим источником не канонический формат. В Коране есть описание чуда, совершенного Христом, когда он был еще ребенком. Он делал из глины птичек, и те оживали и улетали. Это описание заимствовано из апокрифов — искаженных источников.
В Ветхом Завете 50 книг, из них 39 канонических и 11 неканонических. Апокрифы — это подложные писания, которые Церковь не приняла. Как она их опознала? Церковь — столп и утверждение Истины, она отличает ложь от правды. В данном случае это чудо на грани фокусничества, которое не имеет нравственного подтекста. Все чудеса, описанные в Евангелии, имеют нравственный подтекст, мы делаем нравственные выводы из этих чудес. А здесь получается чудо — ради чуда.
Беседуя с мусульманами, редко можно увидеть христианина, который агрессивно доказывает свою правоту. Чаще можно встретить мусульманина, который будет напористо, даже оскорбляя ваше религиозное чувство, доказывать вам, что вы не правы. В интернете встречаются материалы, в которых отрицается Божество Христа. В одном из них имам вопрошает: как могла простая женщина родить Бога, как можете в это верить? Верим, потому что об этом предсказано пророками Ветхого Завета и утверждается на страницах Нового Завета. На этом базисе строится и церковное учение, утвержденное на Вселенских Соборах.
Как известно, мусульмане молятся 5 раз в день и совершают 17 молитвенных кругов, ежедневно мусульманин падает ниц перед Аллахом 34 раза. Но у нас, например, 930 земных поклонов на Марьино стояние. И вообще, нам дана заповедь: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5,17).
В моей практике недавно был такой случай. Женщина уехала работать в Египет, вышла замуж за араба, приняла в Египте ислам. Потом она стала не находить себе места, тяготиться, с мужем разошлась. Обратилась со слёзной просьбой, что она опрометчиво оставила христианство, не видит себя там, не чувствует ничего для своей души, хочет вернуться, хочет снова быть христианкой. Разумеется, я не мог не услышать эту просьбу, не мог отказать ей. По специальному чину она была возвращена в лоно Церкви. Статистика обращения в ислам впечатляет, особенно в смешанных браках. С другой стороны, о. Даниил говорил, что целые племена в Африке обращаются из ислама в христианство. В ИГИЛе — во многом выходцы из Европы, новообращенные. Обращаются те, кто не имел твердых религиозных понятий, не получил духовного образования. Только крещен в детстве (да и то, крещен был не полным погружением, как положено по канонам) — и все.
Наша гостья говорила, что впервые делит трапезу с братьями и сестрами христианами и очень рада всех видеть. По поводу зверств исламских фундаменталистов она категорически сказала, что это никак нельзя оправдать, это полностью противоречит кораническому духу. На мой пассаж, что, вот мол, некоторые султаны говорили: зачем нужны еще какие-то книги, если есть Коран, К. так отреагировала: «Как-то странно это слышать, жизнь ведь многообразна, много аспектов, профессий, знаний в разных сферах, история. Ну как это все отвергать? Самые достоверные ученые — это наследники пророков. Они не оставили после себя ничего, кроме самих знаний. Ночь, проведенная в изучении какой-либо науки дороже, даже чем ночь, проведенная в молитве».
Приведу такие слова К.: «Хотелось бы начать с отношения Корана к христианам: «Наиболее близки к нам те, которые говорят «воистину мы христиане», потому что среди них есть священники и монахи, которые не горды, и которые не превозносятся». Люди Писания стоят на особой ступени, наиболее близки к нам. В действительности общего у нас намного больше, чем различий. Хотелось бы, чтобы всегда в наших отношениях, в нашем сотрудничестве больше делался упор на том, где у нас совпадения, а совпадает у нас очень многое. Во-первых, у нас у всех есть общий предок — это Авраам. Религии у нас авраамические, от нашего отца Авраама. Мы поклоняемся все Одному Единому Господу. Религии у нас монотеистические. Также моральная сторона, понятие нравственности у нас очень похоже. В настоящее время я пишу доклад «Ислам и Христианство — диалог цивилизаций». Углубляясь в эту тему, я анализировала разные периоды истории, когда были примеры сотрудничества мусульман и христиан. Небольшой кусочек процитирую. Многие ошибочно считают, что во времена халифата, когда только образовалось исламское государство, все только силой навязывалось, и мусульмане истребляли христиан. Нет. Много столетий мусульмане и христиане жили в мире, дружбе и согласии в пределах халифата, исламского государства. Христиане занимали очень почетные посты визиря, советника, были учеными, преподавателями, переводили труды Аристотеля на греческий язык — то, чем мы сейчас пользуемся. Все это было совместно. Совместная работа, совместные усилия ради общей пользы. Очень много времени мы дружелюбно сосуществовали. Советую прочитать книгу архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира «…А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» Очень мне понравилась эта книга. Великий русский философ Константин Леонтьев утверждает и на убедительных исторических примерах доказывает: «Только там, где взаимодействуют различные типы мировоззрений, национальных и религиозных традиций — возникает „цветение культур»; однообразные же социумы обречены на увядание». Касательно Исуса и Мухаммеда. Наш пророк говорил, что «наиболее из всех пророков близок мне Иса», что «Он наиболее ко мне близок, Которого вы обязаны уважать и чтить должным образом».
В ответ я сказал, что мы граждане одного государства. В России проживает многомиллионная мусульманская умма. Можем ли мы жить в одном государстве и быть несообщающимися сосудами, подобными воде и маслу? Не должны ли мы нащупывать точки соприкосновения? Какие контакты должны быть между нами, общение, которое помогает изжить стереотипы. Должна быть взаимопомощь в бытовом, человеческом измерении. Должно это быть или не должно? Должны ли мы жить непроницаемыми анклавами, не сообщающимися — вот вопрос.
К.: «У нас есть общие задачи, общие цели, несомненно, мы можем их решить, но если мы будем каждый «моя хата с краю» и постоянно разъединяется — ничего вместе не решим. Вот, например, сейчас пришла аналогия с историей Древнерусского государства. Нашествие татаро-монголов. Почему пришли татаро-монголы? Сейчас не будем говорить об их религиозных особенностях. Среди них были и христиане и мусульмане, но, в основном, язычники. Почему они поработили Древнерусское государство? Потому что мы все были разобщены, потому что каждый держал княжество свое, не помогали друг другу, не могли объединиться в одно государство. Мы не ждем объединения религий. Я думаю, что это утопия, этого не должно быть. Но мы не должны каждый держаться особняком, потому что перед общей угрозой мы все будем бессильны. А какая у нас угроза? Мы должны бороться с моральным разложением молодежи, пьянством, развратом, с ужасами, которые показывают по телевизору. И думаешь, — это же наши дети, братья и сестры. У нас есть общие задачи, очень нравственные постулаты, за которые мы выступаем, и мы должны делать на это упор и вместе какие-то находить пути для просвещения и обогащения.
Господь говорит, что не смотрит на наше внешнее положение, на нашу красоту, на положение в обществе. Господь смотрит только на наше сердце, только сердце ему важно. Если оно чистое, тогда Он его принимает». Вот такая интересная беседа состоялась. В чем ценность таких встреч? Они помогают не только расширить свой кругозор, узнать о людях другого вероисповедания, найти точки соприкосновения, но и дают нам толчок к тому, чтобы более углублённо подойти к своей вере.
Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение
Ислам
Христианство
Количество Богов
Единый
Единый
Количество святых и ангелов
Множество
Множество
Отрицает ли религия многобожество (язычество)
Да, но ислам проповедует, что люди не верующие в Аллаха — враги, а с ними необходимо бороться, ведь это борьба со злом. Но в настоящее время все больше терпимости и умиротворения в учениях.
Да, всячески перетягивая язычников на свою сторону, хотя в средние века были и Крестовые походы.
Бог невещественный?
Нет, духовность не является атрибутикой Аллаха.
Да, Бог и есть высшей силой и мы, наши души и все вокруг сотворил Бог со своих частичек.
Бог — это чистейшая любовь?
Нет, Аллах наивысшая сила, в которой есть как любовь, так и отрицательные качества, которые карают неверных.
Да, Бог в христианстве всепрощающий и любящий своих созданий.
Бог и хитрость
Да, ведь как написано в Коране «Аллах лучший из хитрецов»
Нет, в христианстве ложь и хитрость присущи только дьяволу.
Сотворение мира
Еще один параметр сравнения ислама и христианства – это их трактовка появления мира. Обе религии считают, что он был создан Богом. Ангелы созданы из нематериальных сущностей: света – в исламе, тонкой материальности – в христианстве. Весь земной мир также является творением Бога, в том числе и человек. Христианский Бог с этими задачами справился единолично, а Аллах воспользовался помощью ангелов. В христианстве есть только два вида творений Бога: ангелы и люди.
В исламе есть еще джинны – некие человекоподобные сущности, способные принимать разные образы. Они помогают Аллаху решать разные задачи в человеческом мире. В христианстве Бог может перестать творить по своему собственному желанию, в то время как Аллах не может остановить этот процесс – он делает это вечно. В обеих религиях мир был создан за 6 дней. Христианский Бог признается первопричиной его появления. Творец ни в чем не нуждался, но создал мир от избыточной любви, это был его свободный выбор. В исламе также Аллах творил из собственного побуждения. Но мир создавался для существования человека, сам Господь в нем не нуждался.
Какая вера была раньше: христианская или мусульманская
Несмотря на жаркие споры историки доказали что иудаизм, христианство и ислам вышли из единого источника с разницей в 500-1000 лет. Как и все новое, что зарождалась в древнейшие времена, не было зафиксировано, а учитывая, что ради распространения и популяризации часто окутывали религию многослойными легендами, таинственностью и т.д. точной даты сотворения не известно. А вот точки отсчета нам доподлинно известны:
А вот иудаизм был у истоков, так как те кто отрицал воскрешение Иисуса создал свое ответвление — иудаизм.
Основные книги
Еще одна общая характеристика, которая обнаруживается при сравнении ислама и христианства – это почитание священной книги. Для христиан – это Библия,. Для мусульман – Коран. Но Библия – это результат работы пророков и апостолов, действующих в контакте и по вдохновению Святого Духа. А Коран никем не был написан, он существовал всегда и будет существовать вечно. То, что читают люди – это видимая священная книга, которая является воплощением невидимого, вечного текста. В мусульманстве есть догмат о святости и несотворенности Корана.
Структура священных книг в обеих религиях сходна. Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета, заимствованного из иудаизма, и Нового Завета, сложившегося уже при становлении христианской религии. Во вторую входят 4 евангелия, Деяния апостолов и их послания, а также часть об Апокалипсисе. Каждый христианин должен не только прочесть данные книги, но и продолжать изучать их в течение всей жизни, каждый раз находя в них ответы на все свои вопросы.
Коран является сборником текстов, сур, на самые разные темы. По сути, изучение Священного писания мусульманину должно быть достаточно, чтобы узнать все о мире и вере. Однако в дополнение к Корану есть еще несколько священных книг:
Разница между религиями заключается в отношении языков. Коран написан на арабском, и поэтому все молитвы должны служиться только на нем. Для христиан язык обращения к Богу не имеет никакого значения.
Роль церкви и религии в жизни мусульман и христиан: сравнение
Христиане ходят в церковь по праздникам, истинно верующие на каждую службу в воскресенье. Ислам этого не требует и в мечеть достаточно ходить по праздникам и когда требует душа. Но обязательное условие — пятиразовая молитва ежедневно.
Относительно влияния религии на повседневную жизнь человека: