Мы никогда не живем а лишь надеемся что будем жить эссе
Мои любимые афоризмы Вольтера
Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694 — 1778 г.)— один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века. Известный поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист, правозащитник.
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.
Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.
Жить – значит работать. Труд есть жизнь.
Жить — значит мыслить (девиз Вольтера)
Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.
Предрассудки – разум глупцов.
Предрассудок есть мнение, не основанное на рассудке.
Ленивые всегда бывают людьми посредственными.
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.
Жизнь – это то, что люди получают, не выражая благодарности, пользуются без раздумья, передают другим в беспамятстве и теряют, сами того не замечая.
Истина, свобода и добродетель – вот единственное, ради чего нужно любить жизнь.
Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают.
Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом.
Мы никогда не живем, а лишь надеемся, что будем жить.
Я все еще люблю жизнь. Эта нелепая слабость, может быть, одна из самых роковых наших недостатков: ведь ничего не может быть глупее, чем желание беспрерывно нести ношу, которую хочется сбросить на землю, быть в ужасе от своего существования и влачить его.
Люди вообще такие плуты, такие завистники, такие жестокие, что мы считаем за счастье, когда находим одного из них, у которого имеется только одна слабость.
Вопрос о добре и зле остается хаосом, в котором не могут разобраться искренне ищущие ответа, умственной игрой для тех, кто лишь хочет спорить – последние походят на каторжников, играющих своими цепями.
Быть свободным – делать то, что доставляет удовольствие.
Кто не любит свободы и истины, может стать могущественным человеком, но великим он никогда не будет.
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.
Метафизические системы для философов – то же, что романы для женщин.
Невежество – величайший недуг человечества.
Самые полезные книги те, половину которых создает сам читатель; он развивает мысли, зародыш которых ему предлагают; он исправляет то, что ему кажется ошибочным, он подкрепляет своими замечаниями то, что, по его мнению, слабо.
Успехи науки – дело времени и смелости ума.
История есть совокупность преступлений, безумств и несчастий, среди которых замечаются некоторые добродетели, некоторые счастливые времена, подобно тому, как среди дикой пустыни там и сям обнаруживаются человеческие поселения.
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, – это философия.
Суеверие – самый страшный враг человеческого ума.
Честь – это бриллиант на руке добродетели.
Причина слабости государства не в недостатке денег, а в недостатке людей и талантов.
Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить.
Труд часто является отцом удовольствия.
Слезы – это немая речь.
Не бедность невыносима, а презрение.
Кто страшится бедности, тот недостоин богатства.
Социальное равенство – это наиболее естественная и наиболее химерическая идея… На нашей несчастной планете люди, живущие в обществе, не могут не разделяться на два класса – на богатых, которые распоряжаются, и бедных, которые служат.
Скромность – знаменитейшее достоинство, если ты знаменит.
Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.
Великими людьми я называю только тех, кто оказал великие услуги человечеству.
Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни.
О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам.
Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины вырабатываются естественным образом.
Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва.
Случай – это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Это первый принцип всех истинных философов.
Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть достаточно благоразумна, чтобы переносить их безропотно.
Старый поэт, старый любовник, старый певец и старый конь никуда не годятся.
Плоды поэзии растут лишь весной; холодная и печальная старость создана только для здравого смысла.
Мудрость: то, что приходит в старости на смену разуму.
Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.
Главное – ладить с самим собой.
Кто умеет владеть собою, тот может повелевать людьми.
Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы.
Кто не обладает духом своего возраста, тот несет на себе все горе этого возраста.
Ни в каком возрасте нельзя приобрести талант, которого мы лишены, но в любом возрасте можно исправлять свои ошибки.
Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это.
Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара.
С летами все страсти умирают, только себялюбие никогда не умирает.
Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля; иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать.
Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве.
Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.
Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.
Мы оставим сей мир таким же глупым и таким же злым, каким мы нашли его при своем появлении.
Боюсь, что земной шар – желтый дом Вселенной.
Земля – обширный театр, на котором одна и та же трагедия дается под разными названиями.
Примеры сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
Сборник готовых (примерных) сочинений по направлению «Надежда и отчаяние» для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.
Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
Направление «Надежда и отчаяние».
(Автор сочинения – Ишкина Анна Александровна)
Как часто мы надеемся на что-то хорошее, а в итоге всё происходит совершенно наоборот? Человеку свойственно ожидать от будущего лучшего, видеть лишь положительный исход событий, закрывая глаза на возможность потерпеть неудачу. Однако в моменты, когда в нашей жизни всё-таки случается фиаско, а надежды рушатся, на смену им приходит отчаяние. Мир больше не видится в былом свете, а мечты превращаются в крах. Но значит ли это, что надежда – это всего лишь пустой звук, чувство, которое впоследствии оборачивается разочарованием? Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». И я склонна согласиться с этим утверждением.
Для подтверждения своей точки зрения хочу привести в пример произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ведь Григорий Печорин – это человек, которому чуждо такое чувство, как надежда. У него нет ни целей, ни стремлений, ни планов на жизнь, он ни о чём не мечтает и не смотрит в будущее с поднятой головой. Наоборот, Печорину скучна и однообразна реальность, и именно поэтому он, порой сам того не осознавая, разрушил жизнь ни одного человека. Он равнодушен к дальнейшим судьбам этих людей, он не стремится получить их прощение. Живя одним днём, главный герой не испытывает никаких надежд ни относительно взаимоотношений с окружающим, ни относительно своего будущего.
Повесть «Шинель» Н.В. Гоголя является ещё одним подтверждением того, что человек без огромных надежд на будущее, не может отчаяться и разочароваться в настоящем. Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин живёт и наслаждается обычной тихой и размеренной жизнью. Он не мечтает о лучшей доле, он вполне доволен тем, что имеет. Единственная проблема, которая появляется у него – это пропажа шинели, любимой вещи, без которой он не может представить своё существование. Башмачкин хочет вернуть потерянную вещицу, и это по-прежнему всё, что его волнует. Он не стремится вылезти из своей раковины, не хочет мыслить шире и ставить перед собой какие-то цели. Нет, Акакию Акакиевичу комфортно в том мирке, который он создал для себя, мирке, где нет места надеждам и, как следствие, неудачам и отчаянию.
Таким образом, можно сказать, что человек, который никогда ни на что не надеялся, не мечтал о большем, действительно не может отчаяться по-настоящему, ведь отчаяние – это те самые несбывшиеся надежды и желания.
Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?, Направление: Надежда и отчаяние
(Автор сочинения – Сидорова Марина Артемовна)
Александр Дюма-отец говорил: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться». И я полностью согласна с этой мыслью. Ведь действительно, мы всегда чего-то ждём. Мы ждём конца рабочей недели, праздников, конца или начала года, подходящего момента… Всю свою жизнь мы проводим в надежде на что-то, и как только время к этому событию приходит, мы начинаем ожидать уже новое. Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы.
Одним из самых ярких произведений, раскрывающих эту тему, является повесть «Алые паруса», написанная А. Грином. Главная героиня Ассоль, будучи ещё совсем маленькой девочкой, встретила волшебника, который пророчил ей прекрасную жизнь и встречу с не менее прекрасным принцем. Ассоль искренне поверила в это предсказание. Несмотря на насмешки людей, она в течение многих лет ждала те самые алые паруса, на которых должен был появиться её избранник. Всю свою жизнь она сохраняла надежду в своей душе, не позволяя отчаянию взять над ней верх. И, к счастью, надеждам главной героини суждено было сбыться. Её избранник всё же пришел за ней и забрал с собой в дальние края.
Другим, не менее красочным примером может послужить рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой этого произведения является собирательным образом американского миллионера начала двадцатого века. Он всю свою жизнь провёл в ожидании заслуженного отпуска. Все эти года он усердно работал и откладывал деньги на долгожданное путешествие. И вот по достижении почтенного возраста наш герой решает, что достаточно заработал, и уже пора собираться с семьёй в такой желанный отпуск. Господин из Сан-Франциско жил надеждой о том, как же замечательно он отдохнёт вместе со своей семьёй в Старом Свете. Но, к сожалению, его ожидания не оправдываются. Испортилась погода, его укачало, и, в довершение ко всему, в самом начале путешествия он умирает. Неожиданно, но медленно, цепляясь за реальность. Выходит, он потратил всё своё время на ожидание того, что мог исполнить и пять, и десять лет назад.
На приведённых выше примерах можно действительно удостовериться в том, что люди большую часть своей жизни проводят в надежде, в ожидании той самой, той лучшей жизни. Только вот не всегда наши надежды воплощаются в жизнь, как это произошло с Ассоль. Наоборот. В большинстве случаев люди разочаровываются реальностью, как Господин из Сан-Франциско. И стоит откладывать свою жизнь на потом, если счастливым можно начать становиться уже сейчас? Александр Дюма-отец был прав, говоря: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»
Можно ли называть отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир?
Направление: Надежда и отчаяние
(Автор сочинения –Чмель Иван Васильевич)
Как назвать то чувство, когда теряешь всё? Я думаю его можно назвать отчаянием. Отчаяние может проявится из-за разбитой любви или потери дорого человека. И такое чувство наверняка знакомо каждому, однако не каждый человек способен его преодолеть.
“Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется будто рушится весь мир?”-да и я считаю, что это утверждение абсолютно верно, ведь пребывая в отчаянии люди вредят своим близким, своему положению в обществе и психологическому, а также и физическому здоровью. Однако, я считаю, что в каком тяжёлом положении не находился бы человек, нужно не позволять отчаянию управлять вами и принижать вас. Отчаяние можно сравнить с зыбучими песками, то есть чем дольше вы в нём пребываете, тем тяжелее вам из него выбраться. Поэтому я считаю, что если вы прибываете в отчаянии, то выбирайтесь из него как можно скорее и выбравшись вы почувствуете себя обновленным, смотря на гнетущие вас раньше проблемы с высока.
В подтверждение моим словам приведу героя романа Пушкина «Евгений Онегин»- Татьяну. После отказа Евгения, Татьяна ещё долго не могла прийти в себя, однако спустя годы она вышла замуж. Пережив в своей жизни отчаяние Таня смогла стать мудрой и самодостаточной женщиной. Переборов тяжёлое признание, она позже сама смогла отказать Онегину, хотя до сих пор его любила в глубине души.
Также отчаянием можно назвать как бы предсмертным состоянием души. Таким примером отчаяние обладает произведение Тургенева «Отцы и Дети» со своим главным героем Базаровым. Евгений Базаров влюбился в Одинцову, но эта любовь не оказалась взаимной. И из-за этого он не мог заниматься обычными вещами и был занят только мыслями о неразделённой любви. В конце концов он совсем отчаялся и перестал дорожить своей жизнью. И однажды оперируя больного Базаров совершил оплошность и заразил себя тифом, который на то время считался неизлечимым. Будучи при смерти Евгений решил, что он смешон и его желание снести основы старого мира. Тем самым главный герой был убит отчаянием и самобичеванием быстрее, чем тифом.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что отчаяние нельзя долго терпеть и от него нужно как можно быстрее избавиться, иначе оно избавится от вас.
Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»? Надежда и отчаяние
(Автор сочинения – Сизова Екатерина Ивановна)
В правильности моей точки зрения меня убеждает художественная литература, достаточно вспомнить роман Александра Дюмы «Черный тюльпан». Корнелиус ван Баэрле на протяжении семи лет мечтает вывести черный тюльпан, прикладывая к своей цели все свободное время. Мужчина впадает в отчаяние, когда тюремщик Грифус раздавливает луковичку тюльпана. Мы видим как отчаяние Корнелиуса появилось из-за надежды увидеть однажды черный тюльпан. Таким образом, мы можем подвести итог: именно надежда послужила отчаянием Корнелиуса, мужчина не смог бы разочароваться, если бы не лелеял мысль о выведение цветка.
Другим доказательством моих слов может послужить роман Милы Нокс «Макабр» на примере Теодора Левиану. Юноша играет в игру со Смертью, желая спасти свою семью, он идет вперед с надеждой увидеть лица дорогих ему людей. Сталкиваясь с проблемами на своём пути, парень отчаивается и понимает, что родителей ему не вернуть, но вскоре у него вновь появляется надежда и он продолжает путь. Всю историю мы видим сменяющие друг друга отчаяние и надежду в душе Теодора, что показывает взаимосвязь двух противоположностей.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: человек, что никогда не надеялся, не может отчаяться, ведь без надежды человек ничего не желает и терять ему нечего. В заключение хочется выразить желание, что надежда в наших душах всегда будет превосходить отчаяние.
Почему надежда по своей природе может быть расточительной? Направление: Надежда и отчаяние
(Автор сочинения – Раевская Евгения Алексеевна)
С давних времён надежда помогает людям справляться с жизненными трудностями, осуществлять мечты. Никто не станет отрицать, что надежда окрыляет и вдохновляет человека на преодоление препятствий на пути к счастью. Но всегда ли надежда приближает человека к заветной цели? Разве не может надежда быть по своей природе слишком расточительной? Разве не может пустая, не оправдавшая себя надежда оказаться губительной для человека? На мой взгляд, человек может надеяться и искренне верить в успех, но при этом ввиду сложившихся обстоятельств не иметь никакой возможности достичь желаемого или же не прикладывать достаточно усилий для этого. И такая надежда может оказаться не только не оправданной, но и губительной.
Другой пример пагубного влияния неоправдавшейся надежды можно найти в повести Н.В. Гоголя «Шинель». В произведении писатель обращает внимание на то, что несмотря на перенесенные невзгоды и приложенные усилия, Акакий Акакиевич в один момент потерял не только шинель, но и все надежды хоть как-то сделать лучше свою сложную и бедную жизнь, хоть немного приблизиться к счастливому и благополучному существованию.
Таким образом, надежда далеко не всегда помогает человеку достичь цели и стать счастливым. К несчастью, из-за непреодолимых и непредвиденных препятствий, или же из-за нежелания человека бороться за своё счастье до конца, надежда оказывается «расточительной», неоправданной, что может заставить человека отчаяться сильнее и сдаться.
Итак, мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Мы живем в обществе, где люди пытаются не стать счастливыми, а где стремятся выглядеть счастливыми.
Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.
Есть одна тонкость, один секрет. Мы думаем, что если всё будет прекрасно, тогда мы будем счастливы. Нет, не работает. Сначала мы становимся счастливыми, и вот тогда всё становится прекрасно.
Неужели Ты не понимаешь, что мы живем, как свиньи и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто.
Мы никогда друг друга не забудем, но никогда друг друга не вернем.
Мы бываем естественны только с теми, кого мы любим.
Мы знаем, что Они врут. И они знают, что мы знаем. Так и живем.
Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!
Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!
Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!
Мы никогда не живем а лишь надеемся что будем жить эссе
1 смена
Людмила из Москвы
Что для меня волонтерство? Это своего рода карма-йога. Нельзя все время что-то получать, ориентироваться на материальную часть жизни, надо иногда и отдавать. Отдавать бескорыстно, с душой, как если ты делаешь это для себя. Обычно раз в год я прошу сестру взять меня волонтером на забег, когда понимаю, что пришло время “отдавать долги”.
Мне еще не доводилось участвовать в таком серьезном, длительном и масштабном волонтерском проекте, так что, как минимум, я хочу получить такой опыт для себя. Этот год переломный со всех сторон и хочется поменять вектор своего движения, сделать широкий шаг из зоны комфорта. И еще очень хочется проверить свою выносливость и стряхнуть с себя городскую пыль.
По образованию я – педагог, и мне всегда было комфортно общаться с детьми. Проект же подразумевает много физической работы в коллективе со взрослыми и, смею предположить, совершенно разными людьми, что имеет для меня интерес с психологической и коммуникативной стороны.
Благодаря карантину я особенно полюбила природу, каждые выходные я хожу на прогулки в лес, нюхаю запах листьев и сосновых иголок, слушаю птиц. Я очень часто представляю себе, как живу среди соснового леса (и очень надеюсь, что лет через 10 так и будет). Возможно, проект – мини-репетиция моей будущей жизни, а может быть, мечтая о деревьях вокруг, я на самом деле мечтала об этой поездке?
Примеры итоговых сочинений
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.