Мыслители эпохи просвещения что сделали

Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»

Столетие Просвещения, по словам Иммануила Канта, вывело сознание народных масс «из состояния своего несовершеннолетия» и захватило потоком новых идей и веяний.

Философия, политика, наука и общественные отношения в Европе были радикальным образом пересмотрены в течение всего XVIII века в рамках направления, которое с легкой руки его представителей было названо эпохой Разума или просто Просвещением. Деятели Просвещения не только в Великобритании, Франции, но и по всей Европе поставили под сомнение традиционные ценности и выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований.

Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов, войн и восстаний. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге Просвещение уступило место новому столетию и направлению — романтизму XIX века.

Просвещение: ранний период (1685−1730 годы)

Первыми ласточками эпохи Просвещения в XVII веке стали английские философы Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, французский мыслитель Рене Декарт и ведущие представители натурфилософии эпохи Возрождения Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Исторические корни эпохи восходят к 1680-м годам, когда в Англии свет увидел фундаментальный труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а Джон Локк в 1690 году опубликовал свой «Опыт о человеческом разумении». Эти две работы предоставили научный, математический и философский инструментарий для основополагающих результатов Просвещения.

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Джон Локк. Источник: thoughtco.com

В 1784 году немецкий мыслитель Иммануил Кант в эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» дал определение эпохи следующей фразой: «Дерзайте знать! Имейте мужество использовать свой собственный разум!».

Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путем накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории предоставили мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.

И все же всеохватывающего, единого Просвещения в XVIII столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер от Руссо, Фридрих Великий от Томаса Джефферсона. И все же эти прения и разногласия базировались на общих темах Просвещения — рациональном осмыслении и вере в исторический прогресс.

Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения

Впитавшее в себя идеи и воззрения французских мыслителей, Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона, Дени Дидро, Высокое Просвещение получило характеристику, которая была дана знаковому его произведению, «Философскому словарю» Вольтера, — хаос ясных идей. Труд просветителя, в массе статей критикующий религию и церковь, подвергся осуждению со стороны теологов и властей. «»Философский словарь» — это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом безбожия…», — писал о произведении аббат Шодон. Словарь включили в «Индекс запрещенных книг» и приговорили к сожжению. Однако это только укрепило его популярность. Сочинение стало широко распространяться не только во Франции, но и за ее пределами.

Еще одним знаковым изданием этого периода стала «Энциклопедия» Дени Дидро, в которой ведущие фигуры эпохи объединили свои усилия с целью создания крупнейшего сборника человеческих знаний, проводника новых идей.

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года. Источник: regnum.ru

XVIII столетие стало периодом просвещенных монархов, таких как Фридрих Великий, который, согласно его высказыванию, позволял подданным «рассуждать сколько угодно и о чем угодно, только повиноваться»; и просвещенных революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон, который в своей Декларации независимости отразил философско-правовые воззрения Джона Локка.

Это был век упадка веры и заката влияния церкви. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения последней от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без вмешательства Бога, определяет свой курс. Эпоха Просвещения стала временем расцвета тайных обществ. Франкмасоны, розенкрейцеры, иллюминаты, преследуя цель — «перевернуть мировую духовную систему», предлагали своим членам новую систему морали, общение в братской среде, эзотерические обряды и церемонии. Для распространения просветительских идей были созданы новые интеллектуальные площадки — городские кофейни, аристократические салоны, литературные гостиные.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка новым, но и к массовому террору, который показал всю несовершенность идей Просвещения. И все же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли, феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Взятие Бастилии, 1789 год. Источник: fr. wikipedia.org

XVIII век уступил место веку XIX. Просвещенный рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.

Источник

Эпоха Просвещения

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Содержание

Историческое значение

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть фото Мыслители эпохи просвещения что сделали. Смотреть картинку Мыслители эпохи просвещения что сделали. Картинка про Мыслители эпохи просвещения что сделали. Фото Мыслители эпохи просвещения что сделали

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

Источник

7 великих просветителей Европы

Кратко рассказать о великих просветителях Европы непросто, но мы всё же попробуем. Речь пойдёт о людях, которые своей общественной, литературной и философской деятельностью сумели изменить весь мир! Потому что в основе всего лежат идеи, и именно идеи закладывались в головы людей европейскими просветителями. С чего начинаются любые перемены в обществе, такие, как реформы и революции? Правильно – с идей!

Вольтер

На протяжении всей жизни Вольтер боролся со старым порядком, издавал свои произведения анонимно, печатал их за границей и контрабандой провозил во Францию. Проповедуемые им идеи свободомыслия сделали его, пожалуй, одним из самых великих просветителей Европы. Более того, многие историки отсчитывают конец эпохи Просвещения именно со смерти Вольтера, а Великая Французская революция во многом была вызвана авторитетом его идей.

При жизни он активно занимался правозащитной деятельностью, выступая в защиту несправедливо осуждённых людей. При этом некоторые его взгляды вполне достойны осуждения. Так, Вольтер не стремился ко всеобщему равенству! Напротив, он полагал, что общество должно быть поделено на образованных и богатых, с одной стороны, и на всех остальных, которые должны работать на первую категорию. А ещё он, кстати, был ярым антисемитом.

Шарль де Монтескьё

Этот утончённый дворянин выступал за свободу личности и против деспотизма. Угнетение человека государством Монтескьё полагал недопустимым, и верил, что свободу могут гарантировать лишь законы. Он даже разработал доктрину о разделении власти на исполнительную, судебную и законодательная, которая, кстати, получила распространение почти по всему миру.

Что интересно, то, какими должны быть законы, Монтескьё связывал с климатом каждой конкретной страны. Он утверждал, что от климатических условий зависят потребности населения, которые, в свою очередь, ведут к различию в образе жизни. А образ жизни уже непосредственно влияет на то, какими должны быть законы того или иного общества. Кстати, идеи Монтескьё оказали огромное влияние на составителей первой конституции США, а также на законодательную базу Франции после революции, так что его тоже можно смело включить в список великих просветителей Европы.

Жан-Жак Руссо

В отличие от Вольтера, Руссо выступал за идеи всеобщего равенства. Можно даже сказать, что его идеи были близки коммунистическим (хотя до изобретения самого коммунизма тогда ещё было очень далеко) – он требовал уравнения всех людей в правах, всеобщего избирательного права, а также считал, что закономерным шагом в развитии цивилизованного общества должен стать частичный отказ от частной собственности. Философ не предлагал отказаться от неё полностью, но считал, что люди должны быть уравнены в правах имущественно, то есть, проще говоря, надо «отнять у богатых и раздать бедным».

Свои взгляды на причины социального неравенства и их природу он изложил в трудах «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Руссо утверждал, что власть принадлежит всему народу, а не кучке правителей, и ратовал за возврат к природе. Он верил также, что добиться этого можно законодательным путём.

Дени Дидро

По своим взглядам Дидро был отчасти близок Монтескьё. Он также был противником деспотизма в любом его проявлении, и ратовал за идею всеобщего равенства. При это он был ярым материалистом, отрицавшим популярное тогда учение о дуалистичной природе человека (дух и материя), признавая лишь материю.

Его борьба с притеснениями нашла своё отражение в его литературном творчестве. В своих произведениях Дидро боролся за права незаконнорожденных детей, которые в ту эпоху были серьёзно ограничены в правах из-за своего происхождения. Также он требовал отказа от практики заключения браков детей их родителями, которые мнение этих самых детей во внимание зачастую не принимали.

Жюльен Офре де Ламетри

Этот гениальный врач, как и Дидро, был убеждённым материалистом. Всю жизнь Ламетри в сатирическом ключе высмеивал невежество и злоупотребления. Жизнь у него, кстати, выдалась нелёгкая – его произведения публично сжигались по приговору суда, его преследовала Церковь, ему запрещали публикации. Дошло до того, что Ламетри был вынужден бежать из Франции в Голландию, оставив семью.

Адам Смит

Ещё один материалист, который считал человека основой всего общества. При этом часть идей Смита шла вразрез с идеями Жана-Жака Руссо, другого великого просветителя Европы. В то время как Руссо выступал за имущественное равенство, Смит утверждал, что «система естественной свободы человека» может быть достигнута только благодаря частной собственности. Достойный труд, по его мнению – единственная дорога к финансовому благополучию.

Работы Адама Смита были ограниченно популярны во Франции и Англии, хотя критиков и недоброжелателей у него хватало. А в Испании его труды вообще были запрещены инквизицией, потому то испанский королевский дом пристально следил за Великой Французской революции, опасаясь похожего исхода событий, и, соответственно, настороженно относился к идеям европейских просветителей.

Джон Локк

Этот философ обладал огромным влиянием на современников, и его письма оказали огромное влияние на вышеупомянутых Вольтера и Руссо, хотя у них были и расхождения во взглядах. Локка по праву причисляют к великим просветителям Европы, потому что его идеи легли в основу работ множества других философов, которые, в свою очередь, имели много последователей.

С Руссо его роднили идеи о всеобщем равенстве, а с Монтескьё – убеждённость в необходимости разделения власти. Именно Джон Локк ощутимо повлиял на Войну за независимость США, что отражено даже в американской Декларации независимости. При этом на философские убеждения самого Локка оказало огромное влияние учение Рене Декарта, знаменитого учёного, который создал систему координат, которой до сих пор пользуется весь мир.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.7 / 5. Количество оценок: 33

Источник

Особое место эпохи, охватившей 18 столетие, отразилось в полученных ею эпитетах «Век Разума», «Эпоха Просвещения», «Галантный век».

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, находящейся на стадии становления раннего капитализма. Это мост между поздним средневековьем и «новым временем».

«Просвещение» в основе своей демократично, это культура «для народа» в противовес обособленной дворянской культуре.

Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого, а не узкого круга «избранных». Как любая эпоха, «Век Разума» сформировал свой идеал и стремился к осуществлению его на практике как можно полнее и быстрее.

Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Стоит особняком между долгим периодом Средневековья (6-17 вв) и эпохой «промышленного переворота» (сер.19 в.)

Многие социальные идеи и политические модели пришли в современность именно из второй половины 18 века (демократическая республика, права человека и др.)
Умы просветителей волновали идеи равенства людей, не только перед Богом, что признавали и в средневековье, но и перед законом и перед другими людьми.

Избавление от современных социальных проблем просветители 18 века видели в раскрепощении умов, в распространении образования среди народа.
Неудивительно, что деспотичная власть церкви, ограничивавшая научные изыскания и развитие, защищающая произвол королевской (царской) власти и бесправие народа казалась им враждебной тёмной силой.

Защитники «старого режима» в свою очередь, «обличали» просветителей и их учеников, как «злокозненных масонов», третировали, как «врагов Бога и короля». Обе стороны, по-своему были упрямы и нетерпимы друг к другу, в годы революции во Франции эта психология проявит себя в одинаковой взаимной ненависти и жестокости, «враги нации» (дворяне-роялисты) против разночинцев-республиканцев («врагов Бога и короля»). И это уже отдельная тема.

Благодаря крупным достижениям естественных наук в 18 столетии возникло несколько самоуверенное представление о том, что загадок и тайн для человека в природе больше нет. По мере развития знаний далее, в течение 20 века люди становились в чем-то менее самоуверенными.

Идея победы разума (рассудка, логики) и науки, приоритет инноваций перед старыми традициями, приоритет знаний перед нерассуждающей слепой верой – вот еще один характерный психологический признак этой эпохи.

К сожалению, враждебное отношение к церковной организации философы просветители перенесли на религию в целом, объявив ее «вымыслом древних жрецов для обмана и эксплуатации народов», грубый материализм и атеизм был характерен для «вольтерьянцев».

Но не все просветители были материалистами, Руссо и его сторонники верили в Бога, но эта их внутренняя вера не выражалась в посещении церкви и соблюдении ритуалов и обрядов.

Еще один признак психологии Века Просвещения это исторический оптимизм, вера в возможность изменить человека к лучшему, с помощью качественного воспитания, а также дав миллионам темных и неграмотных людей образование, изменив условия их жизни.

Ориентиром для политических утопий 18 века было «особое» состояние общества, не знающего войн, крупной частной собственности и огромных капиталов, сословно-кастовых различий и барьеров между людьми, общество живущее согласно разуму и совести.
В своих произведениях просветители условно помещали это уникальное общество то к американским индейцам, то к китайцам, то на тихоокеанские острова, изображали человека нового типа, к уровню которого надо стремиться. Но это скорее умозрительный, вымышленный тип общества, не существовавший в реальности нигде и никогда, но к которому нужно стремиться человеку, отвергающему и душой и умом современное ему монархическое общество с его узаконенным неравенством дворян и разночинцев.

Условно эпоха Просвещения началась с английской революции 1689 года и завершилась 100 лет спустя революцией во Франции. В центре внимания просветителей – проблема справедливого переустройства устаревших позднее-феодальных институтов.
На смену средневековой феодальной идеологии «божественного права» королей и идеологии «прирожденного дворянского превосходства» пришло время философов, социологов, экономистов, деятелей культуры и науки.

В философии Просвещение резко выступало против любого рода мистики и метафизики, упрощенно отрицая существование всего, чего нельзя увидеть, пощупать, измерить. Это, конечно, было слишком самонадеянно.
Не знали еще люди 18 века ни о радиации, ни о рентгеновских лучах, воздействие которых человек не воспринимает непосредственно, ни об инфра-красном спектре, в котором глаз человека ничего не видит, ни об ультра-звуке, в диапазоне которого человек ничего не слышит, в отличие от животных.
Только сложные высокоточные приборы помогли человеку 20-21 века и увидеть и услышать и заметить то, что прошло мимо наших органов чувств.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало огромные надежды на магическую силу воспитания.

В области юриспруденции, политики идеи 18 столетия – запрет пыток и зверских видов казней, освобождение человека от унизительных ограничений сословного неравенства, крепостного права, колониального рабства, уважение к человеческой личности независимо от происхождения человека.

Большинство философов просветителей 18 века, деятелей науки и культуры были выходцами из образованного, но незнатного «среднего» класса. Разночинцы играли решающую роль и в экономике предреволюционной Франции, но и при этом были неравноправны с представителями дворянства.

Движение Просвещения 18 столетия было в значительной степени и антимонархическим и антицерковным, направляясь против засилья церкви к светском обществе, мешающего распространению знаний в толще народа. К тому же, церковь всегда жестко выступала на стороне монархии против демократизации.

Философы представляли собой идейно монолитную группу людей, уже к 1770 году активно влияющую на формирование общественного мнения, не быть «либералом» и «свободомыслящим» в 18 веке означало открыто расписаться в невежестве, косности и мракобесии, поэтому даже дворянство и немалое количество священников были хорошо знакомы с сочинениями Вольтера, Руссо, Дидро, д,Аламбера и прочих.

Это была своеобразная моральная победа над идеологией «старого режима». Идеологическую войну «старый режим» проиграл почти без боя, ему нечего было предложить народу, кроме обещаний вечного бесправия, кроме обоснования дворянских привилегий их «умственным и физическим превосходством» над народом и кого же привлечет этот дикий социальный «расизм», кто станет умирать, защищая свой ошейник и барские привилегии?

Сторонники «новых идей» объединялись в дореволюционной Франции в своеобразные кружки по интересам, рассеянные во всей стране и связанные тесной перепиской. Большинство будущих участников Революции состояло в таких кружках, которые и будут преобразованы из философских и литературных в политические клубы во второй половине 1780-х. Это будущая сеть якобинских обществ Франции 1790-х.

Философия Просвещения была своеобразной подготовкой умов, обучением масс новым идеям и эти ученики к концу 1780-х «подросли» и уже не желали быть «верноподданными рабами короля», они видели себя равноправными гражданами новой Франции. Новым идеям горячо сочувствовало большинство французов, как среди образованных людей, так и среди самых простых.

Революции, как мощные и организованные общественно-политические движения национального масштаба всегда имеют шансы на успех в отличие от стихийных крестьянских бунтов, легко и жестоко подавлявшихся веками.
Революции всегда начинаются в умах и в мировоззрении определенной части образованных людей и лишь позднее распространяются среди масс, распространяются намеренно. Образованное меньшинство становится мозгом будущего движения, но, без народа эти «вожди», что генералы без армии.Но и народ без них, что бойцы без командира.

На раннем этапе часть привилегированных, в своих целях, любят заигрывать с «новыми идеями», изображать из себя «либералов», одни рвутся к власти, другим просто нравится эпатировать, возмущать «собратьев по классу».
Но по мере углубления Революции эти салонные лже-либералы отшатываются от нее и занимают резко враждебную позицию. Что и произошло с Мирабо, с генералом Лафайеттом.

Как в России завязка революционных событий не в 1917 и даже не в 1905 году, так и во Франции завязка грандиозных событий лежит не в 1789, а лет так на 15-20 ранее.

Старый режим был обречен, он защищал только интересы королевской династии и аристократов и ничего не гарантировал 95% населения страны.
Монархисты-либералы, конституционалисты смогли привлечь на свою сторону еще часть крупных собственников-буржуа, но и они оставили за бортом интересы 80-85% французов.

Поколение французских революционеров, рожденных в середине 18 столетия (1750-е-1760-е гг.), выросло на последнем завершающем этапе эпохи Просвещения, когда период политического воспитания масс был в основном закончен, началось время активных действий.

Публицистика Марата и особенно Робеспьера логически завершили труд Руссо «Общественный договор», просветители оставались теоретиками, якобинцам предстояло переосмыслить, дополнить прямо по ходу событий и осуществлять на практике их планы.

Жизнь сложнее любых кабинетных теорий и не их вина, что «молочных рек с кисельными берегами, мира хищников и травоядных» не вышло. Руссо ярко живописал некое совершенное общество будущего, но он ничего не написал о бешеном сопротивлении дворян-сторонников старого режима, об анти-французской коалиции и интервенции, о гражданской войне и прочем.

Просвещение имело свои национальные различия в разных странах.
В России с неграмотным крепостным большинством роль просветителей играли либеральные единицы из дворян и разночинцев, составлявших менее 10% жителей империи. В силу тотальной неграмотности народ был отрезан от «плодов просвещения» и жил своей, обособленной жизнью и отдельной от дворянства культурой. Это было характерно для России не только в 18-м, но и в следующей 19-м столетии. Российское Просвещение никогда не носило выраженного анти-религиозного характера.

Никакого подобия национального единства не было в сословно-кастовом монархическом обществе, было два разных «общества», словно два племени внутри страны – мир аристократических дворцов и салонов и вся остальная страна.

И только первой категории в ее ослеплении роскошью и властью могло казаться, что в стране все тихо и лучезарно, все довольны своим положением.

Руссо, Вольтер, Дидро и другие деятели французского Просвещения были «разночинцами», выходцами из народа, их имена будут помнить веками, но кто помнит их современников из знати, этих надменных герцогов и маркизов, мнивших себя «элитой и сливками общества»?

Но исчезни эти пятьдесят или сто тысяч привилегированных с лица земли и в стране (Россия, Франция или другая страна) ровно ничего бы не изменилось, но если бы исчезли люди труда, науки или культуры, потери для нации оказались бы невосполнимые.
«Элита». Господа, не всё, что плавает на поверхности, является сливками

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *