Музыка предмет что это

Зачем нужна музыка в школе?

Зачем современным школьникам нужен урок музыки в школе?

а прежде всего воспитание человека.

Наверное, многие учителя сегодня слышат подобный вопрос: «Зачем нужна музыка в школе? Ведь не все же станут певцами и музыкантами!». Даже многие родители открыто заявляют, что этот предмет, по их мнению, лишний. Но так ли это на самом деле? Что же за предмет «Музыка» и в чем его миссия?

Она, безусловно, воспитывает морально-эстетические качества.

Вся школьная программа нацелена на это.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Курс школьной программы рассчитан на 8 лет. С 1 по 8 классы происходит основное духовно-нравственное формирование, когда дети еще восприимчивы ко всему светлому и доброму.

Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.

Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами и обидами, преодолеть недопонимание в коллективе. И, конечно, наличие такого творческого занятия в школе помогает хотя бы на время забыть о сухих главах и параграфах учебников. Отдохнув от учебы, ребенок с новыми силами сможет преступить к обычным школьным урокам.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.

Исследования показали, что ученики, которые регулярно слушали музыку или играли на музыкальных инструментах, смогли развить более высокий вербальный IQ, чем дети того же возраста, которые не подвергались воздействию музыки.

В эксперименте, проведенном Йоркским университетом, дети в возрасте от 4 до 6 лет приняли участие в компьютерной обучающей программе с анимированными проекциями и красочными мультфильмами. Во время программы одна группа была подвержена воздействию музыки, а другая — нет. Результаты эксперимента были ошеломляющими: дети, которые регулярно слушали музыкальные композиции, запоминали слова, анализировали информацию и вели рассуждения значительно лучше, чем те, кто проделывал то же самое в полной тишине.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата.

Источник

Центр МАГЕЛЛАН

Добро пожаловать на наш сайт!

Целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в школе на уроках музыки. Само название предмета говорит о том, что он отличается от таких, как математика, физика, химия, биология, имеющих название соответствующих наук. Музыка же является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета. Уроки музыки – это уроки искусства. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.

Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.

Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Для понимания музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые, так или иначе, нашли свое отражение в творчестве композитора. Вместе с тем под влиянием музыки создается ощущение сопричастности историческим событиям, что очень важно для понимания истории.

Какова цель предмета «музыка»?

Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает:

Нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

Знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

Музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Виды деятельности учащихся на уроке музыки и за что ставится оценка на уроке?

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной и творческой деятельности, и чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей. Поэтому урок музыки включает в себя различные виды деятельности учащихся:

Слушание (восприятие) музыкального произведения (знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями).

Музыкальное произведение выражает сложный внутренний мир человека. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость, печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, дети слышат, переживают и осознают.

В процессе данного вида деятельности происходит пробуждение и развитие чувственной сферы ребенка, формирование эмоциональной отзывчивости, что необходимо для его гармоничного развития.

Хоровое, ансамблевое и сольное пение.

Данный вид деятельности способствует не только развитию певческой культуры школьников, но и творческой самореализации каждого ребенка, его общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира детей; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование (для учащихся 1-4 класов)

Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

Рисование музыки и под музыку (для учащихся 1-5 классов)

Дети рисуют, отражая в рисунке свое ассоциативное видение музыкального произведения. Музыкальное рисование способствует более глубокому «проживанию» (восприятию) музыкального произведения и развитию чувственной (эмоциональной) сферы учащихся.

Сбор портфолио творческих работ (для учащихся 5-9 классов)

Дети собирают в папочку («Дневник музыкальных впечатлений») материал по теме урока, например, к прослушанному на уроке музыкальному произведению дома дети подбирают стихи, рисунки, репродукции картин известных художников, сочиняют сказку; а так же собирают доклады о композиторах, произведения которых звучали на уроке, их портреты, материалы о симфоническом оркестре, о музыкальных инструментах, о театре и балете, об опере и оперных певцах и др.;

Традиционным является домашнее задание по сбору художественной коллекции, где ребята к музыкальному произведению, звучащему на уроке, подбирают примеры произведений различных видов искусства, сходных по художественному образу.

Ребята 6-9 классов работают над проектами.

Данный вид деятельности подразумевает самостоятельную познавательную деятельность школьника, которая обеспечивает подлинное гармоничное развитие личности каждого конкретного ребенка по его индивидуальной траектории. Выбирается он детьми по желанию и материал собирается по выбору самого ребенка.

Оцениваются такие творческие работы учащихся только на «пять».

За что же ставятся оценки на уроке музыки?

Оценка на уроке музыки – это показатель активности включения ребенка в процесс постижения и восприятия музыки. Эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ребенок вносит что-то свое в процесс общения с искусством. Именно это обуславливает воспитывающее воздействие музыки.

Поэтому при выставлении оценки учитывается насколько активно ребенок включался в различные виды деятельности на уроке:

слушание, исполнение, обсуждение и анализ услышанного (исполненного);

выполнение творческих заданий, как дома, так и на уроке (в том числе и проектная деятельность);

кроме того, урок музыки не исключает и такие формы контроля знаний учащихся, как музыкальная викторина (определение на слух музыкального произведения и композитора), проверочная работа и контрольные тексты по материалам урока, которые предполагают знание материала учебника и музыкального словаря.

Критерии определения результативности музыкальной деятельности школьников:

степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров;

степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка);

степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных произведений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики;

степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

При этом при выставлении оценки учитывается индивидуальная траектория развития конкретного ребенка, т.е. каким он был вчера и каким стал сегодня.

Зачем моему ребенку уроки музыки?

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие его душу. Уроки музыки способствуют формированию богатого духовного мира учащихся, развивают художественный вкус, эстетические потребности, воспитывают духовно и нравственно.

Воспитательная миссия музыки заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа» (И.А.Ильин).

О воспитательной роли музыки писали философы и учёные, музыканты и педагоги. Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитательное воздействие музыки было отмечено в далёкие от нас времена. В эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу. По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность.

В своем трактате «Гармонические установления» в главе, «Для какой цели нужно учиться музыке?» итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж. Царлино писал: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но как свободную и достойную, так как посредством нее мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов …». Композитор 18 века Г.Гендель говорил: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился сделать их духовно лучше».

О духовно-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать человека писали специалисты в области музыкальной педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А. Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею.

Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный процесс самосозидания и самотворчества. Можно сказать, что личность, чувствующая музыку, глубоко и тонко ощущает мир, умеет видеть прекрасное, величественное в окружающей жизни и слышать мир во всем его многообразии. В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Его слова о том, что «без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен», конкретизируют тезис о музыкальном воспитании как воспитании человека, выражающий существо концепции Д. Б. Кабалевского, утверждавшего необходимость воспитания музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Музыка в системе общего образования – основа процесса воспитания духовности школьников. Приобретаемые на уроке музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения.

Главная задача на уроке музыки – это воспитание потребности в красивом, она утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная мудрость. Зло и подлинная красота несовместимы. Образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты – это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников. Этим удивительным средством я имею удовольствие пользоваться ежедневно, на каждом уроке.

Источник

Значение предмета «Музыка» в развитии личности учащихся начальной школы

Смирнова Варвара Вячеславовна

Значение предмета «Музыка» в развитии личности учащихся начальной школы.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека и эстетическое переживание.

Первая ступень музыкального образования в начальной школе закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей, чувство сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:

— формирование основ музыкальной культуры;

— развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

— освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

— овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

— воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

— развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Реализация поставленной цели достигается в процессе освоения основных содержательных линий:

— обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

— усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

— овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

— обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний о музыке в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной музыки (в том числе относящиеся к музыкальным направлениям импрессионизма, экспрессионизма, неофольклоризма, неоклассицизма и т.д.).

Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В процессе изучения предмета выделяется группа музыкально-исторических знаний (таких как, стилевые особенности русской классической музыкальной школы; особенности музыки эпохи Возрождения и барокко; классицизм и романтизм в западноевропейской музыке; особенности венской классической школы; творчества композиторов-романтиков и т.д.), а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира (всемирно известные театры оперы и балета; центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования; выдающиеся российские и зарубежные музыкальные коллективы и исполнители).

По мере освоения учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. В слушании – это умения и навыки:

— интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

— передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;

— дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;

— понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

— сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;

— выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.

В исполнении выделяются умения и навыки, формируемые в хоровом, ансамблевом и сольном пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании, инсценировании и др. При этом на первый план выступают умения и навыки, связанные с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений в определенном характере, жанре, стиле:

— предлагать свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

— сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

— оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В процессе создания музыкального образа в пении без сопровождения и с сопровождением предусматривается совершенствование навыков певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.). В игре на музыкальных инструментах формируются навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения. В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке – в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В импровизации и сочинении музыки предусматривается формирование умений воплощать задуманный учащимся художественный замысел на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических, синтаксических, жанрово-стилевых, фактурных и других моделей. Во взаимосвязи с этим процессом происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.

В процессе драматизации музыкальных произведений совершенствуются умения и навыки, необходимые для выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения вокальной и инструментальной музыки, создания на этой основе художественного замысла и его воплощения сценическими средствами.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музицировании на электронных инструментах, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

В процессе изучения предмета «Музыка» в начальной школе очень важным является развитие личности учащихся. Ведь формирование личности человека – это постепенное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, труду, природе, себе и другим людям. Личность формируется на протяжении всей жизни индивида, при этом самой важной частью становления является детский и юношеский возраст.

Ребенок должен развиваться всесторонне и целостно в единстве со своими духовными и физическими силами. Разные науки, такие как педагогика и психология доказывают, что личность человека развивается и формируется в деятельности и общении. В результате влияния на внешний и внутренний мир личности формируются ее основные черты.

Развитие – это процесс качественного и количественного изменения, возникновение нового и уход старого, источник и основные движущие силы которого скрыты в неоднозначном и противоречивом взаимодействии социальных и природных сторон личности.

Социальная сторона развития определяется во взаимодействии общества и личности. Природная же сторона человека изменяется на протяжении его жизни, и изменения эти являются возрастными.

Есть три основных фактора, влияющие на развитие личности человека: наследственные задатки, воспитание и социальная среда.

Наследственные задатки – это анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Генетика, наука о законах наследственности, полагает наличие у разных индивидуумов более сотни различных задатков: от редкой художественной или математической одаренности до идеального абсолютного слуха и великолепной зрительной или мышечной памяти.

Но сами по себе способности не являются задатками, а лишь развитием этих задатков в ходе выполнения определенной деятельности. Только в процессе обучения и воспитания, общественной жизни и направленной деятельности, усвоение знаний и умений человека на основе задатков формируются способности. При взаимодействии социальной и природной среды происходит реализация задатков.

«Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». («Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс, сочинение 2-е).

Воспитание рассматривается педагогикой как целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями, и как система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет немаловажное значение в развитии личности: совокупность материальных, духовных и социальных условий существования формирует деятельность самого человека.

Творчество подразумевает присущие конкретной личности умения и знания, мотивы и способности, при помощи которых создается произведение, некий продукт, являющийся оригинальным и новым, отличающийся своей уникальностью. Изучение творческих возможностей личности показало необходимую роль интуиции и воображения неосознаваемых компонентов умственной активности, и необходимое стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей – самоактуализации. Творчество как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового, рассматривалось первоначально по самоотчетам деятелей науки и искусства, где главная роль отводилась вдохновению и похожим состояниям, которые сменяли первоначальную работу мысли.

Многие педагоги занимались идеями творческого развития детей, например, Б.В.Асафьев, П.П.Блонский, А.В.Луначарский, Н.Я.Брюсова, С.Т.Шацкий, Исходя из их опыта, обогащенного огромным вкладом в развитие науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги, такие как Г.Л.Рошалем, Н.Л.Гродзенский, Н.И.Сац, М.А.Румер продолжают практически и теоретически развивать принцип творческого развития детей.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *