Мысль что сопротивление жидкости движению

Мысль что сопротивление жидкости движению

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, только словосочетание «Таким образом» должно быть на месте пропуска.

Ответ: Таким образом.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, словосочетание «таким образом» должно быть на месте пропуска.

Ответ: таким образом.

Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.

Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.

По значению сочинительные союзы делятся на три группы

Виды сочинительных союзовЗначениеПримеры
СоединительныеСоединительные союзы используются для выражения одновременно или по-следовательно происходящих событий, явлений действительности

и, да(=и), ни-ни, тоже, также
ПротивительныеПротивительные союзы выражают отношения противопоставления или разграниченияа, но, да (=но), зато, однако, же
РазделительныеРазделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличенияили, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

По значению подчинительные союзы бывают

Виды подчинительных союзовПримеры
Изъяснительныекак, чтобы, что, будто
ВременныеКогда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
ПричинныеИбо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
ЦелевыеЧтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
УсловныеЕсли, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
УступительныеХотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
СравнительныеКак, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
СледствияТак что

ЧАСТИЦА

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

НАРЕЧИЕ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);

— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);

— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).

По значению наречия делятся на группы (разряды)

РазрядыНа какие вопросы отвечаютПримеры
местагде? куда? откуда?впереди, направо, издали
временикогда?сегодня
причиныпочему?сослепу
целизачем?назло
образа действиякак? каким образом?медленно
меры и степенив какой мере? насколько?очень интересно

ПРЕДЛОГИ

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

По образованию предлоги могут быть разделены на

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;

4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.

Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.

Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри предложения. Вводное слово или словосочетание выделяется запятой с одной стороны, если находится в начале или конце предложения. К своему стыду, я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и, между нами говоря, любовные романы.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…

6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

Источник

Дворянчикова ГБ Входной контроль

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Просмотр содержимого документа
«Дворянчикова ГБ Входной контроль»

Дворянчикова Галина Борисовна Притобольный район МКОУ «Нагорская СОШ»

Мысль что сопротивление жидкости движению. Смотреть фото Мысль что сопротивление жидкости движению. Смотреть картинку Мысль что сопротивление жидкости движению. Картинка про Мысль что сопротивление жидкости движению. Фото Мысль что сопротивление жидкости движению

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Лён в России с давних времён был одной из самых любимых культур, потому что при выращивании неприхотлив, а ткани из него очень полезны для здоровья, потому что прочнее хлопчатобумажных, прекрасно впитывают влагу и быстро высыхают.

Ткани изо льна прочнее хлопчатобумажных, они прекрасно впитывают влагу, быстро высыхают, поэтому льняное постельное бельё и льняная одежда полезны для здоровья; кроме того, лён неприхотлив при выращивании, что сделало его в России одной из любимых культур.

Хотя лён, который обеспечивает человека разнообразными, удобными в употреблении, прочными и полезными для здоровья, красивыми тканями, — одна из самых неприхотливых культур в России, технология его получения и переработки очень сложна и дорогостояща, поэтому ткани из льна относят сегодня к элитным.

Технология получения и переработки льняного волокна очень сложна и дорогостояща, поэтому ткани из него относят сегодня к элитным, несмотря на то что лён, обеспечивающий человека разнообразными, удобными в употреблении, прочными и полезными для здоровья, красивыми тканями, неприхотлив при выращивании.

Изо льна можно изготовлять любые ткани: от брезента, парусины и материала для пожарных рукавов до тончайшего батиста и кружев — вологодских и брюссельских, поэтому лён так высоко ценится.

Ответ: _3 4_________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДОСТОИНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2 ) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Положительное качество. Достоинства литературного произведения. Спектакль не лишён достоинств. Доброта — одно из достоинств человека. Оценить кого-, что-л. по достоинству (составить правильное мнение).

Совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе; сознание своих прав, своей значимости. Чувство собственного (человеческого) достоинства. Ро- нять, унижать своё (собственное) д. Считать что-л. ниже своего достоинства. * У меня есть своё, русское достоинство и гордость (Шолохов).

Внешнее проявление самоуважения, сознания своей значимости. Говорить, держать- ся, вести себя с достоинством. Д. движений, осанки.

Обычно род. и тв. Стоимость, ценность (денежных знаков и ценных бумаг). Банков- ский билет достоинством в 50 рублей. Облигация достоинством в сто рублей. Мо- нета двадцатикопеечного достоинства.

Устар. Титул, чин, звание. Баронское, княжеское д. Возвести в графское д. (присво- ить титул графа).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по- добранное слово.

Мысль, что СОПРОТИВЛЕНИЕ жидкости движению тела пропорционально скорости те- ла, впервые высказал английский учёный Дж. Уиллис.

Глубокое РИТМИЧНОЕ дыхание при физических нагрузках, какими бы щадящими они ни были, само по себе чрезвычайно полезно для органов дыхания.

В минувшие выходные весь ПРОСВЕЩЁННЫЙ Санкт-Петербург стремился попасть на крупнейший в России фестиваль науки, технологии и искусства.

Первый урожай пальма приносит в семилетнем возрасте, а самый ПРОДУКТИВНЫЙ период этого дерева — с 15 до 50 лет, когда оно даёт за год 60-80 орехов. Классицизм — это художественный стиль и ЭСТЕТИЧНОЕ направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XX в., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВУХ тысячи шестнадцатого года ЦОКОЛИ зданий КРАСИВЕЕ меня килограмм ЯБЛОК ИХ заботы

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Учёные утверждают, что любые ощущения вызываются исключительно электрическими импульсами, которые мозг передаёт нам «по нервам» — от одной нервной клетки к другой.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Все, кто поехал на экскурсию, был доволен путешествием и долго вспоминал экскурсовода добрым словом.

В) ошибка в построении предложения с од­нородными членами

3) В русском языке много слов, которые были заимствованы не только из немецкого и французского языков, а также из английского языка.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) А.С. Пушкин с нежностью писал, что «в разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Благодаря потрясающего расцвета математики и физики, с одной стороны, и техники — с другой, примерно в XVII веке начинает формироваться представление о живом организме как об идеально работающей машине.

6) Физика ядра и элементарных частиц добилась больших успехов не только в познании микромира, но и в развитии методов исследования.

7) Думая о родителях, сыну не спалось.

8) От Испании до Аравии множество людей го- ворили на греческом диалекте койнэ, писали на нём стихи, пьесы и учёные трактаты.

9) Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, в галерее есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться: они не отпускают от себя

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи шите это слово, вставив пропущенную букву.

р.. стите л ьность соз д.. вать

приор.. тет из л.. гающий проб..раясь

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..града е..ездить, обез..яна

бе..вкусный, ро..пись контр..гра, роз..ск

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

по дразу м.. ваяя нахо дч.. вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

назнач.. нный накле.. шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Из деревьев и кустарников в конце лета почти ничего (НЕ)ЦВЕТЁТ, разве что гортензия, нежные соцветия которой украшают сады до глубокой осени.

Учёные-физиологи утверждают, что (НЕ)ДОСТАТОК кислорода в ряде случаев может быть полезен для организма и даже способствует излечению от многих болезней. И (НЕ)ГРУБЫЙ от зноя и ветров отрывистый голос запевалы, а ласковый и звонкий эст- радный тенор из военного ансамбля вознёсся, как жаворонок, в синеву. С утра до утра шёл, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращав- ший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, столь известная каждому петербурж- цу, (НЕ)ИМЕЮЩЕМУ возможности снять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких сотен лет физики пытались понять, ЧТО( ЖЕ) такое свет — волны или поток частиц, названных позднее фотонами, и в конце концов выяснили. Первые описания морских путей передавались устно (В)ВИДЕ легенд, мифов, (В)ПОСЛЕДСТВИИ с появлением письменности некоторые из них были записаны.

Путь от Северной Америки в сторону Европы мог быть проложен, (НА)ПРИМЕР, по Гольфстриму, который переходит (ЗА)ТЕМ в Северо-Атлантическое течение. Смена ветров и течений по сезонам года, (ПО)ВИДИМОМУ, нигде в Мировом океане не проявляется с такой регулярностью, как в северной части Индийского океана: летом — влажный (ЮГО)ЗАПАДНЫЙ ветер и течение с запада, зимой — ветер сухой и течение в сторону Африки.

Пробудившаяся от зимнего сна, (ПО)НАЧАЛУ напившаяся снеговой воды земля весной (КАК)БУДТО наряжается на яркий, красочный праздник — бал цветов.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Деревенская девчушка, в вылинявшем жёлтом платке и дли(1)ой черной юбке, сидела на траве и испуга(2)о смотрела на нас большими синими глазами. Рядом стоял гли- ня(3)ый кувшин с молоком, завяза(4)ый чистой тряпицей.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Льняные изделия можно не только стирать но и кипятить сушить на солнце гладить горячим утюгом.

Впереди грозовой тучи набежали рваные облака и своим стремительным движением перемешали на земле все краски.

Изредка прорвавшийся сквозь тучи солнечный луч падал на отдельные берёзы и тогда они вспыхивали одна за другой.

Настоящий писатель связан со своей страной как разумом так и сердцем.

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими попросту жить любо- ваться.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снег в горах от ничтожного звука превращается в (1) несущуюся вниз (2) реку, и через несколько минут в долину срывается лавина (3) сотрясая грохотом ущелье (4) и (5) на- полняя воздух искристой пылью.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Давно уже замечено, что человек, лишённый на время возможности заниматься люби- мым делом, постоянно к нему готовится. Так (1) например (2) охотники всю зиму чистят ру- жья и набивают патроны. Рыболовы (3) как известно (4) плетут лески и красят поплавки.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Удивительны скульптуры Родена (1) под рукой (2) которого (3) камень становился податливым и тёплым.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внезапно испортилась погода (1) и (2) хотя до дождя дело не дошло (3) солнце посреди дня померкло (4) и тогда нарядный глянец Южного берега замутился.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) Существует хорошее, общеупотребительное и, казалось бы, исчерпывающее слово «мо- лодость». (2) Зачем же понадобилось другое — «юность»? (3) Язык не беспечный расточитель, чтобы придумывать лишнее слово для названия понятий. (4) Слова «молодость» и «юность» час- то могут быть без малейшего насилия над сутью заменены одно другим, и всё же разница есть. (5) Молодость — нечто более расплывчатое, не столь зажатое временными рамками.

(6) В романе Льва Николаевича Толстого «Детство, отрочество, юность» обозначены преде- лы каждого возраста. (7) Юность кончается со студенческими годами. (8) Ну, а для тех, кто не знал студенческой скамьи? (9) С выходом в самостоятельную жизнь, с появлением ответственно- сти — и моральной, и материальной — за близких, семью или хотя бы за самого себя уже прихо- дит взрослость. (10) До чего же это всё зыбко! (11) Бывает, [что] люди начинают самостоятельно жить и зарабатывать в восемнадцать — девятнадцать лет, но при этом не обретают взрослости, тем более зрелости. (12) Последнего свойства человек иной раз не обретает до конца своих дней.

(13) Формально каждый человек проходит через детство, отрочество, юность. (14) Но только формально. (15) Я знал детей без детства, либо отнятого войной, либо перегоревшего в чаду страшной домашней жизни, знал и людей, миновавших отрочество, ибо слишком рано об- рели дурной опыт взрослой жизни, исключающий то простодушие, что неотделимо от сути от- рочества. (16) Знал запозднившихся мальчиков, так и не взявших на себя ответственности, уцепившихся за юбку матери — сперва вполне материально, потом всей цепкостью навек окол- дованной памяти. (17) Знал и знаю многих молодых людей, назвать которых «юношами» не по- вернётся язык. (18) Когда же наступает юность, если вообще наступает?

(19) Лев Толстой нашёл ответ на этот вопрос в своей знаменитой автобиографической три- логии.

«(20) Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, её цель и отношения. (21) Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, воз- можно и вечно. (22) Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекаю- щих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущ- ности; но жизнь моя шла всё тем же мелочным, запутанным и праздным порядком.

(23)Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом мо- им Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шёпотом иногда называл его, ещё нравились только моему уму, а не чувству. (24) Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твёрдым намерением никогда уже не изменять им.

И с этого времени я считаю начало юности*

Мне был в то время шестнадцатый год в исходе».

Рассуждение Толстого открывает ворота в таинственный мир, называемый юностью. (28) Оказывается, юность — понятие нравственное. (29) С пробуждением сильного морального

чувства вступил отрок Толстой, скрывшийся за Николенькой Иртеньевым, в юность. (30) А не пробудись в нём это чувство, осталось бы затянувшееся отрочество, за которым — аморфная молодость, имеющая ценность лишь физического свойства. (31) Из пленительных снов детства Иртеньев-Толстой вступил в многообещающее, но хрупкое отрочество, а затем — в тревожный, волнующий, полный прозрений мир юности, где приоткрывшиеся уму ценности стали горячим чувством, тем нравственным законом, что не переставал восхищать многомудрого долгожителя Канта. (32) В духовном прозрении, даримом юностью, источник её поэтичности.

«(33) Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старос- тью. (34) И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы ста- рость не осталась без пищи». (35) Такой наказ оставил юношеству титан Возрождения Леонардо да Винчи.

(36) Замечательна вера Леонардо в способность юности копить мудрость. (37) Быть мо- жет, он судил лишь по себе, этот чудо-человек, возвысившийся даже над гигантами небывалой эпохи? (38) Нет, он шёл к истине через познание окружающего мира и всечеловеческого опыта, верил в силу свежего ума, способного накопить так много впечатлений, собрать такой богатый взяток с цветущего луга юной жизни, что это станет питательным веществом старого ума, наи- более склонного к выводам и обобщениям. (39)А ещё говорят о бездумной юности.

(40) Леонардо не одинок в своей вере в постигающую силу юности. (41) Вот как перекли- кается с ним через века великий русский критик В.Г. Белинский: «Юность даётся человеку только раз в жизни, и в юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. (42) Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть ».

Ему вторит поэт, друг и соратник А.И. Герцена Н.П. Огарёв: «Определённая цель, самообладание, искренность с самим собою, труд неутомимый и знающий, что время дорого, —

вот что вы должны взять на себя, юноши».

Выходит, юность не только счастье, но и обязанность. (45) Быть юным — большая от- ветственность; недолгий ещё опыт жизни не является оправданием тому, кто бессмысленно растрачивал золото юности.

Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Человеку важно сохранить юность в душе на протяжении всей своей жизни, открыть свою душу для высокого и прекрасного, не дать ей ожесточиться.

Леонардо да Винчи верил, что человек именно в юности должен активно познавать ок- ружающий мир, накапливать впечатления и необходимый опыт, который впоследст- вии позволит ему лучше понимать жизнь, прийти к мудрости.

По мнению Льва Толстого, период юности человека начинается тогда, когда склады- ваются моральные принципы, нравственные устои человека, осознаваемые им самим и применяемые им в жизни.

Между понятиями «молодость» и «юность» не существует различий, эти слова по зна- чению полностью совпадают.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответбв.

В предложении 1 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 2.

В предложениях 3-4 представлено рассуждение.

В предложении 21 содержится пояснение того, о чём идёт речь в предложении 20.

В предложении 42 представлено повествование.

В предложении 44 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предло- жении 43.

22. Из предложений 18-21 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 40-45 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью од- нокоренных слов и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополни- тельных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Размышляя о важных вопросах жизни человека, писатель Юрий Маркович Нагибин использует такой приём, как (А) (предложения 2—5, 8—9), приглашая к разговору своих читателей. Разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (Б) («растрачивал золото юности» в предлоении 45), (В) («аморфная молодость» в предложении 30, «хрупкое отрочество» в предложении 31), — позволяют автору более образно выразить свои мысли. Приём — (Г) (предложения 20—26, 33—34, 41—42, 43) — усиливает убедительность высказываний автора».

ряд однородных членов предложения

вопросно-ответная форма изложения

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима- ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументи- руйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива- ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну- лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте ра- боты, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, на чиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных симво- лов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окруж- ности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земногс планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток. (2)Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера все- гда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не omxoдит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3) с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами — «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содерж

щаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Венеру часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой», потому что на земном небе Венера всегда видна вблизи Земли на фоне утренних или вечерних зорь.

Венерианский год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток, Венера наиболее яркая из плайет и третье светило на небе после Солнца и Луны.

Венеру — наиболее яркую из планет, орбита которой находится целиком внутри opби ты Земли и которая на земном небе всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних ил вечерних зорь, часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

Поскольку орбита Венеры, самой яркой из планет, находится целиком внутри орбиты Земли и на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или ве черних зорь, её часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что Несмотря на это,

Вот почему Следовательно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЩАТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) пред- ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

с кем. Вести себя по отношению к кому-л., держать себя с кем-л. каким-л. образом. Ты не умеешь о. с детьми! Как ты обращаешься со старшими? С животными надо о. лас- ково.

Находиться в употреблении, иметь хождение. В нашей стране обращаются новые де- нежные знаки.

Вращаться, двигаться по кругу. Земля обращается вокруг Солнца. / О кровообраще- нии, о движении соков растений. Кровь быстрее обращается в жилах.

с чем. Пользоваться чём-л., применять что-л. Уметь о. с инструментом. Осторожнее обращайтесь с микроскопом! Разве можно так о. с книгами! Математика научилась о. с бесконечно малыми величинами. Он свободно обращается с музыкальной терми- нологией. Ты слишком вольно обращаешься с философскими понятиями.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по- добранное слово.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, ко- гда появились супермаркеты — универсамы с налаженной системой самообслуживания. Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравни- тельно недавними публикациями.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис- правьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСОТ учебников новые ДИРЕКТОРА БЫСТРЕЕ всех нет ТУФЕЛЬ фонарь ПОГАСНУЛ

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подбёрите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Белоколонный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Лесные дебри словно оцепенели в дремоте; дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.

В) ошибка в построении предложения с од­нородными членами

3) Большинство писателей работают над своими произведениями по утрам, некоторые пишут и днём, и очень немногие — ночью.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом

5) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

6) Ритм прозы* требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, именно это имел в виду А.П. Чехов, когда писал, что «беллетристика должна укладываться в сознании читателя сразу, в секунду».

7) Каждый из создателей фильма сказали на его слив о процессе съемок.

8) Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.

9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своей правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *