Мысль утверждающая или отрицающая что либо об объекте это
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
Мысль утверждающая или отрицающая что либо об объекте это
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Человек, индивид, личность
Человек по своей сути биосоциален — как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый чело¬век уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.
Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:
наличие мышления и словесной речи;
способность к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности;
способность сознательно и целесообразно преобразовывать окружающую действительность;
способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности.
Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид — единичный представитель человечества. Личность — человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивидуальность —
это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
Человек как отдельная особь среди других людей Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. Человек с социально значимыми качествами
Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность — это своеобразие человека.
Понятие социализации
Социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека.
В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др. От успеха социализации зависит то, насколько личность сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Агенты социализации
Агенты (институты) социализации — люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включаются ближайший круг друзей, образовательные организации, средства массовой информации (СМИ), церковь и др.
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — это целостное представление о при¬роде, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального компонента в мировоззрении различаются следующие элементы.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
2. В мировоззрении могут проявляться:
— догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
— скептицизм (от гр. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
— разумный критицизм.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.
Классификация видов мировоззрения может быть различной.
Типы мировоззрения ВАЖНО!
Обыденное (или житейское)- является по¬рождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное- связано с признанием сверхъестественного на¬чала, поддерживает в людях надежду на по¬лучение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа— религиозные учения(христианство, ислам, буддизм и др.)
Философское- связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей
Научное- теоретическое осмысление результатов науч¬ной
деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.
1.3 Виды знаний
Познание и его цели
Познание — процесс получения человеком нового знания. Целью познания является истинное знание
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм
(от гр. agnostos — недоступный познанию) Скептицизм
(от гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Оптимизм
(от лат. optimus — наилучший)
Отрицает полно¬стью или частично возможность по¬знания мира, по¬знание не даёт достоверных сведе¬ний о мире Не отрицая прин-ципиальной воз-можности позна¬ния мира, выража¬ет сомнение в том, что все знания о ми¬ре носят достовер¬ный характер Утверждает прин-ципиальную позна-ваемость мира, принципиальную возможность полу¬чения достоверных знаний о мире
Этапы и формы познания
Учёные различают чувственное и рациональное познание.
Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и за¬пахах являются органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Органы чувств человека непосредственно контактируют с познаваемыми предме¬тами, получая о них различную информацию. С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др.
К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — отражение отдельных реальных свойств и признаков предметов и процес¬сов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека.
Восприятие — чув¬ственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств.
Представление — обобщённый образ объекта познания, воспроизведённый в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств (сохранённый в памяти).
Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, вы¬полняет рациональное (от лат. ratio — разум) познание. На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, обобщает
их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объ¬ектов. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие — мысль, фиксирующая общие существенные свойства объекта познания.
Суж¬дение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания.
Умозаклю¬чение — мысль, оформившаяся на базе одного или нескольких суждений и логически вы¬водящая из них новое суждение.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявля¬ются как единый процесс. Различие же между ними не вре¬менное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рацио¬нального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма аб-страктны, и всё же они не свободны от чувственного содер¬жания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и пото¬му, что по своей форме они существуют в виде системы чув¬ственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, зна¬ние не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального раз¬вития человечества.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание
• Непосредственность, выра-жающаяся в прямом воспроиз-ведении объекта
• Наглядность и предметность возникающих в результате по¬знания образов
• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Рациональное познание
• Опора на результаты чув¬ственного познания
• Абстрактность и обобщён¬ность возникающих в ре¬зультате познания образов
• Воспроизведение объектов на основе внутренних зако¬номерных связей и отноше¬ний
Знание —результат познания
Мысль утверждающая или отрицающая что либо об объекте это
Александр Шапитько запись закреплена
Контрольная работа по обществознанию 10 класс. 1 вариант.
А 1. Представление — это :
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ;
3)отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа ;
4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений
А2. Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?
А. Ощущение, восприятие, понятие — это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение — это формы рационального познания.
1)верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. Субъектом познания является:
1) мировой разум
2) человек
3) природа
4) любое живое качество.
А4. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание относится к базовым потребностям человека.
Б. Познание всегда носит творческий характер.
1) верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Критерием (ями) истины является (ются) :
1) соответствие господствующему в обществе учению;
2) практика
3) мнение руководства
4) все указанное выше.
А6.Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предмета и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию :
1) гипотеза
2) представление
3) восприятие
4) ощущение
А7. Верны ли следующие суждения о ступенях познания?
А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления.
Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.
1)верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. И чувственное, и рациональное познание:
1) формирует представления и знания о предмете
2) начинается с ощущения
3) дает наглядный образ предмета
4) использует логическое умозаключение
1) верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина — это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина — это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1)верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны
А11. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?
А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.
Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.
1)верно только А ;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Верны ли следующие суждения об истинности знания?
А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.
Б. Все наши знания только относительно истинны, в них нет никакой абсолютной истины.
1) верно только А;
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Определение: «Процесс получения объективного, истинного знания» относится к понятию:
1) житейское познание
2) научное познание
3) художественное познание
4) практическое познание
А14. Какому знанию соответствуют следующие выражения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточку»?
1) научному
2) художественному
3) практическому
4) житейскому
А15. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
А16. Установите соответствие между формами познания и их сущностью:
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов;
Б) образ объекта познания,запечатленный в памяти
В) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств
1) представление
2)понятие
3)суждение
4) восприятие
А17. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) По мысли древнегреческого философа Аристотеля, все люди склонны к познанию.
(2) Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части.
(3) Считаем, что наука как главный инструмент познания оказалась бессильной удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание познания и подсознания человека.
(4) В познании человека на помощь науке пришли литература и искусство, вскрывая тайны человеческого духа, тонкие нюансы разнообразных отношений и поведения людей.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
А18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Если представление — это_____(1) предмета, то понятие — это _____(2) о предмете.С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно_____3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде_____(4), которые можно вывести на основе _______5), так и опосредованным путем — с помощью______(6)».
Слова в списке даны в именительном падение, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск..
А) концепция
Б) мысль
В)ощущение
Г) умозаключение
Д) эксперимент
Е) наблюдение
Ж) проблема
3) образ
И) суждение.
Формы познания: классификация, примеры, описание
Приветствую Вас, друзья!
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
Теоретические методы:
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.