Музыку трудно объяснить словами потому что
Конспект урока по музыке в 7 классе «Музыку трудно объяснить словами»
Тема: Музыку трудно объяснить словами.
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).
Ю. Шевчук. Что такое осень (пение).
Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыку трудно объяснить словами.
Работа по теме урока.
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства.
В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.
Лишь о небольшой части музыки – музыки программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, т. е касаясь тех словесных описаний, которые даёт нам композитор. Но как только начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится столь же недоступной нашим определениям, подобно любой другой.
Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств.
Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое.
Мы уже говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.
Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни – невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру – ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.
Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. Среди многих ценностей, каким обладает искусство, есть и такая, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.
Может быть, именно этого человек прежде всего ищет в произведениях искусства: ведь он взаимосвязан с миром, он ищет отклика и утешения. «Мы вечном плену у источников, – писал А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». – Наша свобода так ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязи у колодцев, мы привязаны точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг – и умираешь».Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.
Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.
Бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя.
Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.
Вот почему её саму так трудно объяснить словами.
И в этом – главная особенность её содержания.
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
Иоганнес Брамс (1833 – 1897) – выдающийся немецкий композитор, создатель философски углубленных произведений для симфонического оркестра, в которых он выражал самые разные чувства и настроения. Он даёт нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени, создаёт музыкально обобщённый образ эпохи.
Ю. Шевчук. Что такое осень.
Мы говорили о том, что только музыка способна выразить невыразимое.
Выучить песню. Ответьте письменно на вопрос: почему художественное произведение можно уподобить загадке?
Урок музыки: Музыку трудно объяснить словами
Музыку трудно объяснить словами
1. Почему музыку трудно объяснить словами.
2. Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир.
Брамс. Симфония № 3 in F-dur, Op.90, III ч. Allegretto (фр-т, слушание);
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, II ч. Andante (фр-т, слушание);
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, IV ч. Allegro (фр-т, слушание);
Рахманинов. Прелюдия in cis-moll, Op.3 № 2 (слушание);
Скрябин. Этюд № 12 in dis-moll, Patetico (слушание);
Чайковский. Сентиментальный вальс (слушание);
Шопен. Этюд № 3 in E-dur, Op.10 (слушание);
Шостакович. Симфония № 5 in d-moll, Op. 47, III ч. Largo (фр-т, слушание);
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. «Когда играет музыкант» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека (с учётом критериев, представленных в учебнике).
2. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о её художественной ценности.
Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?
Действительно, как уяснить себе содержание такой музыки, где нет не только поэтического текста, как в песне, но даже скупого программного названия?
Некоторые слушатели порой слишком прямолинейно подходят к содержанию инструментальной музыки. Они полагают, что во всякой непрограммной музыке нужно непременно разгадать конкретно выраженный сюжет во всех его картинных подробностях. Но это далеко не всегда возможно. Ибо язык музыки, вовсе не тождествен языку словесному с его точностью и определённостью понятий.
Сколько настоящей глубины, человечности, жизненной правды в музыке знаменитого «Анданте» из Пятой симфонии Л. Бетховена! Но можно ли точно рассказать его сюжет так, как мы рассказываем сюжет повести или драматического спектакля?
Не вдаваясь в сюжетные подробности, каждый мало-мальски чуткий слушатель сможет ощутить, что в этом «Анданте» выражены то сосредоточенное раздумье, ощущение светлого покоя, то вдруг внезапно врывающиеся героические возгласы, призывающие к действию.
Беда, если слушатель, вместо того чтобы воспринимать прежде всего саму музыку во всём богатстве жизненно правдивых обобщений, станет разгадывать отдельные сюжетные подробности. Такое «слушание» не принесёт художественного удовлетворения. Многие композиторы-классики резко возражали против произвольного присочинения сюжетов и заглавий к непрограммным инструментальным пьесам.
Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет литературной программы, нет изобразительности. Зато с уверенностью можно сказать: как сильно она воздействует на нас своим благородным звучанием, проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и возвышенные чувства.
Мягкая печаль, едва уловимый налёт грусти, сожалений об ушедших днях юности слышится в музыке «Сентиментального вальса» Чайковского. Связь с русской бытовой танцевальной музыкой придаёт этой пьесе особый аромат и реалистическую убедительность.
«Красота человеческого горя» (А. П. Чехов) с удивительной силой выражена в медленной, третьей части всемирно известной Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича. Автор свободно воспроизводит в этой гениальной музыке строгие контуры старинных мелодий в духе Баха или Генделя, оригинально сочетая их с глубоко современной музыкальной атмосферой, неизменно захватывающей аудиторию любой национальности.
Ни одно из названных произведений не опирается на литературную программу, не носит узко изобразительного характера. Но идейно-эмоциональный смысл их, реальное образное содержание доходит до сердца слушателя, захватывая и волнуя его.
Зато она может с огромной силой передавать состояние радости или горя, драматической взволнованности или праздничного ликования. Через эти настроения и чувства слушатель сможет воспринять и большие идеи, заложенные в музыкальных произведениях. Порой музыка достигает такой захватывающей эмоциональной мощи, какую трудно или невозможно было бы достичь с помощью словесного языка. Об этом неоднократно говорил великий музыкант-психолог П. И. Чайковский: «Вы говорите, что тут нужны слова. О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны, является во всеоружии своём «язык музыки».
Музыка умеет выразить невыразимое.
Вспомните: мы не раз говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги порой оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.
Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. К счастью, среди многих ценностей, какими обладает искусство, есть и такая, может быть, главная, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает её к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.
Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.
Ведь бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.
Вот почему её саму так трудно объяснить словами.
Почему музыку,в отличии от других видов искусства,трудно объяснить словами?
возможно совсем другого,чем у автора.Одно и тоже произведение по разному воспринимается людьми.У каждого своё восприятие музыки,оно очень индивидуально и описать словами чувства и эмоции очень трудно.
Передать словами музыку сложнее,чем другие вида искусства,так как восприятие идёт на другом,более сложном эмоциональном уровне,через чувства и образы,связанные с этими чувствами.
Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок.
Ритм не измеряется в общепризнанных системах измерения; длительность звучания каждой ноты измеряется относительно других нот в том же ритмическом рисунке: каждая нота звучит длиннее или короче предыдущей в 2, 4, 8 раз. Надеюсь помогла
Ответ:
привет если я не ошибаюсь
Карме́н-сюи́та — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967, музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.
Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете[en] (Кармен — Алисия Алонсо)[1].
В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды)[2].
Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она просила об этом Арама Хачатуряна, но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.
— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе[3]. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка[en]» Жоржа Бизе. Партитуре Щедрина особый характер придавали ударные инструменты, различные барабаны и колокола
Порядок музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина:
Выход Кармен и хабанера
В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балетную партию персидки в опере «Хованщина»[4]. Она убедила министра культуры Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:
«— Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу».
Альберто помнил несколько слов по-русски со времён своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте-Карло. Он приступил к репетициям своего балета, версии «для советской сцены». Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.
Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр Г. Н. Рождественский). В спектакле участвовали Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталия Касаткина (Рок). При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, и в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой:
советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.[5]
Презентация к уроку музыки по теме «Музыку трудно объяснить словами», 7класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Музыку трудно объяснить словами. Подготовила: Телятникова Светлана Валерьевна, учитель МКОУ «Журавская СОШ», Чистоозёрного района, Новосибирской области.
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека. А. де Сент-Экзюпери
О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.
Только музыка умеет выразить невыразимое. Музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.
Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое. Вот почему её саму так трудно объяснить словами. И в этом – главная особенность её содержания.
М. Таривердиев, стихи Н.Добронравова. «Маленький принц»
Иоганнес Брамс. Симфония № 3. III часть. (1833 – 1897) Выдающийся немецкий композитор, создатель философски углубленных произведений для симфонического оркестра, в которых он выражал самые разные чувства и настроения. Он даёт нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени, создаёт музыкально обобщённый образ эпохи.
Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: почему художественное произведение можно уподобить загадке?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-169636
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Музыка, которую можно объяснить словами
Музыка, которую можно объяснить словами
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль…»
Да, действительно, музыка, исполняемая человеческими голосами, имеет известные преимущества перед музыкой оркестровой и фортепианной. Во-первых, звучание красивого, выразительного голоса обладает такой естественной человечностью, которую вряд ли постигнет даже самый певучий инструмент. Во-вторых, в песне или оперной арии мелодия, как правило, сочетается с конкретным поэтическим словом.
Давайте лучше разберёмся подробнее в художественных особенностях обоих видов музыкального искусства.
Некоторые люди считают, что содержание вокального произведения сосредоточено только в его словесном тексте. Достаточно, мол, заучить слова песни, а мотив придёт сам собой. Именно так полагал дядюшка Наташи Ростовой, о котором писал Лев Толстой в романе «Война и мир». Дядюшка был убеждён, что «в песне всё значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит, и что отдельного напева не бывает, и что напев так только, для складу». Подобную существенную ошибку допускают и иные современные слушатели.
Хотя мелодия каждой любимой песни в нашем представлении неразрывно сливается со словами, надо все же ясно представить себе, что музыка её составляет особую, вполне самостоятельную художественную ценность. Великий австрийский композитор Густав Малер как-то остроумно заметил, что «музыка в песне может выразить намного больше того, что говорят слова». Конечно, бывает и так, что на превосходные стихи пишется посредственная музыка. В этом случае удачной арии или песни всё же не получится, как бы ни хорош был текст. И наоборот, бывали примеры, когда гениальная музыка сочеталась с посредственными стихами. Следовательно, именно музыка определяет художественную ценность вокальной пьесы, её подлинное содержание. И слушая песню, романс, арию, мы прежде всего наслаждаемся красотой мелодии, навеянной поэтическим словом. Критерием художественного качества такой музыки служит ещё одно важное обстоятельство: насколько верно воплощает она идеи и образы стихов.
Вокальная музыка чаще всего сочетает пение с инструментальным сопровождением, или, как говорят, аккомпанементом. Во многих романсах, песнях, оперных ариях аккомпанемент выступает на равных правах с вокальной партией.
В сопровождении рояля или оркестра нередко иллюстрируются основные образы текста, подчёркивается звуковой фон, на котором разыгрывается действие. Например, в песне Шуберта «Форель» фортепианная партия как бы напоминает о лёгком движении реки, о весёлой игре водных струй.
Таким образом, при слушании вокальной музыки мы воспринимаем в неразрывной связи три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трёх элементов создаёт единый, цельный образ.
Известны различные формы классической музыки, предназначенной для симфонического оркестра: симфония, увертюра, симфоническая поэма, сольный инструментальный концерт.
Восприятие инструментальной музыки облегчается в тех случаях, когда композитор сопровождает своё сочинение литературной программой (то есть раскрывает конкретное наименование пьесы или её сюжет, почерпнутый из литературы, истории либо из современной действительности). Таковы увертюры Бетховена «Эгмонт», его же Шестая симфония («Пасторальная»), рисующая картины деревенского быта. Таковы некоторые сочинения Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада», симфоническая картина «Садко»), Мусоргского («Ночь на Лысой горе»). Таковы Первая симфония Чайковского, названная им «3имние грёзы», его же программные симфонические партитуры «Ромео и Джульетта» и «Буря» по Шекспиру и другие.
Авторы этих сочинений твёрдо рассчитывали на то, что слушателю заранее известен литературный сюжет и тогда понимание самой музыки может стать относительно конкретным, ибо оно опирается на реальные образы программы. Заглавие пьесы или литературная программа в данном случае способны направить по определённому руслу фантазию слушателя, помогая дорисовывать в его сознании то, что подсказал ему автор.
П. И. Чайковский прямо утверждал: «Я не хотел бы, чтоб из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, темпы и модуляции». Отсюда возникновение многих программных произведений, опирающихся на образы реального мира. Слушая эти произведения, мы не только наслаждаемся красотой мелодий, гармоний и оркестровых тембров, но и следим за развитием сюжета, конкретной идеи, заложенной в данной программе.
В своих программных пьесах авторы не раз изображали бурю, шторм, вьюгу, применяя для этого особые оркестровые эффекты и средства гармонии.
Картины природы всегда привлекали композиторов. Их множество: у французского клавесиниста Франсуа Куперена, в операх Кристофа Виллибальда Глюка, в оратории Йозефа Гайдна «Времена года», в концертах для скрипки с оркестром итальянского композитора Антонио Вивальди и многих других.
Антонио Вивальди называют «отцом симфонической программной музыки» потому, что многим своим концертам он давал программные названия. Есть среди них «Тревога», «Буря на море», «Охота», «Ночь» и др. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделённых программными названиями.
Вивальди является создателем жанра сольного инструментального концерта. Особенно знаменитые его программные концерты «Времена года» стали наиболее популярными у наших современников благодаря безграничному обаянию этой музыки.
Именно он создал жанр сольного концерта. Теперь уже не группа солистов, как принято в кончерто гроссо, а один-единственный вступает в единоборство с оркестром. Вот где простор для подлинного виртуоза! Он может продемонстрировать блеск и разнообразие своей техники, мощь и благородную красоту звука.
Слово концерт происходит от латинского «соревнуюсь». Это большое музыкальное произведение, в котором солист «соревнуется» с оркестром.
Каждый из них имеет развёрнутую поэтическую программу, изложенную в четырёх эпиграфах стихотворений, автор которых неизвестен. Допускают, что их составил сам композитор.
Являясь ранним примером программной музыки, эти концерты включают описательную музыку, имитирующую пение птиц, шум дождя, грозу, а во второй части даже собачий лай. Почти каждый такт связан с изобразительным рядом.
В концерте «Зима» композитор достигает вершины художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи («под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу»). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, треск льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.
Первая часть
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах…
Первая часть начинается со звуков завываний зимних ветров. Дрожа от холода, люди спешат домой, притопывая, чтобы спастись от неистового мороза…
Вторая часть
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя…
Но вдруг изнутри чувствуется согревающее тепло огня – солист играет тихую, прекрасную, спокойную мелодию – как будто переданные в звучании оркестра слышны капли дождя за окном…
Третья часть
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья…
Последняя часть возвращает слушателя в ледяной холод. В исполнении солирующей скрипки звучат первые робкие фразы, но, в конце концов, внезапно налетает буря, на этот раз – со стороны холодного севера. Но Вивальди словно говорит: «Веяние сирокко приходит с юга, весна не может быть слишком далеко…»
Презентация
В презентации использованы репродукции картин художников: Питер Брейгель Младший, Ян Брейгель Младший, Ян Брейгель Старший.