Мзс бизнес молодость что это
Бизнес Молодость и её программы Метаморфозы, МЗС и ЦЕХ
Популярные курсы школы Бизнес Молодость
Молодые люди, получив высшее образование, поработав определенное время в какой-то компании и накопив определенную сумму денег, начинают задумываться о предпринимательской деятельности. Зачем работать на кого-то, если можно создать собственную компанию. Пусть небольшую, но свою. Однако эффективная предпринимательская деятельность потребует спецобразования и знаний. Иначе трудно будет получить прибыль. Без теоретической базы сложно постоянно развивать компанию и расширять границы своей деятельности.
Если вы хотите открыть собственное дело и не имеете соответствующую подготовку, рекомендуем посетить школы бизнеса или, хотя бы, курсы с тренингами. И чем надежнее и продуктивнее будут такие занятия, тем лучше вы будете готовы к вступлению в бизнес, а в сложных ситуациях не станете действовать наугад.
Ниже мы расскажем об одной такой школе и её курсах. Это «Бизнес Молодость» (БМ).
Метаморфозы
Курсы Метаморфозы Бизнес Молодость рассчитаны на 5 дней и предназначен для слушателей, желающих выйти на новый уровень дохода и личностного развития. Тренинги Метаморфозы БМ проходят только в Москве и вживую по формату: психологический тренинг и разборы кейсов всех студентов. Курс проводится каждые 2 месяца. Слушателям предлагаются три пакета обучения (стандарт, бизнес и премиум), чтобы благодаря внутренним изменениям подняться на новый уровень.
На 5-дневных курсах Метаморфозы БМ:
Цена первого пакета Метаморфозы БМ – 35 тыс. руб.
МЗС (Миллион за сто)
Это еще один двухмесячный курс проекта БМ. Также 8 занятий по 10 часов. Но они проходят во вторник и предназначены для состоявшихся бизнесменов, у которых ежемесячный доход превышает 300 тыс. Цель занятий – удвоение прибыли, сделать бизнес управляемым, прокачаться в управлении.
Эти занятия посещают бизнесмены, которые уже прилично зарабатывают, но уже несколько месяцев/лет не могут поднять планку прибыли. Здесь учатся предприниматели, стремящиеся жить свободно, но знают, как этого достичь. На курсы приходят люди, готовые открыться новым знаниям и желающие расти и развиваться.
Периодичность занятий – каждые 2 месяца, стоимость базового формата – 250 тыс. Есть еще пакеты премиум и платинум.
Из других курсов для владельцев бизнеса можно отметить:
Цех / Коучинг
Это главный тренинг проекта БМ. Длится он 2 месяца и за это время слушатели получают подробную информацию о создании своего коммерческого проекта и его развитию. За 60 дней студенты, а их порядка 3000, получат 8 занятий и после каждого из них надо выполнять домашнее задание. Тренинги проводятся каждую субботу и длятся 10 часов. Они проходят вживую в столице с трансляцией в другие российские города.
Курс Цех рассчитан на начинающих предпринимателей и завершается аттестацией слушателей. Пакет обучений и периодичность занятий аналогично программе Метаморфозы. Только стоимость обучения в «базе» вырастает до 50 тыс.
На этих курсах первый день отводится знакомству. Важные темы этого курса:
Конечно, всего пересказать трудно, но вывод один: по итогам двухмесячного семинара слушатели станут смотреть на окружающие их вещи по иному, чем до занятий. Студентам в помощь предоставляются менторы (это тренеры), обязанность которых – привести слушателей к результату.
Занятия проводятся раз в неделю. Время тренинга оговаривается заранее. Для группы из 15 человек предоставляются 2 ментора, которые помогут слушателям разобраться в непонятных моментах проводимых семинаров.
Так как проект существует более 8 лет, можно сделать выводы по тренерам. Менторы по эффективности работы делятся на 3 типа:
Здесь стоит отметить, что слушатели курса имеют право в любой момент завершить обучение, если оно им не понравилось, и вернуть деньги обратно.
Достоинства тренинга Цех:
Что такое Бизнес Молодость
В РФ это крупнейший проект по развитию малого/среднего бизнеса. Здесь объединены молодые люди 18-35 лет, стремящиеся создать независимый пласт. Руководители проекта и его организаторы, создав проект, занимаются наставничеством и обучают всех желающих основам бизнеса. Правда, обучение платное, и цена достаточно высокая. Но если вы серьезно намерены заняться предпринимательской деятельностью, оно того стоит. Однако не обязательно проходить все курсы. Можно выбрать то, что вам нужно. Но об этом чуть ниже.
Кто основатели школы Бизнес Молодость
Проект «Бизнес Молодость» был основан в 2010 г. двумя молодыми людьми, Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым, которым на тот момент было всего 24 года. Правда, до их исторической встречи они оба уже имели опыт в предпринимательской деятельности. Встретившись в ресторане, молодые коммерсанты обсудили способы развития бизнеса. Обнаружилось, что их взгляды на предпринимательскую деятельность почти совпадают. Тогда Петр с Михаилом решили создать проект, который в российской бизнес практике не имеет аналогов.
И в том же 2010 состоялся первый семинар. Сейчас у проекта почти 150 тыс. слушателей в год. Работа ведется в 209 российских городах. Тренинги проводится также в Израиле и пр. государствах. Молодые бизнесмены проводят курсы лично или через интернет, удаленно, обучая всех желающих основам бизнеса и верить в себя, несмотря ни на что.
Проект уже имеет сайт molodost.bz и обладает на популярном youtube собственным каналом. Все граждане, желающие заняться бизнесом, могут посетить портал проекта и ознакомиться с рабочими «кейсами». Лучшие внутренние проекты раскручиваются при начальном обучении или дальше, в мастер-группах.
О спросах на курсы или семинары БМ говорит тот факт, что текущий оборот проекта перевалил в 2018 г. уже за 1 млрд. руб.
Теперь посмотрим, что же предлагают предприимчивые молодые люди на своих занятиях.
Что предлагает Бизнес Молодость
Рабочих направлений в проекте много, но основными являются следующие:
Противоречивые отзывы о школе Бизнес Молодость
Как вы понимаете, любой проект, любая техника и т.д., будут иметь не только положительные отзывы, но и негативные. Люди разные, поэтому и мнения будут отличаться. Поэтому в интернете можно увидеть много противоречивых отзывов о тренингах Метаморфозы Бизнес Молодость. Одни считают их разводом, другие – хорошим обучением перед открытием своего бизнеса.
Понимаете, недостаточно заплатить деньги за курсы (это касается любых тренингов), чтобы стать умным. Нужно обучаться и вникать в то, что говорится в бизнес школе. А так как люди разные, не у всех будет получаться. У одних из-за лени, у вторых – слабого характера (первая неудача и дело закрывается), у третьих – недостатка ума (согласитесь, не все люди умные). Отсюда и противоречия. Слушатели, у которых все получилось, начинают хвалить проект «Бизнес Молодость», а вторая сторона говорит, что это секта и они обманывают народ.
Приведем и мы пару отзывов, положительных и отрицательных:
Популярные программы школы Бизнес Молодость
У проекта БМ имеется четыре популярных курса. Разберем кратко программу Интенсив.
Курс Интенсив
Это двухдневный курс. Здесь слушатели в ускоренном порядке обучаются предпринимательской деятельности без первоначального капиталовложения. Заплатив за тренинг, можно получить пошаговую инструкцию о том, как начать бизнес и получить прибыль уже в первую рабочую неделю!
За 2 дня руководители проекта стараются предельно емко рассказать об основах предпринимательства. В качестве примера приводятся имена слушателей курса, достигших успехов в бизнесе. В конце первого рабочего семинара, заканчивающегося в 22:00, слушателям дается довольно объемное домашнее задание, которое нужно выполнить до следующего утра! Т.е., ночью, уставшие люди обязаны создать 3 продающие страницы, подключить метрику, а результат – распечатать. Иначе на второе занятие их не пропустят.
Естественно, большинство слушателей, просто не успевает это сделать. Поэтому почти 2 часа идет публичное осуждение слушателей, не сделавших ДЗ. Наверное, надо было сделать курсы трехдневными, чтобы люди могли успеть выполнить необходимые действия, и вместо 2-х часов «разбора полетов», добросовестным слушателям можно было бы дать более полезную информацию.
На втором семинаре рассказывается об основах реализации, лидогенерации и обработки поступивших заявок. Информация достаточно содержательная, но подается сжато. Основной посыл семинара – максимально быстро тестируйте гипотезу/нишу, чтобы быстрее получить первоначальный результат и двигаться дальше. Основное, чтобы результативность полученных знаний была сразу видна после применения.
Достоинствами двухдневного курса считаются:
Недостаток – трата времени на обсуждение провинившихся студентов. Стоимость курса – от 10 тыс. руб.
БМ превращается в шарашкину контору.
Начиная от организации и заканчивая учебным процессом.
Я прошла в бизнес молодости 4 цеха, Метаморфозы. Знаю лично многих тренеров и иногда с ними общаюсь. Эти люди всегда мощно вкладывались в результат каждого участника!
И судя по всему сильные тренера из БМа безвозвратно уходят. Почему-то. Многие берут людей в Коучинг отдельно от Бм.
Так вот. Мзс — для тех, кто знаком с БМом — это самая сильная программа, на которой люди получают сверхрезультаты.
Но похоже так было давно и это уже не правда.
Начнём с того, что МЗС ничем не отличается от ЦЕХа(Новое название дельта). Только дельта стоит 35 тыс., а мзс 270 тыс. р.
В чем разница я не понимаю абсолютно до сих пор.
И это не только мое мнение. Тоже самое говорят тренера БМа.
Тоже самое говорят участники, которые проходили ЦЕХ.
На последнем занятии меня разбирали последнюю. Начали в 22.30(в лимит до 22.00 не уложились).
В 23.00 пришёл охранник и выгнал нас на улицу. Меня доразбирал куратор на улице. В итоге — я заболела. В итоге сейчас я без голоса.
Не могу делать никакие задания, потому что все что нужно делать именно мне — нужен мой голос.
Пообщавшись с тренерами, и высказав все, что наболело. Они со мной согласились.
Что БМ заставляет их придерживаться вообще лимита в 4 часа. И они рады бы заниматься с нами дольше, но лимиты.
В других группах, которые занимаются с 10.00 занятия могут длиться до 20.00 — 23.00. И там все все успевают. Но вот нашей группе так не повезло.
Хотя тот же Пётр Осипов со своей группой сидит с 12 до 19.( хотя судя по всему тренерство у Петра Осипова тоже уже не то, в моей десятке девочка до сих пор не понимает, что ей делать. Зарабатывает, потому что сейчас у неё сезон. И отдаёт долги, которые появляются когда этого сезона нет. Абсолютно старые действия. Сезон закончится и что будет? Теже долги. Хотя люди приходят обычно за новыми действиями, новыми гипотезами. Большими результатами. А выходит — бег по кругу.)
Стоимость абсолютно не соответствует ценности. Программа МЗС — абсолютный развод на деньги. Которые кампания Бизнес Ответ не возвращает, чем нарушает закон о защите прав потребителя, прикрываясь договором оферты.
Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России
На одном из тренингов «Бизнес Молодости» («БМ») в 2016 году в ответ на задание «поставить себе материальную цель» основательница тульской стройкомпании VSGROUP Ольга Дыдыко подняла руку и сказала: «Мне не нужна машина классная или сумка Birkin, я лучше куплю экскаватор для компании». Ведущий тренинга, сооснователь «БМ» Петр Осипов, по словам Дыдыко, вызвал ее на сцену и «публично разобрал» кейс. «Сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели и боюсь двигаться вперед. Я расплакалась прямо на сцене. Это был трэш», — вспоминает Ольга.
Ее опыт, судя по недовольству курсами в Сети, не уникален: «Бизнес Молодость» на протяжении многих лет ругали и представители делового сообщества, и сами клиенты. Но несмотря на волну хейта, курсы пользовались завидным спросом, а в 2018-м совокупная выручка основных юрлиц «БМ» достигла 1 млрд рублей.
Первые несколько лет, по словам Осипова, он и Дашкиев «горели проектом», но впоследствии «огонь стал потухать». В начале 2019-го, несмотря на успешные финансовые показатели предыдущего года, из компании вышел Дашкиев. Осипов закрыл год с убытком в 27,8 млн рублей, а в августе 2020-го заявил о полной остановке бизнеса, так и не оправившись от пандемического удара. Впрочем, некоторые эксперты считают, что объявление о закрытии — всего лишь маркетинговый ход, и на самом деле курсы переродятся «под новым соусом» в ближайшее время.
Forbes поговорил с Осиповым и Дашкиевым и узнал, как двум 20-летним чебоксарцам удалось построить инфобизнесовую империю, довести выручку до 1 млрд рублей, несмотря на тонны критики, и действительно ли Россия останется без «Бизнес Молодости».
20-летние учителя
Петр Осипов и Михаил Дашкиев родились и выросли в Чебоксарах, учились в соседних школах, но плотно общаться стали только в Москве, куда оба поступили в вузы (Осипов — в РГГУ, Дашкиев — в НИУ ВШЭ). Осипов последовательно строил политологическую карьеру: еще будучи школьником, начал работать в предвыборном штабе местного депутата Евгения Слепова, затем устроился помощником депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Броницына.
Уже тогда у него появился интерес к ораторству: Осипов организовывал депутатские выступления на 100-150 человек, но Броницын не всегда на них доезжал. Студент его «подменял» — так и научился «держать себя на сцене».
Избирательные кампании проходили летом, поэтому для стабильного заработка Осипов устроился менеджером по продажам в компанию ФТК, которая предлагала дополнительное образование для школьников. Сначала «ходил по школам и продавал курсы», но впоследствии стал сам вести курсы по публичным выступлениям.
Увлекшись темой, на последних курсах университета он устроился на стажировку в компанию «Ораторика» (тренинги по бизнесу и личной эффективности). «Он был достаточно активным студентом, постоянно интересовался новой информацией и пробовал разные подходы», — вспоминает опыт работы с будущим конкурентом владелица «Ораторики» Ирина Киреева. Благодаря «Ораторике» у Осипова, по собственным словам, появились частные клиенты по публичным выступлениям: будучи студентом пятого курса, он вел консультации «для некоторых топ-менеджеров небольших компаний».
«Вместо бизнес-знаний я получил несколько занятий по цигуну и боксу, разговоры про чакры и воспитание детей»
Дашкиев во время учебы успел поработать в школе менеджеров «Арсенал», маркетологом в тренинговой компании Pinta Lab, а также запустить вместе с приятелем Дмитрием Крутовым (в будущем сооснователем онлайн-образовательного проекта Skillbox) маркетинговое агентство Mokselle и магазин энергосберегающих ламп «Энергосберегающие системы».
Осипов и Дашкиев, к тому моменту уже плотно общавшиеся, были настолько вдохновлены тем фактом, что в свои 20 с небольшим лет зарабатывали «по 100 000-150 000 рублей в месяц», что решили написать книгу «про важность постановки целей». Но книга — дело небыстрое, поэтому своими мыслями придумали поделиться на студенческом мероприятии бизнес-инкубатора ВШЭ. Мастер-класс, который прошел летом 2010 года, назвали «Бизнес и молодость» (впоследствии трансформировалось в нынешний вариант — «Бизнес Молодость»). В ходе него студентам пообещали «пошаговый план для первого рывка» в карьере. На мероприятие, по словам Осипова, пришли несколько сотен участников.
«Если выступаем, надо что-то продать», — подумали тогда Осипов и Дашкиев и решили рассказать о еще не созданном «клубе для тех, кто интересуется саморазвитием». Предложили студентам за 5000 рублей в месяц посещать еженедельные встречи, где молодые тренеры будут «разбирать их кейсы» — помогать сделать сайт, настроить рекламу и конвертировать заявки в продажи. На встречи записались 30-40 студентов — «ребята 18-21 года, которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать».
В таком формате курсы просуществовал полтора года. «Людей было не очень много — на уровне этих 30-40 человек в месяц и держались, — вспоминает Осипов. — Но я не помню, чтобы мы активно пиарили [проект] тогда. Было интересно собрать вокруг себя тусовку ребят, которые интересуются развитием. Давали им задание на неделю, разбирали, снова давали задание. И так постепенно начала выкристаллизовываться методология». Осипов преподавал навыки публичных выступлений и постановку целей, Дашкиев — создание сайтов и маркетинг. Занятия вели только лично — сторонних экспертов не приглашали. На каждой новой встрече оценивали результат, который за неделю достигли ученики, — например, насколько за счет настройки маркетинга выросли продажи.
Феномен «Молодости»
Чтобы привлекать новых клиентов, Осипов и Дашкиев сделали сайт и стали проводить новые выступления в МГУ, ВШЭ и других вузах — рассказывали о «своем бизнесе, несмотря на возраст», и советовали, «что читать, что смотреть, с кем общаться, какие качества в себе развивать». За первые два года работы сарафанное радио создало вокруг тренингов «большой резонанс», уверяет Осипов. Доход юрлиц «Бизнес Молодости» с видом деятельности «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (ООО «Бизнес-Молодость» и ООО «БМ») за 2012 год составил 8,3 млн рублей, прибыль — 4,3 млн. Партнеры также функционировали как ИП: Дашкиев — с 2010 года, Осипов — с 2011-го.
Почувствовав первую волну успеха, партнеры полностью переключились со сторонней работы на компанию и принялись строить «из хобби бизнес». Сформировали первые несколько программ: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8000-10 000 рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20 000-30 000 рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью в 300 000 рублей. Затем в совладельцы и управленцы позвали экс-владельца разработчика облачных услуг для управления бизнесом «Мегаплан» Александра Волчека, с которым партнеры познакомились через Дмитрия Крутова. Тогда же наняли нескольких менеджеров по продажам и маркетологов. Для всего штата партнеры открыли офис на Тверской-Ямской. Волчеку в течение 2012-го и 2013 годов отошло по 33% в расплодившихся к тому времени юрлицах проекта: ООО «БМ», «БМ Старт», «БМ Сервис», «АП» и «МГ». Впоследствии он стал гендиректором компании.
Сформировав полноценные курсы, Осипов и Дашкиев вышли за пределы Москвы: стали ездить с бесплатными тренингами по регионам и привлекать клиентов оттуда. В том же 2012-м открылись первые представительства проекта в Ульяновске, Санкт-Петербурге, Самаре и еще 11 городах. Там основатели находили партнеров-кураторов, которые собирали аудиторию и подключались онлайн к столичным тренингам Осипова и Дашкиева. За это партнеры, по словам Дашкиева, получали фиксированную зарплату или долю выручки в 20-30% от каждого набора на курс.
В 2013-м, благодаря запуску курсов и экспансии в регионах, «начался очень серьезный взлет»: суммарная выручка юрлиц «БМ» составила 477 млн рублей (в 50 раз больше, чем годом ранее), прибыль — 39,4 млн. Спиридонов из «Нетологии» считает, что в первый год полноценной работы основатели могли скрывать часть доходов, потому что такой рост кажется «слишком уж резким». Дашкиев это отрицает: «Мы всегда следили за тем, чтобы все было в порядке с точки зрения налогов. Такой скачок объясняется тем, что мы действительно резко выросли, сделали радикальный прыжок».
Раскрыть бизнес-чакру
Дашкиев признает, что поначалу он и Осипов были неопытны и совершали много ошибок: «У нас была какая-то эпатажность и в то же время отсутствие контроля за качеством собственного продукта и общения с клиентами».
Из-за этого с ростом популярности «Бизнес Молодости» росла и волна недовольства манерой преподавания. Один из слушателей курсов рассказывал The Village, что вместо структурированных бизнес-знаний получил несколько занятий по цигуну и боксу с Осиповым, разговоры про чакры, отношения в семье и воспитание детей. «То, что мы делали, — это фокус на результатах людей, а результаты складываются из многих факторов, в том числе, атмосферы и внутреннего состояния, — рассуждает Осипов. — Поэтому, кроме прикладных знаний, мы предлагали выезды в разные города, дополнительную активность и консультации по личным вопросам».
Ругали «БМ» и за то, что большинство видео и историй успеха выпускников, которые Осипов и Дашкиев использовали на сайте компании, «сильно преувеличены». «Очень много учеников в ходе тренингов заявляли о нереальных результатах: что они, условно, продали ручки Сбербанку или какой-то экспресс-аудит заводам за 30 млн рублей за два месяца. Они просто хотели пропиариться и получить публикацию о себе на сайте «Бизнес Молодости», — говорит основательница тульской VSGROUP Ольга Дыдыко, которая в 2016-м по совету подруги приобрела курс «Миллион за сто». На тренингах, по ее словам, «было что-то вроде соревнования»: учеников делили на команды, выигрывал тот, кто нарастит доходы за два месяца больше всех. О членах команды-победителя выпускали заметки на сайте «БМ». «Это [то, что участники тренингов преувеличивали свои результаты] действительно было большой болью и нашей большой проблемой, — признает Дашкиев. — Поэтому с каждым годом мы проводили более строгий факт-чек при публикации кейсов студентов, но полностью проблему побороть не смогли». Сама компания намеренно цифры выпускников не завышала, уверяет он.
«Он публично сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели. Я расплакалась прямо на сцене»
Сам Осипов в интервью Максиму Спиридонову признавался, что «испытывает определенную неловкость от того, как поступал с определенными людьми» на тренингах. «Но стоит признать, что этот этап позволил создать что-то уникальное и аутентичное. Чтобы создать что-то новое, в любом случае ты будешь кому-то против шерсти», — считает сооснователь «БМ».
Несмотря на волну хейта и ошибки основателей, курсы продолжали пользоваться впечатляющим спросом. В 2014-м Осипов и Дашкиев смогли даже немного нарастить показатели 2013-го — до 492 млн рублей выручки и 48,3 млн рублей прибыли, свидетельствуют данные СПАРК. Тогда же у компании появились аккредитованные тренеры — специалисты в маркетинге, продажах, бухучете и пр., которые курировали занятия наравне с основателями.
Ничего необычного в популярности «БМ», несмотря на хейт и невысокое качество программ, нет, уверен психотерапевт клиники Mental Health Center Глеб Багрянцев. «Подобным явлениям уже не одна тысяча лет: «Бизнес Молодость» постулирует, что есть особое состояние, которое необходимо для достижения богатства. И для богатства главное — это достичь этого состояния, а не учиться, заводить связи и набивать шишки. Поэтому она больше всего напоминает религиозную секту, только в качестве идола там выступает «успешный успех», богатство и красивая жизнь, — считает эксперт. — Как и любая секта, они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одно из базовых потребностей нашей психики».
Торговцы эмоциями
Рецепт успеха «Бизнес Молодости» прост, уверен Максим Спиридонов из «Нетологии»: совмещение тренингов личностного роста и «самых главных знаний про бизнес очень практического свойства». «В академическом обучении бизнесу было довольно много теории, которая вызывала зевоту. А они говорили: «Чувак, иди, тебе нужно знать, как делать лендинг, настраивать рекламу, покупать дешево, продавать дорого». Никакого стратегического маркетинга, образования бренда, HR. Очень практическое и ориентированное на манящие цели для молодой публики образование», — рассуждает он.
По мнению Глеба Багрянцева, основатели «БМ» «торгуют эмоциями — драйвом, эйфорией, вдохновением — тем, что хочется переживать снова и снова». «Базовый принцип — поменьше размышлений, побольше эмоций. Эмоциональный опыт запоминается в первую очередь, рациональное мышление перед ним отступает. Никто не хочет составлять подробные бизнес-планы, разрабатывать маркетинговые исследования и сводить отчетность. Все хотят, чтобы богатство пришло само собой, чтобы для его обретения не пришлось учиться или еще как-то напрягаться. Вот именно это желание и эксплуатирует «БМ», — скептичен психотерапевт. «Давление» и «насмешки над сомневающимися», по его мнению, тоже легко объяснить: «С точки зрения «БМ», те, кто не верит в силу мотивации и смеет высказывать сомнения — неудачники, которые никогда ничего не добьются. Их нужно заткнуть как можно быстрее, ведь они могут разрушить иллюзию легкого богатства и помешать продажам очередного тренинга».
«Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией»
Психолог и основатель проекта Skillfolio Виктория Шиманская обращает внимание на типичные психологические приемы управления толпой, которые использовали Осипов и Дашкиев: например, манипуляция страхом и эффект высокой цены. «Они часто выгоняли кого-то, кто не выполнил домашнее задание или еще что-то. У людей в связи с этим возникал страх того, что они упустят свой шанс, и они продолжали посещать курсы и покупать новые», — считает эксперт. Кроме того, основатели «БМ» намеренно назначали высокую цену на курсы: «чем больше человек платит, тем больше будет себя уговаривать, что это не зря», уверяет Шиманская.
Вопреки ожиданиям, «негативный шлейф» сыграл компании на руку, добавляет Шиманская: «Это в любом случае пиар: хейт лишь давал большому количеству людей узнать, что такой проект вообще существует».
Миллиард на хейте
Впрочем, в кризисном 2014-м даже пиар не помог удержаться на былых оборотах: на фоне снижения покупательской способности населения у компании началось падение продаж, которое привело к кассовому разрыву в 30 млн рублей в 2015-м, говорит Дашкиев (по данным СПАРК, в 2015-м ООО «Авилон Плаза» подало иск к юрлицу «БМ» с категорией «Исполнение обязательств по договорам аренды» на 31,7 млн рублей; дело закончилось мировым соглашением). «К тому времени у нас было больше 100 сотрудников и огромный фонд оплаты труда. Большую часть пришлось уволить, чтобы выстоять», — вспоминает он.
В начале 2015 года из компании также ушел совладелец и гендиректор Александр Волчек. Уход, по его словам, был связан с личными партнерскими взаимоотношениями, «когда понимаешь, что дальше лучше работать отдельно». По словам Дашкиева, Волчек «был не готов работать в кризисных условиях». Детали сделки по выкупу его доли стороны не раскрывают.
Волна сокращений позволила Осипову и Дашкиеву преодолеть финансовые трудности и заработать в 2015 году около 200 млн рублей выручки и 14 млн рублей прибыли. В 2016-м показатели выросли до 607 млн рублей и 34 млн рублей соответственно. В следующие два года рост продолжился: в 2018-м выручка компании перевалила за рекордный 1 млрд, прибыль превысила 70 млн.
При этом сооснователь «Нетологии» считает, что прибыль «БМ» относительно крупного оборота была «очень невелика». «Это говорит о том, что они бились за развитие и много вкладывали в маркетинг и рекламу», — объясняет предприниматель.
Дашкиев, впрочем, считает прибыль компании «достойной». Основные траты, по его словам, приходились не на маркетинг, а на проведение мероприятий: один еженедельный ивент обходился «Бизнес Молодости» в 1,5 млн рублей, уверяет предприниматель.
Раскол дуэта
Первые звоночки для закрытия «Бизнес Молодости» появились в 2018 году, считает Спиридонов. Тогда случился раскол дуэта Осипова и Дашкиева, который привел к уходу последнего из компании. Михаил предложил партнеру сменить модель «БМ» с публичных массовых тренингов на занятия тет-а-тет с учениками. «Петр сказал, что модель хорошая, но он все-таки больше себя видит как спикер, как автор, как человек сцены. И тогда мы поняли, что это просто разные пути, и спокойно решили разойтись», — вспоминает Дашкиев. Осипов его слова подтверждает.
Условия выхода Дашкиева ни он сам, ни Осипов не раскрывают. «Были некие активы, которыми мы обменялись внутри наших взаимоотношений», — без подробностей комментирует Осипов. По данным СПАРК, Дашкиев в 2019-м вышел из всех действующих юрлиц компании — ООО «Бизнес ответ» (на это юрлицо приходились основные финансовые потоки в последние годы работы), ООО «БС», ООО «БР» и ООО «Знаки» (на него зарегистрированы бренды «Бизнес Молодости»). После «развода» Дашкиев занялся новым проектом «Юниты» — обучением навыкам бизнеса напрямую с преподавателем. Проект, по его собственным словам, «пока и близко не подобрался» к оборотам золотых лет «Бизнес Молодости», но в ближайший год «стремится к ним приблизиться».
«Они дают простые ответы на сложные вопросы. А упрощение и оптимизация информации — одно из базовых потребностей нашей психики»
Ударила по компании и возросшая конкуренция, считает Спиридонов. По его словам, как раз в конце 2019-го — начале 2020 годов проект выпускника «БМ» Аяза Шабутдинова «Like Центр» «пересобрался и как мощный конкурент вдарил по клиентам «БМ». «В итоге получилась очень познавательная история: Петр и Михаил правильно поймали тренд, волна этого тренда тащила их на пустом рынке до тех пор, пока вслед за ними не рванули последователи, которые не делали их ошибок. В результате лидер был сам погребен под волной учеников», — резюмирует предприниматель.
Пандемия «вбила последний гвоздь в гроб проекта», уверен он. По оценкам Спиридонова, за первое полугодие 2020-го выручка «БМ» могла упасть ориентировочно в 10 раз по сравнению с лучшими временами проекта, так как значимую часть их воронки маркетинга и образовательных активностей составлял офлайн, а он «оказался полностью отрезан».
По словам Осипова, первые недели после введения карантина были для компании «очень сложными». «Выручка с продуктов офлайновых тут же обрушилась. Один месяц мы встретили без прибыли или с минимальной, но за 1,5-2 месяца перевели выручку на онлайн», — уверяет он.
Бизнес-мудрость
В середине августа Осипов в своем Instagram (1,5 млн подписчиков) объявил о закрытии «Бизнес Молодости». Причиной решения предприниматель называет «пропажу интереса» развивать проект дальше: «Это был союз Миши с Петей, именно вдвоем мы создавали эту реальность. Когда мы разошлись, стало понятно, что не имеет смысла этим продолжать заниматься. Мы этот этап жизни завершили для себя: то, что было интересно нам 21-летним, сейчас неинтересно».
Кроме «БМ», по словам Осипова, у него «есть другие проекты, другие перспективы». Он хочет заняться образовательными программами, связанными с «философией, внутренним развитием человека и личностным ростом». Офис «Бизнес Молодости», по его словам, он закрыл еще в июне, но юрлица пока не ликвидировал: планирует заняться этим «в ближайшее время».
Опрошенные Forbes эксперты образовательного рынка не исключают, что закрытие «БМ» может быть номинальным: компания продолжит существовать, просто сделав ребрендинг и сменив концепцию. «Кто в здравом уме будет убивать машину с такой колоссальной клиентской базой?» — задается вопросом основатель City Business School Денис Исаков. По его прогнозу, проект переформатируется, «сменит название на какую-нибудь «Бизнес Мудрость», но команда и бизнес как таковой сохранятся.
«БМ» имели наглость учить так, как они это делали: ярко, с вызовом, где-то на грани фола»
Заявление о закрытии «БМ» Исаков считает пиар-ходом, «эпатажем и маркетингом», который Осипов использует, чтобы отстроиться от негативного шлейфа проекта. Такого варианта не исключает и бывший партнер Осипова Дашкиев: «Я тоже отчасти ушел в свой новый проект, чтобы отстроиться от негативного шлейфа. Думаю, для Петра [закрытие — ] это символический, эмоциональный поступок, нежели бизнесовый. Он в корне поменяет продуктовый подход и, возможно, команду и перезапустится в другом качестве».
Сам Осипов, впрочем, версию о номинальном закрытии отрицает. «Бизнес Молодость» как союз меня и Миши, как серия курсов, которые достаточно известны на рынке, определенный способ привлечения клиентов больше существовать не будет. У нас нет офиса, мы закрываем постепенно обязательства перед клиентами и сводим все на нет». При этом предприниматель считает, что аудитория «БМ» «органическим образом перетечет» в новые проекты основателей. Сейчас на сайте «БМ» значится всего один работающий проект — «Результат» Осипова, который, по его словам, «запустился в пандемию для сохранения команды в переходный период и исполнения обязательств перед клиентами». Предприниматель допускает, что «Результат» может стать частью новой модели либо закроется «после исполнения всех ранее проданных обязательств».
Игорь Рыбаков в закрытии «БМ» не видит ничего подозрительного: по его словам, за эти годы изменилась сама модель запуска первого бизнеса, поэтому актуальность таких школ, как «БМ», сошла на нет. «Раньше молодые предприниматели начинали через «тряску груши»: типа «давай, квартиру продай, заложи — и все получится», как учили в «БМ». Сколько людей погибло, сколько вошло в финансовые трудности, сколько получило тяжелые моральные травмы из-за этого? Теперь все иначе: люди получают стартовый опыт, начальное бизнес-образование, работая внутри каких-то компаний», — уверен миллиардер.
«Безусловно, «БМ» — это целая веха российского бизнес-обучения. Важная, создавшая серьезный фундамент для рынка, но тупиковая», — рассуждает Максим Спиридонов. Причина — в агрессивности и «неэкологичности» подхода основателей в первые годы. «От этой репутации неоднозначных ребят уже не отделаться. Хотя сами они внутренне сильно изменились», — уверен эксперт.