Мы не знали что он невидимый

Мы не знали что он невидимый

Под покровом ночи

Набеги F-117 совершались во многих «горячих точках»: в Панаме, Ираке и Югославии. В общей сложности «Ночные ястребы», с момента ввода в эксплуатацию в 1983 году и до последнего полёта в 2008-м, налетали порядка 220 тысяч часов. И практически каждая минута в небе для самолётов была звездной – пролететь незамеченными мимо средств ПВО и разбомбить штаб соперника для них не составляло большого труда.

За это американское командование и поплатилось 27 марта 1999 года.

Старое не значит плохое

Первый и единственный раз F-117 был сбит в районе деревни Буджановцы вблизи Белграда – всего через три дня после начала операции НАТО против Югославии. Обстоятельства этой атаки до сих пор покрыты пеленой неопределённости. Как самолёт был обнаружен и как его удалось сбить?

Так, существуют предположения, что «неведимку» якобы подстрелил истребитель МиГ-29, установивший с нарушителем визуальный контакт. По американской версии, «Ночной ястреб» был обнаружен из-за того, что пилот изменил режим полёта, демаскировав самолёт.

Однако по основной версии, которой придерживается сербская сторона, «Ночной ястреб» уничтожили старым, 1976 года производства зенитно-ракетным комплексом С-125, стоявшим на вооружении 3-й батареи 250-й бригады ПВО под командованием полковника Дани Золтана. Цель была поражена всего двумя ракетами: первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт.

Оказалось, что с технической точки зрения оснащение сербов – скорее плюс в борьбе с F-117, нежели минус. Ведь современные радары используют высокую частоту сигнала. На это и рассчитаны «стэлс»-самолёты, о покрытие которых короткие волны просто рассеиваются. А вот старые радары – преимущественно низкочастотные, длинноволновые. Такие устройства, конечно, не слишком точны, но они видят любой более или менее крупный объект в воздухе.

Упорство и труд «стелс» собьют

Задолго до начала бомбардировок Золтан регулярно проводил тренировки своих подопечных, чтобы те в совершенстве овладели вверенной им техникой. Кроме того, существенное внимание полковник уделял маскировке: вместо ненадёжных радио батарея использовала кабельную связь; а пусковые установки и радары постоянно передислоцировались, чтобы не раскрыть своё местоположение.

Пошёл командир и на некоторые уловки. Например, на сербов работали шпионы, которые дежурили у авиабазы в Италии, откуда взлетали F-117. Они докладывали о каждом поднятом в воздух самолёте. Также Золтан самостоятельно внёс изменения в конструкцию ракеты и расположил радары в определённом порядке, чтобы лучше отслеживать появление «невидимки». Правда, о каких именно изменениях и порядке идёт речь, полковник не рассказал до сих пор, сославшись на секретность.

Но как бы то ни было, всё это помогло военному впервые в истории сбить «Ночного ястреба». А вот повторить свой успех Золтану не удастся – американцы впоследствии сменят тактику и перестанут пускать «невидимки» без сопровождения. Хотя сербы утверждают, что за время бомбардировок им удалось подбить F-117 ещё как минимум дважды. Однако оба раза машины смогли дотянуть до базы. В НАТО эти «победы» и вовсе отрицают.

Источник

«Извините, мы не знали, что он невидим»: Потерянный ВВС США над Белградом «стелс» F-117 не был единственным

Мы не знали что он невидимый. Смотреть фото Мы не знали что он невидимый. Смотреть картинку Мы не знали что он невидимый. Картинка про Мы не знали что он невидимый. Фото Мы не знали что он невидимый

Об этом пишет американское издание The Drive.

До марта 1999 года считалось, что сбить бомбардировщик F-117 абсолютно невозможно. Но когда его в буквальном смысле «вернула на землю» зенитная ракета ЗРК С-125 «Печора» советского производства, стоящая на вооружении ПВО Сербии, это стало лакомым куском для югославской пропаганды.

— услышал тогда весь мир издевательскую фразу сербских военных.

Позже начали появляться слухи, что 30 апреля был сбит еще один американский «стелс», потерявший часть хвостового оперения, сумевший чудом дотянуть до базы и выведенный из эксплуатации.

Отставной подполковник ВВС США Чарли Хейнлайн, бывший пилот F-117, вылетавший в этот день на бомбардировку Сербии в паре с подбитым самолетом, недавно подтвердил эту информацию. Цели этих бомбардировщиков-невидимок в Белграде находились примерно в 16 километрах друг от друга.

Сегодня военный эксперт из Канады Майк Михайлович сообщил на своей странице в Twitter, что получил в распоряжение документ, где тоже говорилось о подбитом 30 апреля 1999 года американском самолете-невидимке.

Мы не знали что он невидимый. Смотреть фото Мы не знали что он невидимый. Смотреть картинку Мы не знали что он невидимый. Картинка про Мы не знали что он невидимый. Фото Мы не знали что он невидимый

Он также утверждает, что во время операции «Союзная сила», вероятно, сербы могли подбить еще один F-117. Получается, уже третий. Предположительно, самолёту пришлось совершить вынужденную посадку в хорватском Загребе. Также добавлялось, что восстанавливать его не стали.

Источник

«Простите, мы не знали, что он невидим»: Потерянный ВВС США над Белградом «стелс» F-117 не был единственным

Историю о том, как один из самых ценных американских самолетов-невидимок F-117 Nighthawk был сбит над Сербией во время операции НАТО «Союзная сила» 27 марта 1999 года, широкая мировая общественность знает уже давно. Менее известно, что потерянный ВВС США над Белградом «стелс» не был единственным.

Об этом пишет американское издание The Drive.

До марта 1999 года считалось, что сбить бомбардировщик F-117 абсолютно невозможно. Но когда его в буквальном смысле «вернула на землю» зенитная ракета ЗРК С-125 «Печора» советского производства, стоящая на вооружении ПВО Сербии, это стало лакомым куском для югославской пропаганды.

Извините, мы не знали, что он невидим.

— услышал тогда весь мир издевательскую фразу сербских военных.
Позже начали появляться слухи, что 30 апреля был сбит еще один американский «стелс», потерявший часть хвостового оперения, сумевший чудом дотянуть до базы и выведенный из эксплуатации.

Отставной подполковник ВВС США Чарли Хейнлайн, бывший пилот F-117, вылетавший в этот день на бомбардировку Сербии в паре с подбитым самолетом, недавно подтвердил эту информацию. Цели этих бомбардировщиков-невидимок в Белграде находились примерно в 16 километрах друг от друга.

Когда поврежденный «стелс» появился, он плохо «слушался» пилота, поэтому танкер заправил его с большим трудом и лишь благодаря полученным от Хейнлайна инструкциям. Подбитую машину удалось дотянуть до базы Шпангдалем в Германии. За помощь товарищу пилот получил крест «Отличившийся летчик» и благодарность от командования.

Сегодня военный эксперт из Канады Майк Михайлович сообщил на своей странице в Twitter, что получил в распоряжение документ, где тоже говорилось о подбитом 30 апреля 1999 года американском самолете-невидимке.

Мы не знали что он невидимый. Смотреть фото Мы не знали что он невидимый. Смотреть картинку Мы не знали что он невидимый. Картинка про Мы не знали что он невидимый. Фото Мы не знали что он невидимый

Он также утверждает, что во время операции «Союзная сила», вероятно, сербы могли подбить еще один F-117. Получается, уже третий. Предположительно, самолёту пришлось совершить вынужденную посадку в хорватском Загребе.

Источник

Мы не знали что он невидимый

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Извините, мы не знали, что он невидимый!»

18 лет назад, 27 марта 1999 года, в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО под командованием полковника Золтана #Дани был сбит американский самолёт-невидимка F-117A, выполненный по технологии «Стелс».

Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125, который был создан в СССР в конце 1950-х годов. Батареей командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО.

По словам Золтана Дани, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие с бомбардировщиками, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров.
Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернётся случай сбить самолёт противника наверняка. Ещё одним фактором, который предопределил события того дня, было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полётов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин.

Сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к «охоте».

Стоит отметить тот факт, что за всё время бомбардировок Югославии в подразделении, которым командовал полковник Золтан Дани, не было потерь, а всего под его началом находилось порядка 200 человек.

Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к её переброске.
Всего за 78 дней бомбардировок батарея преодолела несколько тысяч километров.

Случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление превосходящему технически врагу даже с помощью устаревшего вооружения.

На обломках самолёта югославы написали: «Извините, мы не знали, что он невидимый!»

Случай 27 марта внёс заметный вклад в развитие российских войск ПВО и теории их применения: были сделаны соответствующие выводы и по поводу отечественных ЗРК, и по поводу авиации вероятного противника.
Американцы тоже извлекли урок относительно их разрекламированных на весь мир «неуязвимых» самолётов-«невидимок».

Источник

«Простите, мы не знали, что он невидимый»: как сербы сбили F-117

Мы не знали что он невидимый. Смотреть фото Мы не знали что он невидимый. Смотреть картинку Мы не знали что он невидимый. Картинка про Мы не знали что он невидимый. Фото Мы не знали что он невидимый

Советская ракета 60-х годов выпуска, отвага и патриотический подъем против напичканного современными технологиями невидимого американского бомбардировщика. В эфире радио Sputnik – история нежданного «чуда», произошедшего в первые дни бомбардировок Сербии.

Истребитель F-117 – «Ночной сокол», «невидимка», гордость американских ВВС и чудо техники, сбитый 27 марта 1999 года возле сремского села Буджановцы (Buđanovci) всего через три дня после начала бомбардировок Союзной Республики Югославии, стал единственной подтвержденной потерей самолета, основанного на стелс-технологии в авиации НАТО.

Полковник сил ПВО ВС Югославии Золтан Дани (Zoltan Dani) командовал 3-им дивизионом 250-ой Ракетной бригады ПВО в период агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии. Члены его команды, сбившей американский чудо-бомбардировщик, стали национальными героями Сербии.

В разговоре со Sputnik отставной полковник объясняет, что в 1999-ом в его подразделении для слежения и обнаружения воздушных целей использовались радиолокационные системы метрового диапазона.

«Радары метрового диапазона легче засекают самолеты со стелс-технологией, так что мы смогли вовремя его обнаружить и дать ему максимально войти в нашу зону поражения. Только когда самолет был уже в 15 метрах (скорее всего герой оговорился и речь о 15 км. – Прим. ред.), я распорядился захватить цель, отдал офицеру-наводчику Сенаду Муминовичу (Senad Muminovic) приказ нажать кнопку запуска, и ракета была выпущена», – вспоминает Золтан Дани.

F-117 «заработал» свою репутацию в 1991-ом – боевыми вылетами в Ираке, во время войны в Персидском заливе. Он стал символом военной мощи благодаря современным технологиям, которые позволяли ему оставаться «невидимым» для всех радиолокационных систем. Но оказалось, что сербским радарам «закон не писан».

Мы не знали что он невидимый. Смотреть фото Мы не знали что он невидимый. Смотреть картинку Мы не знали что он невидимый. Картинка про Мы не знали что он невидимый. Фото Мы не знали что он невидимый

Собеседник Sputnik рассказывает, что у них на вооружении была советская техника – ракетные комплексы С-125М «Нева», поставлявшиеся в Югославию в начале 80-х, а произведены эти комплексы были еще в 60-х.

«Очень важно, что мы смогли поддерживать эту технику в рабочем состоянии и подготовить ее к использованию в реальных боевых условиях. Это позволило достичь невероятных результатов – сбить F-117», – говорит Дани.

Мало кто об этом знает, но в ту ночь бойцы 3-го дивизиона 250-ой Ракетной бригады ПВО СРЮ ничего не знали о том, насколько удачным выдалось их дежурство. По воспоминаниям Дани, после поражения цели самым важным для них было как можно скорее выключить все приборы, чтобы неприятель не успел засечь их.

«Ну мы, конечно, поздравили друг друга, но и только. А ощущение все равно было приятное, как будто гол забили в каком-то очень важном матче. Только утром пришел офицер из высшего командования, всех нас поздравил и спросил, знаем ли мы вообще, что именно сбили. Я сказал: «Понятия не имею, какую-то цель». И тогда он нам сказал, что это был F-117″, – рассказывает Золтан.

Сербам этот успех придал мощный заряд оптимизма и сил для сопротивления агрессии дальше. Тогда по всем СМИ ходила фотография жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета, и появилась крылатая фраза: «Извините, мы не знали, что он невидимый». Дани подчеркивает, что такой эмоциональный подъем был основан не на материальных вещах, а на чем-то совсем другом, что в странах НАТО мало кто может понять.

«Самое главное, чтобы в команде были хорошие доверительные отношения между руководством и непосредственными исполнителями задач. Моральный дух и патриотическая мотивация были на очень высоком уровне, и обычные люди охотно сотрудничали с нами, помогали, как могли. Я помню, как мы разворачивались на очень сложной местности возле Огара (Ogar), нам не смогли доставить вовремя паек, но местные жители из деревни принесли нам целые корзины еды. Это было правда здорово!», – вспоминает Дани.

Мы не знали что он невидимый. Смотреть фото Мы не знали что он невидимый. Смотреть картинку Мы не знали что он невидимый. Картинка про Мы не знали что он невидимый. Фото Мы не знали что он невидимый

Золтан Дани утверждает, что даже после 78 дней бомбардировок никто и не думал сдаваться.

«Они планировали «управиться» дней за семь. После 50-го дня антиюгославская кампания начала выдыхаться и терять остроту. Оказалось, что все не так, как они себе представляли. До конца операции летали только американские и британские пилоты. Думаю, что если бы эта интервенция продолжилась, у НАТО начались бы серьезные проблемы, это могло бы послужить началом распада альянса. Люди начали бы задаваться вопросом: зачем все это вообще нужно, если наш союз служит совсем не тем целям, для каких предназначен?», – говорит Дани.

Он рассказывает, что с 27 марта по 1 мая 1999-го силы НАТО обследовали территорию западного Срема, там, где находится село Буджановцы (Srem, область в среднедунайской низменности. – Прим. ред.). Они не могли понять, что вообще могло бы сбить такой самолет.

«Они были уверены, что это просто невозможно. Все пилоты боевых самолетов имеют GPS-датчики, чтобы их могли найти, если самолет будет сбит. Но у пилота этого F-117 датчика почему-то не было», – утверждает Дани.

За штурвалом сбитого «ночного сокола» был американец Дейл Зелко (Dale Zelko), для его спасения была развернута самая масштабная поисковая операция со времен войны во Вьетнаме. 12 лет спустя режиссер Желько Миркович (Zeljko Mirkovic) снял целых два фильма о судьбе Золтана Дани и Дейла Зелко: «21-я секунда» в 2009-ом и «Вторая встреча» в 2013-ом. О «Второй встрече» много писали как об «оптимистичном фильме, рассказывающем о дружбе и примирении». Сам Золтан Дани говорит, что согласился на эту необычную встречу со вчерашним врагом благодаря книге патриарха Павла о прощении (вероятно, Дани имеет в виду книгу с проповедями и биографией сербского патриарха Павле, изданную под названием «Будем людьми» (Budimo ljudi) после его смерти в 2009 году. – Прим. ред.).

«Зелко мне рассказывал, что за шесть месяцев до начала бомбардировок их собрали на базе в Нью-Мексико, где, помимо тренировок по выполнению боевых задач, «обрабатывали» психологически. Им показывали фильмы, в которых ситуацию в Югославии представляли в самом худшем свете. И они действительно думали, что пришли принести нам свободу. Потом, когда Зелко приехал в Сербию на съемки, он сказал: «Мне кажется, нас обманули», – рассказал Дани.

Ни Зелко, ни Дани больше не служат в армии. Часть сбитого американского самолета отставной полковник ПВО ВС хранит у себя дома. И хотя ему предлагали за эти «артефакты» хорошие деньги, он говорит, что ему никогда не пришло бы в голову продать их.

Смотрите видеоверсию истории:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *