Музыкальная школа предпрофессиональная подготовка и общеразвивающая в чем разница
Дополнительное музыкальное образование детей в ДМШ и кружках
Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.
Принципы обучения
Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:
В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.
Предпрофессиональное
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.
Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.
Профили
Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.
Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.
Общеразвивающее (любительское)
Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.
Программы
Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:
Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.
Условия поступления и сроки обучения
Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.
Нормативные сроки обучения по уровням:
Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программы/ Отделение | Возраст (лет) | Срок обучения (лет) |
---|---|---|
Предпрофессиональные | 6,5 | 8 (9) |
8–10 | 5(6) | |
Общеразвивающие | 6–17 | 1–5 |
18–25 | ||
Подготовительное | 3–6 | 1 |
Платное | 3,5–25+ | Зависит от специальности |
В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.
На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.
Программы | Критерии |
---|---|
Общеразвивающие | Слух |
Ритм | |
Память | |
Предпрофессиональные | Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение) |
Ритмическое восприятие | |
Ассоциативное восприятие | |
Зрительная, словесная память | |
Мышление | |
Воображение |
Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.
ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.
Сравнительный анализ структуры и содержания предпрофессиональной и общеразвивающей программ для детских школ искусств
Сравнительный анализ структуры и содержания предпрофессиональной и общеразвивающей программ для детских школ искусств
Для успешного воплощения в жизнь важнейших задач дополнительных образовательных программ ДШИ необходимо ответить на целый ряд вопросов: чем должен владеть выпускник музыкального отделения Детской школы искусств — будущий музыкант-любитель и музыкант-специалист, какими личностными и специальными музыкальными качествами каждый из них должен обладать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у того и другого, и как это должно быть отражено в содержании предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ и в методиках обучения в Детской школе искусств? Подобный анализ необходим потому, что ДШИ и поныне, в сущности, остается узконаправленным учреждением обучения игре на музыкальных инструментах.
Много проблем и вопросов содержит общеразвивающая программа, « отвечающая» за подготовку музыкантов-любителей. Каковы должны быть принципы обучения данной категории учащихся: должны ли они отличаться от принципов подготовки профессиональных музыкантов, и если — да, то каким образом?
Для того чтобы получить ответы на все эти вопросы, необходимо проанализировать, каким образом и где после окончания ДШИ применяет свои знания, умения и навыки наибольшая часть ее выпускников, ставших музыкантами- любителями. Как известно, большинство людей с начальным музыкальным образованием становятся квалифицированными слушателями музыки. Но есть и другая, довольно значительная, часть музыкантов-любителей — любители концертирующие, реализующие себя как исполнители в различных самодеятельных коллективах.
Для музыкантов-любителей первой, преобладающей категории характерна устойчивая потребность в получении эстетического наслаждения от слушательского потребления музыки. Для осуществления данной потребности музыкант-любитель должен как минимум:
— знать большое количество музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров;
— уметь анализировать особенности формы и содержания услышанного произведения;
— обладать способностью и навыком адекватно воспринимать музыку;
— уметь интерпретировать художественное содержание музыкального произведения;
— квалифицированно разбираться в интерпретаторских решениях различных исполнителей;
— быть способным эмоционально переживать услышанное, а также уметь осознать и оценить художественные особенности музыкального произведения;
— иметь развитый музыкальный слух, музыкальное мышление и воображение, память;
— быть в курсе основных культурных событий в мире музыки — интересоваться новыми сочинениям, наиболее интересными их исполнителями.
Данный тип любителя музыки, как видно из свойственных ему качеств, никак нельзя считать пассивным. Он активен в реализации своей слушательской потребности. Понятно, что узконаправленный, технократический подход к обучению игре на инструменте не может в полной мере способствовать воспитанию музыкальной культуры, необходимой для адекватного восприятия музыки.
Понятно, что все названные качества, которыми должен обладать образованный слушатель музыки, должны быть присущи и музицирующему любителю. Но для грамотного исполнения вышеперечисленных качеств недостаточно. Помимо них музицирующему любителю необходимо:
— обладать достаточно развитым музыкальным слухом;
— владеть интонационным языком музыки и уметь выразить образно-художественное содержание исполняемых произведений;
— иметь развитое музыкальное мышление;
— обладать развитой музыкальной памятью, в которой превалирует слуховой компонент;
— обладать технической оснащенностью, владеть навыками звукоизвлечения, уметь грамотно исполнять оркестровые и ансамблевые партии, аккомпанемент, не содержащие специфических виртуозных трудностей сольного репертуара;
— уметь читать с листа.
Таким образом, получается, что концертирующий музыкант-любитель по своим качествам и уровню приближается к исполнителю-профессионалу. В подтверждение данного тезиса проанализируем, каким комплексом личностных и профессиональных качеств должен обладать выпускник музыкальной школы для получения успешного в дальнейшем профессионального образования.
Первое из основополагающих специальных способностей музыканта — всесторонне развитый профессиональный слух как сложная совокупность его интонационного и аналитического компонентов. Первый из них позволяет музыканту целостно представлять и воспринимать выразительную ткань музыки: интонационно-жанровые комплексы, интонационную специфику целого произведения. Аналитический же слух помогает будущему музыканту-профессионалу постичь особенности мелодики, голосоведения, ритма, тематизма, гармонии и других значимых элементов текста музыкального произведения.
Огромную роль в деятельности профессионального музыканта играет обостренное ритмическое чувство, развивающееся с самого начала занятий до уровня ритмической культуры в совокупности всех ее сторон: от метрической пульсации, ритмической точности, чувства размера и темпа до тонкой акцентуации и пропорциональности частей музыкальной формы.
Музыкант-профессионал должен адекватно воспринимать и понимать образно-художественное содержание, понимать интонационный язык исполняемого произведения, творчески его интерпретировать.
Будущий музыкант-специалист должен обладать определенными личностными качествами, от которых в значительной мере зависит успешность профессиональной деятельности: артистизмом, трудоспособностью, повышенной способностью к концентрации, преодолению стрессовых состояний.
Профессиональная деятельность музыканта невозможна без хорошо развитой музыкальной памяти, во всем разнообразии ее видов: образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательной, тактильной, что проявляется в прочности и оперативности запоминания и воспроизведения музыкального материала.
К концу обучения в музыкальной школе у будущего профессионала должен быть накоплен обширный репертуар, включающий произведения самых различных исторических эпох, стилей, жанров.
Для успешного решения этой важнейшей задачи учащемуся необходимо овладеть навыком чтения с листа.
Полноценное музыкальное развитие начинающего музыканта-исполнителя невозможно без сформированного игрового аппарата. Техника музыканта-исполнителя трактуется в данном случае в широком понимании этого слова: от элементарной пальцевой беглости до умения владеть тончайшими градациями звуковых красок.
Будущий музыкант-специалист, заканчивая музыкальную школу, должен также иметь определенный опыт совместного музицирования (игры в ансамблях разного состава, аккомпанемента, понимания дирижерских жестов и др.). Его профессиональные интересы не могут ограничиваться собственной учебно-музыкальной деятельностью. Подлинного музыканта всегда отличает активная позиция по отношению к важнейшим событиям в мире музыки и других искусств. Поэтому ему свойственно желание говорить о музыке, композиторах, критически их оценивать. Эти качества также формируются в школьной среде.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать главный вывод: предпрофессионалъная программа будущего профессионального музыканта-исполнителя с точки зрения ее структуры и содержания принципиально не должна отличается от общеразвивающей программы музыканта-любителя : обе программы должны представлять собой целостную систему, включающую все необходимые компоненты академического методического комплекса. Имеющиеся же отличия (порой существенные) проявляются не в исключении из данной системы каких-либо компонентов, а в разном уровне овладения ими (например, разными видами техники), в особенностях их фундаментализации, в частности, в различном масштабе владения репертуаром, специальными знаниями, навыками.
Методические составляющие предпрофессиональной и общеразвивающей образовательных программ базируются на традиционно сложившемся, проверенном десятилетиями и оправдавшем себя академическом методическом комплексе.
Тем не менее, по поводу данных образовательных программ возникает ряд вопросов. Первый из них: смогут ли дети, обучающиеся по общеразвивающей программе в столь короткие сроки (имеется в виду трехлетний срок обучения) «вобрать» в себя весь огромный объем задач, изложенных в ней?
Второй вопрос: насколько смогут учащиеся развить свои музыкальные способности, музыкальное мышление, навыки самостоятельности, творческий опыт работы, обучаясь в режиме (репертуарном, организационном) данной программы? Речь идет о большой свободе, дающей право каждой музыкальной школе самостоятельно решать организационные вопросы: устанавливать планируемые результаты, правила приема, график образовательного процесса и промежуточной аттестации, содержание и форму итоговой аттестации, систему и критерии оценок. Можно без труда представить «выходные данные» обучения по общеразвивающей программе. Ясно, что она имеет адаптивный, послабляющий характер, что это попытка «разгрузить» детей, подменяя на деле богатые, содержательные целевые установки привитием учащимся лишь навыков музицирования. Подобный подход к обучению детские музыкальные школы уже пережили в начале 2000-х гг. В большой степени из-за него в учреждениях дополнительного образования детей в области искусства в настоящее время явственно проявляются черты кризисной ситуации.
Третий вопрос: насколько предпрофессиональная программа, задавая такую высокую планку уровню репертуара и его исполнению, способна обеспечить условия проникновения учащегося в образный мир произведения, осознания особенностей его стилистики, жанровых особенностей, структуры, насколько она сможет дать возможность знакомиться учащемуся со всем разнообразием фортепианного репертуара, читать с листа, изучать критическую литературу? Программой не предусмотрены коллоквиумы, которые помогли бы раскрыть интеллектуальные, образовательные ресурсы ученика. По-видимому, предпрофессиональная образовательная программа, по сути, оставляет за музыкальными школами приоритет технократического подхода к обучению.
Кроме того, выбор учебной программы для детей осуществляется сразу на приемных экзаменах администрацией и преподавателями, без опроса родителей, детей с целью выяснения мотивации их прихода на музыкальное отделение ДШИ, без предварительного наблюдения, испытательного периода, глубокой диагностики, в то время как установлено, что проведение вступительных экзаменов по традиционной методике непоказательно и приводит к тому, что многие способные дети оказываются непринятыми в школу, и, наоборот, дети, при первой поверхностной проверке музыкальных данных показавшие хорошие результаты, на первом же году обучения не оправдывают ожиданий по поводу темпов и качества их музыкального развития.
Предпрофесиональные и общеразвивающие программы. Нормативы финансирования
В соответствии с законодательством, в обязанности и полномочия государства входит осуществление образования детей. Финансирование обучения взрослых находится в компетенции учредителя (а именно Комитета по культуре), но законом не запрещается.
Способ решения проблемы был только один – введение общеразвивающих программ. И по мнению г-на Елизарова «удивительно, что на это пошли». В Комитете по культуре были сотрудники, которые «не без основания, с точки зрения своей отрасли были против».
Разница между предпрофессиональными и общеразвивающими программами заключается в следующем:
— Предпрофессиональная программа предполагает углубленное обучение, с целью дальнейшего развития обучаемого по данной профессии.
— Общеразвивающая программа предполагает, что таких обязательств в ней нет, нет задач по подготовке будущих профессионалов, вследствие чего, имеет меньший норматив по количеству часов, отводимых на изучаемые дисциплины.
Норматив финансирования же, будут считать после того, как будет какой-то вариант программы, «устраивающий, прежде всего, учредителя».
Прогноз А.А. Елизарова: «этот норматив не будет такой же как на ФГТ (федеральные гос. требования- стандарт для предпрофессиональных программ- прим. ИГ). Он будет ниже».
Инициативная группа задала также вопрос, почему взрослые не могут получать такое же образование, как дети? А.А. Елизаров объяснил, что это написано в законе, и что программы могут быть любыми, однако только на основе самоокупаемости.
Пятилетка в четыре года.
Так как программы, по которым могут учиться взрослые, не являются предпрофессиональными, то будут написаны общеразвивающие, в разработке которых принимают участие методисты.
Инициативная группа пыталась выяснить, на какой минимум в соответствии с законом общеразвивающая программа должна быть меньше, чем предпрофессиональная и почему необходимо сокращать программу? А.А. Елизаров прокомментировал, что «это вопрос компромиссов на переговорах, а не общественного обсуждения» и что «это право учредителя, это бюджет».
Методисты предлагают 3 года. У школы 5 лет. А даются 4 с дополнительным месяцем (июнем) к каждому году обучения.
«Все согласились, что четырех лет достаточно. Были мнения, что достаточно было бы и трех. Были мнения, что можно оставить как есть».
А.А. Елизарова пригласили на расширенное заседание Совета в качестве эксперта по нашей школе. И он посчитал возможным пойти на 4 года и «не лезть в бутылку в данный момент», он «уступил одно за другое». А.А. Елизаров считает, что для сохранения школы – 4 или 5 лет – не принципиально.
«Четырехлетняя программа теоретически могла бы даже увеличить по моему прогнозу количество студентов именно заканчивающих школы и получающих диплом. На качество образования это влиять не будет».
«Сокращается не год обучения, а несколько месяцев, так как добавляется июнь. Взрослый человек, который начал обучаться игре на инструменте, заканчивая в мае, три с половиной месяца, то есть до середины октября, не возвращается к инструменту и не занимается с преподавателем.»
По мнению А.А. Елизарова, большой процент поступающих из музыкальной школы Римского-Корсакова в средние и высшие учебные заведения – люди, которые когда-то учились в музыкальной школе, «поучились два года в школе Римского-Корсакова, пошли и поступили».
Он также объяснил, что смотрит на это с точки зрения города, с точки зрения отрасли, «должен быть какой-то баланс между интересами в отрасли»
Комментарий от ИГ:
На наш взгляд (и мы высказали наше мнение на встрече): Баланс уже есть — наша школа ОДНА!
Кроме того:
1) В законе не сказано, насколько меньше должен быть объем общеразвивающих программ по сравнению с предпрофессиональными. В соответствии с ФЗ «Об образовании» разница между предпрофессиональными и общеразвивающими программами заключается в том, что предпрофессиональные программы реализуются только для детей с учетом фед. гос. требований и направлены на достижение указанных в законе целей. Для общеразвивающих программ фед. гос. требования не обязательны, они реализуются как для детей, так и для взрослых, программу разрабатывает само учреждение. Ограничений по содержанию общеразвивающих программ и их целей законом не установлено.
При этом в детских музыкальных школах за счет средств городского бюджета реализуются 7-ми и 9-ти летние предпрофессиональные программы. В детских музыкальных школах реализуются как общеразвивающие 5-летние программы для детей, так и урезанные 5-летние предпрофессиональные программы для детей.
Почему общеразвивающие программы для взрослых должны быть меньше, чем общеразвивающие 5-летние программы или урезанные 5-летние предпрофессиональные программы для детей, не понятно.
2) По логике А.А. Елизарова, к плюсам четырехлетних программ можно отнести вероятность того, что такая программа может увеличить число студентов, получивших диплом, то есть речь, в первую очередь, идет о том, что в расчет принимается количество выпускников, а не качество образования.
3) У студентов и старшеклассников в июне проходят экзамены. Зимняя сессия у студентов приходится на январь, таким образом, в обучении студенты теряют только полмесяца, так как школа 2 недели на каникулах. В июне же, получается, что те же студенты потеряют целый месяц, а если в это время надо будет сдавать экзамены в музыкальной школе, то еще получат и дополнительную нагрузку. Это увеличит число отсеивающихся из-за возросшей нагрузки.
4) Убеждение о том, что можно включить в программу обучения июнь, А.А. Елизаров основывает только на том, что он занимался весь июнь со своим хором и даже ездил в поездки, и на том, что все классы в июне были расписаны.
5) Почему не предлагается ввести такой же режим работы в детских музыкальных школах, ведь дети точно так же не занимаются с преподавателями по три с половиной месяца?
6) Не приняты в расчет интересы педагогов школы. Почему педагоги этой государственной школы должны работать в полной мере дополнительный месяц, в то время как педагоги других музыкальных школ – уже занимаются только административной работой?
7) Кроме того, не очень понятно, для чего методистам предпринимать новые усилия и разрабатывать программы по новой, в то время как именно школа им. Римского-Корсакова имеет почти 100-летний опыт наработок обучения взрослого контингента учащихся.
Роль Совета Директоров
Все директора музыкальных школ, которые были на этом совете, были против самого факта бюджетного отделения для студентов. Их мнение, что взрослым это не нужно.
А.А. Дороговой подведомственны все музыкальные школы, так как она является начальником сектора образования в сфере культуры нашего города. Ей дают общее количество бюджетных мест, и они распределяются по соответственным учреждениям. А.А. Елизаров обращает наше внимание, почему у директоров такая реакция. А именно – потому, что попасть в детские музыкальные школы на бюджетной основе очень сложно. В спальных районах конкурс достигает 10-20 человек на место. И они вынуждены брать лучших из лучших.
Тем не менее, пришли к определенному компромиссу и приняли положительное решение.
Так же совет директоров был созван для рекомендаций школе учебных планов.
В частности, А.А. Елизаров предлагал проводить курс сольфеджио по 1 часу в малых группах. По итогам голосования было принято рекомендовать большие группы по 1,5 часа.
На Совете так же присутствовали несколько директоров совершенно непримиримых, «которые на все поднимали руку НЕТ».
Кроме того А.А. Елизаров акцентировал наше внимание на том, что члены совета директоров тоже могут написать жалобу Кириллову с вопросом о том, что им каждый год не хватает бюджетных мест для детей, а сейчас вводятся бюджетные места для взрослых.
ИГ: ЕСЛИ БЮДЖЕТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ БУДЕТ ЗАКРЫТО, КОМУ ПОЙДУТ ДЕНЬГИ, ОСТАВШИЕСЯ В БЮДЖЕТЕ?
Елизаров А.А.:Это будет решать Комитет по культуре.
Комментарий от ИГ:
Получается, что учебные планы утверждались с учетом рекомендаций Совета директоров, многие представители которого:
а) принципиально против обучения взрослых на бюджете;
б) возможно, заинтересованы в отсутствии бюджета у школы имени Римского-Корсакова.
В таком случае, не понятна позиция Комитета по культуре, а именно зам. председателя Комитета Ф.Д. Болтина, который настаивает на том, что подобное, вероятно, предвзятое и заинтересованное мнение подлежит учету при утверждении общеразвивающих программ.