Мюзикл что это такое
Какими бывают мюзиклы и с чего начать знакомство с жанром? Семь типов — от любовной классики до инфернального Петербурга
Мюзикл принято считать легким жанром. До конца 1930-х он действительно развивался в этом направлении, но с выходом «Плавучего театра» — номинанта Венецианского кинофестиваля, вошедшего в топ-100 лучших мюзиклов за 100 лет — стало понятно, что он может быть актуальным и серьезным.
Среди сюжетов мюзиклов встречаются шекспировские трагедии и романы Толстого, биографии звезд и политиков, среди тем — расовые предрассудки, проблемы взросления, семейные отношения, потеря близких, войны.
Какими вообще бывают мюзиклы и с каких постановок стоит начать знакомство с жанром? Режиссер Алексей Франдетти, автор российской премьеры «Суини Тодда» и новой версии «Джекилла и Хайда», рассказывает для «Бумаги» о семи типах мюзиклов — от любовной классики до инфернальных историй из Петербурга. В июне Франдетти выпускает в «Приюте комедианта» камерный мюзикл «Дорогой мистер Смит».
«Бумага» — информационный партнер премьеры мюзикла «Дорогой мистер Смит» в «Приюте комедианта». Первые показы спектакля пройдут 4, 5 и 6 июня
Инфернальный Петербург
Десять лет назад в Петербурге родилось целое направление российского мюзикла. Череда кроваво-сексуальных спектаклей началась с «Бала вампиров» в Театре музыкальной комедии. В дальнейшем главными героями постановок становились внутренние демоны Евгения Онегина, булгаковской Маргариты или набоковской Лолиты.
Алексей Франдетти
режиссер мюзиклов
— Не назову себя фанатом «Мастера и Маргариты», «Демона Онегина» и остальных в ЛДМ, но у этих спектаклей есть одна особенность, которая заслуживает уважения, — это настойчивость, с которой создатели делают то, что они хотят, и исключительно на собственные, не государственные деньги.
Что посмотреть
Любой спектакль ЛДМ
Истории любви
Все мюзиклы — о любви. К женщине, мужчине, своему делу, Родине, деньгам. От «Вестсайдской истории» Бернстайна (которая совсем скоро выйдет в новой киноверсии Спилберга) до недооцененного мюзикла с говорящим названием «Аспекты любви» Ллойда Уэббера (шоу исследует и мимолетное увлечение, и отношения в браке, и любовь родителей и детей). Одной из самых захватывающих историй любви в мюзиклах Франдетти называет «Пробуждение весны», которую в начале ХХ века впервые в стране, в Петербурге, ставил Всеволод Мейерхольд.
В начале июня Франдетти представит в петербургском «Приюте комедианта» российскую премьеру мюзикла «Дорогой мистер Смит», по духу напоминающего «Джейн Эйр» и сериал «Аббатство Даунтон». В основу мюзикла на двух артистов лег эпистолярный роман — подборка посланий юной Джуди Эббот своему тайному попечителю, который спас ее от нищеты и дал шанс стать успешной писательницей.
— Уникальна форма этого спектакля: камерных мюзиклов очень мало. С одной стороны, именно это дает нам возможность рассматривать зарождение любви под микроскопом. С другой, такой мюзикл возможен только с мощными исполнителями, потому что кроме них нам «нечем прикрыться», мастерство артистов — это главный трюк и козырь. Хотя в нашем случае мы еще объединяем красивую ретро-картинку с современными технологиями — прямым взаимодействием с видео.
Что посмотреть
«Дорогой мистер Смит»
Криминальный сюжет
Это второй по популярности сюжет мюзиклов. Истории преступлений приходят на сцену из самых разных источников: классических детективов, например новеллы Диккенса «Тайна Эдвина Друда»; из нуара — «Город ангелов» Сая Коулмана получил сразу шесть премий «Тони»; даже из реальной жизни — например, «Убийцы» Стивена Сондхайма рассказывают об убийцах президентов США.
Но самый известный пример криминального мюзикла — «Чикаго». Он рассказывает историю сразу восьми убийств. Мюзикл занимает особенное место в российском прокате: это единственный пример высококлассного дубляжа. Киноверсия мюзикла вышла почти сразу после российской театральной премьеры: у прокатчиков был наработанный материал, они серьезно вложились в перевод и с помощью этого значительно расширили аудиторию фильма.
— Криминальный сюжет популярен, потому что работает как манок для зрителя — есть что-то в нашей природе, что тянет нас к темным началам. При этом криминальный мюзикл — это не всегда про бульварную историю убийства. Спектакль часто сосредоточен на сложном драматическом персонаже. Яркий пример — спектакль, который с успехом прошел в Лондоне и с треском провалился на Бродвее — «Американский психопат». Но еще более сложная история убийцы — это «Суини Тодд» или «Кабаре», где сначала история разворачивается как комедия, а после проваливается в мощнейшую драму.
Что посмотреть
Основано на реальных событиях
Часто мюзиклы посвящены выдающимся людям. И не обязательно музыкантам, как в «Мемфисе» Дэвида Брайана (клавишника группы Bon Jovi) о первом белом ди-джее, игравшем черную музыку. Есть шоу об артистах — от мюзиклов про Чарли Чаплина до автобиографии королевы бурлеска «Джипси» Розы Ли. Мюзиклы рассказывают о политиках — супер-хит «Гамильтон» Лина-Мануэля Миранды, ради которого туристы летят за океан, рассказывает о жизни американского госслужащего XIX века, а «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера — о биографии первой леди Аргентины.
— Если в «Кордебалете» текст рифмуют, то есть всё же используют художественные приемы, то в «Лондон-роуд» — чистая докудрама. Это история об очередном Джеке-потрошителе, который убивает женщин в районе британского Третьего кольца. Материал спектакля — это показания свидетелей. Я бы посоветовал посмотреть киноверсию с Оливией Колман и Томом Харди.
Что посмотреть
Библейский сюжет
Казалось бы, где блеск Бродвея, а где притчевые сюжеты. Но мюзиклы берут за основу бестселлеры, «а что такое Библия, если не главный бестселлер человечества», — рассуждает Франдетти. «На самом деле мюзикл наследует опере, которая первой начала заимствовать религиозные сюжеты, — объясняет режиссер. — Только музыкальные жанры могут реализовать размах и масштаб, необходимый для этих историй».
Чаще других к работе с религиозным материалом обращается Стивен Шварц — автор диснеевского хита «Принц Египта» о Моисее и мюзикла «Слово Божье», а также автор текста «Мессы» на музыку Леонарда Бернстайна и музыки «Детей Эдема». На втором месте — автор текстов песен Тим Райс, соавтор Ллойда Уэббера в самой известной постановке по Библии «Иисус Христос — супер-звезда».
— Это классика, волшебная и великая музыка. Пример мюзикла, который делает вокал. Его невозможно вывезти на одном актерском обаянии, поэтому и примеров удачного исполнения не так много.
Что посмотреть
«Иисус Христос — супер-звезда»
Американская мечта
Самый американский жанр не может обойтись без воплощения на сцене американской мечты: ты можешь всё — нужно только захотеть по-настоящему. С первых постановок герои мюзиклов США «переизобретают себя», становятся сильнее, стремясь к мечте. И до сих пор обретают счастье, раскрывая свой потенциал и творческие способности. Лучший пример такого мюзикла — «Билли Элиот» на музыку Элтона Джона.
— Когда я увидел этот спектакль, мне захотелось уйти из театра, потому что на сцене стояли маленькие убийцы моей профессии. Они гораздо круче меня пели, танцевали, играли. И существовали еще в пяти составах! Я понимал, что это такой «вышак», до которого наша страна не дотянется. Прошло десять лет. И начали появляться дети, с которыми можно поставить этот спектакль. Их не так много, но всё же. Другое дело, что этот мюзикл никогда не выйдет в России из-за темы и отдельных сцен. По крайней мере пока мальчик в платье у нас не сможет появиться в театре.
Что посмотреть
Концептуальный мюзикл
Концептуальный мюзикл зачастую не рассказывает конкретную историю. Его ядро — это определенная идея или концепция. Например, в «Компании» Сондхайма на сцене появляются пять семейных пар из Нью-Йорка и их друг-холостяк. Всё шоу — это не связанные друг с другом сцены из жизни и обрывки диалогов, через которые автор разбирается, что такое отношения.
Прямо сейчас можно увидеть мюзикл Стивена Шварца «Пиппин». Легендарный режиссер и хореограф Боб Фосси придал ему форму спектакля в спектакле. Герои мюзикла, странствующие средневековые комедианты, разыгрывают историю о сыне короля франков Карла Великого. В ней одержимый поисками славы и своего места в жизни принц Пиппин, нарочно подгоняемый и искушаемый Ведущим артистом, который постоянно вмешивается в действие, проходит испытания тщеславием, войной, властью и праздностью.
— Существуют мюзиклы, к которым надо готовиться. Концептуальный мюзикл появился в 1973 году, когда состоялась премьера «Кабаре». Жанр перестал быть развлечением и превратился в сложносочиненный спектакль. Лучшие примеры этого типа — «Воскресенье в парке с Джорджем» Сондхайма (как и все его спектакли), «Прелюдии» — фантазия на тему того, что видел Рахманинов, когда его с помощью гипноза лечили от депрессии. Безусловно, стоит обратить внимание на «Хэйдстаун» Анаисы Митчелл, пересказывающий древнегреческий миф об Орфее и Эвридике в постановке Национального театра в Лондоне.
Что посмотреть
В других материалах «Бумаги» читайте обзор спектакля «Русская классика» по главным произведениям XIX века, у которого есть пять версий, а также материал о постановке «Трех толстяков» в БДТ, в которой гигантский Сталин ест людей, а с потолка сыплются тонны песка. И обязательно подписывайтесь на нашу культурную рассылку: в ней мы каждую неделю рассказываем, о трех культурных событиях в Петербурге, которые стоят ваших времени и денег.
Мюзикл
Мюзикл — жанр музыкального театра, младший брат (скорее даже внук) оперы и кузен оперетты, похожий на неё до такой степени, что мюзикл и оперетту долгое время смешивали. Мюзикл стали выделять в отдельный жанр только в XX веке.
Тем не менее, мюзикл имеет свои характерные особенности, отличающие его от других жанров музыкального театра.
В отличие от оперетты, мюзикл, как правило, не имеет собственной драматургической основы — подавляющее большинство мюзиклов представляют собой адаптации других произведений, литературных либо кинематографических. Например, почти все популярные диснеевские мультфильмы обзавелись собственными мюзиклами. Бывают даже мюзиклы, основанные на операх («Мисс Сайгон», «Аида»), вот парадокс-то. Музыка в мюзикле более «эстрадная», оркестр разнообразнее, нередки вкрапления джаза, рока и других эстрадных течений. В мюзикле переплетаются разговорные диалоги, музыкальные и хореографические номера, много спецэффектов и зрелищных сцен. Некоторые мюзиклы бывают настолько популярны, что получают кинематографические адаптации — например, «Призрак Оперы», «Кошки» и «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера, «Кабаре» Джона Кандера, «Отверженные» Клода-Мишеля Шёнберга, «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Стивена Сондхейма.
До 1985 года, когда состоялась премьера бешено популярного французского мюзикла «Отверженные», в этом жанре доминировали англо-американские произведения. Сейчас мюзиклы пишут на всех языках мира. А при постановке мюзиклов в других странах их, в отличие от оперы, переводят на язык исполняемой страны.
Родственный киножанр — мелодрама и, разумеется, музыкальный фильм.
Что в мюзикле делают [ править ]
Поют, естественно. Танцуют. Иногда разговаривают, дерутся и убивают кого-нибудь, порой массово. Стиль пения здесь иной, чем в оперетте или опере, и скорее ближе к эстрадному. Музыка тоже попроще, хотя это вовсе не значит, что она простая. Но запомнить и спеть её обычно легче, чем оперную арию, хотя, конечно, арии бывают разные, и мюзикловые номера тоже. Оперные певцы могут петь в мюзиклах (хотя делают это редко), а вот мюзикловые в операх — вряд ли. Зато они часто бывают неплохими сольными певцами.
Несмотря на то, что мюзикл проще для восприятия, его простота относительно оперы является очень поверхностной. Во-первых, хотя в опере обычно не используются микрофоны, и арии требуют гораздо большего напряжения, оперы не поют ежедневно (как это распространено в мюзиклах), и певцам гораздо меньше приходится танцевать/исполнять трюки/бегать по сцене. Во-вторых, характерный для мюзикла регулярный переход с пения на разговорную речь весьма трудоёмок для голосовых связок, и потому посадить голос, как ни странно, в мюзикле гораздо проще.
Мюзикл что это такое
Что такое мюзикл, история мюзикла
Музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?
Историю мюзикла и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое мюзикл
Это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.
Жанр окончательно оформился в США. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее. Это обстоятельство помогает понять, насколько масштабно воздействие искусства на психологическое состояние человека. Мюзикл в этом ключе является наиболее простой, доступной, «легковесной» формой.
Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность. В актуальной действительности постановка одного мюзикла, включённого в Бродвейский репертуар, обходится в несколько миллионов долларов.
Мюзиклы — это всегда зрелищно и захватывающе. Невероятный эффект от просмотра, в плане впечатлений, достигается путём кропотливого, трудоёмкого труда, который неизменно остается «за кулисами». Зритель же обретает шанс увидеть только результат. Сложной может оказаться не только установка многотонных декораций (порой создатели довольствуются весьма скромным сценическим антуражем) и постановка трюков, но и работа гримёров, художников по костюмам, всех участников творческой команды, усилиями которой создаётся иная завораживающая и «цепляющая» реальность.
Популярные мюзиклы
Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев. Есть и исключения, ведь именно они привносят в искусство нотки воодушевляющей непредсказуемости и предвкушения с неопределённым настроением. Беря за основу для мюзикла фильм (пример — « Звуки музыки »), оригинальную достоверную историю из жизни (« Чикаго »), детские стихи (« Кошки ») или рассказы относительно современных авторов («Кабаре»), постановщики рискуют, но тем сладостнее звучат овации восторженных зрителей. Список самых популярных мюзиклов постоянно пополняется, но есть спектакли, которые уже стали неподражаемыми легендами.
«Моя прекрасная леди»
История преображения скромной девушки по имени Элиза Дулиттл, случайно оказавшейся в доме профессора, пришлась по нраву публике. Саму постановку высоко оценили и критики. Мюзикл удостоился ряда престижных наград. В 1964 году на экраны вышел фильм с аналогичным названием, главная роль досталась красавице Одри Хепберн, иконе стиля своего времени.
«Иисус Христос — суперзвезда»
Отличительная черта мюзикла — отсутствие танцевальных номеров. Незабвенная библейская картина, рисующая обстоятельства последней недели земной жизни Иисуса из Назарета, была воссоздана на театральной сцене в Нью-Йорке в 1971 г. Постановка стала культовой, в силу не только затронутых религиозных аспектов, но и по причине удачного интегрирования в повествовательную канву музыкальных баллад в стиле рок. Интересным обстоятельством стало и то, что жизнь и учение Христа было описано глазами его последователя, Иуды, душевные терзания и метания которого привели сначала к разочарованию, потом — к предательству, но покаянием так и не разрешились.
«Mamma Mia»
Мюзикл, созданный с включением 22 песен шведского квартета «ABBA», был обречён на популярность изначально. В 1999 году был организован премьерный спектакль, через 9 лет в прокат вышел полнометражный фильм, ещё через 10 — сиквел. Это история о молодой девушке, которая ищет любовь, а найдя, стремится разделить радость с самыми родными людьми. Однако Судьба уготовила юной особе испытания, которые помогут обрести свой путь и отличить зёрна от плевел.
«Скрипач на крыше»
Мюзикл развенчивает стереотип о том, что музыкальный театр — это непременно феерия, маскарад, зрелищность и счастливый конец. Музыкальный спектакль о настоящей, сильной любви без романтического флёра и излишней сентиментальности, может иметь трагический, «болезненный» финал. Его необходимо будет просто принять, как и многое в реальной жизни, с которой искусство идёт бок о бок.
«Кошки»
Существованием этого мюзикла ценители жанра обязаны любовью господина Эндрю Л. Уэббера к детской поэзии. Впервые спектакль был презентован в 1981 году в Лондоне, его литературной базой стала книга для детей в стихах Т. Элиота под заголовком «Книга старого опоссума о практичных кошках». Уникальность мюзикла состоит в сложнейшей, многоступенчатой работе гримеров и художников декораций. При этом творческое пространство, где разворачивается действие, не имеет очерченной границы с залом. Подобное решение создаёт ощущение невероятной близости и реалистичности происходящего на сцене, предстающей в виде свалки, где собираются бездомные, но не теряющие достоинства кошки.
«Призрак оперы»
Инфернальная мистика и искренние чувства — на отображении этих эфемерных материй строится мюзикл по роману Г. Леру. Таинственный призрак, живущий в лабиринте катакомб под зданием оперного театра в Париже, проникается нежными чувствами к Кристине, артистке, блистающей на сцене. Призрак стремится защитить возлюбленную и помочь ей исполнить мечты, но его собственные чаяния о расположении красавицы должны остаться заточёнными в сумрачных уголках сознания.
Для режиссёров кино успешные мюзиклы приобретают статус манны небесной, позволяющей воспользоваться априори успешной сюжетной канвой: её стоит лишь «отшлифовать» доступным спектром выразительных средств и игрой талантливых актёров. Для создателей самих мюзиклов в произвольном «меню», порождающем вдохновение, лакомым кусочком являются классические произведения, интерес к которым не угасает.
История мюзикла
Жанр зародился в США, однако историческая ретроспектива невозможна без оглядки на европейское влияние. В XVIII столетии опера стремительно набирала обороты в развитии, чтобы к началу XIX века явить себя в качестве важнейшей театральной формы. Однако постановки в Италии, Франции, Вене собирали в залах преимущественно аристократию, представителей привилегированных общественных слоёв. Опера считалась развлечением «для избранных», Америка, наоборот, стремилась предоставить обществу такое искусство, которое по содержанию, подаче и оформлению было доступно массовому зрителю вне зависимости от его социального статуса и финансового положения.
Удивительно, но именно в духовном аспекте американцы сделали попытку отойти от тенденции классовости и стереотипности. К сожалению, только в вопросе определения аудитории. В отношении сюжетов авторам предоставлялась полная свобода: содержание спектаклей зачастую имело целью высмеять определенное явление или человека.
Предшественником мюзикла считается шоу менестрелей, которые набрали популярность к концу 80-х годов позапрошлого века. Комедийное зрелище представляло сбой постановку в сатирическом ключе, где характеры персонажей передавались в несколько гротескном стиле. Структура спектакля подразумевала 3 действия, в каждом из которых сюжет развивался посредством песен и танцев. Шоу менестрелей со временем видоизменились, преобразовавшись в водевиль, бурлеск и, разумеется, мюзикл. Уже в то время артисты, участвующие в подобных сценах, должны были быть универсальными в плане творческого мастерства: они являлись танцорами, певцами, лицедеями.
В актуальное время мюзиклы чрезвычайно популярны. Они становятся частью репертуара именитых театров, а могут быть поставлены и на периферийных площадках. К этому жанру обращаются школьники, студенты при организации собственных мероприятий в границах отдельных учебных заведений. Любительские представления устраиваются в церквях и на стихийно установленных уличных подмостках.
Tony Award — награда, которая присуждается каждый год за успехи и достижения в творчестве в границах музыкального американского театра. Ежегодно церемония вручения премии становится знаковым, подводящим итоги событием в культуре, собирающим в торжественной обстановке огромное количество выдающихся талантливых деятелей искусства.
Интересные факты о мюзикле
В одном неизменно популярном советском фильме одним из героев была произнесена фраза о том, что в ближайшем будущем телевидение заменит кино, театр, книги. Каким ошибочным и нелепым кажется это мнение в XXI столетии, когда музыкальные театральные постановки приобрели статус зрелищного шоу, способного поразить воображение даже самого взыскательного зрителя!
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фрагменты популярных мюзиклов
МЮЗИКЛ
Полезное
Смотреть что такое «МЮЗИКЛ» в других словарях:
МЮЗИКЛ — [англ. musical Словарь иностранных слов русского языка
мюзикл — музыкальный фильм, представление Словарь русских синонимов. мюзикл сущ., кол во синонимов: 6 • джатра (2) • … Словарь синонимов
МЮЗИКЛ — (английское musical), музыкальный сценический жанр, сочетающий элементы драматического, хореографического и оперного искусств. Формировался в США в конце 19 начале 20 вв. на основе объединения различных самостоятельных типов зрелищ (ревю, шоу,… … Современная энциклопедия
МЮЗИКЛ — (англ. musical) музыкально сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920 30 х гг., расцвет наступил в 1940 60 … Большой Энциклопедический словарь
МЮЗИКЛ — МЮЗИКЛ, а, муж. Музыкальное представление, фильм, сочетающие в себе элементы эстрады, оперетты и балета. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мюзикл — (английское musical), музыкальный сценический жанр, сочетающий элементы драматического, хореографического и оперного искусств. Формировался в США в конце 19 начале 20 вв. на основе объединения различных самостоятельных типов зрелищ (ревю, шоу,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мюзикл — (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) музыкально сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений,… … Википедия
мюзикл — а; м. [от англ. musical музыкальный] Театрализованное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета. * * * мюзикл (англ. musical), музыкально сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и… … Энциклопедический словарь
мюзикл — а, м. 1) Музыкальный театральный жанр комедийного характера, в котором сочетаются элементы драматического искусства, оперетты, балета, эстрады. 2) Музыкально сценическое произведение или фильм этого жанра. Французы привезли фильмы разных жанров… … Популярный словарь русского языка
мюзикл — МЮЗИКЛ, а, м Музыкально театральный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Многие считают, что мюзикл… … Толковый словарь русских существительных