На чем была сделана надпись незадолго до посадки юрия гагарина на корабль
На чем была сделана надпись незадолго до посадки юрия гагарина на корабль
12 апреля 1961 года состоялся первый в истории полет человека в космос. Советскому летчику Юрию Алексеевичу Гагарину суждено было покинуть планету Земля на корабле «Восток-1» и благополучно вернуться спустя 1 час 48 минут. Что любопытно, на знаменитых фотографиях сразу после приземления Гагарин запечатлен в окружении людей, одетый в куртку, подозрительно напоминающую простой советский ватник.
Скафандр первого космонавта: из чего он сделан
Во время подготовки к полету представители разных отраслей советской науки объединили свои усилия для достижения общей цели. В стороне не оставались и химики. Именно им космонавт во многом обязан созданию СК-1. Скафандр изготовили из специальных материалов. Один из них – лавсан или полиэтилентерефталат. Этот материал относится к группе термопластов. На тот момент лавсан считался новейшим материалом, полученным относительно недавно – в 1949 году в Лаборатории Высокомолекулярных соединений Академии наук. Вот почему его сокращенное название звучит именно так. Лавсан взяли для изготовления силового слоя скафандра. Любопытно, что в наши дни этот материал используется не только для волокон одежды, но и для производства пищевых пластмасс. Например, из него делают пластиковые бутылки с маркировкой «ПЭТ».
Помимо лавсана, скафандр был сделан из резины. Она составляла так называемый герметичный слой. Процесс получения резины для промышленных нужд тоже зародился в СССР. В 1927 году ученый С.В. Лебедев смог получить искусственный каучук, а уже потом, нагревая каучук и серу, химики «создали» резину. Для изготовления скафандра Юрия Гагарина использовался синтетический каучук высокой степени очистки.
Внешний слой скафандра, доступный для всеобщего обозрения, представлял собой тот самый оранжевый чехол. Он изготавливался из болоньи, покрытой водонепроницаемыми материалами. Эта ткань тоже стала производиться в СССР незадолго до первого полета – с 1960 года. Оранжевый цвет выбрали из соображений безопасности. Космонавта в таком ярком скафандре было проще обнаружить. «Восток» не имел системы мягкой посадки, и после катапультирования приземляться приходилось на парашюте, который могло унести в опасном направлении.
Космический ватник
К облику первого космонавта во время полета как нельзя лучше подошло бы просторечное выражение «одет как капуста». На Гагарине фактически было несколько слоев одежды: нательное белье, три слоя теплозащитного комбинезона, слои из лавсана, резины и, наконец, оранжевый чехол. «Ватник», одетый Гагариным под скафандр, на самом деле был теплозащитным костюмом, который можно было использовать даже отдельно. Он помогал сохранить оптимальную температуру при аварийном приводнении. Кроме того, имелась и система принудительной вентиляции подскафандрового пространства, а скафандр через шланг продували воздухом из кабины. При разгерметизации он отсекался, иллюминатор шлема закрывался, и включалась подача кислорода из баллонов.
Надеть СК-1 самостоятельно было почти невозможно, и космонавту помогали специалисты. В документах, связанных с эксплуатацией скафандра, подробно расписано каждое действие: «просунуть ноги в правую и левую штанины» и «просунуть руки в рукава». Сначала в инструкции был указан пункт, что после основных манипуляций следовало проверить положение скоб катапультирования, но потом его вычеркнули. Зато перед полетом космонавт должен был проверить систему вентиляции СК-1 и обязательно надеть гермоперчатки.
Поскольку никто не был уверен, где именно приземлится Гагарин, пришлось предпринять еще один важный шаг. Дело в том, что изначально на шлеме космонавта не было надписи «СССР». Ее нанесли за несколько минут до старта, чтобы обезопасить космонавта по возвращении на Землю и не навлечь на него подозрений со стороны местных. Все хорошо помнили историю с американским пилотом-разведчиком Гэри Пауэрсом, поэтому опасались, что бдительные граждане примут Гагарина за шпиона. Краска, с помощью которой надпись нанесли на шлем, применялась в те годы для покраски автомобильных кузовов. При комнатной температуре она высыхала довольно быстро, за 10-15 минут. Позднее «дизайн» шлемов несколько изменится. Например, Алексею Леонову, который в 1965 году первым выйдет в открытый космос, добавили дополнительный слой из тонкого напыления серебра для защиты от ультрафиолетового излучения.
На чем была сделана надпись незадолго до посадки юрия гагарина на корабль
Место, где приземлился первый космонавт мира, люди назвали Гагаринским полем. С первых же дней оно привлекло внимание не только жителей Саратовской области и нашей страны, но и зарубежных гостей. С одной стороны — несколько унылый пейзаж, брошенное людьми место, про которое вспоминают только когда наступает юбилейный День Космонавтики. С другой — место обитаемое, посещается брачующимися парами, космонавтами и т.д. И вообще, мест на Земле, где приземлился первый космонавт, не так уж много…
Сначала на месте приземления Ю.А. Гагарина вкопали столбик с дощечкой, на которой была надпись: «Не трогать. 12.04.61. 10 ч.55 м. Моск. врем.». Через год здесь соорудили небольшой постамент. Ныне на месте приземления возвышается обелиск с космической ракетой и памятником Ю.А. Гагарину.
У обелиска посажены деревья: ели, березы, клены, белые акации, а на склоне оврага — аллея вязов. От магистральной дороги к месту приземления Гагарина ведет узкая асфальтированная дорога, окаймленная пирамидальными тополями.
Приземление первого космонавта мира на Саратовской земле не планировалось, его ожидали в районе Казахстана. Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета.
На высоте 7 тысяч, согласно программе полета, Юрий Алексеевич катапультировался из кабины корабля и на парашюте стал опускаться на Землю. Многие люди до сих пор путают место приземления космонавта и кабины корабля. В официальной печати сообщалось, что Ю.А. Гагарин приземлился «в заданном районе» в кабине корабля «Восток». Это неправда. Юрий Алексеевич автономно приземлился на парашюте.
«Заданный район» недолго был секретным, но в печати и ныне нет-нет да и появится это выражение — заданный район. Он теперь известен: деревня Смеловка Терновского (ныне Энгельсского) района Саратовской области, в 27 километрах южнее города Энгельса. Географические координаты: 51°16′ северной широты и 45°59′ восточной долготы.
Доклад тов. ГАГАРИНА Ю. А. от 13 апреля 1961 г. на заседании Государственной комиссии после космического полёта:
СОВ. СЕКРЕТНО
экз. № 1
«…Подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. В это время приблизительно на высоте 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка № 1. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошёл выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, всё нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввёлся в действие стабилизирующий парашют.
На кресле я сидел очень удобно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое.
Катапультирование произошло, по моим расчётам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придётся приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило всё это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз.
Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдаётся. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове.
Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца.
Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа (НАЗ — носимый аварийный запас). Слышал как дёрнул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё. Я понял, что НАЗ пошёл вниз самостоятельно.
Вниз я посмотреть не мог, куда он там падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жёстко к спинке привязан.
Тут слой облачков был. В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах.
Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит чёрный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления.
Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нём много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идёт речушка-овраг. Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина телёнка пасёт. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несёт. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернёшься. Перед землёй примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7. Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Приземление было очень мягкое. Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она ещё не высохла, Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошёл вперёд. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — всё цело. Значит, жив, здоров.
Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа *(ОРК — объединенный разъем кислородный.)*, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально.
Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идёт ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошёл навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от неё отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но всё-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошёл, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса. Познакомились с ней, и она рассказала мне, что по телефону можно говорить с полевого стана. Я попросил женщину, чтобы она никому не разрешала трогать парашюты, пока я схожу до полевого стана.
Только подходим к парашютам, здесь идут человек 6 мужчин: трактористы, механики с этого полевого стана. Познакомился с ними. Я им сказал, кто я. Они передали, что вот сейчас передают сообщение о космическом полёте по радио.
Через минуты 3 подошла автомашина ЗИЛ-151. На ней прибыл майор артиллерист тов. ГАЛИМОВ из дивизиона. Мы представились друг другу. Я попросил как можно побыстрее сообщить в Москву. Выставили часового у парашютов, и поехал вместе с ним в часть. Приехали в часть. Он вызвал командный пункт дивизии. Потом вызвали командующего округом. Через командующего округом доложили в Москву обо всём. Поступила команда задержаться на месте приземления. Я там на радостях сфотографировался пару раз. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая тепловая одежда, а в оранжевой и серой оболочке и в гермошлеме я не фотографировался. Скафандр мы положили в машину. Когда уезжали, я видел вертолёт, который шел от г. Энгельса. К этому времени я уже спросил и твёрдо знал, что г. Энгельс рядом.
Мы поехали на место приземления. Я знал, что это поисковая группа прибыла на вертолёте. Едем по шоссе и видим, что вертолёт поднялся и идёт к военному гарнизону. Мы выскочили из машины, начали махать ему. Вертолёт приземлился. Находившиеся на нём генерал-лейтенант и полковник взяли меня на борт вертолёта. Я сказал, что сейчас сюда должен прилететь генерал КАМАНИН и генерал АГАЛЬЦОВ, и что мне надо быть возле места приземления. Садимся около места, где лежат мои парашюты. Мне передали команду, чтобы лететь в г. Энгельс. Мы сразу поднялись и полетели туда.
Как только вышел из вертолёта, генерал ЕВГРАФОВ сразу же вручил мне телеграмму от Н. С. ХРУЩЁВА. Поздравительная телеграмма. Я тут прослезился. Наплыв чувств. Затем сразу по телефону связались с Главнокомандующим ВВС. Я доложил главному маршалу авиации тов. ВЕРШИНИНУ о выполнении задания. Он меня поздравил с выполнением задания, поблагодарил, поздравил с присвоением воинского звания «майор». Я ответил как положено. Пожелал мне всего хорошего.
Главнокомандующий сказал, что сейчас соединят меня по телефону с Н. С. ХРУЩЁВЫМ и Л. И. БРЕЖНЕВЫМ. Соединили с тов. БРЕЖНЕВЫМ. Я доложил о выполнении задания, о том, что все системы работали хорошо, что приземление произошло в заданном районе, что чувствую себя хорошо. Он поздравил меня, пожелал всего хорошего. Я поблагодарил. Он сказал, что скоро нам будет звонить Н. С. ХРУЩЁВ. Мы поехали с генералом АГАЛЬЦОВЫМ на «ВЧ».
Вскоре нам позвонил Н. С. ХРУЩЁВ. Я доложил о выполнении задания. О хорошей работе всех систем, о своём самочувствии. Он поблагодарил за выполнение задания, поздравил с окончанием полёта, поинтересовался моей семьёй, родителями. Я сердечно поблагодарил Н. С. ХРУЩЁВА за его внимание, за отеческую заботу. Он сказал мне: «До скорой встречи в Москве».
Затем было поздравление корреспондента «Правды», корреспондента «Известий» и главного агитатора-пропагандиста тов. ИЛЬИЧЁВА. Я поблагодарил их за дружеские, тёплые слова, которые они высказали в мой адрес. Они просили меня сказать несколько слов читателям «Правды». На их поздравления с подвигом я ответил, что собственно подвиг не столько мой, сколько всего советского народа, всех инженеров, техников, представителей советской науки.
После этого генерал-полковником АГАЛЬЦОВЫМ было принято решение лететь в Куйбышев. Сели на самолёт. С трудом пробились через толпу, которая там образовалась. Всем хочется посмотреть. Добрались к машине. Прилетели. Ну вот и всё.»
Источник: Известия ЦК КПСС, 1991 г., № 5.
Казалось бы, все понятно: шар — отдельно, Гагарин — отдельно, такова принятая конструкторами схема, и что-то оспаривать или скрывать тут бессмысленно. Однако и эти подробности долгое время оставались секретными.
На послеполетной пресс-конференции один из западных корреспондентов спросил у Гагарина, как произошло приземление: в кабине корабля или на парашюте вне ее. Космонавт стал консультироваться с руководителем конференции и затем неожиданно для всех сообщил, что Главный конструктор предусмотрел оба способа посадки: как внутри, так и вне корабля (!?). Почему он не сказал правду? Оказывается, кто-то из наших «идеологов» решил, что катапультирование и спуск на парашюте умаляют героизм космонавта, преуменьшают заслугу советских специалистов. Будучи человеком дисциплинированным, Гагарин подчинился команде и ответил, как было указано.
Эта история имела продолжение. Примерно через три месяца в Париже Международная аэронавтическая федерация (ФАИ), на своем заседании должна была зафиксировать мировой рекорд Юрия Гагарина, но по установленным правилам рекорд официально регистрировался только в том случае, если пилот приземлялся в своем самолете или космическом корабле. Вот тут-то вновь и встал вопрос о том, как приземлился Гагарин. Советская делегация утверждала, что он был в кабине. Руководители ФАИ требовали предоставить соответствующие документы. Наши представители, конечно, никаких документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Перебранка шла около пяти часов. Когда наступило время обеда, официальные руководители ФАИ решили согласиться с утверждением, что Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали его рекорд.
Похожие Сообщения
3 комментария к: Как на самом деле происходило приземление Ю.А. Гагарина? Факты от первого лица
сказал Бойчук Олег, июля 26 2011 @ 7:00 пп
На чем была сделана надпись незадолго до посадки юрия гагарина на корабль
Приземление первого космонавта Юрия Гагарина произошло недалеко от Энгельса. На этом историческом месте был возведён памятный комплекс.
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. Вот, что указано в исторической справке о том дне: «пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным космический корабль «Восток», завершая первый в истории полёт человека в космос, приземлился севернее запланированной точки в полях к югу от Энгельса. Полет, в который входили подъем на высоту 327 километров, выполнение одного оборота вокруг Земли и спуск в назначенное место, длился 108 минут. За свой подвиг Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза. Символично, что приземление было совершено именно близ Саратова, где шестью годами ранее Гагарин с отличием закончил индустриальный техникум.» Здесь же, на берегах Волги, первый космонавт учился в аэроклубе ДОСААФ и сделал свой первый удачный и самостоятельный полет на самолете «ЯК-18».
Указатель на трассе
Данное событие было засекречено (и готовилось три варианта обращения), о полёте человека в космос было объявлено в новостях уже после выхода на орбиту. В 10 часов 02 минуты диктор радио произнес: «Внимание! Говорит Москва! Человек в космосе!» Этот замечательный день весны стал праздником для всего человечества, ознаменовав начало космической эры.
После поворота три километра по тополиной аллее
Приземление Юрия Гагарина ожидалось в районе Сталинграда (сейчас Волгоград). Но дальность и время полета космического корабля изменились в результате того, что орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 км из-за сбоя в системе торможения корабля. На высоте 7 тысяч метров летчик-космонавт катапультировался из кабины корабля и на парашюте спустился на Землю. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона зафиксировал неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
Первоначально, в официальной версии говорилось, что Юрий Гагарин приземлился на землю именно в космическом аппарате, а не катапультировался заранее.
Тополиная аллея приводит к месту приземления Гагарина
Мемориальный комплекс «Гагаринское поле»
Комплекс не большой
Из воспоминаний Юрия Гагарина о посадке и своих первых минутах на Земле: «Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. Десять тысяч метров. Девять тысяч. Восемь. Семь. Внизу блеснула лента Волги. Случилось, как в хорошем романе. Мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете». Первый космонавт мог приводниться в Волгу, которая на тот момент была заполнена льдинами. Но хорошая парашютная подготовка выручила его: управляя стропами парашюта, он ушел от водной глади, и стал приземляться в двух километрах от берега. Упав на землю и погасив парашют, Гагарин крепко прижался к земле. Гагаринская кабина приземлилась в 4 километрах от села Узморье.
Юрий Гагарин в окружении первых свидетелей сразу после приземления
Записка Юрия Гагарина, написанная и подписанная им на клочке бумаги после исторического полёта
У самого космонавта не было никакой связи с центром. В итоге, до сих пор идут споры о том, на поле какого колхоза приземлился Юрий Гагарин: терновского «Ленинский путь» или узморского имени Шевченко. Ещё одна версия утверждает, что настоящим местом был находящийся чуть севернее полигон у села Подгорное.
Первая табличка на месте приземления капсулы
Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта.
Вскоре после приземления к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин». Так как точное место не известно (и его по началу скрывали), поле, на котором после был установлен обелиск, можно считать формальным местом приземления. Комплекс был установлен недалеко от деревни Смеловка Саратовской области.
На энгельсском аэродроме
1962 год. На месте приземления.
12 апреля 1962 года. На месте приземления.
Кабина космонавта, на которой Гагарин спустился на Землю, по форме напоминает шар. После приземления, когда кабина была осмотрена, казалось невероятным, что в ней мог быть человек. Металлический корпус был сильно оплавлен, а окно-иллюминатор оказалось полностью закопченным. На место приземления спускаемого аппарата была установлена табличка с надписью: «Не трогать 12.04.61». В скором времени она пропала, вероятнее всего, местные жители взяли ее на память, а столбик простоял еще целый год. За несколько дней до годовщины знаменательного полета рядом со столбиком был изготовлен цементный постамент с памятной табличкой.
Деревья ещё не выросли
1981 год. Установка скульптуры Юрия Гагарина
Скульптура Ю.А. Гагарина
На месте приземления в 1965 году был установлен 27-метровый обелиск в виде взлетающий в небо ракеты. В 1981 году на постаменте у основания обелиска появился скульптурный памятник Юрию Гагарину. На одной из сторон постамента, которая облицована серым мрамором, прикрепили табличку из металла с надписью: «12 апреля 1961 года здесь приземлился первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин». Вокруг обелиска со временем был посажен парк, сделав это место более уютным для туристов. Вдоль дороги, которая приводит к «Гагаринскому полю» от трассы, высадили аллею из тополей с пирамидальной кроной. В 2011 году к 50-летию полета комплекс дополнили открытые в торжественной обстановке стенды с барельефами работы скульптора Александра Рожникова видных деятелей освоения космоса, в частности К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Г.С. Титова.
Аллея первых космонавтов
Использованы материалы с сайтов:
Юрий Гагарин. Неизвестное об известном
Вот уже более полувека минуло со дня легендарного полёта в космос Юрия Гагарина. Сегодня полёты в космос стали совсем обыденным делом, нам теперь сложно даже и предположить о каких-то трудностях, проблемах, непредвиденных обстоятельствах, с которыми сталкивались в то время космонавты, корабли и их конструкторы. Подготовка к запуску первого человека в космос, вкупе холодной войны с американцами, безусловно делалась в спешке и некоторые вещи были ненамеренно упущены или не доработаны. Но многое о космонавтах, кораблях и их полётах в те годы было скрыто и преднамеренно, в целях сохранения любой информации, способной сохранить лидерство страны в космической гонке. И только последнее десятилетие начинает потихоньку приоткрываться завеса ранее нам неизвестного и тайного.
1. Изначально было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано самим Юрием Гагариным, а другие два его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Для ТАСС также готовились три варианта «о первом полёте человека в космос»: об успешном полёте, на случай поисков космонавта, о возможной трагедии и катастрофе.
2. До космического корабля шёл не один Юрий Гагарин, а все три космонавта — Гагарин, Титов, Нелюбов. В случае непредвиденных обстоятельств к полёту был готов каждый из них. Но, в отличии от Гагарина и Титова, Нелюбов в скафандр одет не был.
3. Незадолго до запланированного старта «Востока», при штатной проверке всех систем и герметичности корпуса корабля, датчик на люке загорелся аварийным режимом «разгерметизация». До старта оставалось так мало времени, что фактически решался вопрос о переносе запуска. И тогда конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и технические специалисты решились на первый «космический» подвиг. За несколько минут специалисты отвернули 30 гаек люка, поправили датчик и вернули люк на место. Повторная проверка герметичности ошибок не показала. Запуск корабля был продолжен согласно штатному расписанию.
4. Полёт Юрия Гагарина проходил в полностью автоматическом режиме. На земле было решено полностью довериться технике, поскольку работоспособность человека в условиях космической невесомости изучена не была и не могла быть предсказуемой. На случай отказа электронных систем Гагарину был передан конверт, в котором находился лист с кодовой надписью «25». Эти цифры позволяли перевести корабль в ручное управление.
5. При спуске на Землю Юрий Гагарин, увидев в иллюминаторе огненное пламя, обронил фразу: «Я горю, прощайте, товарищи!» Гагарин предполагал, что раз космический корабль охвачен пожаром, то жить ему осталось совсем недолго. Действительно, в земных условиях обычному летчику самолёта такое зрелище означало бы скорую трагедию, а о том, как будет выглядеть прохождение плотных слоёв атмосферы при спуске никто и не догадывался. На самом деле трение обшивки космического корабля об атмосферу – штатный момент, который сегодня происходит при каждом полёте, а космонавты и конструкторы полностью готовы к огненному зрелищу.
6. Летательная система корабля Гагарина не имела возможности самостоятельного приземления. Поэтому на последних километрах спуска космонавту пришлось выброситься с парашютом без предусмотренной автоматической катапульты. Несмотря на это первый космонавт страны и планеты приземлился самостоятельно и благополучно. Американские исследователи не без доли критики писали, что данный способ приземления был единственным возможным для космонавта «Востока» по причине отсутствия двигателей мягкой посадки. Но, на самом деле, наши конструкторы и специалисты остановились на таком варианте намеренно, изучая возможное воздействие высокой температуры в плотных слоях атмосферы на корпус корабля, не исключали возможности «залипания» люков.
7. Первый космический полёт Юрия Гагарина длился ровно 1 час 48 минут.
8. Переговоры Юрия Гагарина из космоса с Сергеем Королёвым на земном командном пункте являлись «голливудской» иммитацией, сделанной уже после полёта. Всё дело в том, что в момент реального старта ни Королёву, ни Гагарину, ни кому-то другому было не до этого — в первый полёт человека в космос все тщательно следили за работой корабля и состоянием космонавта. А хронику переговоров решили воссоздать, по тем же словам, что и были сказаны космонавтом и главным конструктором 12 апреля 1961 года.
9. Международная аэронавтическая федерация (FAI) отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина по причине раздельного приземление корабля и космонавта. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году. Как пишет в своей книге «Юрий Гагарин. Космонавт №1» Антон Первушин: «Самый острый конфликт вокруг фальсификации итогов первого космического полёта возник в июле 1961 года. Тогда в Париже проходило заседание Международной аэронавтической федерации, на котором предстояло зафиксировать мировые рекорды Гагарина. Согласно правилам рекорд регистрировался лишь в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата, и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. Хотя спортивный комиссар Иван Григорьевич Борисенко не мог присутствовать при посадке Гагарина из-за ошибок в расчётах, он заявил, что был на месте приземления. Однако скрыть факт катапультирования оказалось сложнее. Пресса сразу после полёта писала, что в спускаемом аппарате «Востока» имеется кресло, которое катапультируется вместе с космонавтом при возникновении аварийной ситуации. Советская делегация в течение пяти часов доказывала, что Гагарин находился в кабине при приземлении, но отказывалась предъявить какие-либо документы на этот счет. В результате Федерация вынуждена была согласиться с утверждением и зарегистрировала рекорд».
10. Не менее удивительны и оригинальны версии относительно надписи «СССР» на шлеме космонавта. Как она вообще появилась на шлеме первого космонавта, почему периодически исчезала? В этих вопросах нет окончательной ясности до сих пор. Согласно первой версии, представленной Героем Советского Союза, лётчиком-испытателем Марком Галлай, который непосредственно находился при старте Гагарина, считается что за менее получаса до выезда Гагарина на старт вспомнили про «шпионский» полёт американца Пауэрса и нанесли на шлем буквы «СССР», чтобы при случае космонавта не спутали с вражеским диверсантом, да и рисовали уже прямо на голове Гагарина, будучи облачённого в скафандр. Согласно другой версии, ветераны предприятия «Звезда», которое производило экипировку для первого космонавта, заявляют, что надпись была сделана заблаговременно, и даже приписывают это рабочему по фамилии Давидянц.
11. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке для доклада перед Хрущёвым об успешном полёте в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта, которые вызвали добрую улыбку на лице каждого советского человека. Вот он простой, добрый, обычный советский космонавт.
12. Если Вам в руки попадутся материалы или какие-то документы касательно подготовки и запуска первого человека в космос с какими-то странными фамилиями и неизвестными авторами, то не спешите считать их «подделками». Например, Сергея Королёва в официальных документах называли «профессор К.Сергеев», Валентин Глушко фигурировал как «профессор В.Петрович». А уже после самого полёта Гагарина о Королёве не упоминалось ни в одной из статей и книг, посвященных истории ракетостроения в советской России.
13. Юрий Гагарин после своего исторического полёта был награжден автомобилем «Волга» с номерами 12-04 ЮАГ, образованных датой полёта и личными инициалами. Примечательно и то, что за всеми остальными космонавтами на их именных машинах сохранили буквы ЮАГ, ставшие «индексом» Звёздного городка в Московской области. Однажды Гагарин на подаренной ему «Волге» стал виновником дорожной аварии. Пострадавших не было, оба автомобиля были очень сильно разбиты. Прибывший патрульный милиционер, конечно же, узнал Ю. А. Гагарина, отдал честь и заверил, что непременно накажет виновного. Пенсионер, хозяин разбитой «Победы», тоже улыбался Гагарину, повторяя, что первая авария в жизни и та с первым космонавтом! Милиционер остановил попутную машину и попросил отвезти Гагарина по его делам. Отъехав немного, Юрий попросил водителя вернуться к месту аварии. Ознакомившись лично с делом об аварии, Гагарин обнаружил, что вину милиционер возложил на пенсионера. Кроме восстановления справедливости (космонавт добавил от себя в деле «виноват»), Юрий полностью отремонтировал пострадавшую машину и оплатил все работы.
Юрий Гагарин был наделён тем редким даром, когда человек, достигнув в жизни и звёзд, и «звёзд», продолжал оставаться прежде всего Человеком.