Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело – такая группа, как государство, которое к тому же стремится влиять на поведение населения.
Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов; 2) наиболее организованы; 3) наиболее солидарны внутри.
Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные; 2) государственные; 3) расовые; 4) языковые; 5) профессиональные; 6) имущественные; 7) религиозные и др.
Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьёй называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой – союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья – организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует ум, волю, характер ребёнка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем.
Приведите пример профессиональной группы. Дайте два объяснения роли профессиональных групп в общественной жизни.
2. Назовите любые две группы, членом которых Вы являетесь. Поясните, какое влияние на Вашу жизнь оказывает каждая из них.
3. Почему, по мнению автора, нет смысла изучать все социальные группы? По каким трём критериям автор выделяет заслуживающие изучения социальные группы?
4. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами влияние государства на «поведение населения».
5. Используя текст, укажите любые две причины, которые определяют в обществе особую роль семьи.
6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
ЧАСТЬ 2 «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» 9 класс
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.
Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?
Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
«Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные результаты:1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гумани. »
«ПРОВЕРИМ СВОИ ЗНАНИЯ (викторина для девочек-старшеклассниц) В Африке этот фрукт считается одним из самых эффективных антисептических средств. Африканские знахари считают плод панацеей от ц. »
«Костецкая Т.А. учитель музыки Класс: 3Четверть: 3 Тема четверти:“Развитие музыки” Тема урока: “Регистровое и тембровое развитие музыки” Изучение каких тем четверти предшествовало данному уроку: «Как. »
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 6 классе 2016– 2017 учебный год Планируемые результаты освоения предмета Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельнос. »
«Сценарный план урока литературы в 11 классе. Учитель: Вороненко М.Н. Тема: «Мы нашей памятью сильны» (проза и поэзия Великой Отечественной войны) Эпиграф.»Когда забывают войну, начинается новая. Память главный враг войны». Аристотел. »
«Тема урока: История развития программирования, тенденции развития программного обеспечения. Тип урока: объяснительно – дискуссионный (демонстрационный), с элементами практикума; Ход урока: I. Организационный момент Организованный впуск учащихся в кабинет. Учащиеся занимают рабочие места, подго. »
«Глава 2. Раздел «Математика в историческом развитии» по ФГОС второго поколенияПо новым стандартам образования одним из требований к предметным результатам освоения базового курса математи. »
«Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Еланская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено на заседании МО Гуманитарного цик. »
« 9 мая 2015 года исполняется 70 лет с того дня, когда завершилась небывалая по своей жестокости битва против фашизма. К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Хот. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.
Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело – такая группа, как государство, которое к тому же стремится влиять на поведение населения.
Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов; 2) наиболее организованы; 3) наиболее солидарны внутри.
Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные; 2) государственные; 3) расовые; 4) языковые; 5) профессиональные; 6) имущественные; 7) религиозные и др.
Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьёй называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой – союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья – организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует ум, волю, характер ребёнка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем.
6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
ЧАСТЬ 2 «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» 9 класс
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело – такая группа, как государство, которое к тому же стремится влиять на поведение населения.
Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов; 2) наиболее организованы; 3) наиболее солидарны внутри.
Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные; 2) государственные; 3) расовые; 4) языковые; 5) профессиональные; 6) имущественные; 7) религиозные и др.
Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьёй называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой – союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья – организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует ум, волю, характер ребёнка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем.
Приведите пример профессиональной группы. Дайте два объяснения роли профессиональных групп в общественной жизни.
2. Назовите любые две группы, членом которых Вы являетесь. Поясните, какое влияние на Вашу жизнь оказывает каждая из них.
3. Почему, по мнению автора, нет смысла изучать все социальные группы? По каким трём критериям автор выделяет заслуживающие изучения социальные группы?
4. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами влияние государства на «поведение населения».
5. Используя текст, укажите любые две причины, которые определяют в обществе особую роль семьи.
6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
ЧАСТЬ 2 «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» 9 класс
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания. Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело – такая группа, как государство, которое к тому же стремится влиять на поведение населения. Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов; 2) наиболее организованы; 3) наиболее солидарны внутри. Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные; 2) государственные; 3) расовые; 4) языковые; 5) профессиональные; 6) имущественные; 7) религиозные и др. Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьёй называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой – союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья – организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует ум, волю, характер ребёнка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем. (По П. А. Сорокину)
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2) Почему, по мнению автора, нет смысла изучать все социальные группы? По каким трём критериям автор выделяет заслуживающие изучения социальные группы? 3) Назовите любые две группы, членом которых Вы являетесь. Поясните, какое влияние на Вашу жизнь оказывает каждая из них.
Ответы
ты мне принёс деньги за свой долг?
ща тебе будет не круто.
нет, ты уже неделю обещал, за машину ту
правовые нормы-это закрепленные правила поведения, исполнение которого обеспечивается законом, как принудительной силой государства.
религия- каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание
мораль-это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.
политика-это вопросы и события общественной, государственной жизни.
Население как совокупность множества коллективных единств
В предыдущем мы познакомились с строением простейшей модели социального явления. Кратко рассмотрели его элементы, указали, почему взаимодействующие люди образуют коллективное единство. Указали основные условия возникновения, продолжения и распадения коллективных единств. Наконец, подчеркнули, что любое население распадается на множество таких коллективов или групп, а вся общественная жизнь образуется из множества таких процессов взаимодействия. Теперь мы можем перейти к изучению строения населения любой заселенной области земной поверхности. Из предыдущего уже ясно, что совместно живущие люди не одинаково сильно связаны друг с другом’. Население любой территории не представляет однообразной серой массы, чего-то единого целого, а оно распадается на множество коллективов или групп, члены которых сильнее обусловливают свое поведение, чем поведение лиц, принадлежащих к другим группам. Подобно тому, как частицы слюды не одинаково прочно связаны друг с другом, а образуют ряд слоев, легко отделяющихся друг от друга, так население какой-либо области распадается на ряд слоев или групп, члены каждой группы теснее и сильнее связаны друг с другом, чем с членами других групп. По линии таких групп население расслояется легче, оно все как бы составлено из множества отдельных групп или слоев, с тем отличием от слюды, что здесь расслоение сложнее; оно идет не только параллельными горизонтальными рядами, но и вертикальными, и по линиям, пересекающим друг друга. Возьмете ли вы население деревни или города, вы легко заметите в нем указываемое расслоение на ряд
седельных, более тесных групп или коллективных единств. Прежде всего Mbi видим, что в том населении имеется расслоение по семьям. И население деревни, и население города составлено из множества семейных коллективных единств. Члены каждой семьи теснее связаны друг с другом, чем с членами других семейств. Но семейным расслоением дело не ограничивается. Население города и отчасти деревни расслаивается и по иным линиям. Так, в населении города есть люди разных религий: православные, католики, протестанты. Католики чувствуют себя более близкими друг к другу, чем к людям иной веры. То же имеет значение для православных и протестантов. Значит, наряду с семейным расслоением имеется в населении расслоение на религиозные группы. Далее, в большом городе обычно живут подданные разных государств. В Петрограде есть русские, немцы, англичане, французы и т.д. Принадлежность к одному государству сильнее связывает граждан одного государства и образует из них особое коллективное единство. В силу этого население, где совместно живут подданные разных государств, снова расслаивается по линии государственной принадлежности, не совпадающей с линиями семейного и религиозного расслоения. Далее, любое население расслаивается на слои богатых и бедных, властвующих и подвластных, лиц различных профессий и т.д. Выходит, таким образом, что каждое население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом.
Литература: Сорокин. Система социологии, т. II, гл. I, II, III; Зиммель. Социальная дифференциация; Дюркгейм. Разделение общественного труда; Делевски. Социальные антагонизмы.
§2. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОСТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Критерии важности
Теперь спросим себя: каковы же важнейшие из социальных групп, на которые распадается население. Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения
государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело такая группа, как государство. От ее поведения и поведения государственной власти зависит многое: зависят и судьба церкви, и судьба семьи, и судьба партии и судьба ряда других социальных групп. Политика государственной власти весьма сильно отражается и на поведении всего населения. Словом, влияние государственной группы бесконечно велико по сравнению с влиянием «кружка любителей музыки или фотографии». Вот и важно выделить такие наиболее влиятельные группы, на которые расслаивается одно и то же население. Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов (влияние государства, состоящего из сотни миллионов людей, больше, чем влияние какой-либо маленькой секты); 2) которые наиболее организованы (организованная сотня солдат, как мы знаем, может разбить и разогнать многотысячный митинг или неорганизованную толпу); 3) которые наиболее солидарны внутри (в группах, члены которых грызутся друг с другом, вся энергия уходит на внутреннюю борьбу; в группах солидарных, где все стремятся к общей цели, где нет внутренней борьбы, энергия не тратится даром). Социальные группы, удовлетворяющие этим условиям, будут наиболее влиятельными социальными группами; распадение населения на такие группы даст основные линии социального расслоения.
Перечень важнейших простых социальных групп
Семейная группировка населения
Государственная группировка населения
Население земного шара расслаивается не только на семейные группы, но и на государственные коллективы. Таковы коллективы, носящие название: Россия, Англия, Франция, Германия и др. Связью лиц, составляющих членов государства, является подчиненность вер
Расовая группировка населения
Легко видеть, что это расслоение проходит по линиям, не совпадаю-
щим с линиями расслоения семейного, государственного и других. Расовая группировка очень численна. Она могла бы быть чрезвычайно влиятельной, если бы была достаточно организованной. Последнего условия часто не бывает. Поэтому действительное влияние расовых коллективов меньше, чем оно могло бы быть.
Языковая группировка населения
немецкая часть Австрии. Поляки, разорванные между Россией, Австрией и Германией, в наши дни вышли из состава последних и образовали самостоятельное государство и т.д. Отсюда мы видим, что языковая группировка действительно играет весьма значительную роль в исторических событиях. Это влияние можно легко наблюдать и в России. В ее распадении на ряд государств, в ее национальных сепаратизмах и движениях роль языковых групп огромна и дает себя знать на каждом шагу. Расслоение населения на профессиональные группы представляет расслоение, опять-таки не сливающееся с другими видами расслоения.
Профессиональная группировка населения
и уступать их давлению. Расслойка по государствам начинает сменяться расслойкой по профессиям: вместо «русские граждане» объединяйтесь, «германцы объединяйтесь», начинает все сильнее и сильнее звучать: «рабочие всех стран объединяйтесь», «капиталисты всех стран объединяйтесь». Профессиональная расслойка на наших глазах вступила в единоборство с государственной. И сейчас мы присутствуем лично и видим различные проявления этой борьбы. Война государств закончена, ее место заступает война гражданская, представляющая в значительной мере войну профессиональных групп, в частности войну рабочих союзов с союзами капиталистическими. Мир дрожит от этой борьбы, ее влияние чувствует каждый. Сказанного достаточно, чтобы понять громадное значение этого расслоения и соответствующих профессиональных объединений.
Имущественная группировка населения
низованность бедных. По мере роста последней растет и влияние бедных слоев населения. Чем выше будет эта организованность, тем больше шансов на победу бедняков в их борьбе с богачами.
Религиозная группировка населения
Группировка населения социальному рангу
своим лозунгом равенство всех людей. Коммунизм не уничтожил неравенства в России. Он изменил только его формы. До тех пор пока на деле неравенство и социальная табель о рангах будет существовать, громадное значение будет иметь и это расслоение. Неизбежной будет и борьба между привилегированными и обделенными. После сказанного нетрудно видеть, что то расслоение населения не совпадает ни с одним из предыдущих. Оно идет по своим линиям.
Партийная группировка населения
Критика упрощенных и односторонних теорий
Безумная и слепая политика. Из всего сказанного о расслоении населения вытекает ошибочность однобоких теорий. Неверны все те мнения, которые считают: 1) что человеческое общество представляет нечто единое и не имеет
никаких расслоений; 2) ошибочны взгляды тех, кто полагает, что население расслаивается только по одним линиям, что оно распадается только на государства или только на религиозные группы, или только на партии, или только на расы. Дело обстоит, как видим, гораздо сложнее. 3) Наконец, неверны все теории, которые весь ход общественных явлений пытаются объяснить борьбой различных частей одного расслоения; напр., только борьбой рас или только борьбой государств, или только борьбой классов и т.д. И в этом отношении дело бесконечно более сложно. Ход исторических событий определяется многосложными взаимоотношениями — соглашением и борьбой всех перечисленных групп. Свести общественные процессы к одной борьбе классов или государств, или церквей и т.д. невозможно. Такое упрощение в корне ошибочно.
§3. СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЛИНИЯМ СЛОЖНЫХ ГРУПП
Очерченными группами расслоение населения не кончается. Оно сложнее. В предыдущем перечне важнейших групп мы брали группы простые. Мы предполагали, что членов каждой группы связывает только одна какая-либо связь: семейная или государственная, или партийная и т.д. Сообразно с этим мы очерчивали основные линии простой группировки. Но подобно тому, как в химии встречаются не только простые химические 62
Понятие сложной группы
Разнообразие сложных групп
Внутренне-антагонистические и внутренне-солидарные сложные группы
признавали только интересы Интернационала и не ценили интересов государства. Линия политики тех и других была последовательной. Одни говорили: все для государства и последовательно стремились к захвату Константинополя и проливов и т.д. Другие говорили: все для мировой революции и последовательно разжигали классовую борьбу, проповедывали братание, «войну дворцам» и т.д. При этом они не распадались и не расслаивались на части. То же применимо и ко всякой другой сложной группе населения. Любая сложная, внутренне-солидарная группа будет крепкой и устойчивой. Народы, представляющие такую группу, будут народами крепкими, прочными. Их можно разъединить на время, но они вновь будут стремиться составить одно целое. Они, несмотря ни на что, сохранят свое лицо и свою целостность. Иная судьба ждет народы и сложные социальные группы внутренне-антагонистические. Их поведение не будет последовательным. Разъедаемые внутренней борьбой, они будут хромать на оба колена и в итоге или распадутся сами, или придут к тому же концу от малейшего внешнего толчка. Таков очередной вывод из сказанного. На этом и закончим беглый очерк строения и состава населения как сложного социального тела.
Заключительные замечания
Мы видим: 1) что население не представляет однообразной серой массы, члены которой одинаково связаны друг с другом, а распадается на множество коллективов или групп. Иными словами, расслаивается на ряд слоев. 2) Мы видим, что каждый человек принадлежит не к одному обществу, а к множеству обществ. 3) Это обстоятельство весьма определенно влияет на его поведение. 4) Из множества групп, на которое распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения: а) по семейной принадлежности, б) по государственной, в) по расовой, г) по языковой, д) по профессиональной, е) по имущественной, ж) по религиозной, з) по объемно-правовой, и) по партийной. 5) Отдельно стоит группа великих людей. 6) Из сочетания простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. 7) Последние и по числу и по характеру простых групп, из слияния коих они составляются, чрезвычайно разнообразны. 8) Среди них следует различать сложные группы: типичные и нетипичные для данного населения. Из типичных в нате время важны класс и национальность. 9) Далее, следует различать сложные группы: внутренне-антагонистические и внутренне-солидарные. Тот или иной характер группы оказывает вполне определенное влияние на поведение ее членов и прочность самой группы. Таковы основные положения, очерчивающие строение любого насе-
ления как совокупности людей, живущих совместно и взаимодействующих друг с другом. Начав наше изучение с простейшей модели социального явления, мы изучили его элементы и получили понятие группы или коллективного единства. Рассмотрев условия возникновения и распадения последнего, мы перешли к населению как к сложному социальному телу, и теперь познакомились с его строением и расслоением. Мы видим, что это строение весьма сложно, куда сложнее, чем изображают его ходячие представления об обществе и «общественном организме». Сказанное говорит и за то, что ход исторических событий также сложнее, чем его рисуют нам эти ходячие мнения. Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованиями каких-либо одних групп, напр., классов или государств, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов. Вот почему нельзя и невозможно объяснить исторические процессы путем таких однобоких теорий, слишком упрощенно изображающих действительность. Для такого объяснения приходится учитывать взаимоотношение и поведение всех этих групп. Только тогда можно рассчитывать на некоторый успех. Ограничимся сказанным и перейдем ко второй части социологии, изучающей не строение, а жизнь социальной группы или механику общественных процессов.