Мышление и деятельность чем связаны

Мышление и деятельность

Содержание:

Мышление

Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.

Этапы мышления:

Типы мышления

Выделяют 3 базовых типа:

Виды мышления

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Деятельность

Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.

Структура деятельности

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.

Средства – те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.

Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу.

Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется.

Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)

Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.

Классификации деятельности

Типы деятельности

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.

Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.

Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ.

Источник

Мышление человека и его связь с деятельностью

Говоря об отличии человека от животного, одним из первых признаков необходимо назвать наличие разума. Благодаря хорошо устроенному головному мозгу, человек мыслит, ставит цели, работает творчески.

Мышление выступает высшей формой познавательной деятельности, а именно ее рационального способа. В мыслительном процессе всегда используются уже известные обществу понятия, которые выстраиваются в суждения и нередко приводят к новым умозаключениям.

Особенности и типы мышления

Рассуждая о том или ином предмете изучения, можно применять следующие методы:

Индукция предполагает, что мысль движется от частных суждений к общим выводам. Например, железо и бронза плавятся, а это металлы, значит, все металлы плавятся.

Однако стоит отметить, что индуктивный метод позволяет лишь собрать отдельные сведения (факты) и выдвинуть предположение (гипотезу). В таком случае речь идет о неполной индукции, поскольку любое предположение нуждается в доказательствах.

Когда гипотеза уже доказана, есть возможность ее проверить, выделяя из общего признаки частного характера. Значит, индукция перерастает в дедукцию.

Дедуктивный метод подразумевает переход от общего знания к единичным фактам. Например, все цитрусовые богаты витамином С и полезны для здоровья. Апельсин – цитрусовый фрукт, значит, полезен.

Только идущие рука об руку индукция и дедукция позволяют получить достоверное знание.

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Мышление по аналогии предоставляет возможность решить задачу, опираясь на образец, то есть аналогичным путем.

Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, позволяющий отображать действительность.

Имеет ряд важных свойств:

Мышление – психологический процесс, благодаря которому возможен личностный рост индивида. Учеными доказан факт, что активная умственная деятельность способствует долголетию и сохранению здравого рассудка.

Выделяют несколько типов мышления:

Понятие и структура деятельности

С помощью мышления человек преобразует окружающий мир. Способ преобразования внешнего мира, характерный только для людей, именуется деятельностью. Какова же взаимосвязь мышления и деятельности?

Во-первых, мыслительные процессы в сознании человека побуждают его к действию. Индивид начинает что-либо делать под влиянием целей, порождаемых собственными потребностями.

Во-вторых, деятельность выступает результатом мышления и одновременно способствует развитию мыслительных способностей личности.

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

В-третьих, деятельность – есть способ существования любого человека.

В наиболее общем варианте деятельность состоит из следующих элементов:

В качестве примера можно рассмотреть учебную деятельность старшеклассника. Сергей решил после окончания школы поступить в престижный юридический ВУЗ, чтобы стать успешным адвокатом и зарабатывать приличные деньги. Его мечта выступает мотивом, побуждающим к продуктивной учебе. Постижение профильных дисциплин – истории и обществознания – это объект деятельности. Для изучения указанных предметов юноша использует различные средства: учебные пособия и сборники практических заданий, уроки в школе и занятия с репетитором. В процессе учебы Сергей много заучивает наизусть, читает дополнительную литературу, выполняет задания, которые необходимо уметь решать на экзамене. Результатом этой деятельности становится зачисление в институт по итогам удачно пройденных вступительных испытаний.

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Основные виды деятельности, неизбежно присутствующие в жизни любого человека:

Иногда среди разновидностей деятельности можно встретить общение и творчество, хотя общение зачастую не выступает способом преобразования действительности, а творчеством заниматься может далеко не каждый. Также общение часто сопровождает многие виды деятельности, выступая скорее средством, нежели ее отдельным видом.

Источник

1.5 Мышление и деятельность

Мышление

Типы мышления:

Мыслительные процессы:

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства, с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Мышление человека протекает в форме суждений и заключений.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

Конкретно-действенное (практическое) мышлениенаправлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное, и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. 5

Деятельность

Структура деятельности:

Типы деятельности:

по используемым средствам общения:

по субъектам общения:

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни. 11

Источник

Мышление и деятельность

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

ЖивотноеЧеловек
Взаимодействие с окружающей средойПриспособление к окружающей средеПриспособление и преобразование природных и социальных условий
ЦельЗадаётся инстинктомЗадается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
ПоведениеЦелесообразное, т. е. сообразующееся с цельюЦелесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностейЦель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельностьСредство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметыДействия — это проявление волеизъявления людейРезультат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Многообразие деятельности

Деятельность
ПрактическаяДуховная
Направлена на изменениеСвязана с преобразованием сознания людей
природыобществаПознавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельностьЭто социально-преобразовательная деятельностьЦенностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

СозидательнаяРазрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура)Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благоДеятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельностиОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизниОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизниИллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъектаВоображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомыйЖивотное, игрушкаБог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные)Невербальные (несловесные)
Речь (язык)Это все средства общения, кроме речи
ВнутренняяВнешняяЗнаковые системыСигналыОблик человека
МыслиУстная, письменнаяРисунки, чертежиГорн, свисток, светофорМимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусствомПриобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

СущностьОбмен информацией (взаимная передача)Односторонняя передача
УчастникиСубъект — объект, активно взаимодействующиеСубъект — объект, обособление
ДействияРавнозначныеОдносторонние
Обратная связьАктивная, обогащает информациюОтсутствует или формальна
ИнформацияОбогащается, дополняется, видоизменяется, уточняетсяВоспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
ПознаниеСамосознаниеВоляПереживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьмиСамосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему мируПереживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессыУзкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характерОбобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известноеТак как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическоеКонкретно-образное, или художественноеАбстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельностиХарактеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образыНаправлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Источник

Мышление и деятельность

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Мышление

Эволюция мышления

Первобытный человекСовременный человекПредметное мышление, большая роль чувственных впечатлений.Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат.

Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:

Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.

Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.

Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.

Мышление – это…

Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.

Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.

Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.

Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Процесс мышления условно делится на три этапа:

Формы мышления

ПонятиеСуждениеУмозаключениеВыделение и обобщение объектов с помощью указания на их общий отличительный признак.Утверждение или отрицание чего-либо о предмете.Выведение из нескольких известных суждений (посылок) нового суждения (следствия).

Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ

Типы мышления

ОбразноеПонятийноеЗнаковоеОсновано на получении чувственных впечатлений. Решение проблемы – конкретное действие. Свойственно первобытному человеку.Теоретическое знание, основанное на использовании абстрактных понятий. Свойственно современному человеку.Знание в форме языковых знаков (сигналов, признаков), каждый из которых заключает в себе познавательный образ того или иного явления, процесса (например, «+» — означает процесс сложения, «-» — процесс вычитания). Применяется в науке.

Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:

Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.

Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.

Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).

Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.

Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.

Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.

Деятельность человека: основные характеристики ( 10 класс)

Деятельность – это…

— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.

— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.

Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:

Структура деятельности и ее мотивация ( 10 класс)

Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:

Структура деятельности

Субъект – тот, кто действует, от кого исходит активность.Объект – то, на что направлено действие.Мотив – сознательное побуждение/потребность, оправдывающее деятельность.Цель – представление об идеальном результате деятельности.Средства – предметы и способы действия, которые используются в ходе деятельности.Действие – составной элемент деятельности, относительно автономный, имеющий конкретную задачу. (Вся деятельность в целом состоит из отдельных действий: поступков, деяний и так далее).Результат – конченый итог деятельности, состояние, в котором удовлетворяется потребность (может отличаться от цели деятельности).

Многообразие деятельности ( 10 класс)

Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:

Типы деятельности

ИграУчениеТрудОбщениеЦель – сама деятельность, отдых и моральное удовлетворение от процесса. — не предполагает создания материального продукта; — происходит в условной ситуации; — в процессе деятельности используются замещающие предметы; — способствует развитию личности.Цель – приобретение новых знаний. Формы учения: — Организованное (в образовательных учреждениях). — Неорганизованное (в других видах деятельности). — Самообразование.Цель – достижение практического результата. Характерные черты: — Целесообразность; — Нацеленность на конкретный результат; — Необходимость знаний и умений; — Преобразование внешней среды.Цель – обмен деятельностью, опытом, информацией. Общение – одно из необходимых условий для развития общества, в процессе общения передается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, происходит формирование личности и ее социализация личности.

Сознание и деятельность ( 10 класс)

Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть фото Мышление и деятельность чем связаны. Смотреть картинку Мышление и деятельность чем связаны. Картинка про Мышление и деятельность чем связаны. Фото Мышление и деятельность чем связаны

Взаимодействие сознания и деятельности

Условия успешной деятельности человека (6 класс)

Духовный мир человека — это его мысли и чувства (6 класс)

Мир мыслей и чувств (6 класс)

«Я мыслю, следовательно, существую.» Р. Декарт «Я люблю, и, значит, я живу.» В. Высоцкий

Задание EOCEED0A Запишите слово, пропущенное в таблице.Познание мира

ЭТАП (СТУПЕНЬ) ПОЗНАНИЯФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
Чувственное познаниеОщущение, восприятие, представление
Рациональное познание…, суждение, умозаключение

Запишите слово, пропущенное в таблице.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *