Мвд и прокуратура в чем разница
Различие полиции и прокуратуры?
Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:
1.За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
2.За соблюдением прав граждан.
3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
4.За выполнением работы приставами.
5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.
На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.
Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написатьзаявление с указанием выявленных нарушений.
B2.Полиция
Полиция- это система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции.
Общая деятельность полиции определена ФЗ «О полиции ».
Что входит в государственные услуги полиции?
1.полиция принимает заявления, сообщения граждан об административных правонарушениях
2.полиция принимает сообщения, заявления граждан, о преступлениях
3.полиция принимает заявления, сообщения о происшествиях
4.полиция принимает решения и рассматривает обращения, заявления, сообщения граждан
5.полиция принимает меры по сообщениям, уведомлениям, заявлениям
B3.Отличие между полицией и прокуратурой.
По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.
1.Исходя из определения.
Исходя из определения данных понятий можно сделать вывод,что прокуратура осуществляет в большей своей части надзор (это наблюдение и постоянный присмотр за исполнением законодательства),а полиция обеспечивает в большей своей части охрану (совокупность мер, направленных на предупреждение и своевременную защиту охраняемого от внешних и внутренних угроз).
2.Характер деятельности.
Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.
3.Предмет деятельности
Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного.
Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.
. ВАЖНО.
Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью.
В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия( В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом)
4.Взаимодействие с судом
Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд.
В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.
Разница между полицией и прокуратурой
В государстве Российская Федерация реализуется принцип разделения властей, и есть много служб, выполняющих сходные функции. Полиция и прокуратура — правоохранительные органы, обеспечивающие законность и правопорядок, следящие за соблюдением фундаментальных прав и свобод. Несмотря на смежные задачи, важно понимать, чем прокуратура отличается от полиции, чтобы знать, куда обращаться при нарушении прав или преступном посягательстве.
Что такое прокуратура
В России прокуратуру впервые учредил Петр I. Прокуратура — это централизованная система органов, функция которых — осуществление надзора за тем, чтобы госорганы, должностные лица и другие субъекты не нарушали законы. Она является военизированной структурой и обладает правом законодательной инициативы. Прокуроры могут реагировать на несоблюдение закона самостоятельно или на основании обращения к ним.
Возглавляет эту структуру Генеральный прокурор Российской Федерации. Его назначает Совет Федерации по рекомендации Президента РФ. Нормативной базой ее функционирования является Конституция и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Что такое полиция
Полиция — это организация, входящая в систему инстанций и структур МВД РФ. Издревле похожие задачи выполнял разбойный приказ, который был создан в XVI в. Основные функции — борьба с преступностью и обеспечение безопасности в обществе. Была образована из милиции в результате реформы 2011 г.
Полицейские расследуют большинство уголовных дел: кражу, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О Полиции» № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. Представителями полиции являются, в том числе оперуполномоченные и участковые.
Разница между полицией и прокуратурой
У этих органов много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав, а основные отличия содержатся в их принадлежности к разным ветвям власти и полномочиях.
Характер деятельности
Полиция входит в систему органов исполнительной власти и подчинена Министерству внутренних дел РФ и Президенту. Прокуратура, согласно Конституции, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона.
Задачи организаций
В обязанности всех правоохранительных органов входит обеспечение социального спокойствия и безопасности населения.
Функции и направления деятельности прокуратуры:
Задачами полиции являются:
Взаимодействие с судебной властью
Только суды могут осуществлять правосудие, судебная власть независима, поэтому с ней можно только взаимодействовать, но не оказывать влияние.
Прокурор может выступать стороной в судебном разбирательстве, давать заключения по вопросам, подавать представления на судебные решения. Например, прокурор может быть процессуальным истцом в гражданском процессе в делах о выселении, защите материнства и детства, социальной защите и т.д.
Таким образом, полиция — структура исполнительной власти, а прокуратура — независимая система органов надзора и контроля за компаниями и гражданами, законностью в социуме. Обе службы являются правоохранительными, но прокуратура занимается более тяжкими преступлениями и нарушениями закона.
Мвд и прокуратура в чем разница
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия
Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:
В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.
Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.
Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.
Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.
Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.
При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.
Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:
Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.
Прокурор разъясняет
Нередко граждане, пострадавшие от противоправных посягательств (например, которым причинен материальный вред путем хищения имущества, денег, ценностей, или вред здоровью) обращаются в органы прокуратуры с просьбой привлечь к ответственности виновных лиц.
Вместе с тем, прокуратура согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.
Однако прокуратурой надзор осуществляется не за соблюдением законов гражданами, а за соблюдением законов органами власти (в частности, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, судебными приставами, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие и т.д.).
Органом власти, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», является полиция.
Таким образом, в случае угрозы или нарушения гражданами прав и свобод других граждан, в том числе нарушения права на здоровье, собственность, проверки будут проводиться органами полиции.
Вместе с тем, следует учесть, что в системе правоохранительных органов полиция не является единственным представителем.
Так, к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, следственный комитет, служба судебных приставов, министерство чрезвычайных ситуаций, федеральная служба безопасности, таможенные органы и другие.
Одним из критериев разделения полномочий данных органов в сфере обеспечения прав и свобод граждан является вид совершенного преступления.
Так, в случае хищения у граждан имущества и денежных средств путем кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в случае причинения вреда здоровью легкого (ст.115 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), расследованием данных преступлений будет заниматься полиция.
Органы расследования службы судебных приставов занимаются расследованием неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК РФ).
Следственный комитет в основном расследует тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, например, убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и другие.
Вместе с тем, разграничение полномочий органов не означает, что в случае совершения противоправных посягательств, гражданам будет отказано в приеме заявления со ссылкой на обращение в неуполномоченный орган власти.
Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Таким образом, в случае обращения гражданина в неуполномоченный орган, его заявление в любом случае будет зарегистрировано и направлено в уполномоченный орган для рассмотрения по существу.
Разъясняет прокуратура Ванинского района
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
26 апреля 2018, 00:00
Разграничение полномочий прокуратуры и правоохранительных органов
Нередко граждане, пострадавшие от противоправных посягательств (например, которым причинен материальный вред путем хищения имущества, денег, ценностей, или вред здоровью) обращаются в органы прокуратуры с просьбой привлечь к ответственности виновных лиц.
Вместе с тем, прокуратура согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.
Однако прокуратурой надзор осуществляется не за соблюдением законов гражданами, а за соблюдением законов органами власти (в частности, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, судебными приставами, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие и т.д.).
Органом власти, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», является полиция.
Таким образом, в случае угрозы или нарушения гражданами прав и свобод других граждан, в том числе нарушения права на здоровье, собственность, проверки будут проводиться органами полиции.
Вместе с тем, следует учесть, что в системе правоохранительных органов полиция не является единственным представителем.
Так, к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, следственный комитет, служба судебных приставов, министерство чрезвычайных ситуаций, федеральная служба безопасности, таможенные органы и другие.
Одним из критериев разделения полномочий данных органов в сфере обеспечения прав и свобод граждан является вид совершенного преступления.
Так, в случае хищения у граждан имущества и денежных средств путем кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в случае причинения вреда здоровью легкого (ст.115 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), расследованием данных преступлений будет заниматься полиция.
Органы расследования службы судебных приставов занимаются расследованием неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК РФ).
Следственный комитет в основном расследует тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, например, убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и другие.
Вместе с тем, разграничение полномочий органов не означает, что в случае совершения противоправных посягательств, гражданам будет отказано в приеме заявления со ссылкой на обращение в неуполномоченный орган власти.
Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Таким образом, в случае обращения гражданина в неуполномоченный орган, его заявление в любом случае будет зарегистрировано и направлено в уполномоченный орган для рассмотрения по существу.