На чем базируется теория

Научная теория

Понятие «научная теория» имеет разные значения: для противопоставления практике или гипотезе как непроверенному знанию в форме предположения; обобщение передовой практики отражением её в мышлении и воспроизведением реальной действительности. Теория непрерывно связана с практикой, которая ставит перед познанием задачи и требует их решения. Поэтому практика является органическим элементом теории. Каждая теория имеет сложную структуру. Так, в экономической теории можно выделить две части: формальные исчисления (экономико-математические модели, логические уравнения и др.) и «содержательную» интерпретацию (категории, законы, принципы). Последняя связана с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности.

Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределами непосредственного наблюдения, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:

* Общих законов и сферы их применения, где она объясняет явления, которые происходят;

* Сферы предсказания неизвестных явлений;

* Логико-математического аппарата вывода следствия из законов;

Определение концептуальной схемы, без которого невозможно познание объектов этой теории.Экономические теории обусловлены историческими условиями, в которых они возникают, уровнем производства, социальными условиями, доминирующими в тот или иной период, которые способствуют или тормозят их познания. Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, то она способствует преобразованию природы и общественной жизни.

Критерием истинности теории является практика хозяйственной деятельности людей, изменения в природе, обществе. Избежать ложных течений в науке помогает также изучение истории развития науки как эволюционным, так и революционным путём.

Источник

10 научных законов и теорий, которые должен знать каждый

Ученые с планеты Земля используют массу инструментов, пытаясь описать то, как работает природа и вселенная в целом. Что они приходят к законам и теориям. В чем разница? Научный закон можно зачастую свести к математическому утверждению, вроде E = mc²; это утверждение базируется на эмпирических данных и его истинность, как правило, ограничивается определенным набором условий. В случае E = mc² — скорость света в вакууме.

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

Научная теория зачастую стремится синтезировать ряд фактов или наблюдений за конкретными явлениями. И в целом (но не всегда) выходит четкое и проверяемое утверждение относительно того, как функционирует природа. Совсем не обязательно сводить научную теорию к уравнению, но она на самом деле представляет собой нечто фундаментальное о работе природы.

Как законы, так и теории зависят от основных элементов научного метода, например, создании гипотез, проведения экспериментов, нахождения (или не нахождения) эмпирических данных и заключение выводов. В конце концов, ученые должны быть в состоянии повторить результаты, если эксперименту суждено стать основой для общепринятного закона или теории.

В этой статье мы рассмотрим десять научных законов и теорий, которые вы можете освежить в памяти, даже если вы, к примеру, не так часто обращаетесь к сканирующему электронному микроскопу. Начнем со взрыва и закончим неопределенностью.

Теория Большого Взрыва

Если и стоит знать хотя бы одну научную теорию, то пусть она объяснит, как вселенная достигла нынешнего своего состояния (или не достигла, если опровергнут). На основании исследований, проведенных Эдвином Хабблом, Жоржем Леметром и Альбертом Эйнштейном, теория Большого Взрыва постулирует, что Вселенная началась 14 миллиардов лет назад с массивного расширения. В какой-то момент Вселенная была заключена в одной точке и охватывала всю материю нынешней вселенной. Это движение продолжается и по сей день, а сама вселенная постоянно расширяется.

Закон космического расширения Хаббла

Давайте на секунду задержим Эдвина Хаббла. В то время как в 1920-х годах бушевала Великая депрессия, Хаббл выступал с новаторским астрономическим исследованием. Он не только доказал, что были и другие галактики помимо Млечного Пути, но также обнаружил, что эти галактики несутся прочь от нашей собственной, и это движение он назвал разбеганием.

Для того, чтобы количественно оценить скорость этого галактического движения, Хаббл предложил закон космического расширения, он же закон Хаббла. Уравнение выглядит так: скорость = H0 x расстояние. Скорость представляет собой скорость разбегания галактик; H0 — это постоянная Хаббла, или параметр, который показывает скорость расширения вселенной; расстояние — это расстояние одной галактики до той, с которой происходит сравнение.

Постоянная Хаббла рассчитывалась при разных значениях в течение достаточно долгого времени, однако в настоящее время она замерла на точке 70 км/с на мегапарсек. Для нас это не так важно. Важно то, что закон представляет собой удобный способ измерения скорости галактики относительно нашей собственной. И еще важно то, что закон установил, что Вселенная состоит из многих галактик, движение которых прослеживается до Большого Взрыва.

Законы планетарного движения Кеплера

На протяжении веков ученые сражались друг с другом и с религиозными лидерами за орбиты планет, особенно за то, вращаются ли они вокруг Солнца. В 16 веке Коперник выдвинул свою спорную концепцию гелиоцентрической Солнечной системы, в которой планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли. Однако только с Иоганном Кеплером, который опирался на работы Тихо Браге и других астрономов, появилась четкая научная основа для движения планет.

Три закона планетарного движения Кеплера, сложившиеся в начале 17 века, описывают движение планет вокруг Солнца. Первый закон, который иногда называют законом орбит, утверждает, что планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптической орбите. Второй закон, закон площадей, говорит, что линия, соединяющая планету с солнцем, образует равные площади через равные промежутки времени. Другими словами, если вы измеряете площадь, созданную нарисованной линией от Земли от Солнца, и отслеживаете движение Земли на протяжении 30 дней, площадь будет одинаковой, вне зависимости от положения Земли касательно начала отсчета.

Третий закон, закон периодов, позволяет установить четкую взаимосвязь между орбитальным периодом планеты и расстоянием до Солнца. Благодаря этому закону, мы знаем, что планета, которая относительно близка к Солнцу, вроде Венеры, имеет гораздо более краткий орбитальный период, чем далекие планеты, вроде Нептуна.

Универсальный закон тяготения

Сегодня это может быть в порядке вещей, но более чем 300 лет назад сэр Исаак Ньютон предложил революционную идею: два любых объекта, независимо от их массы, оказывают гравитационное притяжение друг на друга. Этот закон представлен уравнением, с которым многие школьники сталкиваются в старших классах физико-математического профиля.

F = G × [(m1m2)/r²]

Преимущество универсального закона тяготения в том, что он позволяет вычислить гравитационное притяжение между двумя любыми объектами. Эта способность крайне полезна, когда ученые, например, запускают спутник на орбиту или определяют курс Луны.

Законы Ньютона

Раз уж мы заговорили об одном из величайших ученых, когда-либо живущих на Земле, давайте поговорим о других знаменитых законах Ньютона. Его три закона движения составляют существенную часть современной физики. И как и многие другие законы физики, они элегантны в своей простоте.

Первый из трех законов утверждает, что объект в движении остается в движении, если на него не действует внешняя сила. Для шарика, который катится по полу, внешней силой может быть трение между шаром и полом, или же мальчик, который бьет по шарику в другом направлении.

Второй закон устанавливает связь между массой объекта (m) и его ускорением (a) в виде уравнения F = m x a. F представляет собой силу, измеряемую в ньютонах. Также это вектор, то есть у него есть направленный компонент. Благодаря ускорению, мяч, который катится по полу, обладает особым вектором в направлении его движения, и это учитывается при расчете силы.

Третий закон довольно содержательный и должен быть вам знаком: для каждого действия есть равное противодействие. То есть для каждой силы, приложенной к объекту на поверхности, объект отталкивается с такой же силой.

Законы термодинамики

Британский физик и писатель Ч. П. Сноу однажды сказал, что неученый, который не знал второго закона термодинамики, был как ученый, который никогда не читал Шекспира. Нынче известное заявление Сноу подчеркивало важность термодинамики и необходимость даже людям, далеким от науки, знать его.

Термодинамика — это наука о том, как энергия работает в системе, будь то двигатель или ядро Земли. Ее можно свести к нескольким базовым законам, которые Сноу обозначил следующим образом:

Давайте немного разберемся с этим. Говоря, что вы не можете выиграть, Сноу имел в виду то, что поскольку материя и энергия сохраняются, вы не можете получить одно, не потеряв второе (то есть E=mc²). Также это означает, что для работы двигателя вам нужно поставлять тепло, однако в отсутствии идеально замкнутой системы некоторое количество тепла неизбежно будет уходить в открытый мир, что приведет ко второму закону.

Второй закон — убытки неизбежны — означает, что в связи с возрастающей энтропией, вы не можете вернуться к прежнему энергетическому состоянию. Энергия, сконцентрированная в одном месте, всегда будет стремиться к местам более низкой концентрации.

Наконец, третий закон — вы не можете выйти из игры — относится к абсолютному нулю, самой низкой теоретически возможной температуре — минус 273,15 градуса Цельсия. Когда система достигает абсолютного нуля, движение молекул останавливается, а значит энтропия достигнет самого низкого значения и не будет даже кинетической энергии. Но в реальном мире достичь абсолютного нуля невозможно — только очень близко к нему подойти.

Сила Архимеда

После того как древний грек Архимед открыл свой принцип плавучести, он якобы крикнул «Эврика!» (Нашел!) и побежал голышом по Сиракузам. Так гласит легенда. Открытие было вот настолько важным. Также легенда гласит, что Архимед обнаружил принцип, когда заметил, что вода в ванной поднимается при погружении в него тела.

Согласно принципу плавучести Архимеда, сила, действующая на погруженный или частично погруженный объект, равна массе жидкости, которую смещает объект. Этот принцип имеет важнейшее значение в расчетах плотности, а также проектировании подлодок и других океанических судов.

Эвoлюция и естественный отбор

Теперь, когда мы установили некоторые из основных понятий о том, с чего началась Вселенная и как физические законы влияют на нашу повседневную жизнь, давайте обратим внимание на человеческую форму и выясним, как мы дошли до такого. По мнению большинства ученых, вся жизнь на Земле имеет общего предка. Но для того, чтобы образовалась такая огромная разница между всеми живыми организмами, некоторые из них должны были превратиться в отдельный вид.

В общем смысле, эта дифференциация произошла в процессе эволюции. Популяции организмов и их черты прошли через такие механизмы, как мутации. Те, у кого черты были более выгодными для выживания, вроде коричневых лягушек, которые отлично маскируются в болоте, были естественным образом избраны для выживания. Вот откуда взял начало термин естественный отбор.

Можно умножить две этих теории на много-много времени, и собственно это сделал Дарвин в 19 веке. Эволюция и естественный отбор объясняют огромное разнообразие жизни на Земле.

Общая теория относительности

Общая теория относительности Альберта Эйнштейна была и остается важнейшим открытием, которое навсегда изменила наш взгляд на вселенную. Главным прорывом Эйнштейна было заявление о том, что пространство и время не являются абсолютными, а гравитация — это не просто сила, приложенная к объекту или массе. Скорее гравитация связана с тем, что масса искривляет само пространство и время (пространство-время).

Чтобы осмыслить это, представьте, что вы едете через всю Землю по прямой линии в восточном направлении, скажем, из северного полушария. Через некоторое время, если кто-то захочет точно определить ваше местоположение вы будете гораздо южнее и восточнее своего исходного положения. Это потому что Земля изогнута. Чтобы ехать прямо на восток, вам нужно учитывать форму Земли и ехать под углом немного на север. Сравните круглый шарик и лист бумаги.

Пространство — это в значительной мере то же самое. К примеру, для пассажиров ракеты, летящей вокруг Земли, будет очевидно, что они летят по прямой в пространстве. Но на самом деле, пространство-время вокруг них изгибается под действием силы тяжести Земли, заставляя их одновременно двигаться вперед и оставаться на орбите Земли.

Теория Эйнштейна оказала огромное влияние на будущее астрофизики и космологии. Она объяснила небольшую и неожиданную аномалию орбиты Меркурия, показала, как изгибается свет звезд и заложила теоретические основы для черных дыр.

Принцип неопределенности Гейзенберга

Расширение теории относительности Эйнштейна рассказало нам больше о том, как работает Вселенная, и помогло заложить основу для квантовой физики, что привело к совершенно неожиданному конфузу теоретической науки. В 1927 году осознание того, что все законы вселенной в определенном контексте являются гибкими, привело к ошеломительному открытию немецкого ученого Вернера Гейзенберга.

Постулируя свой принцип неопределенности, Гейзенберг понял, что невозможно одновременно знать с высоким уровнем точности два свойства частицы. Вы можете знать положение электрона с высокой степенью точности, но не его импульс, и наоборот.

Позже Нильс Бор сделал открытие, которое помогло объяснить принцип Гейзенберга. Бор выяснил, что электрон обладает качествами как частицы, так и волны. Концепция стала известна как корпускулярно-волновой дуализм и легла в основу квантовой физики. Поэтому, когда мы измеряем положение электрона, мы определяем его как частицу в определенной точке пространства с неопределенной длиной волны. Когда мы измеряем импульс, мы рассматриваем электрон как волну, а значит можем знать амплитуду ее длины, но не положение.

Источник

Что такое Теория U или как принимать решения в условиях неопределенности

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

Об эксперте: Анастасия Тоток, предприниматель, бизнес-консультант, представитель Presencing Institute (Теория U) в России. Сокуратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS. Куратор и смысловой редактор книг Доктора Отто Шармера на русском языке: «Теория U. Лидерство из будущего» и «Основы Теории U».

Как возникла Теория U

Еще в конце прошлого века представители Массачусетского технологического института (MIT) предложили применить опыт инновационных предпринимателей Кремниевой долины для решения экономических и социальных проблем, в том числе глобальных, затрагивающих все человечество. В течение четырех лет (с 1996 по 2000 год) они провели 150 бесед с выдающимися лидерами самых инновационных компаний мира (Google, HP, Xerox, Shell и других), с ведущими учеными и философами, а также с мировыми духовными лидерами. Исследователи искали ответ, как в быстро меняющемся мире некоторые компании умеют находить решения, не просто идущие в соответствии с тенденциями, но задающие их.

Собранные знания систематизировали, разложили по этапам применения и инструментам. Этапы конструирования решения, описывают кривую, напоминающую английскую U, –– отсюда и родилось название подхода.

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

Как работает Теория U

В обычных современных практиках управления исключается пользование чувствами как инструментом для принятия решений. Tеория U предлагает не пытаться искать ответы лишь рационально, а прислушаться к чувствам, сделав их равным инструментом с умом.

Теория U предлагает осуществлять все действия сегодня исходя из той цели, которую мы хотим достичь в будущем. То есть, учиться и планировать свои шаги исходя из желаемого будущего, а не из прошлого.

Простой пример: собственник магазина, который вкладывает в развитие сети сегодня, рассчитывает, что и через пять-десять лет он будет владеть им и продавать товар. Он основывается данных своего 20-летнего опыта владения магазином и продажи товаров. Но он не учитывает, что только в 2017 году в США закрылось более 9,5 тыс. офлайн-магазинов одежды, что на 53% больше, чем во время Великой рецессии 2008 года. Так же вытесняются и банкротятся торговые центры. Если посмотреть теперь на деятельность этого собственника сегодня, расширение сети может уже не казаться таким выгодным вложением.

На этом примере мы видим ошибку, которая уничтожила в миг таких гигантов, как Kodak, Motorola, Polaroid, Nokia, General Motors и многие другие. Эти компании опирались на свою долгую успешную историю и не захотели заглянуть в будущее, проигнорировали новые экономические и социальные тенденции, не предчувствовали будущее.

Теория U соединяет мысли и чувства для принятия решений и определения желаемого будущего.

Мы часто используем такой подход в бытовых ситуациях, но забываем про чувства в деловой жизни, поэтому мы и встречаем несчастных лидеров. Если не обращать внимания на свои чувства при принятии каждодневных решений, не нужно удивляться, что и результат не радует. В итоге люди строят бизнес, который не приносит морального удовлетворения, создают жизнь, в которой нет радости, или каждый день ходят на нелюбимую работу, ведь при ее выборе руководствуются престижем, высокой зарплатой, удаленностью от дома или любой другой социальной нормой, но не сердцем и чувствами.

Инструменты Теории U

Теория U предлагает системный путь принятия решений, который включает в себя семь последовательных этапов.

1. Прояснение ситуации

Часто люди начинают решать проблему, не разобравшись, кем являются все заинтересованные лица, в чем их скрытые интересы, какие между ними взаимоотношения и взаимосвязи. Без этого прояснения вы рискуете постоянно получать новые вводные, будут возникать непредвиденные обстоятельства.

2. Сбор информации

После прояснения задачи, с которой предстоит работать, мы обычно начинаем собирать всю доступную информацию по ней. Тут люди используют свой ум, анализ данных, статистику и другие доступные инструменты. Главное на этом этапе — удерживать себя от конструирования решения. Это самая распространенная ошибка — получив много информации в обычных современных техниках, люди сразу же пытаются сделать на ее основании выводы и решить задачу.

3. Отпускание

Третий этап очень прост и одновременно сложен. В русском языке есть пословицы на этот счет: «Утро вечера мудренее», «Нужно переспать с этой мыслью». Смысл этих выражений, как и всего этапа, сводится к освобождению ума от накопленной информации. Задача — выплыть из вороха данных, отстраниться, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны.

4. Соединение с чувствами

На этом этапе важно загрузить в себя информацию и взять паузу, чтобы позволить родиться чему-то новому. Для лидеров, которые привыкли постоянно находиться в движении, самое сложное — ничего не делать. В моей практике были случаи, когда руководители компаний не справлялись сами, поэтому пришлось увозить их на несколько дней за город, забирая все средства связи, чтобы их ум отдохнул и отключился.

5. Проявление нового

После перезагрузки начнут проявляться новые решения. На этом этапе человек выражает свои чувства по отношению к происходящему: может нарисовать, написать слова или собрать из Lego образ своего решения. Это нужно, чтобы донести своей команде видение лидера без искажения. Чувства очень сложно передать словами, поэтому на этом этапе надо использовать подручные — часто арт — средства.

6. Конструирование решения

На шестом шаге надо сконструировать решение и брать туда все, что до этого выразили. Совместно с командой создаются прототипы и минимально работающие решения итогового продукта.

7. Внедрение в жизнь

На данном этапе происходит сбор и анализ информации о том, как принятое решение влияет на социальную и экологическую ситуацию, насколько оно оказалось полезным и улучшило жизнь людей, приблизило ли это решение команду к тому желаемому будущему, которое она хочет создать. По сути, это возвращение в начало кривой U — прояснение ситуации и сбор информации по ней. То есть, процесс U является бесконечным путем создания и проверки инновационного продукта.

Принципы Теории U

Теория U не сработает без трех основных принципов, на которых основывается личность лидера.

1. Открытый ум — любопытство

Необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Чего я еще не знаю?» Если человек идет в мир с установкой, что все о нем знает, если он не готов принимать иные точки зрения, то он так и будет пользоваться устаревающей в его голове информацией.

2. Открытое сердце — эмпатия

Понимая истинные мотивы и чувства собеседника, человек может рассчитывать на честную обратную связь, а значит — выстраивать более полную картину происходящего, а не придуманную лишь в своей голове. Часто это проблема высокопоставленных управляющих: мало кто может сказать им в лицо, что на самом деле происходит, так как боятся осуждения и гнева.

3. Открытая воля — мужество и храбрость создавать инновации

Немаловажно иметь волю идти против трендов, говорить на самом деле то, что думаешь, даже когда это мнение противоречит большинству. Большинство никогда не создает инновации, их создают белые вороны, те единицы, кто идет против течения.

Кто и как применяет Теорию U?

Этот управленческий подход используют в компаниях Alibaba, Daimler, Eileen Fisher, Federal Express, Fujitsu, Googl, Hewlett-Packard, Shell Oil, The World Bank и других, а также в правительстве Великобритании и Китая.

В России принципы и инструменты Теории U в начале 2020 года с разгаром первой волны пандемии помогли некоммерческому сектору для решения социальных задач: четыре НКО и одна государственная организация использовали эту методологию для поиска новых способов взаимодействия со своими выгодоприобретателями. Торговая сеть «Азбука Вкуса» использовала данный подход для разработки стратегии компании в сфере устойчивого развития.

В 2019 году в компаниях «ВкусВилл» и «ТилТех Капитал» методология применялась для развития потенциала стартап-команд. Кроме того, инструменты Теории U применяются для построения корпоративной культуры в таких компаниях, как «Ростелеком», X5 Retail Group и Тинькофф-банк.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Теория поколений: как она работает и работает ли вообще

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

Что такое теория поколений

Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются.

О разнице между «отцами и детьми» размышляли еще средневековые философы. А вопросом смены поколений серьезно занялись в XIX веке. Ученые считали, что основным признаком объединения людей в поколение может быть общность ценностей и жизненного опыта. Если люди переживали большое общественное или социальное событие — война или кризис, — это влияло на их поведение и мышление.

Настоящую популярность теории принесли две книги: «Поколения: история будущего Америки, 1584—2069 годы» 1991 года и «Четвертый поворот: американское пророчество». Ее авторы — писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Они выделили четыре архетипа поколений со своим набором черт и ценностных установок. Социальные поколения сменяют друг друга раз в 15–20 лет.

Беби-бумеры — люди, которые родились в 1946–1963 годах. В молодости они пылкие и смелые, разрушают привычный уклад жизни. А в зрелости — наоборот, активно отстаивают стабильность и тот образ жизни, который для себя выбрали.

Поколение X — родились в 1964–1980 годы. Люди этого поколения растут в период разрушений старого образа жизни и строительства нового, поэтому рано взрослеют. «Иксы» — прагматики и индивидуалисты. Они высоко ценят материальные ценности и часто идут к своей цели, не обращая внимания на эмоции и мнения других людей.

Поколение Y, «миллениумы» и «миллениалы» — люди, родившиеся с 1981 по 1996. Они ориентированы на общие ценности и блага. Ценят технологии, гуманисты и оптимисты.

Поколение Z, «зумеры» — родившиеся в 1997—2012 годах. Взрослея, остро реагируют на кризисы безопасности. Готовы поменять индивидуальную свободу и сложность политических и общественных систем на усиленный внешний и общественный контроль.

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

В чем подвох теории поколений

Теория Штрауса-Хоува стала популярной в маркетинге и бизнес-менеджменте. Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал их книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Он даже разослал ее копии каждому члену американского Конгресса.

При этом теорию раскритиковали профессиональные историки и социологи:

Вот что говорил по поводу поколенческих теорий в мировой истории основатель Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин:

«Статистика подтверждает — несмотря на беспрестанные разговоры о глобализации, разница между сообществами остается глубокой, а часто и углубляется. Особенно глубока разница между тем, что в свое время называли третьим миром, и тем, что именовали капиталистическими индустриальными обществами. Даже линия разделения не меняется, потому что практически ни одно общество за время жизни последних двух поколений не перешло из одного мира в другой».

В то же время идеи Штрауса и Хоува вдохновили многих исследователей на изучение поколений. Одни начали искать поколенческие различия, другие сосредоточились на поиске границ между поколениями. А поколению Z и его характеристикам посвящено как минимум шесть независимых исследований.

На чем базируется теория. Смотреть фото На чем базируется теория. Смотреть картинку На чем базируется теория. Картинка про На чем базируется теория. Фото На чем базируется теория

Как теория поколений работает на практике

Мнения специалистов в области маркетинга, HR и менеджмента о пользе теории поколений также разнятся.

Джулиан Биркиншоу, профессор стратегии и предпринимательства Лондонской школы бизнеса, считает рассуждения о поколениях непродуктивными:

«Думаю, мы тратим слишком много времени на разговорах о различиях между ними. Мои исследования ясно показывают, что дело не в каких-то поколенческих чертах, а в том, что люди приобретают с годами опыт, развиваются в различных отношениях, принимают более здравые решения».

Член правления и вице-президент по управлению персоналом ГК «Элемент» Оксана Кухарчук отмечает, что несмотря на критику, теория помогает объяснить руководителям, почему сотрудникам разных возрастов может быть сложно работать в команде. А еще — как эффективно ставить им цели, в чем ключевая разница восприятия работы и стиля жизни:

«Попытка понять, что движет поколениями, поможет руководителям компаний максимально эффективно отстроить HR-процесс и обеспечить развитие бизнеса. Используя ценностный подход, заложенный в теорию поколений, мы разрабатываем мотивационные программы, социальные мероприятия, предлагаем различные инструменты управления. Например, представители поколения Y лучше воспринимают краткосрочные задачи в перспективе 3–9 месяцев. Для них мы показываем глобальную задачу, но обязательно разбиваем на подзадачи и боле короткие подпроекты, чтобы поддерживать интерес и эффективность. Поколение Х пережило развал Советского Союза, несколько экономических кризисов и привыкло много работать. Понимая это, мы реализуем социальные программы по заботе о здоровье, выгоранию и проект наставничества «наоборот», когда молодежь обучает сотрудников более зрелого возраста пользоваться мобильными технологиями и трендам в области цифровизации».

В то же время директор по персоналу и культуре компании Hempel в России, Турции и Европе Алсу Полякова не ориентируется в работе на теорию поколений:

«Прежде всего, оригинал теории базируется на истории США, и он не пригоден для нашей страны. У нас собственный культурный код, своя история. Но главное — в самой теории содержится обобщение, приклеивание ярлыков. Под описание поколения может подойти один из десяти человек, но теория будто стрижет всех под одну гребенку. По ней мы упускаем, где и как люди росли, какие ценностные установки они получили в своих семьях, с каким образованием стали работать. Конечно, можно учитывать некоторые положения теории, однако в HR, наоборот, идет тренд на индивидуализацию работы с сотрудниками. Вместо того чтобы всем раздавать одинаковые страховки, сейчас чаще появляется принцип кафетерия, по которому люди сами выбирают, взять им, к примеру, дополнительную медстраховку на члена семьи или расширить свою».

Андрей Байков, директор по цифровой трансформации McDonald’s, считает, что теория поколений полностью применима в маркетинге, поскольку их статистические данные показали различия между поколениями и тем, как они воспринимают информацию, как реагируют на нее и насколько легко им дается взаимодействие с цифровыми каналами:

«Например, беби-бумеры больше, чем кто-либо другой, лояльны к брендам. Если один раз завоевать их доверие, особенно в FMCG, они останутся с компанией надолго, если не навсегда. Они достаточно хорошо реагируют на кросс-сейлы и апсейлы. При этом менее склонны к покупкам со смартфонов и чаще пользуются десктопами. Отличие российских потребителей из этого поколения от западных в том, что для них гораздо более важным параметром для покупки являются скидки.

Поколение X — самое экономически активное население страны. Оно хорошо разбирается в технологиях, охотно взаимодействует с электронной почтой, поэтому для них email-маркетинг все еще очень актуален. В свое время они были самыми активными пользователями купонных сайтов. При всей любви к онлайн-покупкам, продолжают ходить в офлайн-магазины. На них хорошо действует таргетированная реклама: они понимают, как она работает, но не пугаются этого. В этом поколении также есть прослойка людей, которым важна социальная ответственность брендов.

Миллениалы очень любят современные технологии и первыми пробуют новые сервисы, соцсети, приложения. При поиске товаров в интернете очень сильно полагаются на отзывы, без них могут вовсе отказаться от покупки. Охотно используют социальные механики по типу «приведи друга». Отчасти потому, что для них естественно поделиться постом в соцсетях и получить за это бенефиты. Активные участники программ лояльности, вместо кипы пластиковых карт предпочитают приложения в смартфоне. Практически не восприимчивы к баннерной рекламе, но аудиоролики или рекламу в подкастах воспринимают хорошо».

Стоит ли пользоваться теорией

Результаты опросов и исследований можно применять в организации стажировок для молодых специалистов или в образовательных программах для подростков. Но полагаться на теорию как на единственный правильный подход к анализу исторических и общественных процессов не стоит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *