Мы знаем что люди живут на земле тысячелетия синтаксический разбор
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Урок 9. стили литературного языка
УРОК 9. СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Цель урока: повторить изученные стили языка, познакомить с особенностями публицистического стиля; закрепить умение делать комплексный анализ текста.
Оборудование урока: стенды с репродукциями пейзажей весны, портретов художника Рембрандта, текст на доске, карточки с текстами для комплексного анализа, в начале урока тихое звучание произведения («Времена года»), план комплексного анализа текста.
I. Анализ текста на доске, являющегося эпиграфом к уроку.
(Не) привыкайте к чудесам,— Д..витесь им, д..витесь! (Не) привыкайте к небесам, Глазами к ним т..нитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Пр..клад..вайтесь к родникам,— (Ни) что (не) повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так — и все не так Через одно мгновенье! (В. Шефнер.)
Сначала восстанавливаются пропущенные орфограммы, раскрываются скобки, затем учащиеся, пользуясь планом, делают анализ текста. (Текст о неповторимости красоты природы, главная мысль которого состоит в том, что эта красота мгновенна и надо ценить каждый ее миг.
Ключевые слова: о природе — облака, птицы, родники; чудесный миг — чудеса, миг, мгновенье; не привыкайте, дивитесь, впадайте в изумленье. Тезис «Не привыкайте к чудесам» доказывается словами «Все будет так — и все не так через одно мгновенье». Стиль языка художественный: поэтические строки, рифма, ритм, музыка стиха, повторение глаголов в повелительном наклонении для убедительности призыва; глаголы несовершенного вида в призыве; совершенного — в аргументе: ничто не повторится; синонимы: миг — мгновенье.)
II. Беседа с классом.
— Какой синонимический ряд слов вы употребляете, выражая свое восхищение чем-либо? (Прекрасно, красиво, превосходно, изумительно, восхитительно, удивительно, бесподобно, поразительно, великолепно, роскошно, фантастично, волшебно, очаровательно, пригоже, чудесно.)
— Каковы антонимы к ним? (Отвратительно, безобразно, противно, неприятно, мерзко, некрасиво, кошмарно, безвкусно, ужасно, гадко.)
— Какие мгновения жизни вам хотелось бы остановить?
— Как это можно сделать? Кому удается остановить мгновения жизни? (Писателю. художнику, скульптору, архитектору — создателям произведений искусства.)
III. Учащиеся получают листы с отпечатанными текстами (№ 1, 2, 3, 4, 5).
— Назовите признаки текста. (Предложения объединены темой, главной мыслью, цепной или параллельной связью, различными лексическими, грамматическими и синтаксическими средствами.)
— Прочитайте текст № 1, сделайте комплексный анализ. (Анализ в целях экономии времени делают по группам.)
1-я группа. Докажите, что это текст. Определите тему, главную мысль, выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст.
2-я группа. Определите тип речи. Какова композиция текста? Какова связь между предложениями?
3-я группа. Назовите лексические, грамматические, синтаксические средства связи между предложениями. (Синонимы, антонимы, повторы слов. Роль союзов, местоимений, наречий, вида и времени глаголов. Порядок слов, сложные или простые конструкции предложений, характер предложений по цели высказывания, наличие обращений, вводных слов.)
4-я группа. Объясните, пользуясь толковыми словарями, лексическое значение выделенных слов.
5-я группа. Определите стиль языка. Назовите приметы стиля.
6-я группа. Составьте партитуру чтения.
Мы знаем, что люди живут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они узнали, что дважды два — четыре, что мир состоит из атомов, что энергией атомов можно овладеть. Школьники учат геометрию, алгебру, грамматику, химию, физику — науки, в которых обессмертили себя мысли тысяч и тысяч людей, думавших, думавших, думавших над тайнами бытия.
Но ведь люди не только думают. Они просто улыбаются, печалятся и плачут, радуются солнцу и глазеют на звезды. Они учатся верно любить и непримиримо ненавидеть. Как можно научиться верно любить и
непримиримо ненавидеть? Понимать красоту звезд и красоту человеческого лица? Изучая этику, эстетику, психологию, историю.
Да, конечно, изучая этику, эстетику, психологию, историю. Но в самой живой, самой полнокровной, наиболее волнующей сердце человека форме раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохранились в искусстве. В литературе, в поэзии, в музыке, в архитектуре и в искусстве изобразительном.
Художники решали все те же вопросы, которые человечество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представлениями об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я — сегодня, сейчас задающий этот вопрос? (А. Жукова. «Улыбка Джоконды».)
После высказываний учащихся по данному тексту учитель подводит итог.
Тема этого текста (искусство и его роль в жизни общества) и его главная мысль (искусство формирует человека, учит его понимать красоту, любить и ненавидеть) касаются жизни человечества, бытия человека. Это общественная тема.
Приметы стиля таковы. Лексические: слова из сферы общественной жизни человека (геометрия, алгебра, грамматика, атомы, тайны бытия, этика, эстетика, психология, история, идеал, человечество, искусство, литература, поэзия, архитектура, смысл жизни и др.).
Наряду с книжными словами (канон) употребляются и разговорные (глазеют на звезды).
Благодаря употреблению эмоционально-оценочных прилагательных и наречий текст отличается страстностью, четкой авторской позицией (в самой живой, самой полнокровной, наиболее волнующей сердце; о красоте и богатстве мира; любить верно, ненавидеть непримиримо).
Грамматические приметы: употребление личных местоимений (мы знаем, мы живем, для чего я живу).
Синтаксические приметы: как и в научном стиле, сложные предложения, причастные обороты, однородные члены и т. д. Но в отличие от научного стиля много вопросительных предложений, проблемных и риторических вопросов.
Тип речи — четкое, логическое рассуждение по волнующей автора и общество проблеме. Для большей убедительности автор пользуется повторами (думавших, думавших, думавших; красоту звезд и красоту человеческого лица; изучая. ); метафорами (обессмертили себя, раздумья сохранились в искусстве); но их назначение не создание художественного образа, а воздействие на читателя или слушателя.
Это публицистический стиль.
Работа с учебником, с. 16 (о некоторых особенностях этого стиля). Запись в справочную тетрадь.
Цель стиля — передать важную для общества информацию, воздействовать на читателя и слушателя, в чем-то его убедить, к чему-то призвать. (Publicus (лат.) — общественный.) Темой произведения публицистического стиля являются общественно-политические события и явления.
Сфера употребления стиля — статьи, заметки в газетах, журналах, репортажи, очерки, письма, сочинения, рецензии.
Языковые приметы — вводные слова, обращения, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, неполные предложения; употребление общественно-политической лексики, фразеологизмов, слов в переносном значении, допустимость слов разговорной и книжной лексики; употребление личных местоимений; четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоциональных, оценочных прилагательных и наречий, употребление глаголов в повелительном наклонении.
Примечание. Запись осуществляется во внеурочное время со стенда «Учись учиться».
IV. Беседа с классом.
— Какие заметки или статьи в газетах, журналах привлекли ваше внимание? (Из домашнего задания.) Каков стиль языка в них? (Учащиеся должны дома подчеркнуть приметы стиля, приготовить тексты к проверке учителя.)
V. Самостоятельный анализ и выразительное чтение текстов: № 2 (публицистический стиль, рассуждение), № 3 (художественный, повествование с описанием), № 4 (художественный, описание), № 5 (публицистический, рассуждения о силе искусства с повествованием).
Да, красота бывает разная, вернее, как многообразны ее проявления в природе и особенно в портрете.
И уж если говорить о портретах, нужно сказать о, может быть, величайшем произведении живописи всех времен и народов. Я имею в виду эрмитажный портрет старика, что сидит со сложенными на коленях руками.
Портрет начинается с рук. Таких рук не дал ни один художник, это не руки, это замкнутая, необычно сложная и уже завершившаяся человеческая судьба. Эти руки старика здесь, на живописном полотне, превосходят по своей выразительности любые естественные встречающиеся в быту руки человека.
Я уж не говорю о лице. Лицо старика — огромный и ни при каких обстоятельствах не повторимый мир. (Ю. Куранов.)
Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грэй был серьезен, как анатом. Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» — «прекрасно» — «великолепно» — «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана.
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцвела черемуха. Зато зацвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелеными. Взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. В болотах поднялась высоко осока, дала в темную бездну зеленую тень, по черной воде завертелись жучки-вертунки. (М. Пришвин.)
Легкий сумрак эрмитажных зал, тронутый темной позолотой, казался мне священным. Я входил в Эрмитаж как в хранилище человеческого гения.
Первое время я терялся среди пышного шествия художников. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок, и, чтобы отдохнуть, я уходил в зал, где была выставлена скульптура.
Там я сидел долго. И чем больше я смотрел на статуи безвестных эллинских ваятелей, тем яснее понимал, что вся скульптура — зов к прекрасному в самом себе, что она предвестница чистейшей утренней зари человечества. Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй будет основан на красоте справедливости, красоте ума, сердца, человеческих отношений и человеческого тела.
Недаром Гейне приходил в Лувр, часами просиживал около статуи Венеры Милосской и плакал.
О чем? О поруганном совершенстве человека. О том, что путь к совершенству тяжел и далек.
В этом сила скульптуры. (К. Паустовский.)
— Каковы широкая тема и главная мысль всех текстов? (В текстах запечатлены различные прекрасные моменты нашей жизни. Прекрасное многообразно и неповторимо. Красота восхищает, обогащает, облагораживает человека.)
Учитель подводит к выводу, что данные тексты — микротемы к размышлению о красоте, которые могут быть использованы как рабочий материал к сочинению на тему «В чем я вижу красоту мира?». Эпиграфом могут быть слова начала нашего урока или строки поэта А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте! Вся в голубой и звездной красоте Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету.
Домашнее задание: 1) с. 35, § 8, записи о публицистическом стиле; 2) анализ текста журнальной, газетной статьи или упр. 37.
Рассчитываю на вас, знатоки!
Мы знаем, что люди живут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они многое узнали.
Но ведь люди не только думают. Они улыбаются, печалятся, и плачут радуются солнцу, и глазеют на звезды. Они учатся верно любить и непримиримо ненавидеть. Как можно, как можно научиться верно любить и непримиримо ненавидеть? Понимать красоту звезд и красоту человеческого лица?
Художники решали все те же во которые человечество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представлениями об идеале человека неразрывно связана другая группа во в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я – сегодня, сейчас задающий этот во А. Жукова).
Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по черному печами, без труб. Печь занимала пол избы. Даже в яркий солнечный день, свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу, под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках, по стенам, стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь.
В длинные зимние вечера, семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина мерцающим светом, освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях, под потолком (А. Вигилев).
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите его основную мысль (идею).
4. Определите тип речи текста.
5. Определите стиль текста.
6. Найдите в тексте выразительные средства языка.
Подготовка к ОГЭ. Стили литературного языка. Публицистический стиль речи
Описание презентации по отдельным слайдам:
Занятие № 2. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.
Да, конечно. Изучая этику, эстетику, психологию, историю. Но в самой живой, самой полнокровной, Наиболее волнующей сердце человека форме раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохранились в искусстве. В литературе, в поэзии, в музыке. В архитектуре и в искусстве изобразительном. Художники решали все те же вопросы, которые человечество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представлением об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я – сегодня, сейчас задающий этот вопрос? (А. Жукова. «Улыбка Джоконды»)
1. Выразительно прочитайте текст. 2. Тема текста. (искусство и его роль в жизни общества) 3. Главная мысль(идея). (искусство формирует человека, учит его понимать красоту, любить и ненавидеть. Тема и главная мысль касаются жизни человечества, бытия человека. Это общественная тема
4. Каковы приметы стиля? А) Лексические: Слова из сферы общественной жизни человека: Геометрия, грамматика, атомы, тайны бытия, этика, эстетика, психология, история, идеал, человечество, искусство, литература, поэзия, архитектура, смысл жизни и др. Наряду с книжными словами (канон) (глазеют на звезды) употребляются и разговорные
Благодаря употреблению эмоционально-оценочных прилагательных и наречий текст отличается страстностью, четкой авторской позицией (в самой живой, самой полнокровной, наиболее волнующей среде, о красоте и богатстве мира, любить верно, ненавидеть непримиримо) Б) Грамматические приметы: Употребление личных местоимений (мы знаем, мы живем, для чего я живу) В) Синтаксические приметы: Как и в научном стиле, сложные предложения, причастные обороты, однородные члены и т.д.
Задание на дом: составить памятку о публицистическом стиле по плану: а) цель стиля б) сфера употребления стиля в) языковые приметы.
Вы неплохо поработали
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-007412
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
Выделяют 5 основных членов предложения:
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.