Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме

Понятие о сложном предложении

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Понятие о сложном предложении»

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?

Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Знать особенности сложных предложений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».

А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

«Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью». А. Куприн

Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;

— запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Что требует разъяснения, помечено «V»?

На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть :

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Тренер заболел , однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна Б) две В) две и более

Как связаны между собой части в сложном предложении?

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

В) сочинительной и подчинительной

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

10. Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Этап закрепления знания.

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)

Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.

Минутка подготовки к ГИА.

Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения.

2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.

3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.

Источник

Обобщение педагогического опыта » Сложное предложение»

Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой темеМы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой темеМы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой темеМы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой темеМы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой темеМы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой темеМы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Смотреть картинку Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Картинка про Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме. Фото Мы хорошо работаем на уроке потому что хотим разобраться в новой теме

Тема: «Сложное предложение»

Цель: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.

Учитель : Здравствуйте! Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку! Пусть в нашем классе станет чуточку светлее!

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое слово – антоним к слову – простое; второе – средняя единица синтаксиса.

Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока. (Закрепить умение отличать простые предложения от сложных, знать особенности сложных предложений, уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.)

Глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

«Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью». А. Куприн

Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

Этап освоения нового знания.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;

— запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Что требует разъяснения, помечено «V»?

На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Мы не пошли гулять , потому что началась гроза . ( Мы не пошли гулятьглавное предложение, а потому что началась грозапридаточное предложение.)Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел , однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна Б) две В) две и более

Как связаны между собой части в сложном предложении?

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

В) сочинительной и подчинительной

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

10. Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Физминутка для глаз

Этап закрепления знания.

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк

Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.

Сначала ребята работают самостоятельно, записывая предложения и выполняя задания к ним. Потом каждый проверяет себя, сравнивая свои ответы со слайдами, на которых предложения разобраны, или сверяя написанное с комментариями учеников и учителя. За каждое правильнее предложение учащиеся добавляют себе 1 балл к баллам за тест. Попутно комментируем орфографию. Делаем вывод о том, что чаще всего части сложного предложения отделяются друг от друга запятой. Однако учитель сообщает, что это не единственный знак, возможный в сложном предложении: части могут отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях.

Минутка подготовки к ГИА.

Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения.

2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.

3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Понятие о сложном предложении» (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Понятие о сложном предложении»

учитель русского языка и литературы

Свириденко Татьяна Ивановна

Понятие о сложном предложении (9 класс)

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?

Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Знать особенности сложных предложений.

Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».

А более глубокие мотивы изучения родного языка сформулированы в высказывании А.Куприна. Запишите его, оформив как прямую речь, вставьте пропущенные знаки и буквы, подчеркните основы.

«Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не) праз..ным занятием от нечего делать но насущной необходимостью». А. Куприн

Проверьте правильность выполнения задания. (Объясение пунктограмм и орфограмм учеником.) К этому высказыванию мы ещё вернемся. А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.

Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.

Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;

— запишите к тексту вопросы;

-подготовьте ответы на эти вопросы.

-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:

Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.

Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.

Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!

Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.

Что требует разъяснения, помечено «V»?

На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть :

Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.

Тренер заболел , однако занятие не отменили.

Проверка задания. Исправление ошибок.

Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна Б) две В) две и более

Как связаны между собой части в сложном предложении?

Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

В) сочинительной и подчинительной

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

10. Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!

9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.

7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

Этап закрепления знания.

На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное.

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. (Предложения выводятся на экран)

Гр..дущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

Люблю (не)молчный говор твой
И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

Прозрач..ный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года (не)заметных. (Можно спросить ребят, о каком уголке идет речь.)

Любви, надежды, тихой славы
(Не)долго тешил нас обман,
Исчезли милые забавы,
Как сон, как утренний туман. («К Чаадаеву»)

Если жизнь тебя обман..т,
(Не) печалься, (не) сердись.

Минутка подготовки к ГИА.

Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.

На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.

Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

1 группа (те, кто получил 16-15 баллов за урок) выписать из «Евгения Онегина» по 2 предложения с разными вилами связи, выделить в них грамматические основы, подчеркнуть союзы, в скобках указать вид сложного предложения.

2 группа (14-12 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение из учебника.

3 группа (11 баллов и менее) подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.

Всем: теоретический материал урока добавить в «Портфолио ученика».

Приложение у уроку №1 Таблица «Понятие о сложном предложении»

Приложение №2 Презентация к уроку.

Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение – это единица синтаксиса.

От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном – более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

(Союзная связь) – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла , и выглянуло солнце. Подчинительная синтаксическая связь – это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью

специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

. Характер синтаксической связи между частями сложного предложения – это важнейший классификационный признак сложных предложений.

Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений – это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *