Мышление и деятельность чем связаны
Мышление и деятельность
Содержание:
Мышление
Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.
Этапы мышления:
Типы мышления
Выделяют 3 базовых типа:
Виды мышления
Деятельность
Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.
Структура деятельности
Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.
Средства – те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.
Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу.
Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется.
Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)
Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.
Классификации деятельности
Типы деятельности
Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.
Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.
Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ.
Мышление человека и его связь с деятельностью
Говоря об отличии человека от животного, одним из первых признаков необходимо назвать наличие разума. Благодаря хорошо устроенному головному мозгу, человек мыслит, ставит цели, работает творчески.
Мышление выступает высшей формой познавательной деятельности, а именно ее рационального способа. В мыслительном процессе всегда используются уже известные обществу понятия, которые выстраиваются в суждения и нередко приводят к новым умозаключениям.
Особенности и типы мышления
Рассуждая о том или ином предмете изучения, можно применять следующие методы:
Индукция предполагает, что мысль движется от частных суждений к общим выводам. Например, железо и бронза плавятся, а это металлы, значит, все металлы плавятся.
Однако стоит отметить, что индуктивный метод позволяет лишь собрать отдельные сведения (факты) и выдвинуть предположение (гипотезу). В таком случае речь идет о неполной индукции, поскольку любое предположение нуждается в доказательствах.
Когда гипотеза уже доказана, есть возможность ее проверить, выделяя из общего признаки частного характера. Значит, индукция перерастает в дедукцию.
Дедуктивный метод подразумевает переход от общего знания к единичным фактам. Например, все цитрусовые богаты витамином С и полезны для здоровья. Апельсин – цитрусовый фрукт, значит, полезен.
Только идущие рука об руку индукция и дедукция позволяют получить достоверное знание.
Мышление по аналогии предоставляет возможность решить задачу, опираясь на образец, то есть аналогичным путем.
Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, позволяющий отображать действительность.
Имеет ряд важных свойств:
Мышление – психологический процесс, благодаря которому возможен личностный рост индивида. Учеными доказан факт, что активная умственная деятельность способствует долголетию и сохранению здравого рассудка.
Выделяют несколько типов мышления:
Понятие и структура деятельности
С помощью мышления человек преобразует окружающий мир. Способ преобразования внешнего мира, характерный только для людей, именуется деятельностью. Какова же взаимосвязь мышления и деятельности?
Во-первых, мыслительные процессы в сознании человека побуждают его к действию. Индивид начинает что-либо делать под влиянием целей, порождаемых собственными потребностями.
Во-вторых, деятельность выступает результатом мышления и одновременно способствует развитию мыслительных способностей личности.
В-третьих, деятельность – есть способ существования любого человека.
В наиболее общем варианте деятельность состоит из следующих элементов:
В качестве примера можно рассмотреть учебную деятельность старшеклассника. Сергей решил после окончания школы поступить в престижный юридический ВУЗ, чтобы стать успешным адвокатом и зарабатывать приличные деньги. Его мечта выступает мотивом, побуждающим к продуктивной учебе. Постижение профильных дисциплин – истории и обществознания – это объект деятельности. Для изучения указанных предметов юноша использует различные средства: учебные пособия и сборники практических заданий, уроки в школе и занятия с репетитором. В процессе учебы Сергей много заучивает наизусть, читает дополнительную литературу, выполняет задания, которые необходимо уметь решать на экзамене. Результатом этой деятельности становится зачисление в институт по итогам удачно пройденных вступительных испытаний.
Основные виды деятельности, неизбежно присутствующие в жизни любого человека:
Иногда среди разновидностей деятельности можно встретить общение и творчество, хотя общение зачастую не выступает способом преобразования действительности, а творчеством заниматься может далеко не каждый. Также общение часто сопровождает многие виды деятельности, выступая скорее средством, нежели ее отдельным видом.
1.5 Мышление и деятельность
Мышление
Типы мышления:
Мыслительные процессы:
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства, с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Мышление человека протекает в форме суждений и заключений.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:
Конкретно-действенное (практическое) мышлениенаправлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное, и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. 5
Деятельность
Структура деятельности:
Типы деятельности:
по используемым средствам общения:
по субъектам общения:
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни. 11
Мышление и деятельность
Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер. |
Поведение | Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения). |
Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности | ||||
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия — это проявление волеизъявления людей | Результат – это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Многообразие деятельности
Деятельность | ||
Практическая | Духовная | |
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
природы | общества | Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально-производственная деятельность | Это социально-преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Виды деятельности в зависимости от результатов:
Созидательная | Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) | Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность — благо | Деятельность — зло |
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.
Игровая деятельность
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.
Трудовая деятельность
Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.
Учебная деятельность
Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.
Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения | ||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения | ||
Реальный, т. е. существующий в жизни | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Реальный, т. е. существующий в жизни | Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта | Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель, знакомый | Животное, игрушка | Бог, внутренний голос |
Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения | ||||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные) | |||
Речь (язык) | Это все средства общения, кроме речи | |||
Внутренняя | Внешняя | Знаковые системы | Сигналы | Облик человека |
Мысли | Устная, письменная | Рисунки, чертежи | Горн, свисток, светофор | Мимика, жесты, тембр голоса |
Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).
Цели и функции общения | ||
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) | Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством | Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками |
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность | Обмен информацией (взаимная передача) | Односторонняя передача |
Участники | Субъект — объект, активно взаимодействующие | Субъект — объект, обособление |
Действия | Равнозначные | Односторонние |
Обратная связь | Активная, обогащает информацию | Отсутствует или формальна |
Информация | Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется | Воспринимается с потерями или без них |
Сознательное и бессознательное
Сознание | |||
Познание | Самосознание | Воля | Переживание |
Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Структура сознания | ||
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми | Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру | Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни |
Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Широкое значение: это все умственные процессы | Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.) |
Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления | |
Опосредованный характер | Обобщённость |
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное | Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного |
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное, или практическое | Конкретно-образное, или художественное | Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое |
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности | Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы | Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе |
Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.
Мышление и деятельность
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Мышление
Эволюция мышления
Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:
Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.
Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.
Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.
Мышление – это…
Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.
Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.
Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.
Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.
Процесс мышления условно делится на три этапа:
Формы мышления
Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ
Типы мышления
Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:
Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.
Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.
Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).
Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.
Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.
Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.
Деятельность человека: основные характеристики ( 10 класс)
Деятельность – это…
— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.
— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.
Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:
Структура деятельности и ее мотивация ( 10 класс)
Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:
Структура деятельности
Многообразие деятельности ( 10 класс)
Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:
Типы деятельности
Сознание и деятельность ( 10 класс)
Взаимодействие сознания и деятельности
Условия успешной деятельности человека (6 класс)
Духовный мир человека — это его мысли и чувства (6 класс)
Мир мыслей и чувств (6 класс)
«Я мыслю, следовательно, существую.» Р. Декарт «Я люблю, и, значит, я живу.» В. Высоцкий
Задание EOCEED0A Запишите слово, пропущенное в таблице.Познание мира
ЭТАП (СТУПЕНЬ) ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
Чувственное познание | Ощущение, восприятие, представление |
Рациональное познание | …, суждение, умозаключение |
Запишите слово, пропущенное в таблице.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить