Музенидис трэвел что случилось
Крах «Музенидис Трэвел»: почему туроператора исключили так поздно?
В соцсетях обсуждают позицию Зарины Догузовой
12 ноября Ростуризм объявил об исключении «Музенидис Трэвел» из федерального реестра туроператоров. Днем ранее в соцсетях активно обсуждали заявление Зарины Догузовой по поводу ситуации с этим туроператором. Она сказала, что в ведомстве «удивлены бездействию греческой стороны». Как считают в Федеральном агентстве, несмотря на договоренности, Греция не сделала конкретных шагов по восстановлению работы туроператора и выполнению обязательств перед российскими туристами.
Такая позиция Ростуризма спровоцировала бурное обсуждение. Подписчики канала «Крыша ТурДома» негодуют: «Ростуризм ничего конкретного не сделал для туристов. Свалили все на Грецию. И ничего не хотят делать, чтобы вернуть деньги за тур». Участники обсуждения полагают, что, если ведомство не исправит ситуацию и не вернет путешественникам деньги, это станет демонстрацией отсутствия компетентности его руководства». Некоторые опасаются, что выпад в адрес Греции – это пролог к сокращению авиасообщения между нашими странами. «Прикроете Грецию для отдыха теперь?» – задается вопросом один из участников дискуссии.
Часть подписчиков тем не менее считает, что не стоит винить во всем Ростуризм – в России нет «нормального закона», который регулировал бы турбизнес, отсюда плачевные последствия.
Еще одно из альтернативных мнений – «сами виноваты», а именно: большая часть вины лежит на партнерах туроператора, которые не сумели вовремя распознать признаки надвигающейся катастрофы. «Я единственное, что не могу понять, при чем здесь Ростуризм. “Музенидис” шатался уже давно. Там все держалось на Борисе Музенидисе (основатель компании. – Ред.), который умер от ковида, Царствие ему Небесное. И несмотря на это, игроки рынка с “Музенидисом” работали. Соответственно, подвергали потенциальному риску туристов. А теперь когда все навернулось, что все ждут от Догузовой? Что она всем деньги раздаст, что ли? Какое значение сейчас имеет, включен банкрот в реестр или не включен. Туры были проданы хрен знает когда», – написал наш подписчик в комментариях к опубликованной новости.
Участники профессиональной группы «Трэвел Президиум» в Фейсбуке, в свою очередь, не верят в то, что греческое правительство поддержало бы «Музенидис», выдав ему кредиты – для Афин это слишком рискованный шаг: «Ведь в Греции в связи с пандемией пострадали и на грани банкротства много туристических компаний и отелей. Если помочь одному, придется помогать остальным. Иначе это вызовет и без того сильное напряжение. А это греческим властям незачем. Так лучше пусть умрет один, чем реанимировать всех. Здесь элементарно: выбор из двух зол». Спасти греческий «Музенидис», по мнению наблюдателей, можно было тогда, когда его активы еще работали и представляли интерес для инвесторов. Например, продав авиакомпанию. Сейчас время уже упущено. Перевозчик давно прекратил полеты, самолеты вернулись собственникам. Кроме того, как отмечают источники, близкие к компании, многое в «Музенидисе» строилось на связях и доверии к Борису Музенидису. Восстановить договоренности наследникам, стороннему инвестору или привлеченным антикризисным менеджерам не представлялось возможным.
Наблюдатели делают вывод: «У Ростуризма нет ресурса повлиять на греческую сторону: Догузова может “быть удивлена”, но сделать она ничего не сможет». «Музенидис Трэвел» – российское юрлицо, а значит, остается только руководствоваться российским законом. Однако и тут к Ростуризму у сообщества возникают вопросы: почему ведомство затянуло сроки принятия решения об исключении туроператора из федерального реестра? 15 ноября – крайний срок, так как договор со страховщиком «ТИТ» истекает 31 декабря. Даже если в самом Ростуризме нет специалистов, которые могут профессионально отслеживать ситуацию в турбизнесе, в публичном пространстве достаточно доступного материала для того, чтобы понять: «Музенидис Трэвел» с конца июня перестал выполнять обязательства по забронированным и оплаченным турам, не информировал партнеров из розницы и при этом продолжал реализовывать новые турпакеты. Наталия Осипова, исполнительный директор АТА, неоднократно информировала Ростуризм о необходимости срочно вмешаться в ситуацию с «Музенидис Трэвел», однако на официальное письмо общественной организации чиновники ответили 15 сентября расплывчато: «Ростуризм держит ситуацию на особом постоянном контроле».
Напомним, российский туроператор «Музенидис Трэвел» вслед за материнской греческой компанией фактически приостановил деятельность еще 17 июня. При этом срок действия его договоров со страховой компанией «ТИТ» завершается 31 декабря. По закону представить в Ростуризм информацию о новом финансовом обеспечении туроператор должен был не позднее чем за 45 дней до этой даты, то есть к 15 ноября. Именно поэтому в Альянсе турагентств еще в августе предлагали Ростуризму оценить ситуацию и принять решение об исключении туроператора из реестра в связи с неисполнением обязательств. Если бы Ростуризм пропустил дедлайн, то исключать «Музенидис Трэвел» из реестра пришлось бы с гораздо более мягкой формулировкой: в связи с отсутствием информации о продлении финансового обеспечения на новый срок. В этом случае туристы потеряли бы право обратиться к страховщику за выплатами, так как по договору он не является страховым.
Георгий Мохов: «Партнеры «Музенидис Трэвел» могут попасть под раздачу»
С какими трудностями уже сталкиваются турагенты?
Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов рассказал в ходе прямого эфира на площадке TourDom.ru 17 ноября о том, с какими проблемами к нему обращаются турагенты после краха «Музенидис Трэвел».
Во-первых, по словам эксперта, некоторые турагенты не имеют на руках договоров либо платежных документов. Например, в том случае, когда расчет за тур шел с личных карт туристов на личную карту директора турагентства. Нередки случаи, когда расчеты велись напрямую в греческий «Музенидис», то есть оплата от турагентов шла на евровалютный счет. Российский туроператор этих денег не получал.
Кроме того, «Музенидис Трэвел» активно продавал размещение в Греции как отдельную услугу. «Тут получается непростая конфигурация. По идее в качестве туроператора по тем документам, которые я видел, выступают сами турагенты. Они приобрели у «Музенидис Трэвел» наземное обслуживание, а перевозку купили самостоятельно через систему онлайн-бронирования – т. е. сформировали турпродукт», – отмечает Георгий Мохов.
Некоторые турагенты уже понесли финансовые потери. «В 2020–2021 годах под давлением туристов они либо возвращали им деньги, либо доплачивали за туры по другим направлениям из собственного кармана. В итоге туристы услугу получили, благополучно слетали на отдых, а убытки понесли сами туркомпании. Однако обращаться за выплатами они не могут, так как по правилам страхования не считаются выгодоприобретателями.
Теперь во всех этих вопросах за короткое время должна разобраться страховая компания «ТИТ», которая ранее не имела опыта банкротств туроператоров. Как поясняет в комментариях к эфиру руководитель рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор ERV Юлия Алчеева, по закону в течение 20 дней идет сбор документов. Десять дней отводится страховщику на формирование реестра одобренных требований, и на 30-й день происходят сами выплаты.
От позиции СК «ТИТ» будет зависеть результат. Как ранее комментировал Георгий Мохов, страховщик может либо попытаться минимизировать свои потери и скрупулезно проверять все документы, либо, поняв, что придется выплатить всю сумму покрытия, не тратить на это время. В этом случае сумму выплат пропорционально разделят между всеми.
Mouzenidis Travel впал в кому
Во вторник, 9 ноября, в Ростуризме прошло экстренное совещание с экспертами и участниками рынка из-за сложившейся ситуации вокруг туроператора Mouzenidis Travel, который фактически прекратил свою деятельность. Об этом РБК рассказал источник, близкий к ведомству. О том, что такое совещание проводилось, слышали и в дирекции Ассоциации туроператоров России (АТОР).
До 15 ноября туроператор должен предоставить в Ростуризм сведения о новом договоре страхования — в противном случае его российские юрлица будут исключены из Единого федерального реестра туроператоров и у туристов могут возникнуть сложности с получением компенсаций по страховке, объясняет суть проблемы источник РБК. Гендиректор Mouzenidis Travel Александр Цандекиди на звонок корреспондента РБК не ответил.
Чем известен Mouzenidis Travel
Mouzenidis Travel — управляющая компания греческого туристического холдинга Mouzenidis Group. Его основал в 1995 году этнический грек Борис Музенидис, семья которого жила в СССР и который в 1992 году переехал в Грецию. Холдинг, владеющий собственной авиакомпанией Ellinair и заключивший договоры о стратегическом партнерстве с отелями на главных греческих курортах, был крупнейшим принимающим туроператором в Греции с ведущими позициями на российском, украинском и белорусском рынках.
В России Mouzenidis Travel был крупнейшим туроператором, отправлявшим туристов в Грецию, констатирует исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. По информации Ростуризма, раньше по линии Mouzenidis Travel в Греции ежегодно отдыхали около 500 тыс. российских туристов.
Проблемы у Mouzenidis Travel начались после того, как в марте 2021 года Борис Музенидис умер в Москве от остановки сердца после диагностированного у него коронавируса. Из-за юридических процедур по передаче наследства принимающая компания холдинга в Греции объявила о временной приостановке операций — сначала с 18 по 26 июня, затем сроки были продлены. Компания до сих пор не возобновила работу: в конце августа Mouzenidis Travel предупредил партнеров, что не начнет работу как минимум до 31 октября. Туры с 1 сентября по 31 октября были автоматически отменены, компания уверяла партнеров, что делает «все возможное для возобновления нормальной работы», но сроки ее восстановления не называла.
Почему это важно для туристов именно сейчас
В случае если Mouzenidis Travel в России так и не возобновит свою деятельность, пострадавшими могут оказаться как минимум 27 тыс. человек. Им на 31 марта 2020 года, по оценкам Ростуризма, офисы Mouzenidis Travel продали туры на сумму около €18 млн (почти 1,6 млрд руб. по курсу ЦБ на 31 марта).
В Едином федеральном реестре туроператоров сейчас есть информация о четырех юрлицах Mouzenidis Travel, которые занимаются выездным туризмом, и одно, которое специализируется на внутреннем и въездном туризме. Все эти компании застрахованы в страховой компании «Тит». У четырех юрлиц, занимающихся выездным туризмом, эти договоры действуют по 31 декабря 2021 года. Юрлицо в Москве застраховано на 50 млн руб., юрлица в Петербурге, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге — на 10 млн руб. каждое.
Согласно ст. 17.3 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператор, который намерен продолжать деятельность, должен иметь не только финансовое обеспечение, но и вовремя продлевать его. Сведения о новой фингарантии, которая в подавляющем большинстве случае является договором страхования ответственности, необходимо предоставить не позднее 45 дней до истечения срока действующего финансового обеспечения. Информация о его продлении Mouzenidis Travel должна поступить в Ростуризм не позднее 15 ноября, подтверждает представитель федерального агентства.
РБК направил запрос в страховую компанию «Тит».
Совершенно очевидно, что Mouzenidis Travel не будет продлевать сроки своего финансового обеспечения, считает основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Даже если бы компания захотела продлить фингарантии, ни одна страховая компания не будет их предоставлять туроператору, который фактически приостановил свою деятельность, уверен юрист.
Если у Ростуризма есть информация о неисполнении туроператором договоров, ведомство имеет право исключить туроператора из реестра, не дожидаясь его заявления или истечения срока продления финансового обеспечения, напоминает Мохов и приводит в пример случай с «Натали Турс» в 2018 году. Но если туроператор будет автоматически исключен из реестра после того, как он не подал информацию о продлении фингарантии, то договор страхования расторгается также автоматически и на компенсации от страховой компании туристы могут не рассчитывать, указывает Мохов. В этом случае страховой случай не наступает, подчеркивает юрист.
Как отраслевой закон не защищает туристов
Механизм финансовой гарантии (может быть предоставлена банком или туроператор страхует свою ответственность) появился в законе «Об основах туристской деятельности в РФ» в 2007 году. Гарантии привязаны к заявленному обороту турфирмы, у большинства операторов выездного туризма размер финансового обеспечения не превышает 50 млн руб.
Еще в 2014 году, когда разорились сразу несколько крупных турфирм, стало очевидно, что предусмотренный в законе механизм не способен защитить интересы туристов. Тогда после краха туроператоров «Нева», «Лабиринт» и «Южный крест» пострадали как минимум 75 тыс. туристов, большинство из которых не получили компенсации за несостоявшийся отдых, так как страховщик туроператоров — малоизвестная компания «Восхождение» — разорилась вслед за турфирмами.
После этого в закон «Об основах туристской деятельности» внесли изменения: в частности, отправляющие за рубеж туристов туроператоры должны с 2017 года уведомлять Ростуризм о количестве отправленных за границу клиентов и общей стоимости проданных им туров (в зависимости от этих показателей туроператоры должны отчислять средства в фонды, из которых туристы смогут получить компенсации в случае краха компании или будут экстренно вывезены с курортов).
Но даже с учетом этих нововведений механизм оказался по-прежнему неэффективным, что показал пример разорившегося в 2018 году туроператора «Натали Турс»: более 19 тыс. туристов потребовали от «Ингосстраха», гаранта туроператора, компенсации за несостоявшиеся туры на общую сумму около 1 млрд руб. При этом деятельность основного юрлица туроператора — ООО «Панорама тур» — была застрахована всего на 50 млн руб.
Поскольку размер заявленных требований сильно превышал размер финансового обеспечения, «Ингосстрах» выплатил компенсации пропорционально общей сумме требований к гарантированным 50 млн руб. — на каждые запрошенные 100 руб. пострадавший клиент получал около 4 руб. 91 коп.
Что делает Ростуризм
Сразу после того как Mouzenidis Travel объявил, что приостанавливает обслуживание туристов в Греции, Ростуризм провел экстренную встречу с представителями российского офиса туроператора, пояснили РБК в пресс-службе ведомства. У компании образовались долги перед российскими туристами, так как уплаченные за туры €18 млн были переведены в центральный офис турхолдинга, после чего «пропали», утверждает представитель агентства. По его словам, «ни отели, ни авиакомпании, ни экскурсионные бюро по забронированным россиянами турам от греческого туроператора денег так и не получили».
В июле 2021 года руководитель Ростуризма Зарина Догузова обратилась к занимавшему тогда пост министра туризма Греции Харису Теохарису с предложениями о разрешении ситуации. Среди обсуждавшихся вариантов были, в частности, предоставление госгарантии для того, чтобы греческие отели приняли российских туристов и дешевые кредиты, но конкретных шагов с греческой стороны на данный момент так и не последовало, уточняют в Ростуризме.
С лета Ростуризм прорабатывал разные варианты, чтобы российский офис продолжил свою деятельность и тем самым смог исполнить обязательства перед туристами. Ведомство, как уверяют в его пресс-службе, вело переговоры с российскими и иностранными инвесторами: бизнес подтвердил возможность своего участия, но только при активном включении в процесс греческой стороны — в частности, если будет предоставлено льготное размещение российских туристов на курортах Греции.
Зарина Догузова через представителя передала, что в Ростуризме «удивлены бездействию греческой стороны, для которой российский рынок многие годы был стратегическим». По ее мнению, «сложившаяся ситуация, без сомнения, может нанести урон прежде всего туристическому имиджу Греции»: «В ситуации, когда конкуренция за международных туристов обостряется, Греция может надолго потерять наш рынок, а последующие затраты на восстановление доверия будут намного выше, чем цена вопроса сейчас».
РБК направил запрос в Министерство туризма Греции.
В РСТ крах «Музенидис Трэвел» назвали беспрецедентным для российского рынка
Она обратила внимание, что одновременно объявляют о своей несостоятельности сразу пять компаний, работающих под одним брендом, но являющиеся разными юридическими лицами.
Она полагает, что две компании из группы могли бы продолжить работу. «Музенидис Интур» занималась только внутренним туризмом, но у нее 19 декабря заканчиваются фингарантии и в этой ситуации новые она получить не сможет, считает Тюрина. «Музенидис Трэвел Екатеринбург» имеет гарантию финансовой ответственности до 24 июня 2022 года, «но и они понимают, что после того, как остановится деятельность всех остальных туроператоров с названием «Музенидис», продаж не будет», продолжила представитель РСТ.
С лета глава российского «Музенидиса» Александр Цандекиди пытался найти выход из ситуации, рассказала Тюрина.
Ранее об этом российская группа «Музенидис трэвел» сообщила в пресс-релизе. В компании заверили, что пробовали все варианты, но больше не видят шансов пытаться работать.
Летом, когда возникли проблемы у Mouzenidis Travel Greece, РСТ писал Греческой национальной туристической организации (EOT) о ситуации и просил, чтобы власти Греции поддержали компанию, отмечая, что «туроператор формировал самый большой поток российских туристов в Грецию и вся эта ситуация может нанести ущерб репутации Греции».
11 ноября глава Ростуризма Зарина Догузова выразила удивление в связи с тем, что правительство Греции ничем не попыталось помочь компании.
12 ноября российская группа «Музенидис Трэвел» сообщила об остановке деятельности пяти российских юрлиц. Ростуризм в этот же день исключил компанию из единого федерального реестра, чтобы клиенты получили право обратиться в страховую компанию и ассоциацию «Турпомощь» для получения выплат.
Суммарно российские юридические лица «Музенидис Трэвел» застрахованы на 80,5 млн рублей в страховой компании «ТИТ». В Российском союзе туриндустрии отметили, что этой суммы фингарантий не хватит для выплат всем клиентам и туристы получат символические суммы.
Туристы «Музенидиса» начали подавать иски в суды
Как турагентам отвечать на претензии?
В редакцию TourDom.ru стали поступать сообщения: у туристов, чьи купленные у «Музенидис Трэвел» туры не состоялись, иссякает терпение. Клиенты подают судебные иски с требованием вернуть деньги.
Претензии, как правило, адресуют туроператору и турагенту, а порой и только розничному продавцу. В некоторых исках фигурируют немалые суммы – 500 тыс. руб., 800 тыс. руб. и более. Ситуация усугубляется тем, что «Музенидис» формально не отказывается от исполнения своих обязательств – страховой случай не наступил, механизм финансовых гарантий на сегодня задействовать невозможно.
Юрист Игорь Косицын (г. Челябинск) рекомендует турагентам сохранять выдержку и хладнокровие, действовать строго в соответствии с туристическим законодательством. «Если претензия туриста адресована исключительно розничному продавцу тура, необходимо в письменном виде разъяснить, что турагентство не является исполнителем по договору. Претензию перенаправить туроператору, а туристу сообщить, что как только поступит ответ, он будет об этом немедленно уведомлен», – советует специалист.
Если же на турагента подали в суд, самое правильное решение – привлекать в соответчики туроператора, считает Игорь Косицын. «Роль розничной туркомпании – посредническая. Ее финансовая ответственность жестко ограничена комиссионным вознаграждением. Если есть договор, в котором указан туроператор, и турагент в его адрес перечислил деньги, удержав свою комиссию, то максимум, на что может рассчитывать турист в суде, – возврат этой суммы. И то не во всех случаях, иногда и комиссионные взыскивают с туроператора», – поясняет эксперт, основываясь на предыдущей судебной практике.
24 августа «Музенидис Трэвел» официально уведомил партнеров: из-за проблем его головной структуры, греческого туроператора Mouzenidis Travel, туры, забронированные на даты с 1 по 15 сентября, не состоятся, их сроки необходимо согласовывать повторно. Именно после этого участились сообщения о том, что туристы стали подавать судебные иски.