Мы долго выясняли что прибудет ли сегодня поезд
Конспект урока русского языка «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Схематический диктант.
а) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
б) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосны.
в) Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»»
Русский язык 9кл. 23.12.16г
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Цели урока: закрепить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными; продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными; учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП; пробудить у учащихся осознанный интерес к родной литературе.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
— Индивид.раб.со слабыми уч-ся (карточки)
III. Самостоятельная работа
1) Определите вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).
2) Найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
IV. Изучение новой темы.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду — чего? вижу — что и т. п. Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:
1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.
2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.
Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе
указательные слова, которые чаще всего выражены указательными
местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять: Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь.
2) Работа с учебником. Отработка умений и навыков
Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное. Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который.
3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Запомни! Использование в одном и том же предложении союза
И частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
3) Схематический диктант.
а) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
б) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосны.
в) Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
— В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
— При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?
Конспект урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Русский язык 9кл. 23.12.16г
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Цели урока: закрепить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными ; продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными; учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП; пробудить у учащихся осознанный интерес к родной литературе.
II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
— Индивид.раб.со слабыми уч-ся (карточки)
III. Самостоятельная работа
1) Определите вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).
2) Найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
IV. Изучение новой темы.
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы непол ными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при по мощи:
1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.
2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.
Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе
указательные слова, которые чаще всего выражены указательными
место имениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять: Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь.
2) Работа с учебником . Отработка умений и навыков
3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда поки ну родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили зара нее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Запомни! Использование в одном и том же предложении союза
И частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
3) Схематический диктант.
а) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
б) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосны.
в) Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
— В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
— При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?
СПП с придат.определит.
СПП с придат. изъяснит.
Вопр косв падежей (Кого?Чего? Чем?)
Союзн. словами союзами
Закончите предложение придаточными изъяснительными.
– Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.
Дописать предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Учитывать при этом своё мнение о героях комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», их поступках, поведении и т. д.
Методическая разработка урока по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
2. Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
3.Воспитающая цель: воспитание уважения к предмету, любви к слову.
Основные понятия: простые и сложные предложения, сложноподчиненные предложения (СПП).
Методические приемы: кодированный диктант, фронтальный опрос обучающихся, запись под диктовку, работа с учебником, комментированное письмо, работа с учебными карточками, графический диктант.
Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык.9 класс», компьютер, учебные карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала
· нацеливание обучающихся на работу;
· проверка готовности класса к уроку;
· повторение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих.
1.Опрос по теории предыдущих уроков, проверка домашнего задания
Цель: систематизация имеющихся у обучающихся знаний
2.С помощью чего присоединяются придаточные предложения к главному?
3.Как отличить союз от союзного слова?
4.По каким признакам мы можем определить, что это главное предложение?
5.На какой вопрос отвечают придаточные определительные? Какое место занимают придаточные по отношению к главному?
6. К чему относятся придаточные определительные в главном предложении? С помощью чего присоединяются придаточные определительные к главному предложению?
7.Какие придаточные называются местоименно- определительными?
8.Как отличить придаточные определительные от придаточных местоименно- определительных? Привести примеры.
Цель: отработка имеющихся у обучающихся умений постановки знаков препинания в СПП, графическое выделение частей СПП, определение средств связи в них.
Задание: записать под диктовку предложения, расставить знаки препинания. Выделить графически части СПП, определить средства связи в них.
1.Чтобы сократить путь, я свернул с утоптанной проселочной дороги и пошел напрямик.
2.Мне показалось, что меня окликнули.
3.Здесь недавно кто-то прошел, потому что следы еще не успела замести поземка.
4.Пока я выбирался из леса, совсем рассвело.
· знакомство с придаточными изъяснительными;
а) рассмотрение упражнение для наблюдения №49 (устно).
б) чтение теоретического материала
(Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»)
в)мини-опрос после прочтения теоретического материала
в) коллективное заполнение таблицы
(продолжение заполнения таблицы при изучении темы «СПП. Виды придаточных предложений»)
Виды придаточных предложений
На какой вопрос отвечает
При помощи чего присоединяется
Цель: эмоциональная разгрузка обучающихся
Цель: контроль усвоения знаний и умений обучающихся по изучаемой теме и применение их на практике.
1.Комментированное письмо. (Слайд №2)
Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.
1.Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало.2.Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3.Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4.Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Нужно запомнить! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, так как частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
2.Работа с учебником (письменно)
3.Учебные карточки ( письменно, выполняют слабые обучающиеся)
Исправить грамматические ошибки и записать предложения.
1.Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.( Учитель сказал, что завтра будет спрашивать меня по всему разделу.)
2.Прохожий спросил, что где находится библиотека. (Прохожий спросил, где находится библиотека.)
3.Я хотел узнать, что сколько ребят участвует в спектакле. (Я хотел узнать, сколько ребят участвует в спектакле.)
4.Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. (Дедушка сказал мне, что в мои годы он никогда не унывал.)
5.Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. (Галя поинтересовалась, приду ли я на утренник.)
6.Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам. (По окончании четверти родители сказали, что мне следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.)
4.Графический диктант (Слайд №3)
Задание 1.Не записывая предложений, обучающийся чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.
И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.
Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За все, что человек берет, он платит собой. […все,(что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли….).
Задание 2.Разберите по составу слова: памятный, переливаясь¸ лесистым, перебегающий.
Цель: обобщение, систематизация изученного материала.
Фронтальная беседа с обучающимися
· На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
· К чему относятся придаточные изъяснительные? Как располагается придаточное изъяснительное, его место по отношению к главному предложению?
· Назовите средства связи, которые соединяют главное предложение с придаточным изъяснительным.
Цель: оценка обучающихся своей работы на уроке, степени активности.
· Что удалось и не удалось на уроке?
· Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?
Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.
I Х. Домашнее задание
Цель: сообщение и разъяснение обучающимся домашнего задания (новый теоретический материал по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными», №58, выписать из художественной литературы 5 предложений с придаточными изъяснительными, начертить схемы предложений.)
1.Бархударов, С.Г. Русский язык. 9 класс.-М.:Просвещение,2011.
2.Егорова, Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс,-М.:Вако,2012
3.Предложения из произведений художественной литературы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Методическая разработка урока по русскому языку «Сложноподчиненное предложение»
Конспект урока русского языка на 1 курсе
Составила: Тринцукова Ирина Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии
Тип урока: повторительно-обобщающий.
— закрепить умение определять структуру СПП;
— учить расставлять знаки препинания;
— закреплять навыки правописания;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Организация рабочей обстановки.
Проверка домашнего задания.
— Зачитайте предложения, которые вы составили по схемам, охарактеризуйте их.
— Охарактеризуйте группы сложноподчиненных предложений.
Повторение ранее изученного материала.
— Выпишите СПП с придаточными изъяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) В лучах росистых в лучах зеленых теч…т реч…нка что мне мила. (Ф.Фатьянов) 2) Один только старич…к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л.Толстой) 3) Вмиг по речи те спознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок. (А.Пушкин)
— Какие предложения выписали? Почему?
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду – чего? вижу – что и т.п.
Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:
Мы с другом условились…
По внешнему виду можно предположить…
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:
а) союзов (что, как, будто, чтобы, ли);
б) союзных слов (что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему).
Многие СПП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:
Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С.Маршак)
1. Комментированное письмо.
1) Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало.
2) Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными.
3) Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило.
4) Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной.
5) Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
— Запомните! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, т.к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
2. Редактирование предложений.
— Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях:
1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать.
2) Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.
— Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.
1) Николай сказал, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей.
2) Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать.
3) Я знал, что брат придет завтра.
4) Я никак не мог решиться сказать матери то, что задумал уехать.
5) Она поняла то, что за человек он был.
6) Лектор говорил, что всем было известно.
7) Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
3. Графический диктант.
1) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2) Любке сказали, чтобы она подумала, не лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. 3) На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. 4) Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5) Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. 6) Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. 7) Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги.
— В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
— При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?
— Закончите предложения придаточными изъяснительными.
Я давно знал, откуда…
Я давно знал, когда…
Я давно знал, сколько…
Я давно знал, какой…
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Разработка урока по теме: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Урок русского языка в 9 классе
Попова Наталья Анатольевна
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Цель урока: закрепить алгоритм распознавания структуры СПП, дать общее представление о придаточных изъяснительных, показать особенности СПП с придаточными изъяснительными, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Цели деятельности учителя:
1) научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным от других видов предложений;
2) сформировать представление о придаточном изъяснительном;
3) организовать самостоятельную деятельность каждого учащегося по построению определения понятия “придаточное изъяснительное);
4) воздействовать эмоционально через содержание текста, создать педагогические условия для размышления над проблемой преодоления трудностей человеком.
Цели деятельности учащихся:
1)научиться отличать сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным от других видов предложений;
2) узнать о характеристиках придаточного изъяснительного;
3) построить определение понятия “придаточное изъяснительное”;
4) закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания
— личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
-познавательные:умение работать с информационным материалом; умение отбирать нужную информацию;анализировать текст;выстраивать логическую церь рассуждений: умение аргументировать свою позицию;
— коммуникативные:владение монологической и диалогической формой речи;развитие навыков работы в группах;
-регулятивные:устанавливать последовательность действий при выполнении заданий;развитие самостоятельной творческой деятельности;
— предметные: организация познавательной деятельности;применение теоритических знаний на практике;проявление элемента творчества при выполнении заданий.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проект, интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет.
Тип урока – комбинированный с элементами исследовательской деятельности.
Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
— как вы понимаете данное высказывание?
— О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?
II. Повторение. 1.Задание : заполните кластер недостающими компонентами (распечатка)
Цель работы: вспомнить виды сложных предложений
2.Проверка (коллективная работа)
3.Проверка домашнего задания.
Цель: Вспомнить определение СПП с придаточным определительным.
Сформулируйте определение СПП с придаточным определительным в форме СПП с придаточным определительным.
Сформулируйте определение СПП с придаточным определительным в форме синонимичной конструкции с причастным оборотом.
4.Готовимся к ГИА. Проверка практических навыков.
Цель: проверить навыки работы с тестом при выполнении заданий на определение разных видов сложного предложения
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
5.Оценка деятельности данного этапа урока.
— насколько хорошо вы знаете материал о СПП с придаточными определительными, какие трудности испытываете?
III. Усвоение нового материала.
1.Вопрос: В чем особенность этого предложения? Работа с высказыванием Шанского Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
— Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью. Лингвист Николай Максимович Шанский сказал, что на примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения..
— Какое это предложение? найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?
Мы будем сегодня говорить о таких предложениях.
Проведите исследование: проанализируйте предложения. Что у них общего?
Выделите главное и придаточное предложение, задайте вопрос от главного к придаточному. Выделите союзы и союзные слова
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны, всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел, трудно сказать ( ).
7. Боюсь предугадать ( ), какова будет его реакция и волнуюсь
8. Он поинтересовался ( ), крепка ли наша дружба.
Вывод: такие предложения называются СПП с придаточным изъяснительными- У одного из предложений есть особенность. Какая особенность и в каком предложении?
3.Оформите результаты исследования в таблице, воспользовавшись § учебника.
Союзы · что, как, будто, как будто, чтобы, ли.
Союзные слова что, как, кто, который, где, куда, когда, сколько, почему и т. д.
Узнать, какое место занимают
Выяснить, какое слово поясняют
Узнать, может ли быть указательное слово
4. Проверка (коллективная работа)
— дайте полный ответ по теме «СПП с придаточными изъяснительными»
1.Задание: Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
1.Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности. 3. Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский.
Определите, где что (союз или союзное слово) присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное.
Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
Отличие союзов союзных слов.(материал для повторения)
В придаточных изъяснительных что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
Вспомним, как отличить союзы от союзных слов.
1.Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.
2.Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.
3.На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.
Ученики видели, как мастер раскрашивает поделку. Союз.
3. Задание: Определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. Расставить знаки препинания.
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет.
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?
Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу придавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с..нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.
(А. Куприн)
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.Сделайте вывод.
Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )
В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения. Запомни! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.
1.Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать. 2.Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.3. Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 4. Прохожий спросил, что где находится библиотека. 5. Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 6. Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 7. Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 8. Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.
Вывод по этому этапу урока:
Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо. Союз является лишеим, т.к. ли выполняет роль союза.
V. Подведем итоги. Рефлексия
А за основу возьмите следующие конструкции :
Могу с уверенностью сказать, …
Мне интересна мысль, …
Вариант 2 Выписать из романа Пушкина «Евгений Онегин» 5-7 предложений с придаточными изъяснительными, провести пунктуационный разбор этих предложений
Вариант 3.Напишите рассуждение «Согласны ли вы с высказыванием Николая Максимовича Шанского : «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».(5-7 предложений)
Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
1. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
1) падежные вопросы
2) вопросы определения
3) падежные и вопросы определения
4) вопросы обстоятельства
2. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
1) с помощью союзных слов
2) с помощью частицы ли
3) с помощью союзов
4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли
3. Место придаточного изъяснительного по отношению к главному
1) после главного предложения
2) в середине предложения
3) перед главным
4) любая позиция по отношению к главному
4. Укажите ложное высказывание:
1) изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния
2) без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл
3) изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов
4) изъяснительное придаточное относится только к глаголам
5. Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]
1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
6. Укажите СПП с придаточным изъяснительным
1) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
2) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
3) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
4) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
7. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
1) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
2) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
4) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
8. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
3) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
4) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
9. Определите предложение с придаточным изъяснительным.
1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
3) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
4) Настало время, когда я решил отправиться в путь.
10. Определите предложение с придаточным изъяснительным:
1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
4) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
11. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.
1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
2) Говорили, будто его видели в городе.
3) И послышалось мне, будто снег скрипит.
4) Непонятно, откуда берётся эта пыль.
12. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.
1) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
2) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
3) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
4) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.
13. Какая характеристика предложения верна:
Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них
1) ССП;
2) простое;
3) СПП с придаточным определительным;
4) СПП с придаточным изъяснительным;
14. Определите средство связи придаточной изъяснительной части с главной в сложноподчиненных предложениях.
1) Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М. Громов).
2) Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С. Голицын).
А. Союз.
Б. Союзное слово.
15. Докажите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.
Юморески Антоши Чехонте по жанру и форме похожи на то, что изо дня в день печаталось в «Стрекозе», «Будильнике» и «Осколках» (М. Громов).
1) ЧТО — союз, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения; членом предложения не является.
2) ЧТО — союзное слово, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения, являясь при этом членом предложения (подлежащим в придаточной части), и выражено относительным местоимением.
16. Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?
Мне верить хочется, что сердце не игрушка. (Н. Заболоцкий).
1) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.
2) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 9 классе
Попова Наталья Анатольевна
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Цельурока: закрепить алгоритм распознавания структуры СПП, дать общее представление о придаточных изъяснительных, показать особенности СПП с придаточными изъяснительными, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Цели деятельности учителя:
1) научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным от других видов предложений;
2) сформировать представление о придаточном изъяснительном;
3) организовать самостоятельную деятельность каждого учащегося по построению определения понятия “придаточное изъяснительное);
4) воздействовать эмоционально через содержание текста, создать педагогические условия для размышления над проблемой преодоления трудностей человеком.
Цели деятельности учащихся:
1)научиться отличать сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным от других видов предложений;
2) узнать о характеристиках придаточного изъяснительного;
3) построить определение понятия “придаточное изъяснительное”;
4) закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания
Формирование УУД
— личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
-познавательные:умение работать с информационным материалом; умение отбирать нужную информацию;анализировать текст;выстраивать логическую церь рассуждений: умение аргументировать свою позицию;
— коммуникативные:владение монологической и диалогической формой речи;развитие навыков работы в группах;
-регулятивные:устанавливать последовательность действий при выполнении заданий;развитие самостоятельной творческой деятельности;
— предметные: организация познавательной деятельности;применение теоритических знаний на практике;проявление элемента творчества при выполнении заданий.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проект, интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет.
Тип урока – комбинированный с элементами исследовательской деятельности.
Ход урока.
I. Мотивация.
Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
Вопросы :
— как вы понимаете данное высказывание?
— О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?
II. Повторение.1.Задание: заполните кластер недостающими компонентами (распечатка)
Цель работы: вспомнить виды сложных предложений
2.Проверка (коллективная работа)
3.Проверка домашнего задания.
Цель: Вспомнить определение СПП с придаточным определительным.
Сформулируйте определение СПП с придаточным определительнымв форме СПП с придаточным определительным.
Сформулируйте определение СПП с придаточным определительным в форме синонимичной конструкции с причастным оборотом.
4.Готовимся к ГИА. Проверка практических навыков.
Цель: проверить навыки работы с тестом при выполнении заданийна определение разных видов сложного предложения
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.
Ответ: 3,4
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
Ответ: 3,7
5.Оценка деятельности данного этапа урока.
— насколько хорошо вы знаете материал о СПП с придаточными определительными, какие трудности испытываете?
III. Усвоение нового материала.
1.Вопрос: В чем особенность этого предложения?Работа с высказыванием Шанского Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
— Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью. Лингвист Николай Максимович Шанский сказал, что на примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения..
— Какое это предложение? найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?
Мы будем сегодня говорить о таких предложениях.
Проведите исследование: проанализируйте предложения. Что у них общего?
Выделите главное и придаточное предложение, задайте вопрос от главного к придаточному. Выделите союзы и союзные слова
1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен (), что он справится с заданием.
4. Известно () что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны, всякий знает ().
6. Сколько он так просидел, трудно сказать ().
7. Боюсь предугадать (), какова будет его реакция и волнуюсь
8. Он поинтересовался (), крепка ли наша дружба.
Вывод: такие предложения называются СПП с придаточным изъяснительными- У одного из предложений есть особенность. Какая особенность и в каком предложении?
3.Оформите результаты исследования в таблице, воспользовавшись § учебника.
Ключевые слова
Цель
Результат
Отвечают
Установить вопросы
Падежные вопросы
Присоединяются
Определить средства связи
Союзы что, как, будто, как будто, чтобы, ли.
Союзные слова что, как, кто, который, где, куда, когда, сколько, почему и т. д.
Находится
Узнать, какое место занимают
Придаточное изъяснительное в СПП обычно стоит после главного предложения, но может стоять и перед главным.
Поясняет
Выяснить, какое слово поясняют
Поясняют не только глаголы, но и существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Указательное слово
Узнать, может ли быть указательное слово
4. Проверка (коллективная работа)
— дайте полный ответ по теме «СПП с придаточными изъяснительными»
IV. Закрепление.
1.Задание: Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
1.Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности. 3.Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский.
2.Задание
Определите, где что (союз или союзное слово) присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное.
Правило помощник: Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.
Отличие союзов союзных слов.(материал для повторения)
В придаточных изъяснительных что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
Вспомним, как отличить союзы от союзных слов.
1.Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.
2.Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.
3.На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.
4.К союзным словам можно подставить же и именно. А к союзам нельзя.
Ученики видели, как мастер раскрашивает поделку. Союз.
Ребята поинтересовались, как этому можно научиться. Как нельзя удалить из предложения. Зато можно подставить логическое ударение или же. Перед нами союзное слово.
Мастер ответил, что нужно тренироваться долго и упорно. Можно удалить что из предложения. Нельзя подставить же или именно. Это союз.
Учитель спросил, что нам понравилось на выставке больше всего. На слово что падает логическое ударение. Можно подставить же или именно. Слово нельзя удалить из предложения. Это союзное слово.
Некоторые трудности также иногда возникают с союзом-частицей ли. Дело в том, что этот союз находится не в начале придаточной части. А потому его просто не видят.
3.Задание: Определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. Расставить знаки препинания.
Вывод: СФОРМУЛИРУЙТЕ
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ
I столбик:№ 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик:№ 2, 5, 7, 8, 9.
Задание 3. ЦЕЛЬ: работа над орфографической и пунктуационной грамотностью.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?
Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу придавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с..нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.
(А. Куприн)
5.Развитие речи учащихся. Задания по группам.
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.Сделайте вывод.
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения. Запомни! Использование в одном и том же предложении союза и частицыли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.
1.Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать. 2.Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.3. Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 4. Прохожий спросил, что где находится библиотека. 5. Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 6. Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 7. Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 8. Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.
Вывод по этому этапу урока:
Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо. Союз является лишеим, т.к. ли выполняет роль союза.
V. Подведем итоги. Рефлексия
А за основу возьмите следующие конструкции:
Могу с уверенностью сказать, …
Мне интересна мысль, …
VI.Домашнее задание:по выбору
Вариант 2 Выписать из романа Пушкина «Евгений Онегин» 5-7 предложений с придаточными изъяснительными, провести пунктуационный разбор этих предложений
Вариант 3.Напишите рассуждение «Согласны ли вы с высказыванием Николая Максимовича Шанского : «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».(5-7 предложений)