Музыкальный язык что это
Лекция 6. Музыкальный язык. Элементы музыкального языка
В отличие от любого другого, музыкальны язык понятен людям знающим и понимающим музыку. Он состоит не из алфавита, а из звуков и других не менее важных элементов (мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрих и др.).
Музыкальный язык – это особенности произведений, которые делают их индивидуальными
ü МЕЛОДИЯ – это музыкальная мысль, выраженная в одном голосе (чаще в верхнем, но бывает и в нижнем). Подобно тому, как художник изображает мир на холсте красками, так композитор использует для этого музыкальные звуки. Ни одно музыкальное произведение не мыслится без мелодии. Без мелодии нет музыки. Д.Д. Шостакович считал ее «душой музыкального произведения».
Любая мелодия имеет свой рисунок – мелодическую линию. Виды мелодических линий: повторение звука; восходящее и нисходящее движение; волнообразное.
Строение мелодии:
МОТИВ – наименьшая часть мелодии;
ФРАЗА – объединение нескольких мотивов.
ü РИТМ – это чередование звуков и пауз, чаще разных по длительности. Он неотделим от мелодии. Сыграв мелодию известной песни без ритма, и вы увидите, что мелодия без ритма существовать не может. Записывается ритм при помощи длительностей, а они объединяются в небольшие группы и образуют ритмический рисунок (равномерный, пунктирный, синкопированный).
ü ЛАД – взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Для каждого произведения, в зависимости от его характера, композитор выбирает определенный лад. Если вы слышите музыку светлую, веселую, то это МАЖОР, а если грустную, печальную – МИНОР. Можно сказать, что лад – это характер музыки.
ü ТЕМП – неразрывно связан с ритмом. Это скорость движения в музыке. Как правило, темп указывается итальянскими терминами и записывается в начале произведения.
Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие слова, как molto и assai – очень, poco – немного.
¯ Слушали: П.И. Чайковский. «Детский альбом»: Старинная французская песенка
Лекция 7. Гармония и полифония. Гомофонно- гармонический склад письма.
ГАРМОНИЯ (с греч. стройный) – это аккорды и их последовательность. Аккордом называется созвучие из трех и более звуков. Обычно аккорды сопровождают мелодию, но иногда становятся главным выразительным средством музыки.
ФАКТУРА (с лат. изготовление, обработка) – способ изложения музыки, музыкальная ткань произведения. Фактура бывает одноголосная, аккордовая, гомофонно—гармоническая, полифоническая.
· Одноголосная фактура чаще всего встречается в народных песнях.
· Аккордовая фактура свойственна хоровой музыке. В инструментальной музыке она иногда передает характер траурного шествия или звучание церковного пения.
· Гомофонно-гармоническая фактура (от греческого «гомо» – один и «фонос» – голос) – музыкальный склад, в котором выделяется главный голос, поддержанный аккордовым сопровождением. Широко используется в вокальной и инструментальной музыке профессиональных композиторов
Полифония может быть трёх типов:
1) подголосочная – чаще встречается в народной песне, когда каждый в группе певцов исполняет свой вариант основной мелодии;
2) имитационная – каждый из вновь вступающих на разной высоте голосов повторяет, имитирует мелодию предшествующего голоса;
3) контрастная – в одновременно звучащих голосах могут быть разные мелодии, значительно отличающиеся друг от друга; обычно перед тем как соединить в одновременности контрастные мелодии, композитор знакомит слушателя с ними порознь, по одной.
Фуга ( итал. бег, быстрое движение) – сложное полифоническое произведение, где голоса перекликаются, догоняют друг друга. Может быть двух-, трех-, четырех- и более голосной.
Одним из видов полифонии является канон, где одноголосная тема проводится в разных голосах вступая через некоторый промежуток времени.
¯СПИСОК МУЗЫКИ: 1. П. Чайковский «Детский альбом» Сладкая греза, Хор; 2. Г. Малер Симфония №1 3 часть; 3. Бел. нар. песня «Купалинка»; 4 М. Мусоргский Опера «Борис Годунов» 1действие 2 картина «В корчме»
Лекция 8. Музыкальный стиль.
Понятие стиль многозначно. На сегодняшний день есть много определений его значения: стиль исполнения, стиль письма, архитектурный стиль, стиль жизни, стиль одежды и т.д.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – совокупность образов и элементов музыкального языка в произведении, которые помогают выявить его индивидуальность.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ:
· стиль эпохи ( «Стилевые направления в европейской музыке с конца 16 по 20 век» см. лекцию 1)
1) большие стили (Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм)
2) малые стили (Рококо, Импрессионизм, Символизм и др.)
¯ СПИСОК МУЗЫКИ :
1. Бел. нар. танец «Лявонiха», 2. Русск. нар. танец «Барыня», 3. Корейская нар. песня «Чонсон ариран», 4. Испанская нар. песня «Sueña la Margarita», 5. L’homme arme (Ренессанс), 6. И.С. Бах. Хроматическая фантазия и фуга ре-минор. Фантазия (Барокко), 7. В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (Классицизм), 8. Ф. Шопен. Этюд №12 до-минор «Революционный» (Романтизм), 9. А. Хачатурян. Балет «Гаяне» 3д. Танец с саблями (ХХ век), 10. К. Дебюсси. Прелюдия «Затонувший собор» (Импрессионизм)
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 7214 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Основные элементы музыкального языка
Основные элементы музыкального языка
«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».
(Р. Шуман)
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.
Мелодия
Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского.
Вы уже знаете немало музыкальных произведений. Они остались в вашей памяти. Если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будете напевать мелодию. За работой музыкальной памяти замечательно проследил А. С. Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Моцарт восклицает, обращаясь к Сальери:
Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него Тарара сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив.
Я все твержу его, когда я счастлив.
Ла-ла-ла-ла…
Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе.
Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью. Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы П. Чайковский, С. Рахманинов и др.
Послушайте русскую народную песню «Соловушка» в исполнении Большого детского хора. Неторопливо, напевно течёт широкая мелодия.
А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. Такие мелодии называют речитативными.
Особенно часто композиторы обращаются к речитативу в опере, где он служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встаёт мужественный образ героя оперы М. Глинки.
В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками. Замечательные образы инструментальных мелодий можно встретить в фортепианных произведениях великого польского композитора Ф. Шопена. В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.
Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.
Гармония
Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена. В ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония.
Последовательность аккордов вместе с мелодией называется гармонией.
Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Аккорды, созвучия и их последовательность и составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.
В Полонезе ля мажор Шопена мощное «оркестровое» звучание рояля достигается благодаря многозвучным аккордам, сопровождающим мелодию торжественного героического характера.
В музыке существует много произведений, которые звучат легко и грациозно. Например, танцы. Аккорды в одновременном звучании здесь воспринимались бы слишком тяжеловесно и неуклюже. Поэтому в аккомпанементе танцев на сильной доле тактов звучит отдельно нижний звук аккорда (бас), а затем его остальные звуки в одновременном звучании. Такой вид изложения гармонии используется в Вальсе ля бемоль мажор Ф. Шуберта, который придаёт музыке лёгкость и изящество звучания.
В произведениях напевного лирического характера, для достижения мягкого, «струнного» звучания гармонии, часто применяются разложенные по звукам аккорды. В «Лунной» сонате Л. Бетховена такое звучание аккомпанемента, в сочетании с неторопливым движением печальной мелодии, придаёт музыке плавность и создаёт возвышенно-благородное настроение.
Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего-то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, например, чудо волшебного превращения лебёдушек в красных девиц в опере Н. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных» аккордов.
Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. Баха.
В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.
Ритм
Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и гармонии? Ответ нам даёт оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце легендарной египетской царицы Клеопатры.
Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. В кульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и напряжения.
Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры, малый барабан, затихает и большой барабан. Так, пользуясь скупыми музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в которой играет ритм.
Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора М. Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно-страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик sоlо.
Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, одевшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.
Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов-тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.
Темп
Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на итальянском языке.
Часто встречаются разновидности этих темпов:
Послушайте фрагмент основной темы знаменитой Фантазии ре минор великого В. Моцарта. Послушайте, как удачно подобрана мягкая пульсирующая фактура аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии.
Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века немецкий механик И. Мельцель специально для этого изобрёл метроном. Нужная скорость легко находится по метроному.
Динамика
Не менее важно динамика исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.
Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.
Тембр
Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть. И даже если играть её на всех этих инструментах в одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же нюансами и штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак.
Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра.
Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо-сопрано). Мужские голоса – тенора и басы.
Послушайте русскую народную песню в исполнении хора Им. Пятницкого «Со вьюном я хожу».
Разнообразие певческих голосов особенно заметно в опере, где для каждого персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембр голоса. В опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи – для меццо-сопрано. Исполнитель роли царевича Гвидона – тенор, а царя Салтана – бас.
Регистр
Поблуждайте по всей клавиатуре фортепиано. Послушайте, как самые низкие звуки отличаются от самых высоких.
Когда вы только начинали знакомиться с инструментом, наверно, вам говорили, что внизу «медведь в берлоге лежит», а наверху «птички поют». Но мелодичнее всего звучат те клавиши, которые находятся в середине. Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что до них удобнее дотянуться, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то, как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?
Вот, например, средний регистр. Тот самый, в котором мы поем и говорим. Наше ухо лучше всего настроено на «разговорную» волну. А, кроме того, знаете вы об этом или нет, мы слушаем музыку не только ушами, но и голосовыми связками. Когда мы слушаем мелодию, наши связки беззвучно её пропевают, хотим мы этого или нет. Поэтому, когда у певца заболевают связки, ему не разрешают не только петь самому, но и слушать других певцов.
Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия. Не случайно уже известный вам Р. Шуман писал в своих «Правилах для юных музыкантов»: «Пой усердно в хоре».
А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью. Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он делает музыкальные образы крупнее, важнее, значительнее. Он и напугать может. И сказать: «Тсс, это тайна».
Загадочно, необычно начинается пьеса Э. Грига «В пещере горного короля». А вот пугающая тема грозного царя Шахриара из симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».
Верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. В «Детском альбоме» П. Чайковского есть «Марш деревянных солдатиков». Всё в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное».
Мы слушали примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. Часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Э. Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. «Ноктюрн» означает «ночной». В Норвегии, на родине Э. Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге. Музыка Ноктюрна Э. Грига красочна и живописна. Регистровые краски играют важную роль в этой звуковой живописи.
Презентация
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
«Как говорит музыка? Музыкальный язык»
Методическая разработка
Автор: Старчихина Елена Юрьевна, преподаватель по фортепиано, МУ ДО ДШИ №2, г. Маркс, Саратовская область
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2 Методическая разработка (младшие классы)
«Как говорит музыка? Музыкальный язык»
класс фортепиано 2014 г.
Методическая разработка преподавателя МУ ДО Детской школы искусств № 2 г. Маркса Саратовской области Старчихиной Е. Ю. /фортепианное отделение
Рецензент: С. Г. Галатинова /преподаватель высшей квалификационной категории филиала ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе
Цель:
Познакомить детей с элементами музыкального языка.
Задачи:
1. Выяснить какую роль элементы музыкального языка играют в произведении. 2. Попытаться найти главные из них. 3. На примере музыки норвежского композитора Э. Грига ответить на вопрос: «О чем и как рассказывает музыка?»
Содержание:
Введение. 4 Основные элементы музыкального языка. Мелодия. 5 Гармония. Ритм. Лад. 6 Э. Григ. «Пер Гюнт». 7 Список используемой литературы. 9 4
Гармония
– аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетаний аккордов бесконечно разнообразны, поэтому, когда композиторы пишут музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка.
Ритм.
Список используемой литературы
1. Музыкальная энциклопедия 2. Т. А. Баркетова «Психологические особенности личности ребенка в музыкальной деятельности» 3. С. Е. Фейнберг «Вопросы фортепианного исполнительства» 10
У каждого народа своя музыка и музыкальные инструменты!
Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век.
В каждой стране есть свой самобытный инструмент,как у нас балалайка!
Познакомимся с некоторыми из них!
Начнем с самых дрених народов мира.
Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн.
Япония.
В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром Кабуки”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы.Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.
Африка.
Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы.Рвспространены всевозможные барабаны.
Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары.
Южная Америка.
Музыканты Перу и Боливии часто поют и танцуют под аккомпанемент Колокольцев, барабанов и флейт Пана. Флейта Пана – набор деревянных трубок разной длинны, связанных вместе.
Переходим к Европе.
Испания.
Кастаньеды.Именно в Испании кастаньетами пользовались больше, чем в других странах.
Италия.Мандолина.
Мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа.
Россия.
Один из любимейших духовых инструментов у славян называется жалейка.Другой русский народный духовой музыкальный инструмент – рожок. Делали его из двух березовых или можжевеловых половинок, которые скреплялись берестой.
И конечно балалайка, гармошка
и гусли
Одно можно сказать точно: музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.