На чем базируется модель социально ориентированного рыночного хозяйства
Социально-ориентированная рыночная экономика
Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft ) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
Типовая модель социально-ориентированной экономики
Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.
Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.
Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др. Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.
Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле. Достижение большего социального равенства и справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.
Типовая модель социально ориентированной экономики имеет следующие параметры:
— «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);
— макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
— особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
— высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
— развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.
Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.
Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.
Белорусская модель формируется в течение последних лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации. Общность определяется едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:
— политическим устройством государства (демократия, защитой свобод и прав граждан);
— отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);
— типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);
— ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);
— характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);
— целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния);
— характером внутреннего рынка (укреплением рынка «покупателя»);
— социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.
Развитие идеи социальной ориентации белорусской экономики получило в НСУР – 2005 и в НСУР – 2010. В ней увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем.
Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений. НСУР – 2010 одобрена национальной комиссией по устойчивому развитию 21 января 1997 г. и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г. Основные положения НСУР – 2010 были представлены на Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, состоявшейся 16-18 апреля 1998 г. в г. Минске и проведенной при сотрудничестве с ООН. На конференции был признан высокий уровень НСУР – 2010. Наиболее важной идеей НСУР – 2010 является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике.
Перед государственными органами управления ставятся такие цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку роль государства не снижается. Для обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.
Как уже отмечалось, выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Это было не простое заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран.
Научно-
образовательный
портал IQ
Концепция социального рыночного хозяйства: формирование, развитие, современный подход
В статье рассматриваются теоретические воззрения, положившие начало самостоятельной теории социального рыночного хозяйства, точки зрения ученых, оформивших теорию и систематизировавших ее положения, взгляды специалистов, определяющих современное ее развитие. Предложен обзор противоречий, возникающих в современных условиях использования теоретических позиций, и представление автора о природе этих противоречий.
I. Теоретическая основа формирования и развития концепции социального рыночного хозяйства
1. Общая оценка базовых теорий
В качестве базы концепции германского социального рыночного хозяйства (Soziale Marktwirtschaft) выступает теория ордолиберализма (Ordoliberalismus). При этом ордолиберализм, по сути, является немецким вариантом теории неолиберализма (Neoliberalismus) [1], в свою очередь, основанной на теории классического либерализма (Liberalismus). Придерживаясь исторически сложившегося порядка, первой рассмотрим теорию либерализма.
Теоретические убеждения сторонников либерализма могут быть выражены в ряде следующих положений:
В основе различных концепций рыночного хозяйства лежат следующие виды либерализма [2]. Во-первых, это традиция, ведущая свою историю от Адама Смита и Шотландской школы (при том, что влияние А.Смита сказалось далеко не на одной школе), придающая большое значение собственному интересу. Во-вторых, традиция, базирующаяся на принципе общественного разума и логики, например, в работах Юргена Хабермаса ( Juergen Habermas ). В-третьих, христианская, особенно католическая, доктрина, принимающая рынок как механизм координации, но требующая его сопровождения соответствующей институциональной и социальной политикой (труды Августина и Фомы Аквинского ). По мнению Петера Козловски ( Peter Koslowski ), концепция социального рыночного хозяйства изначально формируется на основе классических и христианских экономических воззрениях (примерно в равной степени).
Неолиберализм понимается как вариация классических взглядов либералов, выражающая неприятие тоталитарных общественных систем и допускающая присутствие элементов государственного регулирования в экономике. Неолиберальные экономические и социальные проекты в обязательном порядке включают требование (закрепленное в конституции или в законе) защиты конкуренции от монопольной власти. Различаются же они в выработке направлений, позволяющих решить проблему совмещения свободы с необходимостью поддержки социально незащищенных слоев населения. Неолиберальное направление представляет собой систему различных взглядов. В современных условиях под определением «неолиберальной» выступает несколько школ. К ним принято относить чикагскую ( Фрэнк Найт, Милтон Фридмен ), лондонскую ( Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек ), фрайбургскую ( Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард ) школы.
2. Позиция ордолиберализма
Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности [9]
Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок (Wirtschaftsordnung), основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.
Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:
II. Социальное рыночное хозяйство: варианты концептуальных подходов
1. Принципы свободы и социального выравнивания А. Мюллера-Армака
Труды В. Ойкена и Ф. Бёма во многом способствовали формированию теории социального рыночного хозяйства как самостоятельного научного направления.
Мюллер-Армак утверждал, что существующие экономические системы с элементами государственного регулирования неизбежно ведут к сокращению экономической свободы отдельно взятого человека и нарушают рыночный механизм формирования цен [13]. Лишь в социальной рыночной экономике он видел обеспеченность экономической свободы по отношению к государству, предпринимателям и работникам наемного труда. Только социальная рыночная экономика, в основе которой лежит принцип социальной справедливости, в состоянии гарантировать осуществление наилучших возможностей для всестороннего экономического роста.
Среди условий создания социальной рыночной экономики он особо выделял:
Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальное рыночное хозяйство как определяющую основу экономической (Wirtschaftspolitik) и социальной (Sozialpolitik) политики. Он характеризовал исследуемую категорию как порядок, который впитывает ценности, но не устанавливает их сам, называя это стремлением к определенному способу решения социальных проблем. Сущность социального рыночного хозяйства он полагал в том, чтобы «вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого рыночного механизма – дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии». При этом ценность данной формулировки он объяснял принципиальной возможностью практической реализации указанного курса.
2. Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда
Эрхард важное значение придает смыслу термина «социальный». Социальность изначально присуща рыночной экономике. Эффективность социальной политики государства не определяется ее масштабами. Правильная социальная политика должна ориентироваться на поддержку позиций каждого отдельно взятого человека: обретая самостоятельность и независимость от опеки государства, гражданин превращается в свободного человека. В условиях роста благосостояния оправдано и с социальной точки зрения возложение на каждого отдельного человека ответственности за самого себя, свою семью. Наконец, чем богаче общество, тем меньше людей нуждается в социальных благах, предоставляемых государством.
3. Современный взгляд на теорию социального рыночного хозяйства
В частности, президент Фонда Людвига Эрхарда. О. Шлехт отмечает, что идея социального рыночного хозяйства была выдвинута, исходя, в частности, из гуманистических и христианско-социальных принципов, как свободная и гуманная альтернатива центрально планируемой командно-административной государственной экономике и чистому капитализму (laissez-faire) [16]. Это обстоятельство особенно значимо для создания высокоразвитого во всех отношениях общества – ни одна модель развития экономики его не учитывает. Кроме этого, принимается во внимание тот факт, что экономика не может функционировать, исходя из того, что человек в первую очередь стремится удовлетворять собственные экономические потребности. Чем выше уровень развития общества, тем большую значимость приобретает необходимость удовлетворения потребностей социальных. В определенной степени именно этой необходимостью и обусловлен уровень общественного развития.
По мнению Х. Ватрина, профессора Кёльнского университета, социальная рыночная экономика отличается от более старых концепций тем, как решается основная проблема развитого общества: должны ли являться социальные вопросы делом государства? Нет. Если исходить из идеала свободного общества, то следует укреплять независимость системы социального обеспечения. Граждане самостоятельно должны контролировать администрацию органов этой системы, должны сами принимать решения [17].
В газете «Нойе Цюрхер цайтунг» (декабрь 1991 – апрель 1992 гг.) была впервые опубликована дискуссия Э. Ясаи и Й. Штарбатти, где последовательно анализировались и сглаживались противоречия теории социальной рыночной экономики, касающиеся природы производства и распределения, «социалистической основы» социальной рыночной экономики, эффективности социально ориентированного рыночного хозяйства. Хотелось бы отдельно остановиться на частном заключении, к которому пришли участники диалога.
Поэтому, думается, современные направления развития теории должны прежде ориентироваться на конъюнктуру системы хозяйствования и национальный менталитет, а только затем – на пересмотр концепции в соответствующем преломлении.
Социально- ориентированная модель экономики
1. смешанная экономика
2. корпоративная экономика
3. социально-ориентированная рыночная экономика.
Социально-ориентированную рыночную экономику как особую модель регулируемой экономики характеризует набор таких социально-экономических институтов, которые обусловливают функционирование всех элементов этой системы в направлении целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. В отличие от экономик, обеспечивающих высокий уровень жизни и значительные социальные расходы, социально-экономические и правовые системы стран социально-ориентированной рыночной экономики направлены на достижение социального согласия при обеспечении высокого уровня жизни основной массы населения. Чаще всего с моделью социально-ориентированной рыночной экономики ассоциируется экономика Германии. Ее основополагающие принципы состоят в органическом единстве рынка и государства, в защите конкуренции, в социальном партнерстве. Последнее проявляется в реализации «принципа соучастия», т. е. участия наемных работников в работе наблюдательных советов фирм с правом решающего голоса, а также в ограничении права на забастовку. В ряде других стран существует своя специфика основных черт социально-ориентированной рыночной экономики. Это обусловлено достигнутым уровнем развития, национальными традициями. Отсюда существование нескольких моделей данного типа хозяйствования.
Классификацию этих моделей можно провести на основе критериев, определяющих особенности социальной политики и ее место среди национальных интересов. Большую роль в классификации играют распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором, а также масштабы государственного сектора (доля занятых в госсекторе экономики, объем перераспределяемого ВВП). На основе указанных критериев выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики.
1. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость.
2. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости.
3. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера.
4. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов.
Экономические реформы России ставят своей целью формирование социального государства, где основным средством повышения благосостояния населения должна быть социально-ориентированная рыночная экономика. На сегодняшний день изучение теорий социального рыночного хозяйства, и особенно исторической природы той структуры, которая должна быть сформирована на рынке, представляет особый интерес для тех стран, которые, как и Россия находятся в процессе перехода от коммунистического к рыночному порядку. Сегодня многими экономистами признается, что России предстоит еще строить рыночное хозяйство и предстоит создание социально-ориентированной рыночной экономики, а не либеральной, исходя из национальных особенностей страны, ну и конечно с учетом мирового экономического кризиса, криминализации, правового беспорядка, исправления допущенных ошибок. И вот в свете необходимости учиться на чужих ошибках, хотелось бы еще раз вернуться к рассмотрению пути, пройденного Германией за пятьдесят с лишним лет, по построению социальной рыночной экономики. Проанализировать это «германское чудо» или «третий ПУТЬ», как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.
Социально-ориентированная модель рыночной —экономики Германии
1. Свободной конкуренции (здесь основополагающим является закон о запрете ограниченной конкуренции, 1957г., дающий право свободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы в формировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели, и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей, материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба;
2. Экономической свободе и ориентации на экономический рост (темпы роста ВВП в 1999г. 2,4%, в 2000г. 4,0%, это конечно в два раза ниже, чем в США, но здесь, одной из причин оттока капиталов, является большая привлекательность, искусственно раздутого, как «мыльный пузырь»;
3. Свобода внешней торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так как немецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.
Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике ставятся следующие цели и задачи:
Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство должно определить, минимальную зарплату в результате процесса свободного торга.
Этот довольно обширный перечень государственных мер, обязательно следует учесть российской экономике. Германия, как и Россия обладает опытом перехода от планового хозяйства к рыночному, правда лишь в ГДР, но при этом в отличие от России, где, к сожалению, не произошло после перехода к капиталистическому рынку экономического роста и сейчас более правильно говорить о «византийском форме капитализма», но мы должны все сделать для экономического роста или потеряем свою страну.
Германия же продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
1. Окончательная интеграции федеральных земель в экономическую систему единой Германии.
2. Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.
3. Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.
4. Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
5. Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших, снижение в 1999 году до 10,2%, а в 2000г. ожидаемое снижение до 9,5% не решает кардинально проблему и она еще несколько лет будет сохраняться на этом уровне, причина нехватки новых рабочих мест не низкий совокупный спрос, а структурные и институционные проблемы, нет гибкости на рынке труда.
6. Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в «глобальном» масштабе.