Мвф что это такое
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Что такое МВФ. Объясняем простыми словами
МВФ (Международный валютный фонд) — организация, которая выдаёт кредиты государствам, временно столкнувшимся с кризисом ликвидности.
Международный валютный фонд существует на взносы государств, входящих в него (189). Если какая-то из этих стран столкнётся с кризисом ликвидности, МВФ может выделить ей кредиты — вместе с рекомендациями и определёнными условиями (например, провести реформы).
Ещё МВФ занимается статистикой, чтобы на её основе принимать решения о способах сохранения стабильности и делать прогнозы. С 1980 года фонд два раза в год публикует доклад World Economic Outlook. В нём содержатся свежие макроэкономические показатели стран мира. Доклад МВФ отражает состояние мировой экономики. Кроме того, фонд делает прогноз экономического роста.
Пример употребления на «Секрете»:
(Из новости о том, что международные резервы России в 2021 году достигли рекорда.)
История
МВФ появился в 1944 году. Россия входит в МВФ с 1992 года. По мнению Анатолия Чубайса, в 90-е годы Россия не смогла бы преодолеть кризис без помощи МВФ: «В какой-то момент по стечению обстоятельств мне говорят, что вопрос жизни и смерти — это займы МВФ. Без большого пакета МВФ пройти кризис невозможно. Бросай всё, делай, что хочешь, но добейся кредитов».
Нюансы
В 2010-х годах МВФ коренным образом изменила политику в отношении контроля движения капитала. Эксперты долгое время выступали против. Считалось, что ограничивают международные потоки капитала только страны с неэффективной экономической политикой. Теперь же специалисты МВФ поддерживают эти меры для борьбы с оттоком капитала.
«Традиционно считалось, что либерализация счета движения капиталов — это всегда хорошо, а контроль над ним — всегда плохо, — заявил Оливье Бланшар, бывший главный экономист МВФ. — Сейчас я заметил, что мышление изменилось отчасти потому, что оно было ошибочным уже тогда и очевидно ошибочным — во время кризиса».
Критика
В мае 2021 года первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов сравнил МВФ с черепахой. По мнению российского регулятора, МВФ так долго вырабатывает свои рекомендации, что к моменту выхода они уже не отвечают экономическим реалиям.
«Например, мы получили сомнительную рекомендацию снизить ставки осенью прошлого года Похоже, они анализировали данные за период, предшествующий осени, то есть летний или весенний. Слава богу, мы не обязаны следовать их рекомендациям», — заключил он.
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд – МВФ, финансовое учреждение при Организации Объединенных Наций. Одной из главных функций МВФ является выдача государствам кредитов для компенсации дефицита платежного баланса. Выдача кредитов, как правило, увязывается с комплексом рекомендованных МВФ мер по оздоровлению экономики.
Международный валютный фонд, представляет собой особое заведение ООН. Головной офис расположен в столице США – городе Вашингтон.
Международный валютный фонд был основан в июле 44 года прошлого века, однако только в марте 1947 года начал свою практику, выдавая нуждающимся странам краткосрочные и средние по срокам займы в условиях недостатка платёжного баланса страны.
МВФ независимая организация, действующая согласно собственно устава, цель заключается в том, чтобы наладить сотрудничество между странами в сфере валютных финансов, а также стимулировать международную торговлю.
Функции МВФ сводятся к следующим действиям:
В полномочия МВФ (International Monetary Fund) входят действия по формированию и выдаче участникам финансовых резервов по специальной формочке «Особые привилегия по заимствованию». Ресурсы МВФ образуются за счёт подписей, или «квот» участников фонда.
На верхушке пирамиды МВФ находится общий совет управленцев, в который входит руководитель и его заместитель страны участника фонда. Чаще всего, в роли управленца выступает министр финансов государства, или управляющий ЦБ. Именно собрание и решает все основные вопросы касательно деятельности Международного валютного фонда. За формирование политики фонда и исполнение действий несёт ответственность исполнительный совет, в состав которого входит двадцать четыре директора. Привилегией выбора главы пользуются 8 стран, которые имеют самую большую квоту в фонде. В их число входят практически все страны из большой восьмёрки.
Исполнительным советом МВФ выбирается распорядитель на ближайшие пять лет, возглавляющий общий штат сотрудников. Со второго летнего месяца 2011 года, глава МВФ – француженка Кристин Лагард.
Воздействие International Monetary Fund на мировую экономику
Кредит МВФ выдаёт странам в паре случаев: на погашение платёжного дефицита и поддержание макроэкономической стабильности государств. Страна, которая нуждается в дополнительной иностранной валюте, производит её покупку, либо берёт взаймы, предоставляя в обмен ту же сумму, только в той валюте, являющейся официальной в данной стране и поступает в виде депозитария на текущий счёт МВФ.
В целях укрепления международного экономического сотрудничества в рамках международных отношений и создания процветающих экономик, в 44-м году и были задуманы такие организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Несмотря на схожие идеи, задачи и функции двух организаций несколько различаются.
Так МВФ поддерживает развитие международных отношений в сфере финансовой безопасности, предоставляя краткосрочные и среднесрочные займы, а также консультации по вопросам ведения политики в сфере экономики и поддержания финансовой стабильности.
В свою очередь, Всемирным банком проводятся меры, позволяющие странам достичь экономического потенциала, а также снизить порог бедности.
Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.
Сотрудничество между МВФ и Беларусь началось в июле 1992 года. Именно в этот день, Республика Беларусь стала участником Международного валютного фонда. Изначальная квота Беларуси составила чуть более 280 миллионов СДР, которая позже была доведена до 386 миллионов СДР.
МВФ содействует Республике Беларусь по трём векторам:
МВФ для Беларуси оказывал финансовую помощь дважды. Так в 1992 году, РБ был предоставлен кредит в размере 217,2 миллиона долларов США для системных трансформаций в экономике. И ещё 77,4 миллиона долларов США по кредитному соглашению «стенд-бай». К началу 2005 года страна расплатилась полностью с МВФ.
Второй раз, руководство страны обратилось к МВФ в 2008 году, с просьбой снова оказать кредитование по системе «стенд-бай». Программа финансирования была согласована в январе 2009 года и Республике Беларусь выделили 2,46 миллиарда долларов США сроком на пятнадцать месяцев. Позже сумма была увеличена до 3,52 миллиарда долларов США.
Реализованные программы позволили Республике Беларусь сохранить стабильность на рынке валютных операций, устойчивость финансовой системы, избежать дефицита платёжного баланса и сделать невозможное, – сократить безработицу, сведя её к минимуму.
Беларусь в 2015 году погасила обязательства перед МВФ по предоставленному в рамках программы «стенд-бай» кредиту.
Белорусские власти ведут переговоры о получении нового кредита МВФ на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. Для выделения кредита МВФ призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии реформ в сфере экономики. На 2020 год никаких договоренностей достигнуть не удалось.
10 сентября 2020 года стало известно, что власти Беларуси не смогли договориться с МВФ о предоставлении финансовой поддержки в связи с ухудшением глобальной экономической ситуации и пандемией коронавируса.
Как отмечает МВФ, большое значение имеет улучшение бизнес климата страны, в том числе посредством вступления в ВТО и развития конкуренции на товарных рынках. Стране также необходимо проводить осторожную денежно-кредитную политику для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.
МВФ — что это и чем занимается данный фонд.
Международная деятельность стран связана с различными видами отношений. Страны могут кредитовать друг друга или отдавать деньги взаймы для различных нужд на основании договоров. Чтобы все эти действия имели узаконенный характер и не возникало претензий друг к другу, нужно было создать общую систему для взаимного кредитования.
Это стало основанием для создания общего валютного фонда мирового масштаба на съезде ведущих экономистов мировых банков основных держав в 1944г. 29 держав подписали соглашение об участии в МВФ. С 1947г. МВФ начал работу.
Целью создания такой структуры стала необходимость восстановления межстрановой торговли в послевоенное время и стабилизации валютной системы. Первой державой, которая получила займ для поддержания денежной стабильности, стала Франция в 1947г. Сейчас фонд координирует валютную политику стран-участников, предоставляет краткосрочные ссуды для поддержания валютного баланса.
Что такое МВФ?
Это специальный фонд на базе ООН, который имеет главный офис в США (Вашингтон). Его участниками являются 189 стран. Он был сформирован для создания международного сотрудничества государств в финансово-валютной сфере, поддержания курсов мировых валют, обеспечения нуждающихся стран деньгами на краткосрочном периоде.
Фонд собирает статистические данные о международных платежах, уровне инфляции, финансового состояния стран, объемах золотовалютных резервов. Если участник фонда берет займ для улучшения финансового положения, то она должны выполнять выдвигаемые рекомендации по оздоровлению своей финансовой системы.
Чтобы вступить в фонд, каждая стана вносит квоту (членский взнос) в бюджет МВФ. Собранные средства идут на кредитования стран. Исходя из объема квоты рассчитывается сумма, которую вправе получить страна-участник, а также количество голосов, которые она имеет при принятии какого-либо решения. Самое большое число голосов традиционно имеют Соединенные Штаты. Объем их квоты составляет более 17% в общей массе. Для сравнения, доля России – 2,5%, что составляет около 9 млрд.долл.
Управляет МВФ Совет Управляющих, куда входят по два человека от каждого государства. Собрание проводится традиционно раз в год
Крупнейшими заемщиками Фонда являются Польша, Греция, Украина, Марокко. Россия получила займ в 1999г и полностью его погасила в 2005г.
Ученые неоднозначно оценивают роль МВФ. На протяжении периода работы, Фонд часто сопровождали скандалы, что заставило менять изначальные цели и задачи. И по сей день они находятся в процессе реформирования. Критика связана с американским влиянием и неэффективностью выдвигаемых рекомендаций по выходу из кризисов.
Голоса при принятии важных решений распределяются прямопропорционально квоте. США имеет 17%, но этого недостаточно, чтобы принять окончательное решение. Для одобрения нужно 85%. Однако, доли США хватает, чтобы блокировать принятые решения. Тем самым США прямо руководит действиями МВФ.
Зачем нужен МВФ?
МВФ выполняет определенные функции, которые нужны для функционирования межстрановых отношений:
Таким образом, роль фонда достаточно велика, хотя и отношение к нему неоднозначное. Все ведущие державы состоят в фонде. На их долю приходится 90% мировой торговли и 80% производства.
Состав МВФ.
Управленческим органом МВФ является Управляющий Совет, в который входят по два представителя от каждого участника. Представители назначаются на эту должность на 5 лет. Совет решает основные вопросы Фонда, например, включение и исключение участников, внесение поправок в действующие и новые соглашения, пересмотр долей стран и пр.
Исполнительный Совет состоит из 24 членов. Дважды в год они собираются и отчитываются об общем состоянии валютной системы, а также о политических, оперативных, административных делах, о выделении кредитных линий, проведении надзорных мероприятий и пр.
Из такого же количества членов состоит и Временный Комитет, который вместе с Комитетом по Развитию консультирует управляющих по различным вопросам.
Решения принимаются стандартным подсчетом большинства голосов (больше 50%). Если вопросы имеют стратегический характер, то количество голосов «за» должно быть больше 85%. Но опять же США имеет право наложить запрет на принятое решение, которое неугодно им. США и Европа совместными силами могут контролировать процесс вынесения решения и направлять его в угоду своих интересов.
По каким вопросам в МВФ могут обращаться страны?
Государства-участники могут обращаться к Фонду по вопросам поддержания ликвидности, валютной ситуации, кредитованию, решению спорных вопросов. По схема кредитования выделяют следующие:
Таким образом, МВФ играет большую роль в международных отношениях. Есть его как сторонники, так и противники. История показала, что достаточно много фактов, когда МВФ сыграл отрицательную роль, например, пример с Югославией, когда страна просто развалилась, не выдержав давления Фонда. Тем не менее, и положительные стороны так же есть. При недостаточности средств для поддержания баланса, каждая страна-участник может взять нужную сумму в кредит с условием возврата и выполнения требований Фонда.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд является межправительственной валютно-финансовой организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. МВФ учрежден решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Практическую деятельность Фонд начал 1 марта 1947. Штаб-квартира расположена в г. Вашингтон (США). Членами МВФ в настоящее время являются 188 государств. Общая численность персонала насчитывает приблизительно 2500 сотрудников из 156 стран. Директор-распорядитель МВФ – Кристин Лагард (гражданка Франции).
В своей деятельности МВФ сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции. Основными задачами фонда являются поддержание стабильности мировой финансовой системы и сбалансированного роста международной торговли, содействие устойчивости обменных курсов валют и равновесию платежных балансов, создание многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами МВФ, а также развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
Еще одним органом управления МВФ является Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), базирующийся в Вашингтоне, который включает в себя руководителей финансовых ведомств государств-членов (министров или других официальных лиц сопоставимого уровня). Это консультативный орган Совета Управляющих, проводящий свои заседания два раза в год. МВФК докладывает Совету о состоянии международной валютной системы и ее функционировании, а также о предложениях по внесению поправок в Устав МВФ и др.
Исполнительный совет под руководством Директора-распорядителя отвечает за оперативную деятельность МВФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом управляющих. Его заседания проводятся на постоянной основе в штаб-квартире Фонда. В настоящее время он состоит из 24 исполнительных директоров. Директор-распорядитель МВФ выбирается Исполнительным советом и является руководителем персонала. Три заместителя назначаются Директором-распорядителем с одобрения Исполнительного совета.
Количество голосов каждого государства-члена в руководящих органах зависит от размера его квоты в капитале МВФ, существующей в виде т.н. специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR). СДР являются, по сути, искусственным резервным платежным средством или т.н. синтетической валютой, которая представляет собой потенциальное право государств-членов на часть внесенных в фонд денег. СДР существуют только в безналичной форме, имеют ограниченную сферу применения (обращается только внутри МВФ) и рассчитываются на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллара США, евро, иены и фунта стерлинга. В октябре 2016 г. в корзину СДР войдет также юань, который станет третьей по весу валютой с долей в 10,92% (соответствующее решение принято руководством Фонда 30 ноября 2015 г.).
Крупнейшая квота – у США (42,1 млрд. СДР или 17,7% всех голосов). Каждое из пяти государств-членов, имеющих наибольшие квоты (США, Япония – 15,6 млрд. СДР, ФРГ – 14,5 млрд. СДР, Великобритания – 10,7 млрд. СДР и Франция – 10,7 млрд. СДР), назначает своего исполнительного директора. 3 директора представляют каждый свою страну (Россия, КНР и Саудовская Аравия), 16 директоров избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп с учетом принципа географического представительства. Российская квота в капитале МВФ – 5,9 млрд. СДР (2,5%).
Механизмы финансовой помощи МВФ государствам-членам варьируются в зависимости от характера макроэкономических проблем, которые необходимо решать (механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, экстренная помощь, механизм финансирования для преодоления внешних шоков и т.д.). Соглашения «стэнд-бай» обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной определенных условий.
Крупнейшие по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл. США – пришлись на 1997-1999 гг. Основными реципиентами помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансового кризиса – Южная Корея, Индонезия, Бразилия и Россия. В 2009 г. в рамках новых соглашений о заимствованиях было принято решение о рекордном увеличении доступных по линии МВФ ресурсов до 600 млрд. долл. в целях антикризисной поддержки платежных балансов развивающихся стран.
После Сеульского саммита «двадцатки» (ноябрь 2010 года) наметились существенные подвижки в процессе проведения реформы МВФ. На саммите был утвержден план перераспределения квот и голосов в МВФ, который приводит расстановку сил в Фонде в большее соответствие с реалиями мировой экономики. Предполагается, что свыше 6% голосов будет перераспределено в пользу динамично развивающихся стран с переходной экономикой и от «перепредставленных» стран к «недопредставленным». При этом, однако, совокупная доля развивающихся стран и государств с переходной экономикой увеличится лишь на 2,8% (с 39,5% до 42,29%), что не вполне соответствует заявленным целям реформы. В качестве компенсации в совете директоров МВФ представителям развивающихся стран будет выделено на ротационной основе два дополнительных места за счет европейских государств.
Одновременно должно состояться удвоение капитала Фонда с нынешних 329 млрд.долл. до 659 млрд.долл.
В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял бюджетные законопроекты, касающиеся ключевых положений Сеульского плана действий по реформированию МВФ. Таким образом, менеджмент МВФ получил возможность приступить к практическому завершению процесса реформы.