Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений

Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений

Дмитрий Алексеевич Гусев

Любители мудрости. Что должен знать современный человек об истории философской мысли

Существуя в мире, человек пытается его понять, познать, объяснить. Процесс познания мира реализуется в трех формах духовной деятельности человека – в науке, религии и философии. Они объясняют мир и человека по-разному, используют различные методы и ставят перед собой разные цели. Наука стремится к большой точности своих знаний, считает необходимым обосновывать свои гипотезы, использует экспериментальные методы доказательств. Религия говорит о том, что есть сверхъестественный, невидимый и недоступный нам высший мир, существование которого доказать невозможно, но в который можно верить. Философия не призывает верить в какой-либо высший мир, как религия, но в то же время она не стремится точно ответить на свои вопросы, как наука, потому что философские вопросы намного масштабнее и сложнее, чем научные. Философия пытается выяснить, откуда произошел мир и что он собой представляет, кто такой человек и в чем смысл его жизни. Слово «философия» – греческое. Оно состоит из двух частей: phileo – люблю и sophia – мудрость. Следовательно, философия – любовь к мудрости, а философ – любитель мудрости.

Известный греческий мыслитель Пифагор, живший в VI в. до н. э., беседовал с одним царем, и тот его спросил: «Ты кто – мудрец?», на что Пифагор ему ответил: «Я не мудрец, я только философ».

Вдумаемся в эту фразу Пифагора. «Я не мудрец», – говорит он. Это значит: «Я не владею всей мудростью, не могу знать все». «…Я только философ», – продолжает он, что означает: «Я любитель мудрости, я стремлюсь к ней, я хочу быть мудрым, хочу все знать».

За несколько тысячелетий человек получил ответы на тысячи вопросов и открыл многие законы природы и собственной жизни.

Однако встали новые проблемы. Сейчас нас окружает, как ни удивительно, еще больше неизведанного. «Как же так, – спросите вы, – человек так много узнал, а предстоит ему постичь не меньше, а много больше прежнего?» Вспомним одну притчу. К мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь. Допустим, я научил тебя многому». С этими словами мудрец начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь. Но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием. Сколько еще предстоит узнать! Теперь ты понимаешь это лучше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Да, чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного. И ум человека вечно будет устремляться к убегающим от него горизонтам и никогда не устанет постигать все новые тайны мироздания.

Появившись задолго до нашей эры, философия неизменно сопровождает историю человечества. В книге описывается тот путь, который проделала философская мысль с момента своего зарождения до нашего времени.

Философские учения Древнего Востока

Первой большой исторической эпохой был период Древнего мира. Он включает в себя этапы первобытного общества, Древнего Востока, античности (Древней Греции и Древнего Рима).

Начальной формой познания и объяснения мира стала мифология. Она появилась еще в первобытные времена. Несколько позже возникла религия и еще позже – философия. Строго разграничить эти три формы духовной культуры невозможно. У древних народов мифологические воззрения были тесно связаны с религиозными, а религиозные – с философскими. Наиболее известные религиозно-философские учения были созданы на Востоке.

Мифология. Человек и мироздание едины

Человек современного типа, или человек разумный (Homo sapiens), появился примерно сорок тысяч лет назад. Первые цивилизации возникли приблизительно пять тысяч лет назад. Значит, большая часть человеческой истории приходится на первобытные времена. Мы прекрасно знаем, что пещерные жители охотились и собирали дары природы, хранили огонь и боролись за жизнь. Они не писали книг, не совершали кругосветных путешествий и не делали научно-технических открытий. Но, видя окружающий мир, древнейший человек не мог не задумываться о нем, если был существом разумным, не мог не пытаться объяснить его себе хотя бы в самых общих чертах.

Первобытный человек объяснял окружающее – движение светил по небосводу, смену дня и ночи, разливы рек, вечное обновление природы – с помощью мифов. У него не было опыта, накопленного предыдущими поколениями, так как он первым шел по земле, у него не было книг и учебников, в которых он нашел бы ответы на волнующие его вопросы, не было научных приборов и технических приспособлений, с помощью которых он мог бы исследовать внешний мир и правильно понять его.

Мысленно поставим себя на место первобытных людей: мы ничего не знаем, но хотим узнать, а средств для этого у нас никаких нет, кроме собственных глаз, рук и ног. Допустим, мы стоим посредине Балканского полуострова, идем в одну сторону и видим, что земля кончается и перед нами расстилается бескрайний морской простор до самого горизонта, где небо сходится с водой; идем в противоположную сторону и находим такую же картину. Также мы видим, что солнце выплывает из океана на востоке, медленно путешествует по небу, все освещая, и исчезает в воде на западе, все погружая во тьму, а вместо него над головой – ночное небо, усыпанное мириадами других светил. Что мы скажем по поводу всего этого? Наверное, что Земля – это плоский диск, покоящийся на поверхности бескрайнего океана, который заключен в огромную вращающуюся сферу небесных светил, вечно движущихся в одном направлении, – то в темных глубинах океана, то в светлом пространстве над ним.

Теперь представим себя первобытными охотниками, всю жизнь проводящими в охоте на диких животных. Мы видим на ночном небосводе то тоненький серп луны, то половину ее, то полную луну, иногда небо вообще безлунно, а днем в том же направлении, что и луна ночью, по небесному своду движется солнце. Наверное, мы скажем, что солнце охотится за луной, отхватывая от нее по кусочку, но в какой-то момент луне удается спрятаться от солнца, и тогда она вновь вырастает до полной; солнце замечает это и опять начинает гоняться за ней. У древних египтян, жизнь которых была тесно связана с Нилом, Солнце – это бог Амон-Ра, который плывет по небесной реке в золотой лодке. В античном мире популярнейшим средством передвижения была колесница, и в греческой мифологии Солнце – бог Гелиос, который несется по небу в золотой колеснице, запряженной огненными лошадьми.

А как не сравнить человеческую радость, смех, улыбку, счастье с расцветающей по весне природой, ласковым солнцем, голубым небом и пением птиц и, наоборот, печаль, грусть, тоску и слезы – с увядающей природой, с пустеющими полями, опадающими листьями, серым небом и моросящим осенним дождем? Древние греки считали, что когда-то властитель подземного царства Аид похитил у богини плодородия Деметры прекрасную дочь Персефону и верховный бог Зевс, дабы никому не было обидно, постановил, чтобы Персефона одну часть года проводила с мужем Аидом под землей, а другую – с матерью Деметрой на земле. Когда Персефона уходит к Аиду, Деметра печалится и природа увядает, когда же дочь возвращается, Деметра радуется и все вокруг расцветает.

Как видим, первобытному человеку ничего не оставалось, как объяснить окружающий мир через самого себя, через свои занятия, образ жизни и чувства, сказать себе, что все вокруг такое же, как и он. Человек распространил свои черты на внешний мир, наделил его своими свойствами и качествами. Все вокруг, по его представлениям, так же, как и он, живет, то же самое чувствует и тем же самым занимается. На уровне мифологического сознания человек не только не отделяет себя от мира и не противопоставляет себя ему, он, напротив, сливает себя с миром, а мир – с собой. Такое перенесение человеком своих качеств на все окружающее ученые называют сложным термином антропоморфизм. Это слово происходит от двух греческих терминов: anthropos – человек и morphe – форма, вид. Таким образом, антропоморфизм – наделение человеческими свойствами различных объектов неживой и живой природы. Антропоморфная мифология была первой формой человеческого сознания, первым объяснением мира, первой попыткой понять его.

Источник

Тесты махачкала, 2009 Раздел I. Культурология как наука о культуре

Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мученийМыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Смотреть картинку Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Картинка про Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений. Фото Мыслитель 20 века полагавший что культура возможная причина наших страданий и мучений

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ

ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я
ТЕСТЫ

МАХАЧКАЛА, 2009
Раздел I. Культурология как наука о культуре.
I. Предмет и задачи культурологии
?Культура, противопоставляющая себя традиционной культуре:

?Автор изречения: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом»:

? Вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков:

? Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:

? В чем состоит специфика социокультурного знания:

! носит энциклопедический характер;

! отличается прагматическим характером;

!+ ему присущи ценностные установки;

! характеризуется дидактическими установками?

? Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название культурология:

? Как называется предельно краткое высказывание философского, жизненно-нравственного или художественного наполнения:

? Какой из терминов фиксирует скрытую возможность, способность культуры проявить свою силу:

? Кому из учёных принадлежит утверждение: «Термин культура» служит двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми»:

? Как называется процесс начального формирования этнографических, лингвистических и антропологических особенностей какого-либо народа:

? Назовите термин, охватывающий такую сферу культуры, как право, мораль, нравственные предписания религии, этикет и т.д.:

+ а) культура нормативная;

б) культура предметная;

в) культура общения;

г) культура правовая?

? Как называется направленность, деятельность личности на культурные ценности того или иного общества:

а) культурное образование;

+ б) культурная ориентация;

в) культурное просвещение;

г) культурная сосредоточенность?

? Если кратко определить культурологию, это:

а) филологическая наука;

+ б) интегративное знание;

в) описательная наука;

г) эмпирическое знание?

? Что изучает синергетика? Найдите правильное определение:

а) изменения, происходящие в культуре;

б) содержание общественной жизнедеятельности людей;

в) поклонения неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

+ г) динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах.

1? Кому принадлежит следующее определение культуры: «Культура – это созданная человеком «вторая природа»:

? Кто из известных естествоиспытателей и теоретиков философии определил культуру как механизм переработки природной «сырой» энергии в энергию, потребляемую человеком:

? Когда появился термин «культура» в его современном значении:

? Кому принадлежит следующее определение культуры: «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности:

? Как называется процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей:

а) культурный прогресс;

в) культурологический синтез;

? Как называется пограничная, переходная культура, возникающая на стыке культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур социальных групп:

+ б) маргинальная культура;

г) мозаическая культура?

? В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного (Укажите неправильные варианты):

? Чаадаев считал, что культура как явление основано на:

а) искусстве и религии;

б) науке и нравственности;

+ в) религии и нравственности;

г) науке и искусстве?

? Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т.е. к его культуре:

+ д) всё перечисленное?

? Как называется передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению:

? Кто является автором книги «Первобытное общество», в которой давно одно из первых определений культуры:

? У кого из ниже перечисленных философов культура выступает как реализация Мирового духа:

? Кому из нижеперечисленных ниже теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»:

? Назовите исследователя культуры, отождествляющего понятия «цивилизация» и «культура»:

? Концепция, утверждающая, что культура играет самостоятельную и решающую роль в обществе:

+ а) культурный детерминизм;

б) культурная консервация;

в) культурный парадокс;

г) культурный параллелизм.

? Каким термином в современной гуманистике называют степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека:

а) культура человеческих отношений;

б) культура духовная;

в) культура эстетическая;

? Назовите философа, который высказал мысль о том, что культура может быть представлена только бунтарями, они – «соль земли» и ответственны перед Богом:

? Какое из определений культуры адекватно определению Э.Тайлора:

а) культура – формы поведения, привычные для группы, общности людей, имеющие материальные и нематериальные черты;

б) культура – сотворенная человеком часть окружающей среды;

в) культура – специфический способ мышления, чувствования, поведения;

+ г) культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, а также из способностей и привычек, усвоенных человеком?

? Представители какой отрасли знания рассматривают культурологию как раздел своей науки:

? Кто из известных социологов ХХ в. считал, что культура есть «надприродное» явление:

? Кому из исследователей принадлежит следующее высказывание: «Культурология имеет собственный предмет исследования – содержание общественной жизни»:

? Как называется изучение природы, истории этнографии, материальной культуры, хозяйства района, области, города:

в) история ойкумены;

? Что изучает культурология? Найдите правильный ответ:

а) взаимоотношение культур и цивилизаций;

б) универсальные свойства, характерные для каждой культуры;

в) взаимодействия между культурами внутри одной цивилизации;

г) общее и особенное в культуре цивилизации;

? Как называется совокупность вещественных и личностных элементов культуры, оказывающих влияние на потребности, интересы и ценностные ориентации человека:

а) культурные элементы;

б) культурные средства;

+ г) культурная среда?

? Как называется культура, созданная людьми каменного века:

+ б) первобытная культура;

? Кто из ученых использовал понятие «культура» как необходимую совокупность взаимосвязанных социальных систем:

? Кто выдвинул теорию «осевой культуры»:

? В истории культуры при рассмотрении категории жизни обращают внимание на «три царства жизни». Назовите их:

? Элементами какой культуры являются понятия «оккультизм», «сексуальная культура»:

а) духовная культура;

б) элитарная культура;

+ в) молодежная субкультура;

г) история культуры?

? Процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате их общения – это:

? Какова основная тенденция развития культуры?

а) на основе полного отрицания предшествующей культуры;

б) на основе периодического осуществления культурных революций;

в) на основе тиражирования известных культурных ценностей;

+ г) это противоречивый процесс борьбы нового со старым, прогрессивного и реакционного.

? Укажите субъектов развития культуры:

а) интеллектуальная элита;

б) героические личности;

в) народная душа, коллективные представления;

+ г) народ, трудящиеся, создатели материальных и культурных ценностей?

? Как называется подход, связанный с исследованием культуры, культурных явлений и феноменов в рамках какой-то одной эпохи:

? Кто из культурологов выделил культуру как предмет специального исследования и рассматривал её как сложную систему, состоящую из трех подсистем – технологической, социальной и идеологической:

? Л.Уайт утверждал, что культура состоит из следующих подсистем:

а) середина ХХ столетия;

+ б) последняя треть ХIХ столетия;

в) середина ХIХ столетия;

г) 20-е гг. ХХ столетия?

? Что такое культурология:

а) теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения;

б) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации;

+ в) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры?

? Как связаны между собой культура и цивилизация:

+ а) между культурой и цивилизацией существуют глубокие диалектические связи;

б) связей между ними не существуют, поскольку эти социальные явления автономны;

в) связь между культурой и цивилизацией абсолютна: они тождественны;

г) абсолютность связей между ними проявляется уже в том, что эти понятия являются синонимами.

? Кто из ученых полагает, что культура – возможная причина наших страданий и мучений:

? Как называется культурная позиция, связанная с абсолютизацией роли старшего поколения в культурном процессе:

? Как иронически называют человека, распространяющего культуру, просвещение с чрезмерным усердием, прямолинейностью:

? Как называется право на существование групп социальных меньшинств и готовность господствующей в обществе культуры поддерживать это право:

а) культурное равновесие;

б) плюрализм в культуре;

в) демократический централизм;

? Как называется принцип, согласно которому любой феномен культуры рассматривается через призму материальной выгоды:

? Как называют бездумное заимствование западного образа жизни:

? Кто из немецких социологов понимал культуру как утонченную, исполненную разуму форму жизни:

? Назовите немецкого философа, развившего идею о будущей культуре ведущих народов:

? Найдите правильное определение культурной среды:

а) часть биосферы, оказывающая решающее влияние на человека как социобиологическое существо;

б) часть экологической среды, удовлетворяющая насущные потребности человека;

+ в) часть социальной среды, её ценностные среды, включающая в себя вещественные, социальные и личностные элементы;

г) часть ноосферы, включающая в себя как природные, так и социальные факторы, влияющие на человека.

? О.Шпенглер рассматривал цивилизацию и культуру как:

+ а) антагонистические понятия;

в) понятия взаимодополняющие;

г) понятия тождественные.

? Как называется процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем:

? Кто из немецких культурологов развивал идею об органической целостности национальных культур, вырастающей из природных условий и духовных особенностей конкретно-исторического этноса:

? Как называется концепция и практика незыблемой приверженности «корням и истокам» культуры, обоснование глубинных традиций в противовес современным веяниям и взглядам:

? Что обозначает понятие «альтернативная культура»:

а) культура низших слоев общества;

б) молодежная культура, противостоящая культуре «отцов»;

в) культуры, противостоящие друг другу;

+ г) культурные феномены, возникающие вопреки господствующей в обществе культуре?

? В отечественной мысли культурология как самостоятельная отрасль научного знания:

+ а) существовала в виде философии культуры;

б) существовала в виде этнографии;

в) существовала в виде социологии культуры;

г) не существовала; начала формироваться в конце ХХ в.

? Назовите один из признаков «осевого времени», выделенный К.Ясперсом:

а) появление мировых религий;

б) появление искусства;

в) появление техники;

+ г) возникновение философии.

? Кто из ученых, критерием развития культуры считал уровень гуманизма, достигнутый обществом:

? Когда началось широкое использование понятия «культура»:

? Кто из ученых в своих работах впервые употребил термин «культура»:

? Кто из мыслителей высказал следующую мысль: «Культура поднимает человека из варварского состояния:

? Кто из культурологов является автором следующего определения культуры: «Культура – это специфический и исключительный продукт (жизнедеятельности) людей; их отличительное качество в космосе»:

Тема 2. Основные школы и концепции культурологии
? Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира:

а) культурные аспекты;

б) культурный императив;

в) культурные различия;

+ г) универсалии культурные?

? Как в археологической культуре называется слой земли, который содержит остатки деятельности человека:

? Кто из европейских мыслителей написал работу «Закат Европы»:

? Как называется труд французского мыслителя П.Тейяра де Шардена, в котором развиваются идеи о рефлексии и ноосфере:

а) «Древнее общество»;

+ б) «Феномен человека»;

в) «Первобытное общество»;

? Как называется научное направление, ориентированное на философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего общественного феномена:

+ а) философия культуры;

б) социология культуры;

в) идеология культуры;

г) социодинамика культуры?

? Назовите представителя эволюционной школы в культурологии:

? Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

? Назовите основных представителей культурной антропологии:

? Как называется культура национальной совокупности людей, живущих на определенной территории или её части, окруженной со всех сторон территорией одного или нескольких государств:

а) культура андеграунда;

+ в) культура анклава;

г) культура региона?

? Какой из перечисленных ниже терминов употребляется в культурологи при объяснении некоторых культурных феноменов, происходящих в периоды больших социальных потрясений:

? В рамках какого научного направления проводятся теоретические исследования природы человека и его сущности:

а) физическая антропология;

+ б) философская антропология;

в) социальная антропология;

г) прикладная антропология?

? Как называется фиксируемый общественным сознанием простейший элемент культурного процесса, несущий какой-либо смысл или образ культуры:

а) культурный индивид;

б) культурный человек;

+ в) культурная единица;

г) культурное начало?

? Назовите ученого – создателя аналитической теории культуры:

? Как называется попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации; термин ввел А.Тойнби:

? Назовите ученого, который в своей культурологической концепции все формы культуры выводил из трудовой деятельности человека:

? Кто из ученых отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации:

? Кто из ученых в процессе изучения культур применил «метод пережитков», под которым он понимал «живое свидетельство или памятник прошлого»:

? Кто из ученых подразделял культуры на мужские и женские:

? Кто из ученых был самым известным продолжателем дела З.Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур:

? Как называется период перехода от древних культур к новому философскому мировоззрению:

б) культурная революция;

в) культурный перелом;

? Как древние греки называли праздничную торжественную речь, ставшую в античной поэзии жанром, а в ХVIII в. – восхвалением, литературным или ораторским приемом:

? Кто из известных культурологов и мыслителей противопоставляли понятия «культура» и «цивилизация»:

? Что такое архетипы:

а) типы отношений между природой и обществом;

б) типология религиозных образов;

+ в) прообразы коллективного бессознательного;

г) типы археологической культуры?

? Как называется культурологическое понятие для обозначения однородной по своему составу культуры:

а) культурная гомогенность;

+ б) культурная коммуникация;

в) культурный прогресс;

г) культурная независимость?

? Выберите правильное словосочетание, которым обозначается сохранение тем или иным народом своих исторических традиций:

+ а) культурное наследие;

б) развитие библиотечного дела;

+ в) историческая память;

г) развитие архивного дела.

? Как называется совокупность концепций, утверждающих определяющую роль культуры в развитии общества:

а) культурные догматизм;

б) культурный ренессанс;

+ в) культурный детерминизм;

г) культурный альянс?

? Как называется доминирующий образец культуры:

а) культура маргинальная;

б) культура эзотерическая;

в) культура мышления;

+ г) культура конфигуративная?

? Назовите представителей эволюционной школы в культурологии:

? Английский физик, науковед и писатель Ч.Сноу, автор работы «Две культуры»:

+ а) дает интерпретацию начавшегося процесса слияния гуманитарной и естественно-научной культуры;

б) противопоставляет гуманитарную культуру культуре естественно-научной;

в) говорит о едином мировоззрении «гуманитариев» и «технарей»;

г) считает, что существует как эстетическая, так и техническая культура.

? Кому из мыслителей принадлежит приоритетная идея культурно-исторического круговорота:

? К какому из направлений в культурологии относятся следующие исследователи: К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида:

? Назовите ученого, считающегося среди культурологов основоположником культурной антропологии:

? Кому из культурологов принадлежит приоритет в создании теории «локальных культур»:

? Культурологическая теория сменяющих друг друга локальных цивилизаций разработана:

? Какое из нижеперечисленных исследовательских направлений понимает культуру как адаптацию людей к природному окружению:

? Какой из перечисленных методов рассматривает культуру как знаковую систему:

? Кто из европейских исследователей дал описание конкретных элементов первобытной культуры:

? Кто из нижеперечисленных мыслителей рассматривал государство как главное орудие элиты:

? Какой из типов культуры сциентизм абсолютизировал в обществе:

? Назовите ученого, который выдвинул идею двух культурных типов: матриархального и патриархального (автор известной научной работы «Материнское право»):

? Назовите научную школу, представители которой уподобляли культуру живому организму и предполагали, что культурные живые организмы:

б) структурной антропологии;

? Мыслители, которые предполагали, что социальные процессы, происходящие в различных цивилизациях, аналогичны:

? Какой из методов изучения науки основан на сопоставлении различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры:

? Какая из функций культуры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части:

г) функция социализации?

? Как называется модель культуры, трактующая развитие культуры как сложный колебательный процесс, в котором циклы подъема чередуются с циклами спада:

? Л.Морган выделял следующие ступени развития человечества:

? Какой из методов изучения культуры позволяет вычленить в её развитии устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику:

? Какая из моделей культуры рассматривает её как движение от простого к сложному, от низшего к высшему:

?. Как называется модель развития культуры, которая допускает возможность отклонения в развитии той или иной культуры от магистрального пути цивилизации:

? Какой из перечисленных ниже подходов объясняет культуру, исходя из её общественной природы и организации:

? Символический подход к объяснению феноменологии культуры разрабатывали:

? Как называется совокупность внешних свойств и отношений предмета, принадлежащего к определенному культурно-историческому типу, которые раскрывают его сущность:

а) культурный императив;

б) культурный арсенал;

+ в) культурный феномен;

г) культурный комплекс?

? Какой из нижеперечисленных подходов к объяснению феномена культуры разрабатывали К.Лоренц, З.Фрейд, К.Юнг и др.:

? Общественно-исторический подход к объяснению феномена культуры разрабатывали:

? Какой из ниже перечисленных подходов к объяснению феномена культуры разрабатывали П.Сорокин, Т.Парсонс, Т.Элиот:

? Какой из ниже перечисленных подходов к объяснению феномена культуры разрабатывали Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер:

? Кому из ученых принадлежит идея, что каждый культурный организм в форме цивилизации проходят стадии своего возникновения, расцвета и гибели:

? Кто из зарубежных исследователей обнаружил в истории множество локальных цивилизаций:

? Кто из культурологов утверждал, что к культуре не применимо понятие «прогресс»:

? Как называется доминирование коллективных правил и интересов национальности над индивидуальными (Укажите неправильные варианты):

? К какому из направлений следует отнести следующее понимание культуры: «Культура есть единое целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого»:

? Какое из направлений рассматривает культурное развитие как особую форму социогенеза, обусловленную биологическими причинами:

а) социальная антропология;

в) социальная культурология;

? В какой из культурологических концепций культура мыслится как непрерывный процесс человеческой трудовой деятельности:

г) концепции «русского космизма»?

? Какая из моделей исторического контекста культуры определяется периодизацией: культура первобытного общества, культура народов Древнего мира, средневековая культура, культура эпохи Возрождения и т.д.:

? В какой из школ, исследовавших культуру, было положено начало её научному изучению; именно в ней зародилось представление о культуре как о целостном образовании:

а) франкфуртская школа;

? Назовите основных представителей символической концепции культуры:

? Как называется направление в изучении культур, основной предмет исследований которого – заимствование элементов культуры:

а) синоним культуры;

+ б) деградация, упадок культуры;

в) становление новых элементов культуры;

г) высший уровень, достигаемый развитием культуры.

? Как называется концепция, утверждающая, что человек приближает к себе мир благодаря не познанию, но переживанию его:

+ г) благоговения перед жизнью?

? Как называется концепция и практика незыблемой приверженности «корням и истокам» культуры, обоснование глубинных традиций в противовес современным веяниям и взглядам:

? Как называется в культурологии научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры:

? Как называются замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типы культур:

? Как называется учение о культуре, в котором отрицается закономерность в её развитии и абсолютизируется случайность в культурном процессе:

а) культурный рационализм;

+ в) культурный агностицизм;

? Термин «политическая культура» предложен:

? Кто из культурологов рассматривает культуру как организм, продолжительность жизни которого около 1000 лет и который в своем развитии проходит три цикла: докультурный, культурный и цивилизационный:

? Какой подход к исследованию культуры дал возможность ввести в научный оборот понятие «сублимация»:

? Как называется термин, введенный американским исследователем Э.Хантигтоном для объяснения построения своей гипотезы о грядущем противоборстве цивилизаций Земли:

+ а) столкновение цивилизаций;

б) борьба цивилизаций;

в) война цивилизаций;

г) противостояние цивилизаций?

? Что такое субкультура:

+ а) автономное целостное образование внутри господствующей культуры;

б) самостоятельная культура города;

в) автономное образование внутри официальной культуры;

г) культура одной социальной группы?

? Понятие «осевая культура» было разработано:

? Назовите основных представителей игровой концепции культуры:

? Как называется заимствование данным обществом социальных и культурных форм, возникающих в другой стране или в другую эпоху, приспособление к ним:

? Назовите основных представителей этнологических концепций культуры:

? Назовите основных представителей психоаналитической концепции культуры:

? Назовите основных представителей просветительских концепций культуры:

? О.Шпенглер полагал, что каждая культура в своем развитии проходит несколько этапов. Назовите их:

а) первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический;

б) рождение, кризис, возрождение, расцвет;

+ в) весна, лето, осень, зима;

г) дописьменный, письменный, экранный.

? Кто относится к антропологической школе в культурологии:

Раздел II. Духовная культура общества: основные компоненты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *