Мы установили что имя некоторой науки есть экономия

Тест по теме «Экономическая наука» (11 класс)

А1. Экономика как социальная наука не связана с наукой:

1) политология, 2) социология, 3) история, 4) биология

А2. Как называется часть экономической теории, которая описывает то, что есть или что, возможно, произойдёт в хозяйственной системе, имеет дело с фактами и свободна от оценочных суждений.

1) позитивная экономика 2) нормативная экономика 3) макроэкономика 4) микроэкономика

В 1. Выберите суждения, раскрывающие экономику как науку, а не как хозяйство, и запишите цифры, под ко торыми они указаны.

Величина спроса на автомобили в связи с кризисом значи­тельно снизилась.

В общинах народов Крайнего Севера жители ведут нату­ральное хозяйство.

Учёными был составлен прогноз развития мировой эконо­мики на 20 лет.

На основе анализа развития малого бизнеса правительство приняло решение о дополнительном субсидировании малых предприятий.

Норма безработицы в данном году составила 12%.

В 2. Какие понятия представлены в этих определениях?

Наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетво­рения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлет­ворения этих потребностей.

Часть экономической теории, которая изучает функциони­рование хозяйственной системы в целом.

В 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Среди учащихся 10—11 классов был проведён опрос от­носительно важности изучения экономики в школе. (2) 60% респондентов считают, что этот предмет обязательно должен быть в школьной программе. (3) 15% — затрудняются отве­тить, а 25% — не хотели бы изучать экономику в школе. (4) Полученные данные можно рассматривать как проявление значительного интереса к экономике в подростковом возрасте.

Определите, какие положения текста носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

Ксенофонт в IV в. до н. э. утверждал: «Итак , мы установи­ли, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, как люди увеличивают свои дома в смысле общей совокупности их имущества». Со времён Ксенофонта экономическая наука сделала значительный шаг вперёд. В 1776 г. известнейший экономист А. Смит писал: «Политическая экономия, рассматриваемая как отрасль зна­ния. ставит себе целью обогащение как народа, так и госу­даря».

С1. Что общего у Ксенофонта и А. Смита в понимании экономики как науки?

С2. Что изменилось в понимании экономической науки во времена А. Смита?

СЗ. Насколько принципиально другое понимание экономи­ческой науки в настоящее время по сравнению с позициями Ксенофонта и А. Смита?

С4. Какова роль экономической науки, на ваш взгляд, в настоящее время?

С 5. Выберите одно из приведённых ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой пробле­мы.

1) «Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина». (Н. Бердяев)

2) «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». (К. Маркс)

«Для экономической теории в гораздо большей степени, чем, например, для физики, справедливо положение, что современные проблемы, методы и результаты научных ис­следований не могут быть полностью поняты, если нам не известно, как именно экономисты пришли к нынешне­му образу мыслей». (И. Шумпетер)

«Экономическая наука — это, с одной стороны, наука о бо­гатстве, та часть общественной науки о действиях челове­ка в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пре­делах, в каких эти усилия и потребности поддаются изме­рению в единицах богатства или его всеобщего представи­теля, то есть денег». (А. Маршалл)

Заполните таблицу «Экономические учения»

Источник

Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов

главный специалист Российского внешнеэкономического
объединения «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ»

Экономическая эффективность в самом общем смысле есть сравнение результатов хозяйственной деятельности с затраченными на эту деятельность ресурсами: трудовыми, материальными, природными. В этой связи в данной статье рассматриваются теоретические аспекты и предлагается механизм исследования экономической эффективности инвестиционного проекта на примере строительства отдельного предприятия. Для этого сначала обосновываются теоретические аспекты экономического исследования; затем приводятся особенности стратегического менеджмента, связанные с достижением и сохранением компаниями конкурентных преимуществ; после предлагаются способы увеличения стоимости компаний. В целом такой подход позволяет дать оценку экономической эффективности инвестиционного проекта и принять решение о целесообразности участия в нем.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Принцип максимизации включен в первое определение экономической науки, данное Ксенофонтом (ок. 430—355 или 354 гг. до н.э.): «Итак. мы установили, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, что люди могут увеличить свои «дома» (ойкосы в смысле общей совокупности их имуществ)».

В конце XIX в. в процессе формирования чистой экономической теории произошло ее разделение на позитивную (изучение сущего) и нормативную (конструирование должного) экономическую теорию. «Положительная наука может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулярная наука — как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и поэтому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного. » [1].

Джон Невилл Кейнс (1852—1949) — английский экономист и логик, профессор Кембриджского университета, отец Джона Мейнарда Кейнса.

Позитивная экономическая наука свободна от личностных оценочных суждений исследователя и «принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений» [3]. Позитивный подход предполагает ответ на вопросы: «Какими будут последствия? Какова будет цена реализации инвестиционного проекта?»

Нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопросы: «Что должно быть, должна ли компания расширять свой бизнес в данном регионе, должна ли компания осуществлять инвестиционный проект?», то есть в целом решить проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных явлений и действий.

Макс Вебер (1884—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, профессор ряда университетов Германии.

Следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Это не только конкуренция между людьми за удовлетворение их личных потребностей, это — конкуренция между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов. Фундаментальный вопрос стратегического менеджмента — как фирмам достичь конкурентного преимущества и удержать его в быстро меняющихся условиях конкурентной среды. Ключевую роль при этом играет величина достижимых конкурентных преимуществ, от которой зависит размер прибыли. Большинство подходов к достижению конкурентного преимущества сводится к нескольким основным корпоративным стратегиям.

Майкл Портер — экономист, заслуга которого заключается в интеграции в стратегический менеджмент моделей и знаний, полученных в ходе макроэкономических исследований так называемой индустриальной организации (индустриальной экономики).

Другой подход акцентирует внимание на создании конкурентного преимущества, основанного на внутренней эффективности деятельности фирмы (resource-based view) [6—7]. Источником этой концепции стал давний спор о достоинствах и недостатках фирмы. Дело в том, что данная концепция предполагает возможность достижения фирмой долговременного конкурентного преимущества за счет усиления внутренних ориентиров: производительности и результативности. Отличительная черта этого стратегического подхода заключается в том, что фирма, достигшая высокой организационной и технологической зрелости, сможет конкурировать на любых рынках.

Позднее появилась еще одна теория, названная «парадигмой динамических возможностей» (dynamic capabilities paradigm), согласно которой компании сами определяют, в каком направлении следует расширять существующие внутренние и внешние возможности, чтобы соответствовать изменениям в окружающем мире. Благодаря такому подходу компания сама может выбирать приоритеты в зависимости от выбранной стратегии и природы конкуренции.

Описанные выше стратегические подходы базируются на том, что конкурентное преимущество возможно только при учете внутренних и внешних факторов, что позволяет фирме достичь вышесреднего дохода и значительно усилить его. Один из самых ценных ресурсов компании — высокая эффективность выбранных видов деятельности, но ключевыми из них являются лишь те направления, которые обеспечивают прочную конкурентную позицию [8]. Другими словами, ключевые приоритеты (core competencies) — это те направления, в которых компания специализируется лучше, чем конкуренты [6—7], причем сегодня.

Таким образом, для достижения и сохранения прочного успеха компания должна все время иметь существенные преимущества над конкурентами. Этому может способствовать инвестиционное проектирование в целях повышения финансовой устойчивости, прибыли, а также стоимости компании. Стоимость капитала — важная компонента успеха любого бизнеса, ориентированного на долгосрочный экономический рост. «Любой актив, как финансовый, так и реальный, обладает определенной ценностью. Для успешного инвестирования и управления активами требуется понимание того, что такое «ценность», но и знание тех факторов, которые на нее влияют» [9].

Проведение оценки бизнеса или его части (инвестиционный проект) необходимо для принятия правильных (грамотных) стратегических и управленческих решений.

2. ОЦЕНКА ЦЕННОСТИ

Прежде всего начнем с пояснения термина «ценность». В переводных работах западно-европейских экономистов, изданных в XIX и начале XX вв., английское «value» всегда переводилось как «ценность» и никогда как «стоимость». Последний термин использовался для передачи английского «cost». Замена термина «ценность» на термин «стоимость» произошла в русской (советской) экономической литературе в 30-х гг. прошлого века. В результате новая норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствие с ней были сделаны новые переводы А. Смита, Д. Риккардо и Дж. С. Милля, а в слове «стоимость» заметно усилилось затратное и трудовое содержание [1]. Однако, по мнению автора, для перевода слова «value» целесообразно все же использовать термин «ценность» для наиболее верного отражения его содержания.

В то же время ценность компании непосредственно зависит от выбора инвестиционных проектов и их финансирования, при этом оценку самой ценности компании или ее активов можно осуществить одним из четырех методов [9].

Первый метод — это метод оценки чистых активов, принадлежащих фирме к настоящему моменту времени. В рамках данного метода существуют два основных способа, позволяющих оценить активы фирмы. В первом способе учитывается рыночная стоимость активов, равная той сумме, которую рынок готов заплатить за них, если бы фирма ликвидировалась сегодня. Второй — определяет цену фирмы по стоимости воспроизводства или замене активов, имеющихся у нее.

Таким образом, оценка ценности компании методом чистых активов возможна тогда, когда активы могут быть разделены и реализованы на рынке. Применение же данного метода к стабильно работающему предприятию, руководство которого не планирует его ликвидацию или продажу по частям, нельзя назвать абсолютно корректным. Компания, как система в целом, обладает свойствами, которые отсутствуют у составляющих ее элементов, если их рассматривать отдельно. А поэтому ценность компании может быть выше, чем сумма ценностей отдельных ее активов.

Второй метод — это дисконтирование денежных потоков. В основе данного метода лежит расчет приведенной (к настоящему моменту) ценности (present value). При этом принимается, что ценность любого актива соответствует приведенной ценности ожидаемых денежных потоков, приходящихся на данный актив (9).

Существуют три способа оценки ценности фирмы на основе дисконтированных денежных потоков. Первый способ позволяет оценить собственный капитал фирмы. Второй способ состоит в оценке фирмы в целом и включает помимо оценки собственного капитала еще оценку долговых обязательств. С помощью третьего способа ценность фирмы определяется по частям — оценка начинается с основной деятельности, затем добавляется оценка долгов и перспектив развития фирмы.

Во всех трех способах дисконтирования размеры денежных потоков и применяемые ставки дисконтирования различаются в зависимости от выбранного способа. При этом метод дисконтированных денежных потоков легче всего использовать применительно к фирмам (активам), у которых денежные потоки к моменту осуществления оценки положительны и могут оцениваться с достаточной степенью точности, а также когда можно оценить риск, необходимый для определения ставки дисконтирования. В противном случае использование данного метода становится невозможным [9]. Кроме этого данный метод не следует применять, если:

фирма находится в кризисном состоянии, поскольку результат дисконтирования может быть отрицательным;

фирма развивается циклически, то расчетные значения денежных потоков придется сглаживать;

фирма находится в процессе реструктуризации;

Источник

Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов

главный специалист Российского внешнеэкономического
объединения «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ»

Экономическая эффективность в самом общем смысле есть сравнение результатов хозяйственной деятельности с затраченными на эту деятельность ресурсами: трудовыми, материальными, природными. В этой связи в данной статье рассматриваются теоретические аспекты и предлагается механизм исследования экономической эффективности инвестиционного проекта на примере строительства отдельного предприятия. Для этого сначала обосновываются теоретические аспекты экономического исследования; затем приводятся особенности стратегического менеджмента, связанные с достижением и сохранением компаниями конкурентных преимуществ; после предлагаются способы увеличения стоимости компаний. В целом такой подход позволяет дать оценку экономической эффективности инвестиционного проекта и принять решение о целесообразности участия в нем.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Принцип максимизации включен в первое определение экономической науки, данное Ксенофонтом (ок. 430—355 или 354 гг. до н.э.): «Итак. мы установили, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, что люди могут увеличить свои «дома» (ойкосы в смысле общей совокупности их имуществ)».

В конце XIX в. в процессе формирования чистой экономической теории произошло ее разделение на позитивную (изучение сущего) и нормативную (конструирование должного) экономическую теорию. «Положительная наука может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулярная наука — как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и поэтому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного. » [1].

Джон Невилл Кейнс (1852—1949) — английский экономист и логик, профессор Кембриджского университета, отец Джона Мейнарда Кейнса.

Позитивная экономическая наука свободна от личностных оценочных суждений исследователя и «принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений» [3]. Позитивный подход предполагает ответ на вопросы: «Какими будут последствия? Какова будет цена реализации инвестиционного проекта?»

Нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопросы: «Что должно быть, должна ли компания расширять свой бизнес в данном регионе, должна ли компания осуществлять инвестиционный проект?», то есть в целом решить проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных явлений и действий.

Макс Вебер (1884—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, профессор ряда университетов Германии.

Следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Это не только конкуренция между людьми за удовлетворение их личных потребностей, это — конкуренция между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов. Фундаментальный вопрос стратегического менеджмента — как фирмам достичь конкурентного преимущества и удержать его в быстро меняющихся условиях конкурентной среды. Ключевую роль при этом играет величина достижимых конкурентных преимуществ, от которой зависит размер прибыли. Большинство подходов к достижению конкурентного преимущества сводится к нескольким основным корпоративным стратегиям.

Майкл Портер — экономист, заслуга которого заключается в интеграции в стратегический менеджмент моделей и знаний, полученных в ходе макроэкономических исследований так называемой индустриальной организации (индустриальной экономики).

Другой подход акцентирует внимание на создании конкурентного преимущества, основанного на внутренней эффективности деятельности фирмы (resource-based view) [6—7]. Источником этой концепции стал давний спор о достоинствах и недостатках фирмы. Дело в том, что данная концепция предполагает возможность достижения фирмой долговременного конкурентного преимущества за счет усиления внутренних ориентиров: производительности и результативности. Отличительная черта этого стратегического подхода заключается в том, что фирма, достигшая высокой организационной и технологической зрелости, сможет конкурировать на любых рынках.

Позднее появилась еще одна теория, названная «парадигмой динамических возможностей» (dynamic capabilities paradigm), согласно которой компании сами определяют, в каком направлении следует расширять существующие внутренние и внешние возможности, чтобы соответствовать изменениям в окружающем мире. Благодаря такому подходу компания сама может выбирать приоритеты в зависимости от выбранной стратегии и природы конкуренции.

Описанные выше стратегические подходы базируются на том, что конкурентное преимущество возможно только при учете внутренних и внешних факторов, что позволяет фирме достичь вышесреднего дохода и значительно усилить его. Один из самых ценных ресурсов компании — высокая эффективность выбранных видов деятельности, но ключевыми из них являются лишь те направления, которые обеспечивают прочную конкурентную позицию [8]. Другими словами, ключевые приоритеты (core competencies) — это те направления, в которых компания специализируется лучше, чем конкуренты [6—7], причем сегодня.

Таким образом, для достижения и сохранения прочного успеха компания должна все время иметь существенные преимущества над конкурентами. Этому может способствовать инвестиционное проектирование в целях повышения финансовой устойчивости, прибыли, а также стоимости компании. Стоимость капитала — важная компонента успеха любого бизнеса, ориентированного на долгосрочный экономический рост. «Любой актив, как финансовый, так и реальный, обладает определенной ценностью. Для успешного инвестирования и управления активами требуется понимание того, что такое «ценность», но и знание тех факторов, которые на нее влияют» [9].

Проведение оценки бизнеса или его части (инвестиционный проект) необходимо для принятия правильных (грамотных) стратегических и управленческих решений.

2. ОЦЕНКА ЦЕННОСТИ

Прежде всего начнем с пояснения термина «ценность». В переводных работах западно-европейских экономистов, изданных в XIX и начале XX вв., английское «value» всегда переводилось как «ценность» и никогда как «стоимость». Последний термин использовался для передачи английского «cost». Замена термина «ценность» на термин «стоимость» произошла в русской (советской) экономической литературе в 30-х гг. прошлого века. В результате новая норма стала обязательной для советских экономистов, в соответствие с ней были сделаны новые переводы А. Смита, Д. Риккардо и Дж. С. Милля, а в слове «стоимость» заметно усилилось затратное и трудовое содержание [1]. Однако, по мнению автора, для перевода слова «value» целесообразно все же использовать термин «ценность» для наиболее верного отражения его содержания.

В то же время ценность компании непосредственно зависит от выбора инвестиционных проектов и их финансирования, при этом оценку самой ценности компании или ее активов можно осуществить одним из четырех методов [9].

Первый метод — это метод оценки чистых активов, принадлежащих фирме к настоящему моменту времени. В рамках данного метода существуют два основных способа, позволяющих оценить активы фирмы. В первом способе учитывается рыночная стоимость активов, равная той сумме, которую рынок готов заплатить за них, если бы фирма ликвидировалась сегодня. Второй — определяет цену фирмы по стоимости воспроизводства или замене активов, имеющихся у нее.

Таким образом, оценка ценности компании методом чистых активов возможна тогда, когда активы могут быть разделены и реализованы на рынке. Применение же данного метода к стабильно работающему предприятию, руководство которого не планирует его ликвидацию или продажу по частям, нельзя назвать абсолютно корректным. Компания, как система в целом, обладает свойствами, которые отсутствуют у составляющих ее элементов, если их рассматривать отдельно. А поэтому ценность компании может быть выше, чем сумма ценностей отдельных ее активов.

Второй метод — это дисконтирование денежных потоков. В основе данного метода лежит расчет приведенной (к настоящему моменту) ценности (present value). При этом принимается, что ценность любого актива соответствует приведенной ценности ожидаемых денежных потоков, приходящихся на данный актив (9).

Существуют три способа оценки ценности фирмы на основе дисконтированных денежных потоков. Первый способ позволяет оценить собственный капитал фирмы. Второй способ состоит в оценке фирмы в целом и включает помимо оценки собственного капитала еще оценку долговых обязательств. С помощью третьего способа ценность фирмы определяется по частям — оценка начинается с основной деятельности, затем добавляется оценка долгов и перспектив развития фирмы.

Во всех трех способах дисконтирования размеры денежных потоков и применяемые ставки дисконтирования различаются в зависимости от выбранного способа. При этом метод дисконтированных денежных потоков легче всего использовать применительно к фирмам (активам), у которых денежные потоки к моменту осуществления оценки положительны и могут оцениваться с достаточной степенью точности, а также когда можно оценить риск, необходимый для определения ставки дисконтирования. В противном случае использование данного метода становится невозможным [9]. Кроме этого данный метод не следует применять, если:

фирма находится в кризисном состоянии, поскольку результат дисконтирования может быть отрицательным;

фирма развивается циклически, то расчетные значения денежных потоков придется сглаживать;

фирма находится в процессе реструктуризации;

Источник

Какое определение экономической науки наиболее близко к современному определению. а) Мы установили, что имя некоторой науки ест

Какое определение экономической науки наиболее близко к современному определению.
а) Мы установили, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, как люди могут увеличивать дома (ойкосы в смысле общей совокупности их имуществ).

б) Предмет политической экономии — это выявить средства, с помощью которых богатства образуются, распределяются и потребляются.

в) Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния.

г) Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

д) Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления.

Мы установили что имя некоторой науки есть экономия. Смотреть фото Мы установили что имя некоторой науки есть экономия. Смотреть картинку Мы установили что имя некоторой науки есть экономия. Картинка про Мы установили что имя некоторой науки есть экономия. Фото Мы установили что имя некоторой науки есть экономия

Ответ:

Объяснение:

Этот ответ больше подходит так как современное определение (т.е 21 век) экономической науки это наука о человеческом поведении.

Современная экономическая наука это:

Источник

Глава 1 экономика и микроэкономика 1.1. бремя выбора

Глава 1 экономика и микроэкономика 1.1. бремя выбора

Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и многообразен.

И не только человек — все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов — главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.

1 «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетвореОграниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.1

Очевидно, что если бы ресурсы не были бы недостаточны, не было бы и необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными нуждами, не надо было бы экономить их, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: «Каждому—по потребностям».

Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Это не только конкуренция между людьми за ресурсы удовлетворения их личных или групповых потребностей. Это прежде всего конкуренция между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов, хотя каждая из таких альтернативных целей может быть и персонифицирована.

Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов ее переработки может быть использована для закупок на мировом рынке продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, а также оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, новой техники и технологии.

ния других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей» (Корнай Я. Дефицит. М., 1990. С. 43Т).

И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельхозпродукции. Но, быть может, выручка от ее экспорта позволит нам импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая, или закупить нефтебуровое оборудование, чтобы в будущем увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству, другим потребителям.

Таким образом, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях.2 Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, а предприятия — прибыль, тогда как государство призвано максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.

Принцип максимизации входит уже в первое определение предмета экономической науки, данное Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н.э.): «Итак. мы установили, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, как люди могут увеличить свои „дома» (ойкосы в смысле общей совокупности их имуществ)» (История экономической мысли / Под ред. В. Я. Железнова и А. А. Мануйлова. М., 1916. Т. 1, вып. 1. С. 51-52). Ряд экономистов, в частности нобелевский лауреат Г.Саймон, выдвинули гипотезу рационального поведения, согласно которой хозяйствующие субъекты не стремятся к максимизации результатов, а довольствуются некоторым приемлемым их уровнем. Однако им не удалось показать, что при прочих равных условиях мы выбираем меньшее, а не большее.

Не нужно думать, что рациональное поведение — это непременно «правильное» поведение, скажем питание в строгом соответствии с физиологическими нормами или предписанной врачом диетой, повседневные занятия утренней гимнастикой, отсутствие так называемых «вредных привычек» или чтение душеспасительной литературы. Современного экономиста не приведут в смущение обращенные к «политико-экономам» прошлого века слова героя повести Ф. М. Достоевского «Человек из подполья»: «И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотенья? С чего это непременно вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо — одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела».3 Для экономиста одинаково рациональным будет поведение и заядлого курильщика или чревоугодника, хотя и то и другое заведомо вредно, и вполне добропорядочного человека, всю жизнь проводящего в заботах о своем здравии.

Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным проповедникам, социальным реформаторам и политическим лидерам. Они принимают как данность те цели, которые ставят перед собой и преследуют индивидуумы. Экономистов интересует лишь то, как люди реализуют свои «самостоятельные хотенья», или субъективно понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей, и что из этого может получиться. «Мы, — писал в 1820 г. Жан-Батист Сэй своему английскому коллеге Томасу Мальтусу, — должны только сказать обществу, как и почему такой-то факт является последствием такого-то другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений».4

Такое понимание роли экономистов и экономической науки пришло не сразу. В эпоху античности и средневековья экономические проблемы рассматривались как частные вопросы прикладной этики или общего учения о справедливости, отчасти права. На протяжении почти двух тысячелетий обсуждались вопросы о «справедливой цене», о том, позволительно ли торговать и не является ли торговля преступлением против совести и Бога, допустимо ли взимать (и платить) процент по денежным ссудам и т.п.

3 ДостоевскийФ.М. Поли. собр. соч. Л., 1973. Т. 5. С. 113.

4Цит. по: ЖидШ. История экономических учений. М., 1914. С. 64.

8Термин был введен в 1614 г. во Франции Антуаном де Монкретьеном. «Все его помыслы, — пишет А. В. Аникин, — были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности. Неудивительно, что перед словом экономия он поставил определение политическая» (АникинА.В. Юность науки. М., 1975. С. 33).

В XVII—XVIII вв. экономическая наука существовала преимущественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемых, как правило, абсолютными монархами. С полным основанием такая наука могла именоваться политической экономией.6 Даже великий А. Смит утверждал: «Политическая экономия, рассматриваемая как отрасль знания, необходимая государственному деятелю или законодателю. ставит себе целью обогащение как народа, так и государя».6 Кстати, и Евгений Онегин вынес из чтения А. Смита лишь умение

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет,

что позволяло ему слыть «глубоким экономом».

В Германии в течение длительного времени экономические проблемы рассматривались как элемент «государственного искусства» (Staatskunst) или часть «государственной науки» (Staatswis-senschaft).

Лишь на рубеже XIX—XX вв. сформировалась чистая («никаких поучений»!) экономическая теория, или просто — экономика,7 как общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.

6Смит А. Богатство народов. М., 1962. С. 313.

^Распространению нового «имени» экономическая теория во многом обязана вышедшей в 1890 г. книге А.Маршалла «Ргіпсіріез of economics* («Принципы экономики»), В русском переводе она вышла лишь в 1983-1984 гг. под названием «Принципы политической экономии». Подробнее см.: Экономика, сиречь наука экономическая // Экономическая школа. 1992. Вып. 2.

Альфред Маршалл (1842-1924) — английский экономист, профессор политической экономии Кембриджского университета (1885-1908), основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х гг. XX в.

Экономика как наука не ставит своей целью обогащение «народа или государя». Как заметил Дж. М. Кейнс, это скорее метод, чем учение, инструмент разума, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Термин же «политическая экономия» употребляется ныне иногда лишь для того, чтобы выделить в общей экономической теории ту ее часть, которая касается изучения роли государства в регулировании экономики. Какова эта роль в действительности? Какой она могла бы быть? Удовлетворительно ли выполняет государство свои экономические функции? На все эти вопросы пытается сегодня ответить политическая экономия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *