Мысль что может быть вижу ее в последний раз
Капитанская дочка (15 стр.)
В этот вечер я расположен был к нежности и к умилению. Марья Ивановна нравилась мне более обыкновенного. Мысль, что, может быть, вижу ее в последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное. Швабрин явился тут же. Я отвел его в сторону и уведомил его о своем разговоре с Иваном Игнатьичем. «Зачем нам секунданты,— сказал он мне сухо:— без них обойдемся». Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. Мы разговаривали по-видимому так дружелюбно, что Иван Игнатьич от радости проболтался. «Давно бы так,— сказал он мне с довольным видом;— худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров».
Иван Игнатьич, заметив во мне знаки неудовольствия и вспомня свое обещание, смутился и не знал, что отвечать. Швабрин подоспел к нему на помощь.
— Иван Игнатьич,— сказал он,— одобряет нашу мировую.
— А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?
— Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем.
— За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна.
— Нашли за что ссориться! за песенку. да как же это случилось?
— Да вот как: Петр Андреич сочинил недавно песню и сегодня запел ее при мне, а я затянул мою любимую:
Не ходи гулять в полночь.
Вышла разладица. Петр Андреич было и рассердился; но потом рассудил, что всяк волен петь, что кому угодно. Тем и дело кончилось.
Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило; но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков; по крайней мере, никто не обратил на них внимания. От песенок разговор обратился к стихотворцам, и комендант заметил, что все они люди беспутные и горькие пьяницы, и дружески советовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее.
Присутствие Швабрина было мне несносно. Я скоро простился с комендантом и с его семейством; пришед домой, осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать, приказав Савельичу разбудить меня в седьмом часу.
На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать,— сказал он мне;— надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из-за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.
Мы вошли в комендантский дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив торжественно: «привел!» Нас встретила Василиса Егоровна. «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузмич, сейчас их под арест! Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда ваши шпаги, подавайте, подавайте. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан. Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?»
Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и приговаривал: «А слышь ты, Василиса Егоровна правду говорит.
Мысль что может быть вижу ее в последний раз
– Того не надобно; пусть в армии послужит.
– Изрядно сказано! пускай его потужит…
Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе[3] и вышел в отставку премьер-майором[4] в 17… году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.
Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом,[5] по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному[6] Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.[7] Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, – ворчал он про себя, – кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»
Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel,[8] не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю.
Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью француза. Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь,[9] ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик. Он у меня в роте был сержантом. Обоих российских орденов кавалер. А давно ли мы…» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
– Да вот пошел семнадцатый годок, – отвечала матушка. – Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще…
«Добро, – прервал батюшка, – пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – К какой стати стану я писать к князю Б.?
– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.
– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.[10] Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. Но спорить было нечего! На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец[11] с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.
Гвардия – специальные отборные войска. Первые гвардейские полки (Семеновский, Преображенский) появились в России при Петре I. В отличие от остального состава армии пользовались преимуществами.
Княжнин Я. Б. (1742–1791) – русский писатель, драматург.
Миних Б. Х. (1683–1767) – военачальник и политический деятель, командовал русскими войсками в войне с Турцией в 1735–1739 годах.
Премьер-майор– старинный офицерский чин (приблизительно соответствует должности командира батальона).
В XVIII веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах.
Стремянной – слуга, сопровождавший барина во время псовой охоты.
Дядька – слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье.
Чтобы стать учителем. Русское слово учитель дано во французском написании для придания ему комического оттенка.
Придворный календарь – (годы издания 1735–1917), помимо календарных и других сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приемов и пр.
Шаматон (разг., устар.) – гуляка, шалопай, бездельник.
Погребец (устар.) – дорожный сундучок для посуды и съестных припасов.
§11. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
То была на редкость лютая зима с заносами, морозами, буранами и такими свирепыми, колючими ветрами, которых даже ко всему привычная донецкая степь не помнила.
Все изменения, какие претерпел земной шар с момента образования на нем земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. (Г. Астрова)
Рядом с жаровнями большая толстая мраморная доска, что служит своего рода сервантом. (Ле Корбюзье)
1 И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
1 Около деревни протекает река,2 исток которой находится в лесных предгорьях.
1 Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, 2 шум которой слушали деды и прадеды поморов-рыбаков.
1) Туристы не спеша подошли к мосту, по которому по давней традиции в день свадьбы проезжают молодые. 2) К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки, где теперь собирались отдохнуть несколько дней. 3) Мы живем теперь в доме, где нет городского телефона. 4) Я в первый раз в жизни увидел море, о котором мне так увлекательно рассказывала мама. 5) Многие из людей, с которыми я училСя в школе, поддерживали меня в трудную минуту. 6) На столе, куда я хотела поставить компьютер, аккуратно были сложены чертежи и учебники.
Первое простое предложение в составе сложного во всех примерах является главным.
1) На последнем школьном звонке выпускники с благодарностью говорили о своих учителях, чей труд не пройдет даром. 2) Я решил обратиться за помощью к другу, преданность и порядочность которого проверена временем. 3) Волновало расставание с родным городом, далекие огни которого уже растаяли в тумане.
1) Мысль, что, может быть, вижу ее последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Березки, которые при нем были только что посажены у забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями.
Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра.
Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.
[— =с таким же], (с каковым — =).
Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал.
Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом, что все подружки измарали с конца, с начала и кругом.
Это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести, и за неделю перед той сценой, на которой мы остановились.
Передо мной старая фотография моей семьи.
1) Кто любит все, тот не любит ровно ничего. 2) Уже проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы. 3) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. 4) Удивительный вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается. 5) Вечер казался таким, каким его утро обещало. 6) Упреками и слезами не вернешь того, что безвозвратно потеряно. 7) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. 8) Кто не любит родную природу, тот не знает народной души. 9) Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году.
Чрез скалы (какие?) xfi-
Вы (из каких?) из таких.
Вечер (что лелал?^ казался ‘
Не вернёшь (чего?) того..
Перед нами тот легендарный человек, который вынес из огня и спас маленькую девочку.
В День Победы к памятнику приходит любой, кто хочет почтить память наших воинов.
Герой романа таков, каким его сам автор увидел у себя на родине.
Сейчас у нас есть всё, что вы заказывали перед праздниками.
Обилие определений для того, чтобы более полно, ярко описать картину, которую видит автор этого текста.
При создании зрительных и слуховых образов ключевыми являются определения. Например: махровые, росисто-свежие головки одуванчиков.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и
цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки,
жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живет и дышит под солнечными лучами.
По зеленому полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчелы.
пахом, который издает по весне земля, набирающаяся могучей жиз-ненной силы.
Предложения с однородными членами
По зеленому полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, некоторыми реяли золотистые пчелы.
Из._рощи_порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта- светло-зеленой березы; то вдруг na&Hgiоткуд&то, с легким попут- НШ ветерком, миндальном ароматом цветущей рябины.
Й стояла в этом воздухе какая-то звучащая весенняя тишина.
С_о_горрДов доносились женские голоса и заливчатая песня, а в ішдбшшішш роще переливалась звонкая перекличка иволги, зябликов.
1. Обилие однородных членов для того, чтобы читатель мог ярче представить то, о чем читает.
Действ., невозвр., несов. вид, прош. вр.
Лучами (какими?) дадетавщжи-
Действ., возвр., несов. вид, наст. вр.
В траве (какой?) ШШЙШЄШЄЙ?Я.
Действ., невозвр., несов. вид, наст. вр.
Рябины (какой?) цветущей.
Действ., возвр., несов. вид, наст. вр.
Земля (какая?) д^ивавдшяася.
Действ., невозвр., несов. вид, наст. вр.
Тишина (какая?) звучащая.
1) В полдень на берегу реки, которая протекает вдоль луга, можно наблюдать интересную картину. 2) Коровы, которые уже подоены, ложатся спокойно спать. 3) Коровы, которые пасутся на лугу, ждут своих доярок. 4) Сняв шапку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью, гость протянул хозяину руку.
1) На автобусной остановке, находящейся недалеко от нашего до- ма, я встретил своего товарища, с которым давно не виделся. 2) Вокруг поляны, на которой мы поставили палатки, растут березы, уже начавшие желтеть. 3) Туман, который затянул все вокруг, принес с собой сырость, пропитавшую нашу одежду.
Нарушены синтаксические нормы. Грамматически предложения построены правильно, но при таком расположении предложения неправильно прочитываются.
Мы сидели под старым деревом на простой некрашеной, серой от времени скамье где-то позади вашей станции, рядом со Святым ко-лодцем, откуда по железной трубке текла слабая перекрученная струйка родниковой воды, сбегая потом в очень маленький круглый пруд, на четверть заросший осокой.
Невдалеке стояла сосна, совсем не похожая на те мачтовые сосны, которые обычно растут в наших лесах, стесняя друг друга и безмерно вытягиваясь вверх в поисках простора и света, а сосна свободная, одинокая и прекрасная в своей независимости, с толстыми лироподобными развилками, чешуйчато-розовыми, и почти черной хвоей.
Мы сидели под старым деревом на простой некрашеной, серой от времени скамье где-то позади вашей станции, рядом со Святым колодцем, откуда по железной трубке текла слабая перекрученная струйкародниковой воды, сбегая потом в очень маленький круглый пруд, на четверть заросший осокой.
Невдалеке схояда сосна, совсем не похожая на те мачтовые сосны, которые обычно растут в наших лесах, стесняя друг друга и безмерно вытягиваясь вверх в поисках простора и света, а сосна свободная. одинокая и прекрасная в своей независимости, с толстыми лироподобными развилками, чешуйчато-розовыми, и почти черной хвоей.
Сложноподчиненное предложение с определительным придаточным, соединены союзным словом которые.
И во всем этом пейзаже было нечто тонко живописное: в игрушечном прудике, превращавшемся во время короткого теплого дождика в картинку, кропотливо вышитую бисером, в четырех закрученных облачках, которые ползли по голубым линейкам неба, как белые улитки, на разной высоте и с разной скоростью, но в одном направлении.
Текст насыщен определениями, осложненными конструкциями для того, чтобы полнее и ярче изобразить все происходящее.
Замечательный русский художник Константин Федорович Юон (1875-1958) во многих своих произведениях воспевает древние русские города, чья неповторимая, самобытная архитектура привлекает внимание живописцев.
Особую любовь Юон питал к Сергиеву Посаду, которому посвятил большое количество полотен.
В течение двух десятилетий К.Ф. Юон неоднократно возвращается к изображению этого полюбившегося ему живописного подмосковного городка, который привольно раскинулся среди широкой равнины.
Живописца радует декоративная красочность великолепного архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, что является образцом бессмертного творения русских умельцев.
Удивительное ощущение радости бытия, радости приближающейся весны, которое разлито в природе, еще усиливается веселыми жанровыми сценками.
До сих пор не опущёнк&я штора. (Есть зависимое олово.) Неопущ^ннйя штора. (Образовано от глаг. сов. вида.)
Нарисуйте горизонтальную схему, пожалуйста.
Вот так из за моей подруги я вижу Пушкина со стихамиПожалуйста помогите расставить запятые, знаю смысл предложения бредятина, но помогите пожалуйста?
Вот так из за моей подруги я вижу Пушкина со стихами
Пожалуйста помогите расставить запятые, знаю смысл предложения бредятина, но помогите пожалуйста.
Как правильно написать : придаваться суете или придаваться суете?
Как правильно написать : придаваться суете или придаваться суете?
Нарисуй схему предложения?
Нарисуй схему предложения.
Нарисуйте схему состава слов?
Нарисуйте схему состава слов.
Найдите сложное предложение и нарисуйте схему?
Найдите сложное предложение и нарисуйте схему.
Нарисуй схему предложения?
Нарисуй схему предложения.
Нарисуй схему слова кит кот?
Нарисуй схему слова кит кот.
В каком слове только второй слог может быть ударным?
В каком слове только второй слог может быть ударным?
Мою Вижу Вяжу Плачу.
Нарисуй схемы слонов к картинкам петух и утюг?
Нарисуй схемы слонов к картинкам петух и утюг.
Ребята нарисуйте схему?
Ребята нарисуйте схему.
«На уроке физкультуры» У школьников проходит урок физкультуры. Учитель даёт команды с помощью свистка. Одна из учениц поднимается по канату. Мальчик прыгает через перекладину. Второй ученик выполняет упражнение на кольцах. Ещё одна ученица броса..
Он внимательно слушал – лицо его стало необычайно серьёзным.
Мама (сущ, подлежащее) пришла (глагол, сказууемое) с (союз) работы(дополнение, существительное) Я (местоимение, подлежащее) смотрю(глагол, сказуемое) вдаль(обстоятельство, наречие) Эхо (существительное, подлежащее) раздается (глагол, сказуемое) везде..
Древний город, Араратская долина, прекрасное синее озеро Севан, Армянские дети.
Ответ : просто запиши текст, прописывая слова с пропущенными буквами так : посчастливится ; до него ; любого ; гигантское ; положительную энергию окружающего ; богатство ; сердцевину ; его ; сочной. А текст можешь озаглавить как «необыкновенный сиби..
Ходила я сегодня в магазин. Увидила я там красивые красные сапожки. Именно такие вспомнила я носила Василиса примудрая в русских народных сказках. Я долго стояла да у ветрины. А потом решилась зайти в магазин. Примеряю я сопожки. Подходит ко мн..
Проза » Арап Петра Великого » Глава I
|