Мысленное расчленение объекта что такое
Мыслительные операции
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Основные мыслительные операции« из раздела кодификатора (1.5 Мышление и деятельность)
Ежедневно в голове человека возникают сотни мыслей, которые различаются не только информацией, но и по способу ее содержания. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать.
Так, например, человек, глядя на облако, рассматривает лишь его форму, мысленно не погружаясь в то, что это частицы воды и льда в атмосфере.
Абстрагирование необходимо для более полного и глубокого изучения предмета или явления. В результате абстрактного мышления создаются художественные образы, поэтому оно составляет основу любой творческой деятельности.
Абстрагирование осуществляется в два приема:
с одной стороны, внимание отвлекается от мелких, незначительных деталей,
В науке также используются индуктивный и дедуктивный способы мышления.
Дедукция (от общего к частному) — это форма логической мысли, при которой частный вывод складывается на основе общих суждений. Например, на основе общих знаний физики и личном опыте мы можем сделать вывод об устройстве маятника или любого другого устройства:
Все часы отчитывают время.
Вывод: хронометр отсчитывает время.
Дедуктивный метод мышления считается основным в юриспруденции, так как на основе общих законов осуществляются расследования и судебные процессы по частным конкретным случаям. То же можно сказать и про математические дисциплины, где на основе общих формул решаются конкретные примеры.
Методы индукции и дедукции широко распространены в научной деятельности, так как такие объекты как вселенная или прошлое не подвластны практическим методам исследования.
Виды, формы и операции мышления (курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача была задана. Мышление в отличие восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других вспомогательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Основными элементами, с которыми оперирует мысль. Являются понятия, суждения, умозаключения, также образы и представления.
Понятие есть мысль. В которой отражаются наиболее общие. Существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие человек входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
В зависимости оттого, как суждения отражают объективную действительность. Они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. Суждения образуются двумя основными способами 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, 2) опосредственно – путем умозаключение или рассуждений.
Различают умозаключения двух основных видов – индуктивные и дедуктивные. Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. к общему положению (к общему суждению).
Дедукция есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации.
Мышление предполагает создание модели проблемной ситуации и вывод внутри этой модели. Модель создается не на пустом месте. А из строительных элементов, различных структур репрезентации знаний, находящихся в долговременной памяти. Из этих элементов в поле внимания создается модель. Относящаяся только к данной задаче. Мышление таким образом – процесс комплексный, в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы.
Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена еще в Х1Х веке в рамках ассоциативной психологии. Ассоцианисты полагали, что душевная жизнь определяется борьбой между отдельными элементами (идеями, за место в сознании). Объем сознания ограничен. В нем одновременно может находиться небольшое число элементов. Элементы притягивают к себе некоторые другие. То есть пытаются ввести в поле сознания. Если сами там находятся. Это притяжение между элементами (ассоциация) происходит либо в результате совместного наличия в прошлом опыте, либо по сходству. Ассоцианисты описывают мыслительный процесс примерно следующим образом. В поле сознания при получении субъектом задачи попадает одновременно условия, задачи и цель, которой требуется достигнуть. Условие задачи и цель будут способствовать тому, что в поле сознания попадет такой средний элемент, который связан и с условием задачи и с целью.
В современной когнитивной психологии обычно выделяются два этапа в процессе мышления – этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, понимаемый как поиск в проблемном пространстве. Хотя, как будто, это разделение достаточно условное. Модель проблемной ситуации возникает не на пустом месте, в ее создании участвуют структуры и схемы знания, находящиеся в долговременной памяти. Здесь происходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памяти. Разница заключается в том, что процесс мышления требует создания из известных элементов новой модели, тогда как память предполагает простое извлечение того, что было в ней заложено.
Мышление тесно связно с открытием нового, с творчеством. Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление – это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании. Наиболее ясный пример творчество в искусстве. Основой искусства является создание прекрасного. Для этого часто требуется познание, но оно не составляет сущность прекрасного.
Процесс творчества связан с особенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в познании, в случае с искусством – в создании. В этом плане творчество инженера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно творчеству. В случае познания цель более точно определена, вернее определяется интеллектуально до творчества. В искусстве произведение не отвечает особо никакой цели. В то же время оба вида творчества явно имеют общие черты, среди которых центральная доминирующая роль неосознанных процессов.
Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта) – интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам – во-первых, он образуется помимо воли субъекта и вне поле его внимания. Во-вторых, он не может произвольно быть актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи.
Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину мышление мы можем поставить в соответствие слово обдумывание. Слово ум выражает свойство, способность, обдумывание процесс. Таким образом оба термина выражают различные стороны одного явления.
Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект – это способность к мышлению. а мышление – это процесс реализации интеллекта.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин – человек разумный.
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим признаком биологической адаптации. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность заниматься этой деятельностью.
В настоящее время существует три трактовки понятия интеллект:
1. Биологическая способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;
2. Педагогическая: способность к обучению, обучаемость.
5. Интеллект часто уподобляют фонду психической активности, отмечая в нем три уровня:
— Низший уровень. Индивид неприспособлен к среде, среда подавляет слабую психику малоодаренного человека.
— Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу.
— Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать окружающую среду.
Терстоун(1938) исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичным умственным потенциалом. Они включают в себя:
– Вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
– Пространственная ориентация, т.е. способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
– Способность к рассуждению;
– Быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями.
По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется кристаллический интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Потенциальный интеллект определяет первичные накопления знаний, он независим от приобщенности к культуре.
Исследование индивидуальных различий интеллекта началось с 19 века, когда Ф.Гальтон заинтересовался проблемой наследуемости гениальности. В 1911 г. появился первый тест для оценки умственного развития детей, созданный французами Бине и Симоном. С тех пор психологами разработано немало тестов интеллекта.
Появление тестов открыло заманчивую возможность операционализации теоретического понятия интеллекта. Для эмпирической науки, какой является современная психология, момент определения понятий является принципиально важным.
Появление тестов интеллекта позволило поставить ряд исследовательских проблем. Означает ли высокий интеллект в сфере математики, что человек будет высокоинтеллектуальным в области гуманитарных рассуждений, или эти способности независимы. Такого рода вопросы сводятся к более общему – существует ли общий механизм выполнения любой интеллектуальной деятельности или различные ее виды выполняются отдельными локальными механизмами.
Для ответа на этот вопрос развилось целое направление исследований в сфере интеллектуальных тестов. Особый интерес представляет теория Д.Гилфорда, которая получила название кубическая модель. Он считал, что возможности человека определяются тремя факторами – операциями, содержанием и продуктами. Среди операций он различал познание. Память, дивергентное и конвергентное мышление, среди содержаний – образное, символическое. Семантическое и поведенческое, среди продуктов – элементы. Классы, отношения, системы, преобразования, предвидения.
Креативное мышление означает творческое мышление. Творцом, как и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ нам. Творческое мышление прежде всего пластично, т.е. творческие люди предпочитают множество решений, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Оно подвижно, для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому. Наконец, оно оригинально, поскольку порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Творческая одаренность характеризуется следующими параметрами:
– богатство мысли (кол-во новых идей в единицу времени);
– гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
– способность к разработке гипотезы.
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим признаком биологической адаптации. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность заниматься этой деятельностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Анализ, суждения, понятие, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстракция, эгоцентрическое, аутическое, интеллект.
ГЛОССАРИЙ
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление практическое – один из видов мышления, связан с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что часто делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.
Дедукция – движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Индукция – движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Движущая сила формирования понятий.
2. Развитие мышления от конкретных образов к совершенным понятиям.
3. Сущность динамики мыслительного процесса.
4. Возможности мышления в расширении познания человека.
5. Усвоение операций мышления.
6. Концепции интеллекта в современных психологических школах.
7. Логические операции и их влияние на развитие умственного потенциала человека.
8. Интеллект человека как совокупность познавательных способностей человека.
9. Современные трактовки интеллекта.
10. Виды мышления и их проявления в различной деятельности человека.
Мысленное расчленение объекта что такое
Тема 22-23. Психология мышления
1.1. Место мышления в структуре психических явлений.
1.2. Науки, изучающие мышление.
1.3. Мышление как процесс решения задач.
1.4. Виды мышления.
1.5. Формы и операции мышления.
1.6. Теории мышления.
+ответы на тесты по психологии
1.1.
М Е С Т О
М Ы Ш Л Е Н И Я
В
С Т Р У К Т У Р Е
П С И Х И Ч Е С К И Х
Я В Л Е Н И Й
Основные особенности мышления:
-опосредованное отражение
-обобщенное отражение
Мышление начинается там, где выявляется недостаточным или даже бессмысленным чувственное познание. Мышление как психический процесс неразрывно связано с сенсор но-перцептивными процессами, представлениями, языком и практикой.
Место мышления в структуре психических процессов
“. реальный мыслительный процесс всегда вплетен в общую ткань всей психической жизни, реально дан в связи и взаимопроникновении со всеми сторонами психической деятельности”
С.Л.Рубинштейн
МЫШЛЕНИЕ И СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Познание начинается с ощущений и восприятия, но ими не заканчивается. От ощущений и восприятия оно переходит к мышлению.
Отличия мышления и сенсорно-перцептивных процессов:
Ощущение и восприятие:
-Отражают мир в случайных сочетаниях
-Отражают единичное
Мышление:
-Выявляет существенные и необходимые связи
-Выявляет общее
МЫШЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Мышление предполагает способность “проигрывать” мысленно весь сюжет сложного действия, делая предположения о новых возможностях и манипулировать ими с помощью символов.
Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс:
а) в виде образных представлений о вещах и их свойствах;
б) в виде схем;
в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным.
ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Образ как образ предмета имеет семантическое содержание.
Выполняя семантические функции, образ сам интеллектуализируется.
Чувственное содержание образа подвергается определенной регулировке: на первый план выступают черты, связанные со значением, а несущественные, случайные нивелируются, отступают.
Конечным этапом интеллектуализации образа, который делает его наглядным выражением мысли, является переход от вещного представления к схеме.
Мысль часто опережает слово, человек оперирует на основе некоторой схемы, которая предвосхищает в сознании еще не развернутую систему мыслей.
МЫШЛЕНИЕ И ПРАКТИКА
Все мыслительные операции возникли вначале как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления.
Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.
Теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ДЕЙСТВИЕ
1.2. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ
Мышление является предметом изучения разных наук:
Гносеология (теория познания)
изучает движение мысли как процесс, приводящий к определенным результатам. Эти результаты интересуют гносеологию не сами по себе, а как этапы движения к истине, она исследует соответствие продуктов умственной деятельности и действительности. Гносеология абстрагируется от конкретного индивида, ее интересует общий путь человеческого познания.
Логика:
определяет мыслительный процесс как ряд операций с понятиями и суждениями. Когда человек мыслит, он обобщает, осуществляет разделение понятий, превращает суждения, делает выводы. Совокупность этих стойких умственных форм и операций, законов и правил их превращения составляет предмет формальной логики.
Кибернетика:
мозг рассматривается как сложная система переработки информации; мышление как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям.
Физиология:
изучение физико-химических и физиологических процессов в мозге.
Психология:
в отличие от гносеологии, которая изучает закономерности мышления, абстрагируясь от конкретного индивида, психологию, прежде всего, интересует именно мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. т.е. объект психологии мышления: реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, установок, эмоций, всей истории его индивидуального развития. Логика изучает соотношения между познавательными результатами, готовыми продуктами мышления, психология же изучает закономерности течения умственного процесса.
Предмет психологии мышления: процесс решения задач
1.3. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Понятие задача впервые применили в вюрцбургской школе мышления. Любая задача имеет объективную и субъективную (психологическую) стороны.
Объективная задача содержит:
1) набор определенных условий,
2) требование, которое необходимо достичь, придерживаясь условий
Процесс решения задачи есть процесс достижения уже поставленной субъектом, психологически определенной цели, процесс поиска необходимых для этого средств в объективно данных условиях.
Задача – цель, данная в определенных условиях
Типология проблемных ситуаций
наличие или отсутствие представления (понимания) задачи субъектом
наличие или отсутствие средств ее решения
Мышление как процесс решения задачи:
процесс решАния
процесс решания творческих задач
процесс решания и постановки задач
Психология рассматривает мышление как процесс решания творческих задач, процесс постановки задач конкретным индивидом, субъектом.
1) Понимание задачи при наличии средств соответствует ситуации инсайта (в 1 этап).
2) Понимание задачи при отсутствии средств означает полную субъективную ясность поставленного требования, которое не может быть достигнуто непосредственно.
3) Отсутствие понимания задачи п2ри наличии средств решения, с одной стороны, отвечает известным случаям “решения без понимания”, т.е. автоматического применения алгоритмов, не требующих от субъекта их специального осознания. С другой стороны, таковы типичные задачи “на целеполагание”, когда сама проблема и ее основной конфликт остаются неясными субъекту, и их отыскание происходит путем перебора наличных и любых возможных средств решения.
4) Отсутствие понимания при отсутствии средств характеризует сверхсложные для субъекта проблемные ситуации., ярким примером которых служит проблемная клетка Торндайка.
Дихотомические классификации
1) По характеру средств, используемых при решении задач:
1.1. Продуктивное мышление – репродуктивное мышление
Имеется в виду наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта готовых средств решения задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее выполнение сведется к использованию сложившейся умственной навыки, к репродукции имеющихся знаний и умений. При отсутствии готовых средств возникает необходимость их поиска, создания – продуктивное, творческое мышление.
1.2. Интеллектуальное мышление – визуальное мышление
Понятие «визуальное мышление» было введено в психологию Р. Арнхеймом, американским психологом, одним из создателей современной психологии искусства. При интеллектуальном мышлении средство решения задачи – понятие, при визуальном – представление.
2) По характеру течения мыслительных процессов:
2.1. Реалистическое мышление – аутистическое мышления
Аутистическое мышление было выделено Е. Блейлером, швейцарским психиатром и патопсихологом, который определил, что одним из симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Аутистическое мышления Блейлер противопоставляет реалистическому по следующим признакам:
-реалистическое мышление соответствует действительности, аутистическое представляет себе то, что соответствует аффекту (принцип удовольствия противостоит принципиальные реальности)
-целью реалистического мышления является правильное познание окружающего мира, поиск истины, аутистических мышления пытается вызвать представления, «окрашенные» удовольствием, и выжать противоположно «окрашенные» представления
-реалистичные механизмы регулируют наше отношение к внешнему миру, они служат для сохранения жизни, добывания пищи, нападения и защиты, аутистических механизмы создают непосредственное удовлетворение, вызывая «окрашенные» удовольствием представления, не допускают недовольство, преграждая доступ к представлениям, которые связаны с недовольством.
Таким образом, человеку свойственно реалистическое и аутистическое удовлетворение потребностей. Тот, кто довольствуется аутистическим путем, имеет меньше оснований или вовсе не имеет оснований к тому, чтобы действовать.
Аутистическое мышления преобладает в таких случаях:
1) у ребенка, пока у него нет опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления и для познания возможностей, лежащих во внешнем мире;
2) в вопросах, вообще недоступных или не совсем доступных нашему познанию и нашей логике – мировоззрение, религия, любовь;
3) в тех случаях, где чувства по причинам получают обычно им несвойственное значение, например, при сильных аффектах, когда логика отступает на второй план;
4) там, где ослаблена логическая связь, где ассоциации теряют свое значение: в сновидениях здорового человека и при шизофрении.
2.2. Интуитивное мышление – аналитическое мышление
Различаются по трем признакам: временному (время протекания процесса), структурному (членение на этапы) и уровню протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, происходит на сознательном уровне. Интуитивное характеризуется скоростью протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.