Музыкальное посвящение что это такое
«Музыкальные посвящения» в русской инструментальной музыке рубежа XIX – XX веков (к постановке вопроса)
Аннотация
В настоящей статье на примере русской инструментальной музыки рубежа XIX–XX веков впервые ставится вопрос о таком явлении, как «музыкальные посвящения». Под музыкальными посвящениями мы понимаем сами произведения, в которых обнаруживаются признаки сознательного обращения композитора к музыке других авторов и устанавливается связь с чужим композиторским творчеством, как правило, с творчеством адресата посвящения. В статье представлена классификация способов, какими реализуется идея музыкального посвящения. Классификация описывает пять разновидностей, дифференцированных по величине и значимости музыкально-синтаксических, стилистических, жанровых, композиционных и тематических единиц, взятых из первоисточников и реализованных в посвящениях: 1) создание собственного крупного целого на основе музыки другого композитора; 2) обращение к жанру или музыкальной форме известного сочинения; 3) использование элементов стиля адресата посвящения или отдельных композиционно-технических приемов; 4) новое решение известной музыкально-драматургической концепции; 5) использование заимствованного тематизма в виде цитат и аллюзий на музыку адресата посвящения.
Ключевые слова
Русская музыка начала ХХ века, посвящение, «музыкальное посвящение», А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский.
Презентация и аудио материал по Музыке на тему «Два музыкальных посвящения» (6 класс)
Выбранный для просмотра документ Презентация.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье»
Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича ГЛИНКИ (1804 — 1857) на стихи А. Пушкина считается шедевром русской лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. М.И. Глинка
Глинка сочинил романс в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели А. С. Пушкина. Стихотворенье поэт посвятил Анне Петровне Керн. Стихи эти сделали из Анны Керн живую легенду, и пушкинская строчка «Я помню чудное мгновенье. » даже выбита на ее надгробии.
Я помню чудное мгновенье: В глуши, во мраке заточенья Передо мной явилась ты, Тянулись тихо дни мои Как мимолетное виденье, Без божества, без вдохновенья, Как гений чистой красоты. Без слез, без жизни, без любви. В томленьях грусти безнадежной, Душе настало пробужденье: В тревогах шумной суеты, И вот опять явилась ты, Звучал мне долго голос нежный Как мимолетное виденье, И снились милые черты. Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный И сердце бьется в упоенье, Рассеял прежние мечты, И для него воскресли вновь И я забыл твой голос нежный, И божество, и вдохновенье, Твои небесные черты. И жизнь, и слезы, и любовь. Прочитай стихотворение. Подбери к каждому из шести четверостиший названия, которые соответствуют их образно-смысловому содержанию. встреча воспоминание вдохновение забвение
Вальс-фантазия был создан в период сердечного увлечения М. И. Глинки молодой Екатериной Ермолаевной Керн. Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема.
Взволнованность Грусть Меланхолия
Назовите, кто изображен на портретах? С какими музыкальными и литературными произведениями связаны имена этих людей?
Творческое задание: 1 группа: Сочините своё посвящение дорогому вам человеку в стиле романса «Я помню чудное мгновенье» 2 группа: оживите в цвете фотопортреты Пушкина с его возлюбленной
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1384642
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
План урока:
Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр, фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности»), презентация «Два музыкальных посвящения».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. (Слайд 1.)
2. Вступление. (Слайд 2.)
Звучит музыка к романсу «Я помню вальса звук прелестный…»
Прочитать стихи Листова:
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
(Слайд 3.) Слушание романса «Я помню вальса звук прелестный..» Н. Листова.
Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.
(Слайд 4) Ученики читают строки Пушкина со слайда:
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин
Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи».
Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?
(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)
(Слайд №5) Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорили
С.Тюрин
Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.
(Слайд №6) Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской
Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
(Слайд №7) А может ли музыка нарисовать портрет?
Звучит «Вальс-фантазия» М.И. Глинки для симфонического оркестра (музыкальный фрагмент).
Знакома ли вам эта музыка? (это вальс)
Это «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
Как звучит музыка этого вальса? (музыка звучит как взволнованная речь).
Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: «Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:
(Слайд №8) Точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.
(Слайд №9) «Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.
Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»
Ученики читают стихи:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
(Слайд №10)
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
(Слайд №11)
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
(Слайд №12)
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
На сколько разделов можно разбить данное стихотворение?
Определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья).
(Слайд №13) А теперь давайте в полном объеме прослушаем романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга).
Она раскрывает образ М.И. Глинки, но и образ той, кому посвящены произведения.
(Слайд №16).
Дополнительный материал:
Федор Степанович Рокотов, «Портрет А.П. Струйской»
Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т.к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.
Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.
Ф.С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие же фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.
Ф.С. Рокотов является, наряду с Д.Г. Левицким и В.Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья.
Урок музыки в 6 классе. «Два музыкальных посвящения».
План—конспект урока музыки
Тема полугодия: « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
( 6 класс, 1 четверть) программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева.
Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.
—воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);
—развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;
— учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.
Вид урока: «урок открытых мыслей», урок- беседа.
Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.
Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.
I Организационный этап
— Слушание фрагмента романса « Я помню вальса звук прелестный»
II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
—Беседа по пройденному материалу
— объявление темы урока.
III Постановка цели занятия перед учащимися.
IV Первичное усвоение новых знаний.
—сравнительный анализ стихотворения и романса «Я помню чудное мгновение…», портрета «Струйской»
V Первичная проверка понимания
VI Вокально—хоровая работа
VII Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.
—Проверочная работа. Взаимопроверка.
VIII Информация о домашнем задании.
( на слайде №1 стихотворение, название романса, его авторы и исполнители)
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
I Организационный момент.
Просмотр видео фрагмента исполнения романса « Я помню вальса звук прелестный». ( слайд №2 )
II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? ( романс)
Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)
Какие инструменты исполняют романс? ( исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)
К какому жанру относится романс по способу исполнения? ( жанр вокальной музыки)
В каком ритме написан этот романс?( В ритме вальса).
III Постановка цели занятия перед учащимися.
Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.
Презентация. Слайд 3 (строки стихотворения Пушкина и его портрет)
Мечта в волшебной сени
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? ( о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).
Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.
Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина и Фёдора Рокотова, о прекрасной эпохе 19 века. ( слайд 4 –тема урока)
IV Первичное усвоение новых знаний.
Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн—красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.( слайд №5 А. П. Керн и салоны )
Учитель: у нас на столах это прекрасное стихотворение. Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).
Учитель: на сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)
Учитель: определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).
Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. (слайд №6 –портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)
Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? ( это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)
Учитель: какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?
Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части?
(Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)
Сколько получается частей в этом произведении? ( трёхчастная форма)
Учитель: Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения?
Ученики: Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. ( учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы)
Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?( ответы детей).
Ученики: Музыка дополняет содержание романса.
. Презентация.( Слайд №7 « портрет Струйской» Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?
К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)
Какое вы подобрали бы произведение к этому портрету? Вспомните –мы с вами перенеслись в прекрасную эпоху 19 века.
(Учащиеся читают стихи со слайда на фоне портрета)
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.
Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Учитель: Какая композиция картины?
Какое выражение лица, взгляда мы видим на картине?
Какое движение, поза женщины?
Можно ли посвятить этой картине, этой девушке романс Глинка, стихотворение Пушкина. (ответы детей)
Учитель: Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)
Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова? Знакома ли вам эта музыка?
Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.
( слайд№8 портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова : « Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»)
Учитель: этот романс и вальс—фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
Учитель: Как звучит музыка этого вальса?
Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.
Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?( несколько мелодий как фантазия человека, мысли пролетающие в голове)
Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?
V Первичная проверка понимания.
Мы с вами выяснили—что эти произведения искусства созвучны друг другу.
( Слайд №9 –стихотворение К. Бальмонта « Островок», картина В. Борисова—Мусатова « У водоёма», звучит фрагмент романса « Островок» С. Рахманинова)
Учитель: Сейчас давайте вспомним и проанализируем другие произведения.
( образец анализа на столах учеников)
Выражение лица, взгляд
Учитель: Содержание и форма произведений искусства взаимосвязаны, одно произведение дополняет другое.
VI Вокально—хоровая работа.
Исполнение песни « Первое сентября» сл. и муз. Николая Моткова
VII Обобщение и закрепление знаний
Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.
VIII Информация о домашнем задании
Учитель: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.
Учитель: Что вы делали на уроке?
Что вы на уроке сегодня узнали нового или уже повторили вспомнили?
Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?
О чём вы хотели бы узнать побольше?
Поставьте себе оценки за работу на уроке—если вы ответили на все вопросы—поставьте «5», если вы ответила с одной ошибкой—поставьте себе «4», если у вас несколько ошибочных ответов—поставьте себе соответствующую оценку. Я думаю мы с вами ещё доработаем непонятные вам вопросы. Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!