Мужской монастырь это что
Ставропигиальный – что это значит
Ставропигиальный – что это такое?
Слово «ставропигиальный» имеет греческое происхождение. «Ставропигия» переводится как «установление (или водружение) креста». Этим термином обозначают статус, который присваивается некоторым православным монастырям. Соответственно, ставропигиальным называют имеющий этот титул монастырь. Также таковым может быть собор или духовное образовательное учреждение. Ставропигиальный — что это, в чём суть этого статуса? Прежде чем выяснить это, необходимо получить общее представление о православных монастырях.
Монастырь и монашество
«Монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилище». Это церковное учреждение, где по единому уставу живёт монашеская община. Так же называют и саму общину. Основателями монашества являются преподобные Антоний и Пахомий Великие. Монахи – это христиане, которые ради исправления и спасения души оставили мирскую жизнь и полностью посвятили себя Богу. Христос учил:
“И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф.19:29).
Святитель Игнатий Брянчанинов так объяснял спасительность оставления мира:
«Мы для того и вступаем в монастырь, чтоб открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтоб увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницею Господа» (Полное собрание творений, том 1).
Монастыри могут быть мужскими или женскими. Это целые комплексы, включающие и жилые, и богослужебные, и хозяйственные постройки. Первые монашеские общины появились в 4 веке н.э. в египетских и палестинских землях. На Руси же монашество появилось благодаря Антонию и Феодосию Печерским. Первый русский монастырь – Киево-Печерский – основан в 11 веке.
Большинство монастырей имеет статус епархиальных. Такая обитель находится под наблюдением и управлением местного епархиального архиерея. При его участии Патриархом для каждого монастыря назначается наместник или игумен, который осуществляет руководство вверенной ему обителью. Игумен обладает не только административной властью, но также занимается духовным попечением монашеской общины. Зачислениями и увольнениями из монастыря распоряжается епархиальный архиерей при участии игумена или наместника.
Ставропигиальный монастырь — что это значит
Институт ставропигии существует в Православной Церкви на протяжении многих веков. Ставропигиальный монастырь – что это значит? Согласно «Положению о монастырях и монашествующих», принятому на Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году, статус ставропигии делает монастырь независимым от местной епархии и подчиняет его непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Руководство осуществляется через наместника (в мужских монастырях) или игуменью (в женских общинах), которые назначаются Патриархом или Священным Синодом (высший орган управления РПЦ) без участия местного епархиального архиерея.
Название статуса обусловлено тем, что крест в алтаре главного храма ставропигиального монастыря устанавливается лично патриархом. Крест водружается позади престола – самого священного места в храме, находящегося посреди алтаря. В России существует 28 ставропигиальных монастырей. Мужских из них – ровно половина.
Первым русским ставропигиальным монастырём ещё в 14 веке стала Симонова обитель, находящаяся возле Москвы. Однако в те времена Русская Православная церковь ещё не являлась автокефальной (независимой). Поэтому до конца 16 века русские ставропигиальные монастыри подчинялись Константинопольскому Патриарху. После обретения автокефалии институт ставропигии был введён патриархом Никоном. В Синодальный период (когда в России не было патриарха), ставропигиальные монастыри подчинялись Святейшему Синоду.
Православным христианам важно понимать, что ставропигиальный статус не даёт монастырю какого-то духовного преимущества перед другими обителями, особой благодати и “силы молитвы”. Ставропигия является всего лишь организационно-управленческим статусом. Это результат признания культурно-исторической роли конкретного монастыря.
Примеры ставропигиальных монастырей РПЦ
Ставропигиальным монастырём является, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра. Лаврами в Православии называют особо значимые крупные монастыри. Троице-Сергиева мужская обитель является крупнейшей в РПЦ. Также это главный образовательный и издательский центр Русского Православия. Лавра расположена в городе Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Мощи основателя хранятся в Свято-Троицком соборе лавры. Статус ставропигиального был присвоен монастырю в 1688 году. Спустя ещё полвека он стал лаврой.
В Москве находится 7 ставропигиальных обителей, среди которых Донской мужской монастырь. Он был основан царём Федором Иоанновичем в 1591 году. Статус ставропигии присвоен спустя полтора столетия после основания. Накануне Революции 1917 года в Российской империи существовало лишь 6 обителей с этим статусом. Донской монастырь был одним из них. Он перестал действовать в конце 20-х годов 20 века и возродился только в 1991 году.
Расположенная в Калужской области Введенская Оптина пустынь – это тоже ставропигиальный монастырь. Согласно преданию, мужская обитель была основана в 15 веке покаявшимся разбойником Оптием, который стал иноком Макарием. В Оптину пустынь в своих духовных нуждах приезжали Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие выдающиеся люди. Известными насельниками монастыря являются Оптинские старцы. Ставропигиальным он стал в конце 1980-х.
Примером женской ставропигиальной обители является Николо-Вяжищский монастырь, находящийся в Новгородской области. Он был основан в конце 14 века и оставалась мужским на протяжении 500 лет. Женской обитель стала лишь 30 лет назад. В подчинение Патриарху монастырь перешёл в 1995 году.
Ставропигия может быть не только у монастыря
Особое развитие институт ставропигии в Русском Православии получил в 20 веке. Этот статус начали присваивать не только монастырям, но и другим церковным учреждениям: благочиниям, духовным миссииям, подворьям и отдельным приходам. В РПЦ существует 7 ставропигиальных приходов, 5 из которых находятся за рубежом.
Примером российского ставропигиального прихода является Морской Никольский собор города Кронштадт. Морскими именуются те соборы, которые построены специально для моряков российского флота. Все эти храмы посвящены покровителю моряков – Николаю Чудотворцу. Примечательно, что Никольский собор Кронштадта является наиболее молодым и крупным среди всех морских в Российской империи. Его строительство было окончено в 1913 году. Спустя 16 лет храм был упразднён, позднее в нём открылся военно-морской музей. Богослужения в соборе возобновились только в 2005 году.
Среди зарубежных ставропигиальных приходов РПЦ – Храм Всех Святых в Страсбурге (Франция). Датой его основания является 2014 год. Великое освящение собора Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялось в 2019 году. Храм вмещает 300 человек. В 2017 году при нём был построен духовно-культурный центр.
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
Фильмы о монастырях:
Мир православия. Монашество — путь к Богу
Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Монастырь
Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих, объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.
Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный.
Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима.
Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).
Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря:
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.
Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания.
Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).
К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» ( Притч.11:14 ).
Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».
Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых – заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37-39 ). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.
Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки ( 1Тим.2:5 ), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ( Ин.16:23-24 ).
Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и Церковь, и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею благодатною силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» ( Гал.2:20 ). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию ( 2Петр.1:3 ) и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель ( Ин.14:23 ), так что человек становится храмом Духа Божия ( 1Кор.6:17 ), церковью Бога Жива ( 2Кор.6:16 ). Един есть Дух с Господом ( 1Кор.6:17 ). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ); и еже живет – Богови живет ( Рим.6:10 ) и не тому себе живет, но живет в нем Бог ( Гал.2:20 ).
Христос есть тогда в человеке, еже хотети и деяти ( Фил.2:13 ). В это духовное состояние человек входит, если разуметь обыкновенный порядок течения дел, не вдруг, а уме в конце своих духовных подвигов и трудов. Оно составляет цель стремлений всякаго разумно живущаго монаха. Достигши сего, он: входит в свободу и покоится в Боге, носит в сердце своем источник живота – Самаго Господа Бога, – и сие есть несомненная надежда вечнаго спасения. (Схимонах Иларион: «На горах Кавказа»).
Пока монахи были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались каждый по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4‑го века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей)».