Мысли идут быстрее чем речь как называется

«Моя. твоя. банан. » Как быстро и чётко формулировать мысли? (методический длиннопост)

Имею отношение к сцене и работе в кадре.

Нах. зачем тут это пишу?

Итак, вот сама статья. (было уже опубликовано в профильном интернет-издании) Возможно, стоило разбить на два поста.

Методика формулирования и выражения мыслей

Почему одни люди могут без запинок и слов-паразитов разговаривать на любую тему, а другие с трудом выражают простейшую мысль? Особенно трудно нам подбирать слова в незнакомой обстановке, например, во время выступления. Причин тому много: от степени начитанности и качества образования до темперамента и физиологии организма человека. Оставим за скобками «катастрофические» проблемы с формулированием мыслей, которые, скорее всего, связаны с восприятием информации вообще, а для их решения необходима помощь психотерапевта (а не психолога или психоаналитика – это разные специальности). В остальных же случаях, когда затруднения с речью возникают у говорящего лишь изредка, может помочь несложная методика, основывающаяся на законах речевого мышления человека.

В первую очередь обратите внимание на то, как вы общаетесь с друзьями, коллегами и членами семьи, то есть с хорошо знакомыми людьми. Наверняка разговоры в этих кругах не вызывают у вас затруднений. Кроме того, вряд ли вы испытываете затруднения при обсуждении привычных тем: профессиональной, вкусовой (у мужчин это спорт, у женщин — мода) и других.

Всё дело в том, что наш мозг стремится к экономии энергии. С этой целью он осуществляет поиск и создание речевых клише, которые максимально точно и полно передают определённый смысл в определённой ситуации. Яркий пример таких клише – пословицы и поговорки. Практически к любому событию можно подобрать перл народной мудрости и с его помощью вполне выразить своё мнение по соответствующему поводу. «Хорошая пословица век не сломится» — вот пример пословицы, подчёркивающей значение пословиц.

Однако помимо оптимизации вербальных (словесных) выражений, мы склонны упрощать повседневное общение вплоть до отдельных звуков и жестов. Коллегу можно пригласить на перекур, просто показав ему сигарету и выдав вопросительное: «М?». Коллега, в свою очередь, и согласие, и отказ способен выразить ещё проще: «Угу» или, наоборот, «У-у». Естественно, что, общаясь так изо дня в день, можно растерять даже тот словарный запас, который сформировался у нас с детства. В этом случае в незнакомой ситуации мозгу просто-напросто будет не хватать материала для строительства связного предложения.

С другой стороны, даже человек с объёмным запасом лексики и лексических структур (выражений) может потеряться и неловко сформулировать мысль в непривычной ситуации. Причина проста: на все случаи жизни удачных выражений не запасти. В такие моменты необходимо на ходу конструировать мысль. Это и есть задача, которую призвана решить приводимая далее методика.

Первый совет ясно следует из вышеприведённой информации: как можно больше читайте, формулируйте развёрнутые мысли письменно и общайтесь с новыми людьми в новой обстановке. Постоянная работа мозга в определённом направлении заставляет его искать решение поставленной задачи и, как следствие, самообучаться для её выполнения.

Второе, чему нужно научиться, – обращать внимание на случаи затруднения с собственной речью. После выхода из ситуации необходимо проанализировать её и найти либо составить выражения, которые не отыскались вовремя. Повторите или, ещё лучше, запишите их, и в дальнейшем высока вероятность моментального «всплытия» найденных слов в вашей голове.

Третий совет: приучите себя обращать внимание на редкие для вас слова в речи других людей и в литературе. Этот совет хорошо иллюстрирует история, рассказанная мне моим другом. Однажды другу, назовём его Василий, в трамвае наступили ногу. Неловкий пассажир тут же извинился, на что Василий ответил нейтрально: «Пустяки». Мужчина же, задумавшись на секунду, произнёс: «Как давно я не слышал в обычной речи этого слова!»

Если вы приучите себя обращать внимание на такие «редкости» и отмечать в голове речевую ситуацию, в которой «редкость» была употреблена, ваш активный словарный запас будет пополняться.

И тогда, при наличии достаточного количества базовых слов и выражений, в непривычной ситуации вы сможете воспользоваться следующим алгоритмом для формулирования новой мысли.

Я называю этот алгоритм «тезисным мышлением», так как в основе его – формулировка тезиса, то есть кратко сформулированная мысль, содержащая только главную информацию.

Суть метода в том, чтобы отучить себя от попыток сказать всё и сразу. Именно это стремление, этакий «синдром отличника», запутывает наши мысли. Судите сами. Для того чтобы объяснить, как пройти в библиотеку, достаточно сказать, например: «Пройдите в ту сторону два квартала, возле цветочного ларька поверните направо, затем, через две улицы, налево». Вместо этого нередко мы пытаемся и ларёк описать («Ну такой, небольшой зелёный… то есть вывеска зелёная, а сам он серый…»), и названия улиц вспомнить («Абрикосовая, потом вроде Виноградная… нет, Тенистая…»), и передать ещё массу деталей, не несущих важной информации.

Верный порядок формулирования мысли таков.

1. Решите, что в данном случае главное.

Отбросьте эмоции, не думайте о том, какое впечатление вы должны произвести своими словами. Просто выберите факты, которые будут являться сухим ответом на вопрос, либо техническим выражением вашего мнения. Простейший вариант – выбрать один, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ факт, построить на его основе утвердительное предложение.

Вопрос: Почему ты ешь так много шоколада?

Тезисный ответ: Мне нравится его вкус.

В данном случае можно пытаться осознать, что там ещё такого может нравиться, какие вообще есть свойства шоколада. Кроме того, можно задуматься над тем, почему человек задал этот вопрос. Он не хочет делиться, или он намекает на проблемы с фигурой, которые появляются от чрезмерного употребления сладкого и так далее. Так можно соображать вечно. Или можно прямо ответить на вопрос.

2. Заметьте реакцию собеседника.

По ней вы поймёте, нужно ли пояснить свою мысль. Независимо от того, нужно пояснение или же можно переходить к другой теме…

3. …сформулируйте следующий тезис.

В случае если предыдущий тезис необходимо пояснить, (собеседник дал вам это понять, или вы сами хотите это сделать), пояснение можно так же преподнести в форме тезиса или их последовательности. (Первое, второе, третье и т. д.). Если пояснение не требуется, но разговор нужно продолжать, просто сформулируйте новый тезис.

Главное в этой методике – приучить себя находить главное (тавтология сознательная). Такое стремление развивает аналитическое и критическое мышление, внимательность, точность.

Рассудительный читатель заметит, что приведённый метод может превратить живую речь человека в монолог этакого бездушного робота. В самом деле, ответы на любой вопрос в духе «Дважды два – четыре» не располагают к развитию непринуждённой беседы. Однако указанный выше алгоритм – лишь базовая техника. Следующим шагом будет освоение техники трёх вопросов.

Техника трёх вопросов

Данная статья, в общем, призвана ответить на вопрос: «Что говорить?». Для этой цели предлагается вначале ответить на три подготовительных вопроса. Нет, это не вопросы из популярной интеллектуальной телеигры. Это вопросы: «О чём я говорю?», «Кому?» и «Зачем?».

Ответом на первый вопрос будет сбор всех значимых в данной ситуации фактов. Например, многих приводит в замешательство просьба рассказать о себе. О жизни каждого человека можно рассказывать посекундно, однако мы понимаем, что требуется выдать ограниченный объём информации. Если же вспомнить тезисный подход, становится понятно, что отвечать нужно с учётом обстоятельств. Например, во время собеседования с работодателем молодому специалисту следует сказать о своём возрасте, месте учёбы, успеваемости, дате выпуска. Не будем перечислять весь список значимых фактов, лишь отметим, что эта стандартная ситуация.

Поэтому, во-первых, можно предвидеть этот вопрос и составить ответ на него заранее, дополняя его во время диалога в случае необходимости. Во-вторых, достаточно выбрать навскидку несколько фактов, изложить их и дополнить уже после уточняющего вопроса собеседника. Принцип отбора информации: самое главное; затем — немного дополнительных фактов, которые пришли в голову. Не бойтесь сказать мало, со временем вы научитесь лучше оценивать весь объём существенной информации, не упуская важных деталей.

Следующий вопрос является фильтром для первого. Наше общение всегда носит межличностный характер, даже в случае крайней «деловитости». Помимо эксплицитной, то есть выраженной в словах информации, мы сообщаем друг другу огромный объём информации имплицитной, то есть явно не выраженной. Проще говоря, всегда существует подтекст. Вместе с тем существует и контекст — текущие обстоятельства диалога, предшествующие ему, а также прогнозируемые последствия. «В доме повешенного не говорят о верёвке» — эта народная мудрость очень точно иллюстрирует процесс фильтрации фактов с помощью вопроса «Кому?». В примере с собеседованием ответ может быть таким: «Мне 20 лет, я окончил СПбГУ на отлично, и я тоже левша». — Если вы заметили, что ваш собеседник делает пометки в бумагах левой рукой. (Такой ответ будет соответствовать технике «присоединения», которой учат специалистов по продажам.) В наше время леворукость никого не удивляет, левшей, как правило, не стараются переучить. Однако в данном случае упоминание этого факта будет значимым именно для создания доверительной и неформальной атмосферы общения.

Наконец, третий вопрос призван экономить вашу энергию. Далеко не всегда нужно давать развёрнутый ответ. Более того, порой нужно показать собеседнику, что вы не собираетесь поддерживать диалог. Например, отказываясь помочь коллеге в ответ на его просьбу, совсем не обязательно пускаться в длинные запутанные оправдания, достаточно сказать: «Мне некогда». Если же это ваш близкий друг, ответ «Прости, я завален работой» продемонстрирует ваше сочувствие и уважительную причину отказа. Всё зависит от того, чего вы ждёте от данного диалога. Таким образом, ответив на эти вопросы, вы поймёте, что и как вам нужно сказать в той или иной ситуации.

В заключение необходимо отметить, что данный метод, конечно же, требует тренировки. Он может показаться громоздким, однако люди, которые от природы разговаривают легко и непринуждённо, постоянно отвечают на все эти вопросы и проделывают такую работу, сами того не осознавая. Упрощённо вся методика сводится к двум постулатам: «Всегда ищите главное» и «Сначала думаем, потом говорим». Автор данной статьи сам когда-то испытывал серьёзные проблемы с выражением своих мыслей, однако данная методика одновременно помогла ему научиться говорить более стройно и явилась результатом процесса самообучения.

«Когда читаешь – становишься знающим, беседа делает человека находчивым, а привычка записывать — организованным». Эти слова английского философа Фрэнсиса Бэкона сами по себе являются инструкцией для развития чёткой речи. Читайте, общайтесь с новыми людьми, размышляйте, записывайте свои мысли, и вы не просто сможете легко поддерживать диалог, но станете по-настоящему интересным собеседником. Надеюсь, приведённая здесь методика поможет вам в трудной речевой ситуации.

Источник

Нарушения динамики мышления. Ускорение мышления

Ускорение мышления. Ускорение мышления, полёт мыслей, тахипсихия или тахифрения (от греч. tachis — быстрый, скорый, phren — ум, разум) — ускоренная смена мыслей и представлений, обычно сопровождаемая тахифенией или тахилалией (тахи + греч. phemi — говорить, lalia — речь), то есть ускорением речи и многоговорением. Одновременно с тем обычно наблюдается ускоренная смена эмоциональных проявлений — тахитимия (тахи + греч. thimos — настроение), а также ускоренная смена и увеличение амплитуды движений, включая акты экспрессии, — тахикинезия (тахи + гр. kinetikos — относящийся к движению). Ускоренная ходьба обозначается термином тахибазия (тахи + греч. basis — ходьба), ускоренное чтение — тахилексия.

Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть фото Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть картинку Мысли идут быстрее чем речь как называется. Картинка про Мысли идут быстрее чем речь как называется. Фото Мысли идут быстрее чем речь как называетсяПри патологиях мышления у близкого Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам

Как правило, ускорение мышления сочетается с повышенной отвлекаемостью внимания. В начале расстройства преобладает внутренняя отвлекаемость, когда пациенты отвлекаются на случайные мысли и представления. Тем не менее некоторые пациенты в это время делаются очень наблюдательными, подмечая скрытые для них ранее детали в поведении окружающих. В более тяжёлых случаях расстройства на первый план выходит внешняя отвлекаемость — переключение внимания на какие-то случайные внешние впечатления (Осипов, 1923). На высоте расстройства отвлекаемость внимания достигает степени апрозексии, то есть полного выпадения произвольного внимания, ускорение мышления — скачки идей, а непоследовательность мышления — бессвязности или апрозектической атаксии мышления, по В.П.Осипову.

Некоторое представление о степени ускорения мышления даёт число произносимых пациентами слов за единицу времени. Оно превышает 80–90 слов в минуту (приблизительный показатель нормальной скорости мышления) и достигает 200 слов и даже более. Пациенты тем не менее свидетельствуют, что даже при очень скорой речи они не успевают вербализовать многие свои мысли: «В мыслях я уже в Москве, а в речи всё ещё в Сибири». Тем самым они как бы указывают на существование неречевых феноменов мысли, то есть на возможность раздельного протекания процессов мышления и процессов мышления. Значительно сокращается время обдумывания ответов на вопросы, укорачиваются паузы между словами и фразами, речевой напор не останавливается порой ни на одну минуту.

Субъективно ускорение мышления сопровождается ощущением особой лёгкости появления и необычайной ясности мыслей, несвойственной им прежде отчётливости, какой-то особенной их глубины и яркости. Многие мысли, которые в обычном состоянии остаются как бы незамеченными, легко всплывают в сознании. Облегчается процесс перевода мыслей в слова. Не возникает никаких затруднений в подборе нужных слов, в формировании фраз. Пациентам при этом кажется, что их формулировки являются безошибочно верными.

Как правило, теряется способность думать про себя: всё, о чём ни подумают пациенты, они немедленно высказывают вслух. Говорят они много громче обычного, иногда почти срываются на крик. Речь, по мере её ускорения, всё более приобретает форму монолога, навыки диалога редуцируются. Страдает фонематический строй речи, так как не успевают произноситься отдельные фонемы, слоги. У пациентов исчезает заикание, если оно имело место в обычном их состоянии.

Разрушается логический строй мышления, оно становится ассоциативным, так как место логических отношений занимают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Абстрактные и общие понятия замещаются конкретными, то есть уровень мышления существенно снижается. Если в обычном состоянии у пациентов наблюдались какие-то другие нарушения мышления, то при значительном ускорении умственной деятельности они отступают на второй план и делаются малозаметными. Продуктивность мышления по мере его ускорения падает. Нерезкое ускорение мышления может повлечь существенное повышение продуктивности мышления, так что в относительно короткие сроки пациенты оказываются способными сделать то, на что в нормальном состоянии у них могли бы уйти месяцы, а то и годы. Об этом, правда, приходится судить со слов самих пациентов. Патопсихология ускоренного мышления изучена недостаточно.

Тахифрения свойственна обычно маниакальным пациентам.

Источник

Ментизм. Амбивалентность мышления

Ментизм. Ментизм или мантизм (Chaslin, 1914) — непроизвольный и неконтролируемый наплыв мыслей, представлений. Расстройство проявляется приступообразными и повторяющимися время от времени болезненными эпизодами, длящимися от нескольких секунд до ряда часов и суток. Типичны ускоренная в это время смена мыслей и представлений, а также их бессвязность, бессмысленность. Обычно пациенты не могут сообщить каких-либо подробностей о том, что им при этом думалось или представлялось. Сосредоточить своё внимание на чём-то другом, отвлечься на что-то иное, думать о чём-либо по своему усмотрению, сообщают они, невозможно. Нарушается способность понимать происходящее, а также обдуманно и целесообразно действовать. Сознание тем не менее остаётся ясным. Во время болезненного эпизода и тем более после его окончания многие пациенты чувствуют или ясно понимают патологический характер этого явления. Критическая оценка расстройства теряется, если к нему присоединяются бредовые идеи воздействия.

Вот несколько иллюстраций типичного ментизма. Пациенты сообщают: «Мысли вдруг как срываются с цепи, их становится очень много, они будто роятся. Ни за одну из них нельзя зацепиться, обдумать её, она тут же утопает в массе других. Ничего путного на ум не приходит, это мысли ни о чём или что-то странное, абсурдное. Ни запомнить, ни вспомнить потом, что это были за мысли, не удаётся, хотя вроде бы стараешься это сделать… Мысли быстро летят по голове, бегом, они резко втемяшиваются и резко проходят. Всё это происходит как-то мгновенно, ничего толком не успеваешь сообразить. Это можно сравнить с тем, как если резко ускорить вращение граммофонной пластинки или ленты магнитофона. А у меня бывает и наоборот, когда мысли вдруг теряются, как будто их кто-то отключает… Мысли появляются обрывками, они тут же рвутся, быстро проскакивает одна часть мысли за кусочком другой, будто горох сыплется. Бывает, что эти мысли приходят откуда-то со стороны, они как чужие, не мои, будто кто копошится в моей голове».

Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть фото Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть картинку Мысли идут быстрее чем речь как называется. Картинка про Мысли идут быстрее чем речь как называется. Фото Мысли идут быстрее чем речь как называетсяПри патологиях мышления у кого-то из близких Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам

Ментизм не есть простое, пусть и непродолжительное ускорение темпа мышления, при котором источник мыслей воспринимается как принадлежащий собственному Я. При ментизме возникает ряд бессмысленных, чуждых и несвязных мыслей, параллельных и обычно препятствующих нормальному потоку мышления. Нечто подобное наблюдается в «хаотических» сновидениях, когда быстро и бесконтрольно сменяющиеся образы сновидения даже во сне некоторыми пациентами переживаются как знак безумия.

Ментизм может проявляться столь же быстрой, насильственной и беспорядочной сменой мысленных образов — образный ментизм: «Мелькают кадры, один за другим. Проносятся какие-то лица, морды, части тела, уроды, кошки, рыбы, слоны, цветы, мухи в паутине, вихри пыли, пятна, улицы, круги. Всего не упомнишь, так много разного. Всё это напоминает калейдоскоп, так быстро сменяются образы. Только я успею сообразить, что появилось, как это исчезает, проявляется что-то другое. Происходит это само собой, мне остаётся только наблюдать за мельтешением этих кадров. Они бывают чёрно-белые, цветные, окрашенные в один какой-то цвет. Иногда появляются не плоские кадры, а объёмные изображения. Порой стоит только закрыть глаза, как всё начинается. Я при этом не то что думаю или что-то воображаю себе, я как зритель, которому само всё это представляется. У меня бывают такие же точно сновидения, в которых творится такой же ералаш… В голове крутятся посторонние мысли, будто я ребятишек вижу в мыслях. Они как силуэты, образ появится и тут же исчезнет. А то мелькает всё, что я видела раньше, вроде плёнку прокручивают, показывают, только какими-то кусочками».

Эпизоды образного ментизма большей частью возникают при засыпании или при закрытых глазах — гипнагогический ментизм. Пациенты уверенно отличают их от сновидений, не смешивают и с чем-то реальным. Иногда, свидетельствуют они, ментизм плавно переходит в сновидение.

Длительность эпизодов ментизма колеблется от нескольких секунд до ряда суток, в последнем случае, по словам больных, их «голова всё время находится под напряжением, не отключается ни днём, ни ночью, мысли идут сплошным нескончаемым потоком, они не прерываются ни на одну минуту». Значительно чаще наблюдается ментизм в виде внезапного появления каких-то отдельных, как бы посторонних мыслей, вклинивающихся в более или менее упорядоченный ход мышления и нарушающих его обычное течение, — вторжение мысли: «Вдруг совершенно некстати появляется какая-то мысль, странно, откуда она взялась, я ни о чём таком и не думал… Внезапно мелькнёт непонятная мысль или что-то такое вспомнится, что меня пугает, я сам так никогда не думаю, это что-то не моё… Иногда вплетаются какие-то дикие, абсурдные мысли, они неожиданно возникают и тут же пропадают… В голове ни с того ни с сего появляются как бы чужие мысли, мне кажется, что они не мои, а будто принадлежат кому-то другому».

Данный симптом является относительно лёгким вариантом ментизма и встречается много чаще, чем типичные формы последнего. Вторжение мысли представляет собой альтернативу обрыву мысли, как ментизм в целом — шперрунгу. Оба расстройства характеризуют идеаторный автоматизм, входящий в состав синдрома Кандинского-Клерамбо, и большей частью наблюдаются при шизофрении. Целесообразно, полагаем, обозначить его термином параноидный ментизм, чтобы не смешивать с проявлениями иных форм ментизма.

Ранее упоминалось, что встречаются и другие варианты ментизма, в частности депрессивный ментизм. Вот как описывают его пациенты: «Думается только плохое, про несчастья, болезни, о смерти. То, думаю, муж умрёт, то мать или сын, или ещё что-то плохое случится. Думы такие идут всё время, они как бы наплывают сами собой, я никак не могу от них отключиться… Ничего хорошего на ум не приходит, лезет одно плохое, будто сам себя в угол загоняешь». Аналогичным образом проявляется ипохондрический ментизм — постоянные и угнетающие пациентов мысли о собственной болезни. Достаточно часто наблюдается астенический ментизм — постоянные мысли, в которых выражается неуверенность в себе. Во всех этих случаях невольные мысли являются психологически понятными, связанными с характерологическими особенностями, изменениями настроения и жизненной ситуации.

Амбивалентность мышления. Амбивалентность мышления (от лат. ambi — вокруг, с обеих сторон, valens — сильный) — раздельное, как бы изолированное друг от друга сосуществование противоположных понятий, суждений и убеждений, не сливающихся в акте синтеза в нечто единое и целостное. Так, пациент считает своего товарища по палате безнадёжно больным и одновременно с тем абсолютно здоровым человеком, по случайности оказавшимся в больнице; он думает, что и сам совершенно здоров, но в то же время серьёзно болен; или одного и того же человека воспринимает как своего родственника и вместе с тем как чужого незнакомца.

Он придерживается полярных, исключающих одна другую самооценок и бывает то вызывающе заносчивым, то скромным до самоуничижения. Или понимает, что он обычный, ничем не замечательный индивид, и ведёт себя сообразно этому, но наряду с этим убеждён, что он бог, и это его бредовое убеждение может проявляться соответствующим поведением и т. д.

Термин «амбивалентность» Е.Блейлер предложил для обозначения феноменов двойственности в мышлении, в аффектах и в поведении (1911): «Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и чего не хочет (амбивалентность воли, двойственность тенденции — амбитенденция); он в одно и то же время думает: «я такой же человек, как и вы» и «я не такой человек, как вы».

Бог и чёрт, здравствуй и прощай для него равноценны и сливаются в одно понятие (умственная амбивалентность). И в бредовых идеях довольно часто наблюдается пёстрая смесь экспансивных и депрессивных идей». Амбивалентность указывает на факт раскола личности на две антагонистические субличности, при этом пациент идентифицирует себя то с одной, то с другой из них, не отдавая предпочтения при этом ни первой, ни второй. Характерный признак шизофрении.

Источник

Что такое эгоцентризм: 7 признаков эгоцентричного человека

Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть фото Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть картинку Мысли идут быстрее чем речь как называется. Картинка про Мысли идут быстрее чем речь как называется. Фото Мысли идут быстрее чем речь как называется

Термин «эгоцентризм» ввел швейцарский психолог Жан Пиаже. Слово можно перевести как «я» и «центр круга». Эгоцентрик ощущает себя центром мироздания и просто не способен осознать, что другие люди — тоже личности со своим сознанием, мыслями и желаниями.

Эгоцентризм — не то же самое, что здоровый эгоизм. Эгоист игнорирует чужое мнение, но понимает, что оно существует. Эгоцентрик же не способен оценивать ситуацию с позиции другого человека.

Многие ученые-психологи изучают это явление, причем сходятся в мысли, что есть ситуации, когда быть эгоцентриком нормально. Речь о детях. Каждый из нас рождается эгоцентриком. Дети в силу возраста и отсутствия опыта не понимают, что у каждого человека свой мир.

В центре мира ребенка — он сам, его желания и потребности. И только с годами, начиная общаться другими детьми и взрослыми, он начинает понимать, что тот мальчик на детской площадке тоже хочет поиграть с его машинкой, а папа не против угоститься одной конфетой из пачки, которую купила малышу мама. Детский эгоцентризм проходит, когда ребенок учится понимать чувства других людей. Но бывает, что идут годы, а человек этого так и не смог понять.

Признаки эгоцентрика

1. Не понимает чужих мотивов

Эгоцентрик способен анализировать и делать выводы из ситуации, но только в отношении самого себя. Мотивы других людей ему непонятны. Больше того, его раздражает, если друг или знакомый поступил в определенной ситуации не так, как он бы поступил на его месте.

Он не может связать события, понять логику других людей. Например, почему его знакомый вдруг перестал с ним общаться после того, как эгоцентрик разболтал секреты приятеля.

2. Ему сложно построить отношения

Главная проблема эгоцентрика в том, что он не воспринимает людей как равных. Больше всего достается от него партнеру или партнерше. Из-за того, что человек с этой психологической особенностью не осознает даже возможность того, что у его близкого человека возможны собственные желания, он пытается во всем его контролировать. Указывает, как жить, указывает, что делать. Жертвы эгоцентриков жалуются на то, что отношение партнера больше похожи не на отношения к равному человеку, а как к персональной вещи.

3. Недоволен собой и часто меняет мнение

Взгляды такого человека меняются быстро и кардинально. Вчера он убеждал жену, что нужно бросить работу, сегодня гневно объясняет ей, почему этого делать нельзя. Отсюда и недовольство собой, которое он может высказывать публично. При этом эгоцентрик не признает, что был не прав.

Все это следствие незавершенного процесса идентификации личности. Невозможно осознать и принять себя, когда ты один. Это возможно, только в сравнении с другими. Но для эгоцентрика других личностей нет, он не способен их увидеть.

Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть фото Мысли идут быстрее чем речь как называется. Смотреть картинку Мысли идут быстрее чем речь как называется. Картинка про Мысли идут быстрее чем речь как называется. Фото Мысли идут быстрее чем речь как называетсяОн— жертва обстоятельств, остальные сами во всем виноваты, фото: Khosrork / iStock / Getty Images Plus

4. Не имеет четких моральных ценностей

Эгоцентризм психологи называют нарушением идентификации личности. То есть человек не понимает, где заканчивается граница его желаний и начинается граница личности другого человека. А поскольку большинство моральных правил касается уважения и чувств других людей, то их принять эгоцентрик не может. Он, конечно, знает, что нужно старших уважать, малышей не обижать, но до конца не понимает, почему.

Важная черта эгоцентрика — отрицание значимости другого человека. Криминалисты утверждают, что среди преступников немало эгоцентриков.

5. Не признает свои ошибки

Каждый свой проступок он считает стечением обстоятельств. Эгоцентрик не понимает, что в чем-то был сам не прав, сделал неверный выбор. Но провалы других видит очень хорошо (не понимая мотивы человека). В итоге у эгоцентричного человека складывается ощущение, что он единственный, кто способен действовать рационально, просто ему не везет, остальные — неудачники по своей вине.

6. У него плохо с коммуникабельностью

В целом эгоцентрику тяжело продвигаться по карьерной лестнице. Тут две проблемы: он не очень нравится людям, в том числе клиентам, если речь о сфере продаж. Такой человек не утруждает себя разъяснениями, считая, что если информация, которую он излагает, ему самому понятна, то чего же непонятно другим. Поэтому эгоцентрик вряд ли добьется звания лучшего менеджера или учителя года.

7. Всегда скуп на похвалу

Эгоцентрик редко кого-то хвалит, даже собственного ребенка. Это не злость и не жестокость, такие люди просто недостаточно чуткие. Откуда же ему знать, что жена хотела бы услышать «спасибо, было вкусно» после ужина, а дочь мечтает хоть раз получить в ответ на пятерку в школе отцовское «молодец»? Эгоцентрик не осознает, что у людей вокруг тоже есть желания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *