Мыслители эпохи возрождения считали что судьба человека определяется
Реферат: Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения
Название: Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат Добавлен 00:38:26 18 сентября 2010 Похожие работы Просмотров: 6738 Комментариев: 19 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать | |||||||
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 29.09.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по социологии на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Распад древнего общества в Европе и формирование новой системы социальных отношений, нового мировоззрения и образа жизни представляют собой уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социального знания. В условиях рабства человек был полностью зависим от природы и государства. Мировоззрение вписывается в рамки фатализма, судьбы Бога.
Христианство по-новому поставило проблему индивидуальной свободы вообще и проблему религиозной свободы в частности. Проблема социальной свободы, которая остро стояла в рабовладельческом обществе, в христианском понимании ставится в самом широком смысле как проблема равенства всех людей перед Богом и между собой, созданная по образу Бога.
Теософия Августина Блаженного
Социологический интерес представляет попытка в христианской литературе создать общую социологическую концепцию философии истории, основанную на принципе развития человечества на религиозных верованиях, на понимании того, что все от Бога есть власть, государство и т. д. разумный человек стремится к Богу, к духовному началу.
Социальные учения в эпоху Возрождения
Человеческие потребности, потребности, интересы, человеческое стремление к чувствам и радостям считаются естественными. Гуманисты считали ненормальный, а не естественный теизм, проповедуемый церковью, то есть существование личного бога как сверхъестественного существа с разумом и волей, которое таинственным образом воздействует на все материальные и духовные процессы, личность и общественную жизнь людей, проповедуя отрешенность от чувственности. Если человеку даны его чувственные потребности самой природой, то, очевидно, они одинаковы для всех и служат основой для равных отношений.
Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Признание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и социального положения, направлено против неравенства феодального класса. Гуманисты видели идеал в единстве природы и человека, искали гармонию такого единства, отстаивали необходимость восприятия человеком всех радостей земного существования, выступали за признание достоинства личности, проповедовали культ познания, образование, духовность и работа. Гуманисты стремятся увидеть активную сторону человеческой истории, пытаясь проникнуть в естественную сущность исторических явлений, вытесняя мистику.
Выдающийся ренессансный и гуманистический историк Леонардо Бруни (настоящее имя Артино) (1370-1444), основатель гуманистической историографии, в работах Данте, Жизнь Петраки, История Флоринтийского народа и Заметки о событиях моего времени ищет пути раскрытия сущности исторических явлений и событий, определяя их место в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди создают историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого человека. В исторической речи флоринцев против Медичи за установление республиканского строя в Италии Леонардо Бруни увидел свидетельство того, что гражданские свободы являются серьезным фактором в историческом процессе, и выступил в качестве идеолога гражданских свобод для жителей свободных городов Италии, в котором возникли начала капиталистических отношений.
Одним из достоинств мыслителей эпохи Возрождения является очистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики и т. д., подготовка почвы для политического и правового мировоззрения. Они полагали, что основой всеобъемлющего правового мировоззрения было положение о том, что божественный закон заменяется человеческим законом, а государство заменяет церковь в сознании людей. Для правового мировоззрения идея равенства всех перед законом, естественным правом и договорным происхождением государства является обязательной. Возрождение в Италии отличалось сочетанием гуманизма и реформаторского движения, пересмотром идеи господства церкви в обществе, в мире. Стремление понять истинную цель человека в обществе, мире, раскрыть его свободу и творческие силы неизбежно привело к столкновению с традициями восприятия христианства. Мыслители позднего Ренессанса Селио Секондо Курпоне, Цвигли и Кальвин, Марселий Падунский и другие решительно критиковали римский орден, отвергали церковную иерархию и осуждали деятельность папской церкви.
Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
С XV века в европейских странах начинается бурное развитие капиталистических отношений. В больших странах: Италии, Англии, Франции, Германии и других странах они пришли к выводу, что радикальная революция в социальной системе, основанная на общественной собственности, социальной справедливости и равенстве всех трудящихся, стала неизбежной необходимостью. Поиск социальных идеалов и рациональных, эффективных форм правления, способных обеспечить всеобщие выгоды, осуществлялся по-разному.
Конечно, прогрессивные мыслители, восходящие к 16 веку. они видели недовольство ремесленников, наемных рабочих и фермеров пороками, порожденными капиталистическими отношениями, и отражали недовольство в социальных отношениях. Но незрелые на ранних стадиях капиталистических и общественных отношений незрелые имущественные отношения соответствовали незрелым теориям, часто утопическим.
Во времена Ренессанса Томас Мор и Томмазо Кампанелла начали развивать теорию общества. Позже они стремятся осуществить разработку общественно-политических учений об обществе справедливости Мелье, Морелли, Мабли и других. Но самая большая заслуга Томаса Мора в том, что ему удалось в начале XVI века. подняться от коммунистической структуры общества и потребления коммунистической организации производства, поставить в центр внимания вопрос о собственности на средства производства.
Именно это является проявлением исторической специфики общественной мысли, которая имела вполне определенные корни в социальной структуре, в развитии социальных и политических отношений и отражала, хотя и через час, в абстрактной форме, настроение пролетариата. Первые коммунистические утопии являются своеобразным отражением процесса формирования феодальных отношений капиталистического общества, выражением настроения совсем не эксплуатируемого, а именно пролетариата. Социалистические идеи характеризуются социальным идеалом, заключающимся в осуждении частной собственности, возвышении общественной собственности и обязанности труда для всех. Впервые всесторонне продуманную картину справедливого общества создал Томас Мор в своей книге «Утопия».
Учения социалистов эпохи Возрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство как естественное общество людей, созданное для защиты их интересов, жизни и т. д., ивыводили из его сущности естественные законы разума и опыта, видели политический идеал в обществе без частной собственности, построенном на основе демократии, с самым широким участием трудящихся в управлении делами общества и государства. Конечно, во взглядах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других есть еще много наивных, утопистов. Они смешали закон с моралью, проповедовали грубый эгалитаризм, аскетизм и т. д. но их работы отражают мечты людей о справедливом гуманистическом обществе.
Становление элементов социологического знания
Формирование элементов социологического знания В эпоху Возрождения и Реформации, а затем и в Европе, одновременно с распространением гуманизма и появлением различных демократических движений, возникают и формируются теории и различные политические учения. XVI век характеризуется глубоким кризисом, началом конца ренессансного гуманизма. Мечты гуманистов о скором наступлении «золотого века» столкнулись с реальностью постоянных войн, конфронтаций, укрепления центральной феодальной власти, расширения иностранных вторжений и т. д. в раздробленной Италии не было никакой силы, способной на создание национальной монархии, как это произошло во Франции, Англии и других европейских странах.
Рационалистические концепции в политической социологии
В концепции происхождения государства Фрэнсис Бэкон стоял на позициях мыслителей от Макиавелли до Гегеля, который стремился очистить понятие государства и права от шелухи мистики, догматов богословия и различать истины науки от взглядов религии. И если в юридических аргументах Бэкон открыто ссылался на то, что короли управляют государством по воле Бога, то в действительности суть его концепции несколько иная. Он не сохраняет средневековую идею божественного проявления государства и права. Бэкон утверждает, что обращение к источникам права, обращение к Богу, имеет смысл, если Бог отождествлен с естественным законом или естественной причиной.
Основы права, согласно Бэкону, таковы: людей объединяет справедливость, а это означает, что вы не делаете другого, чего сами не хотите. Это принцип буржуазного права. В условиях феодализма общество производителей товаров признавало периодическое равенство всех перед законом. И если, подумал Фрэнсис Бэкон, кто-то совершает несправедливость ради собственной выгоды, другие видят опасность для всех, объединяются и принимают законы для защиты от несправедливости. Согласно Бэкону, национальная законность проявляется не только в подавлении феодального беззакония королевской властью, в подчинении судей, ограничивает власть короля и т. д. Фрэнсис Бэкон заявляет, что на первом месте стоит не король, а, прежде всего, правда. и, исходя из гуманных природных основ, игнорировал классовую природу государства и права.
Заключение
Выступая как сторонник «золотой середины», Жан Боден считает, что различия в климате севера и юга уравновешены умеренной зоной, которая отвечает психологическим характеристикам народов, живущих здесь, и формам их деятельности. Жители севера физически сильны, жестоки, бедны, в основном они занимаются ремеслом, в то время как народы юга малы, физически слабы, духовны, хитры, замкнуты, скупы или экономны и т. д.
Умеренный климатический пояс: Греция, Италия, Франция, Верхняя Германия характеризуются тем, что здесь люди физически сильные, смелые, разумные и умеренные, мудрые, простые в отношениях, ищут общения и т. д. упрямство южного жителя соответствует легковерности » Скифский «, в то время как жители умеренной зоны характеризуются твердостью.
В процессе критики богословия доктрина права и государства была изолирована в самостоятельной науке. Начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и других мыслителей, не говоря уже о более ранних, теоретическое рассмотрение политики свободно от морали. В XVI в. это было все еще главным образом о преодолении религиозного и церковного отчуждения.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Философия Ренессанса
В XIV веке в Европе начинаются большие социальные изменения, которые связаны с разложением феодального общества и появлением новых политических, экономических и культурных тенденций. Стремительное развитие ремесел, торговли, появление первых мануфактур, рост городов способствовали экономическому подъему европейских государств. Этот процесс сопровождался укреплением светской власти – королевских монархий. Под влиянием общих социальных изменений в философии усиливались антисхоластические настроения. Все это объективно стимулировало секуляризацию – освобождение от господства религии и церковной идеологии. Церковь и феодальные отношения в этот период превращаются в препятствия на пути исторического развития общества. Поэтому вся идеология Возрождения приобретает явно антифеодальный характер.
Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда получила свое название и эта эпоха – Возрождение (Ренессанс). Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своем первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа – Средневековья – оказалось слишком значительным.
В философии на первый план в этом время выходит учение Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, эпикурейцев и стоиков. Центр философской мысли в эпоху Ренессанса смещается от бога к человеку. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антропоцентризм. В отличие от средних веков, когда философия развивалась в содружестве с религией, в период Возрождения она сотрудничает с гуманитарным знанием и искусством.
Ранний период Возрождения (XIV век) характеризуется возникновением тенденций развития нового типа культуры и новых философских взглядов. В период расцвета (XV-XVI века) итальянское Возрождение достигает своего апогея и становится общеевропейским явлением. Закат философии Возрождения (начало XVII века) связан с развитием философии Нового времени.
Утверждение антропоцентризма в европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов.
Основоположником движения гуманистов считается Данте, который в своих произведениях интересуется человеком больше чем Богом. Человек, утверждает он, есть «величайшее чудо». Таким образом, гуманисты вносят в понимание человека новое антропоцентрическое начало.
Во-первых, реабилитируется природное начало человека. Все телесное и чувственное, считавшееся в средние века греховным, теперь воспринимается в качестве естественного и неотъемлемого аспекта человеческой сущности. Эпикурейское отношение к жизни, точнее ее гедонистический аспект, стремление к чувственным удовольствиям, оказывается весьма созвучным мировосприятию Возрождения. Закономерно, что теперь земная жизнь со всеми ее благами начинается цениться если не больше, то уж ни как не меньше небесной.
Во-вторых, переосмысливается место человека в мире и предопределенность его судьбы. Не бог, не звезды, утверждает Пико, а сам человек, благодаря дарованной свободной воле, решает свою судьбу. Философ подчеркивает, что философ является господином как внешней, так и внутренней, т.е. своей собственной, природы. Если он возвышается над ней, значит он возвышается и над небесами. В формировании подобных умонастроений талантливого графа Пико не последнюю роль сыграли изотерические каббалистические трактаты, к которым он относился с большим почтением.
В-третьих, не смотря на реабилитацию природного начала, гуманисты не отрывают человека от Бога, а, наоборот, сближают их. Происходит обожествление человека как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром.
При этом существенно изменяется отношение к деятельности. Для средневекового мышления труд есть проклятие, кара за грехи, а искупление грехов трудовым способом, воспринималось как благо. Но при этом в нем все таки оставалось что-то подневольное. Кроме того, не труд (производительный, творческий, интеллектуальный) считался высшей формой человеческой деятельности, а религиозное деяние (молитва, отправление обрядов, изучение Библии).
Возрождение меняет систему ценностей. Труд постепенно перестает восприниматься в качестве проклятия. Особое значение приобретает творческая деятельность, в которой человек, подобно Богу, создает нечто новое, эстетически прекрасное. Человек – творец, художник в самом широком смысле этого слова, становится объектом внимания и даже поклонения.
Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании, как высшее невообразимое совершенство Бога, а в земном, чисто человеческом ее понимании. Символом искусства Возрождения становится Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное.
Обожествление человека объективно способствовало возвышению достоинства личности. Сословные различия и родовые титулы значительно теряют свое решающее значение. Личные способности и достижения приобретают все более существенный вес.
Таким образом, Возрождение привнесло в философию: реабилитацию природного начала в человеке, переосмысление его места в мире и его обожествление.
Но только в мистическом пантеизме Бёме убеждение в реальности такого преображения звучит недвусмысленно: «Если ты живешь свято, то ты сам Бог».
Как было отмечено выше, философия Возрождения приобретает антисхоластический характер. Но это вовсе не означает, что она полностью отказывается от самой идеи Бога. Атеизм в европейской философии появится несколько позже – в период Нового времени. Пока же происходит переосмысление господствовавшего теистического понимания Бога. Оно заключается в распространении пантеизма («всебожия») – представление о Боге, в котором Бог и Природа рассматриваются как единое целое. Бог понимается как особая духовная сила (энергия), пронизывающая Мир в каждой его частице. При этом Бог рассматривается не как надприродная Абсолютная Личность, а в качестве особого духовного начала, которое пронизывает и одухотворяет природу. Таким образом, Природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.
Пантеизм возник задолго до Ренессанса. В некоторых своих разновидностях он проявлялся в учениях восточных и античных философов, а позже – в раннем гностическом христианстве. Адепты Сокровенной Мудрости утверждали, что посвященные в тайные учения никогда, со времен седой древности, не очеловечивали Бога, а понимали его исключительно абстрактно – как некую активную духовную силу, всеобщий закон, являющийся источником и основанием всякого бытия. В Средние века церковное богословие не разделяло это понимание божественного начала, однако, в период Ренессанса, благодаря влиянию изотерических учений, оно проявилось вновь, но уже достаточно открыто и широко.
Ренессансный пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Бёме) природа растворяется в Боге. Причем, Бёме подчеркивает, что Бог не только в природе, но и выше природы, т.к. в нем прибывает все. В натуралистической версии (Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как движущая сила в самих природных вещах.
Если первый этап эпохи Возрождения был связан с расцветом гуманизма, представители которого природой интересовались мало, то второй ее этап отличается бурным развитием натурфилософии (философии природы) и естествознания.
Осмысление абстрактного принципа совпадения противоположностей имело далеко идущие последствия как непосредственно в философии, так и в науке в целом. Прежде всего, он указывал на относительность фундаментальной аксиомы здравого смысла и традиционной логики – запрета на объединение противоположностей (или «да», или «нет»; и «да», и «нет» – невозможно). Но оказалось возможно. Позже, в XIX веке наука это обоснует.
Изучая философские взгляды Кузанского, анализируя астрономические наблюдения, Коперник приходит к пониманию ошибочности церковного геоцентрического (птолемеевского) представления о мироздании. Он разрабатывает новую картину мира, основываясь на принципе относительности Кузанского, дополняя ее новыми постулатами: «Мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности», «Сфера неподвижных звезд находится в покое, а все остальные небесные тела имеют круговое вращение». По утверждению Коперника Земля тоже вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. При этом он допускал, что могут быть и другие центры вращения. Причину вращения небесных тел, он видел в их собственной природе и считал, что внешние источники для их движения не нужны.
Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Возрождения не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях знания, теологические доктрины вытесняются новыми теориями на основе реальных земных интересов человека и насущных потребностей общества.
На рубеже XV-XVI века Италия представляла собой пёстрое образование из разобщённых городов-республик. Раздробленность, сопутствовавшие ей вражда и борьба за власть, препятствовали культурному экономическому развитию нации. Общество нуждалось в политической централизации. Эта объективная потребность стимулировала появление политических учений, обосновывавших идею сильной центральной власти.
Макиавелли в своей социально-философской теории выдвигает идею «нового государя», который призван объединить Италию и освободить ее от влияния церкви. Макиавелли представлял себе «нового государя» сильного как лев, хитрого как лисица, стремящегося к добру, но при необходимости и не избегающего жестокости, руководствующегося не религиозной моралью, а практическими жизненными интересами. Позже политику такого рода определят формулой: «Цель оправдывает средства» и она войдет в историю под названием «макиавеллизм».
Исключая Бога из общественной жизни и политики, Макиавелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естественной необходимостью. Именно она властвует над человеком, но это не значит, что свободная воля людей теряет свое значение. Идею государственного абсолютизма – но уже по отношению к Франции – вслед за Макиавелли продолжал развивать Боден. Светская политическая власть ставится им выше религиозной, по его мнению, она должна принадлежать монарху, который обеспечивает право, свободу совести и суверенитет государства.
В отличие от Макиавелли и Бодена, социально-философская мысль Мора и Кампанеллы была направлена на решение не столько текущих социально-политических проблем, сколько на разработку модели идеального общества. Поэтому их называют основателями теории социального утопизма.
В своей книге «Утопия» Томас Мор выступает с резкой критикой современного английского общества и описывает жизнь на вымышленном им острове Утопия. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределение его продуктов, а также общественная собственность на средства производства. В своей работе он выступает против частной собственности, в которой видит одну из важнейших причин социального неравенства и бедствий народа.
Подобные идеи развиваются и Кампанеллой, который в своей книге «Город Солнца» показывает реализованное идеальное общественное устройство, в каком-то смысле Царство Божие на Земле. Основано оно на общественной собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жрецаправителя, именуемого Метафизиком или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца Кампанеллы во многом напоминает идеальное государства Платона.
Иной взгляд на социальное устройство общества высказал Гроций в своей идеи «естественного права». Будучи сторонником двойственной истины, он, не отвергая полностью божественное право, выдвигает вместе с тем и право человеческое, в рамках которого все вопросы решаются с помощью разума. Позитивное значение такого подхода сказалось в преодолении правовой монополии церкви. Человеческое право, согласно Гроцию, охватывает естественное и гражданское право.
Преодолевая вначале представление о дуализме человеческой природы на первом этапе Возрождения, более поздние ренессансные мыслители приходят к ее полному оправданию. При этом основополагающими критериями оценки человека они считали добро и зло. Поэтому такое большое значение придавалось «моральной философии» – этике, политике, экономике, а также истории, педагогике, риторике и поэзии, т.е. тем наукам, которые по убеждению гуманистов, формирую душу человека, а также способствуют совершенствованию общества в целом, укрепляют связи между людьми.
Введение в философию: Учебник для ВУЗов /под ред. Н.Т. Фролова. М., 1999.
История философии: Запад – Россия – Восток, в 4 кн. /под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.
История философии в кратком изложении. М., 2001.
История философии и вопросы культуры. М., 1995.
Антология мировой философии /Под ред. В.В. Соколова. М., 2000.
- На что ловить плотву на реке
- Мумие алтайское что это такое