Мы знаем что люди живут на земле тысячелетия они многое передумали
Урок 9. стили литературного языка
УРОК 9. СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Цель урока: повторить изученные стили языка, познакомить с особенностями публицистического стиля; закрепить умение делать комплексный анализ текста.
Оборудование урока: стенды с репродукциями пейзажей весны, портретов художника Рембрандта, текст на доске, карточки с текстами для комплексного анализа, в начале урока тихое звучание произведения («Времена года»), план комплексного анализа текста.
I. Анализ текста на доске, являющегося эпиграфом к уроку.
(Не) привыкайте к чудесам,— Д..витесь им, д..витесь! (Не) привыкайте к небесам, Глазами к ним т..нитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Пр..клад..вайтесь к родникам,— (Ни) что (не) повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так — и все не так Через одно мгновенье! (В. Шефнер.)
Сначала восстанавливаются пропущенные орфограммы, раскрываются скобки, затем учащиеся, пользуясь планом, делают анализ текста. (Текст о неповторимости красоты природы, главная мысль которого состоит в том, что эта красота мгновенна и надо ценить каждый ее миг.
Ключевые слова: о природе — облака, птицы, родники; чудесный миг — чудеса, миг, мгновенье; не привыкайте, дивитесь, впадайте в изумленье. Тезис «Не привыкайте к чудесам» доказывается словами «Все будет так — и все не так через одно мгновенье». Стиль языка художественный: поэтические строки, рифма, ритм, музыка стиха, повторение глаголов в повелительном наклонении для убедительности призыва; глаголы несовершенного вида в призыве; совершенного — в аргументе: ничто не повторится; синонимы: миг — мгновенье.)
II. Беседа с классом.
— Какой синонимический ряд слов вы употребляете, выражая свое восхищение чем-либо? (Прекрасно, красиво, превосходно, изумительно, восхитительно, удивительно, бесподобно, поразительно, великолепно, роскошно, фантастично, волшебно, очаровательно, пригоже, чудесно.)
— Каковы антонимы к ним? (Отвратительно, безобразно, противно, неприятно, мерзко, некрасиво, кошмарно, безвкусно, ужасно, гадко.)
— Какие мгновения жизни вам хотелось бы остановить?
— Как это можно сделать? Кому удается остановить мгновения жизни? (Писателю. художнику, скульптору, архитектору — создателям произведений искусства.)
III. Учащиеся получают листы с отпечатанными текстами (№ 1, 2, 3, 4, 5).
— Назовите признаки текста. (Предложения объединены темой, главной мыслью, цепной или параллельной связью, различными лексическими, грамматическими и синтаксическими средствами.)
— Прочитайте текст № 1, сделайте комплексный анализ. (Анализ в целях экономии времени делают по группам.)
1-я группа. Докажите, что это текст. Определите тему, главную мысль, выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст.
2-я группа. Определите тип речи. Какова композиция текста? Какова связь между предложениями?
3-я группа. Назовите лексические, грамматические, синтаксические средства связи между предложениями. (Синонимы, антонимы, повторы слов. Роль союзов, местоимений, наречий, вида и времени глаголов. Порядок слов, сложные или простые конструкции предложений, характер предложений по цели высказывания, наличие обращений, вводных слов.)
4-я группа. Объясните, пользуясь толковыми словарями, лексическое значение выделенных слов.
5-я группа. Определите стиль языка. Назовите приметы стиля.
6-я группа. Составьте партитуру чтения.
Мы знаем, что люди живут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они узнали, что дважды два — четыре, что мир состоит из атомов, что энергией атомов можно овладеть. Школьники учат геометрию, алгебру, грамматику, химию, физику — науки, в которых обессмертили себя мысли тысяч и тысяч людей, думавших, думавших, думавших над тайнами бытия.
Но ведь люди не только думают. Они просто улыбаются, печалятся и плачут, радуются солнцу и глазеют на звезды. Они учатся верно любить и непримиримо ненавидеть. Как можно научиться верно любить и
непримиримо ненавидеть? Понимать красоту звезд и красоту человеческого лица? Изучая этику, эстетику, психологию, историю.
Да, конечно, изучая этику, эстетику, психологию, историю. Но в самой живой, самой полнокровной, наиболее волнующей сердце человека форме раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохранились в искусстве. В литературе, в поэзии, в музыке, в архитектуре и в искусстве изобразительном.
Художники решали все те же вопросы, которые человечество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представлениями об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я — сегодня, сейчас задающий этот вопрос? (А. Жукова. «Улыбка Джоконды».)
После высказываний учащихся по данному тексту учитель подводит итог.
Тема этого текста (искусство и его роль в жизни общества) и его главная мысль (искусство формирует человека, учит его понимать красоту, любить и ненавидеть) касаются жизни человечества, бытия человека. Это общественная тема.
Приметы стиля таковы. Лексические: слова из сферы общественной жизни человека (геометрия, алгебра, грамматика, атомы, тайны бытия, этика, эстетика, психология, история, идеал, человечество, искусство, литература, поэзия, архитектура, смысл жизни и др.).
Наряду с книжными словами (канон) употребляются и разговорные (глазеют на звезды).
Благодаря употреблению эмоционально-оценочных прилагательных и наречий текст отличается страстностью, четкой авторской позицией (в самой живой, самой полнокровной, наиболее волнующей сердце; о красоте и богатстве мира; любить верно, ненавидеть непримиримо).
Грамматические приметы: употребление личных местоимений (мы знаем, мы живем, для чего я живу).
Синтаксические приметы: как и в научном стиле, сложные предложения, причастные обороты, однородные члены и т. д. Но в отличие от научного стиля много вопросительных предложений, проблемных и риторических вопросов.
Тип речи — четкое, логическое рассуждение по волнующей автора и общество проблеме. Для большей убедительности автор пользуется повторами (думавших, думавших, думавших; красоту звезд и красоту человеческого лица; изучая. ); метафорами (обессмертили себя, раздумья сохранились в искусстве); но их назначение не создание художественного образа, а воздействие на читателя или слушателя.
Это публицистический стиль.
Работа с учебником, с. 16 (о некоторых особенностях этого стиля). Запись в справочную тетрадь.
Цель стиля — передать важную для общества информацию, воздействовать на читателя и слушателя, в чем-то его убедить, к чему-то призвать. (Publicus (лат.) — общественный.) Темой произведения публицистического стиля являются общественно-политические события и явления.
Сфера употребления стиля — статьи, заметки в газетах, журналах, репортажи, очерки, письма, сочинения, рецензии.
Языковые приметы — вводные слова, обращения, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, неполные предложения; употребление общественно-политической лексики, фразеологизмов, слов в переносном значении, допустимость слов разговорной и книжной лексики; употребление личных местоимений; четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоциональных, оценочных прилагательных и наречий, употребление глаголов в повелительном наклонении.
Примечание. Запись осуществляется во внеурочное время со стенда «Учись учиться».
IV. Беседа с классом.
— Какие заметки или статьи в газетах, журналах привлекли ваше внимание? (Из домашнего задания.) Каков стиль языка в них? (Учащиеся должны дома подчеркнуть приметы стиля, приготовить тексты к проверке учителя.)
V. Самостоятельный анализ и выразительное чтение текстов: № 2 (публицистический стиль, рассуждение), № 3 (художественный, повествование с описанием), № 4 (художественный, описание), № 5 (публицистический, рассуждения о силе искусства с повествованием).
Да, красота бывает разная, вернее, как многообразны ее проявления в природе и особенно в портрете.
И уж если говорить о портретах, нужно сказать о, может быть, величайшем произведении живописи всех времен и народов. Я имею в виду эрмитажный портрет старика, что сидит со сложенными на коленях руками.
Портрет начинается с рук. Таких рук не дал ни один художник, это не руки, это замкнутая, необычно сложная и уже завершившаяся человеческая судьба. Эти руки старика здесь, на живописном полотне, превосходят по своей выразительности любые естественные встречающиеся в быту руки человека.
Я уж не говорю о лице. Лицо старика — огромный и ни при каких обстоятельствах не повторимый мир. (Ю. Куранов.)
Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грэй был серьезен, как анатом. Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» — «прекрасно» — «великолепно» — «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана.
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцвела черемуха. Зато зацвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелеными. Взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. В болотах поднялась высоко осока, дала в темную бездну зеленую тень, по черной воде завертелись жучки-вертунки. (М. Пришвин.)
Легкий сумрак эрмитажных зал, тронутый темной позолотой, казался мне священным. Я входил в Эрмитаж как в хранилище человеческого гения.
Первое время я терялся среди пышного шествия художников. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок, и, чтобы отдохнуть, я уходил в зал, где была выставлена скульптура.
Там я сидел долго. И чем больше я смотрел на статуи безвестных эллинских ваятелей, тем яснее понимал, что вся скульптура — зов к прекрасному в самом себе, что она предвестница чистейшей утренней зари человечества. Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй будет основан на красоте справедливости, красоте ума, сердца, человеческих отношений и человеческого тела.
Недаром Гейне приходил в Лувр, часами просиживал около статуи Венеры Милосской и плакал.
О чем? О поруганном совершенстве человека. О том, что путь к совершенству тяжел и далек.
В этом сила скульптуры. (К. Паустовский.)
— Каковы широкая тема и главная мысль всех текстов? (В текстах запечатлены различные прекрасные моменты нашей жизни. Прекрасное многообразно и неповторимо. Красота восхищает, обогащает, облагораживает человека.)
Учитель подводит к выводу, что данные тексты — микротемы к размышлению о красоте, которые могут быть использованы как рабочий материал к сочинению на тему «В чем я вижу красоту мира?». Эпиграфом могут быть слова начала нашего урока или строки поэта А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте! Вся в голубой и звездной красоте Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету.
Домашнее задание: 1) с. 35, § 8, записи о публицистическом стиле; 2) анализ текста журнальной, газетной статьи или упр. 37.
Подготовка к ОГЭ. Стили литературного языка. Публицистический стиль речи
Описание презентации по отдельным слайдам:
Занятие № 2. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.
Да, конечно. Изучая этику, эстетику, психологию, историю. Но в самой живой, самой полнокровной, Наиболее волнующей сердце человека форме раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохранились в искусстве. В литературе, в поэзии, в музыке. В архитектуре и в искусстве изобразительном. Художники решали все те же вопросы, которые человечество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представлением об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я – сегодня, сейчас задающий этот вопрос? (А. Жукова. «Улыбка Джоконды»)
1. Выразительно прочитайте текст. 2. Тема текста. (искусство и его роль в жизни общества) 3. Главная мысль(идея). (искусство формирует человека, учит его понимать красоту, любить и ненавидеть. Тема и главная мысль касаются жизни человечества, бытия человека. Это общественная тема
4. Каковы приметы стиля? А) Лексические: Слова из сферы общественной жизни человека: Геометрия, грамматика, атомы, тайны бытия, этика, эстетика, психология, история, идеал, человечество, искусство, литература, поэзия, архитектура, смысл жизни и др. Наряду с книжными словами (канон) (глазеют на звезды) употребляются и разговорные
Благодаря употреблению эмоционально-оценочных прилагательных и наречий текст отличается страстностью, четкой авторской позицией (в самой живой, самой полнокровной, наиболее волнующей среде, о красоте и богатстве мира, любить верно, ненавидеть непримиримо) Б) Грамматические приметы: Употребление личных местоимений (мы знаем, мы живем, для чего я живу) В) Синтаксические приметы: Как и в научном стиле, сложные предложения, причастные обороты, однородные члены и т.д.
Задание на дом: составить памятку о публицистическом стиле по плану: а) цель стиля б) сфера употребления стиля в) языковые приметы.
Вы неплохо поработали
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-007412
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
X. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с
Развернутым ответом
№ | Критерии оценивания ответа на задание С | Баллы |
I.К1 | Формулировка проблем исходного текста 1)Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 2)Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем текста | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 1)Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет. 2)Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием исходного текста 3)Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментария дан простой пересказ текста, или в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста 1)Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок нет. 2)Позиция автора сформулирована неверно или Позиция автора исходного текста не сформулирована. | |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного текста по проблеме 1) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 2 аргумента), опираясь на художественные произведения… 2) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на художественные произведения… 3) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), не аргументировал или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен\не согласен с автором), или вообще не отражено в работе. | 2. |
II.К5 | Речевое оформление сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 1) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: § логические ошибки отсутствуют и последовательностью изложения не нарушена. § в работе нет нарушений абзацного членения. 2) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 3) В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | |
К6 | Точность и выразительность речи 1) Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грам. форм. 2) Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грам. строя речи. 3) Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грам. строя речи. | 2. |
К7 | Грамотность Соблюдение орф.норм. 1) орф. ошибок нет 2) допущена 1 ошибка 3) допущено более 1 ошибки | |
К8 | Соблюдение пункт. норм 1) пункт. ошибок нет 2) допущены 1-2 ошибки 3) допущено боле 2 ошибок | |
К9 | Соблюдение языковых норм 1) грам. ошибок нет 2) допущены 1-2 ошибки 3) допущено более 2 ошибок | |
К10 | Соблюдение речевых норм 1) допущено не более 1 речевой ошибки 2) допущены 2-3 ошибки 3) допущено более 3 ошибок | |
К11 | Соблюдение этических норм 1) этические ошибки отсутствуют 2) Допущены этические ошибки (1) | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1) фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 2) допущены фактические ошибки (1) | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) – 20 баллов |
Текст 1
Мы знаем, что люди живут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они многое узнали.
Но ведь люди не только думают. Они просто улыбаются, печалятся и плачут, радуются солнцу и глазеют на звезды. Они учатся верно любить и непримиримо ненавидеть. Как можно научиться верно любить и непримиримо ненавидеть? Понимать красоту звезд и красоту человеческого лица?
Вступление Ряд риторических вопросов, созвучных теме сочинения Как научиться вечно любить и непримиримо ненавидеть? Как понимать красоту человека и красоту окружающего нас мира? В чем заключается идеал, к которому должен стремиться человек? На размышления именно по этим вопросам пытается подтолкнуть нас А. Жукова в своем тексте. | Позиция автора Искусство, по мнению автора, побуждает задумываться о вечных проблемах: о нравственном и эстетическом идеале, о смысле жизни. |
Проблема Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему назначения искусства. | Аргументы 1. Тезис Я согласна с позицией автора, потому что автор данного текста, говоря о красоте человеческого лица, подразумевает красоту духовного образа. И именно искусство учит нас воспринимать и понимать такую красоту, любоваться ею. 2. Ссылка на авторитет Не случайно Достоевский говорил о том, что красоту спасет мир. Искусство задает каноны и законы красоты, идеалы в жизни, учит нас верно любить и непримиримо ненавидеть, делает нас духовно богатыми и счастливыми. |
Комментарий Жукова рассказывает о наиболее волнующей сердце человека форме, об искусстве, в которой сохранились раздумья человечества о красоте и богатстве мира. | Заключение Яркое сравнение, подводящее итог рассуждения. Мы уже давно твердим, красота спасет мир. Следовательно, гибель духовной красоты людей приведет к гибели всего человечества. Единственное, что может остановить гибель, – это искусство! |
Текст 2
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.
Текст 3
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая большая ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачу карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Текст 4
Роль книги и чтения в России трудно переоценить. Книга являлась главным источником знания, способом просвещения и распространения образования. Нигде в мире, пожалуй, книга – и рукописная, и печатная – не играла столь значительной роли на протяжении столь длительного времени, многие столетия чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образователем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании.
С «учения книжного» началось просвещение Руси при князе Владимире. Древнерусский летописец Нестор, отступая от повествования, сложил настоящий гимн книге: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгам наставляемы и получаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Велика есть мудрость… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с богом или со святыми мужами».
Чтение книг было не просто способом получения образования, умственного и духовного развития. Это был и способ передачи культурных ценностей из поколения в поколение, облегченный, по замечанию академика Б. А. Рыбакова, тем, что русская средневековая письменность в отличие от западноевропейской «основывалась на родном русском языке, а не на латыни, чуждой многим народам Запада (германским, кельтским, славянским). Русскому человеку достаточно было знать азбуку, чтобы приобщиться к культуре, а англичане, немцы, поляки, для того чтобы стать грамотным, должны были изучать чуждую им латынь…». Так изначально на Руси книга получила заведомо большие возможности для широкого распространения, чем в других странах.
Книги были и радостью, удовольствием, способом отдохновения, праздником. В трудный для Руси период татаро-монгольского нашествия книги оставались той незыблемой ценностью, которая поддерживала дух народа. С. М. Соловьев пишет о том, что в то время «книга… продолжала считаться сокровищем; во время Тохтамышевой осады в Москву со всех сторон снесено было множество книг; книги усердно переписывались иноками, переводились с греческого, составлялись сборники; вместе с книгами духовного содержания переписывались и летописи…». Книга поддерживала в трудную минуту, сохраняла единство народа, оставалась источником духовной силы и, конечно, способом сохранения и передачи знания.
В последующие эпохи книга продолжала оставаться окном в мир, духовным наставником и просветителем, а главное – учителем.
Текст 5
Нам нужно прежде всего найти точку слияния ума и сердца. Ведь ум – холодный, а сердце – горячее. «Воспаленный ум» – признак болезни, «охлажденные чувства» – признак сердечной беды. Как соединить несоединимое, лед и пламень, – и для того соединить, чтобы лед стал холоднее, а пламя – жарче? Чтобы и чувство и ум ребенка сильнее развивались?
Подступаясь к решению этой неразрешимой с виду задачи, прежде всего уточним, какой же ум имеется здесь в виду.
Не тот ум, который воспитывается с помощью кубика Рубика, головоломок и кроссвордов.
Не тот ум, который позволяет способным ребятам быстро решать математические и физические задачи.
Не тот ум, который живет в пальцах мальчика-технаря и позволяет ему творить чудеса отверткой и паяльником.
Не тот ум, который даже и пятиклассника иного подвигает на хитрейшие финансовые операции – да так, что он всегда остается с прибылью.
Не тот ум, который развивается в девчонке, которая одним взглядом, одним словом может привлечь сердце избранного ею мальчишки.
Не тот ум, которым человек проникает в души других людей, видит их насквозь, управляя ими.
И даже не тот сметливый ум, с помощью которого иные люди обходят все неприятности на их пути, выворачиваются из самых трудных положений…
Все эти стороны ума по-своему важны и необходимы, без них не было бы ни науки, ни техники, ни общества, без них человеку не прожить. Эти свойства ума даются человеку природой, образованием, жизненным опытом, но воспитанием дается, но для жизни важнее всего тот ум, о котором пишет в одном замечательном своем наброске Пушкин:
От Западных морей до самых врат восточных
Не многие умы от благ прямых и прочных
Зло могут отличать…
Вот ум! Редкий ум различения добра и зла, ум для поиска и познания правды, ум, который составляет основу человеческого духа и вместе с любовью определяет его силу.
Вступление С ключевого слова текста (именительной темы). Ум. Одно из важнейших свойств человеческого тела. О нем, как и о его свойствах, много говорят и еще больше пишут. О том, какие свойства ума могут быть, о редком человеческом уме рассказывает Соловейчик. | Позиция автора Соловейчик считает главной задачей умение найти точку слияния ума и сердца. Он утверждает, что ум человека должен искать познание правды и добра. |
Проблема Автор поднимает проблему гармонии ума и сердца. Кроме того, он затрагивает вопрос о том, какие стороны ума следует развивать человеку. | Аргументы Рассуждение с дефиницией Я согласна с позицией автора, что ум – холоден, а сердце – горячее. Но что такое идеальный ум? Это именно тот ум, который различает добро и зло, правду и ложь. Ум, который помогает душе почувствовать и понять. Ведь умение решать задачи не поможет никому научиться общаться с людьми. К высшему уму должен прийти каждый, но получается не у всех. |
Комментарий Соловейчик пишет нам о свойствах ума, которые даются человеку природой, опытом, воспитанием. Также автор показывает предназначение ума, отличие поистине редкого ума и приобретенных его свойств. | Заключение Вывод-впечатление. Один из способов прийти к точке слияния ума и сердца – это, прежде всего, развитие ума. Мы должны сами помогать себе, стремиться к идеальному уму. И тогда, возможно, несоединенные лед и пламя соединятся. |
По общему признанию, французы живут в мире, центром которого является Франция. Они поглощены своей историей и склонны верить, что их страна задала стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, философии, науки, кухни и « умения жить». Поэтому, как правило, французы мало знают о других народах (так построена их школьная программа) и относятся к ним снисходительно, веря в свою уникальность.
Особый характер русского патриотизма также исторически связан с культом власти и государства. В русской культуре любовь к родине неразрывно связана с любовью к родной земле, природному ландшафту и (против всякой логики) – к государству! Государственность вообще имела в истории России и ее культуре особое значение. Русский солдат воевал «за веру, царя и отчество»: само собой разумелось, что эти вещи неразрывно связаны. Исторически в русском патриотизме присутствует православно-государственный элемент. Окруженный со всех сторон «иноверцами», русский народ выработал ощущение своей уникальности и несхожести с другими народами. Это ощущение в течение нескольких веков накладывалось на мессианские идеи (о великом предназначении России в истории человечества) и усиливало их.
В результате всех этих переплетений русский патриотизм – не только культурный феномен, подразумевающий любовь к своей стране (ее истории, природе, культуре и т.д.), но и своеобразное понимание судьбы России, ее особых отношений со всем человечеством, понимание ее «особого пути» и, так сказать, ощущение своего «исторического одиночества».
Вступление Ряд риторических вопросов Патриот! Каким гордым словом может называть себя человек, который любит свою Родину? Но только ли он должен любить свое отечество, чтобы называть себя патриотом? Разве патриотизм заключается только в любви к Родине? | Позиция автора Автор считает, что патриотизм заключается не только в любви к своей Родине, но и в физической привязанности к местам своего детства и молодости, болезненной ностальгии при расставании с Родиной. Также с любовью к Родине связана любовь к природному ландшафту и к государству. Сергеева утверждает, что именно государство всегда имело важную роль в истории России и в ее культуре. |
Проблема Автор поднимает актуальную для нашего времени проблему патриотизма. | Аргументы На примерах художественных произведений. Я согласна с позицией автора. Еще Некрасов сказал, что «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Широко раскинулась русская земля. Прекрасно украшена она многими городами. Голос веков « по всем жилушкам разливается»,- писал А.Толстой. «О, Русь моя! Жена моя!» с нежной привязанностью к отечеству писал А.Блок. |
Комментарий Автор описывает особый характер русского патриотизма: «…русский патриотизм – не только культурный феномен, подразумевающий любовь к своей стране (ее истории, природе, культуре и т.д.), но и своеобразное понимание судьбы России.В размышлениях автора звучит мысль о том, чтоименно в душе человека заложено понимание «особого пути» России. К сожалению, люди далеко не всегда прислушиваются к ощущению «исторического одиночества». | Заключение Этически корректное возражение автору Не все, наверно, согласятся с позицией автора. Возможно, найдутся и те люди, которым все равно, являются ли они патриотами своей страны или нет, они просто живут, пользуются ее ресурсами, не испытывая сопричастности к истории Родины. Но я уверена, что таких людей единицы. А значит, надо любить, ценить и защищать, понимать нашу Родину и государство. |
Текст 7
Какое же зеркало жизни наш язык! Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Все приемлет, на все отзовется, как пушкинское эхо, больше того – он вберет и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заемных слов. Беда только, что все идет порой в безобразном, безграмотном смешении.
Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фантик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную краску. Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». Есть еще футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы, сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приватизацией». А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.
Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актеров! Но как необычно, одухотворенно звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлестывает и уголовная лексика. Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клеевые»? Их источник ясен. Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.
Вступление Ряд риторических вопросов Почему сейчас вместо красивых слов наш язык «загрязняется» жаргоном и уголовной лексикой? Почему в средствах массовой информации поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка? Об этом и рассуждает автор данного текста. | Позиция автора Автор убежден в том, что наш язык будет жить, если мы не будем сами его губить, разрушать, оскверняя его и забывая о силе русского языка. |
Проблема Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе. Именно эту проблему поднимает автор. | Аргументы 1. ссылка на авторитет По результатам опроса населения с каждым годом проблема сохранения русского языка становится все острее. И вскоре предотвратить это будет намного труднее. Правоту автора подтверждает знаменитое высказывание Белинского: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. Что русский язык – один из самых богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». 2. имена исторических деятелей Русский язык – это язык Пушкина, Толстого, Достоевского… Вы только представьте, что, открыв сборник стихов Пушкина лет через двадцать, вы увидите не прекрасные слова, ласкающие душу, а нецензурщину и жаргонизм. Так, сказать, перевод на современный русский язык. Ужасно? А что-то подсказывает мне, что если мы не обратим свое внимание на нашу речь, то так оно и будет… |
Комментарий В тексте говорится о могучем и великом русском языке. Только мы его портим. Портим, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором и ненормативной лексикой. | Заключение Обзор всех положений, которые были осмысленны в основной части Итак, бороться с жаргоном и уголовной лексикой трудно: плыть по течению куда проще, чем против течения. И все же, если каждый человек задумается над этим и будет призывать к этой проблеме других, то вскоре она будет не столь острой, нежели сейчас. И русский язык снова станет самым красивым, красноречивым и поистине великим языком, благодаря нашим общим усилиям. |
Текст 8
Какое самое большое наказание для человека? Лишение свободы! Уже это одно показывает, какое огромное значение имеет свобода для человека. Вообще под свободой понимают возможность народа, социальной группы или отдельного человека в каждый момент своей жизни сделать выбор (а жизнь – это всегда выбор того или иного действия, деятельности, пути развития) в соответствии со своими целями, желаниями, убеждениями и взглядами и нести ответственность за последствиями своего выбора.
Последнее – ответственность за последствия выбора – очень важный компонент свободы, ибо когда народ, социальная группа или отдельный человек не желает нести ответственности за последствия выбора, то это не свобода, а вседозволенность, своеволие, попирающие все нравственные и общественные законы и нормы взаимоотношений народов и людей. Ведь всякий выбор народа или человека затрагивает интересы и свободу других народов и людей. Поэтому народ или человек, не желающие нести ответственность за свой выбор, становятся по отношению к другим народам и людям агрессорами, преступниками.
Самостоятельный человек чувствует себя свободным, а его свобода зависит от важности и величины доступных ему жизненных выборов. Образованный человек свободнее неграмотного, но у него больше ответственности за выбор, ибо его поступки влияют на его судьбу. Несвободного человека наказывает кто-то (родители, сверстники, закон),а свободного человека за неудачный выбор наказывает в первую очередь жизнь. Свобода человека определяется источником наказания за ошибки: у свободного человека источник наказания в нем самом, его наказывает его собственная совесть. Любую инициативу можно проявлять. Любое творческое дело можно выполнять лишь будучи свободным. Вне свободы невозможно никакое творчество, никакое новое дело, новое начинание, самостоятельная деятельность.
Однако нравственная свобода (т.е. свобода выбора, ограниченная нравственными законами) каждого народа и каждого человека очень ограничена. Ведь народы и люди, живущие рядом, а их очень много, обступающие этот народ и человека со всех сторон, тоже хотят свободы, и они имеют на это не меньше право. Следовательно, нравственная свобода каждого народа и человека кончается там, где начинается свобода других народов и людей.
Текст 9
Алексей Лосев, великий русский философ, ученый, родился 23 сентября 1893 года в столице Области Войска Донского – Новочеркасске.
Учился в замечательной гимназии, которую вспоминал потом всю жизнь с благодарностью.
В семнадцать лет Алексей записал в дневнике: «Человек живет радостью». Источник радости юный Лосев увидел не во внешних поступках, а во «внутреннем духовном подвиге». Когда узнаешь подробности жизни Лосева, то начинает казаться, что вокруг него иногда не оставалось ничего живого, светлого, не погибшего. Один он возвышался над обстоятельствами, хранил упрямое спокойствие и не унывал.
В апреле 1930 года Лосева арестовали. Четыре месяца одиночки и потом семнадцать месяцев заключения во внутренней тюрьме Лубянки. Пока он сидит в тюрьме, его клеймят за «идеализм» в газетах, а с высоких трибун – как врага народа.
Арестовывают и жену Лосева. Ему дают десять лет лагерей, Валентине Михайловне – пять. Лосева отправляют на Свирьстрой, ее – на Алтай.
В лагере Лосев оказался на должности сторожа дров лесной биржи. Лагерное начальство понимало, видимо, что на любой другой работе от больного туберкулезом полуслепого очкарика никакого толку не будет. И вот Лосев сторожит по ночам дрова и, пользуясь уединением, обдумывает свои будущие труды, сочиняет про себя повести и стихи.
Он путешествует взглядом по морозному ночному небу и пишет жене, что мечтал бы написать вместе с ней книгу «Звездное небо и его чудеса». Он благодарит Бога за возможность караулить дрова по восемь часов в сутки и более всего боится, что дрова кончатся и сторожить будет нечего.
И это в конце концов случается: Лосева со Свирьстроя собираются отправить в страшный Сиблаг. Он пишет жене: «Родной, вечный человек, здравствуй. Богославляю жизнь… Я весь, слава Богу, обворован, и теперь почти нет ничего…»
И тут он пишет: «Все сбираются жить…» Пережитое за два арестантских года – «только предисловие». А ведь Лосеву уже почти сорок лет. Кто из его мучителей мог представить, что у этого «доходяги»-профессора большая часть жизни еще впереди! Впереди – грандиозный труд его жизни – восемь томов «Истории античной эстетики», долгие годы сосредоточенной работы, любовь учеников, мировая слава…
Разве не чудом после этого предстает вся жизнь Алексея Лосева?
В тридцать третьем году Беломоро-Балтийский канал построили, и тех, кто выжил, выпустили на свободу. Так был освобожден и Лосев. Его освободили физически, но труды его оставались под арестом. Двадцать три года один из самых выдающихся и светлых русских умов не имел возможности публиковать свои труды.
После войны он уже почти совсем ослеп, и с тех пор все свои работы он сначала слагал про себя, а потом диктовал, причем сразу начисто. Лосев должен был бы чувствовать себя заживо замурованным, но дух его не был пленен. Его более удачливые молодые коллеги иногда иронически недоумевали: «На что надеетесь, Алексей Федорович?» Лосев отвечал с присущим ему юмором: «На археологию».
Когда его спрашивали о секретах долголетия и способах закаливания, Лосев говорил, что он не закалил, а запугал свой организм, тот не смеет и пикнуть.
Из лагеря он как-то написал жене слова, в которых, мне кажется, и скрыт секрет лосевского долголетия и несгибаемого духа. «Старайся на злобу отвечать любовью… Есть на земле и красота, и мир, и светлая глубина любви, и чистая нетронутость дружбы…»
Текст 10
«Все наши замыслы превращаются в прах… если нет детского желания учиться», – писал Василий Александрович Сухомлинский.
– Учение, – говорил он, – это прежде всего отношения – отношение ученика к учителю, к предмету, к своей работе. Желание детей хорошо учиться – основа школы, без него школы нет. Учитель обязан возбудить и поддерживать это желание постоянно.
Но учение – это труд, тяжелый умственный труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться, рушить, усвоить…
Однако, заставляя трудиться, трудолюбие не воспитаешь.
Да, учение – это труд, но это должен быть радостный труд, ибо только радостный, свободный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе. Долг и совесть в школе должны не расходиться, а сливаться в одно чувство.
Уже через несколько лет после того, как Сухомлинский принял школу в селе Павлыш, он поставил перед своими учителями такой вопрос; как сделать, чтобы все ребята испытывали страсть к учению?
Не интерес – страсть!
Почему, спрашивал директор школы Сухомлинский, дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает? В чем дело? В чем секрет?
Сухомлинский начинает титанический труд – ищет ответ на вопрос, который его мучит. Каждый день он ходит с урока на урок – то в первый класс, то в пятый, то в седьмой, то во второй… Почему дети теряют охоту к учению? Как воспитать страсть учиться? И не только директор бьется над этим вопросом – он сумел увлечь всех учителей в школе. Каждый пересматривал свой труд, даже самые опытные, те, что преподаватели уже по тридцать лет и, казалось, все знали и все умели.
И вот что постепенно стало выясняться. Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного.
Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел- сегодня научился. Вот в чем счастье!
Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они… хорошо учились?
Этот парадокс, наверно, и войдет в историю педагогики как «парадокс Сухомлинского»: чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они хорошо учились.
Но никакого парадокса здесь, конечно, нет. Ларчик открывается хотя и не просто, но все же открывается: чтобы дети хорошо учились, надо научить их учиться.
Василий Александрович Сухомлинский считает, что ленивыми ребята становятся в самой школе оттого, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали им почувствовать радость успеха в учении. Малоспособные от природы дети, конечно, есть, но и их способности могут быть разными, и они могут успешно кончить среднюю школу, если их не «глушить» двойками, если поддерживать каждое их усилие, если не внушать им, что они неспособные…
Испокон веков перед каждым учителем стоит две пары задач:
обучать детей и одновременно воспитывать их;
обучать детей и одновременно развивать их способности.
А Сухомлинский показал, что все эти задачи фактически невозможно решить, если не поставить перед собой и не решить еще одну, такую же важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться.