Мы все учились понемногу чему нибудь и как нибудь средство выразительности

Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава Первая

Содержание.
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
2.РИФМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
3.СТАТИСТИКИ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
4.БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
5.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Приступим к изучению ритмики романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Набрав в браузере поисковый запрос «Онегинская строфа», мы получим 45 700 документов.
Самое поразительное, все работы накопленные за 200 лет, посвящены рифмике романа. И нет ни одной работы посвящённой исследованию ритмики. Даже в монументальном исследовании романа «Евгений Онегин» В. Набокова не сказано ни слова о ритмики Онегинской строфы.
Оно и понятно. Исследование ритмики настолько трудоёмкий процесс, что возможность её исследования открылась лишь недавно, благодаря революции в области научно-технической информации и прогрессу электронной техники.

2. РИФМИКА И РИТМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
Онегинская строфа состоит из 14 строк, с отрифмованными четверостишиями.
— первое четверостишие с перекрестной рифмовкой AbAb;
— второе четверостишие с парной рифмовкой CCdd;
— третье четверостишие с опоясывающей рифмовкой EffE;
— двух заключительных строк с парной рифмовкой gg.

A, C, E – строки с женскими рифмами.
b, d, f, g – строки с мужскими рифмами.

Для иллюстрации всего, вышесказанного приведём строфу Раздела V Первой главы
романа «Евгений Онегин».

1. Мы все учились понемногу. 9 A
2. Чему-нибудь и как-нибудь. 8 b
3. Так воспитаньем, слава богу. 9 A
4. У нас немудрено блеснуть. 8 b

5. Онегин был по мненью многих. 9 C
6. (Судей решительных и строгих). 9 C
7. Учёный малый, но педант. 8 d
8. Имел он счастливый талант. 8 d

9. Без принужденья в разговоре. 9 E
10. Коснуться до всего слегка. 8 f
11. С учёным видом знатока. 8 f
12. Хранить молчанье в важном споре..9 E

13. И возбуждать улыбку дам. 8 g
14. Огнём нежданных эпиграмм. 8 g

3. СТАТИСТИКИ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Роман «Евгений Онегин» состоит из восьми глав. Каждая глава состоит из Разделов пронумерованных римскими цифрами.
Глава Первая. Разделы I–VIII(8), X–XII(3), XV–XXXVIII(24), XLII–LX(19).
В круглых скобках указано количество Разделов в привычной арабской цифровой нотации. Всего, если судить по римской нотации, в Первой главе должно быть 60 Разделов. Но некоторые Разделы отсутствуют. Поскольку были исключены поэтом. Таким образом в Первой главе осталось 54 Раздела.

Разделы содержат по 14 строк. Как не трудно подсчитать, всего в Первой главе 756 строк. Попробуйте в ручную сосчитать количество гласных звуков (или тоже самое слогов) в 756 строках. Вот мы и получаем объяснение, почему исследования ритмики стихов так и не осуществлялись.

В Строковой Ритмограмме Онегинской строфы иллюстрируется распределение гласных звуков в 14 строках, из которых состоят Разделы и приводится сопоставление длинны строк с их рифмикой. На приведённой диаграмме впервые приводится графическая иллюстрация Онегинской строфы в таком, комплексном виде. На одной диаграмме отображена как рифмика, так и ритмика.

4. БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
На диаграмме «Слоги по позициям Блоковой ритмограммы» видно, что на 2, 4, 6, 8 позициях (столбцы чёрного цвета) приходится 2444 ударных слога, что от количества ударных слогов в Первой главе 3054 составляет 80%.

Для дальнейшего анализа напомним ритмику некоторых стихотворных метров русского стихосложения.
ХОРЕЙ. Ударение в строках стиха на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.
ЯМБ. Ударение в строках стиха на 2, 4, 6, 8 и т. д. слогах.

Ведущим стихотворным метром в Первой главе романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин является Ямб. СИЛА* СТИХОТВОРНОГО МЕТРА ЯМБ РАВНА 80%.

Источник

Мы все учились понемногу чему нибудь и как нибудь средство выразительности

1.1.2. Как проявляется авторское отношение к Онегину в описании «талантов» героя?

1.2.2. Каким предстает внутренний мир героя стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. »?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокой эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг;

Но в чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, —

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою.

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою.

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

1.1.1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

1.2.1. Какую смысловую нагрузку несут многоточия в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. »?

1.1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

1.2.1. Использование многоточия в художественном тексте является одним из синтаксических средств выразительности. В стихотворении Блока многоточие используется четырежды.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою. —

многоточие означает недосказанность о жизненных перипетиях, выпавших на долю героя в «страшном мире».

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою. —

многоточие возникает, чтобы показать невозможность возвращения в прошлое. Герой вспоминает это прошлое и надеется быть услышанным.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Опять многоточие. На сей раз как окончательное осознание того, что любимая не вернется. Его зов останется без ответа.

Источник

Мы все учились понемногу чему нибудь и как нибудь средство выразительности

1.1.1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

1.2.1. Какую смысловую нагрузку несут многоточия в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. »?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокой эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг;

Но в чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, —

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою.

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою.

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

1.1.2. Как проявляется авторское отношение к Онегину в описании «талантов» героя?

1.2.2. Каким предстает внутренний мир героя стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. »?

1.1.2. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

1.2.2. Любовь возвышает человека над обыденностью, любовь — всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

1.1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

1.2.1. Использование многоточия в художественном тексте является одним из синтаксических средств выразительности. В стихотворении Блока многоточие используется четырежды.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою. —

многоточие означает недосказанность о жизненных перипетиях, выпавших на долю героя в «страшном мире».

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою. —

многоточие возникает, чтобы показать невозможность возвращения в прошлое. Герой вспоминает это прошлое и надеется быть услышанным.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Опять многоточие. На сей раз как окончательное осознание того, что любимая не вернется. Его зов останется без ответа.

Источник

Мы все учились понемногу чему нибудь и как нибудь средство выразительности

1.1.3. Сопоставьте фрагмент романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведенным ниже фрагментом поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». К каким выводам привело вас это сопоставление?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » с приведенным ниже стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может. ». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокой эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг;

Но в чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, —

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: «Бор заснул, долина спит» и слово: «чу!» так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства, он даже в это время зажмуривал глаза. Почтмейстер вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы «Ночи» и «Ключ к таинствам натуры» Эккартсгаузена, из которых делал весьма длинные выписки по целым листам, и в чем состояли эти выписки и какого рода они были, это никому не было известно. Впрочем, он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь. А уснащивал он речь множеством разных частиц, как-то: «судырь ты мой, эдакой какой-нибудь, знаете, понимаете, можете себе представить, относительно, так сказать, некоторым образом», и прочими, которые сыпал он мешками; уснащивал он речь тоже довольно удачно подмаргиванием, прищуриванием одного глаза, что все придавало весьма едкое выражение многим его сатирическим намекам. Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Кто был. человек, которого нужно было подымать пинком на что-нибудь; кто был просто байбак, лежавший, как говорится, весь век на боку, которого даже напрасно было подымать: не встанет ни в каком случае.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою.

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою.

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

1.1.1. Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

1.2.1. Какую смысловую нагрузку несут многоточия в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. »?

1.1.1. Образование Онегина весьма поверхностное, он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя.

1.2.1. Использование многоточия в художественном тексте является одним из синтаксических средств выразительности. В стихотворении Блока многоточие используется четырежды.

Летели дни, крутясь проклятым роем.

Вино и страсть терзали жизнь мою. —

многоточие означает недосказанность о жизненных перипетиях, выпавших на долю героя в «страшном мире».

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою. —

многоточие возникает, чтобы показать невозможность возвращения в прошлое. Герой вспоминает это прошлое и надеется быть услышанным.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Опять многоточие. На сей раз как окончательное осознание того, что любимая не вернется. Его зов останется без ответа.

5.1. Онегин и петербургский свет в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

5.2. Каким предстает внутренний облик лирического героя поэзии А. А. Блока?

5.3. «Злонравия достойные плоды». (Нравственная проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

5.4. Как в поэзии Н. А. Некрасова раскрывается тема страданий народа?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Комментарии к сочинениям

5.1. Онегин и петербургский свет в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.

С образом Петербурга мы сталкиваемся в романе «Евгений Онегин». Уже в первой главе мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».

В противовес петербургскому светскому обществу и сам автор, и его герой восхищались красотой города, «упивались» «дыханьем ночи благосклонной»:

Все было тихо; лишь ночные

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг.

5.2. Каким предстает внутренний облик лирического героя поэзии А. А. Блока?

Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии.

Лирический герой Блока – человек с тонкими чувствами и большой душой, умеющий остро чувствовать и переживать, глубоко любящий свою родину и готовый служить ей беззаветно. Для него явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все становилось темой переживаний и пищей раздумий. Даже сама Россия была для него «лирической величиной», и эта «величина» была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Лирика Блока стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому и появляется цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

5.3. «Злонравия достойные плоды». (Нравственная проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

В комедии Фонвизина «Недоросль» примитивный и жалкий мир Простаковых и Скотининых хочет прорваться в благородный, высокий мир Стародума, Правдина, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло, маскируясь под маской образованности и благородства, хочет присвоить себе добро. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду».

5.4. Как в поэзии Н. А. Некрасова раскрывается тема страданий народа?

В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматичных своих произведений. По масштабу событий, по своему духу это сравнительно небольшое стихотворение — настоящая поэма о народе.

Но если в предыдущих произведениях поэт свято верил в приход «светлого будущего», то теперь он с горечью говорит:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Почему же столь пессимистичен поэт? В произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.

Славная осень! Морозные ночи,

Нет безобразья в природе!

В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.

Цензура поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивает демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *