Музыка реквием по мечте о чем
Борьба, пассивность или бегство — какой путь выбрали герои фильма «Реквием по мечте»?
В семидесятые годы прошлого века французский ученый Анри Лабори обнаружил однотипность реакций на угрозу/препятствия всех живых существ, наблюдая за поведением подопытных крыс. Подытожил естествоиспытатель свои выводы в книге «Похвала бегству», а проиллюстрировал фильмом «Мой американский дядюшка», снятом Аленом Рене в 1980 году.
В фильме Даррена Аронофски «Реквием по мечте», вышедшим на экраны через 20 лет, можно увидеть те же реакции людей на проблемы, но изложенные другим образным языком. У Рене люди словно участвуют в эксперименте, бегая подобно лабораторным крысам по лабиринтам под невозмутимые комментарии самого доктора Лабори. У Аронофски — свой эксперимент. Две тысячи монтажных склеек меняются одна за другой — как в видеоклипах. Коллажи, крупные планы, расширенные зрачки, разделенный надвое экран, душераздирающая музыка Клинта Мэнселла.
Три реакции на проблемы
Три главы фильма «Реквием по мечте» — Лето, Осень и Зима показывают, как меняется реакция героев на жизненные трудности. Проблемы у всех четырех сходные: бездуховность и весьма скромный культурный багаж формируют у них очень незатейливые мечты.
Тайрон еще в детстве поклялся маме, что у него «будет все». Что такое это «все» в понимании не слишком интеллектуального темнокожего парнишки? Деньги, конечно.
Гарольд с Мэрион влюблены друг в друга и планируют открыть дизайнерский бутик: Мэрион увлечена моделированием одежды, а Гарри — увлечен своей «самой красивой девушкой на свете».
Сара Гольдфарб, пожилая мама Гарри, проводит досуг у телевизора в компании бутербродов и шоколадок. Ее мечта — попасть на телешоу и рассказать всему миру, какой великолепный у нее сын.
Глава первая, или Борьба
Как же борются герои фильма за свою мечту?
Гарри и Тайрон решают стать наркодилерами, продавая «разбодяженные» наркотики. Тайник с долларами пополняется на глазах.
Однако есть два нюанса. Вся молодая троица — наркоманы со стажем, жить без «дури» они не могут. Ассортиментом ребята не перебирают: пользуются всем, что можно вдохнуть, выкурить, проглотить, вколоть в вену. Борьба за светлое будущее заканчивается, когда «все, нажитое непосильным трудом», приходится отдать как залог для освобождения Тайрона из тюрьмы, а источник бесперебойной поставки наркотиков внезапно иссякает.
Мэрион приступает к заработку самым древним способом, скатываясь от оказывания интимных услуг неприятному знакомому до участия в оргиях с отвратительными персонажами.
Гарри и Тайрон отправляются в Майями — в надежде запастись там товаром. Хотя бы для себя, им уже не до продажи. Ломка дает о себе знать.
А в чем состоит борьба пенсионерки? Милая вдова Сара, получив приглашение на вожделенное телевизионное шоу, начинает яростную борьбу с лишним весом. Ведь надо втиснуться в любимое красное платье! Покойному мужу она в нем была симпатична, да и нет особых денег для покупки нового наряда. Телевизор — и тот у нее старенький, а сынок-наркоман с завидной регулярностью ворует из квартиры именно этот допотопный «гаджет», ведь больше никаких ценностей в бруклинском доме нет.
Сладкоежка Сара, быстро утомившись от суровой диеты «яйцо и половинка грейпфрута», обращается к диетологу. И сбросить-то ей нужно всего какие-то семь килограммов. А диетолог, ничтоже сумняшеся, прописывает ей сильнодействующее средство для похудения.
И старушка, понятия не имея, что проглатывает под видом розовеньких и голубеньких пилюль, день за днем скатывается в наркотическую зависимость. Пришедший с подарком (домашний кинотеатр!) сын, по скрежетанию зубами и необоснованной эйфории сразу понимает причину возбуждения и похудения матери. Что характерно: испуганный Гарри настойчиво увещевает маму бросить таблетки, а сам-то и не думает бросать свою смертельную привычку. Не может.
Глава вторая, или Пассивность
В пассивности обвинить можно Сару, когда она только и делает, что выкупает проданный старьевщику сыном телевизор. На замечание торговца Сара отвечает, что любит потомка и не собирается обращаться в полицию. А задуматься, почему чадо не работает, для чего ему постоянно нужны деньги, Саре не приходит в голову. Она тешит себя иллюзиями, когда временно разбогатевший на торговле смертью сын сообщает ей, что работает дистрибьютором (самое интересное, что он таки не врет, он занимается дистрибуцией зелья).
Пассивны ли молодые герои фильма? Да, когда бездумно проживают выдаваемые обеспеченными родителями деньги (Мэрион), когда бездельничают и не думают получить профессию (Гарри и Тайрон).
Зато все они очень деятельны, когда нужна очередная порция «химии».
Глава третья, или Бегство
И вот уже речь не идет о борьбе за мечту. Идет борьба за новую дозу. А с каждой дозой начинается бегство. От реальности. Согласно выводам Анри Лабори, бегство принимает разные формы: географическое, артистическое, химическое.
В такие времена побег — единственное средство, чтобы выжить и по-прежнему мечтать.
Географическое бегство — это не только «охота к перемене мест», это любые перемены: жилья, деятельности, возлюбленных, друзей.
Артистическое бегство — боль человека трансформируется в произведения искусства: тексты, музыку, живопись и т.п.
В случае четырех героев фильма речь идет о бегстве химическом. Химия — это не исключительно наркотики, это еще и алкоголь, никотин, снотворные, антидепрессанты и даже сладости. Что делает химическое бегство с организмом? Переориентирует его клеточный метаболизм. И вот уже человек не может жить без дозы. У той же Сары поначалу приятной «дозой счастья» были шоколадные конфеты, которые с легкой руки диетолога сменились реальной отравой.
Финал
В финале каждый из героев, проигравший в схватке с отравой, сворачивается в позу эмбриона. Психологи считают, что придвигая колени к туловищу и опуская голову, люди уходят в зону комфорта, оправляясь от пережитых за день стрессов.
Но какой уже комфорт может быть у несчастных? Похоже, что в позе зародыша каждый из них немо взывает: «Мама, роди меня обратно!»
Этот фильм хорошо было бы показывать в обязательном порядке в школах. Красивые люди. Неплохие, в сущности, люди — гибнут. От наркотиков.
Requiem For A Dream (саундтрек)
Requiem For A Dream (саундтрек)
Реквием по мечте | ||||||||||||||||||||||||||||||||
англ. Requiem for a Dream | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Саундтрек Клинт Мэнселл (композитор) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
Композиция «Lux Aeterna» | ||
---|---|---|
Альбом | «Реквием по мечте» (англ. Requiem for a Dream ) | |
Композитор | Клинт Мэнселл | |
Исполнитель | Kronos Quartet | |
Жанр | Электронная/Неоклассицизм | |
Длительность | 3:54 | |
Порядок композиций в альбоме «Реквием по мечте» | ||
Предыдущая Meltdown (3:56) 31 | Lux Aeterna (3:54) 32 | Следующая Coney Island Low (2:13) 33 |
«Lux Aeterna» (лат. Lux Æterna: «вечный свет») — это композиция Клинта Мэнселла, являющаяся наиболее известной в саундтреке «Реквием по мечте». Композиция является повторяющейся музыкальной темой фильма, лейтмотивом (главным мотивом). Эта предпоследняя 32 композиция саундтрека. Популярность этого трека привела к использованию в поп-культуре вне фильма, особенно в трейлерах. Однако, в трейлере для фильма «Реквием по мечте» была использована не эта тема, а песня «Everloving» музыканта Моби.
«Lux Aeterna» была реаранжирована, использав оркестр и хор, специально для трейлера к фильму «Властелин колец: Две крепости». [7] Новую версию композиции назвали «Requiem for a Tower» (не входит ни в саундтрек «Реквием по мечте», ни в саундтрек «Властелин колец: Две крепости»!). Композицию реаранжировали Simone Benyacar, Daniel Nielsen и Veigar Margeirsson. Хотя никогда не была выпущена, но после огромного спроса у фанатов оркестровка была выпущена Corner Stone Cues в альбоме «Requiem for a Tower». [8]
«Lux Aeterna» и её реаранжированная версия «Requiem for a Tower» стали настолько популярными, что были использаны в различных формах в медиа: в трейлерах фильмов «Код Да Винчи» (The Da Vinci Code), «Вавилон Н. Э.» (Babylon A.D.), «Затура: Космическое приключение» (Zathura), «Пекло» (Sunshine), «Я — легенда» (I Am Legend), в трейлерах сериалов «Остаться в живых» (Lost), «Вспомни, что будет» (Flash Forward), в телепередачах «Top Gear», «Britain’s Got Talent», «Soccer Saturday» в 2007—2009, в видео играх «Assassin’s Creed», «Lord of the Rings: The Return of the King», для продвижения NASCAR, на канале Sky Sports News, для команд Boston Celtics NBA в 2007-08, Colorado Avalanche NHL в 2009—2010, Fulham Football Club, в рекламных роликах. Также использованы как ремиксы музыкантов на других альбомах: композиции «Juice by GMS» группы GMS, «Throw It Up» музыканта Lil Jon в альбоме «Kings of Crunk», в альбоме «Escala» в 2009 году группы Escala.
Треклист
Оригинальный альбом
Summer (Лето)
Fall (Осень)
16. Cleaning Apartment (1:28)
17. Ghosts-Falling (1:11)
18. Dreams [2] (1:02)
19. Arnold (2:35)
20. Marion Barfs (2:22)
21. Supermarket Sweep (2:14)
22. Dreams [3] (0:32)
23. Sara Goldfarb Has Left the Building (1:17)
24. Bugs Got a Devilish Grin Conga (0:57)
Winter (Зима)
25. Winter Overture (0:19)
26. Southern Hospitality (1:23)
27. Fear (2:26)
28. Full Tense (1:04)
29. The Beginning of the End (4:28)
30. Ghosts of a Future Lost (1:51)
31. Meltdown (3:56)
32. Lux Aeterna (3:54)
33. Coney Island Low (2:13)
Эффект «Реквиема по мечте»
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Misattributed Song. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Эту музыку Моцорт писал всю ноч а потом через час он умир… | » |
— Орфография и пунктуация сохранены |
Эффект «Реквиема по мечте» — это случайное или намеренное приписывание авторства современных произведений признанным классикам прошлых лет. Обильно встречается в социальных сетях. Дополнительные очки тупизны начисляются, если от балды присваивается «романтическое название» в стиле «музыка слёз», «песня ангелов», «симфония сердца».
Кодификатор — «Lux Aeterna», главная музыкальная тема фильма «Реквием по мечте» за авторством Клинта Мэнселла, которую обожают приписывать Моцарту. Моцарт действительно написал перед смертью «Реквием» (и то не дописал), но НЕ ТОТ. Как правило, пост сопровождается слезливой историей из эпиграфа статьи или многочисленными пародиями (в этом случае ещё и коверкают имя композитора). Иногда понять, действительно ли автор поста не знает матчасти или просто троллит, не представляется возможным. Чтобы ещё лучше оценить масштаб бедствия: эта ошибочная информация красовалась даже в статье в Википедии про настоящий реквием Моцарта.
От ЭРМ страдают не только классики, но и вполне современные исполнители. Можно считать примером любой случай, когда произведение МЕНЕЕ известного автора приписывают БОЛЕЕ известному автору — инверсия почти не встречается.
Также нередкое явление — когда исполнителя того или иного произведения — песни, эстрадного номера и тому подобного — начинают по умолчанию считать его автором. Если поклонники «Наутилуса» или «Арии» обычно знают знаменитых текстовиков этих групп, то подписывать цитаты из песен «О любви» или «Russo matroso» именем Сергея Чигракова — это очень неправильно, поскольку обе песни написаны не им.
Педаль в пол, когда к названию одного известного произведения лепят не того автора, а по факту звучит нечто совершенно левое, не имеющее отношение ни к названию, ни к указанному автору. С прикрученным фитильком, когда путают между собой двух разных классиков.
Содержание
Как распознать обман? [ править ]
А если кто-то музыкальным слухом обделён, всегда можно спросить приложение «Shazam».
Так откуда же это берётся? [ править ]
Бывает, что мистификацию вольно или невольно устраивает сам автор (см. примеры). Иногда, как в случае с кодификатором, всему виной схожее название. В остальных ситуациях, вероятно, имеют место общий пофигизм и нежелание проверять информацию — и концов не найти. С механизмом распространения немного проще: «духовно-богатые» девы (и отроки) с радостью тащат к себе посты с «типа-классической музыкой» со всевозможных пабликов, чтоб все видели, как они «круто прутся по классике!» Их друзья-подружки с радостью распространяют ерунду дальше.
В принципе, подобное встречалось и в доинтернетную эпоху, только носило не такой массовый характер. Обычно один меломан где-то доставал пластинку, второй у него просил и переписывал музыку на катушечный магнитофон. Но вот с выходными данными тех композиций могла выйти заминка: переписывающий не успел, не захотел (музыка и музыка) или не понял (переписал с ошибками), если пластинка зарубежная и там написано на иностранном языке. Потом у второго меломана переписал третий и т. п. Так некоторые композиции Сен-Пре превращались в Баха в современной обработке. Или получалось, что в коллекции присутствовали Поль Мориа, Пол Мария и Пауль Мауриат — т. е. как бы три разных человека, а не три варианта транскрипции (причём два неправильных) одного дирижёра-аранжировщика П. Мориа (Paul Mauriat), хотя это не совсем сюда.
А еще бывало, что на кассету дописывали, помимо заявленного исполнителя, что попало. Прослушала юная школьница помимо искомой «На-На» целую подборку «сладких мальчиков» тогдашней эстрады, и осталась в полной уверенности, что это все одна и та же группа. Благо стилистическим разнообразием все это и правда не отличалось.
Особенно часто это бывает с группами одного хита. Средний немеломан даже в любимом жанре знает несколько топовых групп, ну и ещё несколько из города, где живёт, потому что ходил на концерты. Творчество прочих групп, особенно в кассетные времена, могло доходить вперемешку и как попало. Между тем группа почти никогда не существует в вакууме: вокалист принимает участие в коллаборациях, бывшие и действующие участники создают похожие проекты, дружественные группы похожего стиля выступают с ними на одних фестивалях, начинающие группы подражают своим кумирам.
Повальное бедствие в интернете — у стихотворения с эпиграфом отрывать эпиграф, а его автору приписывать авторство самого стихотворения. Очевидно, порождается как кривыми руками копипастеров, так и кривой особенностью браузеров при копировании игнорировать идущие подряд пробелы и табуляции, в результате чего теряется характерный для эпиграфов отступ вправо. Но педаль глупости при этом вдавливается в мантию регулярно — авторам эпиграфов приписывают стихи, не только явно противоречащие их взглядам (это-то еще ладно), но и со всей очевидностью написанные спустя десятилетия после их смерти (например, авторам советских времен — стихи о постсоветской реальности).
Примеры из музыки [ править ]
Классики [ править ]
Стоит приводить наиболее вопиющие и распространённые случаи, желательно устанавливать настоящее авторство произведений. В общем-то, как и Вселенная, человеческая глупость безгранична, поэтому примеров может быть намного больше, но установить авторство можно не у всех.
Саундтреки [ править ]
Зарубежные исполнители [ править ]
Отечественные исполнители [ править ]
«Народные» песни [ править ]
Есенин этого не писал! [ править ]
Троп, увы, встречается не только в музыке.
Бывают и случаи с педалью в пол — насильственное подбрасывание известному творцу стороннего произведения от безвестного или вовсе неизвестного автора, а то и народного творчества. Иногда выходит даже с инверсией: не малоизвестного автора обделяем славой, а известного деятеля позорим тем, чего он уж точно не писал.
Предания [ править ]
Литература [ править ]
Кино [ править ]
Мультфильмы [ править ]
Аниме [ править ]
Изобразительное искусство [ править ]
Реальная жизнь [ править ]
Пример намеренного использования ЭРМ самим автором [ править ]
Композитор Франческ из Милано Оказался большим шарлатано: Он канцону, как вор, У Вавилова спёр, И БГ не заметил обмано
«Реквиему по мечте» — 20 лет. Вспоминаем самый прямолинейный и человечный фильм Даррена Аронофски
«Гарри запер маму в туалете», — сообщала первая строчка книги Хьюберта Селби-младшего «Реквием по мечте». Роман вышел в 1978 году и иносказательно описывал ломку, постигшую поколение «детей цветов», когда те подросли, перестали влезать в горшки и завяли. Но родившийся в 1969 году режиссер Аронофски вряд ли помнил лето любви, хоть и разделил свой фильм на три сезонных акта: лето, осень и зиму. Его интересовало другое. В полнометражном дебюте «Пи» (1998), где математики пытались расшифровать послания Бога (или хотя бы подзаработать на бирже), режиссер пробовал проверить алгеброй гармонию, описать мир через цифры, извлечь смысл из хаоса. Героев эти тщеславные упражнения, разумеется, привели к катастрофе — зато дебютант Аронофски был признан лучшим режиссером «Сандэнса», опередив Лизу Холоденко, Винсента Галло и Тодда Филлипса, который спустя двадцать лет выпустит «Джокера» — персонажа вполне себе для «Реквиема по мечте».
Выстрелившим на «Сандэнсе» дебютантам традиционно дают карт-бланш, и собранный невротик Аронофски решил вложить свой первоначальный капитал в экранизацию книги Хьюберта Селби-младшего. Раз у героев «Пи» не вышло взять свою судьбу под контроль, то самое время пофантазировать о том, что бывает с тем, кто отказывается подчиняться этой судьбе. История о четырех наркоманах, теряющих связь с реальностью, вышла в 2000 году — и вышла как раз вовремя. В кинотеатрах только что прогремели «Бойцовский клуб», «Красота по‑американски» и «Матрица»; картины, доказавшие, что глубокий экзистенциальный кризис всех зрителей старше 12 лет — та еще золотая жила. А в Каннах-2000, где «Реквием по мечте» показали вне конкурса, победила «Танцующая в темноте». Подняться на сцену ей помогали «Ярды» Джеймса Грея (драма о том, что выход из тюрьмы — это просто попадание в другую тюрьму), «О, где же ты, брат?» братьев Коэн (тоже кино про беглецов и слепцов) и «Звездная болезнь» Дэни Аркана — кино о наркотических свойствах славы. Так что Даррен Аронофски оказался хоть и не единственным, но самым ловким дилером на огромной миллениум-вечеринке, где каждый нуждался в дозе. И каждый был готов запереть маму в туалете, лишь бы почувствовать себя взрослым.
Но фильм Аронофски, в отличие от книги, в сцене с запиранием делит экран на две части — и тем самым заявляет и конфликт разных картин мира, и равенство наркомана Гарри (Джаред Лето) и его мамы Сары (Эллен Берстин, за 25 лет до того взявшая «Оскар» за фильм «Алиса здесь больше не живет» Скорсезе) в качестве рассказчиков и героев. Еврейский мальчик Гарри дружит с черным дилером Тайроном (Марлон Уайанс из комедии «Без чувств»; кстати, он появляется в роли тихого семьянина в новой «Последней капле» Софии Копполы — вот так течет время) и мечтает вместе с ним стать главным дилером на Кони-Айленде. Но пока невезучим торчкам только и остается, что перезакладывать любимый телевизор Сары. А Сара подсела на игровые шоу и верит: однажды ее тоже пригласят в эфир. И тогда она наденет то самое красное платье, в котором была на выпускном Гарри вместе с еще живым мужем. Но платье не сходится на спине — и чтобы похудеть, Сара начинает горстями есть лекарства с амфетаминами. А Гарри этого не замечает, потому что любит Мэрион (Дженнифер Коннелли, которая спустя год возьмет «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за «Игры разума») — возможно, самую красивую наркоманку в истории кино.
После аккуратного и сдержанного «Пи» безбашенный «Реквием по мечте» стал своего рода предупреждением: Даррен Аронофски хоть и педант, но следующие двадцать лет будет писать свои картины исключительно жирными мазками, выбивая из зрителя эмоции любыми путями. Такой вот жестокий коллектор, но из хорошей семьи: перед тем как выпустить наружу своего рыжего пса (так писатель Том Вулф называет тотемного зверя всех амбициозных мужчин), Аронофски прилежно отучился в Гарварде и калифорнийском Американском институте киноискусств.
И там овладел всем, кроме чувства меры. «Реквием по мечте» пускает в ход свой самый сильный козырь — музыку Клинта Мэнселла — уже на вступительных титрах. А сразу после титров в одном кадре столкнутся коляска с ребенком, тележка с продуктами и телевизор на колесиках, который герои променяют на дозу, — банальная, но действенная метафора разных полос на дороге жизни. Но это еще что: всю вторую половину фильма за сходящей с ума старушкой носится по квартире хищный холодильник. Монтажных склеек в «Реквиеме по мечте» больше 2000, чего хватило бы на три обычные картины, вместе взятые. У наркоманов здесь ангельские лица и белоснежные зубы. Но бруклинских Адама и Еву ждет страшный финал (осторожно, спойлер к фильму 2000 года): ампутация руки и групповое изнасилование. Сара же и вовсе сойдет с ума — и будет в красном платье слоняться по черно-белому Нью-Йорку; если Аронофски не украл этот образ из «Списка Шиндлера», то он, так и быть, гений. Драматургия напоминает серию резких толчков. Мэрион где-то узнает, что есть дилер, который меняет наркотики на секс; Саре где-то говорят о враче, который выписывает чудо-лекарства; угадайте, что произойдет в следующих сценах.
Но несмотря на все это просчитанное нахальство, всю эту тщательно отрепетированную браваду интеллигентного режиссера, «Реквием по мечте» — парадокс — остается самым живым из фильмов Аронофски. Его последние картины — «Ной» и «мама!» — напрочь лишены юмора и легкости. Зато в «Реквиеме по мечте» смешного даже избыточно много. Две бабушки по‑гоголевски спорят о цвете краски для волос. Смешные старушки вальяжно принимают солнечные ванны. Чтение книги о диете доводит героиню до нервного срыва — и ей повсюду начинают мерещиться бургеры и десерты.
Но двадцать лет спустя Аронофски уйдет в продюсеры скучных картин; бунтарь Уайанс начнет играть блеклых мужей в фильмах для стримингов; Дженнифер Коннелли сядет в поезд, который мчится не только сквозь снег, но и в никуда; а Джаред Лето придумает самого поверхностного из всех Джокеров в кино. И даже Эллен Берстин, чьи актерский гений и личная трагедия так возвысили «Реквием по мечте», не вернется ни в какую высшую лигу.
Бегство героев от мира, готового высмеять хрупкость, надругаться над юностью и растоптать старость, завершилось поражением для каждого из четверки мечтателей. Но резкие монтажные склейки между воображением и реальностью, между возможностью и фактом весь фильм предупреждали, что и зрители вместе с авторами убегут не дальше. Двадцать лет — приличная дистанция, чтобы обернуться и выяснить: хоть у кого-нибудь из нас получилось?
- Люблю своего друга что делать
- Меренга что это такое