Мусульманство на что делится
Исламские течения и их отличия
Нижеприведенную статью я написал для всех тех, кто хочет узнать, какие бывают течения в исламе и чем они друг от друга отличаются. Она предназначена для широкого круга читателей. Статья не претендует на научную работу. Это разрозненная информация, собранная с разных ресурсов. В частности, с Википедии и Исламской энциклопедии (http://islamist.ru/).
Маликитский мазхаб.
Распространение: Северная Африка.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна. 3. «Деяния мединцев». 4. Фетвы[3] сподвижников. 5. Кыяс (суждение по аналогии), истислах (независимое суждение ради пользы). 6. Садд уз-Зарайи: какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены.
Шафиитский мазхаб.
Распространение: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.
Источники права: 1. Коран и Сунна как единое откровение. 2. Иджма[4] как дополнение к Корану и Сунне, если в первых нет полной ясности. 3. Кыяс используется только для выбора нужного материала из предыдущих источников. Истихсан[5] полностью отвергается. 4. Принцип выведения правового решения на основе свободного суждения о его общественной пользе или на основе норм обычая (урф).
Ханафитский мазхаб.
Распространение: Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Крым, Татарстан, часть Дагестана и др.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна (при тщательном отборе хадисов). 3 Иджма сахаба[6] – единодушное мнение сподвижников пророка. 4. Индивидуальные мнения сподвижников пророка. 5 Кыяс (суждение по аналогии). 6. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения. 7. Урф (местный обычай).
Ханбалитский мазхаб.
Распространение: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман.
Источники права: 1. Коран и Сунна. 2. Правовые решения (фетвы) сподвижников пророка. 3. Мнения мурсал и хадисы-даиф. 4. Кыяс и истисхал[7]. 5. Иджма. 6. Истисхаб[8].
Несмотря на то, что основа исламского законодательства – Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Разногласия касаются второго по важности источника исламского права – хадисов. Например, в ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах запрещено есть мясо вороны, тогда как в маликитском – разрешено. В ханафитском и ханбалитском мазхабах женщине запрещается отправляться в хадж без мужа, а в других – разрешается. И так далее.
Ваххабизм.
Религиозно-политическое движение в исламе. Сами они себя называют «салафия». Это направление в исламе, появившееся в XVIII веке по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Он выступил с призывом вернуться к чистоте первоначального ислама. Он подверг суровому осуждению народные религиозные представления и практики, например, такие как культ святых и паломничество к их могилам. Подробности по данной теме можно прочесть здесь: Есть информация, что ваххабизм создали англичане, чтобы уничтожить Османскую империю изнутри.
Ваххабизм можно разделить на умеренный и радикальный. Радикальные формы выражаются в объявлении джихада неверным, шахидстве и совершении терактов. Хотя представители этого направления отрицают строгое следование определенному мазхабу, небольшая его часть относится к ханбалитскому мазхабу. Среди людей сложилось ошибочное мнение, что если человек чаще выполняет какие-то религиозные обряды, то он ваххабит. А на деле этот человек просто проявляет свою религиозность.
Основные отличия ваххабизма:
— строгое соблюдение принципа таухида (единобожия);
— критика всеобщего таклида – слепого следования какому-либо одному мазхабу;
— признание понимания саляфов как единственно правильного в толковании атрибутов и имен Аллаха;
— вера в то, что грех человека выводит его из религии;
— считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммеда;
— отрицают необходимость духовенства;
— отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком.
Ваххабиты являются противниками паломничества к могилам исламских праведников. Не приемлют суфизм. Протестуют против всех последующих инноваций (после трех поколений последователей пророка), считая их привнесенными извне.
Суфизм.
Суфизм – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. Его принципы могут разделять как сунниты, так и шииты.
Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.
Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце 8 – начале 9 вв., которые стремились постичь «тайный» смысл коранического откровения, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им было свойственно эсхатологическое отношение к жизни: равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности.
Отличительные признаки суфиев:
— почитание умерших учителей;
— возведение мавзолеев умершим;
— молитвы на могилах умерших;
— экстатические пляски суфиев;
— концепция растворения суфия в Боге.
Шииты-двунадесятники (иснашариты, итнашариты, итхнашариты, имамиты).
Преобладающее направление в шиизме.
Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан.
Признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба. По преданию, Аллах почитал Али за равного Мухаммеду. Ангел Джабраил перепутал Мухаммеда с Али, так как они были похожи.
Иснашариты убеждены, что все аяты Корана (и хадисы) имеют явные, так и тайные смыслы. Тайные смыслы пророк Мухаммед передал членам своей семьи.
Кроме того:
— верят в непогрешимость 12-ти имамов;
— повеления имамов расцениваются как повеление Аллаха;
— толкование Корана ведомо только 12-ти имамам;
— отвергают хадисы сподвижников пророка Мухаммеда.
Исмаилиты (семеричники).
Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика – Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата.
Распространение: Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Танзания, Кения, страны Персидского залива, Иран, Ливан, Сирия.
Численность: около 15-20 млн. человек.
Исмаилиты верят, что Исмаил – седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди. Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила – Мухаммеда.
Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков (пророки-натики, т.е. «проповедники»): Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты (т. е. толкователи проповеди пророков). При Моисее это был Аарон, при Иисусе – Петр, при Мухаммеде – Али.
Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика – Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.
Подробности по ссылке: http://chakhma.narod.ru/badakhshan/ismaili.htm.
Алавиты.
Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба.
Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль.
Численность: около 3,7 млн. человек.
Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда – его посланником. Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов – «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения – представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси (сподвижник пророка). Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али – как бесполое существо из света аль-Фатир.
По мнению алавитов, Бог являлся в образе человека семь раз: Адам, Нух, Якуб, Муса, Сулейман, Иса и Мухаммед. Все это – воплощение Али. Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена.
Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца. Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.
Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре. Поклонники Солнца полагают, что Али произошел из сердца Солнца, а поклонники света, что он произошел из глаза Солнца. Другие отождествляют его с Луной.
Алевиты.
Субэтническая, религиозная и культурная община.
Распространение: Турция, Албания, Болгария.
Численность: 3-25 млн. человек.
Поскольку алевиты вынуждены скрывать свою веру и про свои взгляды рассказывают с неохотой, информация про них достаточно скудная. Теории происхождения алевитов спорны. Многие алевиты считают, что их традиции восходят к первоначальному исламу и двенадцати имамам. Другие видят алевизм как вид шиитской теологии. Третьи указывают на православное влияние.
Ключевые принципы алевитов включают:
— любовь и уважение ко всем людям;
— уважение к другим религиям и этническим группам;
— уважение к рабочим людям.
Как и шииты, они почитают Али и двенадцать имамов. У них отсутствует традиция посещения мечетей и поста в месяц Рамадан. Место религиозного поклонения – джемы – специальные дома. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. В своих ритуалах используют курдский и турецкий языки. Намаз и пост строго не соблюдают.
Друзы.
Этноконфессиональная группа арабов. Ответвление исмаилитов.
Распространение: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания.
Численность: 1,5 млн. человек.
Ветвь возникла в IX веке под влиянием проповедников-сторонников египетского правителя Хакеми.
Друзом становится тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать – друзы. Друзов возглавляют уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих. Высшие духовные авторитеты – аджавид – совершенные.
Друзы верят в переселение душ. Для души определены понятия, близкие к пониманию кармы. Молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной. Пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным. Милостыня (закят) не регламентирована и воспринимается как взаимопомощь. Отмечают только два праздника: праздник жертвоприношения и траурный день Ашура.
Ахл-е Хакк (ярсан, Али-Илахи).
Ветвь крайне шиитского мистико-гностического толка. Появились в конце XIV в.
Распространение: Иран, Ирак, Турция.
Численность: 1-2,2 млн. человек.
Верят в семь последовательных воплощений Божества в людях. При этом вторым воплощением божества после Аллаха признается Али ибн Абу Талиб. Ахл-е Хакк верят в перевоплощение, в ходе которого люди получают воздаяние за свои поступки. Ожидают скорого пришествия «обновителя мира», «владыки эпохи». Считают, что спасение достигается через самосовершенствование под руководством духовного наставника. Единой священной книги у них нет.
В шиизме существует джафаритский мазхаб, которому следуют шииты-двунадесятники. Есть два направления в джафаритском фикхе – усулитский и ахбаритский. Источников права в усулитском направлении четыре – Коран, Сунна, иджма (согласованное мнение джафаитских правоведов и акл (разум). Источников права ахбаритского направления два – Коран и Сунна.
Третье течение в исламе, возникшее после Сиффинской битвы[10] 657 года, в период смуты между мусульманами. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. На сегодняшний день последователями хариджизма являются ибадиты.
Ибадиты.
Распространение: Оман, Алжир, Тунис, Ливия.
Численность: более 1 млн. человек.
Сами себя хариджитами не считают. Вели борьбу против халифата. Создали свои имаматы.
Имамом по мнению ибадитов может быть любой мусульманин. Допускают существование одновременно нескольких имамов в разных частях мусульманского мира, которых избирал совет шейхов тайным голосованием. Признают только двух первых халифов – Абу-Бакра и Умара. Коран считают сотворенным. Но некоторые разделяют мнение суннитов об извечности Корана. Согласно их учению, мусульмане не увидят Бога в Раю, так как он не ограничен ни пространством, ни временем. Кто попадет в Ад, тот будет находиться там вечно. Имеют свои собственные хадисы. Большинство соответствуют суннитским. Но численность ибадитских – меньше.
И, наконец, последнее исламское течение – кораниты. Считается, что происхождение свое ведут со времен правления Аббасидов. Представитель мутазилитской школы калама[11] – юрист и богослов Ибрахим ан-Наззам критически относился к авторитету хадисов и отвергал «единогласие» (иджма) ученых-богословов своего периода.
Данных о численности и распространении этого течения мне найти не удалось. Известно, что основателем современного коранизма был Аслам Джайраджпури – индийский профессор арабского языка. Он оказал большое влияние на Гулам Ахмеда Первеза, известного пакистанского ученого, который считал себя учеником и другом Аслама.
Кораниты считают Коран единственным источником мусульманского права. Среди кораниов существуют разные подходы к ритуальной практике, в частности к ежедневным молитвам, а также к толкованию сур.
Основные отличия:
— отрицание необходимости хиджаба у женщин или бороды у мужчин;
— возможность участия женщин в литургической практике в качестве имамов;
— допущение многоженства только при условии усыновления сирот;
— выступления против необходимости Хаджа;
— ненужность обрезания.
Идейные течения.
Кадариты – приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия.
Джабариты – в противоположность кадаритам – признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.
Ашариты – представители одного из направлений мусульманской теологии. Ашариты признавали извечное существование некоторых божественных атрибутов, отрицали сотворенность Корана, признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире.
Муджассимиты – в исламе общее название последователей различных мировоззренческих школ, представлявших Аллаха в телесном виде.
Мутазилиты – представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. Исповедовали пять принципов: 1. Справедливость Аллаха выражаться в свободе человеческой воли. 2. Строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов. 3. Если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. 4. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим. 5. Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом.
Мурджииты – общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ. Считают, что грех человека не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда. Мурджиизм противопоставлялся хариджизму.
Матуридизм – школа вероубеждения, одна из суннитских школ калама. Наряду с аятами Корана и достоверными хадисами, использовали «доводы разума». Считали, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы. В отличие от мутазилитов, признают, что праведники могут увидеть Аллаха в Раю. Коран считают несотворенным Божьим словом. Убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно.
Гулат – термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба – шиитские имамы – обладают качествами божественности.
Виды сект (гулаг):
— Алавиты – верят в троицу айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммеда и Салама аль-Фарси.
— Алевиты – верят, что Али был представителем Бога, а не Мухаммед.
— Базигиты – верили, что шестой имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
— Гурабиты – верили, что Али был внешне похож на Мухаммеда, поэтому Джабаил ошибочно предоставил пророчество Мухаммеду.
— Жамийты – верили, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
— Кайсаниты – верили в имамат, который после смерти Хусейна ибн Али перешел на Абу аль-Касима Мухаммеда ибн Ханафия; после его смерти распались на несколько мелких групп.
— Яфуриты – верили, что некий Муаммар из Куфы был богом.
Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий список всех течений. Я привел лишь основные, и те, что доступны в интернете. Надеюсь, информация окажется полезной для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том, насколько многочисленны и разнообразны течения в исламе, насколько о многолик.
[1] Хадис – предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
[2] Акида – мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».
[3] Фетва – в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха.
[4] Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.
[5] Истисхан – в фикхе – вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии.
[6] Сахаб – сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).
[7] Истислах – в исламском праве – метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права.
[8] Истисхаб – исламский рационалистический принцип извлечения правового решения, согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений».
[9] Алиды – потомки Али ибн Абу Талиба.
[10] Сиффинская битва – сражение между армиями халифа Али и армией сирийского правителя Муавии.
[11] Калам – в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.
11 вопросов про ислам
Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки: все, о чем неловко спросить, но интересно узнать
В переводе с арабского ислам означает «предание себя Богу», а мусульманин — человек, «преданный Богу». Так же как и иудеи и христиане, мусульмане — монотеисты. Они считают, что существует только один-единственный Бог, сотворивший мир и все, что его наполняет. П — Аллах. Так же называют Бога и арабоязычные христиане. При этом, согласно мусульманской традиции, у Бога целых 99 имен — вот лишь некоторые из них: Милостивый, Милосердный, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный, Творец, Создатель, Образователь, Мудрый.
Мусульмане верят в ангелов и демонов, которых Бог сотворил до человека, в пророков, большинство из которых отождествляются с библейскими персонажами (Ибрагим — Авраам, Муса — Моисей и даже Иса — Иисус Христос), а также, подобно иудеям и христианам, ожидают пришествия Мессии (Махди) в конце времен. Ислам — самая быстрорастущая мировая религия: сегодня в мире более полутора миллиардов ее последователей.
1. Что такое Коран
«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. В переводе с арабского означает «чтение вслух». Дело в том, что именно так пророк Мухаммед получал откровения от Бога. Однажды во сне ему явился некто со свитком и приказал: «Читай!» Мухаммед был неграмотен, о чем и сообщил незнакомцу, однако тот продолжал настаивать, сдавливая пророку грудную клетку. Испугавшись, Мухаммед спросил, что именно он должен читать, — и тогда прозвучали первые слова Корана: «Читай во имя Господа твоего». Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Начавшись, согласно мусульманской традиции, месяца Рамадан, божественное откровение Мухаммеду продолжалось целых 22 года, а полностью было записано лишь после смерти пророка.
В Коране говорится, что Мухаммед получал откровение на арабском языке — отсюда представление о том, что только арабский оригинал является Священным текстом, а любые переводы — лишь его толкования. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты. Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину.
2. Кто такой Мухаммед
Мухаммед — ключевая фигура в истории ислама, последний пророк, или «печать пророков». При упоминании его имени мусульмане обязательно добавляют фразу «Да благословит его Бог и приветствует». Основным источником для реконструкции биографии Мухаммеда служит мусульманское предание — Сунна (в переводе с арабского «пример», «образец»), представляющее собой собрание рассказов — хадисов — о словах и делах пророка. Существует несколько авторитетных собраний хадисов (VIII–XI веков), составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков (от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее) должна была быть непрерывной, а их биография безупречной.
Что же мы знаем о Мухаммеде? Он родился в 570 году в Мекке, городе на западе Аравийского полуострова, где находилось главное аравийское святилище — Кааба. Помимо главной местной святыни — черного камня Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Изначально он был белым, но со временем почернел от человеческих грехов. (возможно, метеоритного происхождения), инкрустированного в угол Каабы, — здесь почитались боги разных племен: Кааба была межплеменным культовым центром. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам.
Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Он напоминал, что и к другим народам Бог посылал своих пророков — Авраама, Моисея, Иисуса, — а отвергнувших их подвергал суровому наказанию. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение (араб. хиджра) положило начало мусульманскому летоисчислению (так, 2016 год — это 1437–1438 год по хиджре), а Ясриб сначала был переименован в Город пророка — Мадинат-ан-Наби, а потом просто в Город — Медина.
В Мекку Мухаммед вернулся через несколько лет в сопровождении многотысячного войска предводителем — религиозным и политическим — большой общины. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. В 632 году, подчинив почти весь Аравийский полуостров, Мухаммед умер, не успев осуществить планы по дальнейшему распространению новой религии. Этим занялись его последователи.
3. Чем шииты отличаются от суннитов
Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты (что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов) и шииты (от араб. шиа — «последователи»).
Инвеститура Али в Гадир-Хум. Миниатюра. 1307–1308 годы Wikimedia Commons
Раскол, породивший суннизм и шиизм, случился вскоре после смерти пророка Мухаммеда и был связан с проблемой преемственности власти. Будущие шииты полагали, что наследником (в шиизме он называется имамом) должен стать двоюродный брат и зять Мухаммеда — Али — и власть должна передаваться от него строго по наследству. Большинство же мусульман — будущие сунниты — решили самостоятельно избирать себе лидера, халифа. Впрочем, после смерти первых трех избранных халифов следующим они выбрали того же Али — в этот момент появился шанс преодолеть разногласия. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Али — единственный лидер мусульман после Мухаммеда, которого признают и сунниты, и шииты. Первые считают его четвертым халифом (последним из «праведных»), а вторые — первым имамом и святым. Пятым халифом будущих суннитов стал наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян, а вторым имамом шиитов — сын Али и внук Мухаммеда Хасан.
Всего большинство шиитов признает двенадцать имамов. Через некоторое время после того, как в 872 году таинственно исчез последний из них, Мухаммад ибн аль-Хасан, оформилось учение о «скрытом имаме». Оно гласит, что Мухаммад ибн аль-Хасан был Махди — Мессией — и вновь придет в конце времен. Современные духовные лидеры шиитов — наместники скрытого имама. Шииты составляют около 10% от всех мусульман, живущих в мире, и преобладают в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.
К оппонентам шиитов — суннитам — относятся немногим меньше 90% всех мусульман. Последним суннитским халифом был король Хиджаза Хусейн ибн Али аль‑Хашими, принявший титул в 1923 году. Почти в буквальном смысле слова он оказался халифом на час — уже в 1924 году его свергли.
Внутри шиизма и суннизма также существуют разные школы. Кроме того, в исламе существует особое мистическое направление — суфизм. Суфии, стремящиеся приблизиться к Богу с помощью особых духовных практик, могут быть как суннитами, так и шиитами. Название суфизм, вероятно, происходит от арабского слова суф — шерсть, одежду из которой носили мусульманские мистики-аскеты — суфии. В суфизме очень важна роль наставника — шейха, примеру и наставлениям которого следуют его ученики — мюриды. Суфийские ордены — тарикаты — сложились в XI–XII веках, каждый из них имел особые практики и знаки отличия. Примерно к тому же времени оформилась особая суфийская философия, нашедшая, в частности, отражение в поэзии Омара Хайяма, Умара ибн аль-Фарида и др. Выдающийся суфийский мыслитель XIII века Ибн Араби в книге «Мекканские откровения» рассуждал о том, что все религии содержат элемент веры в единого Бога, но лишь суфий поклоняется Богу в его полноте.
4. Какие у мусульман обязанности
Пять основополагающих принципов, или столпов, ислама восходят к пророку Мухаммеду и известны из мусульманского предания — Сунны. Столпами их называют потому, что они представляют собой своего рода фундамент в основании ислама.
Молящиеся в мечети. Миниатюра из манускрипта. Иран, 1753 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Первый столп — шахада (араб. «свидетельство»). «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — посланник Бога» (шииты добавляют к этому «и Али — друг Бога»). Произнесение этих слов в присутствии двух мужчин-мусульман является главным условием принятия ислама. Второй столп — пятикратная молитва, которую следует совершать повернувшись лицом в сторону Мекки. Молиться можно как индивидуально, так и вместе. В пятницу принято совершать послеполуденную молитву в мечети. Третий столп — милостыня, которую взрослые мусульмане, имеющие необходимый минимум средств, должны выплачивать в пользу малоимущих. Четвертый столп — пост в месяц Рамадан, когда запрещается прием пищи и питья в светлое время суток. Пятый столп — паломничество (хадж) в Мекку к Каабе, которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин, если ему позволяет здоровье и средства. Еще одной обязанностью мусульманина считается джихад (араб. «усилие»), причем под этим словом понимается не обязательно священная война за распространение ислама, но любая борьба за веру — например, с собственными грехами.
5. Что такое шариат и адат
Шариат — мусульманское право, основанное на Коране и Сунне, — охватывает все сферы жизни мусульман: семейное и уголовное право, догматику, религиозный культ, этику. Ислам не разграничивает светскую и религиозную сферы жизни, поэтому правовая система большинства мусульманских стран основана на шариате.
В некоторых мусульманских общинах, помимо этого, существуют местные доисламские обычаи — адат. Притом иногда — как, например, с традициями кровной мести, женского обрезания или похищения невест — они противоречат нормам шариата. Мусульманские правоведы боролись с адатом, но эта борьба нередко оставалась безуспешной, а нормы адата и шариата оказывали влияние друг на друга. Одни формы адата со временем ушли в небытие, но другие играют важную роль в разных мусульманских регионах, в частности на Кавказе.
6. Как устроена мечеть
В архитектурном отношении здания мечетей отличаются разнообразием, но есть и обязательные элементы: как правило, каждая мечеть имеет один или несколько минаретов — башен, с которых пять раз в день раздается призыв к молитве. Во время исламских завоеваний христианских стран в мечети превращали христианские храмы, пристраивая к ним минареты (вспомним хотя бы собор Святой Софии, превращенный в мечеть Айя-София в Стамбуле). Внутри мечети в молитвенном зале обязательно есть специальная ниша в стене — михраб. Она указывает молящимся, в каком направлении находится Мекка. Верующие должны входить в мечеть, совершив омовение и сняв обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно. Функции священнослужителя выполняет мулла (араб. «господин»).
7. Запрещены ли в исламе изображения
Широко распространено убеждение, что в исламе запрещены изображения людей и животных. Однако в самом Коране такого запрета нет. Правда, в хадисах сказано, что ангелы не заходят в дом, где есть подобные изображения, а Бог называет грешником того, кто пытается творить, уподобляясь Всевышнему: «Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный день. Сказано будет им: „Оживите то, что вы сотворили“». В одной мусульманской притче говорится, что мудрец Ибн Аббас на вопрос «Могу ли я рисовать животных?» ответил: «Можно, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы».
Мир Сеид Али. Фронтиспис к «Хамсе» Низами Гянджеви. © President and Fellows of Harvard College
В некоторых исламских регионах — Иране, Средней Азии — людей и животных традиционно изображали на книжных миниатюрах, иллюстрировавших известные поэтические произведения или исторические труды. Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Такие миниатюры считались достаточно условными для того, чтобы не противоречить запрету на реалистичные изображения.
В арабских же странах, где запрет на изображение обычно интерпретировался более строго, процветала главным образом каллиграфия — каллиграфические изображения украшают стены мечетей и страницы книг. Тем не менее до нас дошли и немногочисленные иллюстрированные арабские рукописи с изображением живых существ.
8. Что такое халяль
В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». Однако в обыденной речи под «халяль», как правило, понимают разрешенную пищу. К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных (говядина, баранина и др.), если они были убиты не по правилам (например, задушены, забиты палками или просто убиты без упоминания имени Бога) либо умерли своей смертью. В мусульманских общинах, принадлежащих к разным правовым школам, некоторые правила о халяльной пище могут различаться. Кроме того, мусульманам запрещено употреблять алкоголь. В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни.