На чем базируется интегральная парадигма логистики тест
3.3. Парадигмы логистики
3.3. Парадигмы логистики
Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяют следующие парадигмы логистики: аналитическую, технологическую, маркетинговую, интегральную.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке. Она создана на математической основе, с использованием теории управления запасами, методов математической статистики, экономической кибернетики и т. д. Характерной особенностью аналитической парадигмы является построение сложной экономико-математической модели. Такие модели требуют использования большого объема исходной информации, сложных алгоритмов построения, поэтому использование ее в практике затрудненно, за исключением массового производства.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х годах и связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Теоретической основой этой парадигмы является системный подход. Использование информационных технологий направлено на автоматизацию логистических функций и операций, а также сбор и обработку информации. Практическим примером использования технологической парадигмы является система MRP (Manufacturing Resource Planning), применяемая при внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов.
Маркетинговая парадигма главенствует с начала 1980-х годов до настоящего времени. Научная база этой парадигмы кроме математических дисциплин представлена социально-экономическими дисциплинами. Это маркетинг, управление качеством, управление персоналом. Поэтому кроме количественных показателей для принятия решений используются качественные показатели.
Примером использования маркетинговой парадигмы в практике является SCM (система управления цепями поставок), которая используется для усиления конкурентных позиций компании в условиях неопределенности спроса.
Интегральная парадигма развивает маркетинговую и направлена на развитие взаимоотношений между предприятиями. Примером использования этой парадигмы является концепция «точно в срок» (ЛТ). Конечная цель интегральной парадигмы – объединение всех участников логистического процесса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Судьба новой парадигмы
Судьба новой парадигмы После первой публикации моей книги мы все пережили примечательное историческое событие. Глобальная финансовая система, крайне мощная структура, считавшаяся вполне естественной, фактически рухнула. Это стало сильным потрясением, особенно для
Глава 3 «Потерянное десятилетие» и поиск новой парадигмы развития
Глава 3 «Потерянное десятилетие» и поиск новой парадигмы развития Демократия кормит, лечит и учит. Рауль Альфонсин Если бы я сказал, что в действительности собирался сделать, за меня бы не проголосовали. Карлос Сауль Менем 80-е годы прошлого века, по определению
2.3. Развитие экономики России на основе применения инновационной парадигмы
2.3. Развитие экономики России на основе применения инновационной парадигмы Кардинальные перемены в реальной экономике обусловили необходимость научного поиска факторов, определяющих устойчивое инновационное развитие хозяйства на основе гармонизации интересов
1. 8. Функции логистики
1. 8. Функции логистики Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные,, ключевые и поддерживающиефункции.К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически
Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики
Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами
Сдвиг парадигмы
Сдвиг парадигмы Парадигма – это популярное понятие в словаре корпорации Microsoft. Билл Гейтс утверждает, что ни одной корпорации не удалось сохранить свою доминирующую позицию, когда происходила смена парадигмы в технологии (таким образом, большая и успешная корпорация
Парадигмы и головоломки
Парадигмы и головоломки Во времена Льюиса Термана было просто определить степень компетентности кандидата. Представлялось, что интеллект – это универсальное и «монолитное» качество. Хотя и сегодня некоторые люди, такие как Билл Гейтс, высказывают сходные мысли,
Глава 16 Сдвиг управленческой парадигмы
Глава 16 Сдвиг управленческой парадигмы Виктор Гюго как-то сказал: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».Когда книга «В поисках совершенства» (In Search of Excellence)[3] штурмом взяла Америку, это стало ясным указанием на то, что пришло время для идеи и идеала совершенства.
Четыре управленческие парадигмы
Четыре управленческие парадигмы Я хочу представить вам четыре основные парадигмы управления, считая, что, хотя все они заслуживают внимания, три из них содержат фундаментальные недостатки, порождаемые ложными представлениями о природе людей.Четыре
Глава 17 Преимущества парадигмы принцип-центричного лидерства
Глава 17 Преимущества парадигмы принцип-центричного лидерства Когда-то я работал с командой руководителей одной гигантской организации, базирующейся в Далласе, штат Техас. Я спросил у них:– У вас есть заявление о миссии?После некоторых колебаний они показали его. Там
Механистичная и сельскохозяйственная парадигмы
Механистичная и сельскохозяйственная парадигмы Многие люди смотрят на организации сквозь призму механистичного мышления. Организация подобна машине: если что-то ломается, нужно чинить; если обнаружена проблема, нужно найти подходящую запчасть, установить ее, включить
10. Результирующая переориентация парадигмы мышления
Парадигмы
Парадигмы Парадигмы – которые обычно не несут такой же негативной нагрузки, как стереотипы, к сожалению, еще более опасная ловушка. Стереотип ловит нас с помощью небольшого и конкретного обмана, парадигма чревата куда большими неприятностями. Парадигма (. )
9. Инфляция и экономические циклы: крах кейнсианской парадигмы
9. Инфляция и экономические циклы: крах кейнсианской парадигмы До 1973–1974 годов кейнсианцы, сформировавшие в конце 1930-х основную экономическую доктрину этого периода, чувствовали себя на конех[1]. Буквально все приняли идею Кейнса, что в рыночной экономике есть нечто
Парадигмы логистики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эволюция современной концепции логистики неразрывно связана с парадигмами логистики.
Парадигма логистики – это совокупность фундаментальных научных установок логистики, представлений и терминов, методов и концепций логистики, принимаемая и разделяемая научным сообществом.
Исторически сформировались четыре парадигмы логистики.
Аналитическая парадигма
Научно-теоретическую базу этой парадигмы составляют методы и модели исследования операций, теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики и т.п.
Применение аналитической парадигмы характеризуется построением весьма сложной экономико-математической модели, которая отражает решаемую логистическую проблему. Реализация такого рода моделей требует большого объема исходных данных и предполагает разработку сложных алгоритмов принятия решений. В связи с этим сфера практического использования логистических моделей, основанных на данной парадигме, сужена до внутрипроизводственных логистических систем.
Технологическая парадигма
Появление технологической парадигмы тесно связано с развитием информационных технологий в 1960-е годы. Ее сущность заключается возможности создать информационно-компьютерное обеспечение решения обозначенной логистической проблемы.
Научно-теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, используемый как для моделирования логистических процессов, так и для построения систем компьютерной поддержки этих процессов. В рамках этой парадигмы основная стратегия менеджмента состоит в автоматизации тривиальных проблем и использовании информационно-компьютерной поддержки для решения более сложных задач логистики.
Примером использования данной парадигмы являются концепция MRP («планирование потребностей в материалах»), а также более развитые системы на ее базе – MRP-II, ERP и др. Недостаток применения технологической парадигмы состоит в невысокой гибкости и динамичности принимаемых на ее базе решений.
Маркетинговая парадигма
Маркетинговая парадигма возникла в начале 80-х годов в странах с рыночной экономикой. Философия ее состоит в стремлении реализовывать конкурентную стратегию предприятия на рынке сбыта продукции, что требует решения ряда маркетинговых задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Научно-теоретической основой маркетинговой парадигмы являются социально-экономические дисциплины: маркетинг, экономика и организация производства, менеджмент, управление персоналом, социальная психология и др., а также такие математические методы как методы исследования операций, математическая статистика, теория вероятностей.
Примером использования данной парадигмы является концепция LRP («планирование логистических потребностей») − система контроля материальных потоков на уровне предприятий, производственных объединений и макрологистических систем.
Интегральная парадигма
В последние годы укоренилась новая парадигма логистики − интегральная. Ее философия заключается в рассмотрении логистики как инструмента интеграции различных логистических функций фирмы и ее партнеров в общую логистическую цепь для достижения целей бизнеса.
Интегральная парадигма раскрывает новое понимание хозяйствования: отдельные предприятия и объекты рассматриваются как некие центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином процессе интегрированного управления сквозным материальным потоком для полного удовлетворения запросов конечного потребителя в соответствии с целями бизнеса.
Научную основу интегральной парадигмы составляют: концепция управления цепями поставок, интегрированные системы дистрибьюции, концепция всеобщего управления качеством, концепция «точно в срок», концепция «бережливого производства».
Вопрос 4. Интегральная парадигма логистики
В последние годы в развитых странах активно распространяется так называемая интегральная (интегрированная ) логистическая парадигма. Она по существу развивает маркетинговую парадигму применительно к новым условиям развития производственно-экономических систем. Что послужило основными предпосылками ее появления? Во-первых, осознание необходимости симбиоза рыночной и логистической деятельности для достижения конкурентных преимуществ компаний. Во-вторых, расширение возможности интеграции между логистическими партнерами в условиях глобализации, развитие корпоративных и других организационных структур. В-третьих, ускорение научно-технологического развития, объективно позволяющее применять гибкие автоматизированные производства, информационно-компьютерные технологии, средства контроля и управления на всех стадиях производства и распределения продукции.
В качестве интегратора в парадигме данного вида выступает материальный поток; интегрирующая функция распространяется на цепочку предприятий-производителей, логистических посредников, других организаций, а также компьютерные информационные системы и финансовые институты. Необходимым условием функционирования такой логистической системы является взаимодействие указанных объектов (элементов интегрированной логистической системы) с управляемым материальным потоком непосредственно либо опосредованно — через информационные или финансовые потоки. Многие прикладные логистические концепции (например, «точно в срок», «тощего производства» и др.), о которых речь пойдет ниже, основываются на интегральной парадигме.
В настоящее время наблюдается трансформация логистического управления, обусловленная усложнением хозяйственных связей и обострением конкуренции на рынке, а также ростом скорости материальных потоков, интенсивностью и сложностью информационных и финансовых потоков, сокращением числа звеньев логистической цепи, уменьшением ее надежности из-за наступления кризисов, катастроф, минимизацией материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Чтобы иметь конкурентные преимущества на рынке, предприятиям, компаниям требуется высокая адаптивность, приспосабливае-мость к изменяющейся конъюнктуре рынка и среды, т.е. они должны обладать гибкостью и динамичностью. Важнейшее значение приобретает фактор времени, а именно сокращение всех фаз жизненного цикла товара: научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработки, поставки сырья и материалов, производства, обработки заказа, доведения готовой продукции до потребителя. Уменьшение производственного периода возможно за счет узкой специализации. Однако это потребует привлечь посредников в распределительную систему, что способно удлинить цикл.
Парадигма интегрированной логистики, появившаяся в последнее десятилетие, стала применяться для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование – закупки – производство – распределение – продажи – сервис»[4]. Концепция интегрированной логистики требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, LP, VMI, SCM,TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP [5].
TQM (Total Quality Management) –всеобщее управление качеством – непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO 9000, так и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.
Соотношение между стандартами ISO 9000 и концепцией TQM показано в табл.9.2.
Стандарты ISO 9000 | Концепция TQM |
Сфокусированы на технической стороне управления качеством Не интегрированы с корпоративной стратегией Сфокусированы на технических процедурах и инструкциях Не предполагают вовлечения всех категорий работников в управление качеством Не предполагают дальнейших улучшений в пределах данной серии стандартов Могут быть ведомственно сфокусированы Отдел качества ответственен за качество | Сфокусирована на потребителе Интегрирована с маркетинговой и логистической стратегиями Сфокусирована на философии, логистических операциях, инструментарии Акцентирована на вовлечении всего персонала фирмы в управление качеством Предполагает непрерывное улучшение качества Применима для широкого круга ведомств, организаций, функций Каждый ответственен за качество |
JIT (Just-in-time) – концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.
В табл.9.3 приведено сравнение традиционного подхода к управлению и управления, основанного на концепции JIT.
Концепция JIT послужила для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как Lean Production и Value added logistics.
LP (Lean Production) – «стройное/ плоское производство». Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. В отличие от массового «стройное» производство требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. При этом сохраняется преимущество массового производства – «большие объемы – низкая себестоимость».
Основная идея LP – убрать ненужные операции (например, исключаются складирование и ожидание) и организовать производство, требующее наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов[7].
Параметр сравнения | Традиционный подход | Концепция JIT |
Качество и затраты | «Приемлемое качество» с наименьшими издержками | Наивысшее качество, подразумевающее полное отсутствие дефектов |
Запасы | Наличие больших запасов вследствие скидок при покупке крупных партий, экономии за счет масштаба производства, создания резервных запасов | Низкий уровень запасов при наличии надежного непрерывного потока поставок |
Гибкость | Длительные сроки выполнения заказов, минимальная гибкость | Короткие сроки выполнения заказов, высокая гибкость, ориентированная на обслуживание покупателя |
Транспортировка | Наименьшие затраты при сохранении «приемлемого уровня обслуживания» | Абсолютная надежность всех уровней обслуживания |
Взаимоотношения продавца и перевозчика | Переговоры осуществляются в «антагонистической» форме | Партнерские взаимоотношения |
Число поставщиков/ продавцов | Значительное; стремление избегать зависимости от одного источника | Ограниченное; долгосрочные открытые взаимоотношения |
Контакты с продавцом/ перевозчиком | Минимальные; наличие скрываемой информации; жесткий контроль коммуникаций | В открытой форме; свободный обмен информацией; совместное решение проблем |
Общий подход | Ориентация на сокращение издержек | Ориентация на обслуживание покупателя |
VMI (Vendor Managed Inventory) – усовершенствованная версия системы управления запасами поставщиком, основанная на новых информационных технологиях. Вместо оформления заказов потребитель (а им может быть не только торговое, но и производственное предприятие) обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком. Поставщик берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне. При этом поставщик получает не заказ, а лишь указание покупателя относительно желательных для него верхних и нижних границ размера запасов.
Д.Р. Сток и Д.М. Ламберт считают, что управление цепочками поставок – это «интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»[10].
TBL (Time-based Logistics) – концепция, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.
VAD (Value added logistics) – концепция, основанная на понимании того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Данная концепция представляет логистический процесс как процесс создания выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, сточки зрения конкретного потребителя, способом.
ERP (Enterprise Resource Planning) – система интегрированного планирования ресурсов, позволяющая планировать всю деятельность предприятия. Данная система включает модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.
CSRP (Customer synchronized resource planning) – система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем, использующая функциональность ERP, переориентирует планирование от производства к конечному покупателю. Данная система учитывает производственные и материальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.
На рис.9.1 представлены основные логистические концепции (технологии), охватывающие разные области логистики предприятия, а также взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями.
В табл.9.4 представлены основные логистические концепции/технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули).
Рис.9.1 Основные логистические концепции [11]
Таблица 1. Основные логистические концепции/технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули)
На чем базируется интегральная парадигма логистики тест
Григорий Григорьевич Левкин
В.Ф. Стукач – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой Экономика и управление сельскохозяйственным производством Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;
A.M. Попович – д-р экон. наук, зав. кафедрой менеджмента Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Учебное пособие «Основы логистики» разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учитывает программные требования к подготовке специалистов по специализации «Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта». Представленный в учебном пособии «Основы логистики» материал охватывает широкий круг вопросов характеристики макро– и микрологистических систем, особенности управления материальными потоками и запасами, систем транспортировки грузов в международном сообщении. Настоящее учебное пособие состоит из шести разделов.
В первом разделе – «Концептуальные и методологические основы логистики» – рассмотрены методологические аспекты логистики, основные понятия и термины, основы менеджмента в логистике.
Во втором разделе – «Логистический подход к управлению материальными потоками в экономике» – рассматриваются классификация видов логистики предприятия и их характеристики. При изучении функциональных областей логистики предприятия был выбран классификационный признак деления по фазам материального потока, проходящего через организацию (снабженческая, производственная, сбытовая и возвратная логистика), так как основное внимание было уделено управлению логистикой на микроуровне (уровень предприятия). В основные функциональные области органично входят другие виды логистики: информационная, транспортная, складская, управление запасами.
Третий раздел – «Управление логистическими системами» – содержит материалы об особенностях управления материальными потоками на предприятии, особенностях межфункционального и межорганизационного взаимодействия между предприятиями, структурно-функционального подхода к управлению в логистических системах.
В четвертом разделе – «Подходы к совершенствованию логистических систем» – приведены основные сведения о методологии анализа, оптимизации и совершенствования потоков в логистических системах. Рассказывается о порядке проведения логистического аудита и об особенностях логистического анализа и контроллинга.
В пятом разделе – «Основы организации интермодальных перевозок» – представлены материалы об организации транспортировки грузов в международном сообщении с использованием интермодальной технологии.
Шестой раздел – «Практикум» – содержит примеры решения задач при складировании, управлении запасами и транспортировке грузов.
После каждой темы размещены контрольные вопросы, тест и литература (использованная и рекомендуемая по теме). Часть литературных источников имеет ссылку в интернет, где размещены полнотекстовые материалы.
Последовательность работы с учебным пособием следующая. После проработки материала отдельной темы следует ответить на вопросы для самоконтроля. Для закрепления материала обучающийся может работать с тестовыми вопросами двух типов.
Первый тип – вопросы совпадают с учебными материалами (прямой ответ есть в тексте темы). Второй тип (повышенной сложности) – вопросы на понимание учебного материала, чтобы ответить на них, нужно понять учебный материал и сформулировать собственное знание для понимания логистических процессов на предприятиях. Ответы на тестовые вопросы можно обсудить на странице автора в социальной сети (http://vk.com/levkin.omsk).
Для углубленного изучения дисциплины можно воспользоваться ссылками на литературные источники, которые приведены в конце каждой темы. Часть литературных источников снабжены ссылками в интернет на полный текст статьи или учебного пособия на сайтах scipeople.com и biblioclub.ru.
Цель преподавания учебной дисциплины «Основы логистики» заключается в закреплении у студентов понимания необходимости единого управления сквозными материальными потоками, в ориентации обучающихся на целостное видение процессов в макро– и микрологистических системах.
В соответствии с целью изучения дисциплины определяются ее задачи, среди которых:
– изучение понятия, целей, задач, функций логистики, а также ее средств и методов;
– формирование у студентов целостной системы знаний в области логистики предприятия;
– исследование видов логистики на микроуровне и областей ее использования;
– обучение приемам разработки стратегий и их реализации в области логистики;
– приобретение навыков логистического анализа работы организаций, а также оценки экономической эффективности использования принципов логистики в практической деятельности.
В качестве информационной поддержки при освоении дисциплины следует использовать материалы учебного сайта доцента Г.Г. Левкина (кафедра экономики транспорта, логистики и управления качеством Омского государственного университета путей сообщения) www.tovarovedenie.org, где размещены ситуационные задачи, презентации лекций и ссылки на специализированные сайты.
Концептуальные и методологические основы логистики
Введение в логистику
1.1. Формирование логистики как практического и теоретического направления
Логистика – это, с одной стороны, наука, а с другой стороны, – практическая сфера деятельности. Происхождение логистики чаще всего связывают с военным делом, так как долгое время логистика развивалась и совершенствовалась при планировании и проведении военных операций в разных странах и в разное время.
Различают три источника термина «логистика» в историческом аспекте: военный, математический и экономический.
Основоположником военной логистики принято считать Александра Македонского. Он сумел за рекордно короткое время завоевать большое количество территорий за счет использования логистики. К примеру, он прокладывал маршруты войск вдоль русел рек. Это способствовало своевременному обеспечению армии вооружением, продовольствием и обмундированием. Вопросами логистики интересовался также Наполеон (подробно об истории логистики рассказано в аудиокниге американских авторов Дэймон Шехтер и Гордон Сандер «Логистика. Искусство управления цепочками поставок»).
Первым автором трудов по логистике является французский военный теоретик Антуан Анри Жомини, который жил в
России до середины XIX века. Наивысшего развития военная логистика достигла во время второй мировой войны.
Второй аспект использования термина «логистика» – математический. Математическое использование логистики имеет исключительно научное направление. Немецкий философ и математик Готфриб Лейбниц называл логистикой математическую логику.
После второй мировой войны логистикой заинтересовались экономисты, которые стали использовать ее для совершенствования снабжения производственных предприятий. В общем виде логистика в экономической сфере является средством для снижения затрат при закупках, производстве и продаже товаров. Использование концепции логистики в производстве и торговле нацелено на совершенствование процессов товародвижения, оптимизацию запасов и издержек, на обеспечение высокого качества обслуживания потребителей.
Объект исследования в логистике – материальный поток и сопутствующие ему финансовые, информационные и сервисные потоки. Материальный поток – это движение продукции на всех стадиях формирования товара: «источник сырья – производство – распределение товаров – конечное потребление – обратные потоки».
Предмет исследования логистики – оптимизация движения материальных и сопутствующих им потоков.