Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое

что такое Музыкальная драматургия. срочно пожалуйста точный ответ

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Источник

Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.

Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.

Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть картинку Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Картинка про Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такоеРассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.

Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.

. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.

Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть картинку Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Картинка про Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такоеМузыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть картинку Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Картинка про Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое

Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:

1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?

2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?

Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.

Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

Источник

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Однако термин музыкальная драматургия, связанный с многогранным раскрытием музыкальных образов, используют и дли характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Главное в музыке, так же как и в жизни, — развитие. Подобно тому как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ошущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится все более развернутой, распетой.

Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Смотреть картинку Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Картинка про Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое. Фото Музыкальная драматургия определение 7 класс кратко что такое

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелолии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Секвенция (от лат. sequential — следование) — перемещение мотива. повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создает ощущение движения. Вряд ли найдется музыкальное произведение (от песни до симфонии и оперы), в котором не была бы применена секвенция.

Источник

Урок в 7-м классе. Тема «Музыкальная драматургия»

Разделы: Музыка

Оборудование: ф-но, проигрыватель, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Музыкальный материал: В. Мурадели песня «Бухенвальдский набат», О.Тактакишвили оратория «По следам Шота Руставели».

I. Вход в класс (под музыку Р.Лагидзе «Песня о Тбилиси»)

На доске эпиграф к уроку

«Поэт, ты пережил века, и песне положил начало» С.Михалков

II. Приветствие, распевание.

III. Тема нашего урока: «Музыкальная драматургия».

Вопрос учителя О чём эта песня? «Бухенвальдский набат».Это песня об ужасах войны, о фашизме, о лагерях смерти и их узниках, безвинно замученных.

Вопрос учителя А что вы знаете о лагерях смерти?

В Германии и аккупированных ею территориях было создано фашистами много концлагерей, в которых проводились страшные опыты на взрослых и детях, многие в этих лагерях погибли от голода, инфекционных болезней и холода. Фашисты даже не тратили на узников патроны. Людей живыми сжигали в крематориях.

Эту песню написали поэт Александр Соболев и композитор Вано Мурадели.

Однажды по радио Александр Соболев услышал, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти построен мемориал «Бухенвальд». Это было в 1958 году. На этом месте были установлены огромные каменные столбы, олицетворяющие узников лагеря и огромная башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям жертвах фашизма и войны. И, уже через несколько часов после этого сообщения, он написал:

«Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд. «

А затем поэт послал эти стихи композитору Вано Мурадели.

Уже через два дня Вано Ильич позвонил Соболеву по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу. Какие стихи!»: Так появилась песня.(Слушан

Вопрос учителя -Почему плакал Вано Мурадели?

Очень драматичные стихи. Музыка и стихи задевали за живое, за струны человеческой души.

Вопрос учителя -Как в музыке композитор передал драматизм содержания?

Музыка по характеру получилась гневная, суровая.

В начале мы слышим звучание колокола. Затем речитативного характера мелодия «Люди мира на минуту, встаньте»:

Давайте исполним эту песню.

IV. Исполнение песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели

-I куплет (исполнение)

— II куплет (исполнение)

Песню написал грузинский композитор, который вложил в неё своё отношение: протест против ужасов войны.

Постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат»

Вопрос учителя -А какое драматическое событие произошло совсем надавно в жизни грузинского народа на Родине Вано Мурадели?

Война в южной Юсетии. Город Цхинвал был стёрт с лица земли.

Вопрос учителя -Кто такой Шота Руставели?

Грузинский поэт, жил на рубеже XII-XIII веков.

В Грузии «золотой век» На престоле прославленная своим умом и красотой царица Тамар.

Её государство едино и могущественно. Это было время политической мощи Грузии и расцвета лирической поэзии при пышном дворе молодой царицы..

По преданию Ш.Руставели выходец из южного уголка Грузии. Биографические сведения о нём скудны и легендарны..Его имя Шота, сокращённое из Ашота. Прозвание «Руставели» поэт получил по месту своего рождения в с. Рустави.

Получил образование в академии Грузии, затем продолжил занятия в Греции в Афинах. Владел арабски3, греческим, персидским языками.

Для своего времени был глубоко образованным человеком. Знакомый с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, персидской и арабской литературой, он впитал в себя все лучшие традиции предшествовавшей и современной ему грузинской культуры, в совершенстве овладел всеми достижениями философской и литературной мысли Сегодня научно доказано, что Шота Руставели был министром финансов при дворе царицы Тамар ( 1184-1213 г.г.)

(сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году).

Чем же прославился этот поэт? Безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, Шота Руставели пишет поэмой «Витязь в тигровой шкуре.» и посвящает её именно ей.

Давно установлено, что в поэме Руставели изображает жизнь грузинского народа. Учёные с полной убедительностью доказали, что события и действующие лица лишь завуалированы под вымышленными именами и сюжетами. Например, поэма начинается сказанием о том, что царь Аравии, не имевший сына наследника, возвёл на престол единственную дочь, прославленную умом и красотой Тинатину. Такое событие произошло в Грузи В XII веке. Царь Георгий III, обеспокоенный, что у него нет сына наследника ещё при жизни сделал царицей свою единственную дочь Тамару. И таких совпадений в поэме очень много.

Итак, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу Руставели всю страсть своей пылкой любви изливает на страницах своего произведения.

Вопрос учителя Так о чём же эта поэма?

Красной нитью проходит через всю поэму тема Любви. Шота Руставели считал, что любовь вершит с человеком чудеса.

Вопрос учителя Ещё какая немаловажная тема поднимается в поэме?

Тема равенства между мужчиной и женщиной.

«Дети льва равны друг другу,

Вопрос учителя Так в чём же залог бессмертия поэмы?

Мы можем с уверенностью сказать, что залог бессмертия поэмы состоим в том, что в основе лежит идея освобождения человека от царства тьмы, рабства и угнетения. Руставели воспел идеи свободы и справедливости.

Вопрос учителя Какими словами Шота Руставели подчёркивает эту мысль?

Эту мысль он подчёркивает словами:

«Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта».

Шота Руставели создал первое в средневековом мире глубоко гуманистическое произведение

Вопрос учителя Как вы думаете, как к этому произведению отнеслись тёмные реакционные силы?

Они злобно преследовали его, пытались уничтожить произведение. Тираж первого печатного издания поэмы был сожжен реакционным духовенством,

«Лучше славная кончина,
Чем позорное житьё!»

можно сказать словами Шота Руставели.

VI. Экспедиция в монастырь святого Креста в Иерусалиме.

Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок, расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима.

Но монастырские окна всегда оставались закрытыми,

а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.

История основания и процветания этого монастыря в трудах греческого и грузинского монашества связана с Грецией и Грузией.

.Это очень древний монастырь, построен в IV веке нашей эры грузинами и служили там грузинские монахи.

Стены монастыря украшают росписи грузинских художников и надписи на грузинском языке. Но монастырь известен не столько своими древними стенами и уникальными фресками и иконами, сколько именем своего насельника, находившегося здесь в XII веке, поэта Шота Руставели. По преданиям он провел там последние годы жизни.

Стена и приблизительное место на стене экспедиции были известны, но портрета не было.

После тщательного изучения удалось обнаружить портрет Руставели, который, к счастью, оказался не стертым, не был поврежден и находился под толстым слоем темно-коричневой краски. Её очистили и копию привезли с собой на родину.

Это фреска, с изображением коленопреклонного человека в красном плаще и надпись на старогрузинском «Руставели».

О научной деятельности экспедиции поэт И.Абашидзе написал в книге «Палестинский дневник», которая вышла в 1967 году и цикле стихотворений «По следам Руставели».

А Грузинский композитор Отар Тактакишвили написал по этим стихам музыкальное произведение для хора в жанре Оратории

ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы.

Оратория.- воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Добавьте описание

(Слушание музыки фрагмнент из оратории О.тактакишвили «Сегодня умер Руставели..»)

«В это утро ушел большой поэт,

Вечной мудрости он оставил след..» Драматизм прослеживается уже в стихах.

Слайд 39″Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: Там с последней надеждою, Видел он горы снежные,

Слайд 41 «Что же видел он, что искал в дали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину:» а какие слова ещё подчёркивают тоску по Родине? видел край родной:»

Вопрос учителя Как это выражено в музыке?

Трагическое звучание, низкий регистр, минор, скорбный характер, музыка, как эпическая повесть. Особенно трагична горестная реплика: Шота! Как будто весть облетела весь народ.

Вопрос учителя Кто исполняет ораторию?Во вступлении мы слышим орган, который как бы имитирует колокольный погребальный звон. Именно это звучание вводит нас в обстановку происходящих событий.

Я услышал(а) смешанный хор, был солист- бас, симфонический оркестр.

Почти всё произведение звучит в низком регистре у басов, в миноре, (темно), скорбный характер музыки, Мелодия распевная, похожая на народные, старинные песнопений.

В музыке несколько характеров: мы слышим, как великая мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Мне кажется не смерти он боится, а мучает его то, что умирает вдали от Родины: Вопрос учителя Сколько образов создал композитор?

Образ тоски по Родине и образ великой мужественности.

Вопрос учителя Ребята, а как вы можете объяснить эпиграф нашего урока?

Я хочу закончить сегодня наш урок словами Шота Руставели «Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта».

Источник

Конспект урока на тему «Музыкальная драматургия» (7 класс)

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя школа пгт. Подосиновец Кировской области

Урок музыки в 7-м классе по теме:

» Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка «

Подготовила: Т.И. Вопиловская учитель музыки

первой квалификационной категории

Тема: «Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка»

-формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний о духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших светскую и духовную музыку;

-создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

развитие творческого самовыражения и импровизации в доступных для детей формах в вокально-хоровой работе;

развитие исследовательских возможностей учащихся, вокально-хоровых навыков;

-воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;

-осмысление музыки как искусства, отражающего общечеловеческие ценности;

-воспитание уважения к мировой музыкальной культуре; отзывчивости, способности к сопереживанию;

Задача: показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.

Учитель: Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия».

Ученик: Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.

Учитель: Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:

На прошлом уроке мы остановились на «повторении» как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.

Учитель: Что делает повтор?

Ученик: Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.

Учитель: Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».

Информация о П.И.Чайковском (1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь

4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.

Учитель: Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни.

Ученик: В музыке появляется праздничное гуляние, веселое настроение, прибавляется 4-я доля.

Учитель: Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.

Учитель: Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте.

На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.

Информация о И.С.Бахе (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина.

Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.

Учитель: Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе?

Учитель: А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке.

У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа.

Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине.

Информация о М.С.Березовском (1745-1777 гг.) Антоненко Анастасия.

Березовский Максим Созонтович. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности. Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.

Учитель: Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского М.С. Проникновенность мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?

В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».

Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись соседом тетрадями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *