Музыкальная мысль что это
Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства.
Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек.
Особенно заметим эти различия между восточной и западной музыкальными культурами.
Для восточной музыки характерно монодийное мышление: развитие музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений /свыше восьмидесяти/, четвертитоновые, одновосьмитоновые, глиссандирующие мелодические обороты, богатство ритмических структур, нетемперированные соотношения звуков, тембровое и мелодическое разнообразие.
Для европейской музыкальной культуры характерно гомофонно-гармоническое мышление: развитие музыкальной мысли по вертикали, связанное с логикой движения гармонических последовательностей и развитием на этом основании хоровых и оркестровых жанров.
Музыкальное мышление изучается с древнейших времен. Так система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, можно сказать, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.
2. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
В музыкальном искусстве к наглядно-действительному мышлению можно отнести деятельность исполнителя, педагога, просветителя.
Наглядно-образное мышление связано со спецификой слушательского восприятия.
Отвлеченное /теоретическое, абстрактно-логическое/ мышление связано с деятельностью композитора, музыковеда. В связи со спецификой музыкального искусства можно выделить еще один вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление.
Все эти виды музыкального мышления имеют также общественно-исторический характер, т.е. принадлежат к определенной исторической эпохе. Так появляется стиль различных эпох: стиль старинных полифонистов, стиль венских классиков, стиль романтизма, импрессионизма и др. Еще большую индивидуализацию музыкального мышления мы можем наблюдать в творчестве, в манере выражения музыкальной мысли, характерную для того или иного композитора, исполнителя. Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую индивидуальность /личность/.
Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического. К материальному началу относят:
к духовному началу:
к логическому началу:
Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.
В музыкальной деятельности мышление сконцентрировано главным образом на следующих аспектах:
— продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих над ними мыслей;
— обдумывание музыкальной ткани произведения – логика развития мысли в гармоническом построении, особенностей мелодий, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования;
— нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств.
По мнению многих музыкантов-педагогов в современном музыкальном обучении довольно часто преобладает тренаж профессионально-игровых способностей учащихся, при котором пополнение знаний обогащающего и теоретического характера происходит медленно.
Вывод: Расширение музыкального и общего интеллектуального кругозора, активно способствующего развитию музыкального мышления, должно быть постоянной заботой молодого музыканта, ибо это повышает его профессиональные возможности.
3. Логика развития музыкальной мысли
В самом общем виде логическое развитие музыкальной мысли содержит, согласно известной формуле Б.В.Асафьева, – первоначальный импульс, движение и завершение.
Начальный импульс дается в первичном проведении темы или двух тем, что получило название экспозиции или изложения.
После изложения начинается развитие музыкальной мысли и один из простых примеров, используемых здесь – повтор и сопоставление.
Другим примером развития музыкальной мысли является принцип варьирования и чередования.
Продвижение – это такой тип сопоставления, в котором каждый из соседних разделов сохраняет элемент предыдущего и присоединения к нему нового продолжения по формуле ab-bc-cd.
Прогрессирующее сжатие – это когда повышается динамика, ускоряется темп, более частая смена гармоний к концу части или всего произведения.
Компенсация – когда одна часть произведения компенсирует, уравновешивает другую в характере, темпе и динамике.
4. Развитие музыкального мышления
Согласно общепедагогической концепции известного педагога М.И.Махмутова, для развития у учащихся навыков мышления важно использовать проблемные ситуации. ПС могут быть смоделированы через:
— столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
— организацию практических работ;
— предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;
— побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;
— побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.
Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:
— выявить в произведении главное интонационное зерно;
— определить на слух стилевые направления музыкального произведения;
— найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;
— выявить особенности исполнительского стиля;
— определить на слух гармонические последовательности;
— подобрать к музыке вкус, запах, цвет, литературу, картину и т.д.
Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
— сравнить исполнительский план различных редакций;
— найти ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;
— составить несколько исполнительских планов произведения;
— исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой;
— исполнить произведение в различном воображаемом цвете.
Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:
— мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса, бурдона, ритмо-остинато;
— подобрать на слух знакомые песни;
— импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ;
— воплощение речевых, житейских диалогов в музыкальном материале;
— импровизация на различные эпохи, стили, характеры;
— стилистическое, жанровое разнообразие одного и того же произведения.
5.Педагогические предпосылки формирования музыкального мышления у школьников подросткового возраста (в условиях уроков музыки)
Музыкальное мышление является важным компонентом музыкальной культуры. Поэтому уровень его развития во многом определяет музыкальную культуру и учащихся подросткового возраста. Задачи, выдвигаемые программой по музыке:
— использовать музыку в развитии эмоциональной культуры учащихся;
— формировать у них способность сознательно воспринимать музыкальные произведения;
— творчески размышлять об их содержании;
— влиять через музыку на субъекта;
— развивать у учащихся исполнительские навыки.
В соответствии с этим формулируются и требования к музыкальному уроку (в общеобразовательной школе, в музыкальной школе и др.), который должен быть целостным, направленным на эмоционально осмысленное общение учащихся с музыкой.
Восприятие музыкальных произведений учащимися подросткового возраста предполагает:
— осознание ими своих эмоциональных наблюдений, переживаний;
— выяснение степени их соответствия содержанию музыкального произведения, т.е. его осмысления, оценки на основе усвоения определенной системы знаний и представлений о музыке как искусстве.
Исходя из анализа программ по музыке, учитывая психолого-педагогические аспекты музыкальной деятельности школьников-подростков, можно выделить ряд факторов, определенным образом обусловливающих уровни сформированности у них навыков музыкального мышления.
1. Психолого-педагогические факторы:
— природные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, сенсорные способности: мелодический, гармонический и другие виды музыкального слуха, чувство музыкального ритма, позволяющие учащимся успешно заниматься музыкальной деятельностью;
— индивидуально-характерологические особенности ребенка, способствующие выявлению качества его эмоциональной и волевой сферы (умение концентрировать внимание, навыки логического и абстрактного мышления, восприимчивость, впечатлительность, развитие представлений, фантазии, музыкальной памяти);
— особенности мотивации музыкальной деятельности (удовлетворение от общения с музыкой, выявление музыкальных интересов, потребностей);
2. Аналитико-технологические факторы:
— наличие у учащихся определенного объема музыкально-теоретических и исторических знаний, навыков понимания особенностей музыкального языка, умение оперировать ими в процессе музыкальной деятельности.
3. Художественно-эстетические факторы:
— наличие определенного художественного опыта, уровень эстетического развития, достаточная сформированность музыкального вкуса, умение анализировать и оценивать музыкальные произведения с позиции их художественно-эстетической ценности и значения.
Наличие у учащихся подросткового возраста тех или иных компонентов музыкального мышления, уровней его сформированности можно установить, используя в процессе исследовательской педагогической деятельности следующие критерии.
1. Характеристика репродуктивного компонента музыкального мышления:
— наличие интереса к музыкальной деятельности;
— знание специфики элементов музыкального языка, их выразительных возможностей, умение оперировать музыкальными знаниями в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений (по указанию учителя).
2. Характеристика репродуктивно-продуктивного компонента музыкального мышления:
— наличие интереса к исполнению народных и классических произведений песенных жанров;
— способность адекватно воспринимать и интерпретировать художественный образ песни;
— умение создать собственный план ее исполнения, аранжировки;
— умение объективно оценивать собственное исполнение песни;
— умение целостного анализа музыкального произведения с точки зрения его драматургии, жанрово-стилевых черт, художественно-эстетической ценности.
3. Характеристика продуктивного компонента музыкального мышления:
— наличие потребности в творчестве в разных видах музыкальной деятельности;
— развития система музыкально-слуховых представлений, умение использовать их в практической музыкальной деятельности;
— специальные художественные способности (художественно-образное видение и др.);
— умение оперировать средствами музыкального языка (речи) в процессе создания собственных музыкальных образцов.
Литература
1.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки – М.: Изд-во Русский книжник, 1923. – 115 с.
2. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. – М.: Знание, 1981. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике; Сер. «Эстетика»; № 10)
3. Блудова В.В. Два рода перцепции и особенности восприятия произведений искусства // Проблемы этики и эстетики. – Л., 1975. – Вып. 2. – С. 147-154.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О.В. Овчинниковой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.
6. Воєводіна Л.П., Шевченко О.О. Педагогічні передумови формування музичного мислення у школярів підліткового віку // Вісник Луганського державного педагогічного університету ім. Т. Шевченка Науковий журнал № 8 (18) (За матеріалами Всеукраїнської науково-методичної конференції «Художня культура в системі вищої освіти» 20-23 травня 1999 року). – Луганськ, 1999. – С. 97-98.
7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии – М., 1966.
8. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. – М., 1980. – С.
9. Днепров В.Д. О музыкальных эмоциях: Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. – Л., 1972. – Вып. 5. – С. 99-174.
11. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и проблема музыкально-эстетической действительности музыки // Музыкальное искусство социалистического общества: Проблемы духовного обогащения личности. – Киев, 1982. – С. 18-20.
12. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки. – М., 1977. – Вып. 4. – С. 79-113.
13. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 354 с.
14. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. Сб. статей. / Сост. В. Максимов. – М., 1980. – С. 178-194.
15. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.: черт. и нот. ил.
17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
18. Юзбашан Ю.А., Вайс П.Ф. Развитие музыкального мышления младших школьников. М., 1983.
Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства
Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек.
Особенно заметим эти различия между восточной и западной музыкальными культурами.
Для восточной музыки характерно монодийное мышление: развитие музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений /свыше восьмидесяти/, четвертитоновые, одновосьмитоновые, глиссандирующие мелодические обороты, богатство ритмических структур, нетемперированные соотношения звуков, тембровое и мелодическое разнообразие.
Для европейской музыкальной культуры характерно гомофонно-гармоническое мышление: развитие музыкальной мысли по вертикали, связанное с логикой движения гармонических последовательностей и развитием на этом основании хоровых и оркестровых жанров.
Музыкальное мышление изучается с древнейших времен. Так система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, можно сказать, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.
2. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
В музыкальном искусстве к наглядно-действительному мышлению можно отнести деятельность исполнителя, педагога, просветителя.
Наглядно-образное мышление связано со спецификой слушательского восприятия.
Отвлеченное /теоретическое, абстрактно-логическое/ мышление связано с деятельностью композитора, музыковеда. В связи со спецификой музыкального искусства можно выделить еще один вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление.
Все эти виды музыкального мышления имеют также общественно-исторический характер, т.е. принадлежат к определенной исторической эпохе. Так появляется стиль различных эпох: стиль старинных полифонистов, стиль венских классиков, стиль романтизма, импрессионизма и др. Еще большую индивидуализацию музыкального мышления мы можем наблюдать в творчестве, в манере выражения музыкальной мысли, характерную для того или иного композитора, исполнителя. Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую индивидуальность /личность/.
Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического. К материальному началу относят:
к духовному началу:
к логическому началу:
Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.
В музыкальной деятельности мышление сконцентрировано главным образом на следующих аспектах:
— продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих над ними мыслей;
— обдумывание музыкальной ткани произведения – логика развития мысли в гармоническом построении, особенностей мелодий, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования;
— нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств.
По мнению многих музыкантов-педагогов в современном музыкальном обучении довольно часто преобладает тренаж профессионально-игровых способностей учащихся, при котором пополнение знаний обогащающего и теоретического характера происходит медленно.
Вывод: Расширение музыкального и общего интеллектуального кругозора, активно способствующего развитию музыкального мышления, должно быть постоянной заботой молодого музыканта, ибо это повышает его профессиональные возможности.
3. Логика развития музыкальной мысли
В самом общем виде логическое развитие музыкальной мысли содержит, согласно известной формуле Б.В.Асафьева, – первоначальный импульс, движение и завершение.
Начальный импульс дается в первичном проведении темы или двух тем, что получило название экспозиции или изложения.
После изложения начинается развитие музыкальной мысли и один из простых примеров, используемых здесь – повтор и сопоставление.
Другим примером развития музыкальной мысли является принцип варьирования и чередования.
Продвижение – это такой тип сопоставления, в котором каждый из соседних разделов сохраняет элемент предыдущего и присоединения к нему нового продолжения по формуле ab-bc-cd.
Прогрессирующее сжатие – это когда повышается динамика, ускоряется темп, более частая смена гармоний к концу части или всего произведения.
Компенсация – когда одна часть произведения компенсирует, уравновешивает другую в характере, темпе и динамике.
Музыкальная мысль что это
Два музыкальных посвящения
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Во время всех предшествующих занятий мы постоянно забегали вперёд по отношению к этой теме, которая позволяет вплотную подойти к обобщённому пониманию музыкального (шире — художественного) образа в разных жанрах искусства.
Как известно, художественный образ — это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощённый в художественном произведении. Это субъективная картина объективного мира.
Выражая мысли и эмоции человека в звуковой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их эмоциональное, психическое состояние.
Художественный образ воплощает отношение творца: композитора, художника, поэта и т.д.. к тому или иному жизненному явлению, пересоздаёт его, выявляя в нём существенное. Перед нами именно образ действительности, который требует работы нашего воображения, для того чтобы явление искусства ожило и соприкоснулось с жизнью. Художественный образ всегда связан с выражением человеческого идеала, соединяет действительность и идеал, устанавливая связи между ними. Выделенная качественная сторона явления лежит в основе внутренней формы художественного образа, порождая его многозначность, открывающую связи с другими образами и ценностным содержанием. При утрате живой связи формы с конкретными признаками явления художественный образ превращается в условный знак. Например, фрагмент музыкального произведения становится позывными радиостанции, звонком в сотовом телефоне, фоном в рекламе.
Музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер.
Произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки помогут понять, что значит музыкальный образ, художественный образ в музыкальном произведении.
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
Подумай, что означает эпиграф русского композитора М.И.Глинки? Надеюсь, он настроит тебя на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки (1804-1857) на стихи А.С.Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Выразительно прочитай стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Подбери к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию, подумай, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
Познакомься с историей создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
А.Арефьев-Богаев. Анна Петровна Керн (портрет)
20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн в 1819 г. в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств. Сидя за ужином невдалеке от неё, он старался обратить на себя внимание. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Их вторая встреча произошла только через долгих шесть лет. В июне 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское (недалеко от Пскова), где он и повстречал снова Анну Керн. В своих воспоминаниях она писала: «Мы сидели за обедом и смеялись…вдруг вошел Пушкин. Моя тётушка мне его представила. Он низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась что-то ему сказать, и мы скоро заговорили».
Около месяца гостила Керн в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти ежедневно. Неожиданная, после 6-летнего перерыва встреча с Керн произвела на него неизгладимое впечатление. В душе поэта «настало пробуждение»-пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Но решающего объяснения между ними не произошло. Для Пушкина Анна Керн действительно была «мимолётным виденьем».
Утром, перед отъездом Анны Керн, Пушкин вручил ей подарок – только что вышедшую тогда первую главу «Евгения Онегина». Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением…
Анна Керн знакомится с Глинкой уже после смерти А.С.Пушкина. Её настолько поразило творчество юного композитора, что она подарила ему листок с тем самым стихотворением Пушкина (с той перспективой, чтобы Глинка когда-то наложил на него свою музыку).
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев лирических произведений. Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
Послушай романс М. Глинки (в исполнении Н. Гедды). Ссылка ЗДЕСЬ
По возможности напой вместе с исполнителем мелодии каждой части. Это поможет тебе постичь музыкальный образ романса и определить трёхчастную форму, соответствующую содержанию стихотворения. Обрати внимание на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю. Пропев вслух или «про себя» фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» (возможно исполнение «внутренним голосом»), ты сможешь почувствовать выразительную роль синкопы.
Какие чувства пробуждает романс? Что привлекает в этом музыкальном сочинении? Как композитор передал смену чувств и переживаний? Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Необходимо вспомнить о значении музыкальной формы в произведении. Музыкальная форма – «одежда», т.е. части из которых состоит музыкальное произведение, в нашем случае – романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трехчастной форме, что соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Композитор создаёт образ мимолётности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю.
Начинается романс Вступлением фортепиано, первая часть «Я помню чудное мгновенье..», Средняя часть (вторая – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…»), Третья часть – реприза (повтор мелодии первой части – «Душе настало пробужденье…»), заключение – кода – вновь звучит фортепиано. Особенность музыкальной формы романса передаёт смысловую выразительность поэтической речи, её нюансы (тонкости, особенности): ритмические акценты, убедительные повторы («Как гений чистой красоты»), энергичный поступательный ритм среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя средняя мелодия становится радостно- возбуждённой, а сопровождение – подвижным и трепетным.
Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой стиля Глинки.
Послушай романс ещё раз о ответь на вопросы:
Какие приёмы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационность?
Какая форма романса раскрывает лирический образ стихотворения?
Какие функции выполняют в романсе вступление и заключение?
Послушай романс в нескольких исполнениях. Какая трактовка понравилась тебе больше и почему?
Как ты понимаешь высказывание А.С.Пушкина «Всё в ней гармония». Можно ли этот романс назвать вокальной поэмой?
Посмотри Видео о создании романса «Я помню чудное мгновенье. » М.И.Глинки